Error 404 — О проекте
Error 404 — О проекте | STUDENT-HIST
Error 404Страница на сайте не найдена… перейти на главную |
|||
|
|||
|
Василий I Дмитриевич — Московские князья
Василий I Дмитриевич
Годы жизни: 30. 12.1371 — 27.02.1425
Годы правления: 1389-1425
Из рода Московских великих князей.
Великий князь Московский в 1389 — 1425 годах.
Сын Дмитрия Ивановича Донского и суздальской княгини Евдокии Дмитриевны, дочери суздальского князя Дмитрия Константиновича.
В 1384 году Василий был послан своим отцом Дмитрием Донским в Золотую Орду побороться с тверским князем Михаилом Александровичем за великое княжество Владимирское и Новгород. Там Василий Дмитриевич пробыл около 2-х лет, так как был задержан ханом Тохтамышем. Затем Василий бежал из Орды в Подолию, а после в Валахию, откуда в 1387 году возвратился в Москву.
В 1389 году Василий Дмитриевич стал великим московским князем. Он успешно воевал с Новгородом Великим, суздальскими, нижегородскими князьями, рязанским князем Олегом Ивановичем и Литвой.
Василий Дмитриевич смог усело использовать усобицу в Золотой Орде: с 1395 года по 1412 год он не платил татарам дани. Во время его правления в Московском Кремле был построен знаменитый Благовещенский собор. Княжение Василия Дмитриевича запомнилось многим еще большим усилением Московского государства.
В 1392 году он присоединил Муромское и Нижегородское княжества, в 1397-1398 годах — Бежецкий Верх, Муром, Вологду, Устюг, и земли коми. Дважды Василий совершал попытки отобрать силой Двинскую землю у Новгорода, но так и не смог сделать этого. По приказу Василия Дмитриевича были “срублены” города Плес и Ржев.
Для предотвращения угрозы нападения со стороны Золотой Орды, Василий Дмитриевич вступил в 1392 году в союз с Литвой. Но союз оказался непрочным, потому что князь Витовт в 1403—1404 захватил русские города Смоленск и Вязьму.
После разгрома в 1391 и 1395 Золотой Орды Тимуром Василий отказался от уплаты дани, однако в 1408г. после нашествия Едигея вынужден был вновь вернуться к уплате дани.
При Василии Дмитриевиче продолжался рост феодального землевладения. С усилением власти великого князя Василия проводилось изъятие из ведения феодалов определенной части судебных дел и передача их в руки великокняжеских наместников.
Благодаря его предусмотрительной политике за 36 лет его правления московское княжество практически не ощутило каких-либо внутренних потрясений. За этот период времени Москва лишь единожды, в 1408 г. была подвержена нападению со стороны сил Орды, но Едигей так и не смог взять город.
На Рождество 1390 года, в Коломне, Василий Дмитриевич женился на литовской кн. Софье, дочери Великого князя Литовского Витовта. В московских кругах его супругу, скорее всего недолюбливали, считали «литвинкой». Не всё было гладко и в их супружеских отношениях. Посол Империи Сигизмунд Герберштейн, который посетил Москву 100 лет спустя, писал, что «… Василий Дмитриевич оставил единственного сына Василия, но не любил его, так как подозревал в прелюбодеянии жену свою Анастасию (Софью Витовтовну), от которой тот родился …»
Первый сын Юрий, родившийся весной 1395 г., прожил всего 5 лет. Второй сын, Иван, (1396—1417гг.) умер по дороге из Коломны в город Москву в результате «мора» (чумы), спустя всего полгода после брака с дочерью князя Ивана Пронского и получения в удельное княжение Нижнего Новгорода. Аналогичная ранняя кончина ожидала и сыновей Семёна и Даниила.
В 1393 г. родилась 1-ая дочь — Анна, которая стала женой Иоанна VIII Палеолога, византийского императора. Вторая дочь Анастасия вышла замуж за Юрия Патрикеевича, князя литовского. Третья — Василиса по первому браку за князя Александра Ивановича суздальского, по второму за князя Александра Даниловича суздальского.
10 марта 1415 г. родился сын Василий, опекуном которого в 10-летнем возрасте после смерти великого князя стал его дед по материнской линии, Великий князь Литовский Витовт.
27.02.1425 князь Василий Дмитриевич умер. Погребен в Москве, в Архангельском соборе.
В памяти потомков ставил о себе память правителя твердого и осторожного.
Царствование Василия Блаженного в современной и средневековой исторической литературе | Василий II и управление империей (976-1025)
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВасилий II и управление империей (976-1025)Классическая историяИстория Ближнего ВостокаКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Василий II и управление империей (976-1025)Классическая историяИстория Ближнего ВостокаКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Дома, Екатерина, «Власть Василия в современной и средневековой исторической литературе», Василий II и управление империей (976-1025) , Оксфордские исследования в Византии (
Оксфорд, 2005; онлайн-издание, Оксфордский академический, 1 сентября 2005 г. 2007), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199279685.003.0002, по состоянию на 7 марта 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВасилий II и управление империей (976-1025)Классическая историяИстория Ближнего ВостокаКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВасилий II и управление империей (976-1025)Классическая историяИстория Ближнего ВостокаКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Эта глава начинается с краткого изложения существующих исследований о Василии II. В нем утверждается, что большинство интерпретаций отражают то, что современные историки полагаются на свидетельство историка середины XI века Михаила Пселла. Это демонстрирует важность других источников для этого периода, в том числе историков Джона Скилица, Яхьи ибн Саида и Стефана Таро. Описывается значение сохранившихся писем, военных уставов и стихов, а также свидетельства, представленные сигиллографическими, нумизматическими и археологическими записями. Глава также иллюстрирует неравномерность снабжения соответствующими исходными материалами для разных десятилетий долгого царствования и для разных регионов обширной империи. Именно эта неравномерность свидетельств убеждает против составления карты истории царствования путем простого сшивания разных источников вместе. Вместо этого утверждается, что дальнейший прогресс будет достигнут только после гораздо более глубокого анализа соответствующей византийской историографии.
Ключевые слова: Византийская историография, Византийская археология, Византийская сигиллография, Византийская нумизматика, Иоанн Скилиц, Михаил Пселлос, Яхья ибн Саид, Стефан Таронский
Предмет
Классическая историяБлижневосточная история
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
04.10.13, Стефенсон, Василий Болгароубийца
- Отзыв:
- Флорин Курта
- [email protected]
- Университет Флориды
Репутация византийского императора Василия II среди современников была, по-видимому, не столь разнообразной и противоречивой, как та, которая формировалась и видоизменялась в течение столетий после его смерти в 1025 г. На самом деле при жизни императора было написано немногое и еще меньше фрагментов о нем и его правлении. То, что мы имеем, позволяет предположить, что Василий еще не пользовался репутацией завоевателя, связанной с его именем в византийских учебниках истории. Придворный поэт, известный как Геометр, которого Василий изгнал из двора в 9 г.85 за поддержку семьи Фока, считал императора всего лишь бледным подражанием своему любимому герою Никифору II Фокасу. Как же тогда Василий заработал репутацию свирепого воина и жестокого завоевателя? Когда он стал «Булгароубийцей»? Выбор времени для публикации этой книги был как нельзя лучше. Медиевисту, отправляющемуся этим летом в Афины либо на Олимпийские игры, либо на какое-то другое, менее неторопливое мероприятие, будет весьма кстати взять с собой эту книгу, если он или она хочет получить некоторое представление о порядке именования улиц в Афинах. где одна из артерий, проходящих через район Неаполи к северу от холма Ликавиттос, называется Вулгароктону, «Убийца булгар». В книге Пола Стивенсона исследуется и делается попытка объяснить деятельность по созданию образов и мифов, которая привела не только к именованию улиц, но и к некоторым менее безобидным политическим решениям двадцатого века.
Будучи византинистом, а не историком современных Балкан, и имея в своем активе значительную книгу о Балканских границах Византии (2001), Стефенсон имеет хорошие возможности развенчать миф об Убийце болгар и разъяснить написанные тексты. разными авторами, от Иоанна Скилица и Николая Месаритеса до Пенелопы Дельты и Костаса Кириазеса. Но эта книга о визуальном не менее, чем о текстовом построении героя-булгароубийцы; Источники Стивенсона также включают иллюстрации рукописей, шкатулки из слоновой кости и военные пропагандистские плакаты. В то время как известное изображение Василия в псалтири, хранящееся сейчас в Маркианской библиотеке в Венеции (Cod. Marc. gr. 17), не содержит намека на его посмертную славу Болгаробойца, его репродукция на фронтисписе книги Константина Папарригопулоса История греческого народа (воспроизведенный как рисунок 11 на странице 105) безошибочно идентифицирует правителя в центре изображения как Василия II Болгароубийцу. Книга Стефенсона также поучительна при обсуждении греческих плакатов времен Второй балканской войны (1913 г. ), на которых греческие солдаты часто изображаются ослепляющими или кусающими болгар. По общему мнению, это очень тщательное исследование всего лишь одного случая «изобретения традиций» на современных Балканах.
Краткая монография Пола Стефенсона не является биографией в традиционном смысле этого слова. Как указывает автор во введении, его книга представляет собой «обзор репутации Василия как «болгароубийцы» с момента его смерти до настоящего времени» (1). Восемь глав хорошо объединены, хотя каждую из них можно использовать отдельно как солидное эссе на такие разные темы, как «Победа и ее представления» или «Basile apres Byzance». В первой главе рассматривается политическая и военная подоплека, которая гораздо более подробно обсуждается в главах 2 (11–21) и 3 (32–48). Глава 4 посвящена представлению как в текстах, так и в изобразительном искусстве своего рода военного триумфа, который Василий якобы праздновал после завоевания и аннексии Болгарии в 1018 году. В главе 5 исследуется образ Василия II, возникающий в текстах, написанных между началом век (после смерти Василия) и двенадцатый век. В главе 6 Стивенсон умело демонстрирует, что легенда об Убийце булгар является побочным продуктом напряженности, возникшей в балканских провинциях Империи в конце 1100-х годов, когда власти Византии бросили вызов сначала болгары и валахи, а затем Четвертый крестовый поход. . В главе 7 Стивенсон затем следует за процессом мифотворчества в течение 9-го века.0013 Tourkokratia и девятнадцатый век, после создания независимого греческого государства. Наконец, глава 8 посвящена использованию и злоупотреблению легендой в контексте «македонского вопроса», особенно во время Второй балканской войны. Стивенсон предлагает увлекательное обсуждение связи между научными исследованиями в области византинистики и национальным строительством, процесс, который все еще продолжается в некоторых странах региона, особенно в недавно созданной Македонии, стране, известной под странным названием. БЮРМ (бывшая югославская Республика Македония). Для современных националистов Василий II был безжалостным тираном, жаждущим пролить кровь славянского врага, чтобы продвинуть греческую империю. Пол Стефенсон рассказывает другую историю. По его мнению, Василий не только не был убийцей булгар, но и его аннексия Болгарии была далека от «упражнения по подавлению болгар и болгарского национального чувства, как мы должны были поверить в более поздние отчеты» (136). Однако его больше заботит то, в какой степени легенда об Убийце булгар к настоящему времени настолько прочно вошла в традиционное повествование о греческой национальной истории, что император, кажется, обрел вторую жизнь, без особой связи ни с его прижизненные достижения или современные исследования средневековых Балкан. Главный вклад Стивенсона в этой книге состоит в том, чтобы установить четкую связь между средневековьем и национализмом для области Европы, которая в последние годы вызвала много потрясений, связанных с этническим национализмом. Несмотря на огромное количество литературы, пытающейся объяснить, а иногда и осудить это явление, этот регион до сих пор по необъяснимым причинам оставался за пределами области исследований ученых, заинтересованных в использовании Средневековья для национального строительства. Книга Стефенсона полностью соответствует жанру недавних исторических работ о политизации таких исторических личностей, как Арминий, Жанна д’Арк или хорватский король Томислав. Его собственное предпочтительное сравнение — с анализом Дюби легенды о Бувине, «ибо этот француз пишет элегантно и критически» (10). Но Стефенсону также удалось рассказать нам больше о политических и военных событиях на Балканах в начале XI века. Хотелось бы увидеть какое-то сравнение с успехами и посмертной славой императора в других местах, например на Кавказе. Стефенсон дает нам некоторое представление об этой проблеме, исследуя эпитафию Василия, в которой упоминаются Абхазия и Иберия, но не Болгария, среди заслуживающих похвалы завоеваний императора.
Среди признательности можно высказать несколько оговорок. Хотя я согласен со Стефенсоном в том, что восемь распростертых фигур рядом с изображением императора Василия II в Ватиканской псалтири не могут быть идентифицированы как болгары, также трудно поверить, что «эти фигуры являются византийскими гражданами» (55). Какова бы ни была их истинная личность, они явно являются людьми, «низвергнутыми» военными святыми, изображенными по обе стороны от императора, как объясняется в сопроводительном стихотворении. Другими словами, распростертые фигуры — это враги, напуганные копьем императора. Действительно, все шесть военных святых вооружены копьями и одеты в ту же боевую одежду, что и император, что говорит о том, что основной целью иллюминации было проведение параллели между Василием и архетипами воинов. Более того, неизвестный автор иллюминации почерпнул из фонда известных изображений воинских святых. Один из них, св. Меркурий, появляется в подобном одеянии на более или менее современных изображениях в таких разных местах, как Алакилиса в Каппадокии, склеп церкви св. Луки в Фокиде, собор в Монреале и копия Exultet. сейчас в соборе Бари. Общий посыл иллюминации Ватиканской псалтири определенно связан с военными победами над врагами, а не с покорностью «ряда покорившихся в первые десятилетия царствования Василия». (55).
«Славяноязычный» народ заселил Балканский полуостров в начале седьмого, а не в шестом веке (2). Неправда, что «так называемая Мизийская равнина [равнина между Дунаем и горным хребтом Стара-Планина]» стала возделываться только с «появлением широкого орошения в девятнадцатом веке» (18). Источником Стивенсона для такого утверждения является исследование Эндрю Поултера, опубликованное в 1983 году, и Acta конференции по дунайским известнякам, которая проходила в Болгарии (и была рассмотрена для TMR этим обозревателем, TMR 00.05.05), оба из которых относятся к фортам, а не к сельскому хозяйству. Ряд поселений десятого века, раскопанных в регионе болгарскими археологами, продемонстрировал явные свидетельства возделывания земли, и Стефенсону было бы лучше обратиться к книге Иоахима Хеннинга.87 новаторская книга по сельскому хозяйству в Юго-Восточной Европе в первом тысячелетии нашей эры. Любимым источником Фальмерайера была Хроника Монемвасии , а не Евагрий (101). Идея о том, что Василе Лупу, князь Молдавии (1634-1653), взял свое имя от византийского императора (стр. 99 с примечанием 5), является полностью выдумкой Николае Йорги. Имя «Василия» впервые засвидетельствовано в хартии 1634 г., но, кроме некоторого сходства с греческим словом «вазилевс», нет абсолютно никаких указаний на то, что Лупу имел в виду ни Василия I, ни Василия II. Вопреки как логике, так и сигиллографическим исследованиям, Стефенсон полагает, что свинцовые печати демонстрируют, что «офицеры византийской полевой армии были назначены командирами гарнизонов в нескольких местах, известных с 9-го века».0013 Эскориал Тактикон » (19). На самом деле, все, что может показать печать с установленным происхождением, это то, что сообщение владельца печати было получено кем-то другим в том месте, где была найдена печать. Видин находится на севере, не северо-западные Балканы (21), ближе к Банату, а не к Трансильвании (34). Кекаумен цитируется полностью дважды (стр. 16 с примечанием 16 и стр. 33 с примечанием 6). В обоих случаях читателю объявляется, что после этой цитаты , автор будет использовать сокращенное название. Тот же читатель, возможно, пожелает узнать, кто является автором английского перевода романа Андре Грабаря 9.0013 L’empereur dans l’art byzantin в примечании 11 на стр. 52. Наконец, несколько географических названий в Сербии появляются с диакритическими знаками на карте 3 (116), но без них на карте 2 (39).
Тем не менее, Легенда о Василии Болгаробойце — прекрасная история: богатая деталями, смелая в сочетании письменных и визуальных источников, мастерски ясная, где предмет наиболее сложен, написанная элегантно, даже когда «неохотно принимает Орфография американского английского» (xiv). Возможно, Стефенсон опасался упоминать всех византинистов, которые помогали ему на различных этапах проекта (xii). Но он предоставил будущим историкам — и не только Византии — основу для рассмотрения и оспаривания, и, несомненно, его работа будет стимулировать дальнейшие исследования.