краткое содержание, список персонажей и анализ комедии Фонвизина
Сочинения
12.11.21
14 мин.
Это бессмертное произведение Дениса Ивановича Фонвизина является выдающимся шедевром литературы XVIII столетия. Правдиво изображенная реальность и смелая критика — главные составляющие мастерства автора. Краткое содержание, анализ «Недоросля» и характеристику главных героев можно использовать для читательского дневника или для подготовки школьников к уроку в 8 классе.
Оглавление:
- История написания
- Жанровая композиция
- Краткое содержание
- Описание персонажей
- Основная тематика
- Раскрытие проблем
- Главная идея
История написания
Созданное Денисом Ивановичем произведение «Бригадир», которое имело огромный успех в Петербурге, было основой великого русского литературного памятника. После издания этой комедии Фонвизин больше 10 лет ничего не писал, он в основном отдавался государственной службе. Но идея о создании нового творения будоражила воображение писателя. Как считают некоторые литературоведы, первые черновики и цитаты, которые относились к «Недорослю», были написаны еще в 1770 г., задолго до выхода книги в свет.
После путешествия в Париж в 1778 году у писателя появилась точная идея создания будущей пьесы. Удивительный факт — вначале Митрофанушку звали Иванушка, что говорит о схожести двух произведений (Иваном являлся герой в «Бригадире»). В 1781 г. комедия была закончена.
Естественно, такая пьеса освещала актуальный вопрос дворянского общества той эпохи. Но, невзирая на риск, Денис Иванович был главным «зачинщиком» переворота в литературе. Премьеру откладывали из-за неприязни царицы к любой сатире, но она все же произошла осенью 1782 г. Самостоятельную книгу издали через несколько лет.
Жанровая композиция
Комедия является одним из видов драмы, где специфическим образом разрешается момент действительного конфликта.
Ее можно определить по следующим признакам:- рассказ ведется ярко и живо;
- нет направления на особо важные цели;
- практически все герои имеют «говорящие» фамилии;
- никто из враждующих сторон не умирает.
При этом в комедии явно просматривается сатира. Это означает, что писатель поставил перед собой задачу высмеять пороки общества. Он завуалировал общественные проблемы под маской улыбки.
Вся пьеса построена по законам классицизма. Но сюжет, место развития и все действия происходят на протяжении суток. При этом такая концепция относится и к направлению реализма, на это указывают отдельные элементы. Помимо этого, описание главных героев сильно напоминает реальных дворян из глубинки, которые осмеиваются и осуждаются автором.
Краткое содержание
Сюжетная линия произведения крутится вокруг помещичьей семьи, полностью погрязшей в самодурстве и порочности. Митрофанушка, которому на момент повествования 16 лет, пытается завершить обучение, но у него для этого недостаточно способностей. Матери плевать на развитие сына. Она хочет, чтобы все было как есть, поскольку не приемлет прогресса.
Простаковы воспитывают дальнюю родственницу — сиротку Софию, девушка отличается от семьи как жизненными взглядами, так и благовоспитанностью. Она является наследницей богатого поместья, которое себе присмотрел и дядя Митрофанушки — Скотинин, являющийся заядлым охотником. Женитьба лишь способ получить хозяйство Софии, потому все родственники, которые ее окружают, пытаются организовать ей выгодный брак.
Стародум, дядя Софии, посылает девушке письмо. Простакова очень этим недовольна, поскольку все считали, что он погиб в Сибири. Свойственная ей лживость выражается в обвинении «обманного» послания, поскольку оно является «любовным». Неграмотные дворяне скоро узнали настоящее содержание письма благодаря постояльцу Правдину. Он рассказывает об оставленном наследстве в Сибири, приносящем ежегодно 10 000 дохода.
У Простаковой появляется идея — поженить Митрофана и Софию. Но ее планы нарушает офицер Милон, который проходил через деревню. Он встречает старинного приятеля Правдина, который, как выяснилось, работает в наместническом правлении. Его задача — наблюдать за дворянами, которые плохо обращаются с крепостными.
Офицер рассказывает о своей давней любви к девушке, которую увезли в неизвестном направлении из-за смерти дяди. Неожиданно он увидел Софью — она и была его возлюбленной. Героиня говорит о предстоящей свадьбе с недорослем Митрофаном, от этого Милон «вспыхнул», как искра, но затем «утих» после рассказа о «муже».
Приезжает дядя Софии. Он знакомится с Милоном и принимает выбор девушки, вначале узнав о «правильности» ее решения. Одновременно с этим поместье Простаковых передают под государственную опеку из-за грубого обращения с крепостными. Пытаясь найти поддержку, мать обращается к Митрофану. Но он ей грубит, от этого почтенная матрона теряет сознание. Придя в себя, она жалуется: «Погибла я совсем». А Стародум, показывая на Простакову, сказал: «Вот злонравия достойные плоды!».
Описание персонажей
Софию, Правдина, Милона и Стародума можно охарактеризовать как представителей «нового» поколения, эпохи Просвещения. Их основные нравственные качества — любовь, добродушие, сочувствие, тяга к познаниям. Митрофанушка, Скотинин и Простаковы относятся к представителям «старого» дворянства, в котором процветают культ финансового благополучия, жестокость и невежество.
Список главных действующих лиц в комедии «Недоросль»:
- Софья — умная, добрая девушка, стала белой вороной в семье циничных и жадных людей.
- Митрофанушка — молодой человек, глупость и невежество которого не дают ему возможности стать деятельным представителем помещичьего общества.
- Скотинин — это пример «говорящей фамилии». Его сущность больше напоминает какой-то грубый скот, чем воспитанного человека.
- Стародум — для него Софья уже не юная девочка, а сформировавшийся в социуме человек. Он позволяет ей сделать свободу выбора, этим учит правильным основам жизни. В нем писатель показал тип личностей, которые будут примером для дальнейшего поколения.
- Простакова — лживая, безответственная, жестокая женщина с большим количеством недостатков и отсутствием любви ко всем, за исключением сыночка Митрофана. Ее воспитание только подтверждает устойчивость консерватизма, который не позволяет развиваться дальше дворянству.
Основная тематика
Воспитание «нового» помещичьего строя — главная тематика произведения. «Недоросль» — некий намек на «пропадающие» моральные ценности в людях, боящихся прогресса. Дворяне воспитывают детей по старинке, они не уделяют необходимого внимания их образованию. Однако люди, которых не учили, а только избаловали, не могут заботиться ни о семье, ни о стране.
А также Фонвизин поднимает следующие темы:
- Свобода выбора. Взаимоотношения Стародума и Софии являются «новым» этапом. Дядя позволяет ей сделать свободу выбора, он не ограничивает ее собственными убеждениями, этим самым воспитывает в девушке идеал будущего дворянства.
- Семья. Невзирая на грубость и жестокость Простаковой к другим людям, она обожает собственного сына, но он не ценит ее любовь. Это поведение является обычным примером неблагодарности, появившейся из-за избалованности родителями. Мать не осознает, что сын наблюдает ее отношение к остальным и повторяет за ней. Писатель подчеркивает необходимость сохранения уважения в семье. Лишь так дети вырастут почтительными.
Раскрытие проблем
Главная проблематика комедии — результат неправильного воспитания. Семья Простаковых имеет древний род, уходящий корнями в прошлое. Этим и важничают дворяне, не осознавая, что достижения предков не добавляют им достоинств. Однако сословная гордость затмила их умы, они не пытаются развиваться, считают, что все время будет по-старому.
В произведении поднимается и другая проблематика:
- Невежество. Это лишает дворян духовности, их мирок очень ограничен и привязан к финансовым ценностям. Им неинтересно ничего, помимо обычных мирских удовольствий, поскольку чего-то другого они и не знают.
- Жадность. Жажда денег перекрывает доступ к нравственности. Простаковой нужны только деньги, ей без разницы, будет ли ее сын счастлив.
- Крепостничество. Моральное разложение помещиков при крепостничестве — совершенно логичный результат неправильной политики царя. Дворяне полностью обленились, им не требуется трудиться. Все за них делают крепостные. При этом устройстве у помещиков нет стимула работать и учиться.
Главная идея
Фонвизин не принимал грубость, хамство и бесчеловечность. Так, возвышение идеалов гуманизма — основная мысль писателя. Человек, который повинуется зову справедливости, образованности и добродушия — это и есть настоящий дворянин. Если его воспитывать в духе Простаковой, то он не сможет выйти за рамки своей ограниченности. Он не будет работать на благо страны.
В финале произведения писатель указывает на торжество «возмездия»: Простакова потеряла имение и уважение Митрофанушки, который был воспитан в соответствии с ее понятиями. Это и есть плата за невежество.
Комедия в первую очередь учит уважать ближнего своего. Уроки Фонвизина на этом не завершаются. Глупость и жестокость витают в произведении, как птица над гнездом, они охватили всю деревню и не отпускали жителей из своих оков. Писатель жестоко наказал Простаковых за ограниченность потерей поместья и возможности продолжать праздный образ жизни. Учиться необходимо всем, поскольку даже очень устойчивое общественное положение можно быстро потерять, если человек необразован.
действующие лица, описание и краткая характеристика
Классицизм – литературное направление, получившее развитие в восемнадцатом веке. Ярким примером его является комедия «Недоросль». Действующие лица этого произведения – тема статьи.
Проблематика
О чем повествует комедия «Недоросль»? Действующие лица – типичные представители социальных слоев в России восемнадцатого столетия. Среди них и государственные мужи, и дворяне, и слуги, и крепостные, и даже самозваные учителя. Затронута социальная тема в комедии «Недоросль». Действующие лица – Митрофанушка и его мать. Госпожа Простакова жестко управляет всеми. Она не считается ни с кем, даже со своим мужем. По своей проблематике прямолинейным является произведения «Недоросль». Действующие лица в комедии либо отрицательные, либо положительные. Сложных противоречивых образов в сочинении Фонвизина нет.
Произведение также затрагивает и общественно политические проблемы. Даже сегодня, спустя более чем два столетия, оно не теряет актуальности. Действующие лица комедии Фонвизина «Недоросль» произносят фразы, которые буквально разлетелись на цитаты. Имена героев этого драматургического произведения стали нарицательными.
История создания
Стоит несколько слов рассказать о том, как создавалось произведение, прежде чем описывать действующие лица. «Недоросль» Фонвизин написал в 1778 году. К тому времени литератор уже побывал во Франции. Он более года провел в Париже, где изучил юриспруденцию, философию, познакомился с социальной жизнью страны, которая дала миру такие имена, как Вольтер, Дидро, Руссо. Стало быть, взгляды русского драматурга несколько изменились. Он осознал отсталость русского помещичьего сословия. А потому писатель посчитал необходимым создать произведение, которое бы высмеивало пороки своих современников.
Над комедией Фонвизин работал более трех лет. В начале восьмидесятых годов в одном из столичных театров состоялась премьера комедии «Недоросль».
Список действующих лиц
- Простакова.
- Простаков.
- Митрофанушка.
- Софья.
- Милон.
- Правдин.
- Стародум.
- Скотинин.
- Кутейкин.
- Циферкин.
- Вральман.
- Тришка.
Софья, Митрофанушка, Простакова – главные действующие лица. Недоросль – это понятие, обозначающее молодого дворянина, не получившего образования. Им, как известно, в комедии является Митрофан – один из главных героев. Но и других персонажей в комедии нельзя назвать второстепенными. Каждый из них играет определенную роль в сюжете. Произведения, как и другие сочинения эпохи классицизма, отражает события, происходящие в течение одного дня. Действующие лица в комедии «Недоросль» наделены именами. И это еще один типичный признак произведений классицизма.
Сюжет
Комедия Фонвизина повествует о жестоких и глупых помещиках, которым противопоставлены образованные аристократы. В центре сюжета – история девушки-сироты, которая внезапно оказывается наследницей большого состояния. Отрицательные персонажи в комедии пытаются завладеть ее приданым, выдав замуж насильно. Положительные приходят на помощь, избавляя от вероломных родственников.
В доме Простаковых
Более подробная характеристика персонажей в «Недоросле» представлена ниже. Но, как уже было сказано, госпожа Простакова отличается непростым нравом. В этом читатель убеждает уже с первых страниц. Комедия начинается со сцены, в которой мать Митрофанушки в гневе набрасывается на крепостного Тришку за то, что тот сшил любимому сыну кафтан, который ему мал. Это и последующие события характеризуют Простакову как личность, склонную к самодурству и неожиданным вспышкам ярости.
В доме Простаковых проживает Софья. Ее отец умер. В последнее время она проживала в Москве у матери. Но минуло несколько месяцев, как она стала круглой сиротой. Простакова взяла ее к себе.
Богатая наследница
На сцене появляется брат Простаковой Скотинин. Характеристика действующих лиц в комедии «Недоросль» – описание героев, которых можно разделить на две группы. К первой относятся благородные, честные и образованные. Ко второй – невежественные и грубые. Скотинина следует отнести к последней. Этот человек выражает желание жениться на Софье. Но связать свою жизнь с этой девушкой он хочет не потому, что она ему нравится. Все дело в том, что он большой охотник до свиней, о чем красноречиво говорит его фамилия. А у Софьи в наследстве несколько деревень, в хозяйствах которых эти животные обитают в большом изобилии.
Простакова тем временем узнает волнующие вести: дядя Софьи жив. Мать Митрофана в гневе. Ведь она полагала, что Стародума давно уже нет на свете. Оказалось, он жив. Более того, собирается сделать свою племянницу наследницей состояния, которое он нажил в Сибири. Простакова обвиняет Софью в том, что та скрывала от нее вести о богатом родственнике. Но вдруг ей в голову приходит гениальная мысль. Она решает выдать Софью за своего сына.
Справедливость восторжествовала
Деревню посещает офицер Милон, с которым Софья была знакома еще в Москве. Они любят друг друга, но в силу жизненных обстоятельств им пришлось расстаться. Милон, узнав о помолвке Софьи, сперва терзается ревностью, но впоследствии он узнают о том, что из себя представляет Митрофан, и несколько успокаивается.
Простакова очень любит своего сына. Она нанимает ему учителей, но при этом тот к шестнадцати годам даже не научился читать и писать. Отрок беспрестанно жалуется матери, что учение навевает на него тоску. На что Простакова утешает сына, обещая его скоро женить.
Появление Стародума
Наконец, в деревню приезжает дядя Софья. Стародум рассказывает историю своей жизни о том, как он был вынужден покинуть государственную службу, уехал в Сибирь, а после решил вернуться с родные края. Стародум встречается с Софьей и обещает избавить ее от неприятных родственников и выдать замуж за достойного человека, коим оказывается ее горячо любимый Милон.
Описание действующих лиц
Недоросль, то есть Митрофанушка, учится, соблюдая указ царя, но делает это с большой неохотой. Характерные черты этого героя – тупость, невежество, лень. Кроме того, он жесток. Митрофанушка не уважает отца, издевается над своими учителями. Он пользуется тем, что мать его самозабвенно любит.
Хорошую характеристику своему несостоявшемуся жениху дает Софья. Девушка утверждает что, хотя Митрофанушке исполнилось всего шестнадцать лет, он достиг пика своего совершенства и далее развиваться не будет. Этот персонажи комедии Фонвизина довольно неприятен. В нем сочетаются такие черты, как раболепства и склонность к тирании.
В начале произведения Митрофанушка предстает перед читателями в роли избалованного жесткого человека. Но позже, когда матери не удается организовать его свадьбу с богатой родственницей, он кардинально меняет свое поведение, униженно просит прощения у Софьи, проявляет покорность по отношению к Стародуму. Митрофанушка – представитель мира Простаковых-Скотининых, людей, лишенных всяческих понятий о нравственности. Недоросль символизирует деградацию русского дворянства, причина которого заключается в неправильном воспитании и отсутствии образования.
Фамилия Простаковой символизирует необразованность и невежество. Главная черта этой героини – слепая любовь к сыну. В конце произведения мать Митрофанушки опускается до того, что начинает использовать рукоприкладство по отношению к Скотинину. Простакова – сочетание наглости, ненависти, злобы и трусости. Созданием этого литературного персонажа автора хотел показать читателю, к чему приводит отсутствие образования. По мнению Фонвизина, именно невежество является причиной многих человеческих пороков.
Софья
Племянница Простаковой – представительница дворянского рода. Но, в отличие от своих родственников, она образована, имеет понятия о чести. Софья смеется над Митрофанушкой и его матерью. Она их презирает. Характерные черты героини – доброта, насмешливость, благородство.
Другие положительные персонажи
Стародум – образованный мужчина преклонных лет, обладающий большим жизненным опытом. Основные черты этого героя – честность, мудрость, доброта и уважение к другим людям. Этот персонаж противопоставлен Простаковой. Оба они желают добра своим воспитанникам. Но подход к воспитанию у них совершенно разный. Если Простакова видит в своем сыне маленького ребенка, который требует постоянной заботы и во всем потакает ему, то Стародум считает Софью сформировавшейся личностью. Он заботится о племяннице, выбирая ей в мужья достойного человека. Следует сказать несколько слов и об этом персонаже.
Милон
Характерные черты этого героя – искренность, благородство, рассудительность. Даже в непростых ситуациях он не теряет здравомыслия. Услышав о помолвке Софьи, он представляет Митрофана человеком образованным и достойным. И только впоследствии его мнение относительно соперника меняется. Именно этот герой в одном из последних действий пытается помирить Простакову с братом, напоминая им, что они близкие люди.
Гигантский список описаний персонажей (более 70 примеров)
Подавляющее большинство описаний персонажей просто ленивы.
Они повторяют типичные представления о волосах, цвете глаз и телосложении, давая вам больше информации о том, подходит ли персонажу платье или костюм, чем тот тип информации, который вам нужен, чтобы знать его близко.
Первое, что вы должны сделать при описании персонажа, — это выбрать категорию, которой не злоупотребляют. Например, попытка описать:
- Запах
- Кожа
- Аура
- Движение
Нестандартное описание вашего персонажа поможет сохранить интерес читателя. Вы хотите, чтобы ваш читатель задавал вопросы об этом персонаже, чтобы не только узнать что-то о нем, но и создать тайну. Что сделало их такими? Как давно они в таком состоянии? Есть ли кто-то в настоящее время за ними или это паранойя из-за прошлого опыта? Подобные вопросы заставляют читателя читать.
Нужны не только физические описания. Подумайте: «Как на этого человека смотрит другой персонаж?» Они кажутся опасными, манящими, скрытными, подозрительными? То, как другой персонаж смотрит на кого-то другого, также дает представление о нем. Их привлекают? Отбит? Любопытный?
Еще одна вещь, на которую следует обратить внимание, это тип людей, несмотря на их внешний вид.
- Как они думают?
- Что они чувствуют?
- Как они видят/реагируют на определенные ситуации по сравнению с другими?
- Каково их психическое состояние?
Вот список примеров блестящих описаний персонажей, которые дадут вам представление и помогут придумать собственное:
3 Категории: Современная литература, Литература, Популярное Современная литература1,0046 1. Владимир Набоков,
Лолита«… Ее кожа блестит в неоновом свете, льющемся с мощеного двора сквозь щели в шторах, ее черные, как смоль, ресницы спутались, ее серьезные серые глаза еще более пусты, чем когда-либо».
2. Мэрилин Робинсон,
Ведение домашнего хозяйства” … в последние годы она продолжала селиться и начала уменьшаться. Ее рот изогнулся вперед, а брови откинулись назад, а череп сиял розовым и пестрым в простой дымке волос, которые колебались вокруг ее головы, как запомненная форма измененного существа. Она выглядела так, словно нимб человечества исчезал, и она превращалась в обезьяну. Усики росли из ее бровей, а на губах и подбородке торчали жесткие белые волосы. Когда она надела старое платье, грудь пустовала, а подол метел пол. Старые шляпы упали ей на глаза. Иногда она закрывала рот рукой и смеялась, закрыв глаза и тряся плечом».
3. Джеффри Евгенидес,
Брачный заговор«В волосах Филлиды заключалась ее сила. Он был дорого вставлен в гладкий купол, как раковина оркестра для представления этого долгоиграющего акта, ее лица».
4. Чайна Мьевиль,
Этот переписчик«Его рука была на глазах. Он был похож на неудачливого солдата. Грязь, казалось, так въелась в него, что морщины на его лице были похожи на письмена».
5. Михаил Булгаков,
Мастер и Маргарита«И тут горячий воздух застыл перед ним, и из него материализовался прозрачный человек самой причудливой внешности. Маленькая голова в жокейской кепке, скудная клетчатая куртка, сделанная из воздуха… Человек был семи футов ростом, но очень узкий в плечах, невероятно худой, и лицо, заметьте, имело при этом насмешливое выражение. ».
6. Барбара Кингсолвер,
Библия Ядовитого леса«Мама Беква Татаба стояла и смотрела на нас — маленькая темно-черная женщина. Ее локти торчали, как крылья, а огромная белая эмалированная ванна занимала пространство над ее головой, каким-то чудом удерживаясь на месте, пока ее голова двигалась быстрыми рывками вправо и влево».
7. Джон Кеннеди Тул,
Конфедерация болванов«Зеленая охотничья кепка сжимала вершину мясистого шара головы. Зеленые ушанки, полные больших ушей и неподстриженных волос, и тонкие щетинки, выросшие в самих ушах, торчали по бокам, как поворотники, указывающие сразу два направления. Полные сжатые губы выдавались из-под густых черных усов и в уголках их утонули в складочках, наполненных неодобрением и крошками картофельных чипсов. В тени под зеленым козырьком кепки высокомерные сине-желтые глаза Игнациуса Дж. Рейли смотрели сверху вниз на других людей, ожидавших под часами в универмаге Д. Г. Холмса, изучая толпу людей в поисках признаков дурного вкуса в одежде. Игнациус заметил, что некоторые наряды были достаточно новыми и достаточно дорогими, чтобы их можно было по праву считать оскорблением вкуса и приличия. Обладание чем-либо новым или дорогим лишь отражало отсутствие у человека богословия и геометрии; это могло даже посеять сомнения в чьей-то душе».
8. А.С. Байатт,
Владение«Он был компактным, четким мужчиной с четкими чертами лица, густыми очень мягкими черными волосами и задумчивыми темно-карими глазами. У него был вид настороженный, который мог меняться, когда он чувствовал себя расслабленным или счастливым, что нечасто случалось в эти трудные дни, в улыбку насмешливого дружелюбия и удовольствия, которая вызывала у многих женщин чувство тепла и чего-то большего».
9. Джонатан Сафран Фоер,
Все освещено«Он вообще не был похож на что-то особенное».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
Если вы ищете руководство по написанию романа, я бы посоветовал мою статью «12 шагов, чтобы написать роман-бестселлер за 6 месяцев».
Литература10. Генри Лоусон,
Девушка из Буша«Серые глаза, которые становятся печальнее, чем закат или дождь, любящее сердце, которое становится все более верным. подожди тебя у трапов.
11. Ральф Эллисон,
Человек-невидимка«Я человек-невидимка. Нет, я не привидение, подобное тем, что преследовали Эдгара Аллена По: и я не одна из ваших эктоплазм из голливудских фильмов. Я человек из вещества, из плоти и костей, волокон и жидкостей, и можно даже сказать, что я обладаю разумом. Я невидим просто потому, что люди отказываются меня видеть».
12. Ф. Скотт Фицджеральд,
Великий Гэтсби«Он понимающе улыбнулся — гораздо больше, чем понимающе. Это была одна из тех редких улыбок, полных вечной уверенности, которые можно встретить четыре или пять раз в жизни. На мгновение оно столкнулось — или казалось, что столкнулось — со всем вечным миром, а затем сосредоточилось на вас с непреодолимым предубеждением в вашу пользу.
13. Томас Вулф,
Взгляни домой, Ангел«Лицо моего брата Бена, — подумал Юджин, — похоже на кусок желтоватой слоновой кости; его высокая белая голова свирепо скрючена старческой хмуростью; его рот подобен ножу, его улыбка — мерцание света на лезвии. Его лицо подобно лезвию, и ножу, и вспышке света: оно тонкое и свирепое, и вечно красиво хмурится, и когда он устремляет свои твердые белые пальцы и свои хмурые глаза на вещь, которую хочет починить, он принюхивается. с резкой и личной концентрацией через его длинный, заостренный нос… его волосы блестят, как у мальчика — они сморщены и хрустят, как салат».
14. Редьярд Киплинг,
Книги джунглей«Черная тень упала в круг. Это была Черная пантера Багира, сплошь чернильно-черная, но с отметинами пантеры, которые при определенном освещении проступали, как узор на мокром шелке. Все знали Багиру, и никто не хотел переходить ему дорогу, потому что он был хитер, как Табаки, смел, как дикий буйвол, и безрассуден, как раненый слон. Но голос у него был нежный, как дикий мед, капающий с дерева, и кожа мягче пуха».
15. Чарльз Диккенс,
Большие надежды«[мисс Хэвишем] запретила бесконечно больше; что в уединении она уединилась от тысячи естественных и целительных влияний; что ее разум, задумчивый в одиночестве, стал больным, как и все разумы, которые делают, должны и хотят изменить установленный порядок их Создателя…»
16. Джон Ноулз, Отдельный мир
«Для такого и выдающегося атлета — даже Финеас был лучшим спортсменом в школе, будучи учеником Нижнего Миддла. Он был моего роста — пять футов восемь с половиной дюймов… Он весил сто пятьдесят фунтов, на раздражающие десять фунтов больше, чем я, которые струились от его ног к туловищу, от плеч к рукам и полной сильной шее в непрерывную, бесстрастную шею. единство силы».
17. Амброуз Бирс,
Чикамауга«-мертвое тело женщины — белое лицо повернуто вверх, руки вытянуты и сжаты в траве, одежда в беспорядке, длинные темные волосы спутаны и полны свернувшаяся кровь. Большая часть лба была оторвана, а из рваной дыры торчал мозг, заливая висок, серой пенистой массой, увенчанной скоплениями малиновых пузырей, — работа раковины».
18. Джейн Остин,
Гордость и предубеждение«…ваши манеры, поразившие меня полнейшей верой в ваше высокомерие, ваше тщеславие и ваше эгоистичное презрение к чувствам других, были таковы, что сформировали основу неодобрения, на которой последующие события построили столь непоколебимую неприязнь ; и я не знала вас и месяца, как почувствовала, что вы последний мужчина в мире, за которого мне удастся уговорить выйти замуж.
19. Марк Твен,
Приключения Гекльберри Финна«Ему было под пятьдесят, и он выглядел так. Волосы у него были длинные, спутанные и сальные, свисали вниз, и сквозь них можно было видеть сияние глаз, как будто он был за виноградными лозами. Все было черным, без серого; как и его длинные, спутанные бакенбарды. На его лице не было ни румянца, ни лица; оно было белым; не как чужой белый, а белый, от которого тело тошнит, белый, от которого ползут мурашки по телу, — белый, как у древесной жабы, как у рыбьего живота. Что касается его одежды — просто лохмотья, вот и все. Одна его лодыжка опиралась на другое колено; ботинок на этой ноге был сломан, и два его пальца торчали, и он время от времени работал ими. Его шляпа валялась на полу — старый черный мешочек с прогнувшимся верхом, как крышка».
20. Уильям Голдинг,
Повелитель мух«Под парящим плащом он был высоким, худым и костлявым; и волосы у него были рыжие под черной кепкой. Лицо у него было морщинистое и веснушчатое, уродливое, но не глупое».
21. Джейн Остин,
Убеждение«Тщеславие было началом и концом характера сэра Уолтера Эллиота: тщеславие личности и положения. В юности он был на редкость красив, а в пятьдесят четыре года все еще оставался прекрасным мужчиной. . . ».
Оповещение:
Для тех из вас, кто хочет написать роман, посетите этот пост: «12 шагов, чтобы написать роман-бестселлер».
Вы не пожалеете.
22. Эндрю Лэнг,
Багровая книга фей«Когда старый король увидел это, он вскипел от ярости, дико огляделся, бросился на землю и умер».
23. Джозеф Конрад,
Сердце Тьмы«Он был зауряден по цвету лица, чертам лица, манерам и голосу. Он был среднего роста и обычного телосложения. Глаза его, обычной голубизны, были, может быть, удивительно холодны, и он уж точно мог бросить взгляд на такой острый и тяжелый, как топор… Иначе было только неопределенное, слабое выражение его губ, что-то исподтишка — улыбка — ни улыбки — помню, но не могу объяснить».
24. Энн Бронте,
Арендатор Уайлдфелл-Холла«Его сердце было подобно чувствительному растению, которое на мгновение раскрывается на солнце, но скручивается и сжимается при малейшем прикосновении пальца или легчайшее дуновение ветра».
25. Макс Бирбом,
Зулейка Добсон«Он следил глазами за ее длинной стройной фигурой, когда она пробиралась в толпе и из толпы, извилисто, доверчиво, доставая пенни из локтя одного парня, три пенни… у кого-то между шеей и воротником, полвенки из чужих волос, и всегда повторяла своим флейтовым голосом: «Ну, это как-то странно!»»
26.
Олдос Хаксли, Дивный новый мир«У него был длинный подбородок и большие довольно выступающие зубы, которые, когда он не говорил, просто прикрывались его полными, витиевато изогнутыми губами. Старый, молодой? Тридцать? 50? Пятьдесят пять? Трудно было сказать».
27. Майя Энджелоу, «Я знаю, почему птица в клетке поет»
«У нее была насыщенно-черная кожа, которая слезла бы, как слива, если бы ее зацепили, но тогда никому бы и в голову не пришло подобраться к миссис Флауэрс достаточно близко, чтобы потрепать ее. ее платье, не говоря уже о том, чтобы зацепить ее кожу. Она не поощряла фамильярность. Она тоже была в перчатках. Я не думаю, что когда-либо видел, как миссис Флауэрс смеется, но она часто улыбалась. Медленное расширение ее тонких черных губ, обнажающих ровные маленькие белые зубы, затем медленное, легкое смыкание. Когда она решила улыбнуться мне, я всегда хотел поблагодарить ее».
28. Д. Г. Лоуренс,
Любовник леди Чаттерлей«Но ее воля оставила ее. Странная тяжесть лежала на ее конечностях. Она уступала дорогу. Она сдавалась…»
29. Генри Джеймс,
The Aspern Papers«Ее лицо не было молодым, но оно было простым; оно было не свежим, но мягким. У нее были большие глаза, которые не были ясными, и много волос, которые не были «причесаны», и длинные тонкие руки, которые, возможно, были грязными».
30. Эдвард Бульвер-Литтон, 9 лет0019 Занони Книга первая: Музыкант
«Она избалованная султанша досок. Испортить ее игру, может быть, достаточно легко, — разве они испортят ее натуру? Нет, не думаю. Там, дома, она еще хороша и проста; а там, под навесом у дверей, — там она и сидит до сих пор, божественно размышляя. Как часто, кривоствольное дерево, она смотрит на твои зеленые ветви; как часто, подобно тебе, в своих снах и фантазиях она борется за свет, а не за свет сценических фонарей.
31. Гюстав Флобер,
Мадам Бовари«Жить среди этих бледнолицых женщин с четками и медными крестами…»
32.
Чарльз Диккенс, Большие надежды«Хотя все остатки ее платья были сожжены , как мне сказали, в ней еще сохранилось что-то от ее прежней жуткой невесты; ибо они накрыли ее до горла белой ватой, и, когда она лежала с белой простыней, неплотно прикрывавшей ее, призрачный воздух чего-то, что было и изменилось, все еще витал над ней».
33. Редьярд Киплинг,
Множество изобретений«Он закутался в цитаты — как нищий закутается в пурпур императоров».
34. Марк Твен,
Приключения Гекльберри Финна«Он всегда был солнечным светом — я имею в виду, что он создавал впечатление хорошей погоды».
35. Хью Лофтинг,
История доктора Дулиттла«Долгое время он молчал. Он оставался неподвижным, как камень. Казалось, он вообще почти не дышал. Когда он наконец заговорил, это звучало почти так, как будто он пел, к сожалению, во сне».
36. Чарльз Диккенс,
Большие надежды«Я любил ее вопреки здравому смыслу, вопреки обещаниям, вопреки миру, вопреки надежде, вопреки счастью, вопреки всему разочарованию, какое только могло быть».
37. Эдвин А. Эбботт,
Флатландия: многомерный роман«Он сам является своим собственным Миром, своей собственной Вселенной; ни о ком другом, кроме самого себя, он не может составить представления; он не знает Ни Длины, ни Широты, ни Высоты, ибо не имел с ними опыта; он не ведает даже числа Два; он и не думает о Множественности, ибо он сам есть Его Один и Все, будучи в действительности Ничто».
Popular38. Джейми МакГуайр,
Beautiful Oblivion«Ее длинные платиновые светлые волосы распущенными волнами падали на плечи, с несколькими черными прядями в виде глаз. На ней было черное мини-платье и армейские ботинки».
39. Н.К. Джемисин,
Сотня тысяч королевств«Его длинные-длинные волосы развевались вокруг него, как черный дым, их пряди извивались и двигались по собственной воле. Его плащ — а может быть, и волосы — колыхались, словно на неощутимом ветру».
40. М.
Л. ЛеГетт, Сирота и вор«Существо — ужасное, ужасное существо — было всего в нескольких шагах от нее. Его глаза были огромными, размером с гусиное яйцо и молочно-белыми. Его серая скользкая кожа туго обтягивала лицо. Его рот был широк и полон игольчатых зубов. Его руки покоились на камне, перепончатые и огромные руки, каждый палец которых заканчивался острым изогнутым ногтем. Он был ростом с человека, но странно сморщенным и сгорбленным».
41. Янтарный рассвет,
Sub Rosa«Когда он появился, его глаза были такими же карими, как я помнил, зрачки были с золотыми крапинками, как пляжная галька».
42. Джулия Стюарт,
Башня, Зоопарк и Черепаха«Его волосы были отращены, чтобы противодействовать их явному отступлению от макушки, и были собраны в жалкий, хрупкий конский хвост, который свисал вяло. вниз по его спине. Цветы прыщей подчеркивали его белоснежную кожу».
43. Джеймс Ли Берк,
Неоновый дождь«Рукава цвета хаки были закатаны на загорелых руках, у него были плоские зеленые глаза и тяжелые черты лица жителей гор северной Луизианы. От него слабо пахло засохшим потом, Красным Человеком и тальком.
44. Стефани Майер,
Сумерки«Я живо вспомнила плоский черный цвет его глаз, когда он в последний раз смотрел на меня — цвет бросался в глаза на фоне его бледной кожи и каштановых волос. Сегодня его глаза были совсем другого цвета: странной охры, темнее ириски, но с тем же золотым оттенком».
45. Брайан Маллой,
Двенадцать долгих месяцев«С ярко-рыжими волосами она выглядит как сестра Рональда Макдональда в постменопаузе. Которая позволила себе уйти». (это один из моих любимых, потому что я нахожу его смехотворно забавным)
46. Джоан Джонстон,
Больше не незнакомка«На самом деле у Реб был такой же безупречный цвет лица, как и у ее сестры, за исключением веснушек. Прямые, подстриженные по-мальчишески волосы небрежно падали на лоб и скрывали красивые дугообразные брови, обрамлявшие большие выразительные глаза. У нее был тонкий орлиный нос, но упрямый рот и подбородок».
47. Брайан Мортон,
Breakable You«Без очков Вивиан выглядела немного пугающе. У нее были напряженные жилистые мускулы и жесткое, почти зверское лицо — лицо, которое могло быть выточено скульптором, разлюбившим представление о красоте».
48. Энн Райс,
Вампир Арман«Я увидела, что мой Учитель облачился в толстую тунику и красивый темно-синий камзол, который я раньше почти не замечал. На руках у него были мягкие гладкие темно-синие перчатки, идеально прилепившиеся к пальцам, а ноги были покрыты толстыми мягкими кашемировыми чулками вплоть до его красивых остроносых туфель».
49. Бекка Фитцпатрик,
Black Ice«Его каштановые волосы были подстрижены, и это подчеркивало поразительную симметрию его лица. Когда солнце светило ему в спину, тени отмечали впадины под его скулами. Я не мог определить цвет его глаз, но я надеялся, что они карие… У парня были прямые скульптурные плечи, которые заставили меня подумать пловец …»
50.
Э. К. Шиди, Killing Bliss«Он стоял , который поставил его лицом к лицу с темноволосой женщиной, чей блестящий, горящий взгляд вливался в его ничтожную душу, как кипящая смола, чей рот пенился от ярости, и чья рука теперь сжимала, побелевшие костяшки, вокруг ножа для мяса ». (Автор дает много подробностей об эмоциях персонажей, но нет ни одной конкретной детали об их внешности. Используйте это как пример того, что внешность не всегда является самой важной вещью.)
51. Джеймс Ли Бёрк,
Неоновый Дождь«С его жестких седых и черных волос капал пот, а лицо было цвета и текстуры старой бумаги. Он посмотрел на меня с того места, где сидел на своей койке, и его глаза были горячими и яркими, а над верхней губой выступили капельки влаги. Между пожелтевшими пальцами он держал сигарету Camel, а пол вокруг его ног был усеян окурками».
52. Сюзанна Коллинз,
Голодные игры«У нее яркие темные глаза и атласная коричневая кожа, она стоит, наклонившись, на носочках, слегка раскинув руки в стороны, как будто готовая взлететь при малейшем звуке».
53. Бекка Фитцпатрик,
Тише, Тише«Он был отвратительным… и самой соблазнительной, измученной душой, которую я когда-либо встречала». (Это не описывает его физически, но дает представление о том, как его видит главный герой)
54. Джоан Роулинг,
Гарри Поттер и Философский камень«В дверях стоял гигантский мужчина. Его лицо было почти полностью скрыто длинной косматой гривой волос и дикой спутанной бородой, но можно было разглядеть его глаза, блестящие, как черные жуки, под всеми волосами».
55. Энн Райс,
Скрипка«Я сознательно думал о нем, моем скрипаче, пункт за пунктом, что с его длинным узким носом и такими глубоко посаженными глазами он мог бы быть менее соблазнительным для кого-то другого — возможно. Но тогда, пожалуй, никому. Какой у него был хорошо сложенный рот, и как узкие глаза, детализированные углубленные веки давали ему такой диапазон выражения, чтобы широко открыть взгляд или утонуть в хитрой улице».
56. Кевин Брукс,
Лукас«Как я уже говорил, воспоминание о прогулке Лукаса вызывает у меня улыбку. Это невероятно яркое воспоминание, и если я закрою глаза, то смогу увидеть его сейчас. Спокойный рывок. Красиво и стабильно. Не слишком быстро и не слишком медленно, Достаточно быстро, чтобы куда-то добраться, но не слишком быстро, чтобы что-то упустить. Бодрый, бдительный, решительный, без забот и без тщеславия. Прогулка, которая одновременно принадлежала и была удалена от всего вокруг».
57. Энн Райс, 9 лет0019 Скрипка
«И она выглядела такой, какой он всегда ее ненавидел, — мечтательной и неряшливой, и милой, с опущенными очками, курящей сигарету, с пеплом на пальто, но полной любви, с тяжелым и бесформенным телом от возраст.»
58. Кевин Брукс,
Лукас«Когда мы подошли ближе, фигура стала яснее. Это был молодой человек или мальчик, свободно одетый в тускло-зеленую футболку и мешковатые зеленые брюки. На талии у него была повязана зеленая армейская куртка, а через плечо висела зеленая холщовая сумка. Единственной незеленой вещью в нем была пара неряшливых черных прогулочных ботинок на ногах. Хотя он был маленьким, он не был таким маленьким, как я сначала подумал. Он был не совсем мускулистым, но и не казался худосочным… В нем чувствовалась скрытая сила, изящная сила, которая проявлялась в его равновесии, в том, как он держал себя, в том, как он ходил…»
59. Ирис Йохансен,
Лицо Обмана«Кудрявые взлохмаченные кудри, минимум макияжа, большие карие глаза за круглыми очками в проволочной оправе. В этом лице был мир характера, более чем достаточный, чтобы сделать ее обворожительной, а не просто привлекательной».
60. Деннис Лихейн,
Выпивка перед войной«Брайан Полсон был худым как гребешок, с гладкими волосами цвета олова и влажным мясистым рукопожатием…. Его приветствие было кивком и миганием, как и подобает тому, кто вышел из тени лишь на мгновение.
61. Джина Шоуолтер,
Самая темная ночь«Светлые волосы волнами падали на плечи, обрамляя лицо смертных женщин, считающееся чувственным пиршеством. Они не знали, что этот человек на самом деле был дьяволом в ангельской шкуре. Хотя должны были. Он практически светился непочтительностью, и в его зеленых глазах был нечестивый блеск, который говорил, что он будет смеяться вам в лицо, отсекая ваш жар. Или смеяться тебе в лицо, пока ты вырезаешь ему сердце.
62. Сэм Байерс, 9 лет0019 Идиопатия
«Теперь он был здесь: в одежде, лице и межличностных отношениях; каждый дюйм блаженного ученого».
63. Мэгги Стифватер,
The Raven Boys«В нем, как всегда, был образ американского героя войны, закодированный в его взлохмаченных каштановых волосах, прищуренных по-летнему карих глазах, прямом носе, характерном для древних англо-американцев. — Саксы милостиво перешли к нему. Все в нем говорило о доблести, силе и крепком рукопожатии».
64. Дж.Р.Р. Толкин,
Властелин Колец: Братство Кольца«Лицо Элронда было нестареющим, ни старым, ни молодым, хотя в нем было записано воспоминание о многих радостных и печальных вещах. Волосы его были темны, как тени сумерек, и на них был серебряный обруч; глаза его были серы, как ясный вечер, и в них был свет, подобный свету звезд».
65. Фредрик Бакман,
Человек по имени Уве«Говорили, что Уве видел мир черно-белым. Но она была цветной. Весь цвет, который у него был».
66. Фрэнк Герберт,
Дюна«…девочка, на вид около четырех лет. На ней была черная аба, капюшон был откинут назад, обнажая крепления стилсьюта, свободно свисающие у нее на шее. Ее глаза были голубыми фрименскими и смотрели на мягкое круглое лицо. Она казалась совершенно бесстрашной, и в ее взгляде было выражение, которое заставило барона чувствовать себя неловко по той причине, которую он не мог объяснить».
67. Орсон Скотт Кард,
Игра Эндера«Эндер не видел в Питере красивого десятилетнего мальчика, которого видели взрослые, с темными взлохмаченными волосами и лицом, которое могло принадлежать Александру Македонскому. Большой. Эндер посмотрел на Питера только для того, чтобы обнаружить злость или скуку, опасное настроение, которое почти всегда приводило к боли.
68. Кейтлин Моран,
Как создать девушку«Он держал голову в руках, а его галстук выглядел так, будто его надел враг, и он душил его».
69. Грэм Джойс,
Какая-то сказка«Питер был нежным рыжеволосым мужчиной-медведем. Стоя в носках в шесть четыре часа, он двигался повсюду с легким морским покачиванием, но, несмотря на широкую грудь, в нем было что-то сосредоточенное и успокаивающее, как старая корабельная мачта, вырезанная из цельного бревна».
70. Брэд Паркс,
Девушка по соседству«…в дополнение к тому, что она веселая, умная и сообразительная — в дерзкой манере, которая всегда позволяла мне быть честным, — на нее довольно легко смотреть, никогда не… заканчивающиеся ноги, подтянутые руки, вьющиеся каштановые волосы и глаза, которые дразнят, улыбаются и блестят одновременно».
71. Деннис Лихейн,
Выпивка перед войной«Стерлинг Малкерн был румяным, мускулистым мужчиной, из тех, кто носил вес как оружие, а не как помеху. У него была копна жестких седых волос, по которым можно было приземлить DC-10, и рукопожатие, которое почти не вызывало паралича».
72. Филип Пуллман,
Золотой компас«Лорд Азриэл был высоким мужчиной с мощными плечами, свирепым темным лицом и глазами, которые, казалось, вспыхивали и блестели от дикого смеха. Это было лицо, над которым нужно было доминировать или сражаться, но никогда не было лицом, над которым можно было бы покровительствовать или жалеть. Все его движения были большими и совершенно сбалансированными, как у дикого зверя, и когда он появлялся в такой комнате, он казался диким зверем, которого держат в слишком маленькой клетке».
73. Шерман Алекси, 9 лет0019 Одинокий рейнджер и Тонто Кулачный бой на небесах
«Я думал, что она такая красивая. Я полагал, что она из тех женщин, которые могут заставить бизонов подойти к ней и расстаться с жизнью. Ей не нужно было бы охотиться. Каждый раз, когда мы шли гулять, птицы следовали за нами. Черт, перекати-поле будет преследовать нас повсюду».
Как их написать (в 3 шага)
Описание персонажей — те ключевые отрывки, которые описывают, как на самом деле выглядит персонаж — почти так же важны для письменной истории, как и сами персонажи. Если вы пишете роман, вы, вероятно, создали в своей голове потрясающего, яркого главного героя: целеустремленного, причудливого, возможно, даже с запоминающимся именем. Но как передать все это читателю, не истощая магию?
Написание убедительных описаний персонажей на самом деле требует немалой ловкости. Если вы скупитесь на описательные отрывки, вы рискуете оставить своих читателей с забывчивыми персонажами. Но если вы станете слишком описательным, вы не оставите места для собственного воображения читателя.
Так что же нужно, чтобы найти правильный баланс? Мы расскажем вам! Вот три основных правила, как писать описания персонажей, не сорвавшись с каната.
1. Тщательно выбирайте слова
При описании персонажей легко забежать вперед. В конце концов, вы впервые представляете персонажа, которого создали с нуля.
Но то, что вы знаете о них все, не означает, что это нужно читателю. Описание персонажей состоит не в том, чтобы излагать каждую деталь роскошным языком, а в том, чтобы дать краткую характеристику. Вот несколько советов, как этого добиться.
Описательный текст на вашем языке
В конце концов, мы говорим об описании персонажей — это буквально в названии. При описании персонажа, который вы ясно видите в своем воображении, легко просто дать длинный список атрибутов: у нее были черные волосы, карие глаза и веснушки. Но это ничего не говорит нам о символе и, откровенно говоря, является пустой тратой слов.
Конечно, у вашего главного героя могут быть карие глаза. Но так думает половина населения мира! А характеристика — это показать, что делает персонажа уникальным.
Иногда это можно сделать, просто выбрав слово. Возьмите этот пример из Гекльберри Финн :
«На его лице не было ни румянца, ни лица; оно было белым; не как белый у другого человека, а белый, от которого тело тошнит, белый, от которого мурашки по телу, — белый, как у древесной жабы, как у рыбы.
Из этого отрывка мы ясно понимаем, как выглядит отец Гека, так же точно, как если бы Твен просто написал: «Он был белым». Но благодаря использованию образного языка и отличному выбору слов в нашей голове застревает другой образ: болезненный, гротескный пьяница. Бонусные баллы за использование «дерево-жаба» и «рыбье брюхо» — дескрипторы, соответствующие тональности приключенческого романа.
БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Покажи, не говори
Овладейте золотым правилом письма за 10 пятиминутных уроков.
Используйте прилагательные с осторожностью
(Источник: Houghton Mifflin)Еще одна проблема с предложением типа «У нее были карие глаза» заключается в том, что карие просто не очень интересное слово. Когда дело доходит до описания чего-либо, то же самое верно для многих прилагательных; которые относятся к описаниям так же, как наречия к глаголам. Другими словами, они могут казаться более описательными, но часто просто усложняют ваши предложения.
То же самое и с глаголами. Много было сказано о банальности глагола «быть» в литературе. Что бы вы предпочли: «У нее было карих глаз» или «Ее карие глаза пронзали мои»? Используйте сильные глаголы, чтобы больше рассказать о своем персонаже. Когда дело доходит до описания персонажей, важно каждое слово.
Однако имейте в виду, что слишком описательные слова, подобные этим, могут легко превратиться в клише. В конце концов, такая фраза, как «У него было прозаичное, заурядное лицо», может меркнуть по сравнению с более простым, но убедительным описанием, таким как это из книги Джонатана Сафрана Фоера «9».0019 Все освещено :
«Он вообще не был похож на что-то особенное».
Экономно используйте сами описания
При представлении персонажа лучше не посвящать целых три главы исчерпывающему физическому объяснению и предыстории. В конце концов, это не Моби Дик .
Итак, когда вы рисуете образ своего персонажа, сделайте две важные вещи: 1) сосредоточьтесь на нескольких ключевых характеристиках одновременно и 2) не забудьте разложить свои описания по всей книге . Если нам сразу сообщат каждую деталь лица каждого персонажа, все они в конечном итоге смешаются. Но если нам внятно говорят о женщине с ушами, как у кролика, или о мужчине с чуть большей левой ноздрей? Мы запомним их на весь роман.
Также имейте в виду, что выбор слов важен, как и то, что вы описываете с помощью этих слов. Волосы, кожа и цвет глаз — все эти характеристики, по иронии судьбы, на самом деле не имеют значения.0019 сказать что-нибудь о персонажах. Вот почему далее мы обсудим, какие характеристики вы должны освещать в описаниях ваших персонажей.
2. Будьте конкретны
Помните, нам не нужно знать все физические данные каждого человека в книге. На самом деле, поскольку чтение не является визуальным средством, многие читатели предпочитают сами заполнять пробелы.
Хорошие описания, как правило, кратки, но вызывают воспоминания. Поэтому выберите для описания два или три отдельных, специфических атрибута, а остальное предоставьте воображению читателя. Вот несколько идей о том, какими могут быть эти атрибуты.
Выражение лица
Черты лица — это одно: любой может иметь большой нос, так что это ничего существенного не говорит нам о персонаже. С другой стороны, выражение лица говорит о многом. Как этот пример из Повелитель мух :
«Его лицо было морщинистым и веснушчатым, уродливым без глупости».
То, как они себя ведут
Язык тела является ключом к пониманию других людей, поэтому само собой разумеется, что он также является ключом к пониманию персонажей. Возьмите это описание из книги Барбары Кингсолвер «9».0019 Библия Ядовитого леса , описывающая персонажа только по позе и манерам:
«Мама Беква Татаба стояла и смотрела на нас — маленькая темно-черная женщина. Ее локти торчали, как крылья, а огромная белая эмалированная ванна занимала пространство над ее головой, каким-то чудом удерживаясь на месте, пока ее голова двигалась быстрыми рывками вправо и влево».
Их вещи
(Источник: Пикадор)
В своем популярном романе Американский психопат Брет Итон Эллис демонстрирует пошлость и нарциссизм Патрика Бейтмана посредством описания дизайнерской одежды главного героя. Вы можете многое сказать о человеке по его вещам — будь то одежда, автомобили, дома или просто содержимое их кошелька. «Он был поверхностным социопатом» — лаконично описывает степень развития характера Патрика Бейтмана в романе, но отрывок, подобный этому, показывает это гораздо лучше:
«Но есть также вещи, которые средний человек счел бы хорошими, которые я сделал, чтобы отпраздновать праздник, вещи, которые я купил Джин и доставил ей сегодня утром в квартиру: хлопковые салфетки Castellini от Bendel’s, плетеная стул от Jenny B. Goode, накидка на стол из тафты от Barney’s, винтажная кольчужная сумочка и винтажный комод из стерлингового серебра от Macy’s, этажерка из белой сосны от Conran’s, эдвардианский браслет из девятикаратного золота в форме ворот от Бергдорфов и сотни и сотни розовых и белых роз».
Просто убедитесь, что подробные описания одежды не попадают в категорию плохих фанфиков. (Хотя есть и хорошие фанфики.)
Их действия
Знаете, как действия говорят громче слов? Это как никогда верно, когда дело доходит до описания актерского состава вашего романа.
В каком-то смысле действия могут иллюстрировать физические характеристики довольно простым способом: «Она провела рукой по волосам, случайно обнажив родинку на лбу, которую всегда прятала за челкой».
Но вы также можете узнать о вымышленных персонажах по их действиям не меньше, чем о реальных людях. Тони Моррисон демонстрирует четкое знание этого в своем романе Jazz , представляя персонаж Вайолет, рассказывая историю о ней, а не просто рассказывая, как она выглядит.
«Я знаю эту женщину. Раньше она жила со стаей птиц на Ленокс-авеню. Знай и ее мужа. Он влюбился в восемнадцатилетнюю девушку с одной из тех глубоких, жутких любовей, которые сделали его таким грустным и счастливым, что он застрелил ее, просто чтобы сохранить это чувство. Когда женщина по имени Вайолет пришла на похороны, чтобы увидеть девушку и разрезать ей мертвое лицо, они бросили ее на пол и выгнали из церкви. Затем она побежала по всему этому снегу, а когда вернулась в свою квартиру, вытащила птиц из их клеток и выпустила их в окна, чтобы они замерзли или улетели, включая попугая, который сказал: «Я люблю тебя».
БЕСПЛАТНЫЙ РЕСУРС
Шаблон профиля персонажа Ридси
История настолько сильна, насколько сильны ее персонажи. Заполните это, чтобы развить свой.
3. Не всегда говорите конкретно
Да, ладно — ирония здесь не ускользает от нас. Но в то время как предоставление четких деталей важно для описания персонажей, также важно знать, когда конкретные описания не нужны. Слова, в конце концов, не ограничиваются описанием физических вещей. Так что не ограничивайте свою прозу.
Будь абстрактным
(Источник: Уильям Морроу)
Не стесняйтесь расширять границы того, что вы описываете, и того, как вы это описываете. Вместо того, чтобы просто указывать на конкретные характеристики или действия, не стесняйтесь описывать абстракции, как в этом отрывке из книги Нила Геймана Neverwhere :
«Mr. Круп любит слова, а мистер Вандермар всегда голоден. Кроме того, они не похожи друг на друга».
Или опишите физические характеристики абстрактно, то есть используйте сравнения и метафоры. В «9» Чарльза Диккенса0019 Рождественская песнь , Диккенс не описывает Скруджа как скрягу, ненавидящего Рождество. Вместо этого Скрудж в этой рождественской книге:
«Твердый и острый, как кремень, из которого никакая сталь никогда не высекала щедрый огонь; тайна, самодостаточность и одиночество, как устрица».
Будьте предвзяты
Описываете ли вы себя другу или друг описывает вас кому-то другому, очень маловероятно, что кто-либо из вас даст кропотливый и совершенно объективный отчет. Предубеждения существуют во всех аспектах жизни, поэтому можно быть предвзятым и в описаниях персонажей.
Если рассказчик от первого лица описывает себя, он может отметить свою привлекательность, как Гумберт Гумберт в Лолита :
«Я был и остаюсь, несмотря на mes malheurs, исключительно красивым мужчиной; медлительный, высокий, с мягкими темными волосами и мрачным, но тем более соблазнительным оттенком манеры поведения».
Или вы можете попросить одного персонажа описать другого, что освещает атрибуты последнего и восприятие первого. Возьмем, к примеру, это особенно язвительное описание одного человека другим из книги Джоди Тейлор «9».0019 Ничтожная девушка :
«Единственными талантами, которыми он обладал, были иллюзии адекватности».
Это предложение лаконично описывает не вполне самосознающего неудачника. Но это также иллюстрирует рассказчика с не очень объективным мнением о нем.
БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Как развивать персонажей
За 10 дней научитесь создавать сложных персонажей, которые понравятся читателям.