Особенности культуры киевской руси кратко: Культура Киевской Руси особенности и достижения

Общая характеристика и особенности культуры Древней Руси

Общая характеристика культуры Древней Руси

Древнерусская культура восходит корнями к моменту образования государства и проходит свой путь вплоть до татаро-монгольского нашествия. Культура Древней Руси развивалась в период с X по XIII в. и была напрямую связана с социальной, политической и экономической ситуацией в обществе.

Замечание 1

Главная характеристика данного этапа развития государства – это земледелие, обусловившее неторопливое развитие культуры в целом. Вместе с тем главная роль в видении мира принадлежала христианству, которое активно развивалось в государстве на тот момент. Все творения приписывались Божьим заслугам, а любая деятельность творческих людей пропадала в тени религии.

Выделяют два этапа развития культуры Древней Руси, которые появились в разные периоды ее становления:

  • Культура Киевской Руси в XI веке
  • Первая половина XII – начало XIII века, период феодальной раздробленности

Первоначально древнерусская культура развивалась достаточно быстро, в связи с чем Русь именовалась одним из самых развитых государств.

Об этом говорят два источника, послужившие данной тенденции процветания культуры:

  • Язычество, считавшееся первой восточнославянской культурой, оказавшей влияние на развитие всей культуры Средних веков.
  • Византийская культура, которая формировалась в условиях христианства.

После того, как в 988 г. Русь стала христианской, и религия стала одним столпов на которых держится государство, активное развитие получили философия, литература, зодчество, язык, образование и политика. После принятия христианства и при проведении новых реформ начали появляться школы и библиотеки, которые повлияли на рост грамотности населения.

В X веке Кирилл и Мефодий, которые были двумя православными монахами, придумали первый русский алфавит, что позволило распространить образование не только в высшем обществе, коим являлись духовенство, князья и знать, но и сделать его доступным для всех остальных – купцов, ремесленников, пользовавшихся им в быту.

Литература Древней Руси

Исторически развитие литературы в Древней Руси принято делить на два этапа:

  • В IX-XII вв. литература активно развивалась вместе с объединением двух ключевых городов – Новгорода и Киева в качестве неотъемлемой части культуры государства Древней Руси
  • По мере того как развивались другие древнерусские центры (Суздаль, Смоленск, Владимир) в литературу начали вносить изменения, в ней появлялись иные особенности, обычаи и течения. 

Больше влияние на развитие литературы Древней Руси оказали религиозные тексты, которые переводили и переписывали с греческого и латыни. Авторы Древней Руси придерживались только христианской трактовки своих мыслей, т.к. религиозное мировоззрение доминировало на этой территории.

Замечание 2

Все книги писали на пергаменте от руки, владеть ими могли лишь состоятельные слои общества.

Важной частью древнерусской культуры были фольклор и устная поэзия, благодаря которым информация в обществе передавалась из поколения в поколение.

Архитектура Древней Руси

Архитектурное искусство также получило большой импульс во времена возникновения христианства. Каменные здания сменили деревянные постройки. Создавали их не только греческие мастера, но и русские. Все здания старались строить в однообразной стилистике. Постепенно росло число храмов, церквей и соборов.

Живопись Древней Руси

Религия также оказала значительное влияние на искусство живописи. Так, в X веке на Руси появился новый жанр, перенятый у Византии – иконопись. Иконы писали на деревянных досках с помощью натуральных красок. Обычно изображали Богоматерь, Иисуса и разнообразных святых.
 

Автор: Анна Кукдогарова

Преподаватель культурологии

Культура языческой и Киевской Руси

   

Все статьи сайта → Культурология → Культура России

Культура языческой и Киевской Руси

Культура любой страны развертывается во време­ни и в пространстве в тесной взаимосвязи с социальны­ми переменами и потрясениями. Она всегда связана с историей. Это в полной мере относится и к русской культуре, которая имеет свою специфику. Для русской культуры характерны частые взрывные процессы, пре­рывность и катастрофичность. Известный русский фи­лософ Н.Бердяев выделял пять периодов русской куль­туры, которые отличались существенными культурны­ми сдвигами при сохранении определенной преемствен­ности. Назовем их:

1. Культура языческой и Киевской Руси. 

2. Культура периода золотоордынского ига. 

3. Культура Московского государства. 

4. Культура Петербургской империи. 

5. Культура советского и постсоветского периода. 

Культура языческой и Киевской Руси 

Первым, наиболее древним слоем русской культу­ры является языческая культура восточных славян. Это середина I тысячелетия нашей эры. Академик Б. А. Ры­баков выделяет три периода в развитии язычества Древ­ней Руси:

  • господство упырей и берегинь;
  • господство культа Рода как божества Вселенной, всей природы и плодородия;
  • господство культа Перуна как покровителя дружинно-княжеских кругов формирующегося государ­ства.

Представления об окружающем мире у древних сла­вян было связано с противопоставлением порядка и хаоса, сакрального и мирского. Свой и чужой мир, мир культуры и мир природы — так сопоставлялся окружаю­щий человека того времени мир. Вера в духов, домо­вых, упырей сопровождалась жертвоприношением. В качестве жертв выступали скот, конь, курица, петух. Славяне освящали закладку жилища, причем первона­чально были и человеческие жертвоприношения. Они осмысливались как акт упорядочивания первоначаль­ного хаоса. Так, например, в купальные праздники то­пили девушек. Возможно, этот ритуал древние славяне истолковывали как «свадьбу» с потусторонними сила­ми, когда убивали врагов и отрезали им головы или по­едали какие-то органы с целью присвоения каких-то сил противника.

Восточные славяне были язычниками, т. е. обоже­ствляли силы природы. Каждое племя поклонялось сво­ему богу: Велесу, Хорсу, Стрибогу, Сварогу и другим. Но вместе с тем славяне признавали и главного пле­менного бога. Чаще всего это был Велес — бог скота, или Перун — бог грома и молнии. Объединение восточных славян в единое государство требовало центральной цементирующей идеи, которой не было у язычества. Рост городов требовал подчинения единому центру и единой государственной религии. В 980 г. киевский князь

Владимир предпринял попытку превратить язы­чество в государственную религию и объявить бога княжеской дружины Перуна единым и главным для всех восточнославянских племен. Был составлен пан­теон языческих богов, куда вошли Хоре — бог солнца, Даждьбог — бог тепла и плодородия, Стрибог — бог ветра, Симаргл — бог почвы, Мокошь — женское начало приро­ды и женская часть хозяйства. Но эта реформа оказалась неудачной. Каждое племя чтило своего бога и от­казывалось поклоняться другому. Требовалась новая религия, объединяющая всех, и таким стало христиан­ство.

Пантеон Славянский Богов 

Культура Киевской Руси охватывает IX — XIII столе­тия. Именно в этот период произошло становление Древнерусского государства и расцвет его культуры. Историки объясняют этот феномен тесными связями Киевской Руси с Византией, странами Центральной и Западной Европы. Влияние византийской и западноев­ропейской культуры было значительным, но не решаю­щим. Огромную роль играли многовековые традиции восточных славян, предшествующие принятию хрис­тианства. Так, например, письменность распространи­лась в восточно-славянском мире значительно раньше официального введения христианства. Об этом свиде­тельствуют памятники Черняховской культуры II — V ст. Ритуальные сосуды этого времени украшены кален­дарными знаками, символизирующими 12 месяцев и 4 солнечных фазы. Подтверждением раннего знакомства славян с письменностью является и договор

князя Игоря с греками 944 г., в котором говорится, что полномочия русских купцов определяются письменными грамота­ми. Император Византии Константин Багрянородный (905 — 959 гг.) в своем произведении «О церемониях ви­зантийского двора» извещает, что княгиню Ольгу во время ее пребывания в Константинополе сопровожда­ли 12 переводчиков.

Раскопки в Новгороде и других городах Северной и Северо-Восточной Руси дали замечательные образцы переписки рядовых граждан по поводу разных хозяй­ственных дел. Это так называемые «берестяные грамо­ты».

Монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий усовершен­ствовали графическую систему древнерусской письмен­ности. Кириллицей написаны такие известные древне-русские произведения, как «Остромирово Евангелие», «Изборник Святослава» 1073 и 1076 гг., «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Повесть времен­ных лет» и др. Заботу о просвещении со времен введе­ния христианства взяли на себя государство и церковь. Так, во времена княжения Владимира Святославовича в Киеве уже была государственная школа, в которой учи­лись дети ближайшего окружения князя.

При князе Ярославе в Новгороде была открыта шко­ла для подготовки образованного духовенства, в кото­рой учились 300 мальчиков из зажиточных семей. А в 1086 г., при Андреевском монастыре дочь Всеволода Ярос­лавовича Анна основала школу для девочек.

Известно, что древнерусские князи были большими любителями книг. Так, Ярослав Мудрый основал биб­лиотеку Софии Киевской, его сын Святослав наполнил книгами свои палаты, князь Николай Святоша потратил на книги свои богатства и подарил их Печерскому мона­стырю. При монастырях и церквях создавались библио­теки, самая большая из них находилась в Софийском соборе.

С принятием христианства на Руси стали появлять­ся переводы работ древнегреческих и византийских ав­торов, богослужебных и христианских книг. Началось становление системы образования при монастырях, воз­никло множество культурных центров. Византийская культура выполняла роль моста между Западом и Восто­ком, она оказала огромное влияние на формирование отечественной культуры. Византия в то время была мо­гущественной империей, богатейшей страной мира. Она опережала в своем развитии Западную Европу и была для Руси примером общественного устройства, идеалом государственного могущества. В тоже время Киевская Русь не пассивно воспринимала византийскую культу­ру, а отбирала естественное и необходимое для себя, трансформируя в соответствии со своими традициями.

Чисто русские черты проявились уже в архитекту­ре: пятикупольные или многокупольные храмы, пирамидальность композиции, башнеобразные формы. Это видно в архитектуре Спасо-Преображенского монасты­ря в Чернигове (1036 г.), Софийского собора в Киеве. Первым храмом Киевской Руси была Десятинная цер­ковь (три купола). В ансамбль Киева входили, кроме Софийского собора, Золотые ворота, Георгиевский и Ирининский монастыри, город имел радиально-упорядоченную застройку. Среди памятников зодчества XI ст. заметное место занимают собор во Владимиро-Волынске, Борисоглебский собор, Успенская церковь в Чернигове, Киево-Печерская Лавра, Михайловский златоверхний собор в Киеве и много других. В 20 — 40-е годы сформировались самобытные архитектурные шко­лы в Киеве, Переяславле, Чернигове, Галичине и дру­гих городах. Для древнерусской архитектуры характер­но соединение византийских элементов и романтичес­кого стиля. В таких городах, как Путивль, Курск, Рыльск, Новгород-Северский возводятся ратуши и церкви.

Золотые ворота в Киеве

Проникновение христианства в Киевскую державу способствовало развитию монументального искусства. В IX — X вв. быстрыми темпами развивается фресковая и мозаичная живопись. Это оформление храмов, порт­реты святых. Фресковая живопись носит также и свет­ский характер, особенно при украшении княжеских палат. Большую популярность в древнерусских фрес­ках приобрел образ Богоматери. Ее типичное изобра­жение — это каноничная поза Богоматери — Оранты, мо­литвенно поднявшей руки на уровень головы. Богома­терь — Оранта в Киевском Соборе Святой Софии (1037) — это наивысшее достижение монументального визан­тийского искусства, созданное киевскими мастерами. Она стоит одна, несокрушимая и спокойная с поднят­ми руками в молитве за Киев и Русскую землю. Часто встречается в храмах также изображение Христа Пантократора, который с образом Богоматери — Оранты га­рантирует безопасность и порядок в государстве, сим­волизирует Божью Премудрость.

Мозаики и фрески в соборах Киевской державы знаменовали триумф христианства. Иконам же покло­нялись и молились. Первые иконы были завезены из Византии. Наиболее известная икона Владимирской богоматери была подарена Византией Великому киевс­кому князю Владимиру Мономаху в конце XII ст. С XI ст. при древнерусских монастырях начинают работать собственные иконописные мастерские. До нас дошли имена таких русских иконописцев как Григорий и Алимпий, которые жили на рубеже XI — XII ст. при Киево-Печерской Лавре. К древнейшим иконам Галичины от­носится икона богоматери Одигитрии конца XIII — XIV ст. (Покровская церковь г. Луцк). Известными памят­никами изобразительного искусства являются иконы «Юрий Змееборец» (Дрогобыч) и «Архангел — Михаил в деяниях».

Следует отметить высокий уровень живописной школы при оформлении рукописей. «Остромирово Евангелие», «Изборник» украшены живописными ми­ниатюрами, орнаментами, заставками. При этом древ­нерусское прикладное искусство наряду с христианс­кой символикой использовало элементы языческой куль­туры. Древнерусские мастера овладели техникой изго­товления стекла, смальты, майоликовой керамики. Брас­леты, перстни, кубки, чаши и другие предметы бытово­го предназначения были украшены затейливой резьбой, красочной росписью. В тоже время русские мастера пытались быть не только похожими в своих произведе­ниях на византийских, но и превзойти их. Киев стал играть роль духовного и сакрального центра. Для древ­них русичей Киев был тем, чем для греков Константи­нополь.

Остромирово Евангелие

На Руси сложилась также и собственная литературная традиция. Древнерусская литература отличалась огромным накалом духовных страстей, поисками пра­ведной жизни. По словам Д. С. Лихачева, темой русской литературы была тема мировой истории, а главным сю­жетом — смысл человеческой жизни.

Христианство на русской почве также приобрело национальные черты. Русское православие способство­вало формированию человека нового типа: одухотво­ренного, правдивого, стремящегося к божественному идеалу и социальной справедливости. Большое значе­ние придавалось совести, христианской морали. Русь не восприняла четко разработанную систему Римского права, т. к. православие не вмешивалось в правовые пред­ставления общества. Вместе с тем статьи «Русской прав­ды» показывают, как гибко применялось греческое за­конодательство к условиям Древней Руси. Телесные наказания заменились штрафами, смертная казнь — са­мым большим штрафом.

Две основные ценности власти — князь и вече — оли­цетворяли два способа принятия решений — единолич­ный и коллективный. Особую известность получило Новгородское вече во времена республиканского прав­ления (X — XII). На вече решались наиболее важные воп­росы: избрание должностных лиц, приглашение князя на правление и т. п. У восточных славян в сфере госу­дарственного управления прочно утвердился принцип выборности. Примером могут служить выборы киевс­кого князя Владимира Мономаха, которого с согласия вече дважды приглашали занять киевский престол. Од­нако роль народного собрания не везде была одинако­вой. Выбор князя был не регулярным, место собрания не было постоянным, состав тоже. Это было открытое собрание, компетенция которого не определялась каки­ми-то юридическими нормами. Но само наличие вече говорит о том, что князья в Древней Руси не обладали самодержавной властью.

В период раздробленности, распада Древнерусского государства участие вече в государственном управле­нии существенно сократилось. В большинстве земель князь управлял либо единолично, либо советуясь со сво­ими приближенными. Монгольское нашествие положило конец деятельности вече. Исключения составили лишь северо-западные земли Киевской Руси, в частности Новгород, где после восстания 1136 г. был введен рес­публиканский государственный строй, чем-то напоми­навший западно-европейский.

На почве культуры Древней Руси сложился особый тип святого. Первые русские национальные святые — это князья Борис и Глеб, безропотно принявшие смерть во имя правды.

Подводя итог культуре Киевской Руси, следует под­черкнуть, что ее духовной основой стало христианство, в частности такая его ветвь, как православие. Благода­ря этому сложилось единство языка, веры и власти. Без этих элементов культуры невозможно было бы восста­новление единого государства после золотоордынского ига.

Читайте также:

Русская культура периода Золотоордынского ига (XIV-XV вв.)

Культура Московского государства

Культура Петербургской империи. Русская культура XIII века

Культура Петербургской империи. Культура России XIX века

Художественная культура России «Серебряного века»

Русская культура Советского периода

Главная — История и культура России

800-е годы: русы , традиционно являющиеся народом скандинавского происхождения, обосновались в некоторых частях современной  России, Беларуси и Украины.

Конец 900-х: Возвышение Киевская Русь , конфедерация городов-государств во главе с великим князем Киевским.

в. 980-1015: Правление князя (святого) Владимира I. Он вводит христианство в регионе.

1230-е годы: монголы ( татары ) вторгаются в регион, подчинив себе осколки Киевской Руси. Киев теряет свое значение, а Москва, Тверь и другие города поднимаются. Региональное государство-правопреемник Монгольской империи, позже известное как 9-е0003 Золотая Орда .

1313-41: Золотая Орда достигает пика своего могущества при Хане Оз Беге.

1395-96: Турко-монгольский военачальник Тимур ( Тамерлан ) разрушает главные города Золотой Орды Сарай, Азов и Каффу. Впоследствии владычество Золотой Орды над русскими князьями становится номинальным.

1462-1505: Царствование Ивана III Великого  Москвы. Он присоединяет соперничающие города-государства Новгород и Тверь и другие территории.

Конец 1400-х, начало 1500-х: Подъем централизованного правительства сопровождается ростом крепостного права (приходящий в упадок институт в Западной Европе) в законодательстве и на практике, превращая ранее свободное крестьянское население в фактическое рабство.

1547-84: Царствование Иван IV Грозный , первый русский правитель, коронованный царь . Он расширяет Россию до Каспийского моря и Западной Сибири. Он также учреждает опричнину , совокупность территорий, находящихся под его непосредственным контролем. Тираническое правление Ивана оставляет Московскую Русь в состоянии хаоса на момент его смерти.

1606-13: Смутное время , период гражданских беспорядков и беззакония, во время которого различные партии борются за власть.

1613: Избрание и воцарение Михаила, первого царя династии Романовых .

 

(«Династия Рюрика», «Россия», Encyclopedia Britannica )

1689-1725: Царствование Петра I Великого . Он модернизирует Россию во многих отношениях, особенно в военном отношении, импортируя для этого западный опыт и технологии. Однако крепостное право укрепляется, и Петр маргинализирует Православная церковь, чем вызвала неприязнь многих россиян. Санкт-Петербург построен на берегу Финского залива и становится новой столицей России. Расширение территории России вдоль Балтийского и Каспийского морей.

17:00-21: Великая Северная война года между Швецией и союзом России, Польши-Саксонии и Дании. Швеция побеждена; Россия становится доминирующей державой в Балтийском регионе.

1756-62: Россия участвует в Семилетней войне на стороне Франции, Швеции, Австрии и Саксонии; против этого союза выступают Великобритания, Пруссия и Ганновер.

1762-96: Царствование Екатерины II Великой . Россия аннексирует Крым и расширяется на восток через степей , вступая в контакт и покоряя самые разные народы.

1772-95: Россия, Пруссия и Австрия разделили между собой Польшу, положив конец ее независимости.

1773-74: Крупномасштабное крестьянское восстание под руководством Емельян Пугачев , подавлен.

1812: Вторжение Наполеона в Россию проваливается с катастрофой.

1825: Восстание декабристов либеральных офицеров против Николая I подавлено.

1853-56: Крымская война . Россия терпит поражение от Великобритании, Франции и Турции, но не теряет значительной территории.

1861: Александр II отменяет крепостное право, но крестьяне обязаны платить тягостные ежегодные «выкупные платежи» правительству в обмен на земли, дарованные им вместе со свободой.

1862: Иван Тургенев издает Отцы и дети .

1865-77: самых известных произведения Льва Толстого, Война и мир и Анна Каренина , опубликованы.

1866-80: наиболее известных произведения Ф. М. Достоевского, в том числе «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» , изданные.

1867: Александр II продает Аляску, тогдашнюю русскую колонию, Соединенным Штатам.

1875-92: Петр Ильич Чайковский сочиняет свои самые известные произведения, в том числе Лебединое озеро и Щелкунчик .

1881: Александр II убит Народной Волей , революционной организацией. Его сменил реакционный Александр III . Убийство вызвало волну антиеврейских погромов .

1894: Николай II становится царем.

1898: Фонд социал-демократов партия, из которой большевика выходят как радикальная фракция.

1904-05: Русско-японская война . Русские терпят сокрушительное поражение в морском сражении при Цусиме.

1905-06: Революция вынуждает Николая II создать законодательное собрание, Думу .

1914-17: Россия участвует в Первой мировой войне как союзник Франции и Великобритании.

Март 1917 г. Нехватка продовольствия в Санкт-Петербурге и общее недовольство правительством Николая II привели к революции. Вместо этого к нему присоединяются армейские части, которым поручено подавить восстание. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Дума образуют Временное правительство . Николай II отрекается от престола, положив конец монархии.

 

(«Россия», Encyclopedia Britannica )

Ноябрь (октябрь по старому стилю) 1917 г.: Руководил В.И. Ленин и Лев Троцкий , большевики свергают Временное правительство.

Февраль 1918: Сформирована Красная Армия .

Март 1918: большевики заключают Брест-Литовский договор с Германией, положивший конец участию России в Первой мировой войне. Белые, несмотря на материальную помощь Великобритании, США и других западных держав, потерпели поражение.

Июль 1918 года: Николай II и его ближайшие родственники убиты большевиками, как и многие другие Романовы. Выжившие члены династии бегут из страны.

1919: Польша восстанавливает свою независимость по условиям Версальского договора .

1922: Основание Союза Советских Социалистических Республик (СССР) .

1924: Ленин умирает. Иосиф Сталин в конечном итоге перехитрил Троцкого и других соперников и сменил его на посту лидера партии.

1932-33: Принудительная сельскохозяйственная коллективизация приводит к миллионам смертей от голода, особенно на Украине.

Конец 1930-х: Сталин очищает Коммунистическую партию, Красную Армию и другие институты от любых предполагаемых соперников или подозреваемых иностранных агентов, что дорого обходится руководству страны, культуре и личным свободам. Из 2,3 млн. человек, состоявших в партии в 1935 г., за этот период погибает почти половина. Преследованию подвергаются и миллионы простых советских граждан. Укрепляется система концлагерей для политических заключенных.

1939: Советско-германский пакт о ненападении подписано. Советы вторгаются в восточную Польшу, страны Балтии и Финляндию.

1940: Советы уничтожают польский офицерский корпус в Катынском лесу . Сталинский агент убивает Троцкого в Мексике.

1941: Немцы предают Пакт о ненападении, вторгаясь в июне.

1943: Советские победы под Сталинградом , Курском и в других местах переломили ход войны.

1945: Германия побеждена. Советский Союз оккупирует и коммунизирует Восточную Германию, а также большую часть Восточной Европы. В ходе войны погибает свыше 20 миллионов советских граждан, из них более половины — мирные жители.

1948-49: Советы блокируют Западный Берлин, пытаясь заставить его граждан подчиниться голодом. Западные союзники отвечают Berlin Airlift , снабжая город по воздуху, пока Советы не отступят.

1949: Советы взорвали атомную бомбу, став второй ядерной державой.

1953: Сталин умирает. После борьбы за власть его сменил Никита Хрущев .

1956: Хрущев осуждает сталинское руководство страной после 1934 года» Десталинизация «Коммунистическая партия в России и за рубежом. Антисоветская революция в Венгрии подавлена.

1957: Советский Союз запускает первый искусственный спутник Земли, Спутник 1 .

1958: 9 Борис Пастернак получает Нобелевскую премию по литературе за свои произведения, особенно Доктор Живаго

1961: советский космонавт Юрий Гагарин становится первым человеком на орбите Земли

1962: Кубинский ракетный кризис . Ядерное противостояние с США разрешилось мирным путем.

1964: Хрущев отстранен от власти. Его сменил Леонид Брежнев .

1968: Пражская весна . Продемократическое движение в Чехословакии подавлено.

1970: Александр Солженицын  лауреат Нобелевской премии по литературе.

1972: Брежнев и президент США Ричард Никсон подписывают Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ) в Москве.

1979-89: Дорогостоящие Советская интервенция в Афганистане . В конце концов Советы отступают.

1982: Смерть Брежнева. Его сменил Юрий Андропов , многолетний руководитель КГБ .

1984: Андропов умирает. Его сменил Константин Черненко , который уже неизлечимо болен.

1985: Черненко умирает. Его сменил Михаил Горбачев , который инициирует политику гласности (открытость) и перестройка (реструктуризация хозяйственного управления).

1986: Взрыв реактора на Чернобыльской АЭС .

Август 1991: Попытка государственного переворота Горбачева сорвана Борисом Ельциным .

Декабрь 1991 года: Горбачев уходит в отставку, и Советский Союз распадается. Бывшие советские республики становятся независимыми странами. Ельцин становится лидером Российской Федерации .

 

(«Россия», «Союз Советских Социалистических Республик», Encyclopedia Britannica )

1993: Уровень инфляции достигает 930 процентов. Попытка государственного переворота президента Бориса Ельцина провалилась, что привело к тому, что он создал для себя новые полномочия в конституции.

1994: Российские войска вторгаются в Чечню , сепаратистское государство на Кавказе регионе.

1996: Прекращение огня в Чечне.

2000: Владимир Путин сменил Ельцина на посту президента. Русские войска захватывают Грозный , столица Чечни.

2008: Дмитрий Медведев избран президентом. Путин назначен премьер-министром. Россия вторгается в Грузию в поддержку двух сепаратистских государств, Южную Осетию и Абхазию .

2012: Путин переизбран президентом. Россия присоединяется к Всемирной торговой организации (ВТО) .

2014: Россия аннексирует Крымский полуостров и оказывает поддержку пророссийским сепаратистам на востоке Украины.

(«Россия», Британская энциклопедия ; «Россия», Словарь современной всемирной истории )

кратко об основных тенденциях развития

История культуры Киевской Руси охватывает несколько столетий. Восточные славяне находились в политическом союзе немногим менее трехсот лет. Однако именно в этот период сформировалась их духовная общность. Эта общность до сих пор имеет значительное влияние на восточнославянские народы, стоявшие особняком от других славян и традиционно считавшиеся очень близкими друг другу. Культура средневекового Киевского государства дошла до нас в материальных и нематериальных свидетельствах IX-XVI веков: археологических артефактах, бесценных фресках и иконах монастырей, самих архитектурных формах, важнейших письменных источниках, народных былинах, проливающих свет на духовные ориентиры. средневековых славян и так далее. Говоря о древнерусской цивилизации, обычно имеют в виду период, длившийся от начала фактической государственности в IX веке до окончательного укрепления Московского царства в XVI веке.

Культура Киевской Руси: коротко о литературе

Письмо само по себе является отличной категорией из культуры. Однако он тесно связан с ним. Ведь именно через научные, религиозные, дипломатические и политико-правовые тексты проявляется культура. Зарождение письменности у восточных славян прежде всего связано с деятельностью греческих православных миссионеров Кирилла и Мефодия. И именно с проникновением христианства связано интенсивное развитие культуры Киевской Руси. Славянам была дана возможность не эпизодически (конечно, здесь и раньше были образованные люди), а широко приобщиться к книгам и самой прогрессивной на то время цивилизации, которой была христианская Византия.

Неудивительно, что на глаголице созданы важнейшие письменные памятники культуры Древней Руси: это и Словарь Святослава, и Остромирово Евангелие, и Поучение детям Мономаха, и Русская Правда Ярослава. и многие другие важные документы того времени. Чрезвычайно важное место в литературе занимают художественно-исторические сказки: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о взятии Рязани Батыем» и другие. В то же время большая часть средневекового русского письменного искусства не дошла до современников, сгорев в пожарах монгольского нашествия.

Культура Киевской Руси: кратко об архитектуре

До X века зодчество восточных славян в основном было представлено деревянными постройками. Только при Владимире происходит близкое знакомство с православной Византией, и в результате русские мастера перенимают греческие традиции в архитектуре. Первые в России монументальные каменные постройки. Конечно, изначально это были монастыри и церкви, во многом унаследовавшие черты греческих прототипов.

Культура Киевской Руси: Кратко об изобразительном искусстве

Помимо всего прочего, православие также стимулировало развитие художественных навыков местных мастеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *