Краткое содержание мертвые души по главам: «Мёртвые души» краткое содержание по главам поэмы Гоголя – читать пересказ онлайн

Краткое содержание произведения — Мертвые души

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» рассказывает о человеке, путешествующем по России безусловно с целью скупки умерших крестьян, которые официально считаются живыми.

П.И. Чичиков прибыл в город с деловой целью и произвёл на жителей города приятное впечатление, получив множество приглашений.

 

С кем он встретился и заключил сделку:

Первый визит он нанёс Манилову. Чичиков предложил хозяину дома сделку с «мёртвыми душами», но тот был согласен отдать их даром.

Следующим пунктом назначения Чичикова был дом Собакевича, но главный герой сбился с пути. Его приютила коллежская секретарша Коробочка. К ней Чичиков тоже обратился с необычной просьбой. Коробочка не сразу поняла, что от неё требуется, но после долгих уговоров согласилась на сделку.

Заехавший на обед в трактир Чичиков познакомился с Ноздрёвым. Тот любезно предложил новому знакомому ночлег, но дальше их общение не заладилось: Ноздрёв назвал Чичикова мошенником, а начинавшаяся мирно игра в шашки едва не переросла в драку.

Чичикову всё же удалось добраться до Собакевича. Этот прижимистый человек сам предложил продажу «мёртвых душ», но предупредил, что цена на них не будет низкой. После долгого торга сделка всё же состоялась, а Чичиков наметил для себя следующую цель – Плюшкина. Последний обрадовался шансу от «мёртвых душ», сделку счёл выгодной для себя и думал, что именно ему удалось ловко провести незваного гостя.

Поползли слухи


В городе поступки Чичикова породили слухи. Героя сочли человеком обеспеченным и завидным женихом. Чичикову начали приходить письма от тайной поклонницы, и на губернаторском бале, он пытался найти влюблённую в него даму, однако после сам попал под очарование дочери губернатора. Лёгкую атмосферу вечера нарушил Ноздрёв, заговоривший о «мёртвых душах». Во избежание скандала Ноздрёва вывели из зала, но на этом неприятности героя не закончились: в город приехала Коробочка.

Теперь о скупке «мёртвых душ» знал весь город, но никто не мог понять истинных намерений Чичикова. Дамы предполагали, что за этим кроется влюблённость в губернаторскую дочь, а чиновники сочли, что под личностью Чичикова может скрываться беглый преступник. Почтмейстер и вовсе же предположил, что герой – легендарный капитан Копейкин.

Сам же Чичиков болел и не знал творящегося в городе. Только Ноздрёв смог прояснить герою, почему жители города перестали быть любезны с ним.

О Чичикове


Чичиков уехал из города, а автор наконец рассказал о прошлом главного персонажа. Родом Чичиков из скромной дворянской семьи, был прилежным учеником. Повзрослев, Чичиков не гнушался очернить товарищей ради карьерного роста. Всё это привело к исполнению давней мечты – службе в таможне, но удача вскоре отвернулась от героя. Чичикову вновь пришлось добывать себе богатство и почёт с самого начала: так в голове и родилась хитроумная схема по скупке «мёртвых душ». Далее Н.В. Гоголь отвлекся от главного героя, уснувшего в карете, и сравнил Россию с птицей-тройкой. Русские любят быструю езду, и сама страна несётся быстро и стремительно, но куда – никто не знает.

Краткое содержание «Мертвые души» Гоголь

«Мертвые души»

(Поэма)

Пересказ

Глава 1

В губернский город NN приезжает некий господин, оста­новившийся в гостинице и «с чрезвычайно тонкостью» при­нявшийся расспрашивать прислугу о здешних чиновниках и помещиках. Любопытный господин оказывается коллеж­ским советником Павлом Ивановичем Чичиковым. На сле­дующий день он посетил многих городских чиновников, начиная с губернатора. В разговорах с ними Чичиков был исключительно любезен и всякий раз скромничал (вернее — скрытничал), когда требовалось что-то сказать о себе. Вскоре господин как бы случайно очутился на губернаторской вече­ринке, где познакомился с несколькими помещиками, в том числе Маниловым и Собакевичем. На другой день Чичиков присутствовал на вечеринке у полицеймейстера, где завязал знакомство с помещиком Ноздревым. Все чиновники отзы­вались о госте как о «преприятном человеке».

Глава 2

Чичиков отправляется по приглашению в гости к по­мещику Манилову. Большая часть их разговора уходит на комплименты и любезничанье, поскольку это в характе­ре Манилова. За время совместного обеда Чичиков ближе знакомится с семьей Манилова. После обеда гость сообщил помещику о том, что должен обсудить с ним важное дело, и оба закрылись в кабинете. Здесь Чичиков договаривается с Маниловым о покупке «с благой целью» мертвых крепост­ных. Манилов, чтобы угодить гостю, соглашается оформить купчую за свой счет и отдать мертвые души бесплатно.

Глава 3

От Манилова Чичиков спешно едет к Собакевичу. По дороге начался сильный дождь, и ямщик Селифан, которо­го угостила водкой дворня Манилова, умудрился перевер­нуть бричку, так что Чичиков упал в грязь. На счастье непо­далеку раздался собачий лай, что свидетельствовало о бли­зости деревни. Ямщик припустил на лай, и вскоре бричка остановилась у дома помещицы Настасьи Петровны Коро­бочки, к которой Чичиков попросился на ночлег. Из разго­вора с ней Павел Иванович понял, что заехал далеко. По­утру он разговорился с Коробочкой и ей тоже предложил сделку с крестьянами. Помещица оказалась «дубинноголо­вой» и долго торговалась, чтобы не продешевить, чем совер­шенно вывела Чичикова из себя.

Глава 4

От Коробочки Чичиков едет в ближайший трактир, чтобы дать лошадям передохнуть, а самому подкрепить­ся. Здесь он выведывает у хозяйки, как можно добраться до имения Собакевича. В это время в трактире показывает­ся Ноздрев с приятелем. Они спорят о прошедшей карточ­ной партии, в которой Ноздрев «в пух продулся». Ноздрев хвастает перед Чичиковым своим щенком, а заодно отгова­ривает Павла Ивановича ехать к Собакевичу, предлагая по­веселиться у него в гостях. Под конец Чичиков соглашает­ся ехать к Ноздреву с мыслью поживиться чем-нибудь. По­мещик показывает гостю псарню и свои владения, затем потчует винами. Чичиков начинает договариваться с Ноз­древым о покупке мертвых душ, но тот непременно же­лает знать, для чего они гостю. Все объяснения Чичико­ва помещик считает ложью, поскольку видит в госте боль­шого шельму. Затем Ноздрев начинает навязывать вдоба­вок к мертвым крепостным то коня, то породистую собаку. Чичиков не соглашается, и приятели ссорятся, хотя гость и остается ночевать у помещика. Под утро Ноздрев уго­ворил Чичикова играть на души в шашки. По обыкнове­нию помещик принялся жульничать, а когда заметивший это гость отказался от игры, решил побить его. На счастье, в дверях показался капитан-исправник, чтобы взять Ноз­древа под суд по какому-то делу. Не дожидаясь, чем закон­чится разговор между помещиком и исправником, Чичиков выскользнул за дверь и сел в свою бричку.

Глава 5

В дурном настроении от встречи с Ноздревым Чичи­ков добирается на бричке до деревни Михаила Семено­вича Собакевича, в которой все было «в каком-то креп­ком и неуклюжем порядке». После недолгого разговора, в ходе которого Собакевич обругал всех городских чинов­ников, Чичиков узнает о скаредном помещике Плюшки­не, которого также намеревается посетить. Затем разго­вор заходит о покупке мертвых душ. Собакевич оказыва­ется ловким в торговых делах, он норовит продать души по высокой цене, не вдаваясь в то, зачем гостю они по­надобились. После утомительного торга Чичиков приоб­рел большое количество душ и довольный собой простил­ся с Собакевичем.

Глава 6

От Собакевича Чичиков отправляется к Плюшкину и вскоре оказывается у его ветхого, заросшего плесенью и плющом дома. Гостя встречает сам хозяин, которого Чи­чиков поначалу принимает за ключницу из-за непонятного наряда — старого, заплатанного халата. Плюшкин усердно жалуется на жизнь, и Чичиков якобы из жалости и состра­дания изъявляет готовность купить мертвые души. Без осо­бого торга Плюшкин продает тому всех мертвых крепост­ных. Довольный Чичиков возвращается в город, в свою го­стиницу, где, поужинав, ложится спать.

Глава 7

Чичиков с утра принимается читать реестры крепост­ных. Перед ним открывается мир, совершенно отличный от знакомого ему. Коллежский советник размышляет

о жизни этих крестьян, проявляя редкое знание людей из низших сословий. Затем, порядком задержавшись за чте­нием бумаг, он поспешил в гражданскую палату для за­ключения купчей. Не дойдя немного до палаты, он встре­тил Манилова, который решил пойти вместе с приятелем. В палате друзьям предстоял не очень приятный разговор с чиновником Иваном Антоновичем «кувшинное рыло». Однако Чичиков вовремя «понял, в чем закавыка», и под­сунул чиновнику взятку, которую тот весьма ловко забрал, как бы и не заметив. Затем Чичиков встречает в палате Собакевича и оформляет купчую на его крестьян. Чинов­ники, все перепроверив с излишней подозрительностью, оформили необходимые бумаги. После этих дел помещики вместе с Чичиковым пошли к полицеймейстеру, чтобы от­метить сделку.

Глава 8

Вскоре о покупках Чичикова заговорил весь город. Все решили, что он миллионщик, отчего «полюбили еще ду­шевнее». Автор снова дает общую картину городского чи­новничества, затрагивая на сей раз интеллектуальные за­нятия «сильных мира сего». Вскоре Чичиков получает ано­нимное приглашение от некой дамы на бал у губернатора и,

заинтригованный, решает пойти туда. Здесь гостя занима­ют разговорами дамы, так что Чичиков поначалу забыва­ет выразить свое почтение хозяйке. Но губернаторша сама находит Чичикова и знакомит его со своей дочерью, появ­ление которой несколько выбило гостя из равновесия, сде­лало робким и рассеянным. Это порядком рассердило всех остальных дам. Неожиданно на балу появился нетрезвый Ноздрев, который начал приставать к Чичикову с расспро­сами, попутно рассказывая всем и каждому, что гость горо­да NN пытался купить у него, помещика, мертвые души. К счастью, Ноздрева вскоре вывели из зала, и Чичиков по­надеялся, что эти слова припишут обычной лживости вздор­ного помещика. Совершенно расстроенный, Чичиков кля­нет про себя балы.

Глава 9

Автор знакомит читателя с «дамою, приятной во всех отношениях» (Анной Григорьевной), имени которой пона­чалу предпочитает не давать, чтобы избежать кривотолков. Эта дама обсуждает с другой, «просто приятной дамой» (Со­фьей Григорьевной) жалобы Коробочки, которая все боя­лась, что Чичиков ей заплатил меньше положенного. В кон­це концов дамы сходятся во мнении, что загадочный гость приехал, чтобы увезти губернаторскую дочку, а историю с покупкой мертвых душ придумал для отвода глаз. Разуме­ется, через какое-то время весь город только и говорил, что о мертвых душах и губернаторской дочке. Поскольку город ждал назначения нового генерал-губернатора, то чиновни­ки не на шутку перепугались: что-то произойдет, когда до того дойдут слухи о покупке мертвых крепостных? В Чичи­кове готовы видеть и разбойника, и ревизора.

Глава 10

Вконец сбитые с толку чиновники поняли, что так и не могут догадаться, кто же таков Чичиков на самом деле. Поэтому они решили обсудить этот вопрос сообща, зару­чившись помощью полицеймейстера. В ходе обсуждения почтмейстер делает удивительное «открытие». Он начина­ет утверждать, что Чичиков есть не кто иной, как капитан

Копейкин. Далее автор, как бы со слов почтмейстера, изла­гает историю капитана Копейкина, героя войны 1812 года. Вернувшись с войны инвалидом, Копейкин обосновался в Петербурге, но вскоре понял, что здешняя жизнь ему не по карману. Тогда он отправился к чиновнику, которого ему посоветовали, договориться, чтобы получать государ­ственное пособие. Однако дело с резолюцией на пособие за­тягивалось до того, что голодный офицер устроил скандал в приемной чиновника, за что был арестован. По слухам, капитан потом возглавил разбойничью шайку. Выслушав почтмейстера, чиновники, впрочем, усомнились, что Чичи­ков — это и есть Копейкин. А между тем слухи о личности Чичикова все более множились. Об этих сплетнях ничего не подозревавший Чичиков узнал от Ноздрева, который хва­лил того за находчивость и пронырливость. Чичиков понял, что настало время покинуть город.

Глава 11

Быстро уехать из города у Чичикова не получается, по­скольку бричка, как оказалось, нуждается в ремонте. На­конец бричка готова, и коллежский советник пускается в путь. Далее следует лирическое отступление автора, ко­торый за описанием дороги рассуждает о величии и судь­бах Руси. Затем автор берется рассказать биографию своего героя. Несмотря на дворянское происхождение Чичикова, жизнь поначалу взглянула ему в лицо «кисло-неприютно». Все переменилось после того, как отец дал «ценное настав­ление» угождать начальству и копить копейку. Получив ценой угодничанья свою первую должность, Павел Ивано­вич преодолел первый, самый трудный порог, а дальше стал продвигаться успешнее. Карьеру его, однако, не раз ломали то завистники, то борцы со взяточничеством. Чичиков вся­кий раз строил планы, как вновь разбогатеть и найти себе приличное место. Последний его план состоял в покупке мертвых душ, и план этот, по всей видимости, удался. Ав­тор заканчивает первый том лирическим описанием Руси в образе «необгонимой тройки».


На этой странице искали :
  • краткое сочинение мертвые души
  • краткое содержание мертвые души
  • мёртвые души краткое содержание
  • мертвые души краткое содержание по главам
  • мёртвые души читать краткое содержание

Анализ «Dead Souls Demystified

***

Стенограмма эпизода, с вопросами для обсуждения в конце:

Antecedents Gogol: Picaresque Roman, Homer и Dante

самая странная черта гоголевских «Мертвых душ» — сюжет. Когда я впервые читал книгу, мне казалось, что я жду, когда что-то произойдет, и только в главе 7 или 8 я понял, что мне, вероятно, следует отказаться от такого представления. У Гоголя нет традиционного сюжетного приема: нет главного конфликта или антагониста, нет законного любовного интереса, нет захватывающей кульминации, нет развязки или искупительного разрешения; даже начало романа видно глазами двух персонажей, которые не играют никакой роли в романе после первой страницы. Для понимания «сюжета» этого романа полезно обратиться к книгам и авторам, оказавшим влияние на Гоголя при написании этого романа.

            Многие считают «Мертвые души» плутовским романом. Этот термин происходит от испанского слова picaro, которое переводится как румяна или негодяй, и первым образцом этого жанра, по-видимому, является «Лазарро де Термес», испанская новелла, анонимно опубликованная в 16 веке. По сути, все плутовские романы построены по одному и тому же образцу. Аморальный главный герой путешествует, пытаясь разбогатеть, обычно обманывая и обманывая авторитетных членов общества. Тем не менее на протяжении всего романа авторитетные мужчины и женщины общества неизбежно доказывают, что в моральном отношении они не лучше, чем нарумяненный герой. Возникнув в Испании, к 1799 г.0019-й -й и 18-й -й века Французские, британские и испанские авторы, такие как Генри Филдинг, Алан-Рене Лесаж и Даниэль Дефо, освоили и популяризировали эту форму. Представляя сюжет с такой структурой, автор может сделать несколько вещей: подвергнуть критике общество, противопоставить своему главному герою множество разнообразных типов персонажей и представить серию занимательных, наполненных грехом, сочных второстепенных сюжетов.

            «Мертвые души» определенно можно рассматривать как плутовской роман. Чичиков, отличающийся крайней посредственностью и озабоченный только внешностью, проводит весь роман, интригуя и надувая помещиков, чтобы быстро написать книгу. Когда жизнь Чичикова, наконец, предстает перед читателем, когда он скачет прочь из города в конце первой части, это не более чем рассказ об одной схеме, за которой следует другая. Своим плутовским романом Гоголь, безусловно, критикует русское общество: он высмеивает саму идею крепостного права, вольно или невольно, и ставит вопрос о том, кем на самом деле являются мертвые души: крепостными, Чичиковыми, помещиками, горожанами или всеми вышеперечисленными. ? Гоголь, безусловно, также может использовать множество уморительно-забавных разнообразных типов персонажей, от стоического, горького Собакевича до неприятно невыносимого Ноздрёза (которого мы подробнее обсуждаем в нашем разделе «Помещики»). Фактически, после того как книга была опубликована, персонажи, созданные в ней Гоголем, стали архетипами, обычно упоминаемыми в повседневных русских разговорах. Во многом плутовской роман, критик Саймон Карлински в своем сексуальном анализе творчества Гоголя отмечает, что «один из традиционных ингредиентов плутовской романной формулы, явно отсутствующий в «Мертвых душах I», — распущенность героя и его обычные многочисленные сексуальные влечения». См. наш раздел о сексуальности Гоголя.

Хотя плутовской роман, несомненно, оказал влияние, он оказал влияние не только на Гоголя. В названии романа Гоголь решил обозначить произведение как «поэма». Это слово часто переводится на английский язык как стихотворение, что немного вводит в заблуждение, поскольку оно означает повествовательную поэму или эпос. Создавая «Мертвые души», которые Гоголь задумал как эпопею о провинциальной русской жизни, Гоголь во многом заимствовал идеи у величайшего эпического поэта всех времен — Гомера. В первой опубликованной критике «Мертвых душ» 19 века русский критик Константин Аскаков проводит подробное сравнение «Мертвых душ» Гоголя и «Одиссеи» Гомера. Аскаков пишет: «Гоголевская эпопея возрождает древнюю гомеровскую эпопею; вы признаете его характер важности, его художественные достоинства и широчайший размах. Сравнивая одну вещь с другой, Гоголь совершенно теряется в предмете, оставляя на время повод, послуживший поводом для его сравнения; он будет говорить об этом, пока тема не будет исчерпана. Каждый читатель «Илиада » тоже была поражена этим устройством. Гоголь снова и снова использует этот прием нелепо подробных сравнений в «Мертвых душах», а Набоков анализирует это далее в своей критике, которую мы обсуждаем в нашем разделе, посвященном его критике. Прекрасный пример этого приема можно увидеть, когда Гоголь сравнивает карету Коробочки с арбузом и более страницы излагает эту метафору. Эти сравнения гомеровских пропорций придают эпический тон изменчивой прозе Гоголя и заставляют этот, казалось бы, глуповатый плутовской роман провозглашаться «романом в стихах».

В то время как плутовские романы предшествуют сюжету этого романа, а эпическая поэзия оказывает большое влияние на стиль и технику Гоголя, его моральный замысел в этой книге уходит корнями глубоко в «Божественную комедию» Данте. «Божественная комедия» разбита на три части: «Ад», в котором Данте путешествует по аду и распознает грех, «Чистилище», в котором Данте выбирается из мира греха и начинает свое восхождение к любви к Богу, и, наконец, «Райский рай», в котором душа искупается и становится единым с Богом. Неудивительно, что Гоголь, считающийся величайшим произведением итальянской литературы, явно обращался к трилогии Данте за нравственным посланием в «Мертвых душах», которые он писал в основном в Риме. Предполагая, что «Мертвые души» станут современным аналогом «Божественной комедии» Данте, первая часть романа, единственная часть, которую Гоголь смог закончить, должна была соответствовать Инферно . Во второй и третьей частях он намеревался подвергнуть греховные пути Чичикова наказанию и, в конечном счете, реабилитации. Некоторые, например Набоков, утверждают, что этот великий нравственный замысел Гоголя глуп и неуместен — сама идея сюжета романа (то есть покупка мертвого личного) слишком абсурдна, чтобы принимать всерьез и читать это произведение с христианином, реформистская линза невежественна. Эти критики утверждают, что вместо этого произведение следует ценить за его многочисленные художественные достоинства, полную оригинальность и игнорирование литературных клише.

Хотя полное игнорирование христианской морали, которую Гоголь намеревался передать в этой книге, может показаться несколько ограничивающим, это говорит о том, что он не смог закончить вторую и третью части. Хотя Гоголь и хотел «спасти» душу Чичикова, последние десять лет своей жизни он не смог этого сделать, сжег рукопись второй части всего за несколько дней до смерти. Подобно тому, как персонаж Алеши не был бы слишком интересен после окончания «Братьев Карамазовых», трудно представить Чичикова, который наказан и усвоил урок. Кажется, что ад, который создает Гоголь в первой части, был слишком реальным и заманчивым для него, чтобы вытянуть историю и поднять ее на более высокую моральную платформу.

Какое влияние Гоголя кажется вам наиболее сильным после прочтения «Мертвых душ»? Считаете ли вы этот роман плутовским или его размах и цель кажутся вам чем-то более эпическим по масштабу?

МЕРТВЫЕ ДУШИ НИКОЛАЯ ГОГАЛЯ – Чистая иллюзия Coc0na

coconaspureillusion Книги

На моем 19-м курсе русской литературы мы только что закончили читать роман Николая Гогала «Мертвые души». Справедливости ради, мы прочитали только первую часть романа и не собираемся читать вторую часть. Я думаю, что это может быть лучший способ прочитать это, потому что вторая часть была печально известной незавершенностью. Но, если у меня будет время, я постараюсь прочитать вторую часть позже.

Прежде всего следует сказать, что Гогал — забавный, жестокий и неумолимый писатель. То, как он изображает персонажей, людей в целом и взаимодействие, которое происходит между ними, может показаться довольно забавным. Например, все взаимодействие Чичикова и Панилова, первого землевладельца, — одна из самых забавных вещей, которые я читал. Разговор между Просто Приятной Дамой и Крестьянкой был настолько банален и глуп, что я поймал себя на том, что громко смеюсь, читая его. А рассказ о раненом солдате с ногой-колышкой и бутафорской рукой и о том, как это закончилось тем, что персонажи поняли, что у Чичикова нет ни одной из очевидных физических черт солдата, забавна.

«Мертвая душа» Гоголя, я думаю, можно считать исследованием о человечестве и самого читателя. На протяжении всего романа рассказчик повести обращается к читателю напрямую и заставляет задуматься о нашем месте. Как мы оцениваем персонажей? Какая у нас есть выгодная точка, которой нет у персонажей? Хотя я не читал других произведений Гоголя, я слышал, что это общая тема для всего его творчества.

(Спойлеры) Если вам нужно краткое изложение сюжета, я дам его здесь: По сути, наш главный герой Чичиков — загадочный человек, приехавший в безымянный город в России. Это происходит в России в 19ХХ века, когда крепостное право было обычным явлением. Чичиков сперва завоевывает доверие всех в городе и вскоре отправляется к богатым помещикам в город с особой целью, чтобы забрать их мертвые души. Под мертвыми душами я подразумеваю, что он пытается владеть правами крепостных помещиков, которые уже умерли. Это крепостные, которые существуют по российской переписной системе, но их гибель до сих пор не зафиксирована.

Почему он это делает? Никто еще не знает. В каждой главе он посещает разных домовладельцев и вступает в переговоры о праве на их мертвые души. У каждого из этих домовладельцев очень своеобразная личность, и в этом мы получаем точку зрения на очень разные типы людей. Как только он покупает души у домовладельцев, все в городе думают, что он купил много
проживает
человека. Они устроили бал в его честь и устроили для него отличную вечеринку, потому что он уже всем полюбился. Как только все в городе узнают об этой странной вещи, которую он делает, покупая души, он немедленно должен покинуть город. После этого узнаем о его прошлом. Чичиков с детства был аферистом, всегда ищущим, как бы нажить лишнего, так сказать, копейки. В конце концов он узнал, что русское правительство выкупает души у людей по 200 копеек, и особо не проверяют, живы они или мертвы. Так Чичиков придумал схему, как купить право на мертвые души за небольшую цену и перепродать его правительству по более высокой цене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *