Краткое содержание герой нашего времени глава фаталист: «Фаталист» краткое содержание повести Лермонтова – читать пересказ онлайн

Фаталист | краткое содержание, о произведении

Автор: Лермонтов М.Ю. | Дата публикации: 1839 | Форма произведения: новелла | Жанр: философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: до 1 часа | Экранизация: фильм (СССР, 1967 год, реж. Станислав Ростоцкий) | Темы: внутренняя борьба, героизм, гордость и смирение, жизнь и смерть, смелость и трусость

Герои произведения:

Мери ЛиговскаяМаксим МаксимычКазбичГрушницкийБэлаГригорий Печорин

Фаталист – глава из “Героя нашего времени”.

Однажды батальон Печорина расположился в одной казачьей станице. Вечерами офицеры развлекались, играя в карты. Как-то раз во время такой игры они стали говорить о судьбе. Предписана она человеку или нет. И являлись ли предопределенными жизнь и смерть? Беседа превратилась в спор. Спорщики поделились на два лагеря: за и против.

Пари с судьбой

Иллюстрация В. Поляков

Вулич, который был страстным игроком и фаталистом, сделал предложение выполнить проверку возможностей человека распоряжаться своей жизнью. Печорин предложил пари. Вулич дал согласие: если ему предназначено погибнуть сегодня, то он погибнет. А если нет, то будет жить дальше.

Вулич схватил пистолет наугад. Все вокруг замерли. Могло произойти непоправимое. Печорину привиделось, что он увидел смертельную печать во взоре Вулича. Он сообщил тому об этом, сказав, что он умрет сегодня. Вулич сделал выстрел в висок. Случилась осечка. Окружающие с облегчением вздохнули. Все обрадовались тому, что пистолет оказался незаряженным, и все остались живы. Однако Вулич выстрелил в сторону. Пулей пробило фуражку, которая висела на стене. Пистолет оказался заряжен. Это ошеломило офицеров. Скоро все разошлись. Печорин не мог понять, по какой причине он все еще чувствовал, что Вулич нынче должен погибнуть.

Зачастую на лице человека, которому суждено покинуть этот мир в течение нескольких часов, имеется необычный след неизбежности судьбы. Это можно увидеть невооруженным глазом.

Предопределение

Утром Печорин был разбужен новостью о том, что был обнаружен офицер, которого зарубили шашкой. Этим офицером оказался Вулич. Его убил шашкой пьяный казак, когда Вулич направлялся домой. Получилось, что прапорщик предугадал судьбу несчастного офицера.

Убийцу отыскали очень скоро. Он закрылся в доме и не хотел сдаваться. Угрожал стрельбой. Никто не мог решиться выбить дверь и поймать его пулю. Тут Печорину пришла в голову идея. Он решил испытать судьбу, как Вулич. Он попал в дом через окно. Казак выстрелом попал лишь в эполет прапорщика. Станичники прибежали на помощь и увели убийцу. Печорин удостоился похвалы, как настоящий герой.

После данного эпизода прапорщик долго решал, стать ли ему фаталистом.

Вернувшись в крепость, прапорщик поведал о случившемся штабс-капитану и поинтересовался, верил ли тот в предопределение. Максим Максимыч покачал головой и ответил, что оружие зачастую давало осечку. А Вулича, естественно, жалко. Однако, видно ему так на роду было написано. На этом разговор завершился.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 2.9k

пересказ главы из романа М.Ю. Лермонтова

Содержание

  1. Основные персонажи
  2. Пересказ очень кратко
  3. Краткое содержание главы
  4. Отрывок 1. Вечер в компании офицеров. Печорин не верит в фатум
  5. Отрывок 2. Гибель Вулича. Печорин становится фаталистом
  6. Отрывок 3. Разговор с Максимом Максимовичем
  7. В чем основная мысль автора

Если рассматривать главу из романа «Герой нашего времени» «Фаталист» кратко, то становится понятным становление личности главного персонажа – Печорина. Этот офицер императорской российской армии является типичным представителем высших кругов общества. Он попадает в условия, когда философские понятия, такие как судьба, можно проверить на практике. Но что дает такой эксперимент с фортуной? В конце концов, ответ порождает еще больше вопросов.

Основные персонажи

В этой главе – фактическом заключении романа «Герой нашего времени» – уже не фигурируют ни княжна Мэри, ни черкешенка Бэла, ни юнкер Грушницкий. В кабинете, где проводят вечера офицеры, народу много, но выделяются из толпы лишь некоторые персонажи:

  • Григорий Печорин – главный герой всего романа. Он уже в юности устал от жизни, циничен, себялюбив, но при этом храбр.
  • Максим Максимыч – штабс-капитан крепости, в которую откомандировали Печорина. Старый вояка, добрый и простодушный человек.
  • Вулич – офицер сербского происхождения. Странный человек, о жизни которого мало кто знает. Храбр и азартен, но вместе с тем хладнокровен.

Есть еще и второстепенный персонаж – пьяный казак, сыгравший, однако, решающую, если не сказать роковую роль в фабуле этой главы.

Пересказ очень кратко

Во время посиделок за картами разговор заходит о судьбе и предопределении. Вулич затевает пари: он говорит, что наши судьбы предрешены заранее. Печорин ставит на спор червонцы, утверждая, что никакого фатума нет. Вулич берет со стены пистолет, заряжает его и стреляет себе в висок. Оружие дает осечку. Чтобы продемонстрировать, что оно заряжено, Вулич стреляет в фуражку.

Но Печорин замечает маску смерти на лице серба и говорит ему об этом. В ту же ночь Вулич был зарезан пьяным казаком. Испуганный мужчина заперся у себя в хате и кричал, что застрелит всякого, кто подойдет. Печорин решил испытать судьбу и ворвался в избу через окно. Пуля просвистела у него над ухом, но офицеру удалось повязать казака.

Краткий пересказ главы «Фаталист» мы закончим тем, что Печорин сообщает о случившемся Максиму Максимычу. Тот реагирует двояко:

«Жалко бедолагу! Дернул же его черт с пьяными разговаривать! Но, видно, так уж было у него на роду написано…»

Краткое содержание главы

Этой главой М. Ю. Лермонтов завершает описание истории героя нашего времени. После дуэли в Кисловодске Григория Печорина ссылают на Северный Кавказ, в станицу Терских казаков. Как утверждают исследователи творчества Лермонтова, писатель услышал эту правдивую историю из уст своих сослуживцев. По вечерам офицеры коротали время за вином и игрой в карты. Действие разворачивается в ночь, когда Печорин уже пребывал в станице две недели.

«Фаталист» можно разбить на три отдельных отрывка:

  1. Спор о неотвратимости судьбы,
  2. Сообщение о гибели Вулича и взятие в плен его убийцы,
  3. Разговор о произошедшем Печорина и Максима Максимыча.

Отрывок 1. Вечер в компании офицеров. Печорин не верит в фатум

Уже в начале главы автор рисует тревожную атмосферу, которая создается вокруг играющих в карты офицеров. Ни к чему не обязывающий спор вдруг перерастает в угрозу смерти одного из дискутирующих. Наступает гнетущее молчание, а потом крики протеста, как только Вулич сказал:

«К чему вести пустые споры? Я предлагаю каждому испробовать на себе, назначена ли нам заранее роковая минута, или мы можем вольно распоряжаться нашей жизнью».

И только Печорин решил стать оппонентом серба. Тот снял один из висящих на стене пистолетов и зарядил его. «Остановитесь! Что вы собираетесь делать?» — закричали собравшиеся. Печорин сказал, что Вуличу сегодня суждено умереть. Тот хладнокровно нажал на курок, но выстрела не последовало. Начались споры о том, а был ли заряжен пистолет. Тогда Вулич сделал второй выстрел – в висящую у окна фуражку. Пуля пробила ее насквозь.

Вулич стреляет себе в висок

Отрывок 2. Гибель Вулича. Печорин становится фаталистом

Все разошлись. Идя домой, Печорин размышлял о случившемся, как тут наткнулся на труп зарубленной свиньи. Подошли два казака, сказавшие, что ищут своего пьяного товарища, который и порешил бедное животное.

Выспаться Печорину не удалось. Еще до рассвета ему сообщили, что Вулича зарезал казак, слоняющийся ночью по станице. При этом свидетели сказали, что пьяный и не заметил бы серба, если б тот сам не обратился к нему с вопросом: «Ты кого-то ищешь, братец?» «Тебя!» — заорал казак и нанес ему сабельный удар.

По словам свидетелей, Вулич умер не сразу. Перед смертью он произнес:

«Он был прав!»

Печорин понял, что эти слова относились к нему – ведь он разглядел маску смерти на лице оппонента в споре.

Узнав, что проспавшийся казак держит оборону в запертой избе, офицер решил и сам испытать свою судьбу. Договорившись с есаулами, чтобы те ломали двери и этим отвлекали внимание убийцы на себя, он влез через окно. Пуля просвистела у его плеча и сорвала эполет. Но Печорин не дал казаку взяться за саблю, а выломавшие дверь есаулы помогли связать убийцу.

Отрывок 3. Разговор с Максимом Максимовичем

Завершить краткое содержание «Фаталиста» можно беседой главного героя со штабс-капитаном крепости. Но настоящий разговор не задается. Печорин описывает происшедшее с философской точки зрения, задаваясь вопросом, предопределена ли наша судьба или нет. Простодушный вояка же воспринимает все как простой трагический случай. Однако он намекает, что азиатские пистолеты (а именно одним из них играл в «русскую рулетку» покойный Вулич) часто дают осечку, если ими давно не пользовались или недостаточно крепко нажимали курок.

В чем основная мысль автора

Несмотря на состоявшийся разговор, Печорин не становится ни фаталистом, ни реалистом, но остается всегда сомневающимся. Его продолжают терзать сомнения, а потому он остается пассивен.

Вы ознакомились с пересказом «Фаталиста». Этот отрывок из романа очень важен для понимания личности Печорина как типичного представителя определенного сословия. Поэтому рекомендуем читать его, как и все произведение Лермонтова, целиком.

Как раскрывается характер Печорина в главе фаталист. Каким предстает перед нами Печорин? Трагическая история Белы

Работа М.Ю. Лермонтов — это роман об одном герое. Образ Григория Печорина собирательный, сам автор считал, что образ включает в себя все недостатки целого поколения. Особого внимания заслуживают композиционные особенности романа. Работа состоит из пяти частей, независимых друг от друга.

Единственное, что их объединяет, это сам главный герой. Автор предлагает читателю ознакомиться с этими частями в том порядке, в котором наиболее полно раскрывается характер центрального персонажа.

Главный герой главы «Фаталист»

Заключительная глава «Фаталист» является своего рода финалом произведения, оттеняющим и дополняющим основные черты Печорина.

В первых четырех частях главный герой представлен как человек, обладающий неординарным, аналитическим складом ума, осознающий собственные недостатки.

Перед нами предстает противоречивый, поистине трагический человек, разочаровавшийся в жизни. Он не умеет быть счастливым сам и приносит несчастье другим. При этом злого умысла в его действиях, как правило, нет, но и сожаления он не испытывает. Печорин не мог понять смысла своего существования, не находил цели в жизни.

Тема предопределения в романе

В рассказе «Фаталист» главный герой прибывает в казачью станицу, где коротает время, играя в карты с другими офицерами. В одном из разговоров говорили о предопределении, предопределении судьбы. Вулич выступил против этой позиции и заключил пари с Григорием Печориным. Офицер взял пистолет, приставил его к виску и нажал на курок. Но оказалось, что выстрел был холостым, а следующий уже был настоящим. Казалось бы, спор исчерпан, но Печорин внимательно наблюдал за Вуличем и заметил на его лице «печать смерти». Но Вулич не поверил главному герою. И напрасно: он случайно погиб в тот же день от руки казака.

Тема предопределения — повторяющаяся тема в романе Михаила Лермонтова. Печорин и в этом противоречив.

С одной стороны ситуация с Вуличем, то есть можно сказать, что он верит в судьбу. Но с другой стороны, Григорий высмеивает тех, кто считает, что звезды могут влиять на жизнь человека. Из его рассуждений мы понимаем, что веру в то, что небесные светила предопределяют судьбу, он считает «удобной». Так человеку легче жить. Да и сам Печорин пытается разобраться в своих мыслях, сформировать единую точку зрения по этому вопросу.

Мнения других офицеров о предопределении тоже расходятся: одни верят в судьбу, а другие нет.

Наиболее важным является финальный эпизод, в котором жители села собираются вокруг дома Ефимыча, того самого казака, который убил Вулича.

Печорин считает, что во взгляде казака нет решимости, но во всей толпе нет никого, кто осмелился бы выломать дверь и вывести Ефимыча.

Старый есаул считает, что можно попытаться выстрелить преступника через щели в избе, не оставив ему шансов на покаяние, но ситуация осложняется тем, что там находится и мать Ефимыча. Чтобы не убить казака на глазах у его матери, Печорин решается на храбрость.

Главный герой пробирается в дом и захватывает преступника живым, тем самым спасая ему жизнь. Такой поступок подобен попытке проверить судьбу. Ведь ничто не может спасти, если суждено погибнуть. Но главный герой остается жив.

С первых страниц дневника становится известно, что герой погиб по пути в Персию. Но к концу рассказа мы воспринимаем его иначе: он не просто рядовой представитель своего поколения, а герой, яркая личность со своими пороками и достоинствами.

Это молодой человек, уставший от выпавших на его долю испытаний, но все же верящий в лучшее, что он сможет найти цель и смысл собственного существования.

Критично относится к своим мыслям и поступкам, не строит иллюзий о себе. И это вызывает уважение читателя.

Такое непостоянство во всем — самая суть его личности. Таков Печорин — герой своего времени.

«Герой нашего времени» — роман одного героя. Образ Печорина собирателен, как говорит сам Лермонтов, он состоит из «пороков всего нашего поколения в их полном развитии». Следует обратить внимание на композицию романа. Он состоит из пяти самостоятельных частей, объединенных главным героем, который автор предлагает нам изучать не в хронологическом порядке, а в том, который лучше раскрывает характер Печорина.

С этой точки зрения особый интерес для нас представляет последняя глава «Фаталист», являющаяся как бы завершающим, завершающим штрихом в портрете Григория Александровича.

В предыдущих главах автор рисует нам человека с незаурядным аналитическим умом, который знает все свои недостатки и слабости, показывает противоречивую личность. Он разочаровался в жизни, его судьба полна трагедии, он делает несчастными других людей, «часто без гнева, всегда без сожаления. ..» не нашел цели в жизни.

В последней главе Печорин прибывает на левый фланг, в казачью станицу. Там он проводит время, играя в карты с офицерами. Однажды разговор зашел о том, что «судьба человека пишется на небесах». Офицер Вулич решительно выступает против этой точки зрения и заключает пари с Печориным. Он стреляет себе в висок из пистолета, но выстрел оказывается холостым. Следующий настоящий. Казалось бы, спор решен, но Печорин, наблюдая за Вуличем, видит на его лице «печать смерти», говорит ему об этом, но Вулич ему не верит. Григорий Александрович до сих пор уверен, что офицер умрет сегодня. Так и бывает: его случайно убивает казак.

Тема предопределения проходит через весь роман. Печорин остается спорным и по этому вопросу. С одной стороны, он замечает на лице Вулича «печать смерти», то есть верит в предопределение, а с другой стороны, высмеивает людей, верящих, что звезды принимают участие в их жизни. Он утверждает, что людям всегда было удобнее верить, что светила принимают участие в их жизни, пытаются разобраться в своих чувствах, прийти к единому мнению: «Происшествие этого вечера произвело на меня довольно глубокое впечатление и раздражал мои нервы; Не знаю точно, верю ли я сейчас в предопределение или нет, но в тот вечер я твердо поверил ему: доказательство было поразительным, и я, несмотря на то, что смеялся над нашими предками и их полезной астрологией, невольно впал в их колея».

Мнения офицеров о судьбе также противоречивы. Кто-то спрашивает, зачем человеку разум и воля, если все уже решено, а кто-то восклицает, что от судьбы не убежишь.

Но самое главное — последний эпизод в рассказе, когда вся деревня собирается у хаты Ефимыча (казак, убивший Вулича). Лицо его матери, полное отчаяния, выделяется из всех. По словам Печорина, взгляд Ефимыча не выражает решимости, но взломать дверь избы никто не посмел. Старый есаул предлагает застрелить преступника через щель, на глазах у матери, не дав ему возможности покаяться. Тогда Печорин совершает безрассудный и в то же время благородный поступок: он пробирается в избу и захватывает казака живым, спасая его от неминуемой гибели. Он как бы проверяет свою судьбу, зная, что если ему суждено умереть, то ничто его не спасет. Но Печорин остается жив.

Как мы узнали в начале дневника, он умер по дороге в Персию. Но в наших глазах он выглядит совсем иначе к концу истории. Он становится героем. Не представитель целого поколения, взятый в качестве примера набора пороков, а выдающаяся личность, со своими достоинствами и недостатками; противоречивый, уставший человек, который, несмотря на все трудности и неприятности, которых было немало на его коротком жизненном пути, продолжает верить, что он получит избавление, что жизнь его наладится, что он найдет цель и добьется ее.

..Он смело осознает все свои действия и мысли, намерения и желания.

Обезоруживая убийцу, Печорин, наверное, делает первое, что имеет смысл. Он фаталист, но не считает, что «от судьбы не убежишь». Сначала он аморально рискует чужой жизнью, потом ставит под угрозу свою. Это еще одно противоречие. В этом весь Печорин, герой нашего времени.

Лермонтов работал над своим романом на протяжении всего 1838 года. Роман увидел свет лишь два года спустя. В «Герое нашего времени» поэт продолжает развивать ту же мысль, которая легла в основу стихотворений Думы, а именно: почему люди с огромным жизненным потенциалом и энергией не находят им достойного применения? Описывая жизнь главного героя романа Печорина, Лермонтов пытается осветить этот вопрос.

«Фаталист» — пятая часть романа «Герой нашего времени», в то же время, как и остальные четыре части, вполне себе самостоятельное произведение. Объединяющим звеном этих частей является образ главного героя. Все персонажи объединяются вокруг него.

Если в первых двух частях — «Бэла», «Максим Максимыч» — о герое повествуют Максим Максимыч и сам автор, то следующие три части, включая «Фаталист», являются дневником Печорина. Как таковые они помогают понять причины поступков героя. Если в четырех частях автор показывает социальную среду как скульптор характера и нравственного облика Печорина, то в «Фаталисте» Лермонтова интересует, может ли критически мыслящий человек, хорошо понимающий недостатки своего общества, восстать против них. С точки зрения фаталистов это бесполезно, потому что невозможно избежать того, что суждено быть, ведь миром правит рок, или рок.

Поначалу так думал и герой, особенно после смерти Вулича. Он безоглядно стремится испытать судьбу, считая, что того, что написано в семье, не избежать. Но всякий раз, выходя победителем из опаснейших ситуаций благодаря своему уму, трезвому расчету и бесстрашию, он начинал сомневаться, не в судьбе ли дело. А может его вообще нет? Поскольку характеру Печорина свойственен скептицизм, толкающий его во всем сомневаться, он не может прийти на этот счет к окончательному выводу. Но он уверен только в одном: есть предопределение или нет, человек во всех ситуациях должен проявлять силу воли и решительность.

Автор при любом удобном случае акцентирует внимание на том, как Печорин все время брезгует светским обществом и чуждо ему, скучно ему там. Он деятельная натура, и в обществе, к которому принадлежит, вся деятельность направлена ​​на мелкие интриги и пустословие, внешнюю пышность. В этом обществе нет ни настоящей бескорыстной любви, ни дружбы, ни нормальных отношений между людьми. Но готов ли он восстать против такого общества? Видимо нет, иначе бы он от него не убежал. Борьба его мелочна, так как проявляется при встрече с отдельными представителями мира, а потому не имеет будущего. Позднее это понимает и сам герой, признавая, что в этой борьбе он исчерпал все свои душевные силы, необходимые для реальной жизни. Под реальной жизнью он подразумевает жизнь, проведенную в благородном служении обществу.

Печорин — представитель молодого поколения 30-х годов XIX века. Через него Лермонтов осуждает это поколение за его неспособность служить высоким целям.

Глава «Фаталист» — заключительная и заключительная часть романа. Действие начинается с жаркого спора, окончанием которого является пари между Печориным и Вуличем. Тема предопределения судьбы. Вулич верил в это, но Григорий с ним не соглашался. Он привык все отрицать, все подвергать сомнению. Доказательства Вулича для него не существенны. Он должен убедиться во всем лично. Анализ главы «Фаталист» из романа «Герой нашего времени» раскроет авторскую позицию по отношению к Печорину и поможет понять, кто такой Печорин, жертва в сложившихся обстоятельствах или победитель.

Григорий предчувствовал свою смерть и был удивлен, когда, стреляя из заряженного пистолета, остался жив. Было ли это действительно неправильно? Как это могло случиться, ведь он ясно видел печать смерти на своем лице. Печорин вернулся домой в глубоком раздумье. Возле дома размышления прервали внезапно появившиеся офицеры и сообщившие весть о смерти Вулича. Вот оно, предопределение. Он знал, что Вулич не жилец, и теперь убедился в своей правоте.

Решив испытать собственную судьбу, Печорин отправляется в дом убийцы, полагаясь на холодный расчет, смелость и четкие последовательные действия, не раз выручавшие его в трудных ситуациях. Григорий сразу оценил ситуацию. Заметил малейшие нюансы дальнейшего развития событий. Увидев казака-убийцу, он отметил его нездоровый вид, безумие в глазах, панику при виде крови. Он сумасшедший, готовый умереть, но не сдаться полиции. Тогда он решает в одиночку схватить убийцу. Отличная возможность сыграть в рулетку с судьбой.

Ему удалось схватить убийцу и остаться невредимым. Ему снова повезло. Он снова остается живым. Так есть судьба или все зависит от человека. Вернувшись в крепость, он делится своими мыслями с Максимом Максимычем. Другой на его месте точно стал бы фаталистом, но только не Печорин. Размышляя на эту тему, Григорий пришел к окончательному выводу, что человек

«Он всегда смело идет вперед, когда не знает, что его ждет».

Эта глава — размышления Печорина о себе и своих поступках. Его характер требует от него решительных действий, борьбы, но он не готов бунтовать против реальности. В обществе, к которому он принадлежит, нет ничего реального. Его борьба с ним не имеет смысла и будущего. В этой борьбе он растратил все свои душевные силы. Морально опустошенный, он понимает, что на настоящую жизнь у него не осталось сил.

В своих записях Печорин признается:

«Зачем я жил? Для какой цели я родился? И, конечно, оно существовало, и, правда, это было для меня высоким назначением, потому что я чувствую огромную силу в своей душе; но я не догадался об этом назначении. Я увлекся соблазнами страстей пустых и неблагодарных; Я вышел из их печи, твердый и холодный, как железо, но я навсегда потерял пыл благородных стремлений к лучшему цвету жизни…».

Беспокойный, бесцельно существующий, духовно опустошенный, он стал в это время лишним в этом обществе.

Произведение Михаила Юрьевича Лермонтова – это история поколения 1930-х годов (XIX век), поколения, которому была свойственна тяжелая судьба эпохи «безвременья». Тогда все лучшее в людях было потеряно, потому что они не могли найти применения своим «огромным силам», поэтому их называли «потерянным поколением». Но можно ли утверждать, что это трагедия только для современников Михаила Юрьевича? Почему произведения великого поэта до сих пор актуальны и многие поколения россиян перечитывают и перечитывают произведения снова и снова? Я считаю, что Лермонтов указывал на многие черты, присущие как русскому обществу, так и человеку в целом, независимо от периода времени.

Кроме того, наша эпоха сильно отличается от той, которую отразил поэт? Многие темы, затронутые автором, были важны во времена Лермонтова. Эти же темы остаются актуальными и сегодня.

А тема фаталити была актуальна во времена автора, остается актуальной и в современном мире. Недаром Лермонтов обращается к этой теме в главе «Фаталист» своего романа.

Несколько слов о романе «Герой нашего времени». Так, М.Ю. Лермонтов начал работать над Романом в 1838 году, основываясь на впечатлениях, полученных на Кавказе. В 1840 году роман был опубликован и сразу привлек внимание как читателей, так и писателей. С восхищением и недоумением остановились перед этим чудом русского слова. Что больше всего поражает в романе, так это бесконечное богатство поэтической формы, столь совершенной и столь разнообразной по своему стилю и жанрам. «Герой нашего времени» — это не просто социально-психологический роман, это и лирический дневник (в главе «Княжна Мери»), и философская повесть («Фаталист»), и «приключенческая повесть», удивительная по и природная легкость его рисунка («Тамань»), и путевой этюд (начало «Белы» и «Максим Максимыч»), и, конечно, романтическая поэма («Бела»). Сама формулировка названия романа — «Герой нашего времени» — уже содержит иронический оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «наш», делающий ударение не на герое, а на на всю эпоху.

Композиция романа основана на последовательности событий. Сначала рассказывается, как главный герой — Печорин — останавливается по пути на Кавказ в Тамани (глава «Тамань»), затем движется к воде («Княгиня Марья») и на дуэли убивает Грушинского. После этого Печорина отправили в крепость, где он познакомился с Максимом Максимычем («Бела»), а позже, продолжая свой путь, познакомиться с Вуличем («Фаталист»). Выйдя на пенсию, герой отправляется в Персию и по пути встречает старого знакомого — Максима Максимыча («Максим Максимыч»). Вернувшись из Персии, Печорин умирает. На этом история главного героя заканчивается.

В центре романа, конечно же, образ Григория Александровича Печорина. По сути, все произведение посвящено раскрытию его натуры, его мировоззрения и черт характера. Особенно ярко, на мой взгляд, его характер проявляется в главе «Княжна Мери», в которой отражен кульминационный момент всего рассказа — дуэль с Грушницким. С самого начала знакомства герой активно взаимодействует с ним и признает его зависимость от общества и другие черты офицера, позволяющие им манипулировать. Однако сам Грушницкий ничем не отличается от Печорина, он проявляет зависть и ненависть из-за того, что княгиня выбирает не его, а главного героя романа. Это приводит к самой дуэли, в которой Грушницкий снова предстает трусливым и подлым человеком, ибо он старается устроить все так, чтобы не возникало угрозы самому себе: секундант Грушницкого заряжает только один пистолет. По замыслу курсанта, Печорин в этой дуэли должен был либо опозориться, либо умереть. Григорий Александрович тоже желает офицеру либо позора, либо смерти. Но, несмотря на это, до последнего момента дает противнику шанс передумать: позволяет Грушницкому стрелять первым, позволяет раскаяться и сознаться в обмане.

Главный герой романа является жертвой социальной среды, его не устраивает современная мораль, он не верит в любовь и дружбу. При этом он стремится сам решать свою судьбу и нести ответственность за свое поведение, поэтому его понятие о чести чисто субъективно. Оно подчинено желаниям и страстям Печорина. Грушницкий же болван, у него нет моральных принципов и представлений, он только играет в них. Но преобладает его мелочный и злобный характер, за это Грушницкий платит жизнью.

«Фаталист» — одна из глав романа, очень похожая на отдельное завершенное произведение. Действительно, в основе этой главы лежат вопросы о «судьбе», «случайности», «предопределении», которые входят в круг философских проблем, интересовавших в то время Лермонтова.

