Краткое содержание былины василий буслаев: Василий Буслаев – краткое содержание былины

Василий Буслаев – краткое содержание былины

Русский народ долго вспоминал в своих песнях новгородскую необузданную вольницу, народные драки на вече, прежнюю славу и богатство Новгорода.

В новгородской былине о Василии Буслаеве изображен буйный удалец-повольник. [См. также Василий Буслаев — характеристика.]

 

Василий Буслаев. Краткое содержание былины. Слушать аудиокнигу

 

«В славном Великом Новгороде, – говорится в былине, – жил старый Буслай девяносто лет, жил он со всеми в мире-согласии, ладил с чернью новгородской, поперек ей слова не говаривал. Умер он, и остались по нем имение великое, вдова его да чадо малое, Васенька, по отчеству Буслаев (Буслаевич).

Отдавала мать сына своего учить грамоте, письму да пению церковному. Ученье ему впрок пошло, и нет во всем Новгороде такого певца, как Васенька; да на беду повадился он пир пировать с веселыми удалыми молодцами. Пьет он, – допьяна напивается, по улицам похаживает да шуточки недобрые пошучивает: кого за руку возьмет – руку вывихнет, кого за ногу хватит – ногу вывернет.

Идут мужики новгородские жаловаться Васиной матушке. «Честная вдова, – говорят ей, – уйми ты свое чадо милое! Нехорошие шутки стал он пошучивать! А то ведь с такой удачей молодецкой быть ему в реке Волхове!» Стала мать журить сына. Не по душе это пришлось Василию: обозлился он на мужиков, что жаловались на него да грозили потопить его на Волхове. Задумал он собрать себе дружину храбрую.

Пишет он ярлыки (записки) скорописчаты: «Кто хочет пить и есть из готового, валися к Ваське на широкий двор, – тот пей и ешь готовое и носи платье разноцветное». Рассылает он эти ярлыки по улицам и проулочкам новгородским. Собираются к нему удальцы со всех концов: пришел Костя Новоторженин, пришли Потанюшка Хроменький, Хомушка Горбатый и другие.

Пробует их силу Васенька Буслаев, – заставляет выпить чару зелена вина на полтора ведра, бьет каждого из них палицей в двенадцать пуд. Коли молодец стоит при этом, не шелохнется, братается Васенька с ним и принимает его в «свою дружину храбрую». Набрал себе он тридцать удальцов.

Вызывает тогда он всех мужиков новгородских на бой. Те принимают вызов. Начинается свалка на Волховском мосту. Плохо мужикам новгородским, – много их избито, изранено; дружина Буслаева одолевает их. Видят они – дело плохо, – на хитрости пускаются. Побежали к матери Василия, принесли подарки и просят: «Прими у нас дорогие подарочки и уйми свое чадо милое!»

Мать унимает сына, сажает в глубокий погреб; покоряется ей Васенька, – не смеет он ослушаться родимой матушки. Плохо пришлось и дружине без него; стали одолевать ее мужики новгородские. Выпускают тогда Василия из погреба.

Разгорелось его сердце богатырское, схватил Буслаев ось тележную и бросается своим на помощь, – мужиков так валом и валит. Стали снова они просить матушку вступиться за них. Посылает она Васильева крестового батюшку унять сынка.

Одевает старчище-пилигримище колпак на голову в двадцать пуд, берет клюку в руки в десять пуд, приходит на мост к Василию, глядит ему прямо в ясны очи и говорит ему: «Ай же ты, мое чадо крестное! Укроти свое сердце богатырское, оставь мужичков хоть малую часть».

Расходилось сердце у Васеньки: нет на него ни уйму, ни удержу. «Ай же ты, крестный мой батюшка! – говорит он в ответ. – Не дал я тебе яичко во Христов день, дам я тебе яичко в Петров день!» Щелкнул он крестного батюшку осью железною, – тут крестовому батюшке и славу поют.

Сама мать приходит унимать расходившегося Васеньку; догадалась старушка, зашла сзади и пала на плечи его могучие. «Ай же ты, чадо мое милое, – говорит она, – укроти свое сердце богатырское, оставь мужичков хоть малую часть!»

Тут Василий Буслаев опускает руки свои могучие к сырой земле, выпадает ось железная из белых рук. «Ай ты, свет-государыня-матушка, – говорит он, – умела ты унять мою силу великую, догадалась зайти позади меня, и если бы зашла ты спереди, то не спустил бы тебе государыне-матушке, убил бы тебя заместо мужика новгородского».

Оставляет тогда Васенька смертное побоище. Оставил он мужиков малую часть, а набил их, что пройти нельзя.

Много беды да грехов натворил Василий Буслаев. «Смолоду бито много, граблено, под старость надо душу спасти», – говорит он и просит у своей государыни-матушки благословенья великого «итти в Иерусалим-град со своей дружиною храброю, Господу Богу помолитися, ко святой святыне приложитися, в Ердане-реке искупатися». – «Чадо мое милое, – отвечает ему мать, – коли ты пойдешь на добрые дела, дам тебе благословение великое, а коли ты, дитя, на разбой пойдешь, и не дам тебе благословения, а и не носи Василья сыра земля!..»

Пускается Василий со своей дружиной в путь далекий по рекам и морям. Приезжает он наконец в Иерусалим, служит обедню за матушку, за себя, служит панихиду по батюшке, купается в Иордане.

На возвратном пути Василий Буслаев гибнет. Увидел он большой камень на горе; написано на нем: «Кто перескочит через камень поперек – тому ничего не будет, а кто станет вдоль скакать – сломать тому буйну голову». Загорелось у Василия сердце неразумное, заговорила удаль буйная. Стал он вдоль скакать – и убился до смерти».

 

Василий Буслаев – характеристика — Русская историческая библиотека

Кроме былины о Садко в Новгороде славились песни о могучем богатыре Василии Буслаеве. Он известен только своей силой, буйством и разгулом. Это – несимпатичный богатырь. [См. Василий Буслаев – краткое содержание былины.]

 

Василий Буслаев. Краткое содержание былины. Слушать аудиокнигу

 

В детстве мать отдала его учиться грамоте; он легко научился «пером писать», читать и петь в церкви. Но наука не пошла ему на пользу, т. к., он еще смолоду стал проявлять свой буйный, неистовый нрав и сдружился с дурными людьми,

 

Допьяна уж стал напиваться;
А и ходит в городе и уродует;
Которого возьмет он за руку,
Из плеча тому руку выдернет.

 

Делает это он не со злобы, а из озорства, из желания драться.

Потом Василий, или Васька, как его часто называют в былинах, набирает себе дружину, заманивая к себе на службу обещанием всегда сладко есть и пить, без особого труда и работы, – другими словами: есть и пить награбленное.

Набор дружины происходит следующим оригинальным образом. Васька принимает желающих поступить к себе на службу на дворе, где он поит их вином и испытывает силу приходящих к нему, нанося каждому страшный удар по голове «червленым вязом», налитым до половины свинцом. Кто выдерживает это испытание, тот достоин быть дружинником Васьки Буслаева. Первый его дружинник и сподвижник – Костя Новоторженин, удалой молодец, у которого от страшного удара по голове даже «кудри не шелохнулись».

Так и набирает Васька Буслаев себе в дружину двадцать девять буйных молодцев, сам он – тридцатый. С этой дружиной Буслаев предлагает Новгороду «биться о великий заклад», но заклад – другого рода, чем Садко. Василий предлагает всем мужикам новгородским драться с ним и его дружиной, кто кого одолеет? Начинается страшное побоище; Васька «уродует» и буйствует:

 

Началась у них драка-бой великая…
Пошел Василий по Волх-реке.
И идет Василий по Волх-реке,
По той Волховом по улице.
С теми мужиками новгородскими
Он дерется, бьется день до вечера.
Прибили уже много до смерти,
Вдвое, втрое перековеркали,
А уж мужики покорилися,
Покорилися, помирилися.

 

Они просят крестного отца Васьки, «Старчище-Пилигримище», унять своего расходившегося крестника. Но когда Старчище-Пилигримище с церковным колоколом на голове является на место побоища, Буслаев и его убивает.

В описании этого страшного боя видно несомненное отражение знаменитых новгородских драк, происходивших часто после вечевых сходок, а вмешательство Старчища-Пилигримища с церковным колоколом на голове напоминает вмешательство церковных властей, епископов и митрополитов новгородских, нередко приходивших разнимать и мирить воюющих.

Наконец мужики новгородские взмолились к матери Василия Буслаева, чтобы она «уняла свое чадо милое». Матери удалось остановить Ваську: она зашла сзади и положила ему руки на плечи. Он оглянулся, остановился и похвалил мать за догадливость: «а то», говорит, «если бы ты спереди зашла, я б и тебя убил». Этим Васька показывает, что в пылу сражения он совершенно забывается, увлекается: способен не разбирая, и мать убить.

Другая былина рассказывает о путешествии Василия Буслаева с дружиной в Святую землю, в Иерусалим.

 

Смолоду много бито, граблено,
Под старость надо душу спасать.

 

Но и в Святой земле Васька не оставляет своего «буйного обычая». Приближаясь к Иерусалиму, видит он на дороге человеческий череп, «пустую голову» и рядом – камень. Он толкает ногой без всякого уважения «пустую голову» и прыгает через камень, не обращая внимания на слова мертвой головы, которая предсказывает, что тот, кто будет через этот камень скакать, сломит себе «буйную голову».

Подойдя к Иордану, несмотря на общее уважение к святому месту, к реке, в которую благочестивые люди раз в год, в день Крещения, погружаются в одежде и с молитвою, – Буслаев без всякого благоговения со своей дружиной купается в Иордане нагишом.

Но наступает предел его разгульному буйству. Возвращаясь в Иерусалим, Васька видит опять на дороге череп человеческий и рядом – роковой камень. Васька предлагает своей дружине скакать через камень, говоря, что он сам будет скакать задом.

Разбежался Васька задом, споткнулся, пал на камень и убился насмерть, «сломил себе буйную голову». Дружина похоронила его подле мертвой головы.

 

Василий Гроссман: Сталинградское обозрение — советский национальный эпос

Василий Гроссман: Сталинградское обозрение — советский национальный эпос

Приквел к «Жизни и судьбе» — монументальная панорама народа на войне

Тома БирченоуВоскресенье, 02 июня 2019 г.

Сталинградская битва: бои на улицах

Сталинград является дополнением к роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба », который после (пере)издания на английском языке десять лет назад был признан одним из величайших русских ( и не только русские) романы 20 века.

Из-за ощущения полного размаха истории, общества, переживающего период важного конфликта, его часто сравнивали с « Войной и миром» Толстого . « Сталинград.

Толстой наверняка имел в виду Гроссмана: он припомнит, как «Война и мир » была единственной книгой, которую он смог прочитать во время Великой Отечественной войны, когда писатель работал фронтовым корреспондентом военной газеты.

Писатель XIX века часто упоминается в « Сталинград », не в последнюю очередь, когда один из его персонажей, политрук Красной Армии, посещает свою усадьбу в Ясной Поляне и размышляет: «У Толстого все было очень хорошо, — писал он… десятилетия спустя. 1812 год, когда утихла боль в каждом сердце и вспоминалось только мудрое и светлое».

Это замечание подчеркивает непоколебимую непосредственность письма Гроссмана, острый глаз, с которым он улавливает подробности военной жизни в рассказе, который в общих чертах следует за отступлением советской армии до первых решительных моментов сопротивления под Сталинградом, которые изменить направление войны, чем заканчивается роман. Мы можем услышать больше об одной конкретной расширенной семье, Шапошниковых, династии с хорошими связями в трех поколениях, чьи родственники и соратники доминируют в актерском составе романа, мы можем даже посетить коридоры власти Москвы и Берлина — но поглощенность Гроссмана работой и больше всего трогают и впечатляют противоборствующие жизни повседневных участников конфликта.

Таким образом, Сталинград начинается с обзора высот истории, первые две главы представляют собой встречу между Гитлером и Муссолини, а третья возвращает нас прямо в русскую землю, к опыту крестьянина, готовящегося покинуть свою деревню для армия. Масштаб и широта истории Гроссмана означают, что может пройти пара сотен страниц, прежде чем мы снова столкнемся с определенным персонажем, но именно в рядах тех, кто для другого писателя мог бы поддерживать игроков, Гроссман находит некоторых из своих самых запоминающихся главных героев.

Даже если бывают моменты, когда они произносят лозунги социалистического реализма всеми ожидаемыми способами, будь то о работе в колхозе

или в одной особенно назидательной шахтерской сцене, восхваляющей, как: «Каждый знал, что его или ее сила проистекает из связи, которые объединили силу и навыки отдельных людей в единый коллективный навык». Гроссман, безусловно, может написать пурпурную прозу, когда он вдохновлен, либо когда его привлекают параллели с историей — Сталинград становится «битвой более жестокой, более безжалостной, чем Фермопилы или даже осада Трои», — либо в своем постоянном акценте на единстве народа. .

Конечно, Гроссман писал в самые последние годы сталинской эпохи. В отличие от Жизнь и судьба , чье открытое приравнивание нацистского и сталинского режимов означало, что он появится в СССР только во время перестройки, Сталинград был опубликован в 1952 году под названием За правое дело . Захватывающее послесловие переводчика Роберта Чандлера показывает, как этот текст был составлен из ранних черновых рукописей и изданий, опубликованных как до, так и после смерти Сталина в 1919 г.53, что позволило восстановить ранее исключенные проходы. Почти полифоническая широта и богатые нюансы прозы Гроссмана прекрасно переданы переводом Чандлера, выполненным вместе с его женой Элизабет. Приблизительно на 1000 страниц это монументальное достижение.

  • Сталинград Василий Гроссман, перевод Роберта и Элизабет Чандлер (Харвилл Секер, 25 фунтов стерлингов)0063

    Погружение Гроссмана в трудовую и военную жизнь повседневных участников конфликта — это то, что трогает и впечатляет больше всего Книги

  • Отзывы
  • Советский Союз
  • 1940-е
  • Коммунизм
  • художественная литература
  • история
  • нацисты
  • Вторая мировая война

Поделиться этой статьей

Поделиться

Реферат «Очарованный странник».

Лесков Н.С. О русских праведниках

Можно ли понять самобытность и прелесть русской культуры, жизнь праведника и неповторимую русскую речь, прочитав краткое содержание? «Очарованный странник» — одно из произведений, которое невозможно пересказать, не потеряв при этом своей уникальности и самобытности.

Главный герой, крестьянин Иван Северьяныч, уже с ранней юности отличался безудержной удалью, безрассудством и безрассудством поступков. Яркий пример — история о старом монахе, которого Иван случайно убивает в диком прыжке. Парадокс в том, что герой не отягощен воспоминаниями об этом, он как бы существует вне жизненных рамок. Отношение героя меняется, когда во сне к Ивану приходит умерший монах и предупреждает о тяжелых испытаниях.

С первых же глав повествования читатель понимает, что образ Ивана списан с былинных богатырей — Василия Буслаева и Ильи Муромца: та же внутренняя мощь и природная сила, требующая выхода — так Лесков нарисовал своего героя .

«Очарованный странник» — краткое содержание глав будет состоять из пролога и девятнадцати отдельных историй-воспоминаний, впечатлений от событий, которые пережил герой.

Он духовно взрослеет, взрослеет и начинает постигать жизнь во всем ее многообразии. Иван понимает, что красота – понятие многогранное. Раньше он мог восхищаться только красотой лошадей, а теперь восхищается жгучей красотой цыганки Цыганки, красотой ее голоса, ее движений. Это учит его преданности, братской любви, восприятию чужого страдания как своего — всю бурю страстей в душе героя нельзя передать кратким содержанием. «Очарованный странник» — это следующий этап духовного становления Ивана Флягина. В его действиях появляется осознанность, целеустремленность, стремление «простить грех», и он едет на Кавказ вместо рекрута. Получив награду за подвиг, он осознает бессмысленность прошлой жизни и желает добиться еще большего очищения. Сила, которая так долго не находила выхода и не давала покоя герою, воплотилась в безграничной любви к родине, к русской природе, к людям.

Краткое содержание «Очарованный странник» — не может передать формальную сторону повествования: оно построено по канонам «жития» — описания жития святых, которое имело следующую структуру: «детство — биография — противостояние соблазнам».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *