Где находилось сибирское ханство: народы, территория,столица, занятия населения (кратко)

Глава 5.6. Население региона в составе Сибирского ханства

  • ← Глава 5.5. Регион в составе Тюменского ханства
  • Раздел 2. Регион в составе Российского Государства в XVII-XVIII веках →

В 1563 году в связи с попытками сибирских князей перейти в подданство к русскому царю Ивану IV Грозному представители тюменской династии возвращаются на север. На престол в Искере (Сибири), новой столице местных государств, был посажен внук тюменского хана Ибрахима. Он правил поочередно со своим братом Кучумом, которого принято называть «последним сибирским царем».

Сибирское ханство во второй половине XVI века находилось между двумя крупными силами. С одной стороны, это было растущее Московское государство, границы которого после захвата Казани и Астрахани, признания подданства башкирскими племенами и примирения Ногайской Орды вплотную придвинулись к Приуралью. Многие местные группы населения признавали власть тюменских и сибирских ханов, но совместные усилия купцов Строгановых, пермских воевод и местных православных святителей усиливали позиции русской власти.

С другой стороны, сибирские правители были в родстве с бухарским ханом Абдуллой II, который поставил под свой контроль большую часть Центральной Азии и оказывал значительное влияние на своих соседей из числа казахов и ногаев.

Обе стороны были крайне заинтересованы получении прямого доступа к сибирской пушнине. Причем ее крупные запасы находились не только в таежной зоне, но и в Среднем Притоболье (от Исети на севере до Убагана на юге). Расположенные здесь леса, в том числе крупнейший Илет Карагая (его остатки сейчас называются Илецко-Иковским бором к северу от Кургана), находились в коллективном пользовании южнозауральских, исетских и тюменских тюрко-татарских групп населения. С приходом к власти в Сибири Ахмад-Гирея и Кучума среднее течение Тобола стало частью ханских кочевий, что не запрещало здесь охотиться, но делало невозможным появление поселений. Известные нам группы региона жили к западу от Тобола (табын, на их территории также были ногаи, чьи основные кочевья располагались в степной зоне) и по Исети (киныр, терсяк, бачкир, катай, сынрян, бикотин, салжиут).

Только четыре из этих групп (табын, бачкир, салжиут и, возможно, катай) могут быть связаны с населением трех предшествовавших столетий. Смена групп также говорит о значительном оттоке населения и изменении этнокультурной картины региона.

Братья-правители пытались проводить независимую политику. Так, в 1569-1571 гг. Кучум вел переговоры с Москвой, но после крымского похода 1571 года и сожжения Москвы они были прерваны. В Приуралье началось восстание против русской власти, где не до конца ясную роль сыграли и сибирские ханы, которые с этого времени переориентировались на Бухару, откуда вскоре прибыла очередная миссия с целью продолжения исламизации местного населения. Сторонниками этого направления сибирской политики были и потомки Шейх-Мамая. В результате отношения с Москвой были на долгое время прерваны, хотя и не были однозначно враждебными.

В 1582 году история сибирской государственности династии Шибанидов была прервана походом казачьего атамана Ермака, который разгромил войска Кучума и захватил его северную столицу Искер. Это событие не стало концом Сибирского ханства, но было фактором, подтолкнувшим его стагнацию и распад. Они усилились после 1586 года, когда московские воеводы по прямому приказу царя Федора Ивановича на месте татарского города Чимги-Тура основали современную Тюмень, центр русского присоединения Сибири. Под влиянием этого события многие татары начинают переходить на сторону русской власти, так формируется особая категория сибирских служилых татар. Несмотря на это вплоть до конца XVI века многие племена лесостепи продолжали оказывать поддержку своему царю, первое появление русских в Приисетье в 1595 году было неудачным. Только в 1600-1601 гг. приисетские тюрко-татарские группы шертвуют (дают присягу) Москве, что было связано со смертью Кучума и ростом давления на них со стороны новой степной силы в лице калмыков.

Сибирское ханство при Кучуме. Покорение Сибири: Мифы и реальность

Сибирское ханство при Кучуме

В 1563 году в Сибирском ханстве стал править новый хан из рода Шейбанидов, Кучум. Он не стал строить для себя новую столицу, заняв дворец прежнего правителя. Перед ним стояли две главные задачи: распространение ислама в ханстве и расширение подвластной территории. Наказ о распространении веры. Пророка дал ему отец в Бухаре, а распространение своей власти было уже своей собственной задачей.

Кучум выстроил рядом со своим ханским дворцом, в цитадели Искера, мечеть и приказал своим приближенным принять ислам. Но вот население ханства отказалось обращаться в новую веру. Несколько ходжей, приехавших во владения Кучума проповедовать ислам, были убиты. Хан жестоко наказал убийц святых, похоронил тела павших за веру на княжеском кладбище и начал приводить население ханства к покорности.

Хан провел несколько крупных военных походов: по Туре и Тавде — на вогулов, по Иртышу и Оби — на вогулов и остяков. Все эти народы были покорены и обложены данью. Чтобы предотвратить бунт и отложение, Кучум распорядился строить по территории ханства, особенно в отдаленных его землях, укрепленные городки, в которые назначал должностных лиц из числа своих приближенных или из знатных татар. Со временем территория ханства оказалась поделена на своего рода уезды, в центре которых находились укрепленные ставки представителя ханской власти: тархана, мурзы, даруги или есаула, в зависимости от числа местных жителей и их лояльности хану. Часть городов была построена еще задолго до Кучума. А часть строилась уже при нем и, как правило, получала название от имени первого правителя.

Вблизи Искера стояли города: Сузгун-Тура, Биум-Тура, город на Чувашском мысу, Абалак, Атика. На Тоболе и Туре: Карачин, Алымай, Акцыбар-Кале, Цы-тырла, Тархан-Тура, Чингидин или Чимги-Тура. На Иртыше: Кысим-Тура и Бегиш-Тура [21, с. 76; 22, с. 51]. Получается, что Сибирское ханство имело достаточно много городов или хорошо укрепленных населенных пунктов. Любопытно и то, что судьба большинства этих городов после русского завоевания не прослеживается. Неизвестно, что с ними стало: были ли они разграбле-ныи сожжены, были ли они просто брошены населением.

Следующим шагом хана Кучума было завоевание области выше по течению Иртыша, которая известна под названием Барабинских степей. Там он провел удачную войну, в результате которой распространил свои владения до Ямышевского озера. Население степей было обложено данью.

Укрепив свое правление в ханстве, Кучум вернулся к распространению в нем ислама. В 1572 году он попросил у своего старшего брата Ахмет-Гирея, ставшего бухарским ханом вместо умершего в 1565 году отца, Муртазы-хана, прислать в Искер духовную миссию и военную помощь против русских. Брат откликнулся на просьбу и в 1575 году привел в Сибирское ханство большой отряд и духовную миссию, состоявшую из ахуна, муллы и трех абызов.

Ахмет-Гирей разместил свой отряд недалеко от Искера и стал забавляться соколиной охотой на берегах Иртыша. Однако здесь его настигли интриги бухарского князя Шингея, метившего на ханский престол. Он прислал людей, которые должны были убить Ахмет-Гирея. Когда хан охотился на берегу Иртыша, эти люди окликнули его с другого берега и позвали переплыть реку под предлогом получения вестей из Бухары. Ахмет-Гирей сел в лодку и поплыл на другой берег.

Когда же он сошел на берег, то тут же был заколот подосланными убийцами. Охрана хана осталась на другом берегу Иртыша, и пока они поняли, что произошло, убийцы уже успели скрыться [33, с. 200].

В этом кратком рассказе — только вехи истории Сибирского ханства. Надо признать, сибирская наука ни на шаг не продвинулась в деле описания истории этого государства после Г.Ф. Миллера, даже наоборот, во многих вопросах откатилась назад, в область мифов и недостоверных сведений. Это и неудивительно, потому что для мифотворцев всегда существует опасность, что от активного исследования истории и самого Сибирского ханства, и его крушения, может сильно поблекнуть яркий, патриотический облик Ермака.

История Сибирского ханства нужна не России, а жителям Сибири. Она нужна для того, чтобы иметь четкое представление о том, что Сибирь — это совсем не снежная целина, не пустая и дикая земля, а хорошо обжитая и культурная. Государство, по крайней мере, с XIII века — это хорошо даже по европейским меркам.

При пристальном изучении дата начала государственности в Сибири, конечно, удревнится, поскольку основание первого зафиксированного в истории государства в Прииртышье относится к эпохе Тюркских каганатов, то есть к I тысячелетию н. э. Это значит, что нужно уважать права жителей этих мест. Это значит, что у жителей есть все права потребовать прекратить смотреть на Сибирь только как на хранилище нефти и газа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Поход Ермака не подчинил Сибирское ханство России

Поход Ермака не подчинил Сибирское ханство России Ермак не мог своим походом подчинить Сибирское ханство России по очень простой причине. Эта простая причина состояла в том, что Сибирское ханство с 1555 года находилось в вассальной зависимости от московского государя.

Еще

Ненужный поход на Сибирское ханство

Ненужный поход на Сибирское ханство Мифологическое сознание не приемлет никаких разумных доводов. Оно так устроено, что отсекает все разумные доводы, все приглашения поразмыслить над сутью дела и над явными противоречиями в описываемых делах. Основной принцип

IV. СИБИРСКОЕ ХАНСТВО

IV. СИБИРСКОЕ ХАНСТВО Отношения между Сибирским ханством и Русским государством (1555—1598 гг.) 1. Предварительные замечания В учебной и популярной исторической литературе, в общих курсах отечественной и всемирной истории все сведения о Сибирском ханстве

Кокандское ханство

Кокандское ханство Фергана, как мы уже видели, была частью Трансоксианского ханства в эпоху Шейбанидов и во время правления первых Астраханидов. Однако, при Астраханидах, это владение было не более чем номинальное, и Фергана в большей своей части подпала под власть

Сибирское географическое ядро.

Сибирское географическое ядро. Вопрос о государственности в Сибири серьезно запутывает граница, которая отделяет современную Сибирь от Монголии. Она, установленная по русско-цинскому договору в 1723 году, разделила Саяно-Алтай на две части, северная из которых попала под

Чагатайское ханство

Чагатайское ханство Рассмотрим Туркестан под властью дома Чагатая. Остановимся подробнее на истории Чагатайского ханства, поскольку именно территории этого ханства станут в последующем ядром Великой Тюркской империи Амира Темура, именно земли Мавераннахра будут

Хивинское ханство

Хивинское ханство Хорезм, или Хива, — область в нижнем течении Аму-Дарьи. Хивинское ханство было создано в 1511 году совместной деятельностью двух братьев, Илбарса и Билбарса, сыновей Буреке-султана, потомка Шибанида Арабшаха. Эта ветвь династии Шибанидов была враждебна

Глава III Сибирское правительство

Глава III Сибирское правительство Идея сибирской автономии, которая породила Сибирскую Областную Думу, давно была затаённой мыслью лучших сынов Сибири. Она является плотью от плоти и кровью от крови того социально-политического течения общественной мысли начала второй

Сибирское воеводство

Сибирское воеводство Приведя в русское подданство князей ближайших татарских и мансийских племен, Ермак в декабре 1582 г. отправил в Москву посольство во главе с атаманом Иваном Кольцо. Его сопровождал атаман Черкес Александров с охраной в 25 казаков. Оленьи упряжки,

Социально-экономическое положение Сибири в XIX веке.

Сибирское областничество

Социально-экономическое положение Сибири в XIX веке. Сибирское областничество С ростом капиталистических отношений в Европейской России и распространением их вширь на территории окраин усиливается переселенческое движение в Сибирь, что приводит к росту числа

ГЛАВА ПЕРВАЯ СИБИРСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ИЗГНАНИИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ СИБИРСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ИЗГНАНИИ Но постеля моя была не пуховая, долго нежиться не позволила. А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в

ГЛАВА ВТОРАЯ СИБИРСКОЕ АНТИБОЛЬШЕВИСТСКОЕ ПОДПОЛЬЕ В АПРЕЛЕ — МАЕ 1918 Г

ГЛАВА ВТОРАЯ СИБИРСКОЕ АНТИБОЛЬШЕВИСТСКОЕ ПОДПОЛЬЕ В АПРЕЛЕ — МАЕ 1918 Г Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы, Слишком много здесь этой палёной травы… Осторожнее! В ней притаились удавы, Притаились пантеры и рыжие львы. Н.С. Гумилёв.

Крымское ханство

Крымское ханство Независимое от Золотой Орды Крымское ханство образовалось в начале XV в. в связи с разложением и распадом Золотой Орды. В 1475 г. в Крым вторглись турки и превратили крымских татар в своих данников. Турки использовали крымских татар в борьбе против

Было в столице Сибирского ханства

Главная / Новости / Было в столице Сибирского ханства

в Новости, Новости, 09.08.2018 0 484

Находился в столице Сибирского ханства

08 августа 2018 г.

На 19-м километре автодороги Тобольск-Байгара находится историко-мемориальный комплекс «Искер», окруженный деревянным частоколом. Это место является священным для сибирских татар. Не случайно именно это место для строительства комплекса выбрала председатель совета РТОО «Наследие» Тюменской области Луиза Шамсутдинова. Он расположен на высоком берегу реки Иртыш у поселка Кучумов.

Правда, в наше время все запуталось. А мавзолеи почтенных шейхов находятся на Русском кладбище. Русские и татары живут на сибирской земле бок о бок, в дружбе и согласии, так почему бы не разделить кладбище. Я прохожу мимо кирпичных памятников, увенчанных полумесяцем, и не могу не заметить, что за ними ухаживают — траву скосили. Однако дальше, по едва заметной тропинке, ведущей к яру, следует пробираться сквозь заросли крапивы почти в человеческий рост. А потом скользить по довольно крутому склону, по разложенной на нем траве. И все для того, чтобы увидеть в сером речном тумане небольшой полуостров, а может быть, уже и островок – все, что осталось от Кучумовского городища, и взять в фотообъектив.

В прошлом году, помню, таким образом делились со мной гости фестиваля. Сегодня я был один. И я не мог не думать: была бы у меня подходящая одежда, обувь и толковый краевед в качестве проводника и консультанта, и я мог бы попытаться добраться до места крепости.

А вдали от вековых деревьев зашумел праздник, разлившись по всей округе национальной музыкой, куда я и помчался. Когда-то здесь был пустырь, заросший бурьяном. Сейчас возведено здание, в котором расположены музей и хозяйственный блок. Строительные работы в мечети подходят к концу. Но впереди еще этап внутренних отделочных работ.

По периметру площади стояли палатки с народными подворьями. Правда, в этом году их было немного. В одном из них поселился хан Кучум (Маннур Суючбакиев). На «Ханате» он уже четвертый год. Признается, что с образом Кучума сроднилась. Тем более, что сам Маннур происходит из ханского рода. Но удивляется, что мало кто узнаёт его в жизни без ханского одеяния. И работает в охране сетевого гипермаркета, через который проходят тысячи людей. Но вот наденет он ханскую мантию с мехами — и все его узнают, в очереди сфотографируются.

Шатер хана Кучума на этот раз поделился со своим нукером (воином-телохранителем) Фаридом Аллашевым. А вот красотка Сузге в этом году так и не нашлась.

Зрители медленно подтягивались к сцене, рассаживаясь в уличном партере. Ведущий фестиваля напомнил собравшимся, что XI Международный фестиваль историко-культурного наследия сибирских татар «Искер-Жиен» проводится региональной татарской общественной организацией «Наследие» в Тюменской области при поддержке Министерства Культура Республики Татарстан, Всемирный конгресс татар, Тюменская областная Дума, администрация г. Тобольска, Общественная палата г. Тобольска, ИП Ибрагимова Д.Т.

Фестиваль открыли почетные гости из Татарстана, Казахстана, Кемерово, Башкирии и, конечно же, Тобольска и Тобольского района. Много теплых слов было сказано в адрес идейного вдохновителя фестиваля Луизы Шамсутдиновой. Сама она вместо ораторского монолога продекламировала отрывок из стихотворения. И хан Кучум тоже появился на сцене.

Фестиваль начался.

В этом году введено пять конкурсных номинаций: вокал (соло, ансамбль), инструментальное исполнительство (соло, ансамбль), хореография (соло, ансамбль), художественное слово (сольное и ансамблевое чтение), декоративно-прикладное искусство. Для объективности оценки конкурсантов разделили на три возрастные категории: младшая (до 16 лет), средняя (от 17 до 30 лет), старшая (от 31 года). Кроме того, соревнования проходили по национальной борьбе. Жюри также определило лучшие национальные подворья и лучшие блюда национальной кухни.

Ну а те, кто не является любителем загородных путешествий, имели возможность прикоснуться к национальной культуре, посетив во Дворце культуры «Синтез» концерт лауреатов фестиваля «Искер-жыен».

Кажется, фестиваль достиг своих целей – помог раскрыть самобытные таланты, сплотил людей, духовно обогатил. Участники фестиваля обменялись опытом, завели новых друзей. Уж кому-то и национальное удостоверение им точно не понадобится. Ведь они занимаются большим делом – возрождением, сохранением и развитием национальной культуры.

2018-08-09

Предыдущая: Татары Москвы продолжат проект «Оч сюз»

Next: «Татарская молодежь активна, и это помогает формировать общественное мнение»

Статья о Сибири+ханство из The Free Dictionary

Сибирь+ханство | Статья The Free Dictionary о сибири+ханстве

Сибирь+ханство | Статья о сибири+ханство из The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *