Николай Карамзин ★ Бедная Лиза (сборник) читать книгу онлайн бесплатно
Здесь есть возможность читать онлайн «Николай Карамзин: Бедная Лиза (сборник)» — ознакомительный отрывок электронной книги совершенно бесплатно, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2007, ISBN: 978-5-699-13811-1, издательство: Эксмо, категория: Русская классическая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
любовные романы фантастика и фэнтези приключения детективы и триллеры эротика документальные научные юмористические анекдоты о бизнесе проза детские сказки о религиии новинки православные старинные про компьютеры программирование на английском домоводство поэзия
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
- Описание
- Другие книги автора
- Правообладателям
- Похожие книги
Бедная Лиза (сборник): краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Бедная Лиза (сборник)»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) – писатель, историк и просветитель, создатель одного из наиболее значительных трудов в российской историографии – «История государства Российского» основоположник русского сентиментализма. В книгу вошли повести «Бедная Лиза», «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена», а также сборник очерков «Письма русского путешественника».
Николай Карамзин: другие книги автора
Кто написал Бедная Лиза (сборник)? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Уважаемые правообладатели!
Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на [email protected] или заполните форму обратной связи.
Бедная Лиза (сборник) — читать онлайн ознакомительный отрывок
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Бедная Лиза (сборник)», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
↓
↑
GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol
Сбросить
Интервал:
↓
↑
Закладка:
Сделать
1234567…305
Николай Михайлович Карамзин
Бедная Лиза
НИКОЛАЙ КАРАМЗИН – ПИСАТЕЛЬ, КРИТИК, ИСТОРИК
«Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России» – это окончательное, твердо и решительно высказанное мнение Пушкина. Оно сложилось после многолетних жарких споров и полемических сражений по поводу новых произведений Карамзина (главным образом «Истории государства Российского», тома которой выходили с 1818 г.), художественной прозы и публицистики 1790–1800 гг. В этих сражениях участвовал и Пушкин, выступая с разных позиций, – в пору юности резко критиковал Карамзина, а в тридцатые годы серьезно и настойчиво его защищал.
Карамзин умер шестидесяти лет. Из них почти сорок отдано служению родной литературе. Начинал он свою деятельность в канун Великой французской революции 1789 г., а закончил – в эпоху восстания декабристов. Время и события накладывали свою печать на убеждения Карамзина, определяя его общественную и литературную позицию, его успехи и заблуждения.
Творчество Карамзина оригинально потому, что он мыслил глубоко и независимо. Его мысль рождалась в напряженном и трудном обобщении опыта бурных событий европейской и русской жизни. История и современность выдвигали перед человечеством, вступившим с начала французской революции в новую эру, невиданные ранее конфликты. Грозным представало и настоящее, и будущее. Путешествие двадцатитрехлетнего Карамзина по Европе, во время которого он оказался свидетелем революции во Франции, явилось своеобразным университетом, определившим всю его дальнейшую жизнь. Он не только возмужал и обогатился знаниями и опытом – впечатления сформировали его личность и, главное, разбудили мысль Карамзина, обусловили его страстное желание понять происходившее не только в отечестве, но и в мире. Именно потому произведения, писавшиеся и печатавшиеся после возвращения на родину, ярко освещены пытливой мыслью. Молодой писатель уже с этого времени будет стараться давать свои ответы на вставшие перед человечеством – а следовательно, и перед ним – вопросы. Естественно, размышления и предлагаемые решения носили субъективный характер.
Художественный мир, созданный Карамзиным, был нов, противоречив, непривычно сложен, нравственно масштабен; он открывал духовно деятельную жизнь отдельной личности, а потом и целого народа, жизнь современную и историческую. В этот мир нельзя входить с предубеждением и готовыми идеями, он требует понимания и объяснения. Оттого Карамзин на протяжении полутора веков воспринимался активно; история изучения его творчества характеризуется отливами и приливами: его или превозносили, или отвергали.
Вот почему пушкинская оценка Карамзина актуальна и сегодня. Карамзин – это прошлое русской литературы, шире – русской культуры. Прошлое должно уважать. Но чтобы уважать, его надо знать. Сегодня мы еще очень плохо знаем Карамзина. До сих пор нет полного, комментированного собрания сочинений писателя. Около ста лет в полном объеме не переиздавалась «История государства Российского». Систематически перепечатывалась только повесть «Бедная Лиза», по которой и происходит знакомство с Карамзиным. Это все равно, если бы о Пушкине мы судили лишь по его повести «Станционный смотритель»…
В последние десятилетия положение стало меняться. В 1964 г. вышли избранные сочинения Карамзина в двух томах, куда вошли стихотворения, повести, «Письма русского путешественника», критические и публицистические произведения, отрывки из десятого и одиннадцатого томов «Истории государства Российского» (об Иване Грозном и Борисе Годунове). В 1966 г. в серии «Библиотека поэта» выпущено полное собрание стихотворений Карамзина. В 1980 и 1982 гг. (в издательстве «Правда») напечатаны «Письма русского путешественника». В серии «Литературные памятники» готовятся впервые тщательно комментированные «Письма русского путешественника». Появилось несколько интересных работ о жизни и творчестве Карамзина.
И все же мы по-прежнему в долгу перед большим русским писателем, критиком, публицистом, историком.
1
Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 г. в имении отца недалеко от Симбирска. Детство будущего писателя проходило на берегах Волги – здесь он научился грамоте, рано стал читать, пользуясь отцовской библиотекой. Семейный врач – немец – был и воспитателем, и учителем мальчика, он же обучил его немецкому языку.
Для продолжения образования четырнадцатилетнего отрока отвезли в Москву и отдали в частный пансион университетского профессора Шадена. Учил Шаден по университетской гуманитарной программе, главное место в ней занимали языки. В последний год пребывания в пансионе Карамзин слушал лекции в университете, о котором сохранил добрую память. Годы учения отмечены напряженным самообразованием – Карамзин по-прежнему много читал, был в курсе современной немецкой, французской и английской литературы.
Читать дальше
1234567…305
Шрифт:
↓
↑
GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol
Сбросить
Интервал:
↓
↑
Закладка:
Сделать
Похожие книги на «Бедная Лиза (сборник)»
Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Бедная Лиза (сборник)» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.
Николай Карамзин
Николай Карамзин
Николай Карамзин
Николай Карамзин
Николай Карамзин
Николай Карамзин
Обсуждение, отзывы о книге «Бедная Лиза (сборник)» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.
Анализ повести «Бедная Лиза» Карамзина
Николай Михайлович Карамзин красивым языком описал историю, в которой главными героями стали бедная девушка и молодой дворянин. Современники Карамзина встретили эту историю любви восторженными откликами. Благодаря этому произведению 25-летний писатель получил широкую известность. Эту повесть до сих пор читают миллионы людей, ее изучают в различных учебных учреждениях. Давайте выполним краткий анализ повести «Бедная Лиза» Карамзина.
Общая характеристика произведения
Сразу после прочтения повести становится очевиден сентиментальный эстетический уклон, который ярко выражен в том, какой интерес проявляется к человеку независимо от того, что у него за положение в обществе.
Когда Николай Карамзин писал повесть «Бедная Лиза», анализ которой мы сейчас проводим, он находился в загородном доме, отдыхая с друзьями, а рядом с этой дачей был расположен Симонов монастырь, о котором исследователи говорят, что именно он стал основанием для идеи автора. Важно понимать, что историю любовных отношений читатели восприняли как происходящую на самом деле во многом благодаря этому факту.
Мы уже упомянули в начале, что повесть «Бедная Лиза» известна как сентименталистская повесть, хотя по своему жанру — это новелла, и такие стилистические особенности на тот момент времени были использованы в литературе только у Карамзина. В чем проявляется сентиментализм «Бедной Лизы»? В первую очередь сентиментализм произведения сориентирован на чувства человека, а разум и социум занимают второстепенное место, отдавая приоритет эмоциям и взаимоотношениям людей. Эта мысль крайне важна при анализе повести «Бедная Лиза».
Главная тема и идейная подоплека
Обозначим главную тему произведения — крестьянская девушка и молодой дворянин. Понятно, какую социальную проблему затронул Карамзин в повести. Между дворянами и крестьянами была огромная пропасть, и чтобы показать, какие противоречия вставали на пути взаимоотношений городских жителей и деревенских, Карамзин противопоставляет образ Эраста образу Лизы.
Чтобы более точно сделать анализ повести «Бедная Лиза», обратим внимание на описания начала произведения, когда читателю рисуется в воображении гармония с природой, тихая и уютная обстановка. Читаем мы и о городе, в котором «громада домов» и «золото на куполах» просто пугает, вызывая некоторое отторжение. Ясно, что Лиза отражает природу, в ней видна естественность, наивность, честность и открытость. Карамзин выступает как гуманист, когда показывает любовь во всей своей силе и красоте, признавая, что разумом и прагматизмом легко можно задавить эти прекрасные начала души человека.
Как же тонко и внимательно автор смог отнестись к внутренней сущности человека, его переживаниям! Все это выразилось в раскрытии стремлений, мыслей и чувств главной героини.
Главные герои повести
Совершенно очевидно, что анализ повести «Бедная Лиза» был бы недостаточным без рассмотрения главных героев произведения. Видно, что в Лизе воплощен образ одних идеалов и принципов, а в Эрасте совсем других. Действительно, Лиза была обычной девушкой-крестьянкой, и главная черта ее характера — умение глубоко чувствовать. Действуя так, как подсказывает сердце, она не потеряла своей нравственности, хоть и погибла. Интересно, что по тому, как она говорила и мыслила, трудно ее отнести к крестьянскому сословию. Ей был свойственен книжный язык.
А что можно сказать об образе Эраста? Будучи офицером, он помышлял лишь о развлечениях, а светская жизнь утомляла его и заставляла скучать. Эраст достаточно умен, готов поступать по-доброму, хотя характер его очень изменчив и не постоянен. Когда Эраст развивает к Лизе чувства, он искренен, но не дальновиден. Молодой человек не задумывается над тем, что женой его Лиза стать не сможет, ведь они из разных кругов общества.
Похож ли Эраст на коварного соблазнителя? Анализ повести «Бедная Лиза» показывает, что нет. Скорее, это по-настоящему влюбившийся человек, которому слабый характер помешал выстоять и пронести свою любовь до конца. Надо сказать, что русская литература ранее не знала такого типа персонажа, как Эраст у Карамзина, однако этому типу было присвоено даже название — «лишний человек», и он позже стал все чаще появляться на страницах книг.
Выводы в анализе повести «Бедная Лиза»
Говоря коротко, о чем произведение, можно сформулировать мысль так: это трагическая любовь, которая привела к гибели главной героини, при этом читатель полностью пропускает через себя ее чувства, в чем очень помогают яркие описания окружения и природы.
Хотя мы рассмотрели только двух главных героев — Лизу и Эраста, на самом деле есть еще рассказчик, который сам услышал эту печальную историю, и теперь с оттенками грусти передает ее другим. Благодаря невероятному психологизму, острой теме, идеям и образам, которые воплотил Карамзин в своем произведении, русская литература пополнилась еще одним шедевром.
Мы рады, если краткий анализ повести «Бедная Лиза» оказался для вас полезным. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с характеристиками персонажей и анализами известных произведений русской и зарубежной литературы.
Теги:
анализ
книги
Русский сентиментализм и повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза.
Рассказ NПланирование
Сентиментализм в повести Н. М. Карамзина Бедная Лиза.
Трогательная любовь простой крестьянской девушки Лизы и московского дворянина Эраста глубоко потрясла души современников писателя. Все в этой повести: от сюжета и узнаваемых пейзажных зарисовок Подмосковья до искренних чувств героев — было непривычно для читателей конца XVIII века.
Художественное своеобразие.
Сюжет повести Карамзин позаимствовал из европейской любовной литературы. Все события были перенесены на «российскую» почву. Автор подчеркивает, что действие происходит в Москве и ее окрестностях, описывает Симонов и Данилов монастыри, Воробьевы горы, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы и читателей того времени это было новшеством. Привыкшие к хэппи-эндам в старых романах, они встретились в творчестве Карамзина с правдой жизни. Главная цель писателя — добиться сострадания — достигнута. Русская публика читала, сочувствовала, сочувствовала. Первые читатели повести восприняли рассказ Лизы как настоящую трагедию современника. Пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизиных прудов.
Недостатки сентиментализма
Повесть стала образцом русской сентиментальной литературы. В противовес классицизму с его культом разума Карамзин утверждал культ чувства, чуткости, сострадания: герои важны своей способностью любить, чувствовать, переживать. Кроме того, в отличие от произведений классицизма, «Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидания: автор не учит, а старается вызвать у читателя сопереживание героям.
Повесть отличается и «гладким» языком: Карамзин отказался от напыщенности, что сделало произведение легко читаемым.
1. Литературное направление «сентиментализм».
2. Особенности сюжета произведения.
3. Образ главного героя.
4. Образ «злодея» Эраста.
В литературе второй половины 18 — начала 19 веков большую популярность имело литературное течение «сентиментализм». Название произошло от французского слова «сентимент», что означает «чувство, чувствительность». Сентиментализм призывал обращать внимание на чувства, переживания, эмоции человека, то есть особое значение приобретал внутренний мир. Рассказ Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» — яркий образец сентиментального произведения.
Образ главной героини Лизы поражает своей чистотой и искренностью. Крестьянская девушка больше похожа на сказочную героиню. В нем нет ничего обыденного, обыденного, пошлого. Натура Лизы возвышенна и прекрасна, несмотря на то, что жизнь девушки нельзя назвать сказочной. Лиза рано потеряла отца и живет с пожилой матерью. Девушке приходится много работать. Но она не ропщет на судьбу. Лиза показана автором как идеал, лишенный каких-либо недостатков. Ей не свойственна тяга к наживе, материальные ценности не имеют для нее никакого значения. Лиза больше похожа на чувствительную барышню, выросшую в атмосфере праздности, с детства окруженную заботой и вниманием. Подобная тенденция была характерна и для сентиментальных произведений. Главный герой не может восприниматься читателем как грубый, приземленный, прагматичный.
Он должен быть отрезан от мира пошлости, грязи, лицемерия, должен быть образцом возвышенности, чистоты, поэтичности.В повести Карамзина Лиза становится игрушкой в руках своего возлюбленного. Эраст — типичный молодой повеса, привыкший получать то, что считает нужным. Молодой человек избалован, эгоистичен. Отсутствие нравственного начала приводит к тому, что он не понимает пылкую и страстную натуру Лизы. Чувства Эраста вызывают сомнения. Он привык жить, думая только о себе и своих желаниях. Эрасту не дано было увидеть красоту внутреннего мира девушки, ведь Лиза умна, добра. Но достоинство крестьянки ничего не стоит в глазах пресыщенного дворянина.
Эраст, в отличие от Лизы, никогда не знал лишений. Ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, вся его жизнь сплошной праздник. А любовь он изначально считает игрой, способной украсить несколько дней жизни. Эраст не может быть верным, его привязанность к Лизе всего лишь иллюзия.
А Лиза глубоко переживает трагедию. Показательно, что когда молодой дворянин соблазнил девушку, грянули гром и молния. Знак природы предвещает беду. И Лиза чувствует, что ей придется заплатить самую страшную цену за содеянное. Девушка не ошиблась. Прошло совсем немного времени, и Эраст потерял интерес к Лизе. Теперь он забыл о ней. Для девушки это был страшный удар.
Рассказ Карамзина «Бедная Лиза» очень полюбился читателям не только из-за забавного сюжета, повествующего о красивой истории любви. Читатели высоко оценили мастерство писателя, сумевшего правдиво и ярко показать внутренний мир влюбленной девушки. Чувства, переживания, эмоции главного героя не могут оставить вас равнодушными.
Как ни парадоксально, молодой дворянин Эраст не воспринимается в полной мере как отрицательный герой. После самоубийства Лизы Эраст подавлен горем, считает себя убийцей и всю жизнь тоскует по ней. Эраст не стал несчастным, за свой поступок он понес суровое наказание. Писатель объективно относится к своему герою. Он признает, что у молодого дворянина доброе сердце и ум. Но, увы, это не дает права считать Эраста хорошим человеком. Карамзин говорит: «Теперь читатель должен знать, что этот юноша, этот Эраст был довольно богатым дворянином, со светлым умом и добрым сердцем, добрым по натуре, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских увеселениях, но часто не находил: скучал и жаловался на свою судьбу. Неудивительно, что при таком отношении к жизни любовь не стала для юноши чем-то достойным внимания. Эраст мечтателен. бывшие или нет), в которых, по словам поэтов, все люди беззаботно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливом безделье провожали все дни свои. ему, что он нашел в Лизе то, что давно искало его сердце.Что можно сказать об Эрасте, если проанализировать характеристику Карамзина?Эраст витает в облаках.Вымышленные истории для него важнее реальной жизни. Поэтому ему все быстро наскучило, даже любовь к такой красивой девушке.
Эраст решает отправиться в военный поход. Он верит, что это событие придаст смысл его жизни, что он почувствует свою значимость. Но, увы, безвольный дворянин проиграл все свое состояние в карты только во время военной кампании. Мечты столкнулись с жестокой реальностью. Легкомысленный Эраст не способен на серьезные дела, для него важнее всего развлечение. Он решает выгодно жениться, чтобы вернуть себе желаемое материальное благополучие. При этом Эраст совершенно не думает о чувствах Лизы. Зачем ему бедная крестьянка, если перед ним стоит вопрос о материальных благах.
Лиза бросается в пруд, самоубийство становится для нее единственным возможным выходом. Страдания любви так замучили девушку, что она не хочет больше жить.
Нам, современным читателям, повесть Карамзина «Бедная Лиза» кажется сказкой. Ведь в ней нет ничего похожего на настоящую жизнь, кроме, разве что, чувств главного героя. Но сентиментализм как литературное течение оказался очень важным для русской литературы. Ведь писатели, творящие в русле сентиментализма, показывали тончайшие нюансы человеческого опыта. И эта тенденция получила дальнейшее развитие. На основе сентиментальных произведений появились другие, более реалистичные и правдоподобные.
Проверка домашнего задания
Сообщение о Н.М. Карамзине: Карамзин-поэт, Карамзин-публицист, Карамзин-историк
Слово учителя о сентиментализме
Во второй половине 18 века возникло новое литературное течение «сентиментализм». Переведено с английского. означает «чувствительный», «касательный». Его главой в России считается Н. М. Карамзин, а само течение часто определяют как русский «дворянский» сентиментализм. Однако некоторые исследователи противопоставляют карамзинистскому направлению «демократический» сентиментализм во главе с Радищевым. Сентиментализм возник на Западе в период распада феодально-крепостнических отношений. Исторические предпосылки диктуют появление определенных принципов в эстетике сентиментализма. Давайте вспомним, что было главной задачей искусства для классицистов? (для классицистов главной задачей искусства было прославление государства)
И в центре внимания сентиментализмов находится человек, причем не человек вообще, а этот конкретный человек, во всем своеобразии его отдельной личности. Его ценность обусловлена не принадлежностью к высшим классам, а личными заслугами. Положительные стороны в большинстве сентиментальных произведений принадлежат среднему и низшему классу. Обычно в центре произведений разочарованный герой, оплакивающий свою судьбу, проливает море слез. Задача писателя — вызвать к нему сострадание. Изображена повседневная жизнь человека. Действие происходит в небольших городах и деревнях. Излюбленные места встреч героев — тихие, укромные места (руины, кладбища).
Внутренний мир человека, его психология, оттенки настроения — доминирующие темы большинства произведений.
Новое содержание влечет за собой появление новых форм: ведущими жанрами являются семейный психологический роман, дневник, исповедь, путевые заметки. Проза заменяет поэзию и драму. Слог становится чувствительным, мелодичным, эмоциональным. Развитие «плаксивой» драмы и комической оперы.
В произведениях сентиментализма очень важен голос рассказчика. В статье «Что нужно автору?», ставшей манифестом русского сентиментализма, Н. М. Карамзин писал: душа твоя.
Сентименталисты:
Англия: Лоуренс Стерн, Сентиментальное путешествие, роман «Триста Шенди», Кларисса Гарлоу Ричардсон;
Германия: «Страдания юного Вертера» Гёте;
Франция: Жан-Жак Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»;
Россия: Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, Н.А. Львов, М.Н. Муравьев, молодой В.А.Жуковский
Возникновение русского сентиментализма в 60-е годы объясняется тем, что важную роль в общественной жизни начинают играть люди «третьего ранга».
Анализ рассказа «Бедная Лиза»
— Одним из ярких произведений сентиментализма является рассказ Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792).
Обратимся к словам Э. Осетрова «Б.Л.» — это образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе.
Вы читали рассказ дома и, наверное, задумывались о проблемах, которые автор ставит в своем произведении. Давайте вместе с вами выясним, какова основная тема и идея этого произведения. Посмотрим, как образы представлены главные герои рассказа.Попробуем объяснить действия главных героев (обязательно использовать текст при ответе на вопросы).
Как бы вы определили тему этой истории? (тема поиска личного счастья). Эта тема была новой для литературы того времени. Мы уже говорили, что сентиментальные писатели ставят в центр внимания частное, индивидуальное.
Кто герои этой истории? (молодая девушка Лиза, ее мать, молодой человек Эраст)
Как жила Лиза с мамой до встречи с Эрастом? (Лиза «работала день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весной собирала цветы, а летом собирала ягоды — и все это продавала в Москве»)
В чем достоинство личности Лизы и ее родителей? (отец — «любил труд, хорошо пахал землю и всегда вел трезвую жизнь»; мать верна памяти мужа, воспитывает дочь в строгих нравственных понятиях, в частности, прививает ей правило: «к питаться собственными трудами и ничего не брать даром», Лиза чистая, открытая, верная в любви, заботливая дочь, добродетельная)
Какими эпитетами и с какой целью Карамзин наделяет свою героиню? (бедный, красивый, добрый, нежный, услужливый, робкий, несчастный).
Что такое жизнь Эраста? («Эраст был хорошенький богатый вельможа, со светлым умом и добрым сердцем, добрый по натуре, но слабый и ветреный. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в мирских забавах, но часто не нашел: скучал и жаловался на свою судьбу; читал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто мысленно переносился в те времена (бывшие или нет), в которые, по словам поэтов, все люди беззаботно ходили по лугам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и проводили все дни в счастливом безделье»)
Сюжет рассказа основан на истории любви Лизы и Эраста. Как Якарамзин показывает развитие чувств между молодыми людьми? (поначалу их любовь была платонической, чистой, безукоризненной, но потом Эраст уже не довольствуется чистыми объятиями, и Лиза видит свое счастье в довольстве Эраста)
Каким было вспыхнувшее чувство к Лизе и к тому, кто уже успел вкусить светских забав «Эраст»? (Для Лизы это чувство было всем смыслом ее жизни, а для Эраста простоты — еще одной забавой. Лиза поверила Эрасту. Отныне она подчиняется его воле, даже когда доброе сердце и здравый смысл говорят ей об обратном поведении: она скрывает от матери встречу с Эрастом, падение, а после отъезда Эраста — силу его тоски)
Возможна ли любовь между крестьянкой и джентльменом? (Кажется невозможным. В самом начале знакомства с Эрастом Лиза не допускает мысли о своей возможности: мать, увидев Эраста, говорит дочери: «Хоть бы жених твой был таким!» Все сердце Лизы затрепетало …» Мать! Мать! Он барин, но между мужиками… — Лиза не договорила своей речи. После того, как Эраст побывал в доме Лизы, она думает: «Если тот, кто сейчас занимает мои мысли, родился простой крестьянин, пастух… Мечта!» На разговор с Эрастом после его обещаний взять Лизу к себе после смерти матери, девушка возражает: «Впрочем, ты не можешь быть моим мужем».0003
— «Почему тогда?»
— «Я крестьянка»)
Как вы понимаете название рассказа? (бедный — несчастный)
Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» на определенные события (описание Симонова монастыря в начале рассказа настроено на трагический финал рассказа; Лиза на берегу Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы, когда Лиза считает себя преступницей, потому что потеряла невинность, непорочность)
Автор любит Лизу, восхищается ею, глубоко переживает ее грехопадение, пытается объяснить причины его и смягчить суровость осуждения, готов даже оправдать и простить ее, но неоднократно называет слова Лизы жестокими, а это оправдано, хотя Лиза вкладывает в этот эпитет немного другой смысл… Он всему происходящему дает свои оценки, которые объективны)
Понравился рассказ? Как?
Д.з.:
1. Репортаж о сентиментализме
2. Почему «Бедная Лиза» — произведение сентиментальное? (письменный ответ)
Отражение
Знал, знал, хочу знать (ЗУХ)
Рассказ «Бедная Лиза», написанный в 1792 году, стал первым сентиментальным рассказом в русской литературе. История любви крестьянки и дворянина не оставила равнодушными читателей того времени. Так в чем же сентиментальность «Бедной Лизы»?
Сентиментализм в рассказе
Сентиментализм направление в литературе, где на первое место выходят чувства героев, несмотря на их низкое или высокое положение.
Сюжет повести разворачивает перед читателем историю любви бедной крестьянской девушки и дворянина. С воспитательной точки зрения автор отстаивает внеклассовую ценность человека, отказывается от предрассудков. «А крестьянки умеют любить», — пишет Карамзин, и это утверждение было новым для русской литературы.
Примеры сентиментальности в рассказе «Бедная Лиза» включают постоянные переживания и страдания героев, выражение их чувств. Также к этому жанру могут быть отнесены такие черты, как авторские лирические отступления, описание природы.
Пейзажные зарисовки в повести создают определенное настроение и перекликаются с переживаниями героев. Таким образом, сцена с грозой подчеркивает страх и смятение в душе Лизы, подсказывает читателю, что впереди трагический поворот событий.
Литература сентиментализма открыла читателю XVIII века мир человеческих чувств и переживаний, дала возможность ощутить слияние души человека с природой.
Внешний и внутренний конфликт
Бедняжка Лиза — это история о трагической любви. Простая крестьянская девушка Лиза, живущая в Подмосковье, едет в город продавать цветы. Там она знакомится с молодым человеком по имени Эраст. Они влюбляются друг в друга.
Сюжет рассказа основан на системе внутренних и внешних конфликтов. Внешний конфликт есть социальное противоречие: он дворянин, она крестьянка. Герои страдают от социальных предрассудков, но потом начинают верить, что сила любви их одолеет. И читателю в какой-то момент кажется, что у истории любви будет счастливый конец. Но есть в повести и другие коллизии, которые трагически развивают действие. Это внутренний конфликт в душе Эраста, возникший из-за сложившихся жизненных обстоятельств. Герой отправляется в расположение действующей армии, а Лиза остается ждать его, веря обещаниям и признаниям возлюбленного. Проиграв в карты деньги и имущество, Эраст не в состоянии расплатиться с образовавшимися долгами. И тогда он находит единственный выход: жениться на богатой невесте. Лиза случайно узнает об измене и решает утопиться. Новым для русской литературы был и мотив самоубийства. Узнав о смерти возлюбленной, Эразмт болезненно переживает его предательство. Об этом мы узнаем из концовки рассказа.
Эта история вызывает симпатию в сердцах читателей к героям повести. Автор также сочувствует своим героям. Авторская позиция видна в названии рассказа. Мы также не можем назвать Эраста отрицательным героем, этот образ вызывает сочувствие тем искренним раскаянием, которое он испытывает, осознавая ужас своего поступка, всю глубину предательства, приведшего к гибели Лизы. Авторская позиция выражается и прямыми высказываниями, принадлежащими рассказчику в повести: «Безрассудный юноша!
В конце XVIII века сентиментализм был ведущим литературным течением в России, как и классицизм, пришедший к нам из Европы. Главой и пропагандистом сентиментального направления в русской литературе по праву можно считать Н. М. Карамзина. Его «Письма русского путешественника» и его рассказ — образец сентиментализма. Итак, повесть «Бедная Лиза» (1792) построена в соответствии с основными законами этого направления. Тем не менее писатель отошел от некоторых канонов европейского сентиментализма.
В произведениях классицизма достойны были изображения царей, дворян, генералов, то есть людей, выполняющих важную государственную миссию. Сентиментализм проповедовал ценность личности, пусть даже незначительную в национальном масштабе. Поэтому главной героиней повести Карамзин сделал бедную крестьянку Лизу, которая рано осталась без отца-кормильца и живет с матерью в избе. По мнению сентименталистов, как люди высшего сословия, так и низкого происхождения обладают способностью глубоко чувствовать, благожелательно воспринимать окружающий мир, «ибо крестьянки умеют любить».
Сентиментальный писатель не ставил перед собой цели точного изображения действительности. Заработки Лизина от продажи цветов и вязания, на которые живут крестьянки, не могли их обеспечить. Но Карамзин изображает жизнь, не пытаясь передать все реалистично. Его цель — пробудить сострадание в читателе. Впервые в русской литературе эта повесть заставила читателя прочувствовать трагедию жизни в своем сердце.
Уже современники отмечали новизну героя «Бедной Лизы» — Эраста. В 1790s соблюдался принцип строгого деления героев на положительных и отрицательных. Эраст, убивший Лизу, вопреки этому принципу не воспринимался как злодей. Легкомысленный, но мечтательный юноша не обманет девушку. Сначала он испытывает искреннюю привязанность к наивному сельчанину. Не думая о будущем, он верит, что не причинит Лизе вреда, всегда будет с ней, как брат и сестра, и они будут счастливы вместе.
Изменился и язык в произведениях сентиментализма. Речь героев «освободилась» от большого количества старославянизмов, стала более простой, приближенной к разговорной. В то же время оно стало насыщенным красивыми эпитетами, риторическими оборотами, восклицаниями. Речь Лизы и ее матери витиевата, философична («Ах, Лиза!» Она говорила. о приятном мгновении, в котором мы еще увидимся». — «Я буду, я буду думать о ней! О, если бы она пришел скорее! Милый, милый Эраст! Помни, помни свою бедную Лизу, которая любит тебя больше, чем себя!»).0005 Цель такого языка — воздействовать на душу читателя, пробудить в ней гуманные чувства. Так, в речи рассказчика «Бедной Лизы» мы слышим обилие междометий, уменьшительно-ласкательных форм, восклицаний, риторических обращений: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют лить слезы нежной печали! ”; «Прекрасная бедная Лиза со своей старухой»; «Но что же она чувствовала, когда Эраст, в последний раз обняв ее, в последний раз прижав ее к своему сердцу, сказал: «Прости меня, Лиза! Какая трогательная картина!
Сентименталисты уделяли большое внимание изображению природы. События часто происходили на фоне живописных пейзажей: в лесу, на берегу реки, в поле. Чуткие натуры, герои сентиментальных произведений, остро воспринимали красоту природы. В европейском сентиментализме предполагалось, что близкий к природе, «естественный» человек обладает только чистыми чувствами; что природа способна возвысить душу человека. Но Карамзин пытался оспорить точку зрения западных мыслителей.
Бедная Лиза начинает с описания Симонова монастыря и его окрестностей. Так автор связал настоящее и прошлое Москвы с историей обычного человека. События разворачиваются в Москве и на природе. «Природа», то есть природа, вслед за рассказчиком внимательно «наблюдает» за историей любви Лизы и Эраста. Но она остается глухой и слепой к чувствам героини.
Природа не останавливает страсти юноши и девушки в роковой момент: «ни одна звезда не сияла на небе — ни один луч не мог осветить заблуждений». Наоборот, «мрак вечерний питал желания». С душой Лизы происходит непонятное: «Мне казалось, что я умираю, что душа моя… Нет, этого я не могу сказать!» Близость Лизы к природе не помогает ей в спасении души: она как бы отдает душу Эрасту. Гром грянет только после — «казалось, вся природа жаловалась на утраченную невинность Лизы». Лиза пугается грома, «как преступница». Гром она воспринимает как наказание, но природа ничего не подсказала ей раньше.
В момент прощания Лизы с Эрастом природа еще прекрасна, величественна, но безразлична к героям: «Утренняя заря, как алое море, разлилась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба… вся природа молчала. В рассказе подчеркивается «молчание» природы в трагическую для Лизы минуту расставания. И здесь природа ничего девушке не говорит, не спасает от разочарования. Признанный пропагандист этого направления Карамзин развил в своих произведениях главную мысль: душу надо просветить, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы9.0003
«Бедная Лиза»: отзывы о рассказе
История Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», рецензии на которую является предметом настоящей рецензии, вышла в свет в 1792 году и сразу же завоевала любовь и признание читающей публики своим оригинальным сюжетом, новой трактовкой характеров, а также авторским главным идея, что простые крестьяне тоже умеют любить и страдать. Для своего времени это был прорыв не только по сюжету и идеологии, но и по стилю. Рассказ был написан легким и доступным языком, которым позже стали писать другие поэты и писатели.
Читатели о сюжете
Произведение «Бедная Лиза», отзыв о котором поможет школьникам обратить внимание на основные моменты рассказа, положительно оценивается современными пользователями, которые, впрочем, почти всегда оговариваются на время его создания.
Почти все они указывают на излишнюю мелодраматичность самого рассказа: по их мнению, любовь простой крестьянки к дворянину описана в чрезмерно сентиментальных тонах, что придает тексту некоторую условность. Однако читатели отмечают и трогательную наивность повествования, придающую произведению своеобразный шарм. Отзывы о книге «Бедная Лиза» полезны учащимся для характеристики героев. По мнению зрителей, несколько идиллическое описание жизни героини, ее романтические отношения с Эрастом, их любовные клятвы верности, разлука и, наконец, предательство молодого человека и трагическое самоубийство девушки пересказываются автором. автора достаточно убедительно, так что произведение читается легко и с интересом.
О героине
Новым словом в русской литературе конца XVIII века стала повесть Карамзина «Бедная Лиза». Отзывы о произведении показывают отношение современной читающей публики к сочинению более чем двухсотлетней давности. Большинство людей воспринимают работу очень положительно. Они указывают на трогательный образ девушки, ее душевную чистоту, наивность, доверчивость и чувствительность. Они признают: на ее фоне Эрастус проигрывает по всем параметрам.
О его значении
Пользователи единодушно утверждают, что автору удалось создать удивительно цельный образ, ставший главным центром повествования. Композиция рассказа «Бедная Лиза», отзыв о котором должен учитывать школьный учитель при подготовке к урокам, как показатель мнения современной молодежи об этом многолетнем произведении, во многом основана на описание девушки, описания ее чувств и переживаний. Поэтому многие читатели признаются, что сосредоточили свое внимание в основном на нем.
Об Эрасте
Одним из самых известных и выдающихся писателей конца 18 — первой половины 19 века был Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза» (рецензии на повесть свидетельствуют о неизменном интересе современного зрителя к этому произведению, написанному в стиле сентиментализма) — пожалуй, самое известное его художественное произведение. Пользователи, оставляя свое мнение по этому поводу, указывают на неблаговидность образа Эраста. По их мнению, молодой человек вел себя очень недостойно возлюбленной, и это привело к ее гибели.
Большинство читателей считают его непосредственной причиной ее трагической смерти. Однако не столь однозначны были его герои у Карамзина. «Бедная Лиза» (отзывы о произведении показывают, что некоторые читатели по-разному восприняли историю любви и судьбы героев) — это повесть, в которой есть живые лица со своими достоинствами и недостатками.
Положительные отзывы о герое
Некоторые читатели справедливо утверждают, что главный герой не так уж и плох. Они указывают на то, что он добрый, отзывчивый, вежливый. Кроме того, обращают внимание, что молодой дворянин искренне любил девушку и после ее смерти был очень несчастен. Итак, герой рассказа оказался живым человеком со всеми его достоинствами и недостатками. Однако практически все пользователи указывают, что молодой человек стал жертвой классовых предрассудков и поддался слабости. В этом отношении образ девушки снова выигрывает по сравнению с ним.
О языке
Отзывы о книге «Бедная Лиза» интересны тем, что все читатели единодушно признают ее несомненные литературные и стилистические достоинства. Все пользователи утверждают, что автор написал живым простым языком, понятным и доступным каждому. Публика хвалит Карамзина за то, что он стал пионером в написании небольших произведений, смысл которых был глубоко философским. Многие справедливо полагали, что все известные писатели первой половины XIX в.ХХ века оставил школу Карамзина. На самом деле рассказу свойственны необычайно живые образы и удивительная ясность в передаче автором своих мыслей.