Краткое содержание отцы и дети гончаров: «Отцы и дети» — краткое содержание 28 глав романа И. С. Тургенева

«Отцы и дети» — краткое содержание 28 глав романа И. С. Тургенева

  • Глава I
  • Глава II
  • Глава III
  • Глава IV
  • Глава V
  • Глава VI
  • Глава VII
  • Глава VIII
  • Глава IX
  • Глава X
  • Глава XI
  • Глава XII
  • Глава XIII
  • Глава XIV
  • Глава XV
  • Глава XVI
  • Глава XVII
  • Глава XVIII
  • Глава XIX
  • Глава XX
  • Глава XXI
  • Глава XXII
  • Глава XXIII
  • Глава XXIV
  • Глава XXV
  • Глава XXVI
  • Глава XXVII
  • Глава XXVIII

Глава І

20-го мая 1859 года на постоялом дворе Николай Петрович Кирсанов дожидается своего сына Аркадия. Судьба Николая Петровича не всегда была легкой. Его отец боевой генерал, поэтому военная карьера была в семье в приоритете. Старший брат – Павел имел предрасположение к такому виду деятельности, а вот младший – Николай был далек от военной службы и немного трусоват для этого. Травма ноги приковала его на 2 месяца к кровати (впоследствии, он так и остался хромым) и спасла от «военной службы». В 18 лет он поступил в университет. Отец внезапно умер от удара, недолго после этого прожила и мать – вскоре братья остались сиротами. Как только минули дни траура, Николай женился на дочке чиновника Преполовенского. Десять лет супруги прожили душа в душу, затем супруга Кирсанова умерла. С трудом пережив утрату, Николай Петрович вернулся в деревню – он нашел утешение в сыне. Когда Аркадий подрос – отец отвез его в университет. Три зимы он прожил вместе с ним в городе, на четвертую вернулся в свое имение.

Глава ІІ

Аркадий встречается с отцом. Николай Петрович очень взволнован. Сын знакомит его со своим другом Евгением Базаровым, о котором «часто писал». Базаров будет гостить в доме Кирсановых неопределенное время. Аркадий садится к отцу в коляску. Евгений продолжает езду на тарантасе.

Глава ІІІ

Эмоции переполняют Николая Петровича – он рад приезду сына – все время пытается его обнять. По дороге он расспрашивает Аркадия о его делах, новом друге. Базаров – будущий доктор. В целом, он человек любопытный и разносторонне развитый. Отец сообщает сыну о смерти няни и о том, что в доме живет девушка Феня. Николаю Петровичу пришлось продать лес – нужны были деньги. Это известие огорчает сына. «Жаль леса» – говорит он.
Евгений просит у Аркадия спички. Базаров закуривает, Кирсанов-сын составляет ему компанию. Николай Петрович никогда не курит, поэтому едкий запах табака ему неприятен, но он старается не показывать это, чтобы не обидеть сына.

Глава IV

Никто не вышел встречать приехавших. Николай Петрович ведет Аркадия и Евгения в дом. Там он отдает приказ слуге готовить обед. Навстречу выходит хорошо сложенный, опрятно одетый человек. Это дядя Аркадия – Павел Петрович, решил поприветствовать приехавшего племянника.

Знакомство с Базаровым не принесло дяде положительных эмоций, Евгений не понравился ему. За обедом все были немногословны, особенно Базаров. После все разошлись по своим делам. Аркадий и Евгений пошли в комнаты. Базаром делится с Аркадием своими впечатлениями о его родственниках. С насмешкой отзывается о дяде: «Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!». Аркадий мягко вступается за дядю, объясняя, что Евгений просто мало знает о Павле Петровиче, поэтому он и кажется ему чудаковатым. Друзья разошлись по комнатам. Аркадий засыпает со счастливой улыбкой на лице. Недолго бодрствовал и Евгений. Николай Петрович, под впечатлением от приезда сына, еще долго не мог уснуть. Его брат сидел долго за полночь – в его руках был журнал, но он не читал его, а рассматривал огоньки в камине. Фенечка беспокойно спала – время от времени она поглядывала на своего маленького сына.

Глава V

Евгений проснулся раньше всех и отправился на прогулку. Он быстро оббежал весь двор и нашел его не в самом лучшем виде – в хорошем состоянии была только беседка. Базаров познакомился с местными мальчишками, они все вместе идут ловить лягушек для опытов.

Николай Петрович приходит к сыну в комнату и находит его уже одетым. Они спускаются на веранду пить чай. Аркадий подозревает, что Феня не случайно заболела. Его догадку подтверждает отец: «она стыдится». Поэтому Аркадий направляется в ее комнату, где знакомится со своим братом. Возвратившись, юноша упрекает отца, что не рассказал ему о брате. Увидев радость сына, Николай Петрович растрогался. На веранду приходит Павел Петрович, он присоединяется к обнимающимся. Отец и дядя узнают, что Базаров нигилист (человек, который отрицает любые принципы и авторитеты). Для представителей старшего поколения такая тенденция выглядит странной. Базаров возвращается с лягушками.

Глава VІ

Евгений присоединяется ко всем. Разговор за чаепитием слаживается не лучшим образом. Павел Петрович и Базаров начинают отчаянно спорить. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» – утверждает Евгений. Павел Петрович пытается отстоять свое мнение, но односложные ответы Евгения действуют на него удручающе. Окончательно разругаться не дает Николай Петрович. Он пытается перевести разговор, попросив помощи в вопросах агрономии у Базарова. Тот соглашается, но, критично замечает: «Сперва надо азбуке выучиться и потом уже взяться за книгу, а мы еще аза в глаза не видали». «Ну, ты, я вижу, точно нигилист», — подумал Николай Петрович. Однако, высказывать свое мнение на этот счет не стал.

Оставшись наедине с Аркадием, Евгений высказывает недоумение поведением его дяди. Аркадий пытается вступиться за Павла Петровича. «Ты уже слишком резко с ним обошелся» — утверждает Аркадий, но Базарова этот факт не смущает, он уверен в правильности своего поступка.

Глава VІІ

Чтобы изменить отношение друга к дяде, Аркадий рассказывает историю его жизни. Павел Петрович, как и его брат, начальное образование получил дома, затем его обучение продолжилось на военной службе. «Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться». Вскоре Кирсанов стал популярен, его хотели видеть гостем во многих приличных домах.

Однажды он повстречался с княгиней Р. О ней ходили не самые благопристойные слухи. Да и честно сказать, она вела странную жизнь. «У ней был благовоспитанный и приличный, но глуповатый муж и не было детей». Кирсанов безумно в нее влюбился. К сожалению, это чувство не было взаимным. Павел Николаевич ревновал княгиню, все время за ней ездил и вскоре надоел ей. После расставания, жизнь Кирсанова пошла под откос. Он ушел со службы и ездил четыре года за своей возлюбленной заграницей, но взаимности так и не добился. Павел Петрович вернулся домой в надежде жить прежней жизнью. Весть о смерти княгини Р. окончательно выбила его из колеи – он приехал жить к брату в деревню.

Глава VІІІ

Павел Петрович не знает чем развлечься. От скуки он заходит к Фене посмотреть на маленького племянника Митю: «Экой бутуз». Неожиданно в комнату Фенечки заходит Николай Петрович .
Отец Аркадия познакомился с Феней три года назад. Ему пришлось остановиться в трактире.

Чистота и порядок, царившие повсюду, его приятно удивили, поэтому он предлагает работу матери Фени – Арине у себя в поместье. Дела у них в трактире шли плохо, поэтому она соглашается. Через некоторое время Арина умирает, а Кирсанов по уши влюбляется в молодую девушку.

Глава ІХ

Базаров знакомится с Феней. Девушка ему понравилась. Он, с ее позволения, берет на руки Митю. Мальчик спокойно сидит на руках у Евгения, чем вызывает удивление Фени и Дуни. Аркадий тоже решается взять брата, но малыш устраивает истерику. Базаров говорит Фене, что в случае чего она может, смело обращаться к нему за помощью. После, они с Аркадием уходят. Из дому донеслись звуки виолончели. Это Николай Петрович играет в свободное время. Такое занятие для 44-летнего старика вызывает приступ насмешек со стороны Базарова «но Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся».

Глава Х

Прошло две недели с момента приезда Аркадия и Евгения. К Базарову у окружающих сложилось двоякое впечатление. Дворовые его любили, Фене он тоже приглянулся. Однажды девушке пришлось разбудить молодого врача – у Мити «случились судороги». Базаров успешно оказал помощь, помог Фене посидеть с ребенком.

Павел Петрович возненавидел гостя, а его брат побаивался Евгения и его влияния на Аркадия.

Николай Петрович становится случайным свидетелем разговора Аркадия и Евгения. Последний называет его отставным человеком. Кирсанову-старшему обидно. Он делится своими впечатлениями с братом. Аркадий, по совету друга, приносит отцу почитать брошюру Бюхнера, но положительных впечатлений прочтение не вызывает.

За ужином Базаров был немногословен. Неосторожно сказанная фраза о полезности аристократизма (назвал одного из представителей аристократов «дрянь аристократишка») была незамедлительно подхвачена Павлом Петровичем. Возник скандал. Базаров обвинял аристократов в том, что они бессмысленно проживают жизнь, а Павел Петрович упрекал Базарова в принадлежности к нигилизму о том, что подобные Базарову люди усугубляют состояние в России.

После ухода Евгения и Аркадия, Николай Петрович вспоминает отчаянную ссору со своей матерью, которая не понимала новомодных тенденций тогочасного развития. Теперь такой конфликт поколений возник между ним и Аркадием. «Пилюля горька — а проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю» — подытоживает Кирсанов.

Глава ХІ

Николай Петрович направляется в любимую беседку – он вспоминает молодые годы и свою первую жену Марию. «Ему хотелось удержать то блаженное время чем-нибудь более сильным, нежели память». Голос Фени выводи его из мира грез. Спустя некоторое время Кирсанов возвращается в дом. По пути он встречает брата, который отмечает, что Николай очень бледен.

Евгений убеждает Аркадия поехать в город. На это есть две причины. Первая – приглашение, отправленное Николаю Петровичу от Колязина Матвея Ильича. Вторая – повод увидится с давним другом Евгения. Друзья решают ехать.

Глава ХІІ

Товарищи приезжают в город. Наносят визит Матвею Ильичу. Отсутствие Павла и Николая Кирсановых сначала удивляет Колязина, затем он отмечает: «Чудак был твой папа всегда».
Аркадий с Евгениев посещают губернатора и получают приглашение на бал. Неожиданно на улице друзья встречают знакомого Базарова – Ситникова. Молодой человек ведет их в гости к Кукшиной.

Глава ХІІІ

Авдотья Никитишна Кукшина эксцентричная особа. Аркадию она не понравилась: выглядела неопрятно, совершенно не умела вести разговор – задавала множество вопросов и не давала возможности на них ответить, постоянно меняла тему, даже ее походка и пластика раздражающее действовали на Аркадия. Ему казалось, что девушка похожа на слона в посудной лавке, между тем, думал молодой человек, сама девушка, пожалуй, считает это довольно милой. Евгений и Виктор (Ситников) вели себя очень развязно, фактически неприлично, но это не смущало хозяйку, зато смутило Аркадия.

Глава Х IV

Действия происходят на балу, данного в честь Матвея Ильича. Так как Аркадий танцует плохо, а Евгений не умеет танцевать вовсе –ничего больше не остается, как наблюдать за публикой. К друзьям присоединяется Ситников. Виктор язвительно критикует всех присутствующих – этот процесс приносит ему удовольствие. Все меняется после приезда Одинцовой Анны Сергеевны. Ситников представляет женщине Базарова и Кирсанова. Аркадий около часа проводит в разговоре с ней и влюбляется. У Базарова Одинцова тоже вызывает интерес. Он рекомендует другу воспользоваться приглашением Анны Сергеевны и нанести женщине визит в гостиницу.

Глава ХV

Встреча с Анной Сергеевной произвела впечатление на обоих друзей. Аркадий с удивлением заметил, что Евгений сконфузился. Сам Евгений тоже был поражен такой своей реакцией «Вот тебе раз! бабы испугался!» — подумал он.

Из лирического отступления читатель узнает о превратностях судьбы Анны Сергеевны. Отец ее значительно проигрался в карты и, в скором времени умер. Девочки остались сиротами – мать их умерла раньше, еще в то время, когда благосостояние семьи было хорошим. Анне, на время смерти отца, было 20, а ее сестре Кате 12 лет. У девушек не было опыта ведения хозяйства, поэтому Анна прибегает к помощи тетки. Анна выходит замуж по расчету и после шести лет супружеской жизни остается вдовой. Она ведет размеренную жизнь и избегает городской суеты.

Базаров во время визита вел себя очень странно: он не прибегал к своей любимой критике и нигилизму, а все время говорил о медицине и ботанике, чем вызвал небывалый интерес к своей особы у Анны. К Аркадию Одинцова отнеслась доброжелательно, было похоже, что она принимает его за «младшего брата» и не более. Анна приглашает молодых людей к себе в имение.

Глава ХVI

Друзья не упускают случая и едут в Никольское к Одинцовой. Здесь они знакомятся с ее младшей сестрой Катей и тетушкой. Анна больше времени уделяет Базарову. Она охотно поддерживает разговор на тему биологии и геологии. Евгений польщен таким вниманием, он ведет себя не так как обычно. Аркадий испытывает смешанные чувства: обиды и ревности. Ему не остается ничего больше, как проводит время с Катей. Она милая и скромная девушка, хорошо играет на фортепиано. Музыка становится тем звеном, которое позволяет им поддержать беседу.

Глава ХVII

Время, проведенное у Одинцовой в имении, летит незаметно. Друзья чувствуют себя здесь непринужденно, несмотря на то, что им приходится подстраиваться под существующий график проведения дня. Евгений отмечает, что это довольно скучно – жить по режиму, между тем, Анна утверждает, что только в такой способ можно не умереть от скуки в деревне.

Евгений кардинально поменялся, причиной этому стала его любовь к Анне. Он стал избегать общения с Аркадием, складывалось ощущение, что Базаров стыдиться и чувствует себя неловко. Любовь Евгения взаимна, однако Анна не спешит признать это и пытается выдержать хотя бы минимальную дистанцию по отношению к Евгению.

Аркадий грустит, его задевает тот факт, что предпочтение отдали не ему, а другу. Со временем Кирсанов находит удовольствие во времяпровождении с Катей: он может с ней обсуждать то, что не поощряет Базаров – музыку и природу.

Управляющий отца Базарова встречает Евгения и сообщает ему, что родители обеспокоены отсутствием сына и с нетерпением ждут его приезда. Евгений решает ехать.

Глава ХVIII

Анна предлагает Базарову продолжить вчерашний разговор о целях жизни. Он соглашается. В ходе разговора Евгений признается в любви, но ответного хода не получает. Анна решила, что «спокойствие все-таки лучше всего на свете» и поэтому свела всю ситуацию к тому, что Базаров ее неправильно понял, а она Базарова.

Глава ХІХ

Одинцова с трудом сдерживает свои эмоции. Ситуацию спасает приезд Порифия Платоновича – соседа, любившего поиграть в карты. Приезжий много шутит, рассказывает всякие истории, чем разряжает, возникшую после объяснений Евгения и Анны, обстановку.

В дальнейшем, усиливает гнетущее впечатление неприятный разговор влюбленных – Евгений втайне желает, чтобы Анна предложила ему остаться и не уезжать, но Анна делает вид, что не понимает. «Ведь вы, извините мою дерзость, не любите меня и не полюбите никогда» – в результате говорит ей Базаров.

Приезжает Ситников и это немного спасает накалившуюся вновь обстановку. В разговоре с глазу на глаз Евгений говорит Аркадию, что уезжает. Кирсанов решил составить ему компанию. Аркадий выражает недоумение приездом Виктора. «Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» – отвечает ему Евгений.

Предлагаем вашему вниманию повесть И. Тургенева “Ася”, где говорится о непростых отношениях девушки Аси и рассказчика.

У Кирсанова после этой фразы появляется чувство недоумения: «Мы, стало быть, с тобой боги? то есть — ты бог, а олух уж не я ли?»— Да, — повторил угрюмо Базаров, — ты еще глуп».
По дороге к родителям Базарова, Аркадий замечает, что его друг очень изменился. «Ничего! Поправимся» – уверяет Евгений.

Глава ХХ

Друзья приезжают. Отец и мать Базарова встречают их. Мать очень растрогалась – она постоянно пытается обнять и расцеловать сына.

«Ну, полно, полно, Ариша! Перестань» – остепеняет ее муж. Родители приняли приезжих хорошо. Несмотря на то, что сегодня они не ждали гостей, матери удалось накрыть хороший стол. После обеда, отец Евгения (Василий Иванович) хотел было поговорить с сыном, но он, сославшись на усталость, отказал. Сам же Евгений не смог заснуть до утра – горькие воспоминания об Анне не давали ему покоя.

Глава ХХІ

Аркадий проснулся и увидел, что Василий Иванович вскапывает грядки. Кирсанов вышел на улицу. Он беседует с отцом Евгения о его сыне: высказывает свое восхищение ним и пророчит ему известность в будущем. Родители Базарова произвели на Аркадия самое что ни есть наилучшее впечатление.

В разговоре с другом, Кирсанов пытается донести мысль, что жизнь Евгения абсурдна. Базаров позволяет себе говорить крайне грубо по отношению к своему другу, и возвеличивать себя. «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься» – утверждает он.

Евгений упрекает друга в умении говорить красиво, сравнивает его в Павлом Петровичем, а в конце называет дядю идиотом. Такое обращение оскорбляет Кирсанова, Евгений пытается выставить сложившуюся ситуацию в свете родственных чувств, убеждая Аркадия, что он упорно не желает принять очевидные вещи.

Завязавшийся спор перерос в ссору. Неожиданное появление Василия Ивановича препятствует дальнейшему развитию конфликта.

Евгений с Аркадием уезжают. Родители огорчены тем, что сын уехал, но изменить ситуацию они не в силах: «сын — отрезанный ломоть».

Глава ХХІІ

По дороге друзья заезжают в Никольское. Анна Сергеевна крайне недовольна их приездом и не стремится скрыть это. Нерадушный прием усилил состояние уныния и хандры.

В Марьино ( поместье Кирсановых) приезжих ждал радушный прием – по ним успели соскучится и с нетерпением ждали их возвращения. После расспросов о поездке, жизнь вернулась в свое привычное русло: Евгений опять занялся опытами с лягушками и инфузориями, Николай Павлович был занят делами с наемными работниками, Аркадий старался, если и не помочь родителю, то хотя бы создать такую видимость. В одной из бесед с отцом Аркадий узнает, что у них есть письма переписки матери Аркадия и матери Анны и Катерины Одинцовых. Он решает отвезти письма в Никольское, потому что соскучился, а письма стали прекрасным поводом для поездки. По дороге, молодой человек боится, что он будет нежелательным гостем. Но все оказалось иначе. На удивление, Анна говорила с ним «ласковым голосом и пошла к нему навстречу, улыбаясь и щурясь от солнца и ветра».

Глава ХХІІІ

От Базарова не скрылась истинная цель поездки Аркадия в Никольское. После уезда Кирсанова Евгений ударился в исследования и уединение. Он перестает спорить с жильцами, но все так же питает к ним неприязнь. Единственный человек, к которому он относится благосклонно – это Феня. Постепенно он сближается с женщиной и влюбляется в нее. Феня также испытывает симпатию к Базарову. Она себя чувствует с ним легко и непринужденно.

Однажды в беседке Евгений, под предлогом понюхать сорвавшую розу, ухищряется поцеловать Феню. Павел Петрович становится свидетелем этой сцены. Евгений и Феня уходят из беседки.

Глава ХХIV

Павел Петрович приходит в комнату Базарова и вызывает его на дуэль. Истиной причиной стал поцелуй в беседке, однако, для окружающих была выдвинута другая версия: неприязнь, вызванная разногласиями.

На дуэли Евгений ранит в ногу противника. Павел Петрович теряет сознание. Базаров оказывает ему помощь.

К вечеру состояние больного ухудшилось, хотя ни Базаров, ни приехавший доктор не находят ранение опасным.


Павел Петрович разговаривает с Феней. Он говорит ей, что видел поцелуй в беседке, просит ее никогда не бросать брата: «Что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»
Павел Петрович просит брата исполнить его просьбу – жениться на Фене.

Глава ХХV

Катя с Аркадием очень сблизились. Неожиданно приезжает Базаров. Он решил лично рассказать Аркадию о произошедшем в Марьино. Евгений думает, что Кирсанов приехал, чтобы объясниться с Анной Сергеевной и это его злит. Аркадий пытается убедить друга в том, что не Анна предмет его обожания, но Евгений не верит. Базаров рассказывает о влюбленности Аркадия в Анну самой Анне и, увидав, ее изумление, понимает, что Аркадий ему не врал.

Глава ХХVI

Кирсанов говорит о своих чувствах Кате и узнает об их взаимности. Он намерен жениться на девушке. Базаров уезжает к родителям.

Они прощаются с Аркадием, без надежды встретиться когда-либо больше.

Глава ХХVII

Базаровы очень рады возвращению сына, чего не скажешь о Евгении. Он скучает в родительском доме и не знает чем себя занять. Постепенно начинает помогать отцу в лечении больных. «Базаров раз даже вырвал зуб у заезжего разносчика», что стало предметом для гордости Василия Ивановича.

Случайный порез стал причиной заражения Евгения тифом.

Он осознает, что жить ему осталось недолго и просит через отца передать просьбу Одинцовой. Евгений хочет ее увидеть. Анна Сергеевна приезжает. Евгений уже в тяжелом состоянии, он говорит женщине о своих настоящих чувствах к ней и засыпает. «Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

Глава ХХVIII

Прошло полгода. В один и тот же день женились Николай Петрович и Феня, Аркадий и Катя. Павел Петрович поправился и уехал за границу. Аркадий заинтересовался делами поместья и не безуспешно – в скором времени дела пошли на лад. Анна Сергеевна, со временем, тоже вышла замуж, но, правда, не по любви. Для всех дальнейшая жизнь сложилась хорошо, кроме как для двух стариков, которые приходили на могилу и долго и безутешно рыдали. Там, под молчаливым камнем был похоронен их сын Евгений.

Автор: Виктория Давыдова

Краткое содержание романа Отцы и дети в сокращении (Тургенев И. С.) 👍

20 мая 1859 года. Сорокатрехлетний помещик, Николай Петрович Кирсанов, выглядевший значительно старше своих лет, пребывая в состоянии сильного волнения, ждал на постоялом дворе Аркадия, своего сына, совсем недавно окончившего университет. Николаю Петровичу, являющемуся генеральским сыном, построить военную карьеру не удалось по той причине, что в молодости он повредил ногу и на всю жизнь остался “хроменьким”.

Женился Николай Петрович в относительно раннем возрасте на дочери небогатого государственного служащего.

Совместная жизнь

супругов была счастливой. К глубочайшему сожалению, супруга скончалась в 1847 году. Всю свою любовь и старания Николай Петрович направил на воспитание сына; проживал с ним в Петербурге, где пытался поддерживать хорошие отношения с друзьями Аркадия, студентами.

Не так давно Николай Петрович стал заниматься усовершенствованием своих владений.

Следует наступление столь долгожданной встречи. Аркадий является в сопровождении высокого молодого человека, отличающегося малопривлекательной внешностью и чрезмерной самоуверенностью. Товарищ Аркадия был начинающим врачом, принявшим приглашение погостить

у семьи Кирсановых.

Представился он как Евгений Васильевич Базаров. Общение отца с сыном в первые минуты кажется не особо гладким. Николай Петрович стесняется присутствия Фенечки, молодой женщины, которая находится на его содержании и воспитывает их общего ребенка. Аркадий с нисхождением, которое доставляет отцу весьма неприятные ощущения, пытается исправить возникшее неудобство.

В доме приезжих ожидает Павел Петрович, старший брат Николая Петровича. Уже с порога Павел Петрович и Базаров испытывают неприязнь по отношению друг к другу. Дворовые ребята и слуги же с удовольствием подчиняются гостю, в то время как он почти не обращает на низ своего внимания.

На следующий день случается перебранка гостя и Павла Петровича, зачинщиком которой выступает Кирсанов-старший. Гость не желает спорить, но все же проходится по основным элементам своих убеждений. По его мнению, люди стремятся к реализации поставленной ими цели потому, что переживают разнообразные “ощущения” и желают извлечь из чего-либо “пользу”. Он также утверждает, что химия является предметом более важным, чем любой вид искусства, а в научной деятельности важнее получение практического результата.

Гордится он и отсутствием у него “художественного смысла” и замечает, что индивидуализация психология бессмысленна: “Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других”. Базаров как ставит под сомнение, так и отрицает абсолютно все “постановления в современном нашем быту”. Свои индивидуальные качества он ставит на первый план, но следует отметить, что своему поколению он не спешит отводить роль созидательного характера: “сперва надо место расчистить”.

Павел Петрович же убежден в том, что “нигилизм” Базарова, так заинтересовавший Аркадия, его племянника, это всего лишь наглая и необоснованная ересь, существующая “в пустоте”.

Аркадий, пытаясь замять образовавшееся раздражение, повествует товарищу историю жизни дядюшки. Тот был образцовым и перспективным офицером, кумиром женщин до того момента, пока не познакомился с дамой из высшего свята княгиней Р*. Возникшая страсть просто перевернула все внутри Павла Петровича.

Когда их отношения подошли к концу, героя настиг тяжелый моральный кризис. От прошедшего у него осталось лишь умение изысканно носить костюм, манерность и предпочтение всего английского.

Убеждения и нравы Базарова до такой степени не дают покоя Павлу Петровичу, что он решает снова вступить в полемику с гостем, Базаров же высокомерно рушит все “силлогизмы” оппонента, направленные на защиту традиционных укладов. Николай Петрович пытается устранить погасить конфликт, хотя так же, как и брат, не может принять радикализм Базарова. Он пытается убедить себя в том, что они с Павлом Петровичем уже давно не идут в ногу со временем.

Молодежь уезжает в город уездного типа, где происходит их встреча с “учеником” Базарова, сыном откупщика, Ситниковым. Ситников вместе с приезжими направляется в гости к “эмансипированной” мадам Кукушкиной. Ситников с Кукушкиной примыкают к числу тех “прогрессистов”, которые не считаются ни с какими авторитетами, смело пропагандируя моду на свободу мысли.

Они, абсолютно ничего из себя не представляя и не имея каких-либо способностей, умудряются в собственном “нигилизме” оставить далеко за собой и Кирсанова-младшего, и его уважаемого друга. Базаров своего “ученичка” откровенно не терпит, а у Кукушкиной его привлекает “больше шампанское”.

Кирсанов-младший представляет своего товарища Одинцовой, молодой, симпатичной и состоятельной вдове. С первых минут знакомства Базаров начинает испытывать интерес к ее персоне. Причем эту заинтересованность нельзя назвать платонической.

Базаров с присущей ему циничностью говорит товарищу: “Пожива есть…”.

Аркадий ощущает свою влюбленность в Одинцову, но его чувства являются ложными по сравнению с тем, что испытывает Базаров. Симпатия между Базаровым и Одинцовой оказывается взаимной. Вдова приглашает приезжих погостить в ее доме.

Одинцова представляет гостям свою младшую сестру Катю, которая предстает перед героями весьма замкнутой. Базаров так же чувствует себя неловко: в незнакомом ему ранее месте он становится раздраженным и “глядит сердито”. Аркадию тоже некомфортно, он пытается найти утешение в Катином обществе.

Возникшее между Базаровым и Анной Андреевной чувство является абсолютно чем-то противоестественным для героя. Он, которому на протяжении многих лет были чужды любые проявления романтизма, вдруг понимает, что “нашел романтику в самом себе”. Следует признание нигилиста в своих чувствах к Одинцовой.

Женщина, находясь в объятиях Базарова, понимает: “спокойствие […] лучше всего на свете”.

Базаров, не желая становиться заложником своих чувств, отправляется в отчий дом. Его отец, уездный лекарь, проживает недалеко от имения Одинцовой. Вдова даже не пытается удержать покидающего ее дом гостя.

Находясь в пути, Евгений Васильевич делает выводы, касающиеся всего произошедшего: “…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца”.

Родители Базарова никак не могут наглядеться на сыночка, в то время как “Енюша” лишь мается от скуки в их окружении. Спустя несколько дней он, покинув отчий дом, возвращается к Кирсановым.

Мучаясь жарой и скукой, Евгений Васильевич переключается на Фенечку и, застав ее в одиночестве, жарко целует девушку. Неожиданным свидетелем случившегося становится Кирсанов-старший, дико возмущенный поведением “этого волосатого”. Его негодование возрастает еще и по тому поводу, что он считает Фенечку похожей на княгиню Р*.

Придерживаясь своих нравственных принципов, Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль. Пребывая в неловком положении и осознавая всю противоречивость своих действий, Базаров принимает вызов противника: “с теоретической точки зрения дуэль – нелепость; ну, а с практической точки зрения – это дело другое”.

Базарову удается причинить Кирсанову-старшему легкое ранение. Первую помощь оппоненту оказывает он же. Павел Петрович старается держаться молодцом, даже подшучивает над собой.

При этом оба героя испытывают значительные неудобства. Николай Петрович, лишенный объяснения всему происходящему, поступает поистине благородно, оправдывая поведение обоих мужчин.

Одним из последствий “битвы” становится то, что Кирсанов-старший, поначалу выступавший против заключения брака между Николаем Петровичем и Фенечкой, теперь самолично пытается подтолкнуть брата к свершению этого поступка.

Отношения Аркадия и Кати выходят на новый уровень: между ними устанавливаются гармония и взаимопонимание. Катя со свойственной ей проницательностью замечает: Базаров – человек не их круга, ибо “он хищный, а мы с вами ручные”.

Осознав, что интерес Одинцовой вовсе охладел и надеяться больше не на что, Базаров, переступив через свои чувства, решает расстаться с возлюбленной и Аркадием. Перед своим отъездом он говорит бывшему другу: “Ты славный малый, но все-таки мякенький, либеральный барич…”. Аркадия огорчают его слова, но в довольно скором времени он успокаивается, пребывая в обществе Кати, признается ей в своих любовных чувствах и тут же убеждается в том, что чувства взаимны.

Базаров же снова возвращается в родительское имение, где пытается отвлечься от своих переживаний, углубившись в рабочую обстановку, но через пару дней “лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством”. Он пытается вести беседу с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в них не находит. Правда и мужики считают Базарова кем-то “вроде шута горохового”.

Практикуясь на трупе больного, перенесшего тиф, Базаров ранит себе палец, в результате чего у него происходит заражение крови. По прошествии нескольких суток он сообщает отцу, что жить ему осталось совсем недолго.

Перед своим уходом Базаров просит Одинцову навестить его. Он снова говорит ей о своих чувствах и признается в том, что все его надменные мысли так же, как и любовь, пошли прахом. “А теперь главная задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану”. С огромным сожалением он отмечает, что не требуется России: “Да и кто нужен?

Сапожник нужен, портной нужен, мясник…”.

В момент причащения Базарова, на котором настояли его родители, “что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице”.

Прошло полгода. В деревенской церквушке производится венчание двух пар: Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. Все находятся в хорошем расположении духа, но в этом довольстве ощущается что-то неестественное, “точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию”.

Через некоторое время Аркадий проявляет себя в качестве образцового отца и хозяина: с его усилиями имение становится очень прибыльным. Николай Петрович берет на себя заботы мирового посредника и старательно трудится на общественных началах. Кирсанов-старший коротает свои дни в Дрездене, все также обладает джентельменским лоском, но “жить ему тяжело”.

Кукшина проживает в Гейдельберге и проводит свое время в студенческой среде; увлекается архитектурой, благодаря которой открыла для себя новые закономерности. Ситников связал свою жизнь с княжной, которая безжалостно им помыкает, и, по его рассказам, развивает “дело” Базарова, публикуя свои “произведения” в малоизвестном и темном периодическом издании.

На могилу к Базарову часто приходят его старенькие родители помолиться за упокой души дорогого сыночка. Цветы на могилке отражают абсолютное спокойствие и “равнодушие” природы; а также олицетворяют вечное примирение и бесконечность бытия…

Пересказ подготовила для Вас Irina-affa

Как отец, так и сын: изучение персонажей Гарри Поттера и их отцов

Первоначально опубликовано на сайте Pottermore

Опубликовано на

17 июня 2017 г.

Какие персонажи являются второстепенными и у которых серьезные проблемы с отцом?

Мы видим много отношений отца и сына в книгах о Гарри Поттере: Драко и Люциус практически клоны, и мы можем увидеть немного Артура Уизли во всех его рыжеволосых детях. Но отцовские отношения некоторых персонажей немного сложнее, а некоторых вообще нет. Давайте посмотрим, как эти отцы или их отсутствие сформировали ключевых персонажей.

Дадли и Вернон

Дадли был очень похож на дядю Вернона. У него было большое розовое лицо, небольшая шея, маленькие водянистые голубые глаза и густые светлые волосы, которые гладко лежали на толстой толстой голове.
Гарри Поттер и философский камень

Известно, что некоторые персонажи были полностью сформированы их отцами. Тогда есть некоторые, которые фактически сделаны из той же формы для печенья. Просто посмотрите на Вернона и Дадли Дурслей.

Если когда-либо и были отец и сын, столь тесно связанные друг с другом внешностью, личностью и, э-э, массой, то это они.

Альбус Дамблдор оценил родительские навыки Вернона и Петунии как «ужасный ущерб», когда посмотрел на Дадли. Аккуратно пойдя по заблудшим стопам своего отца, запугивая Гарри к удовольствию своего отца, Дадли бросил мяч в Дары Смерти , на самом деле имея собственную оригинальную мысль.

После их последнего, съеживающе-неловкого прощания Дадли внезапно заявил, что не считает Гарри «пустой тратой времени»(!) и даже пожал Гарри руку в знак благодарности за спасение его от дементоров несколькими годами ранее. Интересно, что он сделал это только тогда, когда его отец ненадолго вышел из комнаты…

Драко и Люциус

Затем мы встречаем бедного Драко. И да, здесь мы условно говорим «бедный Драко». Когда мы встречаем младшего Малфоя, он уже является насмешливым хулиганом, которого искажает и формирует его очень гордая семья. Драко, унаследовавший с самого рождения такие же амбициозные и сопливые взгляды, как и его родители, особенно от Люциуса Малфоя, выглядит как миниатюрная копия своего отца и гордится этим.

Сколько раз вы можете подсчитать, что Драко начинает предложение со слова «мой отец»?

Драко, разрывающийся между обожающей любовью своей матери и жестокой жестокостью отца, так и не выработал хребта или взглядов, которые были бы исключительно его собственными, и в конечном итоге стал попугаем взглядов своего отца. Однако по мере того, как его отец все больше и больше вовлекался в свои услуги Пожирателя Смерти лорду Волан-де-Морту, мы обнаружили, что Драко не обладал таким же холодным подчинением, как Люциус. Возможно, он выглядел и вел себя точно так же, но, похоже, сохранил крупицу сострадания — он не мог убить Дамблдора. И он не решался опознать захваченного Гарри. Как бы Драко ни хотел подражать своему отцу, в итоге стиль превалировал над содержанием.

Гарри увидел лицо Драко вблизи, прямо рядом с лицом отца. Они были необычайно похожи, за исключением того, что в то время как его отец выглядел вне себя от возбуждения, выражение лица Драко было полно нежелания, даже страха.


Гарри Поттер и Дары Смерти

Гарри и Джеймс

Хотя покойный отец Гарри не может быть с ним во время учебы в Хогвартсе, он действует как постоянное эфирное присутствие — всегда рядом, от похожей внешности Гарри до его первой битвы с Волан-де-Мортом, до их последнего прощания, проецируемого из Камня Воскресения. Хотя Гарри постоянно говорят, что у него «материнские глаза», Гарри настолько похож на Джеймса, что даже Сириусу, кажется, трудно забыть, что к нему не вернулся его «старый лучший друг».

Похоже, что Гарри перенял навыки Джеймса в квиддиче, те же нечесаные волосы, то же пренебрежение правилами. Тем не менее, Лилия в Гарри делает сына Джеймса намного мягче по краям. Там, где Джеймсу, казалось, доставляло удовольствие мучить бедного, оборванного младшего Снейпа, или «Снивеллуса», как он его называл, Гарри прощает жестокость Снейпа, когда узнает правду о жизни своего бывшего профессора. Это показывает, что Гарри научился на ошибках своего отца.

Тот же авантюрный дух, врожденная храбрость и решительность. У Джеймса были свои недостатки, но он был храбр до мозга костей и пожертвовал своей жизнью ради жены и сына. Гарри не раздумывал, прежде чем принести себя в жертву Волан-де-Морту, чтобы положить конец войне и спасти людей, которых он любил. Гарри не просто зеркальное отражение своего отца, но, похоже, в его основе есть что-то, что было и у Джеймса. Просто посмотрите на их одинаковых Патронусов.

‘Вы думаете, что мертвые, которых мы любили, когда-нибудь действительно оставят нас? Вы думаете, что мы не вспоминаем о них яснее, чем когда-либо, в минуты великой беды? Твой отец живет в тебе, Гарри, и проявляет себя наиболее ясно, когда он тебе нужен. Как еще вы могли бы создать этот конкретный Патронус? Пронгс снова поехал прошлой ночью.

Гарри Поттер и узник Азкабана

Рон и Артур

А как насчет отца и сына, между которыми есть немало отвлекающих факторов? В то время как Гарри, Драко и Дадли единственные дети, у отца Рона, Артура, немного больше забот, чем у большинства. Таким образом, Рон представляет собой скорее объединение всей своей семьи, с чувством юмора Фреда и Джорджа, решимостью Джинни, но, безусловно, с добротой и преданностью своего отца. Но есть несколько мелочей. И Рон, и Артур не очень успешны: средние оценки Рона в Хогвартсе напоминают нам о бесперспективной работе Артура в Министерстве. Но то, чего им не хватает в честолюбии и богатстве, они компенсируют своим добрым сердцем, верностью и добродушием. И мы определенно замечаем определенное сходство, когда Гермиона делает выговор Рону точно так же, как Молли делает выговор Артуру.

Мистер Уизли развалился на кухонном стуле без очков и с закрытыми глазами. Он был худым, лысеющим мужчиной, но его маленькие волосы были такими же рыжими, как и у любого из его детей.
Гарри Поттер и Тайная комната

Северус и Тобиас

А еще есть персонажи, у которых вообще не было отцов. Мы мало что знаем о Тобиасе, магловском отце Северуса Снейпа, но из того немногого, что мы знаем, они не кажутся близкими.

Разрушенный дом, из которого, кажется, вышел Снейп, многое объясняет и, возможно, способствовал его жестокому и ехидному характеру в последующие годы. Несмотря на то, что он достаточно горд, чтобы использовать девичью фамилию своей матери в качестве псевдонима, Снейп в значительной степени человек, который сделал себя сам, и в значительной степени проложил путь одиночества.

– Как дела у тебя дома? – спросила Лили. Между его глазами появилась небольшая морщинка.
– Хорошо, – сказал он.
‘Они больше не спорят?’
‘О, да, они спорят, – сказал Снейп. Он взял пригоршню листьев и начал рвать их на части, видимо, не осознавая, что делает. «Но это ненадолго, и я уйду».
‘Твой папа не любит магию?’
‘Он вообще ничего не любит, – сказал Снейп.

Гарри Поттер и Дары Смерти

Волдеморт и Том Риддл

Наконец, Волдеморт. Человек, настолько раздираемый своим происхождением, что становится самой ядовитой силой, какую только можно себе представить.

Том Риддл, его отец, не обязательно был злым человеком, на самом деле мы не знали этого парня. В конце концов, большую часть их отношений он находился в ловушке магии Меропы.

Однако, как только Меропа «отпустила» его, Том сбежал, и Меропа умерла после рождения их сына. Справедливо сказать, что в результате у Волдеморта может возникнуть пара проблем с отказом. Волан-де-Морт настолько поглощен ревностью, гневом и эгоистичной жадностью, что застревает в той форме, в которой он был отлит в детстве. Он никогда не задумывается о своем влиянии на других или о чем-то, что выходит за рамки его собственных амбиций, и растет с отвращением делиться именем своего отсутствующего отца.

— Ты стоишь, Гарри Поттер, на останках моего покойного отца, — тихо прошипел он. — Маггл и дурак… очень похожий на твою дорогую матушку. Но они оба имели свое применение, не так ли? Твоя мать умерла, защищая тебя в детстве… а я убил своего отца, и видишь, как он оказался полезен после смерти…

Гарри Поттер и Кубок огня

Film Review – The Hollywood Reporter

Семейные ценности джихадистов подробно рассматриваются в фильме «Отцы и дети », сильном второкурснике берлинского сирийского режиссера Талала Дерки примерно через четыре года после фильма «Возвращение в Хомс », получившего премию «Сандэнс» в 2013 году. Премьера обоих фильмов состоялась на конкурсе IDFA в Амстердаме, прежде чем они получили громкие международные поклоны на фестивале Sundance, и хронику Дерки о том, как молодые мальчики встают на путь идеологически мотивированной военной службы, можно ожидать множество заказов на фестивалях и нишевые театральные постановки в течение следующих нескольких месяцев. экспозиция на маленьком экране также является данностью.

Преодолевая то, что он описывает в своем вступительном закадровом слове как «безмерный страх», Дерки рискованно выдал себя за военного фотографа, поддерживающего джихад, чтобы проникнуть в дом Абу Усамы — сорокалетнего члена связанного с «Аль-Каидой» Фронта Аль-Нусра, который в прошлом году объединились с аналогичными группами, чтобы стать Тахрир аш-Шам. Одно из самых активных ополченцев на севере Сирии, Аль-Нусра с презрением относится к более известному во всем мире ИГИЛ , хотя обе они преследуют одну и ту же цель – установить «справедливый исламский халифат» на Ближнем Востоке.

Суть Отрезвляющее исследование того, как маленькие мальчики становятся маленькими солдатами.

Абу Усама язвительно и красноречиво сравнивает ИГИЛ с непослушным ребенком; с самого начала очевидно, что его семья твердо построена на концепции сыновней преданности. Гордясь своими восемью сыновьями (его жену и дочерей никогда не видели, изредка слышали и редко упоминали), некоторые из которых названы в честь героев-джихадистов, Абу Усама полон решимости, что все последуют за ним на передовую гражданской войны против сирийское правительство.

Дерки, в значительной степени придерживаясь осторожности, смело сопровождает Абу Усаму в его военных действиях, например, в качестве снайпера из окопа. Буйный патриарх тоже рискует жизнью и здоровьем, работая сапером: «Убедись, что ты пойдешь точно по моим стопам», — советует он коллеге, осторожно шагая по заминированному полю. И большая часть его взаимодействия со своими детьми передает идентичное сообщение с более широким применением. Эти мальчики растут в окружении ожесточенных вооруженных конфликтов на пороге, и то, что в другом контексте может показаться безобидной забавой, теперь воспринимается как предварительная психологическая подготовка к тому, что их ждет в раннем подростковом возрасте.

Самому старшему мальчику, Усаме («Абу Усама» на самом деле является разновидностью прозвища, традиционного в арабских обществах, означающего «отец Усамы»), в начале фильма около 12 лет — с его нахальной ухмылкой он точно соответствует предпубертатный Шон Пенн. В конце концов, примерно два года спустя, он, как выразился Дерки в своем повествовании, «пошел по пути смерти». Отправленный в лагерь для «шариатских исследований и военной подготовки» вместе с (по крайней мере) одним из своих братьев, Усама с радостью надевает балаклаву и камуфляж, очевидно, добровольно участвуя в том, что его отец и другие влиятельные мужчины в его жизни безоговорочно считают справедливой и священной войной.

Восхитительно дерзкий подвиг документального доступа, Об отцах и детях представляет очевидный актуальный и антропологический интерес как проблеск постепенной радикализации молодых мужчин и глубоких общественных связей, которые лежат в основе этого процесса. Недвусмысленно неодобрительный по своему общему тону (в саундтреке К. С. Элиаса с преобладанием электроники звучат предупреждающие ноты мрачного ужаса), он похвально избегает представления Абу Усамы как двухмерного фанатика, вместо этого разумно исследуя корни его гнева и страстного участия в вооруженной борьбе. .

«Что чувствует человек, видя, как его страна разрушается на его глазах?» — спрашивает он в какой-то момент, а позже, во время экскурсии по импровизированному заводу по производству бомб, описывает свою деятельность как «месть за детей Хомса», города, разрушение которого было в центре внимания репортажного дебюта Дерки.

Абу Усама платит высокую цену за свою помолвку: его левую ногу оторвало миной сразу после половины пути, и его грубая агония, пока он выздоравливает дома (с ограниченным доступом к паллиативам), причиняет страдания не только его обожающим семьи, но и, как ни странно, для зрителя. Независимо от уловок, использованных при создании фильма, признак гуманизма Дерки заключается в том, что он должен быть в состоянии вызвать некоторую симпатию к человеку, на которого многие зрители обычно смотрели бы с презрением или даже отвращением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *