Краткое содержание романа «Дубровский» по главам (А. С. Пушкин)
Другие персонажи
Шабашкин — заседатель .
Архип-кузнец — крепостной Дубровских.
Егоровна — служанка Дубровских.
Антон Пафнутьич Спицын — небогатый помещик, который свидетельствовал против Андрея Гавриловича Дубровского.
Князь Верейский — старик, ставший мужем Маши Троекуровой.
А ещё у нас есть:
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Дубровский»
- для самых компанейских — Главные герои «Дубровский»
- для самых занятых — Читательский дневник «Дубровский»
- для самых любопытных — Анализ «Дубровский» Пушкин
- для самых крутых — Читать «Дубровский» полностью
Завязка сюжета
Перед тем как дать ответ на вопрос о том, почему Дубровский покинул своих крестьян, следует вспомнить сюжет произведения и его главных героев. Роман начинается с рассказа о двух друзьях, которые имели общее прошлое, были соседями, но вели себя крайне противоположно. Один из них, Троекуров, был весьма богат и пользовался уважением среди чиновников. Его можно охарактеризовать как безнравственного и жестокого человека. Другой, Дубровский, был обедневшим дворянином, гордым и упрямым, но великодушным и справедливым. Его любили крестьяне за то, что он с уважением относился к ним и другого барина не желали.
Такие противоположности рано или поздно должны были поссориться, что и случилось. Троекуров рассердился и с помощью продажного суда отобрал единственное имение Дубровского. Последний, не выдержав такого удара, помешался, его разбил паралич, а потом он умер.
В тяжкие времена в имение возвращается Владимир — сын Дубровского, которого ужасает смерть единственного близкого человека и состояние дел. Во всем он винит Троекурова и жаждет мести. После отъезда чиновников он сжигает вместе с крестьянами родной дом и удаляется в леса, где становится разбойником.
Краткое содержание
Глава 1.
Роман «Дубровский» Пушкина начинается с описания помещика Троекурова, подмявшего под себя всю местную знать. Живет, не признавая законов, никого не слушает, поступает, как ему нравится. Его соседом по имению был Дубровский Андрей Гаврилович, с которым они дружили с молодости, вместе проходили военную службу и не потеряли связи друг с другом. Как-то одновременно они стали вдовцами. У Дубровского остался сын Владимир, а Троекуров воспитывал дочь Машу.
Однажды перед охотой между друзьями происходит ссора. Увидев псарню Троекурова, Андрей Гаврилович заметил, что собакам у Троекурова живется намного лучше, чем простым людям. В ответ на такое замечание слуга Троекурова оскорбительно высказывается в адрес Дубровского. Оскорблённый, он уезжает., а позже в письме Троекурову сообщает, что не желает ничего иметь общего с Троекуровым, пока оскорбивший его слуга не будет наказан.
В Кистиневке он узнает, что троекуровские крепостные воруют его лес. Он приказывает выпороть мужиков и отнять у них лошадь. Разгневанный Троекуров начинает строить планы мести и задумывает отобрать у бывшего друга имение.
Глава 2.
В ходе судебных разбирательств Андрей Гаврилович не может доказать свое право на владение Кистенеевкой, так как документы у него сгорели давно. Наемный свидетель Антон Спицын подтверждает в суде незаконность владения, и суд принимает решение отдать Кистеневку Троекурову. При подписании документа Дубровскому становится плохо, и его отправляют домой.
Глава 3.
Получив письмо от старой няньки, Дубровский младший едет к отцу. Его встречает Антон, кучер отца, который убеждает молодого корнета в верности всех мужиков и их нежелания подчиниться Троекурову.
Глава 4.
Объяснить происходящее внятно отец сыну не может по причине болезни. Проходит установленный судом аппеляционный срок, и имение перестает быть собственностью Дубровских. Но Троекуров уже не рад содеянному. Его мучает совесть, и он едет к другу с намерением все исправить. Увидев приехавшего Кирила Петровича, Дубровский отец начинает сильно нервничать и его парализует. Сын взбешен и выгоняет бывшего друга отца. Врач ничем не помог, и барин умер.
Глава 5.
Как только прошли похороны Андрея Гавриловича Дубровского, в Кистеневке появились представители судебной комиссии, под руководством заседателя Шабашкина. Они собираются готовить бумаги, которые дадут право на имение Троекурову. Местные крестьяне отказываются выполнять волю суда. Назревает бунт. Владимир уговаривает собравшихся разойтись и разрешает приехавшим переночевать в доме своих родителей.
Глава 6.
Ночью дом загорается и все, кто находится внутри, погибают. Кузнец специально заделывает все выходы, но никто и не стремится оказать им помощь.
Глава 7.
Начинается следствие. Кирила Петрович ведет активное разбирательство. Следователи выясняют, что дом пожег местный кузнец. Под подозрение попадает Владимир, но доказательств не нашли. В округе появляется шайка бандитов, которые грабят только богатых. Многие думают, что это сбежавшие крестьяне из имения Дубровского под руководством своего молодого барина.
Глава 8.
Сюжет рассказа «Дубровский» продолжает появление Маши. Автор рассказывает читателю о ее одиноком детстве среди книг и мечтаний. Она выросла вместе со сводным братом Сашей, который был сыном Троекурова и гувернантки. Нельзя сказать, что они дружили, но мальчик относился к сестре с любовью и нежностью.
Троекуров стремится дать Саше достойное образование, для чего нанимает француза Дефоржа. Учитель учит музыке Машу и покоряет ее сердце. Сам Кирила Петрович учителем доволен. Немаловажную роль в этом сыграл случай: когда Троекуров решил посмеяться над французом и втолкнул его к медведю, но тот не испугался и убил животное из пистолета.
Глава 9.
В усадьбе Троекурова проходит праздник. Собирается большое количество гостей. Они обсуждают разбойников и ведут разговоры на эту тему. Одни считают, что Владимир грабит не всех подряд, другие осуждают и требуют поимки. Исправник замечает, что Дубровский будет обязательно пойман, так как уже известны его приметы. Читая их, Троекуров замечает, что они подходят практически каждому. Рассказывая собравшимся о храбрости учителя, он замечает, что с таким защитником он разбойников не боится.
Глава 10.
Один из гостей, Спицын, не перестает бояться и просит смелого учителя переночевать с ним вместе. Дефорж соглашается. Когда все уснули, учитель грабит Спицына, и угрожает ему расправой, если тот расскажет, кем на самом деле является француз.
Глава 11.
Небольшое отступление, краткое содержание которого рассказывает читателю, как произошло превращение Дубровского в Дефоржа. Владимир встретил француза по дороге в имение, на станции и предложил ему крупную сумму за все документы. Учитель согласился сразу. Таким образом, Дубровский попал к Троекурову, где сразу же завоевал любовь всех домашних.
Глава 12.
Владимир понимает, что должен исчезнуть и просит Машу о встрече, при которой рассказывает ей всю правду, говорит о любви к ней, сообщает о своем отъезде, так как не может больше находиться рядом. В этот же день, ближе к вечеру, в имение приезжает исправник и требует выдать учителя, так как есть сведения, что он и является Владимиром Дубровским. Троекуров велит найти учителя, но того нигде нет.
Глава 13.
Соседом Троекурова был пожилой князь по фамилии Верейский. Все лето он водит дружбу с Кирилой Петровичем, обращает внимание на Машу и начинает ухаживание, считая девушку подходящей для себя партией.
Глава 14.
Прошло несколько недель ухаживаний. Верейский просит руки Маши и собирается жениться. Троекурова такой брак устраивает, и он дает согласие на брак дочери, приказывая той готовиться к свадьбе. В этот же момент Маша узнает о желании Дубровского встретиться с ней.
Глава 15.
При встрече она рассказывает Дубровскому о своем положении. Он уже это знает и предлагает Маше свою помощь. В ответ она предлагает подождать еще немного, думая, что сможет убедить отца не отдавать ее замуж за старого князя. Владимир вручает ей кольцо, которое при опасности она должна положить в дупло дерева.
Глава 16.
Маша пишет князю письмо, в котором просит не брать ее в жены. Но Верейский это письмо показывает Троекурову, и тот принимает решение провести свадьбу быстрее, а саму Машу до этого времени запереть.
Глава 17.
Маша находится в полном отчаянии. Она отдает маленькому Саше кольцо, прося положить его в дупло. Мальчик выполняет поручение, но увидев рыжего мальчишку, который берет послание, затевает с ним драку. Он думает, что тот вор и пытается украсть кольцо сестры. Поднимается шум и все выясняется.
Глава 18.
Маша венчается с Верейским. По дороге из церкви, на карету нападают разбойники. Князь стреляет, попадая в Дубровского. Владимир предлагает Маше освобождение, но та отказывается. Ведь их уже обвенчали, и она дала клятву быть верной женой.
Глава 19.
Власти начинают войну с разбойниками, объявляют всех в розыск и вызывают на подмогу войска. Идет бой. Владимир понимает, что они проиграют. Он распускает своих товарищей, а сам исчезает в лесу. Больше его никто никогда не видел, хотя ходили слухи, что он остался жив и уехал за границу.
На этом роман заканчивается. Краткий пересказ «Дубровского» включил в себя только основные события повести, для более полного понимания и знания всех деталей произведения прочтите полный вариант.
История создания повести А. С. Пушкина «Дубровский»
Повесть «Дубровский», скорее всего, неоконченный роман. Рукопись не была завершена автором, хоть и имеет вполне завершённую сюжетную линию. В основу рукописи легла реальная история дворянина Островского, которую Александру Сергеевичу поведал старый приятель П.В. Нащокин.
Островский лишился отчего дома по вине богатого соседа. Доведенный нищетой до отчаяния дворянин возглавил шайку крестьян и принялся мстить обидчикам. Однако Островский был арестован и заперт в тюремный острог. Эта печальная история и легла в основу неоконченного романа. Доподлинно известно, что в первоначальных рукописях автор называл своего героя не Дубровским, а Островским.
Развязка
Мы позже рассмотрим, почему Дубровский покинул своих крестьян. Сейчас остановимся на дальнейшем развитии сюжета. В дом Троекурова приезжает молодой француз Дефорж, который показывает себя очень смелым человеком, совсем не из робкого десятка. Потом выясняется, что это и есть Дубровский, который успел влюбиться в Марию, дочь Троекурова, а она отвечает ему взаимностью.
Отец же решает выдать ее замуж за престарелого князя. Узнав о связи дочери с Дубровским, он спешит устроить свадьбу и делает все возможное, чтобы Владимир не смог помешать. Раненый Дубровский в отчаянии — любимая, хоть и поневоле, вышла замуж, попросила оставить ее в покое. Он скрылся за границей. Но почему Дубровский покинул своих крестьян?
Ответ на главный вопрос
Владимир Дубровский в начале романа рисуется как молодой беззаботный офицер, который вовсю куролесит на папины деньги. Однако, узнав о настоящем положении вещей, он изменяется. Его переполняют гнев и боль, но он не разрешает толпе линчевать чиновников, которые приехали в его имение вершить судебный приговор. Вместе с ними и с их помощью он устраивает пожар и скрывается в лесах. Но почему Дубровский покинул крестьян позже? На то было несколько причин.
Первая: он понимал, что после неудачного штурма его укрытия власть пришлет намного больше солдат и его армии, в состав которой входили крестьяне, не продержаться. Он понимал, что его разбойники не смогут долго так жить: они любили своего благородного предводителя, но все так же оставались крестьянами, им нужны были изба и покой.
Причина вторая: Дубровский покинул своих крестьян потому, что он уже успел накопить достаточно денег для того, чтобы скрыться за границей и обеспечить своим людям нормальные условия жизни. Когда его отец умер, у него не было ни гроша за душой, только поддержка подданных. Теперь он мог устроить и свою, и их судьбу без разбоя, который к тому же уже был невозможным.
Третья причина была самой главной. Движимый жаждой мести, Дубровский хотел уничтожить Троекурова. Но знакомство с Марией изменило его планы, в ожесточенном сердце вспыхнули новые нежные чувства. Он оставался в роще до тех пор, пока любимая не стала княгиней Верейской. Свадьба состоялась, Владимир стал лишним, поэтому ему не оставалось ничего другого, кроме как уйти.
Очень краткое содержание романа «Дубровский» — Пушкина
Краткое содержание
Вместе с Троекуровым живёт его дочь Марья, а у Дубровского есть сын Владимир, который служит в Петербурге. Богатый Кирила Петрович хочет женить детей. Несмотря на такие тёплые отношения, помещики ссорятся из-за мелкого пустяка, а гордость и самоуважение Дубровского только усугубляют положение. В результате влиятельный Троекуров давит на земский суд, чтобы отомстить противнику, и отнимает у того имение с любимыми крестьянами. От такого у Дубровского случается припадок безумия.
Сыну Владимиру приходится приехать в деревню к медленно умирающему отцу из Петербурга. В это время Троекуров решает помириться с соседом, но при виде того Андрея Гавриловича хватает паралич, он умирает. Всё это происходит на глазах молодого Владимира.
Оказывается, что крестьяне так любили Дубровского, что отказываются переходить во владение Троекурова. Один из крепостных запирает приехавших чиновников и, обманув Владимира, запирает их в доме. Дубровский поджигает дом, чтобы тот не достался Троекурову. Не зная об обмане крепостного, Владимир не подозревает, что в доме находятся люди. Приказные гибнут в пожаре, Дубровский быстро уезжает со двора. Все подозрения падают на молодого помещика.
И тут по окрестностям проносится страшная весть: завелись разбойники, которые грабят все поместья, не трогая только земли Троекурова. Все опять-таки считают, что Владимир руководит нападениями.
В это же время Троекуров нанимает учителя-француза для маленького сына. Им оказывается Дубровский, подкупивший настоящего учителя на станции. Он демонстрирует свою храбрость, убивая медведя Троекурова. Это производит впечатление на Машу, и она сближается со лже-французом. Постепенно они влюбляются друг в друга. Дубровский открывает всё Маше, говорит, что только из-за неё не трогал поместья Троекурова, что всегда будет готов помочь ей. Но отец Маши раскрывает обман Владимира и понимает, кем является француз. Дубровский сбегает.
Финал произведения
Отец хочет отдать 17-летнюю Машу за 50-летнего богача, князя Верейского. Маша противится этому браку. Она считает, что лучше стать женой Дубровского, чем выйти за князя, поэтому прибегает к покровительству разбойника.
Дубровский пытается вызволить Машу из свадебного кортежа, но, увы, слишком поздно. На обратном пути люди Владимира окружают карету, он говорит Маше, что она свободно. Марья отказывается уходить, говоря, что уже дала клятву в церкви. Дубровский приказывает разбойникам отпустить жениха Троекуровой, захваченного ими ранее, а сам скрывается в лесу. Владимир распускает свою шайку и скрывается за границей от розыска.
История и этапы создания
Сюжет развился из истории старого знакомого Пушкина, который рассказал писателю занимательную историю. В белорусском остроге он встретил бывшего дворянина-помещика, который потерял все свои земли в результате земельного спора с соседом,после чего со своими крестьянами пошёл грабить соседние земли. Фамилия его была Островский, Пушкин в последних редакциях заменил её на Дубровский. Позже этот сюжет спора двух помещиков-дворян был использован Лермонтовым при создании романа «Вадим», это произведение относится к неоконченным юношеским.
Интересный факт: изначально у романа не было названия. Заглавие «Дубровский» было придумано издателями при первом выпуске его в печать. На самих рукописях вместо названий глав и каких-либо заголовков стоят даты. Первая — «21 октября 1832 года», последняя же глава датирована «6 февраля 1833 года».
Позже Александр Пушкин планировал использовать письменные зарисовки, наработки и целые фрагменты из романа «Дубровский» в предисловии к «Повестям Белкина». Это цикл рассказов, историй, якобы поведанных Пушкину другом-помещиком Иваном Белкиным. Под этим псевдонимом он писал какое-то время. В конце концов фрагменты из «Дубровского» появились в повести «История села Горюхина». В ней рассказывается о тяжёлой жизни крестьян при крепостном праве.
Роман является неоконченным, и в записях Пушкина сохранились возможные наброски продолжения. Но они сокращены так, что воспринимаются почти как шифр. Основная гипотеза учёных-пушкинистов состоит в том, что Владимир должен был вернуться в Россию для встречи с Машей, притворившись англичанином. Но вскоре на него поступит донос, и в дело вмешается полицмейстер. К сожалению, ничего точно сказать о концовке романа нельзя.
Критика и отношение современников
Роман «Дубровский» является по жанру разбойничьим романом, что воспринимается как подвид невысокого, «бульварного» чтива. Многие критики указывали черты сходства романа Пушкина со многими европейскими произведениями этого жанра. В особенности указывается сходство с произведениями Вальтера Скотта — шотландского поэта и прозаика, который, к слову, является основоположником исторического романа как жанра. А от исторического романа не так далеко и до разбойничьих и плутовских повестей. Кроме того, известно, что Пушкин вдохновлялся Скоттом, поэтому подозрения не безосновательны.
Жёстко критиковала «Дубровского» Анна Ахматова. Она считала его наибольшей неудачей Пушкина, говорила, что писатель создал его лишь с целью заработать столько денег, чтобы больше о них не думать. Также радовалась она тому факту, что роман так и не остался незаконченным. Ведь в конечном варианте он был превратился в «идеальное, прекраснейшее чтиво по тем временам».
Экранизации
Экранизировать роман стали с самого начала 20-го века. Первая киноверсия появилась, как ни странно, не в России, а в Германии, в 1921 году, и называлась она «Дубровский, атаман разбойников». И следующая кинокартина была не русского производства, а американского. В 1925 году в Голливуде вышел немой фильм «Орёл» со звездой немого кино Рудольфом Валентино в главной роли. Также существует французская и итальянская версии. В 1936 году был экранизирован роман в Советском Союзе. Не так давно, в 2014, вышел фильм с Данилой Козловским в главной роли, где действие романа перенесено в современную Россию. А любителям классической экранизации подойдёт фильм 1989 года «Благородный разбойник Владимир Дубровский».
Заключение
Роман «Дубровский» занимает далеко не последнее место как в русской, так и в мировой культуре. Поэтому стоит знать его и прочитать хотя бы раз, при этом сформировав собственную точку зрения, ведь даже к классике можно относиться критично.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Поиск в Британике
Викторина по средневековой истории: часть первая
28 мест, которые стоит увидеть во время путешествия по Калифорнии
Ада Лимон — поэт-лауреат XXI века, исследующая, «каково это, когда Америка находится в комнате».
русских рассказов от Пушкина до Буйды Роберт Чендлер | Используется | 9780140448467
- Дом
- Художественная литература
- Классическая художественная литература
Отзывы:
TrustPilot
£ 4,49
Новый RRP £ 10,99
Условие — очень хорошее
6 в составе
Очень Goodgoodwel кроме того, этот рассказ давно занял центральное место в русской культуре. Включены произведения многих признанных мастеров русской литературы, а также рассказы давно замалчиваемых личностей. Они предлагают репрезентацию устойчивой формы русской литературы.
Русские рассказы от Пушкина до Буйды Краткое содержание
Русские рассказы от Пушкина до Буйды Роберта Чандлера
От царского правления в начале 19-го века до распада Советского Союза и далее, короткий рассказ давно занимало центральное место в русской культуре. Включены произведения многих признанных мастеров русской литературы, в том числе Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого и Солженицына, а также рассказы давно замалчиваемых личностей, таких как мятежный Крыжановский и сюрреалист Шаламов. Написаны ли они как реакция на жестокость буржуазии, на бюрократию коммунизма или на пытки лагерей, они предлагают удивительно широкое и захватывающее представление об одной из самых живых и устойчивых форм русской литературы.
Русские рассказы от Пушкина до Буйды Рецензии
«Ловко выполненная попытка… расширить наш взгляд на русскую литературу и жизнь». — The Independent
«Как и следовало ожидать от одного из ведущих переводчиков Великобритании, переводы [Чандлера]… точны и легко читаемы.» — Журнал «Восток-Запад»
«[Абсолютно] авторитетный и чудесный сборник.» — Хранитель
О Роберте Чендлере
Роберт Чендлер перевел Сапфо и Аполлинера для «Поэзии обывателя». Среди его переводов с русского — «Дубровский» Пушкина, «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова и «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. Со своей женой Елизаветой и другими коллегами он перевел многочисленные произведения Андрея Платонова; два из них — «Счастливая Москва» и «Душа» — вошли в шорт-лист Европейской премии переводов имени Вайденфельда; другой — «Македонский офицер» — занял второе место в Премии Джона Драйдена за перевод в 2004 году.
Роберт Чандлер перевел Сапфо и Аполлинера для «Поэзии обывателя». Среди его переводов с русского — «Дубровский» Пушкина, «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова и «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. Со своей женой Елизаветой и другими коллегами он перевел многочисленные произведения Андрея Платонова; два из них — «Счастливая Москва» и «Душа» — вошли в шорт-лист Европейской премии переводов имени Вайденфельда; другой — «Македонский офицер» — занял второе место в Премии Джона Драйдена за перевод в 2004 году.
Additional information
Sku
GOR001356277
ISBN 13
9780140448467
ISBN 10
0140448462
Title
Russian Short Stories from Pushkin to Buida by Robert Chandler
Author
Robert Chandler
Condition
Б/у — очень хорошее
Тип переплета
Мягкая обложка
Издательство
Penguin Books Ltd
Год издания
2005-05-26
Количество страниц
416
Призы
Н/Д
Примечания на обложке
Изображение книги служит только для иллюстрации, фактический переплет, обложка или издание могут отличаться.