Кратко томас гоббс: Философия Томаса Гоббса – кратко

Содержание

Философия Томаса Гоббса – кратко

Читайте также статьи Философия Иоанна Скота Эриугены, Философия Фомы Аквинского — кратко, Философия Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Якоб Бёме, Философия Фрэнсиса Бэкона – кратко, Философия Декарта – кратко, Философия Паскаля – кратко, Философия Спинозы – кратко, Джон Локк – кратко, Философия Лейбница – кратко, Философия Беркли – кратко, Философия Просвещения — кратко, Философия Канта – кратко, Философия Фихте – кратко, Философия Шеллинга – кратко, Философия Гегеля — кратко, Философия Шопенгауэра – кратко, Философия Фейербаха – кратко, Философия Огюста Конта – кратко, Философия Ницше – кратко

Английский философ XVII века Томас Гоббс развивал довольно примитивное материалистическое мировоззрение, но оно сделалось впоследствии очень популярным среди так называемых «передовых», атеистических деятелей и потому получило широкую известность.

Портрет Томаса Гоббса

 

Эмпиризм Гоббса

Согласно Гоббсу, единственный предмет философии (и науки вообще) – тела, ибо существуют лишь материальные и конечные предметы. Бог же непознаваем, и философия не может судить о нём. Божество и душа – объекты не разумного познания, а данной в откровении веры и связанной с ней теологии.

Человеческое мышление Гоббс сводил к одной логике, а её ограничивал несложными математическими операциями сравнения и различения, сложения и вычитания. Такой подход естественен для мировоззрения, которое сводит всю реальность к одним телам, но трактовка Гоббса даже и для него является крайне упрощённой.

В теории познания Гоббс провозглашает последовательный эмпиризм. Логика, по его мнению, оперирует исключительно данными, полученными из опыта. Движения вызывают в наших органах чувств впечатления, а впечатления – движения внутри нас. Мысли и есть эти происходящие внутри человека движения. Они, следовательно, являются обычными перемещениями телесных субстанций, не содержа в себе ничего идеального. Обработку идей сознание совершает путём физиологической связи между материальными следами движений. Сравнение, соединение и разделение перерабатывают простые эмпирические идеи в более сложные – в своих философских сочинениях Гоббс сравнивает это с тем, как идеи последовательных чисел возникают из соединения идей отдельных единиц. Идей бестелесных предметов у нас быть не может, так как таковые предметы не воспринимаются чувствами. Сравнение, соединение и разделение не изменяют простые идеи, полученные опытом из ощущений, а лишь рассматривают их то рядом, то в слиянии, то раздельно. Это учение Гоббса о познании оказало сильное влияние на Локка и многих других английских философов-эмпириков.

 

 

Воля, как и познание, возникает из впечатлений от внешнего мира. Кроме логических выводов последние порождают чувства удовольствия и неудовольствия. Удовольствие индивид стремится усилить, неудовольствие – ослабить. И то, и другое – лишь движения в сердце человека, как восприятие есть движения в его мозгу. Вещи, которые вызывают в нас удовольствие, мы считаем добром, а те, которые рождают противоположные чувства – злом. Стремление сохранить и усилить удовольствие переходит в действия, а противоположная тяга ведёт к воздержанию от действия. Результат выбора между действиями и воздержанием от них называется волей. Волевой выбор

внешне свободен, но, рассматривая его подспудные корни, легко убедиться, что он всегда необходимо склоняется в сторону сильнейшего влечения. Поэтому говорить о свободе воли можно лишь с существенными оговорками.

В этике Гоббс, как и большинство материалистов, провозглашает относительность морали. Абсолютного добра не существует. То, что есть добро для нас, является злом для наших врагов. Понятие о добре, по философии Гоббса, сводится к повседневным чувствам прекрасного и полезного, не основываясь ни на чём более возвышенном.

 

Теория происхождения государства Гоббса

[Читайте также статьи Политические взгляды и учение Гоббса, Гоббс «Левиафан» – краткое содержание]

Незамысловатая гносеология Гоббса мало отличалась от взглядов других философов-эмпириков. Гораздо большую славу снискала его теория происхождения государства, хотя и эта часть учения Гоббса отличалась не столько глубиной, сколько настойчивостью в упорном следовании крайней материалистической точке зрения.

Томас Гоббс

 

Теория происхождения государства изложена Гоббсом в знаменитом сочинении «Левиафан». Как и все материалисты, он исходит в ней из того, что человек по природе зол и алчен. На человеческую личность и нельзя смотреть иначе, если отрицать наличие в её душе идеальных начал и объяснять в ней все лишь материальными побуждениями. Гоббс считает, что в первоначальном, естественном состоянии (до возникновения государства) люди были равны между собой. Но в силу их алчной природы и стремления каждого властвовать над своим ближним из этого равенства могла возникнуть только война всех против всех (bellum omnium contra omnes). Чтобы избавиться из страха и опасности, связанных с этой всеобщей войной, необходимо было создать государство. Для этого каждый индивид должен был отказаться от своей свободы и неограниченного права на все, передав его одному или нескольким лицам. В этом акте отказа и состоит суть происхождения государства.

По философии Гоббса, чтобы предотвратить возобновление войны всех против всех, все права отдельных личностей должны быть переданы государству полностью. Оно должно стать неограниченным, и подданные должны всецело повиноваться ему. Из трёх видов государственного устройства – демократии, аристократии и монархии – только монархия достигает главной цели, ради которой произошло государство – безопасности граждан. Поэтому монархический строй является наилучшим из возможных. Отдельный гражданин должен быть вполне бесправным и ничтожным по отношении к государству. Представитель верховной власти, как источник законов, стоит выше их, ибо он сам определяет понятие справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, моего и твоего. Граждане могут восстать против государства лишь в случае, если оно неспособно охранять мир – и только для того, чтобы заменить рыхлый деспотизм дееспособным и вновь отказаться затем в его пользу от всех своих прав.

Верховная власть должна всецело главенствовать не только в светских делах, но определять религиозные догматы и культ. Церковь и государство нельзя разделять друг от друга, они должны составлять неразрывное целое. В учении о главенстве государства над церковью Гоббс следует главному принципу англиканизма.

 

биография, философия и основные идеи кратко

Одним из выдающихся мыслителей Англии считается философ по имени Томас Гоббс. Его теория достаточно необычна для своего времени, поскольку автор слишком сильно погружается в материализм и естественное право, трактуя их чрезмерно прямолинейно. Рассмотрим подробнее философию Гоббса, предварительно описав основные вехи его жизни.

Биография Томаса Гоббса

Английский философ XVI-XVII веков по имени Томас Гоббс родился в 1588 году в семье священника. Его воспитанием и содержанием занимался дядя. У него имелись хорошие материальные возможности, что позволило обеспечить племяннику получение превосходного образования. Уже в 14 лет Гоббс свободно владел латынью и греческим языком. Тогда же ему удалось поступить в один из колледжей Оксфорда и закончить его через 5 лет со степенью бакалавра. После этого будущий философ нашел работу гувернером и воспитателем одного из английских графов. Такая деятельность позволяла ему путешествовать со своим подопечным по Европе, где Гоббс знакомился с другими культурами, обществами и мнениями.

Во время первой поездки он был вдохновлен на ознакомление с трудами авторов античных времен. Позднее в своей автобиографии Гоббс писал, что тот период был самым счастливым в его жизни. По итогам философ сделал перевод «Истории» Фукидида с целью предупредить об опасностях и негативных чертах демократического режима правления (в то время Гоббс был сторонником монархии).

Второе путешествие в Европу сподвигло его на более подробное и тщательное изучение геометрии. Произошло это, потому что она давала особую методику для всех остальных наук в том числе. С помощью нее можно было представить взгляды на любой предмет в виде неопровержимых доказательств. Гоббс высказывал предположение, что можно излечить все социальные проблемы и «болезни», если просто попытаться вникнуть в построение государства, основанное на тезисах, подобных геометрическим.

Во время следующего путешествия в 30-х годах XVII века философ стал членом Парижского кружка, в который входили также Декарт, Гассенди. Кроме того, Гоббс посетил Италию и познакомился с учением Галилея, что повлияло на формирование его собственной философской системы. Очень важной идеей того времени, которая пришла ему в голову, была попытка объединения и анализа идей физической механики, чтобы на их основе предсказать и вывести возможное человеческое поведение.

Склонность к философии у Гоббса появилась лишь в среднем возрасте. Он сам считал своим основным вкладом разработку учения об оптике и теорию политического и общественного устройства государства. Первым трактатом считается тот, где была доказана важность наличия одного сильного лидера, в руках которого сконцентрируется вся полнота власти. В труде «О гражданстве» Гоббс говорил о том, каковы границы полномочий главы государства, а также о характере взаимоотношений между церковью и властью.

Работа над основным своим творением, которое называлось «Левиафан», была завершена в 1651 году. В ней автор ярко и подробно описал свои взгляды на человека и государство.  Данный труд обычно считается политическим, однако рассуждения Гоббса в том числе были связаны с природой человека, завершаясь предпочтениями в религиозной области.

Через 7 лет философ опубликовал трактат «О человеке», где он отметил, что все мы являемся особенно естественными телами, которые двигаются, питаются и воспроизводят себе подобных. Затем на достаточно длительное время ему пришлось прекратить выпускать сочинения, поскольку Парламент активно обсуждал изучение Левиафана на предмет атеизма и богохульства. По этой причине Гоббсу нельзя было заниматься актуальными проблемами, и он посвятил себя истории.

Английский философ умер в 1679 году, а на его надгробии высекли слова, говорящие, что он был справедливым и очень ученым человеком, известным не только у себя на родине, но и в других странах.

Далее остановимся подробнее на некоторых воззрениях Гоббса.

Эмпиризм

По мнению Гоббса, единственным предметом философии и науки являются тела, поскольку реально существуют исключительно те вещи, которые материальны. Что касается Бога, то его познать невозможно. По этой причине никто, в том числе философия, судить о нем не могут. Так, божество и душа не считаются объектами познания (разумом), они относятся лишь к вере и теологическому учению.

Наше человеческое мышление сводится лишь к логике, а она сама ограничивается легкими математическими действиями.

К ним относятся:

  • сравнение;
  • сложение;
  • вычитание;
  • деление.

Данный подход вполне обычен и натурален для воззрений, сводящих все реальное к существующим и осязаемым телам, однако трактовка Гоббса все равно считается слишком простой.

Эмпиризм сопутствует и теории познания, которой придерживается этот философ. Логика может использовать лишь данные, полученные в результате опыта. Мысли, по его мнению, представляют собой происходящие внутри тела человека движения. Их нельзя воспринимать как нечто возвышенное или идеальное, это просто субстанциональные перемещения.

Чтобы переработать эмпирические идеи и на их основе сформировать более сложные, применяются уже упомянутые математические операции сравнения, сложения, деления. Гоббс уточняет, что это очень сильно напоминает, как из отдельных единиц появляются последовательные числа. Бестелесных предметов по определению существовать не может, поскольку они не воспринимаются ни чувствами, ни ощущениями. Данное учение английского философа очень повлияло на других эмпириков.

Познание и воля появляются, основываясь на впечатлениях от окружающей среды. Данные чувства способствуют возникновению удовольствия и неудовольствия, наравне с логическими выводами. Разумеется, любой человек старается усилить первое и ослабить второе. Однако и то, и другое представляют собой движения внутри сердца. Из этого можно сделать вывод, что мы считаем добром то, что вызывает у нас удовольствие, а противоположные ощущения, следовательно, считаются злом.

Итак, человек стремится сберечь удовольствие, увеличить его, поэтому совершает определенные действия, однако в то же время он пытается воздержаться от иных деяний, которые приводят к неудовольствию. Именно этот выбор между действием и воздержанием Гоббс называет волей.

Если говорить о морали, то, как и почти все представители материалистического течения, этот английский мыслитель придерживается мнения, что она относительна. Достаточно очевидно, что нет абсолютного добра, то есть не существует такого поступка, который бы всеми людьми без исключения признавался хорошим. По мнению Гоббса, понятие «добро», можно свести лишь к чувству прекрасного или полезного. В нем нет ничего возвышенного, просто земные, мирские ощущения.

Политическая теория

Гносеология эмпирического плана Томаса Гоббса не слишком отличалась от воззрений иных мыслителей того времени. Большую славу ему принесла политическая теория возникновения государственной власти и государства самого. Впрочем, и она не отличалась особенной глубиной. Ее главная характеристика – упорное и настойчивое следование материалистической позиции.

Теоретические положения происхождения государства Гоббс излагает в своем известном труде, который называется «Левиафан». Он берет за основу общеизвестное мнение, что человек по своей природе и натуре злой и алчный. Не стоит рассматривать индивида по-другому, поскольку мыслитель отрицает наличие в душе идеального (о чем сказано ранее). Гоббс верит, что до появления государственной власти все люди были равны между собой. Таким являлось их естественное, природное состояние. Однако из-за алчной природы каждого и подсознательного стремления к господству могла возникнуть всеобщая война. Чтобы избавиться от страха, нужно было создать государство. Каждый житель отказывается от части своей свободы и ничем не ограниченных прав в пользу данного политического образования. Именно в этом поступке и скрывается сущность понятия государства.

Разумеется, все подданные и граждане обязаны полностью повиноваться верховному правителю. А если нужно выбрать режим власти, то лучше остановиться на монархии, поскольку только она помогает достичь главной цели, то есть обеспечить безопасность всем жителям. Верховный правитель является одновременно источником законов, то есть держит в руках всю полноту власти. Именно он определяет, что является справедливым, а что – нет. Граждане вправе восстать лишь, когда государство неспособно охранять мир. Иными словами, когда правитель нарушает всякие естественные законы, например, призывает жителей:

  • отказаться от защиты от врага;
  • убивать друг друга;
  • наносить себе повреждения.

Естественно целью любого мятежа не должно быть просто свержение верховной власти, а лишь замена одной тирании другой, более дееспособной.

Итак, из вышесказанного видно, что люди заключают между собой некий «общественный договор», согласуя создание государства и отдавая ему часть своих прав. Правитель остается за его рамками, он не отказывается от полномочий, оставаясь единственным полноправным человеком в стране. Гоббс высказывал мнение, что если бы в соглашение вошел и монарх, то гражданские войны точно были неизбежны, поскольку появилось бы множество противоречий по поводу управления и распределения власти.

Религия в государстве

Особое внимание в философии Гоббса уделяется теологическим вопросам, прежде всего, потому что взаимоотношения церкви и государства были ключевой проблемой английской революции. Итак, каково же главное положение, которого придерживается мыслитель? Основной принцип заключается в том, что договор между людьми ставится на более высокую ступень, чем соглашение с Богом.

Все наши религиозные убеждения появляются, потому что у людей хорошо развито воображение. Также мы суеверны и знаем не так много, поэтому хотим как-то объяснить окружающие явления, суть которых еще не постигли. Разумно и логически рассуждая, человек хочет найти первопричину всего и решает, что началом может быть вездесущий и бесконечный Бог. Однако, по мнению Гоббса, наиболее истинной религией стоит признавать веру в государство.

Если же говорить, о высшей власти в стране, то правитель должен иметь главенство не только над мирской жизнью граждан, но и над религиозными культами. Церковь и государство, таким образом, неотделимы друг от друга и составляют единое целое.

Естественное право

В рамках теории естественного права Гоббс создает определенное направление, которое впервые позволяло отграничить его от морали и религиозной нормы. Концепция этого английского философа содержала в себе переосмысление античного наследия в совокупности с достижениями естественных наук и прогрессом его времени.

Основное положение, от которого следует отталкиваться, — это отношение к естественному праву как к праву человека. Оно одно и заключается в самосохранении. Правда, из него можно вывести и иные фундаментальные права – на жизнь, свободу, собственность, стремление к получению удовольствия. Чтобы реализовать возможность самосохранения, человеку нужны средства. Какие именно? Это мы решаем самостоятельно, в связи с чем потенциально данное право можно считать правом на все. Однако если один наделен таким полномочием, то другой уже не имеет его, поскольку они несовместимы. Из этого можно сделать вывод, что естественное состояние человека – война всех против всех. Как уже сказано выше, выход из такой ситуации есть, и заключается он в создании такого политического образования, как государство.

Подводя итоги

Томас Гоббс являлся одним из видных основоположников школы общественного контракта. В своем труде «Левиафан» он высказывался за создание государства, основанного на взаимном соглашении людей. Объект изучения философии, согласно учению Гоббса, представляет собой природу и личность, а источником такого знания выступает разум. Кроме того, мыслитель указывал, что все люди стремятся удовлетворить свои желания и потребности. Поэтому они считают добром лишь то, что приносит им наслаждение.

Гоббс также был материалистом. Он считал, что только то, что можно почувствовать или ощутить, — является реальным. Доказать существование Бога не получится, однако верить в него можно. Впрочем, по мнению философа, истинная религия – это та, которая основывается на вере в государство.

Томас Гоббс основные идеи — Kratkoe.com

Автор J.G. На чтение 3 мин. Обновлено

Учение Томаса Гоббса, английского философа изложено в этой статье.

Томас Гоббс основные идеи
Философские идеи Томаса Гоббса

Философ Томас Гоббс считал, что единственным предметом науки и философии являются конечные и материальные предметы, то есть тела. Бог остается непознаваемым, поэтому философия о нем судить не может. Таким образом, естественный подход к мировоззрению сводился только к телам.

Мышление человека он сводил к логике и ограничивал простыми математическими операциями различения и сравнения, вычитания и сложения.  Поскольку философ был последователем эмпиризма, то логика у него оперируется только данными из опыта. Мысли возникают в ходе движения органов внутри человека.  А идеи обрабатываются путем связи между материальными следами движений. Соединение, разделение и сравнение перерабатывают простые идеи в сложные.

Политические учения Томаса Гоббса

Томас Гоббс учение о государстве изложено в книге «Левиафан».  Сперва он выступал в защиту прав власти королей против мятежных подданных, делая упор на неограниченность верховной власти. Также мыслитель считал, что основу власти составляет воля народа.  Его книга во Франции была запрещена.

В целом политическое учение Гоббса охватывало 2 стороны – он способствовал новому освобождению политической мысли от религиозной опеки, а также философ был теоретиком государственного начала, которое только укрепляло свое господство.

Гоббс – сторонник идеи государственного абсолютизма, вместе с тем абсолютно равнодушно относился к божественному происхождению королевской власти. Если быть точнее, то его политическая теория выражала идею светского государства, не симпатичного для теологических защитников королевской власти. Идеи Томаса Гоббса неоднозначно были приняты обществом. У его последователей отнимались дипломы и научные звания, а сами книги автора считались запретными.

Политическое учение Гоббса не обошлось без образования человеческих обществ. Мыслитель утверждал, что человек не является общежительным животным. Он ищет мир только для личного самосохранения.  А это возможно только в обществе. Значит, человек с человеком заключает договор для общей защиты и мира. Права людей везде одинаковы, несмотря на различные государства, в которых они живут. Власть сама по себе безгранична, выше законов, безнаказанна, безответственна. А король должен быть воплощением народа или самым народом.

Права подданных исходят от государства. Естественное состояние государства обусловлено тем, что в нем нет собственности, ведь  каждый у каждого может отнять что-либо.

Рассматривал он и вопросы церкви: она не должна иметь независимую верховную власть. Тогда в обществе будет 2 государства. А это привело бы к появлению анархии.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Томаса Гоббса.

Томас Гоббс — краткая биография

В данной статье кратко описана жизнь и взгляды одного из величайших философов Англии Томаса Гоббса, фигуры, известной как на родине, так и за ее пределами.

Будущий философ родился 5 апреля 1588 года в городке графства Глостершир в семье церковнослужителя. Его воспитанием занимался дядя, и благодаря своему финансовому положению, смог обеспечить мальчику хорошее образование. Будучи подростком, он уже говорил на греческом и латинском языках. В 15 лет он приступил к обучению в Оксфордском колледже и после окончания, попал на работу воспитателем к графу Девонширскому, Уильяму Кавендишу. Для Гоббса это была находка, поскольку он имел доступ к внушительной библиотеке.

По долгу службы он сопровождал своего воспитанника в поездках по Европе, тем самым сумел посетить Францию и Италию. Именно эти поездки оказали значительную роль в становлении Гоббса как философа.

Путешествия и их значимость


Первая поездка подтолкнула его к изучению плодов античных авторов. Привычные взгляды Аристотеля, в коих он воспитывался, признавались не современными. В своей автобиографии философ отзывался об этих годах, как о самых счастливых. Финалом этого жизненного цикла стал перевод «Истории» Фукидида, где были описаны опасности демократии. Гоббс считал правильной монархию.
Путешествуя второй раз по Европе, Гоббс стал тщательно заниматься геометрией. Философ полагал, что данная наука имеет способ, используя который его видение устройства общества возможно представить в качестве неоспоримых фактов. Мыслитель рассуждал так, что обоснование адекватного устройства государства можно расписать как понятные и логичные тезисы. И, если люди постараются разобраться в них, то болезни общества будут искоренены.

Третья поездка знаменовалась изучением мыслей Декарта и Гассенди, поскольку он состоял с ними в Парижском кружке. Ему удалось посетить Галилео Галилея, их разговоры привели к созданию индивидуальной философской системы. Предположительно, Галилей высказался, чтобы Гоббс перенес принципы новой натурфилософии на область деятельности человека.

Работы


Любопытным фактом является то, что страсть к философии появилась у Гоббса в солидном возрасте, уже достаточно за сорок. Значимым трудом он признавал разработанное учение об оптике и теорию устройства государства. В своем первом трактате в 1640 году он доказал неизбежность серьезного лидера, умеющего сосредоточить власть. Вышел в свет он в двух частях в 1650 году:
• «Человеческая природа»
• «О теле политическом»

В то время он беспокоился, что его идеи могут навлечь на него смерть и бежал из страны. Позже он радовался тому факту, что бежал первым.

В следующем сочинении «О гражданстве», написанном через пару лет, он изложил границы власти и охарактеризовал взаимодействие церкви с государством.

Мыслитель хотел создать теорию, начинающуюся с простых движений, характеризуемых правилами геометрии, и завершающуюся обобщениями о движении человечества в политической сфере.

Философ мыслил создать философскую трилогию и дать в ней трактовку тела, человека и гражданина. Различные политические события и перипетии частной жизни`растянули процесс ее написания. «О теле» был закончен после его прибытия домой. «О человеке» был написан в 1658 году.

Самая весомая и популярная работа — «Левиафан». В этом труде он изложил свои философские мысли на тему человека и государство. Он считается политическим писанием, однако, в нем рассуждается о человеке, как о природном существе, о некоторых религиозных вопросах.
По возвращении домой у философа возник спор о свободе воли с епископом, что повлекло написание еще одной работы.

В своей жизни Гоббс столкнулся с серьезным скандалом, который продолжался два десятка лет. Профессора заметили, что он предложил вариант вычисления квадратуры круга и обвинили его в невежестве относительно математики. Выдвинуть обвинение было несложно, учитывая возраст Гоббса, когда он приступил к науке.

Во время Реставрации Гоббс стал жертвой общественных страхов. Из-за вспышки чумы и пожара в городе выискивали причину, что вызвало такое недовольство у Бога. Обсуджали законопроект против атеизма и богохульства, присутствие которых допускали в «Левиафане», была созвана комиссия с целью изучения произведения.

Дело закрыли, но остался запрет на публикации сочинений на острые темы и Гоббс занялся историческими писаниями.

В его коллекции присутствует автобиография, написанная в стихах на латыни.

В декабре 1679 года Томас Гоббс скончался в Чатсуорте.

Краткое содержание Левиафан Гоббс за 2 минуты пересказ сюжета

Произведение представляет собой философское исследование политических и религиозных аспектов современного общества.

Главной темой работы является изучение теории власти, рассматриваемой с точки зрения различных наук (политики, физики, антропологии).  

Левиафан – мифологическое чудище, образ которого автор использует для характеристики могущественного общества.

Гоббс считает, что для безопасности собственности необходимо сильное господство власти, сосредоточенное в одних руках и имеющее неограниченную свободу действий. В противном случае государство может быть сожрано чудовищем восстания.  

По законам природы человек ведет беспрерывную борьбу всех против всех. Философ рассматривает человека с точки зрения людских ощущений, страстей и делает вывод, что индивидуальные особенности каждого человека определяются лишь конкретными желаниями и чувствами.

Возникающие в обществе войны Гоббс объясняет неустанным желанием человека к получению все большего могущества и власти, ограничить которое может только смерть. По мнению исследователя, человек всегда боится потерять то, что у него есть.

Объединение различных друг другу людей в граждан государства означает лишение человека возможности несмотря на естественные природные наклонности наказывать смертью других людей.

Используя силы разума, с точки зрения Гоббса, нужно сдержать природную силу человека и создать по общественному договору некую структуру, где природные чувства подчинялись бы законам нравственности и властным решениям правителя. Выбранной по всеобщему согласию власти в лице ее главы должны подчиняться все без исключения, только в этом случае, по мнению философа, будет обеспечено сохранение прочного государства.

Таким образом, Гоббс считает абсолютную власть единственным верным способом обеспечения мира и порядка. С точки зрения автора, религия — это лишь один из способов государственной власти, помогающая упрочить силу монарха. Поэтому предназначение религии в полном подчинении власти государства. Гоббс резко критикует вмешательство церкви в государственные дела.  

В произведении Гоббс отразил свое отношение к правящей власти и обосновал позицию, что власть в твердых руках, обеспечивающая порядок и безопасность граждан государства, является гарантом спокойствия всех его поданных, несмотря на формы правления (монархия, аристократия, демократия).

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоббс — Левиафан. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Осеева Кто хозяин?

    Коля и Ваня были друзьями. Однажды они подобрали на улице чёрного пса с перебитой лапой. Он назывался Жук. Ребята вместе выхаживали его, но каждому очень сильно хотелось, чтобы животное принадлежало только ему. И

  • Краткое содержание Рылеев Смерть Ермака

    «Смерть Ермака» — это одна из «дум» сборника Рылеева, посвященного многим историческим событиям и личностям. В ней рассказывается о гибели атамана казачьего войска

  • Краткое содержание Маскарад Лермонтова

    Главный герой пьесы Евгений Александрович Арбенин – профессиональный игрок в карты, заработавший на азартных играх немалое состояние, некоторое время назад женился на одной юной особе. Сам он человек уже не первой молодости, и женился вовсе не по любви

  • Краткое содержание Серая шейка Мамин-Сибиряк

    С наступлением осенних холодов птицы начали сбиваться в стаи, готовясь к долгому перелету. Большие птицы собирались важно, степенно. Они осознавали всю трудность предстоящей дороги. Малые пташки суетились да шумели, проносясь с одного берега на другой.

  • Краткое содержание Татьяна Борисовна и её племянник Тургенева

    В книге рассказывается о жизни дамы по имени Татьяна Борисовна. Татьяне Борисовне недавно исполнилось 50 лет. У нее были серые очи, розовые щеки и двойной подбородок. После смерти мужа барыня решила переехать в небольшое поместье

Томас Гоббс — Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского читать онлайн

Томас Гоббс.

Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского

Человеческое искусство (искусство, при помощи которого Бог создал мир и управляет им) является подражанием природе как во многих других отношениях, так и в том, что оно умеет делать искусственное животное. Ибо, наблюдая, что жизнь есть лишь движение членов, начало которого находится в какой-нибудь основной внутренней части, разве не можем мы сказать, что все автоматы (механизмы, движущиеся при помощи пружин и колес, как, например, часы) имеют искусственную жизнь? В самом деле, что такое сердце, как не пружина? Что такое нервы, как не такие же нити, а суставы – как не такие же колеса, сообщающие движение всему телу так, как этого хотел мастер? Впрочем, искусство идет еще дальше, имитируя разумное и наиболее превосходное произведение природы – человека. Ибо искусством создан тот великий Левиафан, который называется Республикой, или Государством (Commonwealth, or State), по-латыни – Civitas, и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан. В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти – искусственные суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле; благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа,– его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля; гражданский мир – здоровье, смута – болезнь, и гражданская война – смерть. Наконец, договоры и соглашения, при помощи которых были первоначально созданы, сложены вместе и объединены части политического тела, похожи на то «fiat», или «сотворим человека», которое было произнесено Богом при акте творения.

Чтобы описать природу этого искусственного человека, я буду рассматривать:

Во-первых, материал, из которого он сделан, и его мастера, т. е. человека.

Во-вторых, как и путем каких соглашений он был создан, каковы точно права и власть или авторитет суверена и что сохраняет государство и что его разрушает. В-третьих, что такое христианское государство. Наконец, что такое царство тьмы (kingdom of darkness). В отношении первого пункта в последнее время широко пошла в ход поговорка, что мудрость приобретается чтением не книг, а людей. Вследствие этого те лица, которые по большей части не могут представить никакого другого доказательства своей мудрости, рады показать, что они, по их мнению, вычитали в людях, немилосердно порицая друг друга за глаза. Есть, однако, другая поговорка, которую в последнее время перестали понимать и следуя которой указанные лица, если бы постарались, могли бы действительно научиться читать друг друга. Это именно афоризм nosce te ipsum, читай самого себя. Смысл этого афоризма сводится не к тому, чтобы, как это стало теперь обыкновением, поощрять людей власть имущих к варварскому отношению к людям, стоящим ниже их, или подстрекать людей низкого происхождения к дерзкому поведению по отношению к людям вышестоящим, а к тому, чтобы поучать нас, что в силу сходства мыслей и страстей одного человека с мыслями и страстями другого всякий, кто будет смотреть внутрь себя и соображать, что он делает, когда он мыслит, предполагает, рассуждает, надеется, боится и т. д., и по каким мотивам он это делает, будет при этом читать и знать, каковы бывают при подобных условиях мысли и страсти всех других людей. Я говорю о сходстве самих страстей, которые одинаковы у всех людей,– о желании, страхе, надежде и т. п., а не о сходстве объектов этих страстей, т. е. вещей, которых желают, боятся, на которые надеются и т. п., ибо последние различаются в зависимости от индивидуального устройства человека и особенностей его воспитания и легко ускользают от нашего познания, так что буквы человеческой души, загрязненные и запутанные обычно притворством, ложью, лицемерием и ошибочными учениями (doctrines), разборчивы только для того, кто ведает наши сердца. И хотя при наблюдении действий людей мы можем иногда открыть их намерения, однако делать это без сопоставления с нашими собственными намерениями и без различения всех обстоятельств, могущих внести изменения в дело, все равно что расшифровывать без ключа, и в большинстве случаев это значит быть обманутым или в силу слишком большой доверчивости, или в силу слишком большого недоверия в зависимости от того, является ли сам читатель в человеческих сердцах хорошим или плохим человеком.

Впрочем, как бы превосходно один человек ни читал в другом на основе его действий, он это может осуществить лишь по отношению к своим знакомым, число которых ограниченно. Тот же, кто должен управлять целым народом, должен постичь (to read) в самом себе не того или другого отдельного человека, а человеческий род. И хотя это трудно сделать, труднее, чем изучить какой-нибудь язык или отрасль знания, однако, после того как я изложу то, что читаю в самом себе, в методической и ясной форме, другим останется лишь рассмотреть, не находят ли они то же самое также и в самих себе. Ибо этого рода объекты познания не допускают никакого другого доказательства.

Часть первая. О ЧЕЛОВЕКЕ

ГЛАВА I. ОБ ОЩУЩЕНИИ

Что касается человеческих мыслей, то я буду их рассматривать сначала раздельно, а затем в их связи или взаимной зависимости. Взятые раздельно, каждая из них есть представление (representation) или призрак (appearance) какого-либо качества или другой акциденции тела вне нас, называемого обычно объектом. Объект действует на глаза, уши и другие части человеческого тела и в зависимости от разнообразия своих действий производит разнообразные призраки.

Начало всех призраков есть то, что мы называем ощущением (sense) (ибо нет ни одного понятия в человеческом уме (mind), которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения). Все остальное есть производное от него.

Для понимания вопросов, трактуемых в настоящей книге, знание естественной причины ощущения не очень необходимо; и об этом я и писал подробно в другом месте. Тем не менее, чтобы развить каждую часть моей настоящей системы, я здесь вкратце изложу сказанное там.

Причиной ощущения является внешнее тело, или объект, который давит на соответствующий каждому ощущению орган непосредственно, как это бывает при вкусе и осязании, или опосредствованно, как при зрении, слухе и обонянии. Это давление, продолженное внутрь посредством нервов и других волокон и перепонок тела до мозга и сердца, вызывает здесь сопротивление, или обратное давление, или усилие сердца освободиться. Так как это усилие направлено вовне, оно кажется нам чем-то находящимся снаружи. И это кажущееся (seeming), или этот призрак (fancy), люди называют ощущением. В отношении глаза это есть ощущение света или определенного цвета, в отношении уха – ощущение звука, в отношении ноздрей – ощущение запаха, в отношении языка и неба – ощущение вкуса, а для всего остального тела – ощущение жары, холода, твердости, мягкости и других качеств, которые мы различаем при помощи чувства. Все эти так называемые чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи внутри вызывающего их объекта, движениями, посредством которых объект различным образом давит на наши органы. Точно так же и в нас, испытывающих давление, эти качества являются не чем иным, как разнообразными движениями (ибо движение производит лишь движение). Но то, чем они нам кажутся наяву, точно так же, как и во сне, есть призрак. И подобно тому как давление, трение или ушиб глаза вызывают в нас призрак света, а давление на ухо производит шум, точно так же и тела, которые мы видим или слышим, производят то же самое своим сильным, хотя и не замечаемым нами, действием. В самом деле, если бы те цвета или звуки были в телах или объектах, которые их производят, они не могли бы быть отделены от них, как мы это наблюдаем при отражении в зеркале или когда слышим эхо; в этих случаях мы знаем: объект, который мы видим, находится в одном месте, а призрак – в другом. И хотя на определенном расстоянии представляется, будто произведенный нашей фантазией образ заключается в реальном и действительном объекте, который порождает его в нас, тем не менее объект есть одно, а воображаемый образ, или призрак,– нечто другое. Таким образом, ощущение во всех случаях есть по своему происхождению лишь призрак, вызванный (как я сказал) давлением, т. е. движением находящихся вне нас объектов, на наши глаза, уши и другие предназначенные для этого органы.

Читать дальше

Томас Гоббс (политические взгляды)

 /   /   / 

Томас Гоббс (политические взгляды)

Томас Гоббс (политические и правовые взгляды)

Одним из самых видных представителей естественно-правового направления был Томас Гоббс (конец шестнадцатого века — начало семнадцатого). При этом Томас являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии.

Самыми выдающимися его трудами, по праву, считаются такие произведения как: «Левиафан», «О человеке», «О гражданине», а также «Защита власти и прав короля, необходимых для сохранения мира в государстве».

Томас Гоббс. Левиафан.

В «Левиафане» автор отстаивает абсолютную власть неограниченных монархов. Согласно ему, государство распоряжается способностями и силами отдельных людей в общих интересах для извлечения общего блага. Люди отказались в пользу государства от своих естественных прав общественным договором. Власть государственного суверена – есть власть абсолютная.

Сам Томас являлся ярым противником любого рода революций. Именно поэтому после казни короля, которая последовала сразу после победы буржуазной революции, он уехал в эмиграцию (политическую) в абсолютистскую Францию.

Кроме того, Гоббс являлся основоположником механистического материализма. Он считал геометрический (математический) метод универсальным для научного познания во всех сферах. Данные механистические взгляды выражались в определении им сути самого государства, которое мыслитель рассматривал в качестве огромного единого механизма (а иногда и Левиафана – большого морского чудища). Верховная власть по Гоббсу была, таким образом, душой государством, а чиновники и судьи – его суставами. Советники – памятью, законы – его волей и разумом, а наказания и награды – его нервами.

Вслед за Макиавелли и Гроцием Гоббс пытался исследовать человеческую природу, а также вывести из неё определение государства. По Гоббсу основой человеческой природы является страх, который вытекает из человеческого эгоизма. Человеческое существо ищет постоянно не общения с другими, но только господства. По природе все люди равны и обладают одинаковым количеством прав (право на всё), поэтому в естественном состоянии человеческое существо борется с другими. Первый закон Гоббса гласит, что «чтобы достичь мира необходимо выйти из естественного состояния». Из данного закона вытекает обязанность человека прощать обиды, проявлять благодарность, проявлять уважение к другим и пр.

Общественный договор по Томасу Гоббсу

Общественный договор согласно Гоббсу заключён с каждым. Посредством данного неписанного договора масса людей трансформируется в единое общество, при этом образуя новое лицо, воля которого выражает общую волю.


Томас Гоббс и Джон Локк: Политические теории и конкурирующие взгляды — Видео и стенограмма урока

Биография Гоббса

Томас Гоббс был старшим из двух мужчин, он родился в 1588 году в Малмсбери, графство Уилтшир, Англия. В начале 17 века Гоббс отправился учиться в Оксфорд, который окончил в 1608 году. После окончания школы Гоббс начал работать наставником в семье Кавендиш, обучая будущего графа Девоншира. Хотя он продолжал работать на семью Кавендиш с перерывами до конца своей жизни, Гоббс также совершил несколько путешествий в Европу, чтобы учиться и работать со своими философскими коллегами, включая Галилея, Мерсенна и Рене Декарта.

Гоббс был стойким и откровенным Роялистом , а в 1640 году, опасаясь собственной безопасности, он бежал в Париж, поскольку Парламент и Король Карл I все ближе и ближе подходил к гражданской войне. В это время в добровольном изгнании из Англии Гоббс начал публиковать философские работы о природе знания, языка и человечности. Он издалека наблюдал за политическими событиями в своей родной стране и вскоре после своего возвращения в 1651 году смело опубликовал свой самый известный — и самый политический — труд « Левиафан ».Он продолжал публиковать полемические и философские работы на протяжении 1650-х годов, часто спорив со своим современником-республиканцем Джоном Брамоллом.

Гоббс продолжал писать и публиковать в течение 1660-х годов, хотя его работы стали менее политическими. Например, в 1675 году он опубликовал перевод «Одиссеи » Гомера и «Илиады» . Гоббс умер в 1679 году в возрасте 91 года.

Гоббс о правительстве и человеке

На протяжении всей своей жизни Гоббс считал, что единственной истинной и правильной формой правления является абсолютная монархия.Он наиболее убедительно аргументировал это в своей знаменательной работе « Левиафан ». Эта вера проистекает из центрального постулата натурфилософии Гоббса, согласно которому люди по своей сути являются эгоистичными существами. Согласно Гоббсу, если человека поместить в естественное состояние (то есть без какой-либо формы правления), люди будут находиться в состоянии постоянной войны друг с другом. В этом естественном состоянии, утверждал Гоббс, жизнь человека была «одинокой, бедной, мерзкой, жестокой и короткой».

Взгляд Гоббса на человеческую природу во многом был сформирован во время Гражданской войны в Англии , которая происходила с 1642 по 1649 год и завершилась обезглавливанием короля Карла I.Гоббс считал, что последовавший за этим хаотический период междуцарствия, с 1649 по 1660 год, был настолько близок к этому основному состоянию природы, насколько это было возможно для людей. Учитывая крайне дисфункциональную природу английского правительства в то время, взгляды Гоббса не должны вызывать удивления.

Из-за пессимистического взгляда Гоббса на человеческую природу, он считал, что единственной формой правления, достаточно сильной, чтобы сдерживать жестокие импульсы человечества, была абсолютная монархия, при которой король обладал высшей и неограниченной властью над своими подданными.Хотя Гоббс верил в теорию общественного договора (то есть теорию о том, что у правителя есть негласный, подразумеваемый договор со своим народом, требующий от него справедливого правления), он приписывал почти полную власть монарху и не верил, что люди имеют право бунтовать вообще.

Биография Локка

Теоретический противник Гоббса родился в 1632 году в Рингтоне, Сомерсет, Англия. Локк также учился в Оксфорде, где получил степень бакалавра искусств. в 1656 г. Он продолжил учебу в магистратуре, а в 1660 г. начал читать лекции по классике в Оксфорде.

Локк стал доктором, а также продолжил свою академическую карьеру, изучая и работая вместе с некоторыми из величайших английских умов 17-го века, включая Роберта Бойля и Исаака Ньютона, которые стали одними из самых близких друзей Локка. Он был одним из основателей Английского королевского общества, которое продвигало научные исследования и искусство. В 1667 году он поселился у лорда Эшли и переехал в Лондон, где оказался втянутым в гущу английской политики.

В течение следующих 20 лет Локк проводил время в Лондоне, Оксфорде, Франции и Голландии, часто полагаясь на своих союзников и собственное политическое состояние.По возвращении в Англию в 1689 году Локк опубликовал две свои самые популярные и влиятельные работы: Два трактата о правительстве и Эссе о человеческом понимании . До своей смерти в 1704 году Локк несколько лет проработал в Английской торговой палате.

Локк о правительстве и человеке

В своих политических трудах Локк также отдает предпочтение монархии как лучшей форме правления. Однако, в отличие от Гоббса, Локк считал лучшим типом монархии тот тип монархии, который был сильно ограничен властью и волей коллективных подданных монарха.Локк также верил в теорию общественного договора, однако, в то время как Гоббс считал, что монарх обретает неограниченную власть, как только этот первоначальный договор был неявно признан, Локк утверждал, что общественный договор между монархом и его подданными должен постоянно проверяться. Действительно, согласно Локку, этот договор может быть нарушен коллективной волей народа, а правительство и монарх свергнут, если король начнет править произвольно и несправедливо.

Подобно Гоббсу, политические теории Локка были сформированы политическим климатом, в котором он жил.Локк пережил Великую революцию года 1688 года года, когда английские протестантские парламентарии вынудили католика Якова II отречься от английского престола в пользу Вильгельма Оранского и его королевской английской жены Марии Стюарт. Хотя взгляд Локка на подходящее правительство в какой-то мере отличался от взгляда Гоббса, он функционировал на основе принципиально иной концепции человеческой природы и возник из нее. Локк считал, что люди, помещенные в естественное состояние, обычно хорошие и мудрые. Согласно Локку, люди были социальными и толерантными существами, и, если их не трогать, они, естественно, работали бы над улучшением своего положения и общества, в котором они жили.

Эта общая вера в человечество лежала в основе веры Локка в ограниченную монархию. Подданные монарха могли обеспечить себя и определить, как сообщество, лучший путь вперед. Если монарх правил таким образом, чтобы препятствовать прогрессу сообщества, подданные монарха не только были разрешены, но и оправданы в смещении правительства.

Влияние на западное общество

И Гоббс, и Локк были широко читаемыми, и их политические теории тщательно обсуждались в свое время.Хотя Гоббс парадоксальным образом закончил свою книгу одобрением нового правительства и парламентских мятежников, это соответствовало основному посланию уважения к правящей власти. По иронии судьбы, когда королевская власть действительно вернулась в Англию в 1660 году, ему пришлось отказаться от своего одобрения в году, Левиафан года, несмотря на то, что в период междуцарствия он был известным роялистом.

В то время как сочинения Гоббса оказали влияние на современное английское общество, сочинения Локка получат большее признание у потомков.Политические теории Локка продолжали читать, и его признание того, что индивиды обладают по крайней мере некоторыми неотъемлемыми правами, заставили его считаться одним из основателей классического либерализма . Действительно, несколько мест как в Конституции США, так и в Декларации независимости почти дословно взяты из книги Локка Два трактата о правительстве .

Краткое содержание урока

Конкурирующие политические философии Томаса Гоббса и Джона Локка представляют разрозненные правительства, существовавшие в Европе 17-го века.Например, абсолютная монархия, поддерживаемая Томасом Гоббсом, была жива и процветала в централизованной монархии Франции Людовика XIV, в то время как условное правление и теория общественного договора , выдвинутая Локком, была проиллюстрирована Славной революцией 1688 года . Более того, обе мужские теории — хотя в большей степени теория Локка — оказали влияние на развитие теории общественного договора и идеи о том, что граждане имеют права, которые не могут быть нарушены даже действующим королем или королевой. Эти идеи возникли позже в истории и отчасти помогли повлиять на убеждения людей, которые установили сегодняшние демократии, республики и конституционные монархии.

Результаты обучения

С помощью урока вы сможете достичь следующего:

  • Определите работу Гоббса и его веру в чистый монархизм
  • Признать Локка отцом классического либерализма и его философии ограниченной монархии
  • Понять влияние политической философии этих двух мужчин на их времена и сегодня.

Project MUSE — Две концепции нравственной добродетели в этике Гоббса

Две концепции нравственной добродетели в этике Гоббса ТЕРРЕНС Ф.АККЕРМАН МОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ТОМАСА ХОББСА предлагает два существенно разных взгляда на основание моральной добродетели поступков? В первом разделе своей статьи я подтверждаю это утверждение посредством краткого обзора и анализа некоторых важных отрывков в трудах Гоббса. В средней части статьи я рассматриваю, как Гоббс пытается соединить эти разрозненные концепции, используя в качестве средства его теорию суверенного представительства. В последнем разделе я оцениваю логическую адекватность проекта Гоббса.I. При внимательном рассмотрении нравственных писаний Гоббса обнаруживаются две концепции моральной добродетели поступков. С одной стороны, Гоббс утверждает, что эти действия являются морально хорошими, которые способствуют сохранению и общему благополучию агента. Если определенное действие имеет такие последствия, то оно предписывается естественным законом. Таким образом, Гоббс пишет, что закон природы «есть предписание или общее правило, установленное разумом, согласно которому человеку запрещается делать то, что разрушительно для его жизни, или лишает средства сохранения того же самого…. -2 Гоббс делает два важных заявления относительно этих законов. Во-первых, он утверждает, что правило — это закон природы, потому что он определяет виды действий, которые способствуют самосохранению. Например, он пишет, что «законы природы неизменны и вечны … Ибо никогда не может быть, чтобы война сохраняла жизнь, а мир разрушал ее» 3. Законы природы остаются неизменными, потому что они никогда не будут Это утверждение имеет смысл только в том случае, если Гоббс утверждает, что в основе закона природы лежит способность к самосохранению того вида действий, которым он управляет.Во-вторых, Гоббс утверждает, что естественный закон диктует морально хорошие действия. В главе 15 «Левиафана» он утверждает, что «истинное учение о законах природы — это истинная моральная философия» 4. Следовательно, отчет Гоббса предлагает следующую концепцию моральной добродетели действия x, которую я назову « естественная моральная добродетель »: (1) x обладает естественной моральной добродетелью тогда и только тогда, когда x способствует самосохранению агента, выполняющего x. 1 Как я использую фразу в этой статье, действие является морально хорошим, если это морально обязательно, чтобы оно было выполненный.Таким образом, когда я говорю об основании моральной добродетели действия, я имею в виду основание, на основании которого оно определено как морально обязательное. 2 Томас Гоббс, Левиафан, в английских произведениях Томаса Гоббса, изд. Сэр Уильям Молесворт, 11 томов. (Лондон, 1839-1845), III, 116-117. Далее ссылки на работы Гоббса относятся к этому изданию. 3 Там же, стр. 145. Там же, с. 146. [415] 416 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Эта характеристика нравственной добродетели действия имеет две важные особенности.Во-первых, это строго телеологическая характеристика. Под телеологической теорией моральной добродетели я подразумеваю теорию, которая характеризует моральную добродетель поступка исключительно посредством ссылки на его эффективность в создании определенных последствий или положений дел. В данном случае моральное совершенство действия определяется ссылкой на его эффективность в содействии тому положению дел, которое является самосохранением агента. Во-вторых, эта характеристика ограничивает морально хорошие действия теми, которые способствуют самосохранению агента, выполняющего действие.Интересы, потребности и т. Д. Других участвуют в оценке морального совершенства только постольку, поскольку они могут повлиять на интересы или сохранение агента. Таким образом, нравственная ценность действия определяется его разумной ценностью. Иногда утверждают, что концепция того, что я назвал естественной моральной добродетелью, совершенно чуждо этической теории Гоббса. С этой точки зрения, Гоббс интерпретируется как придерживающийся того мнения, что действия, способствующие самосохранению, являются лишь основанием их благоразумия.Точно так же утверждается, что законы природы, которые определяют виды действий, способствующих саморазвитию …

Перейти к основному содержанию Поиск