«Страшная месть», краткое содержание по главам повести Гоголя
I
Есаул Горобець празднует свадьбу сына. Среди гостей находится побратим есаула Данило Бурульбаш с женой Катериной. В разгар веселья есаул берет иконы, чтобы благословить молодых. Вдруг один из гостей превращается в уродливого старика. Все гости сильно испугались. Но есаул выходит вперед с иконами и прогоняет колдуна.
II
Поздней ночью по Днепру плывет лодка, в ней возвращается домой чета Бурульбашей. Катерина встревожена, ее беспокоит появление колдуна. Лодка как раз проплывает мимо старого замка, в котором и живет старик. Он расположен напротив дома Бурульбаша. Возле замка виднеется кладбище.
Вдруг раздается жуткий стон, из могилы один за другим появляются мертвецы. Катерина испугана, даже гребцы в лодке от страха потеряли шапки. Только Данило ничего не боится и успокаивает жену. Гребцы налегают на весла, вскоре ужасное место остается позади.
III
На следующее утро Данило ссорится с отцом Катерины.
IV
Катерина рассказывает мужу свой сон: ее отец и есть тот страшный колдун. Вечером Данило замечает, что в одном из окон черного замка горит свет. Он отправляется посмотреть, что там происходит. Бурульбаш видит, что к реке спускается отец Катерины. Данило следит за ним. Старик отвязывает лодку и плывет к замку. Бурульбаш подбирается к логову колдуна, но попасть внутрь не может. Тогда Данило залезает на дуб и заглядывает в окно.
Он видит, как тесть входит в комнату и превращается в уродливого старика. Чародей вызывает душу Катерины. Она упрекает отца в убийстве матери.
Колдун требует, чтобы дочь стала его женой. Душа девушки с возмущением отказывается.V
Утром Катерина вновь рассказывает мужу сон, но Данило объясняет ей, что это было на самом деле. Он жалеет, что женился на отродье антихриста. Катерина плачет и упрекает мужа в жестокосердии: ведь она не выбирала родителей. Бурульбаш смягчается и обещает, что никогда ее не бросит. Катерина отказывается от отца и клянется, что не будет иметь с таким ужасным грешником ничего общего.
VI
Колдун сидит в подвале дома Бурульбаша, закованный в цепи. Его схватили за сговор с ляхами, а замок сожгли. Завтра колдуна должны казнить. Выбраться из подвала он не может, поскольку это бывшая келья святого схимника.
Мимо проходит Катерина. Колдун умоляет дочь выслушать его. Он заслужил казнь, но сейчас думает о спасении души. Коварный чернокнижник просит Катерину его выпустить и клянется, что уйдет в монастырь. Катерина верит старику и выпускает его. Только теперь женщина в ужасе осознает, что натворила. Катерина падает без чувств.
VII
Женщина боится, что муж ее убьет, если узнает об освобождении отца. Данило подтверждает эти опасения. Он говорит, что нет такой кары, которая достойна подобного проступка. Но Бурульбаш считает, что колдун сбежал при помощи своих чар. В подвале вместо него находят старый пень в оковах.
VIII
В придорожной корчме пируют ляхи вместе со своим ксендзом. Пьют, играют в карты, сквернословят, пляшут и безобразничают, насмехаются над корчмарем. В пьяных разговорах слышны упоминания о хуторе Бурульбаша и его красавице-жене. Недоброе, судя по всему, задумали эти ляхи.
IX
Бурульбаша одолевают нехорошие предчувствия, словно где-то рядом ходит его смерть. Вбегает казак Стецько и сообщает, что напали ляхи. Долго идет бой, много врагов порубили казаки. Внезапно Бурульбаш видит отца жены, который целится в него из мушкета. Данило бросается к противнику, но падает, сраженный пулей. Колдун скрывается из виду. Катерина горько причитает над телом мужа. Вдали клубится пыль – это спешит на помощь есаул Горобець.
X
Чародей теперь живет в землянке. Он мрачен – много ляхов убито, остальных взяли в плен. Колдун достает горшок с зельем и начинает вызывать душу Катерины. Под действием чар появляется белое облако, а в нем возникает незнакомое лицо. Колдуна охватывает ужас. Он опрокидывает горшок, и тогда видение исчезает.
XI
Катерина с сыном поселяется у есаула. Но и там она не может найти покой. Женщина снова видит сон, в котором колдун грозится убить ребенка, если Катерина не станет его женой. Есаул успокаивает встревоженную мать, он не пустит в свой дом колдуна. На ночь все устраиваются в одной комнате, под дверью спят казаки. Но Катерина просыпается с криком и бежит к колыбели. В ней лежит мертвый ребенок.
XII
В Карпатах появляется огромный всадник, одетый в латы. С пикой и саблей на боку едет он на коне через горы. Но глаза богатыря закрыты, а за его спиной – спящий ребенок. Вот всходит богатырь на самую высокую гору в Карпатах и останавливается на ее вершине. Облака укрывают его от людских глаз.
XIII
Катерина сходит с ума. Свою старую няню она называет ведьмой. Ей кажется, что сын спит, а мужа похоронили живым. Потом женщина принимается танцевать и поет безумные песни.
К есаулу приезжает гость. Он утверждает, что дружил с мужем Катерины, хочет видеть вдову. Ей гость рассказывает о походах с Данилой, и Катерина слушает мужчину вполне разумно. Но когда гость говорит, что Бурульбаш наказал ему жениться на Катерине, если он погибнет, женщина узнает отца. Катерина бросается на него с ножом. Колдуну удается вырвать у дочери оружие, убить ее, а затем скрыться.
XIV
За Киевом случается диво: вдруг стало видно все далеко-далеко до Карпат. А на самой высокой горе появляется рыцарь верхом на коне. Колдун в ужасе узнает лицо, которое он видел во время ворожбы. В панике он мчится к святым местам.
XV
Старик-схимник сидит в своей келье перед лампадкой. Вдруг к нему врывается колдун и умоляет помолиться, но схимник отказывается. В книге, откуда он читает молитвы, буквы налились кровью.
В гневе колдун убивает схимника и бросается прочь. Он намерен ехать в Крым к татарам, но оказывается на пути к Карпатам. Как бы ни старался колдун свернуть в другую сторону, он все дальше продвигается к горам, пока перед ним не появляется рыцарь на вершине.
Богатырь хватает колдуна и бросает того в глубокий провал. Тотчас сбегаются мертвецы и начинают грызть тело чародея. Самый большой мертвец хочет подняться из земли, но не может этого сделать. От его безуспешных попыток сотрясается земля.
XVI
В Глухове бандурист развлекает народ. Он рассказывает о том, как в давние времена жили два брата – Иван и Петро. Все у них было поровну: и горе, и радость. Однажды король объявил, что нужно захватить турецкого пашу. Кто его возьмет в плен, получит большую награду. Разъехались братья попытать счастья в разные стороны.
Вскоре Иван привел пашу и получил награду. Он тут же разделил ее с братом, но Петро затаил на Ивана злобу. Когда родственники проезжали мимо глубокой пропасти, Петро столкнул брата вниз вместе с конем и маленьким сыном, который ехал в его седле. Так он завладел всем богатством.
Бог предложил Ивану назначить своему брату кару. Иван попросил, чтобы никто из потомков Петра не был счастлив. Чтобы жили они величайшими грешниками, а после смерти терпели страшные муки. А когда последний в их роду умрет, Иван низвергнет его в бездну. Предки этого грешника восстанут из могил, а затем будут вечно грызть тело своего родственника.
Бог согласился со страшной местью, но Ивану приказал стоять на горе и смотреть на свою кару. Так и случилось. Вечно стоит на горе рыцарь и смотрит вниз, где мертвецы грызут мертвеца.
- «Страшная месть», анализ повести Гоголя
- «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
- «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
- «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
- «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
- «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
- «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
- «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
- «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
- «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
- «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
- «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя
По произведению: «Страшная месть»
По писателю: Гоголь Николай Васильевич
«Страшная месть», краткое содержание по главам повести Гоголя
Очень краткое содержание для читательского дневника
Во время свадьбы сына есаул Горобець вынес для благословения молодых иконы. Один из гостей вдруг превратился в страшного урода, и люди поняли, что это колдун. Его изгнали со свадьбы с помощью икон.
До этого события к жене названого брата есаула, Данилы Бурульбаша, Катерине, приехал отец, которого она не видела с детства. Он всегда был мрачен, отказывался от многих казацких кушаний и пил тёмную жидкость из своей бутылки. Катерине приснился сон, что колдун, который показался на свадьбе, — её отец.
Как-то Бурульбаш увидел, что тесть отправился в старый замок, стоявший недалеко от его хутора. Забрался пан Данило на дуб, чтобы заглянуть в окна неприступного замка, и увидел, что тесть своим колдовством вызвал душу Катерины. Понял пан Данило, что сны жены были вещими.
Вернувшись на хутор, Бурульбаш нашёл способ посадить колдуна в глубокий подвал, но тому удалось освободиться, уговорив дочь открыть дверь. Колдун исчез, и когда на хутор напали ляхи, пан Данило, сражаясь с ними, приметил среди врагов тестя. Метким выстрелом колдун смертельно ранил Бурульбаша.
Катерине колдун явился во сне и потребовал выйти за него замуж. За отказ он убил её маленького сына. От всех этих потрясений Катерина сошла с ума. Однажды в хутор пришёл гость, в котором она узнала отца-колдуна, кинулась на него с ножом, но тот его вырвал и убил свою дочь.
За Киевом явилась чудное видение: вдруг стали видны Карпаты, а на одной из гор стоял конный рыцарь с закрытыми очами. В ужасе колдун вскочил на своего коня и помчался прочь. Явившись в пещеру схимника, попросил он молиться за его погибшую душу. Схимник увидел, что грехи этого человека слишком велики, и отказался молиться за такого небывалого грешника. В бешенстве убил колдун святого схимника.
Скакал колдун на коне, но все дороги приводили его к Карпатам. Очутился он перед всадником из видения. Схватил всадник колдуна за шею, тот вмиг умер и был сброшен в пропасть.
В конце повести рассказывается, как пел бандурист о давнем деле. Жили два казака, названые братья, Петро да Иван. За поимку турецкого паши король обещал большую награду. Братья, решив поймать пашу, поехали в разные стороны. Иван поймал пашу и, взяв награду, разделил её с другом. Но позавидовал Петро, что Иван получил от короля такую честь, и затаил злобу.
Поехали они на жалованные королём земли. На узкой горной тропе столкнул Петро своего названого брата в пропасть.
На Божьем суде Иван попросил, чтобы всё потомство Петра не знало счастья, чтобы последним в его роду был такой злодей, какого ещё не было на свете и чтобы все предки его в своих гробах испытывали муку от каждого его злодейства. И сам Петро, не в силах подняться из земли, терпел ещё более сильную муку, ибо нет большей муки для человека, «как хотеть отомстить, и не мочь отомстить».
Так всё и свершилось, но и сам Иван, по велению Бога, был лишён Царствия Небесного и должен вечно сидеть на коне и чувствовать, как лежащий под землёй Петро в страшных муках трясёт всю землю.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
I
В Киеве праздновал есаул Горобець свадьбу своего сына. Приехало много гостей, среди них был Данило Бурульбаш с женой Катериной и годовалым сыном. Гости были удивлены, что не приехал на свадьбу отец пани Катерины, который пропадал где-то без вести более 20 лет, а год назад вернулся к дочери, когда она родила сына Ивана.
Старый есаул вынес иконы для благословления молодых и хотел произнести молитву. В это время народ попятился, указывая на одного казака, лицо которого страшно преобразилось, когда есаул поднял иконы. Стал казак страшным горбатым стариком.
Все закричали, что это снова показался колдун. Есаул, выставив против старика иконы, сказал: «Пропади, образ сатаны, тут тебе нет места!» Старик зашипел, по-волчьи щёлкнул зубами и пропал.
Старые люди стали говорить, что будет беда, и рассказывали истории про этого колдуна. Но некоторое время спустя веселье возобновилось, пир продолжался до поздней ночи.
II
Тихой ночью плыл по Днепру чёлн — это возвращался к себе на хутор, что был на другом берегу реки, Бурульбаш с женой и сыном. Два гребца не пели и не разговаривали, их пан задумался, а Катерина качала на руках дитя. Спросил пан Данило жену, почему она печальная. Катерина ответила, что страшно ей от рассказов про колдуна.
Когда чёлн поравнялся с кладбищем на берегу, послышались крики о помощи. Зашатался крест, поднялся из могилы мертвец, простонал, что ему душно и ушёл под землю. Также случилось со второй и третьей могилой. И вдруг всё пропало…
Бурульбаш сказал, что это колдун устрашает, чтобы люди не добрались до его нечистого гнезда. Затем сказал Катерине, что ему кажется, что её отец не хочет жить с ними в ладу — приехал суровый, угрюмый, всегда сердится.
III
Наутро поздно проснулся пан Данило и стал натачивать новую саблю, а Катерина принялась вышивать. Вдруг пришёл её отец и стал сердито спрашивать дочь, почему поздно вернулась домой. Пан Данило сказал, что про это надо не её спрашивать, а его, так как здесь водится, что муж отвечает, а не жена. Слово за слово, разругались пан Данило и тесть и стали биться на саблях. Когда клинки отлетели, взялись за мушкеты. Данило, выстрелив, не попал, а тесть ранил его в руку. Хотел пан Данило взять висевший на стене турецкий пистолет, но жена кинулась ему в ноги и умалила не продолжать битву. Сказала Катерина, что если муж будет убит, бросится она в Днепр, а сын останется сиротой, и никто не защитит его от нечестивых ляхов.
Пан Данило одумался. Помирился с тестем, попросив у него прощения. Тот простил, но не подал руки, и Данило подумал, что не по-казацки он сделал, попросив прощения, будучи ни в чём не виноват.
IV
Наутро проснулась Катерина и рассказала мужу, что снился ей сон, будто её отец — это урод, которого они видели на свадьбе. Во сне говорил он, что будет ей славным мужем. Данило сказал, что он до сих пор не может понять, что за человек её отец, что, наверно, много грехов наделал он на чужбине, поэтому такой хмурый и сердитый.
Когда сели обедать, пан отец отказался от галушек и свинины, ел только капусту да «лемишку с молоком».
Вечером Данило увидел в окно, как блеснул огонёк в старом замке на мысе, затем увидел лодку, а в замке снова что-то блеснуло. Собрался он со своими казаками посмотреть те места, всё ли там спокойно. Увидели казаки, как тесть их пана прошёл к замку, и направились туда. Пан Данило залез на высокий дуб перед засветившимся окошком и увидел, что в комнате светло без свечей, на стенах — чудные знаки. Дверь отворилась, в комнату вошёл отец Катерины, поставил на стол горшок и стал кидать в него травы. Облик тестя стал меняться и превратился он в колдуна, которого видели на свадьбе.
Появилась перед колдуном женщина, как бы вытканная из воздуха, узнал в ней Данило свою жену. Спросил колдун, где теперь её пани. Та ответила, что пани Катерина сейчас спит. Из дельнейшего их разговора Данило понял, что это душа его жены и что колдун хочет сделать так, чтобы Катерина стала его женой.
V
Вернувшись домой, узнал Данило, что Катерине приснилось то же, что он видел наяву в замке. Данило сообщил, что её отец антихрист, и Катерина отреклась от отца.
VI
За то, что хотел продать украинский народ католикам и сжечь христианские церкви, заковали колдуна в цепи и посадили в подвал. Завтра должны были казнить его.
Увидев из окна подвала Катерину, колдун подозвал её и сказал, что если она выпустит его, он покается, уйдёт в пещеры и будет молиться Богу день и ночь. Катерина сказала, что она не сможет расковать цепей, но колдун, оказывается, напустил в глаза казаков туман, и они вместо его рук заковали сухое дерево. Сказал, что и через стены бы прошёл, но здесь этого не может, так как строил их святой схимник. Уверил он Катерину, что покается, открыла она замки, попрощался колдун и исчез.
VII
Когда пан Данило узнал, что колдун сбежал, то подумал, что его выпустил чёрт, так как вместо колдуна осталось закованное в железо бревно.
VIII
В корчме при пограничной дороге пировали уже два дня ляхи, насмехались над православием, называли украинский народ своими холопами. Слышно было, что говорили здесь про хутор пана Данилы и про его красавицу жену. «Не на доброе дело собралась эта шайка!»
IX
Сидел Данило в своей светлице и думал. Сказал он жене, что смерть его близка и чтобы не оставляла она сына, когда его не будет.
Вошёл в хату казак и сообщил, что идёт на хутор войско ляхов. Скомандовал Данило седлать коней, взять оружие и как надо встретить незваных гостей. Несколько часов бились в горах казаки с ляхами, начали враги разбегаться, но тут увидел Данило тестя, стоящего на горе и целящегося в него из мушкета. Погнал Данило коня прямо к нему, но грянул выстрел, колдун исчез за горой, а пан Данило свалился с коня, и вылетела его душа из тела.
Горевала Катерина по мужу, плакала, убивалась, а из Киева на помощь скакал есаул Горобець.
X
Лодка плыла по Днепру и причалила к берегу. Вышел из неё огорчённый разгромом ляхов колдун. Спустился в свою землянку, стал там в горшок бросать травы, творить заклинании. Появилось посреди хаты белое облако, в котором светилось чудное лицо и смотрело на колдуна неподвижными очами. Ужас обуял колдуна, вскрикнул он, опрокинул горшок, и видение пропало.
XI
Катерина была уже 10 дней в Киеве в семье старого есаула, но и здесь нет ей покоя от колдуна. Видела она во сне, что он угрожал зарубить её дитя, если не выйдет за него замуж. Успокаивали Катерину и Горобець, и сын его, и молодая жена сына, но она была неутешна, что сама выпустила колдуна.
Договорились ночевать все вместе, уснули все, и вдруг Катерина, проснувшись, увидела, что сын её зарезан. Все словно окаменели от неслыханного злодейства.
XII
Вдали от Украинского края, за Польшей стоят большие горы. Там под ними, над озёрами едет ночью на огромном вороном коне богатырь громадного роста. Очи его закрыты — он спит, а сзади держится за богатыря спящий младенец.
Много ночей ехал сонный богатырь по горам. Приехал на самую высокую гору, остановился конь, а всадник заснул ещё крепче, и его не стало видно из-за туч.
XIII
От горя Катерина стала безумной, танцевала, пела, но все песни у неё перемешивались. Уединилась бедная пани в своём хуторе и чуралась людей. По ночам бегала с ножом по лесу, искала своего отца.
Однажды утром приехал гость, узнал о смерти хозяина хутора и, заплакав, рассказал, что он его боевой друг. Пани Катерина не спускала с него очей и слушала, как разумная. Гость рассказал, что пан Данило однажды попросил его, если погибнет, взять к себе Катерину и жениться на ней. Тут пани посмотрела на него и, вскричав, что это отец, кинулась с ножом на гостя. Тот вырвал нож и убил свою безумную дочь. Хотели казаки поймать его, но колдун вскочил на коня и умчался.
XIV
Показалось за Киевом чудо: вдруг стало видно вдали Чёрное море, Крым, а в другой стороне — землю Галичскую, Карпатские горы, а на высокой горе стоял конный рыцарь с закрытыми очами.
Колдун, увидев это чудо, перепугался, так как узнал лицо рыцаря, явившееся ему во время ворожбы. Вскочил колдун на коня и помчался домой, чтобы узнать у нечистой силы, что такое диво значит. Вдруг конь остановился, повернул к колдуну морду и рассмеялся. В ужасе погнал колдун коня обратно к Киеву, к святым местам.
XV
В пещере перед лампадкой сидел схимник, который уже много лет затворился от мира. Вдруг вбежал в пещеру человек страшного вида и отчаянно закричал, чтобы схимник молился о погибшей душе. Тот перекрестился, раскрыл святую книгу и, ужаснувшись, вымолвил, что не может молиться за такого грешника, какого ещё не бывало в мире. На это ему указали святые буквы, налившиеся кровью. Колдун в бешенстве кинулся к схимнику и убил его.
Вскочил колдун на коня и направился в Крым к татарам, сам не зная для чего. Но по дороге заблудился, и как будто кто-то привёл его в Карпатские горы. На высокой вершине увидел колдун всадника, который открыв очи и увидев колдуна, засмеялся.
Ухватил этот рыцарь колдуна, поднял в воздух, и тут умер колдун. Уже мёртвый открыл он глаза и увидел мертвецов, схожих с ним лицом, которые поднялись от Киева, земли Галичской и Карпата. Встали они вокруг рыцаря, а тот засмеялся и кинул колдуна в пропасть. Мертвецы кинулись туда же, подхватили его и вонзили в него зубы. Один из них, всех выше и страшнее, не смог подняться из земли, так как вырос в земле неимоверно. Только немного смог он подвинуться, и от этого пошло по всей земле трясение, много опрокинулось хат, много народу погибло.
Часто по Карпату слышен свист, это в пропасти «мертвецы грызут мертвеца». Нередко тряслась по всему миру земля. Грамотные люди толкуют, что это оттого, что из горы близ моря «выхватывается пламя и текут горящие реки». Но старики, что живут в Галичской земле в Венгрии утверждают, что трясение бывает, когда выросший в земле мертвец хочет подняться и трясёт землю.
XVI
В городе Глухове возле слепого старца собрался народ и слушал, как он играл на бандуре, пел чудные песни. Пел он про прежнюю гетманщину, когда казачество было в славе, а затем сказал, что споёт «про одно давнее дело», и запел про историю двух казаков Ивана да Петра. Жили они как братья и договорились всё делить пополам: веселье, горе, добычу. Воевали они за короля Степана Седмиградского.
Раз объявил король Степан, что за поимку турецкого паши даёт столько жалования смельчаку, сколько даёт целому войску. Решили названые братья поймать пашу и разъехались в разные стороны.
Взять в плен пашу удалось Ивану, привёл он пленника к королю. Похвалил тот казака и велел выдать ему обещанное жалование. В тот же день Иван разделил награду пополам между собой и Петром. Тот взял, но позавидовал, что Иван удостоился такой чести у короля, и затаил в душе месть.
Поехали оба казака за Карпат, на землю, которую пожаловал король. Иван посадил своего сына на коня и привязал его к себе. На узкой дороге Петро толкнул задремавшего названого брата в пропасть.
Ухватился Иван за сук, а конь полетел на дно провала. Стал казак с сыном за плечами карабкаться вверх, поднял глаза и увидел, что Петро наставил на него пику, чтобы столкнуть. Попросил Иван помиловать хотя бы безвинного младенца, но Петро засмеялся, толкнул их в пропасть. Всё добро забрал себе он и стал очень богат.
Когда умер Петро, призвал души обоих братьев Бог на суд. Сказал он, чтобы Иван сам выбрал казнь своему брату. После долгого раздумья Иван сказал, что этот человек предал его и лишил потомства.
Попросил он Бога, чтобы всё потомство этого грешника не было счастливо и чтобы последний в его роду был такой лютый злодей, какого ещё не было. Чтобы от каждого его дела предки его поднимались из могил, терпя муку. А Петро чтобы не мог подняться и терпел ещё большую муку.
Попросил Иван Бога, чтобы, когда придёт время для расплаты за злодейства последнему из рода Петра, поднял Бог Ивана на коне на высокую вершину. Чтобы пришёл к нему злодей и Иван сбросит его в провал, а все его мёртвые предки пришли бы его грызть за те муки, которые они из-за него терпели. А Петро чтобы не мог подняться из земли, дабы мстить злодею, и кости его разрастались бы всё больше. Эта мука будет самая страшная, так как «нет большей муки, как хотеть отомстить, и не мочь отомстить».
Ответил Бог, что страшна казнь, выдуманная Иваном, но всё же пусть будет так. Сказал Бог также, что и Ивану не будет Царствия Небесного, будет он вечно сидеть на своём коне на вершине горы.
Всё так и сбылось: и поныне на Карпате стоит дивный конный рыцарь и смотрит, как в провале «грызут мертвецы мертвеца» и чувствует, как лежащий в земле Петро растёт и страшно сотрясает всю землю.
Когда бандурист закончил свою песню про Ивана и Петра и стал петь весёлые присказки, многие люди, слушавшие песню, долго ещё стояли, «потупив головы, раздумывая о страшном, в старину случившемся деле».
Короткий пересказ «Страшная месть» Гоголя
«Страшная месть» Гоголь краткое содержание:
Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.
Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов.
Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.
После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все.
Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.
Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун.
В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.
Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.
За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» — и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике.
Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.
Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе.
После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.
Записки из подполья, часть 2, глава 1
Записки из подполья, часть 2, глава 1 | ШмупМагазин не будет работать корректно в случае, если куки отключены.
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.
Федор Достоевский
Предыдущий СледующийЧасть 2, Глава 1
- (К Части II есть эпиграф. Если хотите, прочтите «Что случилось с эпиграфом?» Шмупа. В двух словах, речь идет о мужчине, спасающем женщину от разврата.)
- Человек из подполья начинает свою историю. Когда это произошло, ему было двадцать четыре года, и даже тогда он был таким же угрюмым и одиноким, как и сейчас.
- (Помните, вначале он сказал нам, что находится под землей двадцать лет, то есть с двадцатилетнего возраста. Как мы обсуждаем в «Символах, образах и аллегориях», подземная лачуга метафорична, поэтому Подземный Человек мог бы быть в мире, работая на своей работе, и все еще быть «в подполье».)
- Все в офисе его ненавидели, говорит он, но сами эти люди были презренными.
- Он продолжает описывать, почему они были презренными (а именно потому, что они были уродливы и грязны). Более того, они даже не осознавали того факта, что они отвратительны.
- Теперь он понимает, говорит он, что его собственная ненависть к себе заставила его думать, что другие люди тоже должны ненавидеть свою внешность.
- Он даже не возражал бы против того, чтобы быть уродливым, объясняет он, если бы его лицо выглядело возвышенным и умным. Но нет, он даже не выглядел умным. Он просто выглядел глупо.
- И хотя он ненавидел всех других клерков в своем офисе, он также боялся их, настолько, что ему было трудно смотреть кому-либо в глаза.
- Это особенно беспокоило его, потому что он боялся, что это выставит его смешным. У него хронический страх показаться смешным.
- Он также боится быть эксцентричным.
- По сути, говорит он, он воображал себя «трусом и рабом». И теперь, оглядываясь назад, он может смело сказать, что он не только думал что он был трусом и рабом, он действительно им был.
- Почему? Потому что каждый порядочный человек должен быть и трусом, и рабом. Не только сейчас, в этот день и век, но всегда. Даже если порядочный человек храбр в одном месте, в другом он окажется трусом.
- Он вспоминает еще одну мысль о себе двадцатичетырехлетнем возрасте: что не было никого похожего на него и что он был совершенно один.
- Говоря сейчас, он принимает это чувство как доказательство того, что он определенно был подростком. (Другими словами, он больше не согласен с этим утверждением).
- Он вспоминает, как его поведение проходило через фазы, когда он был моложе. Какое-то время он ко всему относился скептически и безразлично, а потом злился на себя за излишний романтизм. (Романтичен в смысле романтизма 19 века, а не в смысле сердец и горлиц. Романтизм сложен и включает в себя МНОГО, так что это далеко не полное определение, но пока, когда Подпольщик корит себя за будучи «романтиком», думайте о нем как о человеке, ненавидящем себя за то, что он королева драмы. Когда он «чрезмерно романтичен», он чрезмерно эмоционален, полон грандиозных и возвышенных чувств, граничащих с иррациональностью.)
- Но, как мы уже говорили, он прошел через фазы. Поэтому иногда он был циничным, а иногда заходил так далеко, что действительно пытался подружиться с людьми.
- А теперь он хотел бы сделать отступление, что не так уж и удивительно. На этот раз он хочет больше поговорить о романтизме.
- «У нас, русских, — говорит Подпольщик, — никогда не было этих глупых романтических представлений. По его словам, это больше территория немцев или, того хуже, французов. Он говорит, что французские романтики настолько увлечены своими грандиозными эмоциями и возвышенными чувствами, что даже не заметят, если их обрушит землетрясение.
- (Примечание к историческому контексту: человек из подполья, вероятно, имеет в виду Французскую революцию, которая произошла примерно в последние десять лет 18 века. Революция коренилась в романтических идеалах — в «высоких чувствах» свободы и равенства. Он насмехается над этим и говорит о романтиках как об обладающих «трансцендентной» натурой, что означает, что они озабочены духовным, а не физическим.)
- По словам Подпольщика, французы дураки. В России же, по его мнению, дураков нет.
- У русских, говорит он, нет такой породы витающих в облаках, «трансцендентных» натур, как у немцев или французов — русские гораздо практичнее.
- Тогда это становится немного грязным, так что просто потерпите нас. Существует распространенное заблуждение, говорит Подпольщик, что русские романтики такие же, как эти французы. Как это произошло?
- Ну, люди смотрели на русскую литературу и видели определенных персонажей, которые были деловитыми, расчетливыми, деловыми, практичными людьми. Критики считали этих персонажей русским идеалом.
- Потом оклеветали русских романтиков как противоположных этих идеалов – непрактичных, безосновательных, идеалистичных и сентиментальных, как и французские романтики.
- По словам Подземного Человека, это было неправильно. Не стоило так клеветать на русских романтиков, потому что они на самом деле сильно отличаются от французских романтиков.
- Хорошо, но чем они отличаются?
- Хороший вопрос. Вот ответ Подпольщика: русские романтики умеют все видеть и понимать, и видеть яснее, чем практичные люди. Кроме того, они отказываются принимать кого-либо, но ничего не ненавидят. Они понимают использование практичного предмета, но могут также оценить «возвышенное и прекрасное». И они всегда разумны.
- Но хватит об этом, говорит он, давай поговорим о моей юности. Подпольщик презирал свою работу (в качестве государственного служащего, помните?), но он никогда не «злоупотреблял» своей работой. Романтик, говорит он, никогда не стал бы злоупотреблять своей работой, если бы не собирался заняться другой карьерой.
- Затем он шутит о том, что романтик никогда не сойдет с ума, будучи «королем Испании» — это всего лишь отсылка к рассказу Николая Гоголя «Дневник сумасшедшего», в котором герой — тоже госслужащий — сходит с ума и возомнил себя королем Испании.
- Что примечательно в романтиках, говорит он, так это то, что у них много разных сторон, знаете ли, как у шизофреников. Вот почему, говорит он, романтик может быть возвышенным в душе, верным своим идеалам, и при этом оставаться мошенником.
- А теперь он закончил свое отступление о романтизме. Вернемся к его памяти, которая как-то связана со снегом.
- Как вы помните, Подпольщик много рассказывал о фазах, через которые он проходил: либо пытался дружить с людьми, либо цинично отстранялся. В любом случае, он всегда был один.
- Значит, он читал книги.
- К сожалению, читать ему было скучно. Он обнаружил, что ничто внешнее — ни его книги, ни что-либо еще в мире — не вызывает его уважения и не может заинтересовать его. Поэтому вместо этого он взялся за «порок».
- Хм, мы думаем, что это за порок, о котором вы говорите?
- Он не говорит точно. Он только говорит, что это стыдно, и делает это один, робко, ночью.
- Он также посещал грязные, постыдные места, постоянно надеясь, что его никто не увидит.
- Однажды, рассказывает он, он видел, как двое мужчин играли в бильярд в таверне, пока один не выбросил другого в окно. Это заставило его ревновать — ему бы очень хотелось, чтобы его выбросили из окна! Он вошел в указанную таверну в надежде, что его тоже выкинут. (Величайшее слово на свете. Оно просто означает «выброшенный из окна».)
- К сожалению, эта великая мечта так и не осуществилась. Вместо этого Человек из Подполья просто неловко стоял на пути к бильярдному столу, пока какой-то мужчина не взял его за плечи и не убрал с дороги.
- Это действительно задело Подземного Человека. Он был бы в порядке, если бы, скажем, парень ударил его по лицу или, возможно, задушил в стиле Гомера и Барта-Симпсона, но это было просто неприемлемо, главным образом потому, что парень переместил его , не заметив его .
- Он предпочел бы настоящую драку, говорит он, хотя физически этот парень был Сильвестром Сталлоне, а не Наполеоном Динамитом из Подполья.
- Но Подпольщику хочется пояснить, что, хотя этот парень и мог бы его растерзать, он не улизнул из трусости. У него было физическое мужество, говорит он, но не моральное мужество.
- К счастью, он объясняет, о чем говорит. Он не боялся быть растерзанным, но боялся, что, когда он заговорит с необразованными массами в своих величественных, литературных терминах, они его не поймут, посмеются над ним, и тогда он оттолкнет.
- Хорошо, но зачем ему с самого начала использовать какой-то высокопарный язык?
- Потому что, объясняет он, это единственный способ говорить о деле чести.
- Так вот почему он не начал драку с этим человеком.
- И на этом все закончилось.
- Нет, подождите, это еще не конец. Как оказалось, подземный человек умеет затаить обиду. Несколько дней? Недели? лет. Тот же самый человек из бильярдной (кстати, офицер) видел его по городу, гуляющим по улицам и т. д. И просто затаил свою обиду и дал ей нарастать и нарастать. (В этот момент вы должны вернуться к обсуждению «человек против мыши», дать пощечину обсуждению из части I и просмотреть его.)
- Итак, Человек из Подполья пытался выплеснуть свой гнев на все. Он даже написал небольшой рассказ обо всем этом фиаско и отправил его в литературный журнал, который тут же его отверг. Кроме того, это «сильно раздражало» Подпольщика.
- В конце концов он решил, что лучше всего будет просто сразиться с этим парнем. (Урок исторического контекста: если вы достаточно читали русскую литературу, вы обнаружите, что споры между мужчинами часто разрешались тем, что они отходили на несколько шагов, поворачивались и стреляли друг в друга. В России Достоевского дуэли уже не были суперраспространением. , но они также не были чем-то неслыханным.) Итак, Подпольный Человек написал офицеру письмо, в котором, по сути, говорилось: «Эй! Давай на дуэль!» кроме действительно причудливых, академических терминов. На самом деле, говорит он, письмо было так возвышенно и красиво, что, прочитай его офицер, он, вероятно, стал бы умолять о дружбе с его автором.
- Но тут Подпольщик понял, что с момента инцидента в бильярдной прошло два года, так что отправлять такое письмо было действительно поздно. Так много для этого.
- И затем решение пришло к нему во вспышке озарения: врезаться в человека . Великолепно!
- Эээ… может быть, нам следует изучить это немного подробнее. Подпольщик объясняет, что он гулял по Невскому проспекту («проспект» = «проспект»; это большая центральная улица города в Петербурге).
- Конечно, под «ходить» он имеет в виду «извиваться». Он имел обыкновение «извиваться» между другими пешеходами, постоянно униженный тем, что у него такой низкий жизненный статус, что ему приходилось отходить в сторону для других, особенно для тех, кто лучше одет, чем он.
- Так… почему он продолжал ходить по Невскому?
- Он не знает. Хотя это определенно была пытка.
- Итак, пока он все это гулял, Подпольщик наблюдал за офицером с бильярдного инцидента, которого он часто видит на Невском. Офицер отступает перед теми, кто выше его, — как генералы, — но он пашет прямо над меньшими фигурами, такими как Подпольщик.
- Человек из подполья ненавидит то, что он всегда первым отходит в сторону. Так что его большой план мести состоит в том, чтобы устоять на месте и столкнуться с офицером.
- Но сначала он решает, что ему нужно выглядеть богатым, чтобы все, кто смотрит это событие, думали, что он на равных с офицером.
- Итак, он надевает очень красивую рубашку и готовится к работе. К сожалению, он решает, что у него проблемы с пальто. Воротник из енота, выглядит недорого. Он решает продать ошейник из енота и потратить деньги на покупку более дорогого ошейника из бобра. Чтобы компенсировать разницу наличными, он берет взаймы у своего «непосредственного начальника» по работе, парня по имени Антон Антоныч Светочкин.
- Единственная проблема заключается в том, что Человек из Подполья считает акт заимствования довольно постыдным, поэтому он доводит себя до нервного срыва. Тем не менее, в конце концов он просит денег, и Антон дает их взаймы.
- Тогда Подземный Человек решает, что его важный момент на Невском должен быть очень тщательно спланирован; он не может сделать это наугад. Что создает для еще одну проблему : он так теряется в интригах и планировании каждый раз, когда идет по улице, что постоянно проходит мимо офицера и забывает на самом деле столкнуться с ним. Упс.
- И вот однажды ночью на Невском… он это делает. Он врезается плечом прямо в офицера.
- Офицер, который проходит мимо, не реагируя, явно делает вид, что не замечает правонарушения. (По крайней мере, в этом уверен Подпольщик.)
- Кроме того, Подпольщику приходится тяжелее всего (вероятно, потому, что он снова Наполеон Динамит для офицера Сильвестра Сталлоне).
- Затем он сообщает нам, что офицер был перемещен; Подземный человек не видел его четырнадцать лет. Он заканчивает главу, задаваясь вопросом: «Что сейчас делает этот милый парень? Кого он переступает?»
Подробнее о «Записках из подполья» Навигация
Это продукт премиум-класса
Разблокировать эти функции
Устали от рекламы?
Присоединяйтесь сегодня и никогда больше их не увидите.
Начало работы
Пожалуйста, подождите…
мертвых душ Последние исследовательские работы
ВСЕГО ДОКУМЕНТОВ
142
(ПЯТЬ ЛЕТ 59)
H-ИНДЕКС
4
2
1 (ПЯТЬ ЛЕТ
)
Глава пятая Тексты Гоголя как палимпсест: Тарас Бульба и мертвые души
Мертвые души
Рус Девриминьде Гоголь
Бердяев Н.А. ◽
Несрин Атасой
Другой ◽
Запад ◽
Другая рука ◽
Мертвые души ◽
Мать-Земля ◽
Дьявол
Гоголь — самый загадочный из всех русских писателей, и еще мало сделано для его признания. Он загадочнее Достоевского, который идет на многое, чтобы выявить все противоречия и все бездны своей души. В его душе и в его произведениях видно, как дьявол борется с Богом. Гоголь же хранит в себе неразгаданную тайну и уносит его в могилу. В этом есть что-то действительно страшное. Гоголь — единственный русский писатель, обладающий чувством волшебства, он художественно передает действие темных, злых магических сил. Он, вероятно, получает это с Запада, из католической Польши. «Ужасная месть» была написана с таким заклинанием. То же самое заклинание более неявно встречается в Dead Souls и Inspector. Гоголь чувствует себя плохо очень сильно. Он не находит утешения, которое Достоевский находил в образе Зосимы и в прикосновении матери-земли. У него нет этих липких листьев, никуда ему не деться от окружающих его злых ртов. Русские критики старой закалки с трудом чувствуют жуткую природу гоголевского искусства.
Символология мертвых душ как дискурсивная конструкция памяти у Гоголя и Барнса
Елена Боллинджер
Дискурсивная конструкция ◽
Мертвые души
Пространства истории и памяти: работы по антиправой кампании
Елена Поллакки
Полная длина ◽
Закрыть чтение ◽
Историческая несправедливость ◽
История и память ◽
Художественный фильм ◽
Центральный концерн ◽
Мертвые души ◽
зрелая работа
В этой главе история рассматривается как центральная тема творчества Ван Бина. кинопроизводство. Он имеет дело с пространствами истории и памяти, в частности, в отношение к антиправой кампании 1957–1959 гг. Это подчеркивает заинтересованность в выявлении пробелов и противоречий, заложенных в государственном повествования разных эпох. Внимательное прочтение единственного полнометражного фильма Ванга. художественный фильм «Ров» (2010) и его сравнительное прочтение с «Сало» Пьера Паоло Пазолини (1975) приведены в первом разделе главы. Второй раздел посвящен зрелой работе Ванга «Мертвые души» (2018). наглядный архив свидетелей похода и как способ засвидетельствовать исторической несправедливости, напоминая также «Шоа» Клода Ланцмана (1985).
«Мертвые души» в деятельности акционерного общества: правовая природа и правовые последствия
Эльмира Байбекова ◽
Даниил Иванов
Личные данные ◽
Акционерное общество ◽
Акционерное Общество ◽
Научное познание ◽
Преимущества и недостатки ◽
Правовая природа ◽
Мертвые души ◽
Правовые последствия
Введение: в статье авторы освещают проблемы наличия «мертвых душ» или «потерянных» акционеров в акционерном обществе. Анализируются пути их решения. Цель — рассмотреть преимущества и недостатки «мертвых душ» в акционерном обществе. Ставится вопрос о необходимости модернизации законодательства для решения данной проблемы. Используя методы научного познания, авторы проанализировали правовую сущность и правовые последствия наличия «мертвых душ» (умерших акционеров) в деятельности акционерных обществ с целью выявления направлений совершенствования законодательства в сфере регулирование «мертвых душ» в акционерном обществе. Результаты: в настоящее время у акционерных обществ возникают сложности с отсутствующими в реестре участниками, именуемыми «мертвыми душами». Это может нанести существенные убытки акционерному обществу и негативно сказаться на продолжении его деятельности. Выводы: большинство акционерных обществ, ранее исполнявших обязанности по ведению собственного реестра, теперь не имеют возможности контролировать персональные данные акционеров и их участников. В результате в этой стране у большинства акционерных обществ возникают трудности с наличием общего кворума на общих собраниях акционеров (50% + 1 акция).
Старый сад
Смирнов А.Е.
Символическое значение ◽
Мастер-ремесленник ◽
Мертвые души ◽
Опавшие листья ◽
Деревня
Очерк Смирнова посвящен эпизоду из гоголевских «Мертвых душ»; скорее пейзаж, чем эпизод. Пейзаж, по Гоголю, не копия природы, а творение художника. Пейзаж должен создаваться, а не копироваться с натуры: роль мастера состоит не в том, чтобы провести зрителя по подстриженным боскетам французского регулярного сада, неудивительных и сразу узнаваемых, а в том, чтобы заманить его в чащу своего воображения. . Вот с таким плодом воображения мы сталкиваемся в случае с запущенным, непослушным и заросшим садом в имении помещика Плюшкина. Автор подробно, почти дословно рассматривает гоголевское описание сада, раскрывая скрытый символический смысл противопоставления безобразной в запущенности деревне помещичьему саду, столь же запущенному, но тем не менее прекрасному. То, что представляет собой груды мусора на деревенских улицах, превращается в красивые опавшие листья на садовых дорожках; автор предполагает, что Гоголь использовал это противопоставление для того, чтобы дать природе «поправить» садовника, т. е. е. удалить некомпетентные человеческие изменения и раскрыть себя во всей красе.
Мертвые души Гоголя.
Генри Гиффорд
Мертвые души
«Мертвые души» Гоголя в художественной интерпретации Михаила Булгакова
Колмакова Оксана Александровна ◽
Литературная интерпретация ◽
Михаил Булгаков ◽
Мертвые души
Очерк П. Мериме «Николай Гоголь»
Т.Ю. Боярская
Сравнительный анализ ◽
19Века ◽
Николай Гоголь ◽
Главный инспектор ◽
французский писатель ◽
Говорящий по-французки ◽
Мертвые души ◽
Жанровые предпочтения ◽
Первый раз
В статье рассматривается эссе Мериме «Николай Гоголь», в котором автор представил русского писателя как подражателя европейским образцам, сатирика, акцентировавшего внимание на изображении пороков русской жизни, писателя, пренебрегающего правдоподобием общей композиции. Автор данной статьи показывает, что столь поверхностный и предвзятый подход к гоголевским текстам вызывал негодование российских журналистов как в 19столицах ХХ века и продолжает подвергаться критике со стороны русских и французских литературоведов. В статье представлены результаты сравнительного анализа очерка «Николай Гоголь» с рецензиями франкоязычных журналистов, писавших об авторе «Ревизора» и «Мертвых душ» в парижских журналах 1840-х гг. Ставится вопрос о том, что мотивы, побудившие Мериме обратиться к творчеству Гоголя, и причины предвзятого отношения к его творчеству до сих пор не раскрыты. Новизна исследования видится в том, что эссе Мериме впервые рассматривается как комментарий к устойчивой эстетической позиции французского писателя, диссонирующей с поэтикой романтизма и реализма. Автор останавливается на изучении ряда художественных приемов произведений Мериме 1820—1840-х годов и его жанровых предпочтениях в 1850-е годы.
Николай Гоголь в немом кино
Мария Олеговна Булавина
Адаптации фильмов ◽
Закрыть соединение ◽
Техническое оборудование ◽
Николай Гоголь ◽
немые фильмы ◽
Мертвые души ◽
Новый облик
Статья посвящена проблеме интерпретации произведений Николая Гоголя на русском экране.