Краткое содержание поэма медный всадник пушкин: «Медный всадник» краткое содержание поэмы Пушкина – читать онлайн пересказ

Содержание

Медный всадник читать онлайн краткое содержание. «Медный всадник

Вступление

Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин рисует образ Петра I, который в пустынном месте, где чернеют только одинокие чухонские избы, собирается заложить великий город : «Отсель грозить мы будем шведу… Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». Этот замысел был исполнен – и перед новой русской столицей померкла старая, Москва.

Пушкин признаётся в любви к «Петра творенью». Но в жизни Петербурга были и тяжёлые, трагические страницы. Одной из них стало страшное наводнение осени 1824 года, которое дало тему для пушкинской поэмы.

«Медный всадник», часть первая – краткое содержание

Стоял холодный ноябрь. Нева в Петербурге металась, как больной, под дождём и порывами ветра. Молодой, бедный чиновник Евгений пришёл со службы домой, лёг в постель и перед сном долго мечтал о своей возлюбленной Параше. Евгений думал, как вскоре женится на ней, как они вдвоём будут рожать детей и проживут до гроба рука об руку.

Однако наутро настал ужасный день. Ветры погнали разлившуюся Неву вспять, и она вначале стала затоплять острова, а потом ринулась на город. Повсюду плыли брёвна, обломки крыш, товары из разрушенных лавок и даже гробы с размытого кладбища. Народ в отчаянии не знал, что делать. Тогда ещё был правил царь Александр I .

…На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С Божией стихией
Царям не совладеть». Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.
Стояли стогны озерами,
И в них широкими реками
Вливались улицы. Дворец
Казался островом печальным.

А на центральной площади, у здания, чей подъезд был украшен двумя каменными львами, недвижно сидел бледный Евгений. Ветхий домик, где жила его Параша со старушкой матерью, был расположен у самого залива. Евгений не знал, что с ними теперь. Вокруг себя он видел сплошную воду, из которой невдалеке поднимался с простёртою рукою неколебимый памятник Петру I – знаменитый медный всадник.

Иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник». Художник А. Бенуа

«Медный всадник», часть вторая – краткое содержание

Но вот Нева стали униматься и входить в берега, оставляя повсюду изуродованные обломки, как шайка разбойников, спеша домой, роняет по дороге добычу. Едва вода немного спала, Евгений отыскал перевозчика с лодкой. Рискуя жизнью, он доплыл среди опасных волн, до места, где жила Параша, но не узнал его. Везде лежали тела утопленников, как павшие солдаты на поле битвы. Дома Параши не было вообще. Евгений долго ходил кругом, разговаривая сам с собою, а потом захохотал, ударяя себя в лоб.

Через несколько дней следы страшной беды были уже убраны с петербургских улиц. Народ снова шёл, как ни в чём не бывало, по будничным делам. Но смятённый ум Евгения не устоял от жестокого горя. Неделю за неделей он скитался по городу, как бродяга, не замечая людей и дороги, ночевал на пристани, питался жалкими подаяниями, подаваемыми в окно.

Проснувшись раз под открытым небом, он от шума дождя вдруг ярко вспомнил весь пережитый ужас. Евгений бросился куда глаза глядят и вдруг оказался на той самой площади, у дома с каменными львами. Перед его глазами так же стоял медный всадник.

Евгений вздрогнул. Глядя на лик Петра, он почувствовал ненависть к правителю, который

…над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы…

Евгению пришло в голову, что жестокий Пётр, воздвигший посреди невских болот подверженный бедствиям город, – главный виновник его беды. Тут ему вдруг показалось, что лицо медного всадника зажглось гневом. Евгений кинулся бежать. Несчастному чудился сзади тяжёлый топот копыт, как будто медный монумент сошёл с пьедестала и скакал за ним. Эта погоня рисовалась в его воспалённом мозгу всю ночь.

С той поры при виде медного всадника Евгений в смятении прижимал руку к сердцу, как бы смиряя его муку, снимал картуз и шёл сторонкой, не поднимая глаз. В такие минуты он ещё сильнее ощущал своё бессилие против роковой судьбы. Смытый домик Параши отыскали на берегу дальнего пустынного островка, куда занесла его вода. Рядом с домиком однажды нашли мёртвое тело безумного Евгения.

Медный всадник

«На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город «из тьмы лесов, из топи блат/Вознесся пышно, горделиво». Творенье Петра прекрасно, это торжество гармонии и света, пришедшее на смену хаосу и тьме.

Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлеченный мыслями о своем положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу.

Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

«Редеет мгла ненастной ночи/И бледный день уж настает…» Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Погода свирепела все больше, и скоро весь Петербург оказался под водой. Разбушевавшиеся волны ведут себя, как солдаты неприятельской армии, которая взяла город штурмом. Народ видит в этом Божий гнев и ждет казни. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что «с Божией стихией/Царям не совладеть».

В это время на Петровой площади верхом на мраморном изваянии льва у крыл….

В данной статье мы с вами постараемся разобрать насущные вопросы, которые раскрывает Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении. Также ниже будет указана история создания бронзового памятника, построенного в честь поэмы, и ее краткое содержание. «Медный всадник» на сегодняшний день является не только гордостью России, но и, как ни странно, до сегодняшнего дня находится в списке наилучших произведений мировой литературы.

Проблемы, которые затрагивает Пушкин в своем произведении

Известная на весь мир поэма «Медный всадник», написанная Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833 году, несет в себе главную проблему XX века — взаимоотношения между людьми и государством. Вопросы, которые он раскрывает в своем произведении, затрагивают власть и человека.

Какие жизненные обстоятельства сподвигли Александра Сергеевича написать данное произведение

Гениальная мысль написать данную поэму пришла к Пушкину только после того, как он 7 ноября 1824 года стал заочным свидетелем петербургского наводнения. Данный потоп воспринялся человечеством как некий крах и шаг к пропасти. Эмоции, которые переполняли в те моменты Петербург, не могли не оставить свой отпечаток в воображении Александра Сергеевича, и уже тогда в его голове промелькнула гениальная мысль написать произведение, посвященное произошедшему событию. Но по иронии судьбы поэма была написана лишь через девять лет. После того как произведение приобрело популярность, мир узнал его краткое содержание. «Медный всадник», по мнению многих ценителей и почитателей творчества поэта, считается одним из лучших его творений.

Разбор произведения на части

Для начала необходимо определить в знаменитой поэме как минимум экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и только после описывать краткое содержание. «Медный всадник» включает в себя экспозиционную часть, в которой фигурирует главный герой Евгений, а также прославление «великих дум» Петра Великого и града Петрова. К завязке можно смело отнести описание потопа, кульминацией считается известие о смерти невесты, а вот развязкой, в свою очередь, является сумасшествие и гибель Евгения.

Краткое содержание поэмы «Медный всадник», А.С. Пушкин

«Медный всадник». Краткое содержание» — было бы здорово, если бы подобного рода книги существовали и приносили пользу всем подросткам современного мира. Но, к сожалению, их нет, и в 21 веке весь школьный материал подобного рода должен обрабатываться детьми в кротчайшие сроки самостоятельно. Именно поэтому для упрощения данной задачи предлагаем плавно перейти к краткому описанию сюжета поэмы «Медный всадник». Краткое содержание по главам не будет указываться в данном разделе, ниже мы с вами разберем главные события, произошедшие в поэме. Итак, начнем. В начале поэмы Пушкин рассказывает читателям о Петре, который стоит на берегу Невы и мечтает возвести город, который непременно будет служить в дальнейшем народу окном в желанную Европу. Спустя сто лет этой идее суждено было сбыться, и вот теперь на месте пустоты вознесся прекрасный город. Далее речь в произведении идет о мелком чиновнике по имени Евгений, который ежедневно возвращается домой и пытается уснуть, размышляя о своем нынешнем положении, ведь когда-то его семья не нуждалась в помощи, потому как знатный род чиновников имел неплохую прибыль, а теперь все наоборот. Помимо этого, его мысли постоянно заполнены любимой, которую зовут Параша, он мечтает как можно быстрее жениться на ней и построить крепкую неразлучную семью.

Сладкие мечты заставляют его уснуть, а ближе к утру его сон нарушает разбушевавшаяся Нева, которая вышла из-под контроля, вскоре весь Петербург был затоплен. Многие люди погибли, Пушкин сравнивает потоки реки с солдатами, которые разрушали все на своем пути. Вскоре река возвращается в свои берега, и Евгению выпадает шанс переплыть на другую сторону города, к любимой. Он бежит к лодочнику и просит его о помощи. Попав на другой берег, мелкий чиновник не может узнать былых мест, сейчас они похожи на руины и напоминают поле сражение, усыпанное человеческими телами. Евгений, позабыв обо всем, спешит к домику любимой, но не находит его, осознав, что его невесты нет в живых. Чиновник лишается рассудка, изводя себя диким хохотом. На следующий день, когда природа вернулась к прежнему состоянию, все люди как будто позабыли о происшедшем, и только Евгений не мог спокойно дышать. В течение последующих лет ему постоянно будет слышаться шум бури, он станет отшельником. Лишь однажды, проснувшись рано утром, он вспоминает все, что с ним произошло за последнее время, и выходит на улицу, где видит дом с памятниками у входа. Немного около них походив, бедолага заметил на морде одного из мраморных львов гнев и бросился бежать прочь, слыша за собой невероятный топот коней. После этого он еще долго прятался от непонятного шума в ушах, мечась по всему городу из стороны в сторону. Через время прохожие люди видели, как он снимал свой картуз, прося таким образом прощения перед грозным памятником. Немного позже его нашли мертвым на небольшом островке и сразу «похоронили ради Бога».

Памятник «Медный всадник»

Ниже мы с вами остановимся на описании памятника мирового значения. Произведение, о котором в данной статье идет речь, знаменито на весь мир не только своей гениальностью, простотой, некой жизненной философией. Помимо этого, имеет вовсе не краткое содержание «Медный всадник». Он, как ни странно, является неотъемлемой частью Санкт-Петербурга. Это памятник, который воздвигнут в центре города и посвящен рассмотренной поэме и Петру первому. Внешне бронзовая глыба имеет вид скалы с чарующим всадником. Место, где расположен памятный монумент, выбрано по случаю того, что рядом находится Сенат — символ всей царской России. Автором данного шедевра является Этьен-Морис Фальконе — работник фарфорового завода, который против желания Екатерины II решил установить свое произведение искусства неподалеку от Невы. Гонорар за проделанную работу Фальконе получил довольно скромный, другие светские скульпторы на тот момент просили в два раза больше. В процессе работы скульптору поступало множество различных предложений по поводу будущего памятника, но Этьен-Морис был настойчив и в конечном итоге воздвиг ранее им же задуманное. Вот что он по этому поводу написал И. И. Бецкому: «Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был лишён способности думать, и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?»

Разобрав краткое содержание «Медного всадника» и ознакомившись с историей памятника, предлагаю поговорить об интересном. Оказывается, помимо того, что поэма использовалась для скульптурного искусства, российский композитор Р. М. Глиэр, воспользовавшись событиями в произведении Александра Сергеевича, создал свой одноименный балет, фрагмент которого стал Санкт-Петербуржским гимном.

На берегу Невы стоит русский царь Петр Первый и думает о том городе, который хочет он здесь заложить, чтобы «грозить шведу», а главное — прорубить окно в Европу. Его мечте было суждено осуществиться, а через сто лет город Петра — Петербург — вознесся пышно и горделиво «из тьмы лесов, из топи блат». Автор поэмы признается в любви к этому прекрасному городу, вспоминая самые яркие моменты своей жизни, связанные с ним, но готов поведать читателю свой печальный рассказ.

I часть.

Холодным ноябрьским вечером, когда от сильного ветра и сердитого дождя «Нева металась, как больной в своей постеле», мелкий чиновник Евгений возвращается к себе домой в Коломну — небогатый район Петербурга, где он живет в жалкой съемной каморке. Когда-то он принадлежал к знатному роду, но сейчас он прозябает в нищете. На другом берегу Невы живет его возлюбленная Параша, но от нее нет известий вот уже несколько дней, так как разведены мосты из-за разгулявшейся в Петербурге стихии — наводнения. В мечтах о будущем счастье молодой человек долго не может уснуть. Он думает, что будет работать день и ночь, чтобы устроить хотя бы какой-нибудь приют для любимой, чтобы потом «препоручить ей семейство и воспитание ребят». Под утро он засыпает, еще не зная, какое известие его ждет. Ужасный день встречает героя. Нева всю ночь «рвалася к морю», но, возвращаясь назад, затопляла острова, а потом накинулась на город, и вскоре Петербург оказался под водой. Народ воспринимает это как гнев божий и ждет казни. Царь с прискорбием смотрит на страшное бедствие, но говорит, что даже ему «с Божией стихией не совладать». Его войска начинают спасать тонущий народ. А Евгений в это время сидит на возвышенном крыльце возле «площади Петровой» и в отчаянии глядит на противоположный берег, где живет его Параша с матерью. Он не замечает, как ветер сорвал с него шляпу, как дождь хлещет в лицо, а поднимающаяся из Невы вода уже замочила его подошвы. Евгений будто околдован своими мрачными мыслями и не видит, как «над возмущенною Невою» спиной к нему стоит «кумир на бронзовом коне».

II часть.

Когда вода спала, герой поспешил в знакомый домик, но ничего не увидел, кроме уцелевшей ивы. Долго ходил герой вокруг знакомого места, пока не понял, что нет больше его возлюбленной. Он захохотал — «его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял». Как будто во сне, терзаемый безумием, Евгений скитался по Петербургу вот уже несколько месяцев. Одежда на нем обветшала, он спал на пристани, питался «поданным куском». Ему вслед смеялись злые дети, а его жилье хозяин уже сдал новому жильцу — поэту. Однажды осенью ставший бродягой Евгений спал у невской пристани, когда, проснувшись, вдруг живо вспомнил прошлогодние события. Он стал бродить по смутно знакомым местам, оказался на большом крыльце, увидел знакомых сторожевых львов и вдруг заметил, как в темноте «кумир с простертою рукою сидел на бронзовом коне».

Евгений узнал то место, где бушевал потоп. Он обошел вокруг подножия памятника, разглядывая того, «чьей волей роковой над морем город основался». Безумец обратил свой взор на «горделивого истукана» и, став мрачным, шепнул: «Ужо тебе!»В тот же момент показалось Евгению, что лицо государя повернулось к нему и царь грозно взглянул на него. Когда же он стремглав бросился прочь от памятника, ему показалось, что Всадник Медный поскакал вслед за ним. И куда бы в эту ночь ни бросался несчастный безумец, его преследовал тяжелый топот Всадника. С тех пор, проходя через площадь, бродяга каждый раз снимал перед статуей картуз и со смятеньем на лице прижимал к сердцу руку, не поднимая смущенных глаз. Заканчивается поэма описанием пустынного острова на взморье, куда когда-то прибило полуразрушенный домик, у порога которого был обнаружен труп бывшего мелкого чиновника, а после сумасшедшего бродяги — Евгения. Там же, на острове, и был похоронен «его хладный труп», а остатки обветшалого домишки свезли на барке.
Так и заканчивается история о несостоявшемся мятежнике, которую сам Александр Сергеевич Пушкин назвал «горестным рассказом».

  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

Великий Петр, исполненный гордости, задумал на берегах Невы построить город, которому будет уготована величественная судьба. Этим городом император хочет приблизить Россию к Европе. Пройдет 100 лет. Некогда гиблое и пустынное место превращается в великую, огромную и, если хотите, могучую столицу. Торжественно возвышается град над тьмой и беспросветностью места, где его построили.

Наступил ноябрь. Это уже очень холодный месяц. Но как до сих пор прекрасна изящная Нева, как играет она мощной своей волной. Мелкий человек, про таких не принято сочинять поэмы, чиновник по имени Евгений идет домой, возвращаясь со службы. На улице уже глубокий и поздний вечер. Наш герой живет, естественно, не в роскошных апартаментах петербургской знати. Он спешит в свою тихую и более чем скромную каморку. Она находится в районе города, который называют Коломна. Род Евгения в прошлом был знатным и очень богатым. Кто теперь это вспомнит? Мелкий чиновник уже давно не общается с высшим обществом.

Нервно вертится Евгений в своей холодной постели. Никак не получается у него уснуть. Жалким кажется ему его общественное положение. А еще он переживает из-за того, что мосты разведены. Это не позволяет ему навестить свою любимую. Параша живет на другом берегу Невы. И вот уже Евгений погрузился в сладкое мечтание. Будет у них с Парашей свадьба, много детишек, счастливая сытая семейная жизнь. Главу семейства все домочадцы будут ценить и уважать. Покой и благодать ждут нашего героя в этих мечтах. На такой счастливой ноте он засыпает…

Стихия разбушевалась

Наступил новый день. Но не принес он никаких приятных изменений. Река под воздействием силы ветра разбушевалась и большая вода пошла на город. Волны реки напоминают вражескую армию. Она захватывает все по ходу своего движения. Дома, люди, лошади, деревья — все смывается водами Невы. Многие говорят, что это наказание господа. Царь, власть которого над людьми огромна, и тот вынужден смириться перед стихией. Кто может что либо изменить, что находится в воле господней?

Спасаясь от стихии, Евгений оседлал мраморного льва. Порывом ветра сорвало с него шляпу. Вода уже подобралась к подошвам его ботинок. Сверху падают струи дождя. Смотрит несчастный чиновник на противоположный берег. Там живет его любовь. Туда он мысленно улетает, не замечая, что творится вокруг.

И природная стихия не может бушевать вечно. Вот уже Нева стремится войти в пределы своих берегов. Евгений спешит к реке. Нужно успеть договориться с лодочником, чтобы его смогли переправить к его возлюбленной. Переправившись, наш герой не может узнать тех мест, где бывал много раз. Мощная стихия, разгулявшись, разрушила все вокруг. Деревья повалены, дома снесены. И только мертвые люди вокруг. Огромное количество погибших жителей великого города. Душу бедного чиновника охватывает ужас. Стремительными шагами спешит он к тому месту, где должен стоять дом его ненаглядной Параши. Но не может Евгений найти заветного дома.

Евгений сходит с ума от горя

С новым днем приходит к горожанам успокоение. Начинают они потихоньку убирать разрушенное. Наш несчастный Евгений не в силах смириться с тем, что произошло. Бродит он по улицам столицы, печальны и глубоки его переживания и размышления. Буря и наводнение, произошедшие накануне, не выходят у него из головы. Уже не день прошел, а месяц и еще месяц. Так и живет бывший чиновник, блуждая по городу. А существует он теперь на то, что как говорят «Бог подаст». Молодой человек от горя лишился рассудка.

Великий царь в гневе

Ничего Евгений теперь не замечает, что происходит в его несчастной жизни. Дети бросают в него камнями и насмехаются. Извозчики хлещут мужчину нещадно плетями. Спит он и во сне снова переживает тот страшный день наводнения.

Проснувшись, бродит он по улицам города. Неожиданно набредает он на тот самый дом, перед которым знакомые львы. Очень волнуется Евгений, огибая львов кругом. Душа его наполняется сильным гневом. В гневе и волнении начинает он грозить памятнику царя. И вот, вдруг, видит он лик великого царя. Как будто тот пытается к нему обратиться. Гнев сверкает в очах Петра. В страхе мужчина убегает прочь от этого места.

Смерть несчастного Евгения

Ночью испуганный мужчина пытается спрятаться во дворах и подвалах огромного города. Кажется ему, что везде его преследует страшный топот копыт. Теперь, когда ему приходится проходить недалеко от памятника великому царю, Евгений снимает картуз и прижимает руки к сердцу. Просит он у большого истукана прощения, что пустил тогда злобу в свою бедную душу.

У порога ветхого и страшного домика было найдено тело несчастного Евгения. Так тихо умер маленький человек в большом городе. Бездыханный труп его был похоронен посторонними людьми.

Тест по поэме Медный всадник

смысл, краткое содержание произведения Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин создал свою поэму Медный всадник менее, чем за месяц. Находясь в 1833 году в Болдино, поэт много размышлял об исторических фактах, касающихся российского государства. В частности, о временах правления Петра I – фигуры крайне неоднозначной. Одни считали его великим правителем, полностью поддерживая проводимую им государственную политику. Другие видели в нем исчадие ада, построившее империю на горе и крови. Итогом проработки Пушкиным исторических фактов и мнений о Петре становится поэма Медный всадник, смысл которой в переплетении истории одного человека и целого государства.

Этот период в творчестве Пушкина, называемый Болдинской осенью, подарил также несколько великих произведений: «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии».

Краткое содержание поэмы Медный всадник

Начало произведения освещает исторический момент – закладывание города, который будет в последующем окном в Европу, Петром Великим. Следующая часть поэмы описывает события, произошедшие через 100 лет в пышном, горделивом творении Петра – в городе Петербурге.

Мечты и чаяния маленького человека

Поздним ноябрьским вечером в свое непрезентабельное жилье в одном из самых бедных районов города возвращается Евгений, мелкий чиновник, принадлежащий некогда знатному роду. Он ложится в постель, но мысли не дают ему уснуть. Он думает о том, что вода в Неве все прибывает, что с реки сняты мосты. Вследствие чего он два-три дня не сможет увидеться со своей возлюбленной – Парашей, живущей на окраине Петербурга на другом берегу Невы.

Тревожные мысли сменяются счастливыми мыслями о возможной дальнейшей жизни с любимой. Он хочет жить с ней скромно и праведно, мечтает о детях. Поглощенный этими сладкими мечтаниями, Евгений засыпает.

Разгул стихии

Наступивший следующий день приносит новости о страшном несчастье. Нева, выйдя из берегов, затопила город. Перед «Божьей стихией» жители Петербурга оказались беспомощными.

На мраморном льве – статуе, украшающей Петрову площадь, сидит онемевший Евгений и смотрит на другой берег Невы. Именно там, у самой кромки воды, живут в маленьком домике Параша и ее мать. Удрученный мрачными тревожными мыслями о судьбе возлюбленной, герой не замечает разгула стихии вокруг него:

  • ветер срывает с него шляпу;
  • дождь заливает его лицо;
  • вода, непрерывно поднимающаяся и достигающая его подошв.

Перед ним, возвышаясь над природным бедствием, невозмутимо стоит Медный всадник.

На заметку! Памятник Медный всадник, смысл которого объяснял сам скульптор Фальконе, установлен на берегу Невы. Петр изображен в динамическом состоянии, одет в простую, практически безликую одежду, которая могла быть у героя любой национальности. Вместо седла – медвежья шкура – символ цивилизации, несомой царем. Скала под памятником – символ трудностей, которые преодолел Петр. А змея под копытами – символ врагов – имеет еще и практическую функцию: обеспечивает устойчивость монумента.

Печальный итог

Наконец, воды Невы успокаиваются, река входи в свои берега. Евгений, с замирающим сердцем, бросается к воде. С помощью лодочника переправляется на другой берег. Взгляду его предстает удручающая картина:

  • знакомые ему места стали чужими и неузнаваемыми;
  • разрушенные стихией дома;
  • лежащие вокруг мертвые тела.

Увиденное им напоминает ему поле битвы.

Не обнаружив на прежнем месте знакомого домика своей возлюбленной, Евгений начинает дико хохотать. Не справившись с нахлынувшими на него отчаянием и горем, герой лишается рассудка.

И даже когда город приведен в порядок, а все следы недавних разрушений убраны, Евгений не может прийти в себя после перенесенного потрясения. Он неприкаянно слоняется по городу, полный тяжелых размышлений. Спит на пристани, питается тем, что ему подадут, не замечая, как дети бросают в него камни, а кучера огревают плетями.

Не грози царю

Однажды осенью весь сковавший его однажды ужас снова встает перед ним. Евгений оказывается возле мраморных львов, окружающий величественного всадника на бронзовом коне.

Он сразу же узнает того, кто основал этот город «под самым морем». Евгений находит виновного во всех своих бедах. Охваченный волнением и гневом, он грозит Петру: «Ужо тебе!…»

В этот момент Евгений кажется, что лицо царя поворачивается к нему, а глаза вспыхивают гневом. Герой бросается наутек. Но куда-бы он ни бежал, куда бы ни поворачивал, везде слышался ему топот тяжелых конских копыт Медного всадника.

На заметку! Один из главных героев поэмы, даже являясь плодом воспаленной фантазии безумного Евгения, несет в себе смысл названия поэмы – Медный всадник. Автор намеренно заменяет бронзу, из которой отлит реальный монумент, на медь – тяжелый красный металл – символ борьбы и крови.

С тех пор, когда Евгений случайно проходил мимо памятника Петру, он снимал картуз и смущенно прижимал руку к сердцу, «смиряя муку».

Вскоре оказывается, что маленький домик Параши не сгинул окончательно в пучине. Волнами его перенесло на маленький пустынный островок у взморья. Именно там и нашли тело несчастного Евгения, именно там и похоронили «безумца».

Поэма Медный всадник: смысл произведения

В своей поэме Пушкин поднимает немаловажную проблему: историческую и философскую. Как великие преобразования страны могут затронуть жизнь одного отдельно взятого человека? Так ли важны переживания и чувства простых людей на фоне государственных свершений? В трагической взаимосвязи противоречий между государством и гражданином заключается смысл поэмы Медный всадник.

Построивший город на окраине государства, на самом взморье, Петр, желая прорубить окно в Европу, не задумывался о судьбах людей, которые будут жить в нем. Поэтому именно его обвиняет мелкий чиновник Евгений в своих бедах. Герой считает Петра виновным в том, что он потерял свою любовь, уничтожил его мечты и надежды.

Но не так-то просто добиться справедливости у самодержца. Любое сопротивление, или даже намек на свободомыслие, обречены на грозное подавление, иногда сопровождающееся тяжелым топотом копыт по мостовой. Простому человеку ничего не остается, как смущенно срывать с головы картуз и каяться.

Смерть героя в конце поэмы также символична. Его кончина говорит о такой же скорой гибели некоторых дел и начинаний Петра Великого – эпохи реформ.

Смысл эпилога поэмы Медный всадник

Эпилог в любом произведении – послесловие, заключительная часть, которая часто рассказывает о последующей судьбе главных героев. В поэме Медный всадник смысл имеет говорить не об эпилоге, а об его отсутствии. Ведь никакого заключения, примиряющего с трагедией Евгения, автор не дает.

Пушкин исключает возможность вернуть все внимание читателя к теме Петра I и его великого творенья – Петербурга.

Таким образом, остается неразрешимым одно из самых острых противоречий в ходе исторического развития государства: противоречие между великими делами правителей и потребностями одного маленького человека, между благом для государства и счастьем отдельного гражданина. Противоречие, возникновение которого неизбежно до тех пор, пока будет существовать классовое общество.

Project MUSE — Пушкин «Медный всадник» Эндрюса>Кана (рецензия)

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

324 SEER, 8o, 2, 2002 Можно подумать, что такая широкая тема могла бы выиграть от многоавторского рассмотрения, но общая точка зрения Лауэра приносит свои собственные плоды и отражает его широкое прочтение первичных и вторичных текстов, а также глубокое понимание социально-исторического фона своего предмета. Особенно ценно его изложение последней: читатель постоянно информирован об исторических и социальных условиях, в которых возникла русская литература, особенно подчеркивая механизм контроля и процессы оценки, которые были особенно важны в ХХ веке. Книга Райнхарда Лауэра очень выигрывает из-за отсутствия схематизма и большой симпатии, которую он явно испытывает к своему предмету. Ее чрезвычайно удобно использовать в качестве актуального справочника как по общим темам, так и для отдельных авторов, в то время как ее отличная читабельность также придает ей кое-что. воздуха исторического романа, в котором героем является сама русская литература. Университет Мюнстера ХОЛЬГЕР ГЕМБА Кан, Эндрю. Пушкина «7 Медный всадник». Критические исследования в русской литературе. Bristol Classical Press, Лондон, I998. iX p I49 pP.Notes. Библиография.? 7,95 (мягкая обложка). ЭТОТ том следует образцу, установленному его предшественниками в этой теперь довольно обширной серии. Однако, в отличие от всех других томов до сих пор, в нем отсутствует индекс, упущение, которое поднимает более общий вопрос. Согласно аннотации на задней обложке каждого тома, эта серия «доступна как для обычных читателей, так и для студентов и преподавателей русского языка». Термин «студенты» общеизвестно эластичен, но предположительно включает в себя студентов всех уровней. Здесь есть некоторые основания для беспокойства, поскольку данное издание делает мало уступок этой части своей целевой аудитории. Например, цитаты из поэмы Пушкина не только не переведены (вопреки заявлению об обратном в аннотации), но и даны в транслитерации, что скорее мешает, чем помогает пониманию. Проблема усугубляется тем, что в транслитерации не менее восьми опечаток (например: покырлись, с. 44; бествия, с. 47; оптыны, с. 70; сумашедшие, с. 8и). Классическая пресса, которая так много сделала для сохранения жизни изучения русской литературы, преодолеет свое нежелание или приобретет необходимую технологию для включения кириллицы в свои тексты. Тот факт, что этот том представляет собой научную монографию, а не пособие для студентов бакалавриата (и тот факт, что вся серия может оказаться под угрозой продвижения в этом направлении), вероятно, является еще одним пагубным последствием неправомерно созданного Упражнения по оценке исследований, которое высоко оценивает монографии и принижает все, что может быть истолковано как «учебное пособие». Стоит отметить, что издания БКП русских текстов, выходящие параллельно с этой серией «критических исследований», получают минимальную оценку от РАЭ. Если рассматривать как научную монографию, это превосходное исследование. В первой части Эндрю Кан совершает значительный подвиг, умещая огромное количество литературы по этому предмету примерно на двадцати страницах. Вторая часть посвящена тексту, большая часть которого посвящена подробным и проницательным комментариям. Кан особенно силен в «звуковой оркестровке» и стихосложении стихотворения. В третьей части представлено собственное прочтение стихотворения Каном. Акцент делается на текстуальные отголоски других произведений, в частности, Мицкевича «Канун предков» и, что менее ожидаемо, «Сон в летнюю ночь» и «Энеиду». совсем недавно Дж. Дуглас Клейтон в своей книге «Волна и камень» (Оттава, 2000 г.), где исследуются отсылки к Шекспиру в «Евгении-Онегине». Помимо Шекспира и Вергилия (и многих других), на Пушкина явно повлиял переводчик «Илиады» Николай Гнедич своей поэмой «Рыбаки». Поэтому уместно, чтобы раздел библиографии, который в целом соответствует тому же высокому стандарту, который можно ожидать от этой серии, был посвящен интертекстуальности. В дополнение к англоязычным и русскоязычным материалам включены книги и статьи на французском и немецком языках. Единственным упущением является перевод поэмы Д. М. Томасом (Лондон, I982) и «Справочное руководство по русской литературе» Нила Корнуэлла (Лондон и Чикаго, 1998), в котором есть полезная статья Мэрилин Минто о «Медном всаднике». Есть ряд мелких ошибок: автором заметок о наводнении I824 являются по-разному В. Н. Берг и В. Н. Берх (стр. 58…

Этот веб-сайт использует куки-файлы, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от нашего веб-сайта. Без куки-файлов ваш опыт может быть не цельным

О чем поэма «Медный всадник» Анализ «Медный всадник» Пушкин

Иллюстрация А. Н. Бенуа

«На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который будет построен здесь и который станет для России окном в Европу. Прошло сто лет, и город «из тьмы лесов, из болота блата / Вознесся величаво, гордо». Творение Петра прекрасно, это торжество гармонии и света, пришедшего на смену хаосу и тьме.

Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздно вечером мелкий чиновник по имени Евгений возвращается домой в свою каморку в бедном районе Санкт-Петербурга под названием Коломна. Когда-то его семья была дворянской, но теперь даже память об этом стерлась, да и сам Евгений сторонится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, отвлекаясь на мысли о своем положении, о том, что с поднимающейся реки разобраны мосты и что это разлучит его с любимой, Парашей, живущей на другом берегу, на два-три дня. Мысль о Параше рождает мечты о замужестве и будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

«Туман ненастной ночи редеет/ И день бледный уже грядет…» Грядущий день несет страшную беду. Нева, не в силах преодолеть силу ветра, преградившего ей путь к заливу, хлынула на город и затопила его. Погода становилась все свирепее, и вскоре весь Петербург оказался под водой. Бушующие волны ведут себя как солдаты вражеской армии, взявшей город штурмом. Народ видит в этом гнев Божий и ждет казни. Царь, правивший в том году Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что «стихии бога/царей соправить нельзя».

В это время на Петровской площади верхом на мраморной статуе льва у крыльца нового роскошного дома сидит неподвижный Евгений, не чувствуя, как ветер срывает с него шляпу, как поднявшаяся вода мочит подошвы, как дождь хлещет ему в лицо. Он смотрит на противоположный берег Невы, где его возлюбленная и ее мать живут в своем бедном доме совсем рядом с водой. Словно околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простертой рукой идол на бронзовом коне».

Но вот, наконец, Нева вышла из берегов, вода спала, и Евгений с замирающей душой спешит к реке, находит лодочника и переправляется на другой берег. Он бежит по улице и не может узнать знакомые места. Все разрушено наводнением, все вокруг напоминает поле боя, валяются тела. Женя спешит туда, где стоял знакомый дом, но не находит его. Он видит, что у ворот растет верба, но самих ворот нет. Не выдержав потрясения, Евгений расхохотался, теряя рассудок.

Новый день, поднявшись над Петербургом, уже не находит следов прежних разрушений, все приведено в порядок, город зажил своей обычной жизнью. Только Женя не выдержал потрясений. Он бродит по городу, полный мрачных мыслей, а в ушах его постоянно слышен шум бури. Так и проводит он неделю, месяц в скитаниях, скитаниях, питаясь милостыней, ночуя на пристани. Разгневанные дети бросают ему вслед камни, а кучеров бьют плетью, но он как будто ничего этого не замечает. Он до сих пор оглушен внутренним беспокойством. Однажды ближе к осени, в ненастную погоду Женя просыпается и живо вспоминает прошлогодний ужас. Он встает, торопливо бродит и вдруг видит дом, перед крыльцом которого стоят мраморные статуи львов с поднятыми лапами, а «над огороженной скалой» на бронзовом коне сидит всадник с протянутой рукой. Мысли Евгения вдруг проясняются, он узнает это место и того, «чьей роковой волей / Под морем город основан…». Евгений ходит вокруг подножия памятника, дико глядя на статую, он испытывает необычайное волнение и злость и в гневе угрожает памятнику, но вдруг ему показалось, что лицо грозного царя поворачивается к нему, и гнев вспыхнул в глаза, и Евгений бросился прочь, услышав тяжелый стук медных копыт. И всю ночь мечется несчастный по городу и ему кажется, что всадник с тяжелым топотом скачет за ним повсюду. И с тех пор, если ему случалось проходить через площадь, на которой стоит статуя, он смущенно снимал перед собой шапку и прижимал руку к сердцу, как бы прося прощения у грозного идола.

На берегу моря виден небольшой необитаемый остров, где иногда швартуются рыбаки. Потоп принес сюда пустой ветхий дом, на пороге которого нашли труп бедного Евгения и тут же «похоронили ради бога».

Медный всадник (значения)

Медный всадник — стихотворение (поэтический рассказ) А. С. Пушкина.

Написано в Болдине осенью 1833 года. Стихотворение не было допущено Николаем I к печати. Пушкин опубликовал ее начало в «Библиотеке для чтения», 1834 г., кн. XII, под названием: «Петербург. Отрывок из стихотворения» (с начала и кончая стихом «Вечный сон Петра потревожить!», с пропуском четырех стихов, зачеркнутых Николаем I, начиная со стиха «И перед молодой столицей»).0003

Впервые напечатано после смерти Пушкина в «Современнике», т. 1, с. 5, 1837 г. с цензурными изменениями, внесенными в текст В. А. Жуковским.

На основе стихотворения А. С. Пушкина русский советский композитор Р. М. Глиер создал одноименный балет, величественный фрагмент которого «Гимн великому городу» стал гимном Санкт-Петербурга.

Участок

От В.Я. Брюсовские этюды поэзии Пушкина:

Поэма повествует о бедном, ничтожном петербуржце Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратьев, который был влюблен в Парашу, дочь вдовы, жившей у моря. Наводнение 1824 года смыло их дом; вдова и Параша умерли. Евгений не выдержал этого несчастья и сошел с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений в безумии своем прошептал ему несколько ехидных слов, видя в нем виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения показалось, что медный всадник рассердился на него за это и погнался за ним на своем медном коне. Через несколько месяцев сумасшедший умер.

Александр Сергеевич Пушкин — выдающийся русский поэт, классик Золотого века. Его знаменитый «Медный всадник», анализ которого будет предложен ниже, является замечательным литературным произведением.

Посвящается Петру Великому и его главному творению — городу на Неве, Санкт-Петербургу. Анализ поэмы «Медный всадник» всегда очень сложен, ведь не у всех однозначное отношение к великому реформатору и его детищам. А. Пушкин — мастер поэтической формы, и поэтому ему нетрудно было изобразить историю именно в этой форме.

«Медный всадник»: анализ поэмы

Поэма написана в 1833 году. К тому времени мнение самого автора о преображениях великого царя-строителя изменилось, ведь именно Петр Великий был героем Полтавской битвы. Стихотворение изначально не прошло жестокой цензуры Николая 1, но после этого было допущено к печати.

В центре внимания два героя — юноша по имени Евгений и сам Медный Всадник. Это стихотворение легко читается, что позволяет быстро сделать анализ. Медный всадник – это тот, кого юноша винит в своем несчастье (после сильного наводнения герой бежит к дому любимой девушки и видит, что это стихийное бедствие коснулось и его судьбы – Параши больше нет).

О чем говорится в первой части этого поэтического рассказа? Он рассказывает о прекрасном осеннем Петербурге. Там живет молодой и трудолюбивый Евгений, который очень переживает и расстраивается из-за своей судьбы. У него есть девушка — Параша, которую он не видел много дней и очень по ней скучал. Был обычный день, Женя шел с работы домой и думал о Параше. Ночью начинается сильный потоп, после которого он узнаёт, что возлюбленной больше нет. После этого случая герой перестает «жить»: уходит с работы, уходит с квартиры, живет на пристани. В один осенний день по неизвестной причине он отправляется к Медному всаднику.

Медный всадник (анализ одноименного стихотворения великого русского классика А. Пушкина всегда заставляет всех задуматься) величественно возвышается на Сенатской площади. Пушкин использует приемы персонификации, чтобы показать связь между героем и памятником. Евгению начинает казаться, что после его обвинений за ним гонится сам Петр Великий (Евгений слышит топот копыт). Сам автор называет своего героя «сумасшедшим», а Медного всадника величаво характеризует: «…он полон великих мыслей».

Поэма «Медный всадник», анализ и подробный анализ которой поможет окунуться в атмосферу, описанную А. Пушкиным, — великое произведение. Это стало возможным благодаря удивительному чувству стиля и слова, точной технике и грамотному согласованию слов. Использование славянизмов придает произведению настоящий русский характер и подчеркивает именно русскую природу Евгения (человек, холод), в то время как для Петра Пушкин использует совсем другую стилистическую окраску слов — «властелин половины мира». Поэма «Медный всадник» стала знаковой для города на Неве. Именно после публикации этого стихотворения, обращаясь к Петербургу, стали говорить: «Выпендривайся, город Петров…»

Поэма «Медный всадник». Конфликт между властью и народом.

Поэма «Медный всадник» написана Пушкиным в 1833 году. В ней впервые в русской литературе П-н противопоставил государство, олицетворенное в лице Петра I, и человека с его личными и частными интересами и опыт. Реформы Петра I в русской истории были глубокой и всеобъемлющей революцией, которую невозможно было совершить легко и безболезненно. Петр I требовал от народа всех усилий для достижения своих целей, и это вызывало ропот и недовольство. Такое же неоднозначное отношение было к любимому детищу Петра — Петербургу. Он олицетворял и величие России, и рабство ее народа. С одной стороны, это был красивый город со своими дворцами, памятниками и золотыми куполами, но в то же время Петербург шокировал своей нищетой жизни, нищетой и самой высокой смертностью в России. Еще одной бедой Петербурга стали страшные наводнения, разрушившие дома и унесшие человеческие жизни. Строя Петербург на берегу Финского залива, на болоте, Петр совершенно не заботился о будущих обитателях своей столицы. Кроме того, он построен «назло заносчивому соседу» и природе. И стихия словно мстила людям за содеянное. В «Медном всаднике» П-н описывает одно из самых страшных наводнений, случившихся в 1824 году и принесших страшные разрушения городу: Осада! атака! Злые волны, Как воры, лезут в окна. Лодки С разбегу разбивается стекло за кормой. Подносы под мокрым саваном, Обломки изб, бревен, крыш, Товар бережливой торговли, Скарб бледной бедности, Мосты, снесенные бурей, Гробы с размытого кладбища По улицам плывут! В поэме два главных героя: Петр I, олицетворяющий государство, и бедный чиновник Евгений. Он потомок знатной, но обедневшей семьи. Это трудолюбивый юноша, который хочет устроить собственное счастье своими руками. У него есть невеста, которую он любит и на которой, получив хорошее место, хочет жениться: Может, годик-другой пройдет — место получу, Парашу доверю семье нашей И воспитанию детей. .. И будем жить, и так до могилы Рука за рукой оба дотянемся, И внуки нас похоронят… Но его мечты оказались напрасными, так как Параша вместе с матерью погибает во время наводнение. Сам Евгений сходит с ума, не выдержав душевных потрясений. Сумасшедший, он бродит по городу и однажды оказывается возле памятника Петру I. Это «Медный всадник». И Евгению становится ясно, кто виновен в смерти его невесты, его разбитой жизни и счастья. Он бросает вызов: «Добрый, чудотворный строитель!» Он прошептал, дрожа сердито: «Уже ты!..» И вдруг безумцу кажется, что грозный царь покидает скалу и мчится за ним, чтобы наказать его за дерзость: И всю ночь бедный безумец, Куда ни вертит ноги, За ним всюду Медный всадник С тяжелым топотом скакал. После этой страшной ночи Евгений старался обходить это место стороной, а если и проходил мимо, то «сымал изношенную шапку, смущенных глаз не поднимал». Таким образом, он был полностью уничтожен и раздавлен государством, олицетворением которого был Петр I. Поэма заканчивается смертью Евгения: его нашли мертвым возле рухнувшего дома Параши. Евгений — одна из невольных жертв дела Петра, а Петр — косвенный виновник его смерти. П. сочувствует своему герою, называет его несчастным, бедным, но конец поэмы есть гимн государственности, гимн Петру I — могущественному из русских самодержцев, основателю новой столицы, сблизившей Россию на Запад. П-на всегда привлекала фигура Петра I, он посвятил ему многие свои произведения, поэтому мнения критиков о том, на чьей стороне П-н, их пути разошлись. Одни считали, что поэт обосновал право государства распоряжаться жизнью человека, и становится на сторону Петра, так как понимает необходимость и пользу его преобразований. Другие считают жертву Евгения неоправданной. Мне кажется, П. впервые в русской литературе показал трагизм и неразрешимость конфликта между государством и частным лицом.

Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкин – одно из самых совершенных творений поэта. По своему стилю он напоминает «Евгения Онегина», а по содержанию близок одновременно к истории и мифологии. Эта работа отражает мысли А. С. Пушкина о Петре Великом и вобрала в себя различные мнения о реформаторе.

Поэма стала завершающим произведением из написанных во время Болдинской осени. В конце 1833 года «Медный всадник» был завершен.

Во времена Пушкина было два типа людей — одни боготворили Петра Великого, другие приписывали ему связь с Сатаной. На этой почве рождались мифы: в первом случае реформатора называли Отцом Отечества, говорили о невиданном уме, создании города-рая (Петербурга), во втором — пророчили крах город на Неве, обвинили Петра Великого в связях с темными силами, называемыми Антихристом.

Суть поэмы

Поэма начинается с описания Петербурга А.С. Пушкин подчеркивает уникальность места для строительства. В городе живет Женя — самый обычный служащий, бедняк, не хочет разбогатеть, ему важнее оставаться честным и счастливым семьянином. Финансовое благополучие требуется только для нужды обеспечивать любимую Парашу. Герой мечтает о женитьбе и детях, мечтает встретить старость рука об руку со своей девушкой. Но его мечтам не суждено было сбыться. В произведении описывается наводнение 1824 года. Страшное время, когда люди гибли в слоях воды, когда Нева бушевала и поглощала своими волнами город. В таком наводнении погибает Параша. Евгений же проявляет мужество во время бедствия, не думает о себе, старается увидеть вдалеке дом любимой и бежит к нему. Когда буря стихает, герой спешит к знакомым воротам: вот верба, а ворот нет и дома тоже. Эта картина надломила юношу, он обречен волочиться по улицам северной столицы, ведет жизнь странника и каждый день переживает события той роковой ночи. В одном из таких размытий он натыкается на дом, в котором раньше жил, и видит статую Петра Великого верхом на коне — Медного всадника. Он ненавидит реформатора за то, что тот построил город на воде, которая убила его возлюбленную. Но вдруг всадник оживает и в гневе бросается на обидчика. Позже бродяга умрет.

В поэме сталкиваются интересы государства и простого человека. С одной стороны, Петроград называли северным Римом, с другой стороны, его основание на Неве было опасно для жителей, и наводнение 1824 года тому подтверждение. Порочные выступления Евгения против правителя-реформатора трактуются по-разному: первое — это бунт против самодержавия; второе — восстание христианства против язычества; третий — жалкий ропот маленького человека, чье мнение не ставится в один ряд с силой, необходимой для перемен в национальном масштабе (то есть для достижения грандиозных целей всегда приходится чем-то жертвовать, и механизм коллективного не остановит несчастье одного человека).

Жанр, размер и композиция

Жанр «Медного всадника» — стихотворение, написанное, как и «Евгений Онегин», четырехстопным ямбом. Состав довольно странный. Имеет непомерно большое вступление, которое вообще можно рассматривать как отдельное самостоятельное произведение. Затем 2 части, в которых рассказывается о главном герое, потопе и столкновении с Медным всадником. Эпилога в поэме нет, точнее, он не выделен самим поэтом отдельно — последние 18 строк об острове на берегу моря и смерти Евгения.

Несмотря на нестандартную структуру, произведение воспринимается как единое целое. Этот эффект создается композиционным параллелизмом. Петр Первый жил на 100 лет раньше главного героя, но это не мешает создать ощущение присутствия правителя-реформатора. Его личность выражена через памятник Медному всаднику; но личность самого Петра появляется в начале поэмы, во вступлении, когда речь идет о военном и хозяйственном значении Петербурга. КАК. Пушкин также несет в себе мысль о бессмертии реформатора, ибо даже после его смерти появлялись нововведения и долгое время действовали старые, то есть он запустил ту тяжелую и неповоротливую машину перемен в России.

Итак, фигура правителя выступает на протяжении всей поэмы то ли как собственное лицо, то ли в виде памятника, он оживляется спутанным умом Евгения. Временной интервал повествования между введением и первой частью составляет 100 лет, но, несмотря на такой резкий скачок, читатель его не ощущает, поскольку А.С. Пушкин связывал события 1824 года с так называемым «виновником» потопа, ведь именно Петр построил город на Неве. Интересно отметить, что эта книга по построению композиции совершенно не свойственна пушкинскому стилю, это эксперимент.

Характеристики главных героев

  1. Юджин — мы мало о нем знаем; жил в Коломне, там же служил. Он был беден, но не имел дурного вкуса к деньгам. Несмотря на совершенную заурядность героя, а он легко бы затерялся среди тысяч таких же серых петербуржцев, у него есть высокая и светлая мечта, полностью отвечающая идеалам многих людей, — жениться на любимой девушке. Он — как любил называть своих героев сам Пушкин — «герой французского романа». Но его мечтам не суждено сбыться, Параша погибает в наводнении 1824 года, а Евгений сходит с ума. Поэт нарисовал нам слабого и ничтожного юношу, лицо которого мгновенно теряется на фоне фигуры Петра Великого, но и у этого профана есть своя цель, соизмеримая или даже превосходящая личность Медного всадника в силе и благородстве.
  2. Петр Великий — во вступлении его фигура представлена ​​как портрет Творца, Пушкин признает в правителе невероятный ум, но подчеркивает деспотизм. Во-первых, поэт показывает, что хотя император и выше Евгения, но он не выше Бога и неподвластных ему стихий, но сила России пройдет через все невзгоды и останется невредимой и непоколебимой. Автор неоднократно замечал, что реформатор был слишком автократичен, не обращал внимания на беды простых людей, ставших жертвами его глобальных преобразований. Вероятно, мнения на эту тему всегда будут различаться: с одной стороны, тирания — дурное качество, которого не должно быть у правителя, а с другой стороны, были бы возможны такие обширные перемены, будь Петр мягче? На этот вопрос каждый отвечает сам.

Субъект

Столкновение власти и простого человека — главная тема поэмы «Медный всадник». В этой работе А.С. Пушкин размышляет о роли личности в судьбе всего государства.

Медный всадник олицетворяет Петра Великого, правление которого было близко к деспотии и произволу. Его рукой были проведены реформы, полностью изменившие ход обычной русской жизни. Но когда лес вырубают, неизбежно летят щепки. Может ли маленький человек найти свое счастье, когда такой лесоруб не считается с его интересами? Стихотворение отвечает нет. Столкновение интересов власти и народа в этом случае неизбежно, последние, конечно, остаются в проигрыше. КАК. Пушкин размышляет об устройстве государства в петровское время и о судьбе взятого в него единственного героя — Евгения, приходя к выводу, что империя жестока к людям в любом случае, и стоит ли ее величие такого жертвоприношения — вопрос открытый.

Создатель также затрагивает тему трагической потери близкого человека. Женя не выносит одиночества и горя утраты и не находит, за что уцепиться в жизни, если нет любви.

Выпуски

  • В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин ставит проблему личности и государства. Евгений — выходец из народа. Он самый обыкновенный мелкий чиновник, живет впроголодь. Его душа полна высоких чувств к Параше, на которой он мечтает жениться. Памятник Медному всаднику становится лицом государства. В забвении разума юноша натыкается на дом, где он жил до смерти возлюбленной и до своего безумия. Его взгляд натыкается на памятник, и его больной разум оживляет статую. Вот оно, неизбежное столкновение личности и государства. Но всадник злобно гонится за Евгением, преследуя его. Как смеет герой роптать на императора?! Реформатор мыслил масштабно, обдумывая планы на будущее в полный рост, как с высоты птичьего полета смотрел на свои творения, не вглядываясь в людей, ошеломленных его нововведениями. Народ иногда страдал от решений Петра, как теперь иногда страдает от правящей руки. Монарх возвел прекрасный город, который во время наводнения 1824 года стал кладбищем для многих жителей. Но он не считается с мнением простых людей, кажется, что своими мыслями он далеко опередил свое время, и даже спустя сто лет не все смогли постичь его замысел. Таким образом, человек никак не защищен от произвола вышестоящих лиц, его права грубо и безнаказанно попираются.
  • Проблема одиночества тоже беспокоила автора. Герой не выносил и дня жизни без второй половинки. Пушкин размышляет о том, насколько мы ранимы и ранимы, насколько разум не силен и подвержен страданиям.
  • Проблема равнодушия. Никто не помогал эвакуироваться горожанам, никто не устранял последствия шторма, а о компенсации семьям погибших и социальной поддержке пострадавших чиновники и не мечтали. Государственный аппарат проявлял удивительное равнодушие к судьбам своих подданных.

Государство как Медный всадник

Впервые мы встречаемся с образом Петра Великого в поэме «Медный всадник» во введении. Здесь правитель изображен как Творец, победивший стихию и построивший город на воде.

Реформы императора были губительны для простого народа, так как им руководила только знать. Да и пришлось ей несладко: помните, как Петр насильно стриг боярам бороды. Но главной жертвой монарших амбиций стали простые трудящиеся: именно они проложили дорогу в северную столицу на сотни жизней. Город на костях — вот оно — олицетворение государственной машины. Самому Петру и его сподвижникам было комфортно жить в новшествах, потому что они видели только одну сторону новых дел — прогрессивную и благотворную, а то, что разрушительное действие и «побочные эффекты» этих изменений легли на плечи » «маленькие» люди никому не мешали. Элита смотрела на утопающий в Неве Петербург с «высоких балконов» и не чувствовала всех бед водного основания города. Петр прекрасно отражает в себе безапелляционный абсолютистский государственный строй — реформы будут, а народ «будет как-то жить».

Если сначала мы видим Творца, то ближе к середине стихотворения поэт пропагандирует мысль о том, что Петр Великий не Бог и справиться со стихией ему совершенно не под силу. В конце произведения мы видим лишь каменное подобие нашумевшего в России бывшего правителя. Спустя годы Медный Всадник стал лишь поводом для беспричинного беспокойства и страха, но это лишь мимолетное ощущение безумца.

В чем смысл стихотворения?

Пушкин создал многогранное и неоднозначное произведение, которое необходимо оценивать с точки зрения идейно-тематического содержания. Смысл поэмы «Медный всадник» заключается в противостоянии Евгения и Медного всадника, личности и государства, которое критика расшифровывает по-разному. Итак, первый смысл – противопоставление язычества и христианства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *