«Преступление и наказание»: краткое содержание и анализ
Фото: UGCСреди работ выдающегося русского писателя Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», краткое содержание которого можно прочесть дальше в статье, является его наиболее известным произведением. Благодаря задумке, основной мысли и раскрытию проблем того времени роман попал в золотой фонд мировой литературы. Давайте более детально разберемся в сюжете легендарного произведения Достоевского и проанализируем его.
«Преступление и наказание»: краткое содержание
Для тех, у кого нет времени читать роман великого писателя в полном объеме, мы подготовили сжатую версию. Она позволит окунуться в историю, происходящую в XIX веке, узнать характеры героев и окончание произведения.
Поможем, если в строку поиска Google вводите слова —сюжет «Преступление и наказание». Повествование романа начинается летом 1860 года в Петербурге. Главный герой произведения, которого зовут Родион Романович Раскольников, относит в залог местной ростовщице Алене Ивановне последнюю ценную вещь, имеющуюся у него в жизни.
Возвращаясь домой, парень решает заглянуть в не совсем элитное пивное заведение. Там по стечению обстоятельств знакомится с Семеном Мармеладовым — бывшим чиновником, который любит выпить. Во время беседы он рассказывает Раскольникову, как из-за тяжелого положения его жена Катерина Ивановна отправила дочь от первого брака Соню на панель, чтобы заработать хоть какие-то деньги на проживание.
Краткое содержание «Преступление и наказание» продолжается такими событиями:
- Утром следующего дня главный герой получает письмо, отправителем которого является матушка, проживающая в провинции. В нем говорится, что меньшую сестру Дуню оклеветало семейство помещика Свидригайлова. Мужчина ее домогался, и теперь девушка вынуждена покинуть место работы.
- На помощь пришел Петр Лужин, который был надворным советником. Он предложил Дуне выйти за него замуж, но не по любви, а из расчета.
- Теперь они втроем приедут в Петербург.
- Мать надеется, что будущий супруг младшей дочери поможет ее сыну окончить университет.
Раскольников предается размышлениям о трагических жертвах Дуни и Сони ради семьи, что впоследствии приводит его к намерению убить процентщицу. Это, как считает главный герой, поможет избавить множество девушек и парней от напрасных терзаний.
Далее в романе «Преступление и наказание», краткое содержание по главам которого разобрано в наиболее доступной форме, Раскольников, преодолев все сомнения, убивает старушку-процентщицу топором. Вместе с ней погибает и ее сестра Лизавета, что неожиданно пришла домой.
Раскольникову удается уйти незамеченным, а награбленное он сбрасывает в случайно подвернувшемся месте. Спустя какое-то время отчужденный герой-убийца узнает, что в смерти старухи обвиняют маляра Миколку — обычного парня из деревни.
По приезду Лужин, жених Дуни, остается поражен убожеством комнатушки главного героя. Они ссорятся. Гуляя по улицам Петербурга, отчужденный от мира и общества студент практически решается на добровольное признание, как внезапно замечает раздавленного упряжкой лошадей человека. Им оказывается тот самый спившийся чиновник Мармеладов. Раскольников тратит последние деньги на помощь ему.
Искалеченного Мармеладова отправляют домой, а Родион впервые встречается с женой чиновника и дочерью. Вернувшись в каморку, Раскольников встречается с матерью и сестрой, но прогоняет их. Теперь он мечтает сблизиться с Соней, в которой видит близкого человека. Заботится о родных Раскольникова его хороший приятель Разумихин, который практически с первого взгляда влюбился в Дуню.
Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGCРаскольников встречается с Порфирием Петровичем — следователем. Мужчина занимается делом об убийстве двух старушек. Родион надеется узнать, что случилось с украденными вещами, и рассеять подозрения некоторых людей.
Порфирий Петрович упоминает о недавно вышедшей в газете статье Раскольникова под названием «О преступлении». Во время беседы проницательный следователь разгадывает в Раскольникове идеологического преступника, но прямых доказательств против Родиона он не имеет.
Далее пересказывая «Преступление и наказание», кратко расскажем о терзаниях главного героя. Он понимает, что был не прав: он не тот, кем себя считал. Теперь его благие мотивы кажутся ему неправильными. В Петербург приезжает Свидригайлов, который знакомится с главным героем и говорит о том, что они весьма похожи характерами. В это время Лужина уличают в клевете на Родиона и Соню. Мужчину изгоняют с позором. Теперь Лужин ищет способы опозорить юношу.
Родион, терзаемый и угнетенный, встречается с Соней. Он хочет найти спасение от одиночества. Девушка читает парню строки из Библии. Раскольников из чувства страха и намерения раскрыть свою тайну снова встречается со следователем. Отвлеченный и простой разговор о психологических тонкостях в поведении преступников доводит студента до нервного срыва. Он практически рассказывает о своем грехе Порфирию, но его спасает внезапное признание в убийстве того самого обвиняемого Миколки.
Читайте также: «Собачье сердце»: краткое содержание повести по главам
Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGCСемейство Мармеладовых устроило поминки, где вдова бывшего чиновника оскорбляет владелицу квартиры. Из-за этого хозяйка велит всем незамедлительно съехать. Далее по сюжету романа «Преступление и наказание» Раскольников и Соня уединяются в ее квартире, где он сообщает ей, что убил старуху-процентщицу и ее сестру. Девушка жалеет юношу и советует ему признаться во всем. Однако он не соглашается с Мармеладовой и намеревается еще побороться за себя.
Свидригайлов застрелился после разговора с Дуней, которая говорит ему о том, что ненавидит его. Зажатый со всех сторон Раскольников прощается с близкими перед посещением полицейского участка. Он до сих пор придерживается собственной теории и презирает себя. Главный герой приходит в участок, где узнает о смерти Свидригайлова и признается в содеянном.
В поисках ответа — Достоевский «Преступление и наказание» (кратко) — узнайте, чем заканчивается произведение:
- Юношу отправляют в ссылку в Сибирь.
- Мать Раскольникова умирает, Дуня выходит замуж за Разумихина, а Соня селится неподалеку от Родиона и временами наведывается к нему.
- Девушка с достоинством выдерживает мрачный настрой и равнодушие с его стороны.
- Раскольников продолжает ощущаться себя отчужденным и ненужным даже на каторге.
Попав в госпиталь, герой видит сон, после которого понимает, что гордость ума приводит только к гибели, а смирение — к любви и успокоению. В душе Раскольникова просыпается всеобъемлющая любовь к Соне.
«Преступление и наказание»: анализ произведения
Вот что необходимо знать о романе Достоевского:
«Преступление и наказание»: история создания, идея
«Преступление и наказание» Достоевский решил написать во время пребывания на каторге, где ему приходилось находиться рядом с политическими преступниками, опасными убийцами и хитрыми ворами. Проводя анализ их поступков, автор заметил, что в большей части совершенных бед преобладало безнадежное отчаяние.
Фото: pixabay.com: UGCИзначально Федор Михайлович хотел описать своеобразную исповедь от лица Раскольникова, но во время создания произведения стал понимать, что не может остановиться только на переживаниях одного героя. Роман нуждался в большем погружении читателя в судьбы персонажей. Когда первую версию произведения раскритиковали, Достоевский уничтожил почти законченное произведение. Позже он написал его заново в том виде, в котором его сейчас знают все.
Роман «Преступление и наказание», читать который нужно максимально вдумчиво, Достоевский писал около года. Роман впервые был напечатан в «Русском вестнике» в 1866 году. После выхода комментарии по поводу произведения были смешанными. Некоторым роман пришелся по душе, а другие отказывались воспринимать его.
«Преступление и наказание»: тема и идея
Роман «Преступление и наказание» имеет такую главную тему — угнетенность общественного настроения, его ужасающая нищета и отсутствие интереса к проблемам других людей. Автор делает акцент на теме заблуждения личности и вынужденного мятежа из-за удушающей бедности, существования социально неравных классов и тотальной безысходности.
Даже в XXI веке проблема неправильных человеческих убеждений считается актуальной. Задумка Раскольникова об одобрении преступления ради добрых намерений имеет роковые последствия. Такое мышление является источником произвола как в семьях, так и в рамках всего общества, а также становится причиной насилия и запугиваний.
Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGCФедор Михайлович Достоевский пытался донести людям свое мнение о жизни истинного христианина, заповедях, которых следовало бы придерживаться. Например, жить честно, не быть гордыми, отказаться от похоти и эгоизма.
Автор пытается сказать, что человеку следует существовать ради счастья близких, нужно быть добрым, уметь жертвовать и помогать. Поэтому в завершении романа Раскольников возвращается к Богу и вере, чтобы спасти истерзанную душу и обрести долгожданное успокоение.
Роман «Преступление и наказание»: структура
Структура произведения достаточно простая: состоит из 6 частей, в каждой по 6–7 глав. Рассказ разделен на два повествования:
- Описание терзаний главного персонажа, его рассуждения и само преступление.
- Рассказ о наказании и чистосердечном признании Родиона.
Интересной особенностью произведения считается непоследовательность автора при описании хронологии поступков главного героя. Таким приемом Достоевский пытался выделить неустойчивость характера Раскольникова и его одиночество. Важными элементами, которые дополняют атмосферу беспомощности, стали мокрые и грязные петербургские улицы. Автор уделяет им особенно много внимания.
В эпилоге Достоевский выделил, что существует вероятность исцеления главного героя при обращении к вере и раскаянию. Только при переосмыслении своей жизни, поступков и приоритетов можно полностью очиститься.
Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGCГлавные герои романа
Если «Преступление и наказание» читать внимательно, то рассказать о главных героях произведения несложно:
- Родион Раскольников — задумчивый и мрачный, но при этом добрый и честный человек. Нищий студент, который придумал теорию о том, что можно совершить преступление на благо обществу.
- Алена Ивановна — вдова, ростовщица, имеющая хорошее состояние. Живет в квартире вместе с сестрой, над которой часто словесно издевается. Жертва Раскольникова.
- Семен Захарович Мармеладов — бывший чиновник, который имеет пристрастие к алкогольным напиткам. Обладает добрым и отзывчивым характером.
- Соня Мармеладова — кроткая и робкая девушка, которая работает на панели по указанию мачехи, чтобы обеспечить едой младших детей. Благодаря ее любви Раскольников признается в убийстве и становится на путь искупления.
- Пульхерия Александровна Раскольникова — мать главного героя, которая находится в сложном денежном положении. Чтобы помочь детям, хочет выдать младшую дочь замуж за недобросовестного человека.
- Дуня Раскольникова — симпатичная и образованная барышня, которая работала в доме Свидригайловых, но ушла из-за клеветы. Согласилась на фиктивный брак, чтобы помочь родным.
- Катерина Ивановна Мармеладова — мачеха Сони, страдающая от запоев супруга и постоянной нехватки денег. Погибает от туберкулеза.
- Лужин Петр Петрович — перспективный мужчина, который планирует открыть собственный бизнес. Имеет расчетливый и мерзкий характер. Планирует жениться на Дуне, чтобы она всегда ощущала себя обязанной ему.
Отдельно стоит сказать об описаниях второстепенных персонажей. Автор уделил им достаточно времени, чтобы читатель мог пережить историю каждого. Их характеры описаны весьма интересно и ярко, они идеально гармонируют с атмосферой в книге и хоть немного, но связаны с главным героем.
Книга написана в жанре психологического и философского романа. В ней автор смог совместить реальные серые будни с фантастикой, представленной читателям Раскольниковым.
В статье мы постарались наиболее детально и понятно подать анализ романа и его пересказ. «Преступление и наказание» — выдающееся произведение, которое будет востребовано еще долгие годы. Проблемы, которые затрагивает автор в XIX веке, до сих пор остаются актуальными. Общество продолжает над ними работать — возможно, в скором времени они исчезнут.
Читайте также: «Мертвые души»: краткое содержание и анализ произведения
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1846110-prestuplenie-i-nakazanie-kratkoe-soderzanie-i-analiz/
Преступление и наказание (Достоевский Федор)
Скорость
1/1_1
00:00 / 05:54
1_1_1
06:04
1_1_2
06:15
1_1_3
06:02
1_1_4
1/1_2
06:29
1_2_1
06:08
1_2_2
05:14
1_2_3
07:09
1_2_4
04:51
1_2_5
07:09
1_2_6
06:03
1_2_7
06:13
1_2_8
05:22
1_2_9
1/1_3
07:24
1_3_1
07:29
1_3_2
05:42
1_3_3
05:27
1_3_4
05:47
1_3_5
04:43
1_3_6
1/1_4
08:16
1_4_1
07:38
1_4_2
04:40
1_4_3
06:21
1_4_4
05:19
1_4_5
06:06
1_4_6
1/1_5
06:31
1_5_1
06:05
1_5_2
05:56
1_5_3
07:39
1_5_4
05:54
1_5_5
1/1_6
05:50
1_6_1
05:15
1_6_2
06:411_6_3
06:31
1_6_4
06:46
1_6_5
06:36
1_6_6
1/1_7
05:50
1_7_1
06:34
1_7_2
05:23
1_7_3
05:34
1_7_4
05:46
1_7_5
05:28
1_7_6
2/2_1
05:01
2_1_1
04:19
2_1_2
06:04
2_1_3
07:12
2_1_4
06:05
2_1_5
05:58
2_1_6
08:22
2_1_7
07:48
2_1_8
2/2_2
06:26
2_2_1
07:01
2_2_2
07:30
2_2_3
05:27
2_2_4
06:42
2_2_5
2/2_3
07:09
2_3_1
05:07
2_3_2
05:31
2_3_3
07:10
2_3_4
06:12
2_3_5
07:34
2_3_6
2/2_4
07:07
2_4_1
05:53
2_4_2
05:09
2_4_3
07:11
2_4_4
04:33
2_4_5
2/2_5
07:55
2_5_1
05:47
2_5_2
06:52
2_5_3
06:28
2_5_4
05:56
2_5_5
2/2_6
07:23
2_6_1
05:46
2_6_2
07:39
2_6_3
05:29
2_6_4
06:21
2_6_5
06:17
2_6_6
08:44
2_6_7
06:37
2_6_8
06:48
2_6_9
2/2_7
05:19
2_7_1
04:57
2_7_2
04:32
2_7_3
05:01
2_7_4
05:37
2_7_5
05:03
2_7_6
07:40
2_7_7
08:00
2_7_8
07:21
2_7_9
3/3_1
07:20
3_1_1
05:15
3_1_2
07:49
3_1_3
06:36
3_1_4
05:16
3_1_5
05:15
3_1_6
3/3_2
05:52
3_2_1
05:43
3_2_2
07:06
3_2_3
07:25
3_2_4
06:32
3_2_5
3/3_3
06:29
3_3_1
06:03
3_3_2
06:08
3_3_3
05:51
3_3_4
05:25
3_3_5
05:38
3_3_6
3/3_4
06:09
3_4_1
07:48
3_4_2
07:40
3_4_3
08:07
3_4_4
3/3_5
05:41
3_5_1
06:38
3_5_2
06:15
3_5_3
06:44
3_5_4
04:42
3_5_5
05:12
3_5_6
05:23
3_5_7
06:29
3_5_8
04:58
3_5_9
3/3_6
07:00
3_6_1
06:38
3_6_2
08:39
3_6_3
05:58
3_6_4
05:07
3_6_5
4/4_1
06:20
4_1_1
05:31
4_1_2
05:45
4_1_3
07:27
4_1_4
05:22
4_1_5
05:57
4_1_6
4/4_2
07:52
4_2_1
08:54
4_2_2
07:32
4_2_3
09:13
4_2_4
4/4_3
06:19
4_3_1
05:20
4_3_2
06:12
4_3_3
04:45
4_3_4
4/4_4
06:17
4_4_1
05:46
4_4_2
06:09
4_4_3
07:19
4_4_4
05:09
4_4_5
06:39
4_4_6
08:01
4_4_7
4/4_5
05:09
4_5_1
05:58
4_5_2
08:33
07:58
4_5_4
07:16
4_5_5
04:52
4_5_6
08:19
4_5_7
07:20
4_5_8
4/4_6
06:21
4_6_1
06:33
4_6_2
07:50
4_6_3
5/5_1
06:14
5_1_1
05:25
5_1_2
05:36
5_1_3
07:57
5_1_4
06:17
5_1_5
05:41
5_1_6
06:21
5_1_7
05:11
5_1_8
5/5_2
07:50
5_2_1
05:44
5_2_2
06:39
5_2_3
06:15
5_2_4
05:52
5_2_5
05:29
5_2_6
5/5_3
08:45
5_3_1
05:33
5_3_2
04:43
5_3_3
07:16
5_3_4
07:26
5_3_5
06:22
5_3_6
5/5_4
06:19
5_4_1
07:05
5_4_2
05:48
5_4_3
06:34
5_4_4
05:47
5_4_5
05:02
5_4_6
06:56
5_4_7
08:09
5_4_8
5/5_5
06:04
5_5_1
06:17
5_5_2
05:46
5_5_3
06:53
5_5_4
08:29
5_5_5
04:32
5_5_6
6/6_1
06:19
6_1_1
04:36
6_1_2
06:44
6_1_3
05:33
6_1_4
05:53
6_1_5
6/6_2
06:07
6_2_1
05:30
6_2_2
05:55
6_2_3
06:42
6_2_4
05:20
6_2_5
06:32
6_2_6
05:46
6_2_7
6/6_3
05:54
6_3_1
04:58
6_3_2
06:53
6_3_3
05:40
6_3_4
04:17
6_3_5
6/6_4
07:20
6_4_1
06:59
6_4_2
06:08
6_4_3
06:57
6_4_4
07:09
6_4_5
6/6_5
07:18
6_5_1
05:23
6_5_2
06:39
6_5_3
06:18
6_5_4
07:26
6_5_5
08:52
6_5_6
6/6_6
08:42
6_6_1
05:03
6_6_2
06:59
6_6_3
05:30
6_6_4
05:49
6_6_5
05:26
6_6_6
05:16
6_6_7
6/6_7
06:50
6_7_1
07:17
6_7_2
08:18
6_7_3
06:18
6_7_4
6/6_8
07:08
6_8_1
05:04
6_8_2
05:44
6_8_3
06:12
6_8_4
06:29
6_8_5
7/7_1
08:45
7_1_1
05:05
7_1_2
05:41
7_1_3
05:50
7_1_4
7/7_2
05:36
7_2_1
06:31
7_2_2
08:09
7_2_3
08:09
7_2_4
03:55
Vocalise
Классика
3,1M
Исполнитель
Рейтинг
8. 58 из 10
Длительность
25 часов 44 минуты
Год
2004
Альтернативные озвучки
Дуров Лев, Хаматова Чулпан и еще 4 273
Улитин Борис 212
Синица Александр 65
Описание
Аудиокнига «Преступление и наказание» Федора Достоевского — несравненное произведение великого русского писателя, известная и любимая во всем мире. Главный герой романа — Радион Раскольников, так называемый «убийца-теоретик». Непонятно почему, мужчина возомнил себя правым вмешиваться в судьбы других людей и наказывать их за свершенное. По итогу, Радион решается на жестокое убийство, тем самым обрекая себя на душевные страдания и совестные муки.
Поделиться аудиокнигой
akniga.org Классика Достоевский Федор Преступление и наказание
Другие книги Достоевский Федор
Аудиокниги жанра «Классика»
Новинки
Показать все книгиИнтересное за неделю
Все лучшиеПрямой эфир скрыть
Naser Watmishi Только что
«Рекой моих печалей орошались сады твоих желаний». Мне кажется, лучшего эпиграфа нельзя было найти. Прямо в точку.
Амарике Сардар — Зине
Alex 7 минут назад
Елена потрясающе-красивое изложение класссики, огромное Вам СПАСИБО!!!
Братья Гримм — Румпельштильцхен
-xXx- 13 минут назад
Спасибо большое!!!
Куганэ Маруяма — Полуэльф–полубог
Артем 30 минут назад
Это шедевр, Спасибо автору Спасибо чтецу Спасибо сайту
Синицын Олег — Химера
Анатолий Оркас 34 минуты назад
Делать больше нечего? 😉 Не читайте таких людей, читайте книги! 🙂 И ненависти будет меньше 🙂
Толкин Джон — Хоббит, или Туда и обратно
Бонифаций 40 минут назад
Минуснул за убийство Каванги IV (симпатичного бортового варана). Это реально было пошло, неуместно и сразу же сбавило…
Орлов Алекс — Особый курьер
матвей батталов 1 час назад
отличный исполнитель спасибо вам
Клепов Василий — Тайна Золотой Долины
Алексей Даганеев 1 час назад
Неплохо неплохо
Баратова Полина — Ближе
Afrikasea1 1 час назад
Шикарная книга!!! Очень хорошие техники даны.
Тендзин Вангьял Ринпоче — Исцеление формой, энергией и светом
!&?&… 2 часа назад
Вы выдали очередной Бриллиант Человеческой Мысли. Даже целую кучу бриллиантов. Каждое предложение просто Монумент….
Андерсон Пол — Человек, который пришел слишком рано
Валерий Марданов 2 часа назад
Очень хорошее озвучивание, но Эмиль Золя уже не тот, что был в середине прошлого века… нравы изменились… теперь это…
Золя Эмиль — Тереза Ракен
Boo 2 часа назад
Если вы про озвучку через системную читалку, то голос слишком узнаваем, и он лучше, но не дотягивает до средних…
ER MU — Освободите эту Ведьму. Часть 3
Horks 2 часа назад
Спасибо за ответ, сейчас проверила фаилы теперь воспроизводится.
Вервольф Джордж — Путь Шиноби
Александр Чабан 2 часа назад
Это я в том смысле, что это не мой род занятий повседневный и не сфера моих частых интересов.
VoltMK, Миронова Алена — Книга предсказателя
Hellena 3 часа назад
Сильный запах корицы, снежная зима…русский Гринч какой-то… Рассказ интересный, в стиле to be continued… Церковь…
Азаров Даниил — У меня нет имени
Зелёный Слоник 3 часа назад
А вы случайно не тот Носфирату который на ютубе истории озвучивает?
Лобачёв Роман — Вольная дорога
Andrey2001 3 часа назад
Бухгалтер, милый мой бухгалтер Вот он какой, такой простой…
Шекли Роберт — Бухгалтер
Meteoritka 3 часа назад
На мой взгляд книга крайне неправдоподобна. Люди же отличаются не только лицом и отпечатками пальцев, но и самое…
Жапризо Себастьян — Ловушка для Золушки
Саша Иванов 3 часа назад
Олег, благодарю за ответ. Очень жаль, это утрата, но знамя подхватят наверняка… Всем чудесного дня🌞
Грошев Николай — Дыхание Зоны
Надежда Сергеевна 4 часа назад
А почему только один рассказ? А ещё?
Кармашек Мая — История, написанная синей глиной
Эфир
Преступление и наказание, часть I: Глава I. Резюме и анализ
Краткое содержание: Глава I
Молодой человек выходит из своей комнаты в пансионе невыносимо жарким летним днем в Санкт-Петербурге. Спускаясь по ступенькам, его одолевает страх встречи со своей хозяйкой, которая живет этажом ниже. Он должен ей арендную плату за несколько месяцев и отшатывается при мысли о том, что ему придется оправдываться перед ней. Рассказчик утверждает, что этот молодой человек «впал в состояние нервной депрессии, сродни ипохондрии», и поэтому избегает контактов с другими людьми. Покидая пансион, молодой человек обращает свои мысли к крайнему, хотя и не указанному, поступку, который он думает совершить. Он считает себя неспособным на этот поступок — если у него не хватает духу даже на то, чтобы встретиться лицом к лицу с хозяйкой, кажется невозможным, чтобы он когда-либо совершил то дело, которое он теперь обдумывает. Рассказчик идентифицирует молодого человека как главного героя («нашего героя») и описывает его как высокого и красивого, с «темно-каштановыми волосами и прекрасными темными глазами».
Юноша носит нелепо оборванную одежду, но он так презирает людей, живущих в его убогом районе, грязном и населенном пьяницами, проститутками и торговцами, что не испытывает смущения из-за своей дрянной внешности. Он идет в состоянии транса, обдумывая свой ужасный план, снова обдумывая идею и затем отбрасывая ее. Рассказчик сообщает нам, что за последний месяц молодой человек стал все более серьезно относиться к действиям, хотя сама мысль об этом беспокоила и беспокоила его. В этот конкретный момент он находится в середине «репетиции» номера. Он приходит в доходный дом ростовщицы Алены Ивановны. Поднимаясь по лестнице в ее квартиру, он внимательно наблюдает за зданием и его обитателями в связи со своим планом. Он представляется ростовщику, с которым впервые познакомился месяцем ранее, будучи студентом, и мы узнаем, что молодого человека зовут Раскольников. Ростовщица — непривлекательная, бедно одетая старушка, подозрительная, грубая, с «злыми искрящимися глазами».
Хотя обстановка в квартире старая и некрасивая, Раскольников замечает, что она безукоризненно чиста благодаря трудолюбию младшей сестры старухи Лизаветы. Ростовщица грубо обращается с молодым человеком, напоминая ему о деньгах, которые он уже должен ей, и предлагая ему небольшую, неадекватную сумму за часы, которые он сейчас предлагает ей. Раскольников неохотно принимает деньги, помня, что его цель двояка: он одновременно закладывает часы за столь необходимые деньги и репетирует преступление, которое может совершить. Он замечает, что старуха держит свои деньги и «залоги» или заложенные вещи в сундуке в задней комнате, а ключи на кольце в правом кармане. Перед отъездом он говорит ей, что вернется через несколько дней с другим залогом, и спрашивает, обычно ли Лизавета в это время дома. Оказавшись снаружи, Раскольников физически испытывает отвращение к своему плану и отказывается от него. Испытывая внезапную жажду алкоголя, он впервые в жизни спускается в таверну и садится в темном углу. Выпив пива, он чувствует себя намного лучше и снова издевается над своим планом.
Анализ: глава I
Первая глава романа «Преступление и наказание » освещает аспекты характера Раскольникова, которые занимают центральное место в романе. Он чрезвычайно горд, презрителен, эмоционально отстранен от остального человечества и находится в сложном, полубредовом психическом состоянии. Почему у него развилось это тревожное сочетание качеств, остается важным вопросом на протяжении всего романа. Вначале дается несколько подсказок: Раскольников высок и красив, что может способствовать его гордыне, а его убогое окружение — район, в котором живут Раскольников и ростовщик, — описано в ярких выражениях, передающих хаос и грязь бедного городского окрестности — возможно, способствовали ухудшению его психического состояния. Рассказчик описывает жару и «запах», исходящий от города, а также толпу и беспорядок, говоря, что все эти факторы «способствовали раздражению и без того возбужденных нервов молодого человека». Самое главное, однако, что каждое качество, по-видимому, усиливает другие, и Раскольников, кажется, попал во все более углубляющуюся спираль: его гордость заставляет его воспринимать других как низших, отсутствие контакта с людьми приводит его ко все более абстрактным и бесчеловечным идеям, а его безумные идеи заставляют его отделять себя от общества.
Прочитать подробный анализ Раскольникова.
Глава I также исследует характер ростовщика. В чем-то Алена Ивановна контрастирует с Раскольниковым, то есть ее характер контрастирует с ним и подчеркивает его отличительные черты. Она старая и непривлекательная, а он молод и красив; она бдительна и озабочена практическими деловыми вопросами, в то время как он в полубреду и по уши в долгах. Единственное внешнее сходство между ними состоит в том, что они оба носят изношенную и рваную одежду. Но и это сходство, при ближайшем рассмотрении, обнаруживает разницу в богатстве между ними, так как Раскольников одевается в лохмотья от бедности, а ростовщик — от скупости.
Узнайте больше о мотиве бедности.
Конфликт в этой главе в основном внутренний, как и на протяжении всего романа. Здесь борьба идет в основном между желанием Раскольникова совершить преступление и его отвращением при мысли об этом. Примечательно, что этот внутренний конфликт происходит не между его ненавистью к ростовщице и моральным возражением против убийства, а скорее между его желанием убить ее и его отвращением к идее фактического физического совершения деяния. Нравственность, по-видимому, играет незначительную роль в его решении и не становится сильной силой в его жизни до самого конца романа.
Та степень невинности или безобидности, которая еще сохранялась в характере Раскольникова, исчезает при его символическом входе в трактир. Этот спуск в грязный мрак таверны — первый в его жизни — совпадает с его спуском в зыбкое царство недовольства и злобы. Хотя он уже кажется несколько взволнованным, и хотя пиво, кажется, успокаивает его, Раскольников теперь перешагнул образный порог в запутанное, жестокое мышление, которое вызывает алкоголь.
Подробнее о городе Санкт-Петербурге как символе.
В этой вводной главе и на протяжении всего романа Достоевский утаивает информацию, чтобы создать интригу. Он даже задерживает сообщение имени главного героя до нескольких страниц произведения, когда оно само собой всплывает по ходу сюжета. Достоевский сообщает нам на первой странице, что юноша замышляет какое-то «отчаянное дело», но что это за дело, не говорит. Вместо этого нам даются подсказки по ходу главы — например, что в ней будет участвовать ростовщица и что действие будет происходить в ее квартире. Это медленное раскрытие деталей помогает возбудить интерес читателя, создавая напряжение, которое придает сюжету импульс и усиливает эмоциональное воздействие каждого события или разоблачения по мере их возникновения.
Преступление и наказание Часть I: Главы II–IV Сводка и анализ
Сводка: Глава II
В таверне Раскольников встречает пьяного мужчину, похожего на отставного государственного чиновника. Внешность мужчины явно пострадала из-за его привычного пьянства. Хотя его одежда изодрана, ему удается передать вид достоинства и образования. Несмотря на насмешки завсегдатаев и персонала трактира, мужчина продолжает рассказывать Раскольникову историю своей жизни. Он самопровозглашенный пьяница, женатый на гордой женщине дворянского происхождения Катерине Ивановне. Она вышла за него замуж в отчаянии после неудачного первого брака, который привел к троим детям и лишению ее наследства. У мужчины, которого зовут Мармеладов, есть собственная дочь по имени Соня, которая была вынуждена заниматься проституцией, чтобы прокормить свою семью. Недавно Мармеладову удалось восстановить работу на госслужбе, подняв надежды жены, но он потерял работу в пьяном виде и уже пять дней не решался вернуться домой. На протяжении всего рассказа Мармеладов чередует самоупреки и оправдания своего поведения. Он уходит из трактира к себе домой, забрав с собой Раскольникова. Близлежащий двор Мармеладовых представляет собой сцену страданий. Хотя Катерине не больше тридцати, она болезненна и возбуждена. Увидев Мармеладова, она хватает его за волосы и громко критикует. Приезжают другие жильцы, чтобы поиздеваться над семейной ссорой, и хозяйка приказывает Катерине съехать. Уходя, Раскольников оставляет семье небольшую сумму денег, о чем сразу же сожалеет. Он презирает Мармеладовых, особенно за то, что они заставили Соню пожертвовать собой ради них.
Краткое содержание: Глава III
На следующее утро Раскольникова в своей комнате будит служанка Настасья, которая приносит ему чай с супом и письмо от его матери Пульхерии Александровны. Настасья говорит ему, что хозяйка хочет его выселить за неуплату квартплаты. В письме его мать рассказывает об опыте его сестры Дуни в качестве горничной. Дуня пыталась заработать деньги, чтобы поддержать Раскольникова, но ее работодатель, Свидригайлов, неуместно заигрывал с ней, и ее репутация в городе была почти испорчена. Теперь она приняла предложение руки и сердца от человека по имени Петр Петрович Лужин, который хочет жениться на ней, потому что она бедна, и поэтому будет считать его своим спасителем. Пульхерия Александровна добавляет, что они с Дуней сначала не были уверены в браке, но Дуня согласилась на него после долгих размышлений. Оба надеются, что новый муж Дуни со временем сможет помочь Раскольникову в его карьере. Мать, дочь и жених скоро прибудут в Санкт-Петербург. Плача, Раскольников дочитывает письмо и идет гулять, разговаривая сам с собой, как пьяный.
Краткое содержание: Глава IV
На прогулке Раскольников решает, что не допустит свадьбы, так как Дуня явно жертвует собой, чтобы помочь ему. Лужин звучит скупо и неуважительно, а Раскольников питает к нему страстную ненависть. Вид пожилого мужчины, преследующего пьяную девушку, прерывает его мысли. С отвращением он противостоит пожилому человеку. Появляется милиционер, и Раскольников объясняет ситуацию, давая милиционеру денег на извозчика, чтобы отвезти девушку домой. Девушка уходит, за ней незнакомец и полицейский. Раскольникова раздражает такая трата денег. Полицейский, думает он, отпустит мужчину к девушке, как только Раскольников скроется из виду. Он вдруг понимает, что идет к дому своего лучшего друга по университету Разумихина, которого не видел четыре месяца. Разумихин описывается как теплый и общительный.
Анализ: главы II–IV
Глава II ярко иллюстрирует характеры Мармеладова и его жены Катерины Ивановны. Каждый жалок, он по-своему, она по-своему, но в то же время каждому присуще чувство гордости. Мармеладов — интересная парадоксальная фигура, во многом потому, что он отказывается брать на себя ответственность за свои действия, хотя и признает, что его поведение лежит в основе проблем его семьи. Не в силах вырваться из замкнутого круга неудач и безработицы, он продолжает запой, отчасти в ответ на уважение и уважение, которое оказывает ему жена, узнав о его новой работе. Как будто любой успех для него слишком велик; как только он может, он разрушает свои перспективы заработать деньги и вывести семью из крайней нищеты. Тем не менее, он цепляется за толику достоинства на публике, и Раскольников может различить, что он образованный человек, несмотря на его дегенеративную внешность. Катерина фигура еще более трагичная, чем ее муж; в отличие от него, она почти не несет ответственности за свое состояние. Болезнь и неудача в выборе мужа обрекли ее на жизнь в слабости и нищете. Но, несмотря на эти непреодолимые препятствия, ее гордость и достоинство по-прежнему остаются сильными.
Узнайте больше о влиянии бедности на героев романа.
Страдания Мармеладовых составляют основной сюжет романа. Их испытания и неприятности интересны сами по себе, поскольку Катерина, Мармеладов и Соня изо всех сил пытаются свести концы с концами и преодолеть сложные обстоятельства. Их бедность также позволяет Достоевскому привести яркие примеры пагубного влияния городских лишений на качество жизни. Побочный сюжет Мармеладова также пересекается с основным сюжетом в различных точках и иллюстрирует стороны характера Раскольникова. Один из таких моментов встречается в конце второй главы: денежный дар Раскольникова Мармеладовым кажется отражением пробуждения его сострадательной стороны. Но его гордость гасит это чувство почти сразу же, как только оно разгорается, когда он поздравляет себя с тем, что «завтра без этих моих денег им было бы очень трудно!» Вместо того, чтобы пожалеть семью, он холодно судит их как трусов, которые добровольно наживаются на унижении Сони, а затем проклинает себя за то, что дал им деньги, которые, как он уверен, они потратят впустую. Этот образец сочувствия, а затем отталкивания объектов своего сострадания повторяется на протяжении всего романа, поскольку Раскольников изо всех сил пытается примирить свое надменное презрение к другим со своим желанием воссоединиться с обществом.
Гордость Раскольникова более подробно рассматривается в главах III и IV. Преданность его матери и сестры, которые готовы пойти на огромные жертвы ради него, можно рассматривать как еще один источник надменности Раскольникова. Его реакция на помолвку Дуни еще больше раскрывает его эгоцентризм, поскольку он предполагает, что она выходит замуж исключительно ради него, и игнорирует возможность того, что она может выйти замуж за Лужина, чтобы обеспечить лучшую жизнь для себя и своей матери. Он решает не позволить ей жертвовать собой ради него, важно заявляя: «Нет, мама, этого никогда не будет, пока я жив. Я этого не допущу». Желает ли этого сама Дуня, ему и в голову не приходит.
Прочтите важные цитаты Раскольникова и о нем.
Характер матери Раскольникова, Пульхерии Александровны, отчетливо проступает в ее письме. Она предана своему сыну, даже готова потворствовать самопожертвованию дочери ради его блага. Ее письмо к нему играет важную роль в подсюжете о помолвке Дуни.