Итак, действия начальника происходили возле станицы, где Печорин находился две недели. Офицеры, составляющие компанию главному герою, все время проводили за игрой в карты. И вот, на днях между ними разгорелся спор о судьбе человека и вообще о роли человека в самой судьбе. Один из офицеров рассказал мусульманскую притчу, в которой говорилось, что судьба абсолютно любого человека предопределена небом и что человек сам по себе вовсе не хозяин своей судьбы. Здесь мнения присутствующих разделились. Среди них был лейтенант Вулич, благодаря своей вспыльчивости и отваге он не устоял и предложил пари, суть которого заключалась в том, что если судьба действительно предопределена, то пистолетный выстрел его не убьет. На это пари согласился только Печорин. Вскоре Вулич схватил первый попавшийся пистолет и приставил дуло к виску. Пистолет дал осечку, но Печорин заметил смерть на лице лейтенанта и осмелился предположить, что Вулич умрет сегодня. Это оказалось правдой, хотя герой иногда и сомневался в своих словах.

После случая с лейтенантом Печорин начинает всерьез задумываться о том, что избежать того, чему суждено случиться, невозможно. Но при каждом удобном случае он пытается испытать судьбу. Раз за разом выходя из ситуации победителем благодаря своему уму и бесстрашию, герой задается вопросом: а может, судьбы нет и ничего не предопределено? Конечно, это отражает его внутренний скептицизм, «неверие», в которых он признается самому себе. Он склонен во всем сомневаться, это тоже мешает герою сделать окончательный вывод на тему судьбы. Несмотря на все это, Печорин уверен только в одном – во всех случаях нужно проявлять силу воли, конечно же, смелость и решительность. Это единственное, в чем он твердо убежден.

Весь труд М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать роковым. Каждая глава описывает свою историю, свою судьбу героев, в отличие от предыдущей.

Так как же проявляется фаталити в современном мире?

В наши дни большинство людей относятся к фатальности так же, как и к самому герою романа. Они также сомневаются в неизбежности событий и, конечно же, еще спорят о судьбе. Хотя эта тема очень актуальна не только для обычного общества, но и для литераторов. Тема судьбы как жизненного пути личности так или иначе звучит в произведениях подавляющего большинства писателей.

На протяжении всего романа рассматривается история судеб героев. Но особенно ярко в одной главе проявляется спор о судьбе человека. «Фаталист» до сих пор остается самой загадочной и интересной главой философско-психологического романа. Здесь идут рассуждения о жизни и смерти, о том, как сам человек влияет на историю своей жизни и влияет ли вообще. Здесь можно увидеть разные точки зрения героев на предопределение. Я уверен, что это произведение остается актуальным для людей и по сей день благодаря главе «Фаталист» только потому, что в нем отражены вопросы, затрагивающие человеческое существование и, разумеется, неподвластные времени. Ведь вопросы о судьбе сами по себе буквально постоянно привлекают общество к размышлениям и рассуждениям. Сами того не осознавая, люди думают обо всем этом и хотят узнать все больше и больше, чтобы как-то сделать собственные выводы.

Трудно сказать, что лучше сделать: узнать свою судьбу и смириться с ней, или знать, что она предопределена, но изо всех сил пытаться прожить жизнь достойно, попытаться что-то изменить . Несомненно, этот вопрос гложет каждого человека. Кто-то смирился и ждет своей участи, кто-то хочет и пытается изменить свою историю, думая, что все в их руках. А кто-то просто не способен оставаться при одном мнении и вовсе воздерживается от прямолинейных суждений. Тем не менее, я считаю, что каждый волен иметь свою точку зрения по этому вопросу. Это личная духовная часть человека, которая касается только его самого.

В заключение хотелось бы сказать, что все произведения великого русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова так или иначе касаются жизни каждого человека. Они трогают душу читателя, заставляют задуматься, даже оказывают некоторое влияние на мировоззрение общества. Конечно, именно поэтому его произведения актуальны в современном мире, их перечитывают снова и снова.

Не стал исключением и философско-психологический роман «Герой нашего времени». В нем отражены все темы и вопросы, волнующие людей. А также в образе Печорина можно увидеть портрет общества того поколения, той эпохи, которая запечатлена в романе, который сам Белинский называл «печальной мыслью нашего поколения». Согласитесь, разница между «то поколением» и нашим невелика. Лермонтов пытался выразить все пороки общества в пороках героев, чтобы достучаться до всех.

Многие произведения автора заслужили высокие оценки читателей и не остались незамеченными другими русскими писателями. Например, Гоголь признавал, что до Лермонтова «никто никогда не писал в нашей стране такой правильной и благоухающей прозой». В романе «Герой нашего времени» обращает на себя внимание не только художественное мастерство поэта, но и глубокое проникновение в действительность, его дерзкий порыв в будущее. Думаю, поэтому значение этого романа для русской истории трудно переоценить.

Таким образом, делая вывод о проделанной работе, можно сказать, что тема фаталити была актуальна во времена Лермонтова и остается актуальной в современном мире. Ведь тема судьбы, жизненного пути звучит в произведениях подавляющего большинства писателей как 19, так и 20 веков. И, конечно же, эта тема интересует и простых людей нашего времени.

Автор дает представление о фатальности как о дефиниции, понимаемой обществом как вера в неизбежность судьбы, в то, что все в мире заранее предопределено таинственной силой, судьбой. А о главном герое он отзывается как о фаталисте — человеке, склонном к фатализму.

А также раскрывает особенности поведения героев, живущих по принципам этой концепции.

В современной литературе это понятие также актуально. Многие авторы обращаются к этой теме. Повторяю, в настоящее время большинство людей относится к фатальности так же, как и сам Печорин. Они также сомневаются в неизбежности событий и, конечно же, еще спорят о судьбе. В обществе нет единого мнения о фатуме. Каждый придерживается своего мнения и живет, не думая о какой-либо предопределенности событий.

Этот вопрос, пожалуй, останется самым интересным и весьма острым на долгие годы вперед. Она еще долго будет будоражить ум каждого человека и способствовать самым глубоким размышлениям, ведь найти на нее конкретный ответ невозможно. Ответ, пожалуй, будет, по крайней мере у каждого свой. Он будет личным и, возможно, у всех совершенно разным, но единственное, что будет объединять этих людей, это то, что каждый не останется равнодушным к этому вопросу и каждый постарается ответить на него по-своему.
Пересказ, краткое содержание «Герой нашего времени» часть 2 (главы «Княжна Мери» и «Фаталист»)

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов

Сочинение по роману «Герой нашего времени» следует начинать с описания главного героя — Печорина Григория Александровича, молодого человека приятной внешности, хорошо образованного. Его демонический разум толкает светского сердцееда на поступки злого содержания. Причина их неизвестна, они то ли от желания показать свое превосходство, то ли от природной склонности к совершению дурных поступков.

Печорин похож на героев нашего времени. Краткое содержание романа разбито на части. Описываемые в ней события разворачиваются на Кавказе в 30-е годы прошлого века. Бывший офицер, ветеран Кавказской войны Максим Максимович рассказывает историю своей жизни, которая стала первой частью романа под названием «Бела». Читателю предлагается ее краткое содержание. «Герой нашего времени» рассказывает о пребывании в кавказской крепости Печорина, отправленного туда за провинность.

Прослужив у Максима Максимовича около года, молодой человек похищает дочь Белу у местного князя. Приручив и подчинив ее, он влюбляется в девушку. Однако примерно через четыре месяца прапорщик уже охладевает к этому романтическому предприятию. Белу похищает Казбич. Оказывается, своего коня Печорин отдал Азамату, брату девушки, за помощь в ее похищении. Казбич, понимая, что от погони не уйдет, убивает Белу.

Автор получает дневник Печорина, отрывки из которого стали центральной частью романа. Читателю предлагается краткое содержание. «Герой нашего времени» продолжает роман «Тамань», что подтверждает наличие у Печорина духа авантюризма. Прибыв на постоялый двор, вместо того, чтобы отдохнуть после трех дней пути, он следует за слепым мальчиком, который ночью уходит к морю. Там Печорин тоже видит женскую фигуру. Неизвестный Янко на лодке причаливает к берегу, а из нее выгружают заморскую контрабанду.

Узнав, что Печорин видел их преступные деяния, друг Янко решает избавиться от свидетеля и предлагает ему ночную прогулку на теплоходе. Между юношей и девушкой происходит ссора. Печорин побеждает, бросая контрабандиста за борт. Герои нашего времени не менее храбры и сильны. Краткое содержание «Тамани» заканчивается слепым разбойником Печориным.

Далее, помимо своей воли, Григорий снова становится палачом. Об этом говорится в рассказе «Княжна Мери». О происходящих событиях читателю будет рассказано краткое содержание. «Герой нашего времени» в Пятигорске знакомится с дочерью московской богатой княжны. От скуки Печорин начинает покорять сердце Марии. Вскоре он уже танцует с ней на балу. Отшив от Лиговской младшего пьяного капитана, Печорин получает от княжны приглашение посетить ее дом.

Композицию романа «Герой нашего времени» можно продолжить описанием приезда на курорт Веры, бывшей возлюбленной главной героини произведения. Она по-прежнему любит Печорина, но замужем. Завидуя привязанности Григория к дочери принцессы, Вера просит его не жениться на Марии, а взамен обещает устроить ночное свидание наедине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *