Стихи жуковского певец во стане русских воинов: Певец во стане русских воинов / В. А. Жуковский

Стихотворения. Баллады. Поэмы» Василия Жуковского📚 — лучшие афоризмы, высказывания и крылатые фразы — MyBook.

Цитаты из книги «Певец во стане русских воинов: Стихотворения. Баллады. Поэмы» Василия Жуковского📚 — лучшие афоризмы, высказывания и крылатые фразы — MyBook.

Что выбрать

Библиотека

Подписка

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

  1. Главная
  2. Cтихи и поэзия
  3. ⭐️Василий Жуковский
  4. org/ListItem»>📚Певец во стане русских воинов: Стихотворения. Баллады. Поэмы
  5. Цитаты из книги

«Парфений, слышишь?.. Крик вдали — То Ивиковы журавли!..»

24 сентября 2018

Поделиться

«Блажен, кто незнаком с виною, Кто чист младенчески душою! Мы не дерзнем ему вослед; Ему чужда дорога бед… Но вам, убийцы, горе, горе!

24 сентября 2018

Поделиться

Гроза души, ума смутитель, Эринний страшный хор гремит; И, цепенея, внемлет зритель; И лира, онемев, молчит:

24 сентября 2018

Поделиться

Ему с крылатою мечтою Послал дар песней Аполлон: И с лирой, с легкою клюкою, Шел, вдохновенный, к Истму он.

24 сентября 2018

Поделиться

Последний луч зари на башнях умирает;

23 октября 2017

Поделиться

Невыразимое подвластно ль выраженью?..

5 октября 2017

Поделиться

Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила!

5 октября 2017

Поделиться

Но льзя ли в мертвое живое передать?

5 октября 2017

Поделиться

Какой для них язык?. . Горе́ душа летит, Все необъятное в единый вздох теснится, И лишь молчание приятно говорит.

5 октября 2017

Поделиться

Хотим прекрасное в полете удержать, Ненареченному хотим названье дать — И обессиленно безмолствует искусство!

5 октября 2017

Поделиться

Стандарт

(11 оценок)

Читать книгу: «Певец во стане русских воинов: Стихотворения. Баллады. Поэмы»

Василий Жуковский

О проекте

Что такое MyBook

Правовая информация

Правообладателям

Документация

Помощь

О подписке

Купить подписку

Бесплатные книги

Подарить подписку

Как оплатить

Ввести подарочный код

Библиотека для компаний

Настройки

Другие проекты

Издать свою книгу

MyBook: Истории

Стихотворения. Баллады. Поэмы» читать онлайн книгу 📙 автора Василия Жуковского на MyBook.ru

«Певец во стане русских воинов: Стихотворения. Баллады. Поэмы» читать онлайн книгу 📙 автора Василия Жуковского на MyBook. ru

Что выбрать

Библиотека

Подписка

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

  1. Главная
  2. Cтихи и поэзия
  3. ⭐️Василий Жуковский
  4. 📚«Певец во стане русских воинов: Стихотворения. Баллады. Поэмы»

Отсканируйте код для установки мобильного приложения MyBook

Недоступна

Стандарт

(11 оценок)

Василий Жуковский

383 печатные страницы

2008 год

6+

Читать онлайн

Эта книга недоступна.

 Узнать, почему

О книге

Великий поэт, основоположник романтизма в русской литературе Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) – выдающаяся личность первой половины XIX века, сочетавший в себе высокую гражданскую позицию, необыкновенную душевную щедрость и незаурядный поэтический талант. «… Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности, к тому же переводный слог его останется всегда образцовым», – писал Пушкин, ученик поэта. Мелодическая и завораживающая поэзия Жуковского с удивительной точностью передавала лирику человеческой души и подлинного чувства.

Помимо стихотворений, в книгу вошли баллады, поэмы, сказки, басни, а также избранная проза.

читайте онлайн полную версию книги «Певец во стане русских воинов: Стихотворения. Баллады. Поэмы» автора Василий Жуковский на сайте электронной библиотеки MyBook.ru. Скачивайте приложения для iOS или Android и читайте «Певец во стане русских воинов: Стихотворения. Баллады. Поэмы» где угодно даже без интернета.  

Подробная информация

Объем: 
691198
Год издания: 
2008
ISBN (EAN): 
9785699299089
Время на чтение: 
10 ч.

Cтихи и поэзия

Русская классика

Литература 19 века

Правообладатель

21 467 книг

Поделиться

Книги, похожие на «Певец во стане русских воинов: Сти…»

По жанру, теме или стилю автора

Стихотворения

Николай Некрасов

Отрывки из романа «Евгений Онегин»

Александр Пушкин

Стихотворения

Иван Бунин

Стихотворения

Александр Блок

Стихотворения

Евгений Баратынский

Стихотворения

Александр Блок

Стихотворения

Михаил Лермонтов

Странный человек

Михаил Лермонтов

Два брата

Михаил Лермонтов

Цыганы

Михаил Лермонтов

Цитаты из книги «Певец во стане русских воинов: Сти.

..»

«Парфений, слышишь?.. Крик вдали — То Ивиковы журавли!..»

24 сентября 2018

Поделиться

«Блажен, кто незнаком с виною, Кто чист младенчески душою! Мы не дерзнем ему вослед; Ему чужда дорога бед… Но вам, убийцы, горе, горе!

24 сентября 2018

Поделиться

Гроза души, ума смутитель, Эринний страшный хор гремит; И, цепенея, внемлет зритель; И лира, онемев, молчит:

24 сентября 2018

Поделиться

Автор книги

Василий Жуковский

48 книг

Другие книги автора

Светлана

Василий Жуковский

За всё, за всё тебя благодарю я. Лучшие стихи Золотого века о любви

Александр Пушкин

Стихотворения и баллады

Василий Жуковский

Спящая царевна

Василий Жуковский

Лучшие сказки русских писателей

Александр Пушкин

Сказки русских писателей

Александр Пушкин

Другие аудиокниги автора

Светлана

Василий Жуковский

Поэтические вечера

Александр Пушкин

Баллады. Поэмы. Стихотворения

Василий Жуковский

Романтическая повесть 1

Василий Жуковский

Баллады

Василий Жуковский

Стихи для внеклассного чтения

Александр Пушкин

О проекте

Что такое MyBook

Правовая информация

Правообладателям

Документация

Помощь

О подписке

Купить подписку

Бесплатные книги

Подарить подписку

Как оплатить

Ввести подарочный код

Библиотека для компаний

Настройки

Другие проекты

Издать свою книгу

MyBook: Истории

У истоков Наполеона Тема: Герой В.А. Ранние произведения Жуковского

Реферат

На основе исследования самых ранних стихотворений Жуковского 1797-1800 гг. выделены принципиальные нравственно-философские ориентиры художественной рефлексии на тему Наполеона. Ранние очерки Жукозского позволяют раскрыть характер его представлений о Войне, Мире, Славе, Человеколюбии, Героической доблести. В сочинении «Мир и война» (1798) в нравственно-философском аспекте Мир представлен как идеальное воплощение Добра, а Война противопоставлена ​​ему как Зло.

Очерки «Настоящий герой» (1799) и «Герой» (1800 г.) демонстрируют отказ от прославления тех людей, которые добиваются славы посредством жестокости, злодейства и действия которых интерпретируются как блуд, отречение от Бога и Природы ради призрачной славы. Этот путь, несомненно, считается смертельным. Жуковский разоблачает миф о героизме и воинской славе Александра Македонского, характеризуя его мотивы и амбиции, полные тщеславия и высокомерия, крайне эгоистичными. Здесь Жуковский создает специфический религиозно-философский культ героической добродетели. Этико-религиозно-философские основания представлений Жуковского о добродетельном Герое реализовались в 179 г.8 в двух своих стихотворениях «Добродетель». Здесь поэт полагает, что первостепенной ценностью настоящего героя является самоотождествление со светом добродетели. Эта декларация предопределяет развитие темы Наполеона в соответствии с раскрытием мифа о Наполеоне на основе русской национальной и христианской нравственной идеологии в произведениях Жуковского.
И это опережает движение антинаполеоновской темы в русской литературе, что безусловно подтверждается творчеством А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и других.

Ключевые слова: Жуковский В.А., наполеонизм, война, мир, герой, добродетель

Введение

Тема Наполеона, возникшая в русской литературе в конце XVIII века, остается актуальной до настоящего времени. В совместной монографии Фаины З. Кануновой и Ирины Анатольевны Изиковой «Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религии (1820–1840-е гг.)» подчеркивается следующее: «Чрезвычайно прекрасно, что тема Наполеона проходит через все произведения Жуковского. И в этом отношении первый русский романтик оказался «отправной точкой всего». Последователи Жуковского, как и его современники, посвящали свои произведения характеру Наполеона и такому историко-культурному и нравственно-философскому явлению, как наполеонизм. Среди них были все выдающиеся русские романтики, поэты-декабристы, «Дети 1812 года», Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Достоевский, Лев Толстой» (Канунова, Изикова, 2001).

Тема Наполеона продолжает оставаться актуальной и злободневной и в ХХ веке. Булат Ш. Свидетельством ее актуальности могут служить поэзия и проза Окуджавы.

Постановка проблемы

Обращение к творчеству В.А. Жуковского логично и необходимо для исследования художественного осмысления образа Наполеона и такого явления, как наполеонизм в русской литературе. По нашему мнению, Жуковский заложил нравственно-философские основы размышлений о наполеоновской теме, которые впоследствии укоренились не только в русской литературе, но и в русском национальном сознании.

Исследовательские вопросы

В статье рассматривается вопрос об идеях В. А. Жуковского о Наполеоне и наполеонизме, о том, как они перекликаются с русскими национальными и христианскими нравственными ценностями и взглядами. В данном контексте вопросы касаются нравственных представлений Жуковского о Герое, Войне, Мире, Славе, Человеколюбии, Героической добродетели и не только, и о том, как поэт реализует эти представления в своих произведениях.

Цель исследования

Цель нашей работы – обосновать фундаментальное значение вклада Василия Алексеевича Жуковского как в формирование, так и в развитие темы Наполеона в русской литературе.

Методы исследования

В ходе нашего исследования мы использовали следующие общие методы:

а) комплексные и системные, позволяющие рассмотреть идейное содержание творчества Жуковского в аспекте религиозно-философской антропологии и осмыслить преемственность нравственных взглядов поэта на традиции национальной культуры;

б) компаративный анализ позволяет сопоставить тексты с точки зрения разных представлений о терминах «Герой» и «Героический» с целью выявления особенностей нравственной позиции Жуковского;

в) проблемно-логический подход, позволяющий конкретизировать проблемное поле исследования и определить основные понятия;

г) теоретическая реконструкция дает попытку восстановить процесс трансформации представлений о Герое и Героическом в аспекте как западной, так и русской культурных традиций;

д) функциональный подход позволяет рассматривать русскую нравственную культуру как самодостаточную систему, состоящую из функционально связанных элементов.

Находки

Отношение Жуковского как первооткрывателя наполеоновской темы к Наполеону, выраженное во множестве литературных текстов (от «Бардовских песен над гробом славян-победителей» (1806 г.) до «Ночного парада» (1836 г.) и «Агасфера » (1851), является объектом постоянного внимания исследователей (Дмитровский, 2009; Изикова, 2003; Парсамов, 2007; Садовников, 2013; Семенко, 19).75; Веселовский, 2016, и др.).

Взгляды Жуковского на личность Наполеона, на его роль в русской и всемирной истории, на явление наполеонизма с течением времени менялись, но в целом и французскую революцию, и наполеонизм поэт воспринимал как антигуманные и антихристианские явления, отражающие идею зла , угнетение свободы воли и разрушение нравственных устоев (Канунова, Изикова, 2001). Эти взгляды В. А. Жуковского наиболее активно утверждались после 1806 г. во время наполеоновских войн и в первые послевоенные годы. В это же время им были написаны «Бардовские песни над гробом славян-победителей», «На смерть генерал-фельдмаршала графа Каменского» (1809 г.

), «Певец в стане русских воинов» (октябрь 1812 г.), «Вождем победителям» (ноябрь 1812 г.), «О первом отречении Бонапарта от престола» (1816 г.). Здесь Наполеон характеризуется как враг России, «кровавый тиран», «самодержавный негодяй», полный безумной спеси. Такая категоричность поэта явно основана на патриотическом духе того времени, но в творчестве Жуковского можно найти историософский, антропологический и нравственно-философский план.

Осуждение наполеоновщины как нравственно-философского явления было для Жуковского наиболее значимым и оставалось важным на протяжении всей его поэтической деятельности. Истоки этой тенденции можно заметить в творчестве Жуковского «доваполеоновского» времени, периода его обучения в Московском университетском почетном пансионе (17971800). Тогда важнейшей задачей Жуковского было добиться духовного, нравственного и эстетического самоопределения, «составить будущий жизненный план. Упорядочить свой нравственный строй…», уточнить «Нравственный строй по отношению к Богу, ближним, самому себе» (Бичков, 1903). Особенно важно то, что поэт впервые обращается к таким темам, как Война, Мир и образ Героя, которые чрезвычайно перспективны. для дальнейшего развития темы Наполеона.

В 1798 году Жуковский опубликовал свой студенческий очерк «Мир и война» в виде сочинения на заданную тему. По сути, это произведение пацифистское. Его композиция построена на резком контрасте образов войны и мира. Обе части композиции заканчиваются пацифистским призывом героя к миру: «Спеши, благодатный мир, спеши угасить вражду между людьми, … излей свой бальзамический сок в сердца, объятые пламенем войны» и «Беги, заветный мир». бегать между людьми; их блаженство не поколеблется под твоим тихим покровом, и в тишине они будут наслаждаться благами жизни и Божьими дарами» (Жуковский, 2017). Автор актуализирует символ «тихого покрова», олицетворяющий гармонию и покой как высший дар Божий и отражающий стремление поэта к реализации единого узлового звена бытия. В результате Мир в нравственно-философском аспекте предстает как воплощение Добра, противостоящее Войне – воплощению Зла.

Этот нравственно-философский контекст относится и к Образу Героя, интерпретацию которого можно найти в «интернатных» очерках Жуковского «Настоящий герой» (1799 г.), «Герой» (1800 г.) и поэме «Добродетель» («Добродетель»). Из огней огней лился луч…» (1798).

«Настоящий герой» демонстрирует отказ от прославления тех людей, которые добиваются славы посредством жестокости и подлости. Лирический персонаж-рассказчик восклицает над могилой с надписью «Кто этот победитель? Убийца тысяч? А убийц называют победителями, им ставят памятники, чтобы потомки их прославляли! Нет! Пусть безумец их прославит…» (Жуковский, 2017).

Такие стремления героев характеризуются как блудное отречение от Бога и Природы ради призрачной славы, и этот путь, несомненно, считается смертным: «Герои! Куда ты идешь с обнаженными мечами? За чем ты гонишься? После славы? После призрака вы никогда не получите? Оглянитесь вокруг: ваши следы в крови; злоба бежит вместе с вами; убитые вами тела преградят вам путь; природа вокруг тебя обескуражена, и от твоей руки происходит много бедствий» (Жуковский, 2017).

Жуковский декларирует идеалы чуткого сердца и добродетели в аспектах идеологии сентиментализма и религиозно-философских идей русского масонства: «<…> тот, кто имеет сердце и любит добродетель, с ужасом отвернется от гордого обелиска и вспомните, сколько жертв было убито до его возведения (Жуковский, 2017). Следуя идеям Луи-Клода де Сен-Мартена и Ивана Владимировича Лопухина, поэт развивает концепцию добродетельной личности, которая входит в свой внутренний мир, познает себя и ищет свет, покой и истину. По мнению Ю. М. Лотмана, Василий Алексеевич Жуковский не мог вступить в масонскую ложу Союза Астреи ранее 1818 г. (Лотман, 1960). Но большое влияние на взгляды поэта оказала философия, имевшая место в масонской прозе, публицистике и поэзии (Янушкевич, 2006).

Идеализируя образ «друга человечества», Жуковский в своих ранних очерках создает специфический религиозно-философский культ героической добродетели. В контексте этого культа поэт с дидактическим пафосом разоблачает миф о героизме и воинской славе Александра Македонского в поэме «Герой», противопоставляя ему утопический идеал реального Героя.

Здесь Александр «<…> тщеславный, буйный, / Стремился иго наложить / И тяжки вселенские узы!». Его высокомерие «не имело <…> пределов; / Но этот гол был просто дымом!». Автор порицает здесь Александра: «Ты жаждал славы – и в безумии / Ты осмелился чтить себя у Бога»; «Ты хотел иметь / Священный чин Героя; / Ах, что такое герой, когда все его дела / Кровью написаны?» (Жуковский, 1999).

По мнению поэта, все побуждения и амбиции Александра полны тщеславия, высокомерия и носят крайне эгоистический характер. Настоящий Герой представлен как человек, вдохновленный добродетелью и любовью: «Настоящий Герой тот, / Кто добродетель чтит, / Кто крови не хочет проливать <…>»; / «Кто спешит потоки слез вытереть / Добрые дела в ручьях; / Кто любит других, как себя <…>» (Жуковский, 1999).

Этико-религиозно-философские основания представлений Жуковского о добродетельном Герое были реализованы в 1798 году в поэме «Добродетель». («Под звездным покровом тихой ночи…» и «Добродетель» («Из света огней излился луч…»). В этой лирической дилогии автор риторически провозглашает бессмертие «добрых дел», противопоставленных массового уничтожения: «Только добрые дела тогда / Останутся нетленными. / Ничто не может их разрушить, / Ничто не может их затуманить» (Жуковский, 1999).).

«Добрые дела» представлены как нравственный абсолют в системе ценностей, поддерживаемой лирическим персонажем. Совершая их, человек становится на путь истины, преодолевая смерть, приближаясь к Богу и вводя в вечную жизнь: «Пред Богом прославимся, / И в одежды Истины облачимся; / Тогда с радостью предстанем / Пред престолом Божиим» (Жуковский, 1999).

Тон оды вместе с меланхолико-оптимистической доминантой лирического сознания героя обусловливают дидактизм и нравственную категоричность, которые можно обнаружить и в последней строфе стихотворения: «О! Как добродетель должна быть священна / Для всех смертных на Земле! / И рабы, и Хозяева мира, / Всем должны быть хороши…» (Жуковский, 1999).

Заключительное нравственно-философское изложение лирического героя, основанное как на осмыслении, так и на критике ложных жизненных ценностей, подготавливает обобщение о происхождении и природе добродетели, заключенное во второй части дилогии. Его начало иллюстрирует динамику взглядов автора на «свет» как источник жизни и величайшую нравственную доминанту бытия.

Сравнивая два произведения Жуковского «Майское утро» (1797) и «Добродетель» (1798), можно обнаружить ценностные изменения в сознании поэта. Например, по мнению Аркадия Григорьевича Садовникова, первая представляет световое рождение в соответствии с культурными традициями языческой древности, а вторая идея света выражена в связи с христианской идеей (Садовников, 2008): «От огней светов луч излил / И породил добродетель, / Мир, дремлющий во мраке, проснулся, / Наполнилась весельем Земля; / <…> Золотой, блаженный век спустился / С небес высоких светлых стран, / Божественный восторг вселился / В глубины святых сердец» (Жуковский, 1999).

Почти цитируя Никео-Константинопольскую Жадность в начальных стихах («Бог от Бога, Свет от Света»), Жуковский связывает рождение добродетели с рождением Иисуса Христа. В обоих случаях источником Творения считается Свет Божий. Если приобщиться к этому свету, то это дар божьего милосердия (Садовников, 2008). Антагонистом добродетели в поэме является «дочь ада – Злоба», которая является «творцом бесчисленных лютых бед» (рождает раздоры, войны, убийства, высокомерие, ложь, жадность и прочее).

Заключение

Таким образом, по мнению Василия Алексеевича Жуковского, наличие света добродетели есть высшее достоинство Настоящего Героя. Поэт убежден, что герои, подобные Александру Македонскому, лишены этого великого достоинства. Отражение его историко-нравственного облика в творчестве Жуковского предвосхищает развитие темы Наполеона и во многом определяет отношение поэта к «героической» личности Наполеона. Следует сказать, что Жуковский инициировал разоблачение мифа о Наполеоне на основе русской национальной и христианской нравственной идеологии. Он стал родоначальником наполеоновской, а точнее антинаполеоновской темы в русской литературе.

Ссылки

  • Бычков И. А. (1903). Дневники Жуковского. Общественная польза.

  • Дмитровский А.З. (2009). В.А. Жуковский. «Певец в стане русских солдат». Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.

  • Изикова И. А. (2003). Философские, исторические, религиозно-нравственные проблемы в творчестве В.А. проза Жуковского. Вестник Томского государственного педагогического университета, 1(33), 9–14.

  • Канунова Ф.З. и Изикова И.А. (2001). Нравственно-эстетические искания как русского романтизма, так и религии (1820–1840-е гг.). Сибирский хронограф.

  • Лотман Ю.М. (1960). Жуковский – каменщик. Ученые записки Тартуского университета, (98), 310–314.

  • Парсамов В.С. (2007). В.А. Жуковский и Аустерлиц («Бардовские песни над гробом славян-победителей» в историческом контексте). Вестник Саратовского университета, 7(2), 53–58.

  • Садовников А.Г. (2008). Художественное воплощение эстетического типа меланхолика в произведениях В.А. Поэзия Жуковского 1797–1800 годов. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 4, 233–239.

  • Садовников А.Г. (2013). О некоторых аспектах масонской идеологии и меланхолической натурфилософии у В.А. Жуковского 1797–1800 гг. Вестник Самарского научного центра Российской академии наук, 15(2(4)), 1051–1055.

  • Семенко И. М. (1975). Жизнь и поэзия Жуковского. Воображаемая литература.

  • Веселовский А. Н. (2016). В.А. Жуковский. Поэзия чувств и «сердечного» воображения. Центр гуманитарных инициатив.

  • Янушкевич А.С. (2006). В мире Жуковского. В: Произведения Жуковского как художественная система. Наука.

  • Жуковский В.А. (1999). Стихи. 1797–1818 гг. Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. (Том 1). Языки русской культуры.

  • Жуковский В. А. (2017). Проза. 1797–1806. Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. (Том 8). Языки славянских культур.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Биография Булата Окуджавы | Русская поэзия

Булат Шалович Окуджава (1924 – 1997) – поэт-бард и писатель, один из основоположников русского жанра под названием сын автора г или андеграундного Гитарно-Поэзия течения. Сын грузинского отца и армянской матери, он родился в Москве. В 1937 году его отец был убит в тюрьме, а его мать была арестована в том же году и десять лет провела в трудовых лагерях. В 1941 году в возрасте 17 лет Окуджава пошел добровольцем в пехоту Красной Армии и с 1942 участвовали в войне Великой Отечественной войны. После увольнения со службы в 1945 году он окончил Тбилисский университет по специальности преподаватель. В течение пяти лет он преподавал в сельской школе Калужской области, где появился его первый том « Стихи » (1956). Хотя у него не было формального музыкального образования, он исполнял свои стихи в сопровождении семиструнной гитары.

К 1960-м годам Окуджава приобрел широкую известность в России как поэт-исполнитель. Он был одним из первых, кто исполнял поэтические композиции с посланиями, воспринимаемыми как неофициальные, хотя в текстах речь шла о любви или о таких простых вещах, как московская улица или последний троллейбус. Его песни часто описывали современную городскую жизнь, но были иронично сатиричны официальной версии, написаны в лучших традициях эзоповского языка, проникнуты чувством таинственности и иронии, отклоняясь от типичной советской музыки. К Окуджаве никогда не относились как к политическому диссиденту, так как содержание его песен не выражало открытого сопротивления, но сохраняло определенную недоговоренность (Террас 19).85).

Его песни о войне составляли важную часть его репертуара. Основными темами его военных песен были жестокость войны, человеческая слабость, непреходящее присутствие надежды. Он выразил свое личное отношение к войне, сосредоточив внимание на человеческих жертвах, тщетности войны, как, например, в своей песне The Paper Soldier . Он обладал исключительным мелодическим даром, а интеллигентные тексты его песен идеально сочетались с его музыкой и голосом.

С начала 60-х годов его песни записываются и поются городской молодежью и русской интеллигенцией в походах, в студенческих общежитиях, на квартирах. Интеллигенция широко распространяла его записи в магнитиздах.

Окуджава был членом Союза писателей и известен как писатель-историк. Его дебютная негероическая военная повесть «Прощай, школьник » (1961), за которой последовала нетрадиционная историческая пьеса о декабристах «Вкус свободы » (1966). По словам Быкова, биографа Булата Окуджавы, декабристы привлекали Окуджаву не только своей «благородной» и «самоотверженной» политической деятельностью, но и бесстрашным сопротивлением самодержцам, усиливавшим рост либерализма в России. В 1969, Окуджава опубликовал свой первый исторический роман Бедный Авросимов , действие которого происходит в 1820 году. В одном из самых популярных его исторических романов, Путешествие дилетантов (1978), изображен классический персонаж середины XIX века «лишний человек» (Быков 2009).

Быков также утверждает, что Окуджава не проводил систематических исследований своих популярных исторических работ, а опирался на творческую и независимую жилку диссидента, имеющего свой собственный подход к истории. Как выразился Окуджава в своей песне Пишу исторический роман (1975) «Каждый пишет, как слышит, Каждый слышит, как дышит, Как дышит, так и пишет…»

Булат Окуджава скончался во Франции, куда он приехал с частным визитом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *