Образ Катерины в драме «Гроза»
Вы здесь
Главная
>
Блог
>
Образ Катерины в драме «Гроза»
Согласно одной версии драма «Гроза» была написана Островским, когда он находился под впечатлением от одной замужней актрисы — Любы Косицкой. Образ Катерины в «Грозе» появился именно благодаря Косицкой, и интересно, что потом эта роль ей и досталась на сцене.
Катерина родилась в купеческой семье, дом их был зажиточным, а детство Катерины беззаботным и радостным. Сама героиня сравнила себя с вольной птичкой, и призналась Варваре, что занималась пока не вышла замуж чем хотела. Да, семья Катерины была хорошей, воспитание ладное, поэтому девушка выросла чистой и открытой. В образе Катерины ясно прослеживается добрая, искренняя, русская душа, которая не умеет обманывать.
Продолжим рассматривать образ Катерины в драме «Гроза» Островского, и отметим, что очень трудно было девушке жить с мужем без притворства, учитывая его семью.
Черты в образе Катерины в драме «Гроза»
Какими же чертами характера Катерина буквально пугала Кабаниху? Она была чиста душой, искренняя и горячая, не терпела лицемерия и обмана. Например, когда состоялся отъезд мужа, свекрови хотелось видеть невестку воющей, но не в правилах Катерины притворяться. Если обычай не принимает душа, значит не стоит ему следовать, считает девушка.
Когда Катерина поняла, что любит Бориса, она не стала скрывать своих чувств, рассказав о них. О любви Катерины узнала и Варвара, и свекровь, и сам муж главной героини. В натуре девушки мы видим глубину, силу и страсть, и ее слова хорошо выражают эти черты личности.
Она рассуждает о людях и птицах, почему люди не могут летать так же? В итоге Катерина говорит, что она не будет терпеть несносную и опостылую жизнь, и в крайнем случае решится на роковой шаг — кинуться в окно или утопиться в реке. Размышляя над этими словами, можно лучше понять образ Катерины в драме Островского «Гроза».Наконец, каких усилий стоило девушке рассказать о своих чувствах Борису! Ведь Катерина была замужней женщиной, но страсть к свободе и желание быть счастливой, а также сила воли, проявились в этом смелом поступке. Островский противопоставляет эти черты характера Катерины миру Кабанихи (Марфа Кабанова). В чем это проявляется? Например, Кабаниха слепо преклоняется перед традициями старых времен, и это не порыв души, а возможность не потерять власть над другими. То же можно сказать и о религиозном отношении, ведь для Катерины ходить в церковь — это естественно и приятно, в Кабаниха исполняет формальность, и житейские вопросы ее волнуют больше, чем мысли о духовном.
К чему стремится Катерина
Важный момент, который надо учесть, говоря об образе Катерины в драме «Гроза»,— то, что она полна религиозного страха. Девушка думает, что кара за грех от Господа и гроза, которую она отождествляет с этими понятиями, страшны и суровы. Все это вместе с чувством вины побуждает ее при всех рассказать о совершенном грехе. Катерина принимает решение бежать из семьи, которую она не принимает душой и сердцем. Муж испытывает к ней жалость, но избивает, ведь так нужно делать.
Борис, возлюбленный Катерины, не может помочь ей. И хотя он сочувствует ей, видно, как он бессилен и проявляет слабость, безволие. Оставшись в одиночестве, Катерина решает броситься с обрыва. Некоторые приписывают такое действие слабоволию девушки, но Островский хотел показать силу ее личности, что опять же, дополняет образ Катерины.
В заключение можно сказать, что в Катерине воплотилась прекрасная русская душа — чистая и светлая. Ее душа противопоставлена самодурству, хамству, жестокости и невежеству — качествам, которые присущи многим людям не только во времена написания драмы, но и сегодня.
Надеемся, что рассмотрение образа Катерины в драме «Гроза» Островского оказалось для вас полезным. Другие статьи по теме:
- Анализ драмы Островского «Гроза»
- Краткое содержание «Грозы»
- Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве»
- Биография Александра Островского
Теги:
персонажи
характеристика
Похожие статьи
Характеристика Лойко Зобара из рассказа «Макар Чудра»
В рассказе «Макар Чудра» главный герой Лойко Зобар необычен, он соответствует романтическим идеалам раннего Горького. Наша цель в этой статье рассмотреть, какова характеристика Лойко Зобара, проанализировать его поведение и отметить, что хотел…
Характеристика Максима Максимыча в романе «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» изобилует не только яркими главными персонажами, но и не менее притягательными второстепенными. Один из них – Максим Максимыч, пожилой вояка, с симпатией относящийся к Печорину.
Характеристика Максим Максимыча многое. ..
Жизненные принципы и ценности Фамусова
Фамусов – это главный отрицательный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», вокруг которого собрано общество самых богатых и знатных дворян Москвы, подобных ему. Как отрицательный персонаж Фамусов воплотил в себе все пороки, которые…
сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» особое внимание уделяется образу главной героини Катерины.
Катерина Петровна Кабанова – красивая молодая девушка. На это указывают характеристики, данные другими персонажами. Барыня несколько раз в повествовании отмечает красоту Катерины, она уверена, что именно красота приведет Катерину к погибели: «видишь, какая красавица! Красота-то ведь погибель наша!». Кудряш называет Катерину «молодой Кабановой». Из слов Варвары читатель узнает, что Катерину «молоду замуж-то отдали».
Катерина является искренней девушкой. Она сама признается: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу».
Героиня с теплотой рассказывает о своей прежней жизни: «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». В родительском доме она чувствовала себя, как «птичка на воле». Прежняя жизнь доставляла Катерины удовольствие: «Таково хорошо было!».
Главная героиня часто сравнивает свою прежнюю жизнь и жизнь в доме Кабановых: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». Катерина чувствует себя одинокой как в семье Кабановых, так и во всем городе Калинове: «Что при людях, что без людей, я все одна». Несчастья Катерине приносит Кабаниха, которая постоянно тиранит главную героиню: «Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны».
Окружающие люди не способны понять Катерину. Даже Варвара, которая относится к Катерине дружелюбно, говорит о том, что она «мудреная» и «чудная какая-то».
Катерина находится в браке с Тихоном Кабановым. Из диалога Катерины с Варварой читатель узнает о том, что Катерина не любит Тихона: «– Нет, как не любить! Мне жалко его очень.
– Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь».Катерина не любит Тихона, но хочет быть ему верной и преданной женой, хочет полюбить его: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю!».
Однако главная героиня влюбляется в другого человека – в Бориса, и считает, что это настоящий грех: «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Однако ради любви к Борису верующая Катерина готова пойти на грех. Героиня не может противиться зародившимся искренним чувствам. Она признается Борису: «Иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы».
Катерина говорит о том, что ей не страшен людской суд, потому что она уже совершила грех перед Богом: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?».
После того как Катерина призналась мужу и его семье в измене, она предлагает Борису поехать вместе с ним: «Возьми меня с собой отсюда!». Однако Борис не принимает это предложение. Теперь Катерина уверена, что ей нет места на земле; она больше не может жить в «темном царстве»: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. В могиле лучше…». Катерина решается на самоубийство: «Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя!».
Понравилось сочинение? А вот еще:
Характеристика Екатерины («Гроза», Островский)
Среди всех видов работы с текстом пьесы «Гроза» (Островский) особые трудности вызывает композиция. Наверное, это потому, что школьники не до конца понимают особенности характера Катерины, уникальность времени, в котором она жила.
Попробуем вместе разобраться в этом вопросе и, опираясь на текст, интерпретировать изображение так, как его хотел показать автор.
А.Н. Островский. «Гроза». Характеристика Екатерины
Самое начало девятнадцатого века. Первое знакомство с Катериной помогает понять, в какой сложной ситуации она живет. Безвольная, боязливая мать, муж, кабан Кабаниха, любящий унижать людей, душить и притеснять Екатерину. Она чувствует свое одиночество, свою беззащитность, но с большой любовью вспоминает родительский дом.
Характеристика Катерины («Гроза») начинается с картины городских нравов, а продолжается воспоминаниями о доме, где она была любима и свободна, где чувствовала себя птицей. Но все ли было в порядке? Ведь она была замужем по решению семьи, и родители не могли не знать, насколько слаб ее муж, насколько жестока свекровь.
Однако даже в душной атмосфере девушке удалось сохранить способность любить. Он влюбляется в племянника торговца Уайлда. Но характер Катерины настолько силен, а сама она настолько чиста, что девушке даже кажется, что она боится измены мужу.
Характеристика Екатерины («Гроза») ярким пятном выделяется на фоне других героев. Слабые, безвольные, довольные тем, что Тихон вырвется из-под контроля матери, лживые на волю Варварины обстоятельства, — каждый из них по-своему борется с невыносимыми и бесчеловечными нравами.
А воюет только Катерина.
Сначала с собой. О встрече с Борисом она сначала и слышать не хочет. Пытаясь «удержаться», он умоляет Тихона взять ее с собой. Затем она восстает против бесчеловечного общества.
Характеристика Катерины («Гроза») построена на том, что девушка противостоит всем персонажам. Она не бежит тайком на гулянья, как хитрая Варвара, не боится Кабанихи, как ее сын.
Сила характера Кэтрин не в том, что она влюбилась, а в том, что она осмелилась на это. И в том, не сумев сохранить свою чистоту перед Богом, осмелилась принять смерть вопреки человеческим и Божественным законам.
Характеристика Екатерины («Гроза») создана Островским не описанием особенностей ее натуры, а поступками, которые совершила девушка. Она была чистой и честной, но безгранично одинокой и бесконечно любящей Бориса, ей хотелось признаться в своей любви всему калиновскому обществу. Он знал, что она могла подождать, но она не боялась ни слухов, ни насмешек, которые последовали бы за ее признанием.
Но трагедия героини в том, что ни у кого больше нет такого сильного характера. Борис бросает его, предпочитая эфемерное наследство. Варвара не понимает, почему она призналась: сама бы тихонько гуляла. Муж может только поплакать над трупом, говоря «ты счастлива, Катя».
Образ Катерины, созданный Островским, — прекрасный пример пробуждающейся личности, пытающейся вырваться из липких сетей патриархального быта.
Глоссарий Готики: Погода | Глоссарий Готики
Погода играет важную роль в готической литературе и остается одним из ключей к расшифровке внутреннего пейзажа главных героев. Часто присутствующие в готических романах не только как форма симпатического фона, определенные элементы погоды обычно используются, чтобы отразить и усилить чувства главного героя, создать настроение и подчеркнуть действие истории.
Например, использование тумана в готическом романе — это условность, часто используемая для затемнения объектов за счет уменьшения видимости и изменения внешнего вида правды; и бури, когда они появляются, часто сопровождают важные события и характеры. Плохая погода, в частности, часто ассоциируется со сверхъестественным, а также является местом рождения воображения. Бури воспринимаются как предвестники зла и часто представляют собой как отражение, так и преломление внутреннего «я» главного героя, экстернализацию внутренних страхов и конфликтов. Погода также может функционировать как место смещения страхов, когда они проецируются на саму бурю. В романе Ле ФанюПогода также приобрела определенную предсказуемость ролей в готической литературе; особенность, которую часто пародировали. Есть ощущение, что читатели привыкли читать погоду как коды, обозначающие внутренний ландшафт главного героя, и в конечном итоге не могут сопротивляться принятию сильно переопределенных значений в отношениях между погодой и внутренним я, тем самым иллюстрируя готический характер текста. соблазняя чрезмерно упростить его чтение, и в то же время способствуя дестабилизирующему ощущению готического беспокойства, поскольку его значение воспринимается через другой набор кодов, которые в конечном счете произвольны. Печально известная стилизация готики Джейн Остин в Нортенгерское аббатство высмеивает погоду в « Тайнах Удольфо » Энн Рэдклифф, когда поклонница Рэдклиффа Кэтрин Морленд говорит: «О! Что у нас здесь была такая погода, как в Удольфо, или, по крайней мере, в Тоскане и на юге Франции. !.. ночь, когда умер бедняга Сент-Обен!.. такая прекрасная погода! Романтизация Кэтрин Удольфо особенно глупа в этом случае, поскольку подавляющее большинство погодных условий, описанных в Тайны Удольфо , штормовые, мрачные или иные ужасные.
Возможно, самое известное влияние готической погоды проявляется в романе Эдварда Бульвер-Литтона Пол Клиффорд (1830). Этот роман отходит от готических условностей, делая главного героя и героя преступником. Оглушительный успех в свое время, Пол Клиффорд в основном ушел в безвестность, за исключением его вступительного отрывка, который, возможно, является самой готической частью текста:
«Это была темная и бурная ночь; за исключением редких промежутков, когда его останавливали сильные порывы ветра, проносившиеся по улицам (ибо наша сцена происходит в Лондоне), грохоча по крышам и яростно взбалтывая скудное пламя ламп, которые боролись против тьмы…»
Этот отрывок — одна из самых известных строк о погоде в английской литературе, часто используемая учителями английского языка как яркий пример викторианской «пурпурной прозы» и часто имитируемая в шутку. Мадлен Л’Энгл открывает « Излом времени » (1962) словами «Это была темная и ненастная ночь». Тем не менее, погода и унылое изображение Лондона в году Пол Клиффорд — лишь малая часть готического фанатизма Бульвер-Литтона; он жил в неоготическом доме, похожем на Strawberry Hill, держал в своем кабинете настоящий человеческий череп, отправил свою жену в сумасшедший дом и окружил себя коллекцией каменных монстров. По иронии судьбы, его запомнили за одну-единственную строчку в относительно не готическом криминальном романе, хотя на самом деле он написал ряд готических произведений, в том числе 9.0041 Фолкленд (1827 г.), Занони (1842 г.) и Лукреция; или, Дети ночи (1846).
Предоставлено Чанг Кенг Мун, Национальный университет Сингапура и Венди Фолл, Университет Маркетт
Источники:
Малви-Робертс, Мари. «Эдвард Бульвер-Литтон». Готические писатели: критический и библиографический справочник Под редакцией Дугласа Х. Томсона, Джека Г. Фоллера и Фредерика С. Франка. Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood, 2002. Стр. 83-89.
Следовать
индекс
Книги Книги
Этельред и Лидания; ИЛИ, Жертвоприношение Водену [стенограмма], Сара Скаджелл Уилкинсон
Tales of Wonder. Содержит «Замок чар» или «Таинственный обман». Дочь разбойника или Призрак грота.