Скифы — история, география, политика, общество, экономика, наука, культура, вики — WikiWhat
История скифов
- Ок. 700-600 гг. до н. э. — скифские воины совершают нападения на окрестные земли.
- 514 г. до н. э. — скифы отражают нападение персов.
- Ок. 400-300 гг. до н. э. — эпоха благоденствия скифов.
- 110-106 гг. до н. э. — скифы терпят поражение.
Около 300 г. до н. э. мощь скифов идет на убыль, и вскоре они оказываются под властью царя Митридата, правителя страны к югу от Черного моря. Окончательно скифы как этнос исчезли во время Великого переселения народов.
Боспорское царство
В VI в. до н.э. представители скифских племен и греки на восточном побережье Азовского моря образовывают Боспорское царство (столица — Пантикапей). Первое признанное государство на территории современной России и Украины.
Загрузка…
Одним из главных городов этого государства была Гермонасса (VI в. до н. э.) в котором с самого начала имелись двухэтажные каменные дома с печами и зернохранилищами.
В VI в. Боспорские города были завоеваны Тюркским каганатом и, новое государство получило название Тументархан. После распада каганата Тументарха стала Хазарской и с IX-X вв. часто фигурирует в источниках как Самкерц. Город функционирует в первую очередь как торговый центр, при этом остаётся полиэтничным — здесь зафиксированы следы греков, армян, хазар, алан.
Экономика скифов
Скифы продавали пшеницу, выращенную земледельцами, земли которых они захватили. Они торговали с греками и покупали драгоценные металлы у купцов из Центральной Азии. Скифы также облагали пошлиной торговцев, проходящих через их земли. Так у них появились значительные богатства.
Образ жизни и быт скифов
Скифы разводили лошадей и пасли стада крупного рогатого скота и овец. Они были кочевниками и всю жизнь проводили в поисках пастбищ для скота.
Жилище скифов
Жили скифы в палатках из войлока, которые собирали и возили с собой. Палатки побольше состояли из двух или трех помещений. Внутри палатки украшались яркой драпировкой. Ковры и подушки создавали внутри палатки уют. Скифы использовали деревянные резные столы и чаши из кожи, глины или дерева. Места, где они разбивали свои жилища, называются стойбища.
Одежда скифов
Одежда скифов была изготовлена из овечьей шкуры. Зимой они носили теплую одежду из шерсти, меха, войлока или кожи.
Еда скифов
Скифы готовили еду на кострах в медных котлах для варки пищи. Часто готовили жаркое из говядины. Основным напитком было кобылье молоко.
Занятия скифов
Женщины-скифы занимались приготовлением еды и вышивкой. Часто вышивали настенные драпировки, нашивая на ткань фигуры из войлока. Мужчины охотились за оленем и зайцами, на лошадях объезжали стада скота и овец, выделывали шкуры животных, делали луки и стрелы. Мальчики учились стрелять из лука. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Погребения (похороны) у скифов
Умершего скифского вождя погребали вместе с наиболее ценным его имуществом под огромным могильным холмом (курганом).
Во время похорон вождя скифов его тело покрывали золотыми бляшками, браслетами и ожерельями. Слуги приносились в жертву, чтобы и в загробном мире они могли служить своему вождю. Кони вождя также умерщвлялись и хоронились вместе с ним, предварительно приводив их в порядок — мыли, расчёсывали гривы. Таким образом, через год, умертвив 50 мужчин и коней, укладывали их вокруг кургана вместе с золотыми драгоценностями.
Соплеменники, чтобы показать свое горе, брили свою голову и наносили себе резаные раны, иногда даже отрезали себе ухо.
Картинки (фото, рисунки)
- jpg»>
Скифский всадник
Скифы в битве
Стойбище скифов. Одна палатка показана в разрезе
Похороны скифского вождя
ru/public/page_images/1460/0x65-192.jpg» data-src=»http://wikiwhat.ru/public/page_images/1460/192.jpg»>
Карта скифского мира (Скифии)
Золотой гребень из скифской гробницы
Скифы Древний мир История Кавказа Археологические культуры Древние народы Скифия Индоевропейцы Исчезнувшие народы Туранские племена
Материал с сайта http://WikiWhat.ru
Сообщение о скифах. Доклад о скифах
Научные доклады
Автор J.G. На чтение 3 мин Обновлено
Скифы сообщение 6 класс кратко расскажет о их жизни, обычаях, походах. Доклад о скифах расскажет Вам много полезной информации об этом древнем племени.
Скифы представляют собой общность родственных племен североиранской языковой группы и индоевропейской семьи, которые составляли основное население Северного Причерноморья. Их жизнь была тесно связана с сарматами, массагетами и саками.
Ученые выделяют 2 версии их распространения и происхождения. Первая версия гласит, что основная группа племен скифов вышла из Средней Азии либо Сибири, а потом они смешались с племенами, которые населяли Причерноморье. Вторая утверждает, что скифы были потомками срубной культуры (бронзовая эпоха) и они расселялись в направлении на Запад от Поволжья.
Основная зона скифского расселения простирается между нижних течений Дона и Дуная на юге. Что касается северных границ, то точно их невозможно определить. Данный воинствующий народ в VII ст. до н.э. завоевал территории Сирии, Палестины и Мидии, установив свое господство в Передней Азии. Спустя столетие их вытеснили мидийцы. Согласно исследованиям древнегреческого историка Геродота современные ученые узнали, что было несколько племенных разделений скифов:
- господствующие скифы царские
- скифы-кочевники
- эллино – скифы
- алазоны (обитали на севере)
- пахари (жили на крайнем севере)
Царские скифы жили на берегах Азовского моря и в степной части Крыма. Скифы-пахари жили в лесостепной зоне, преимущественно между Днестром и Днепром. А скифы-кочевники освоили степи Поднепровья. Свои поселения они обустраивали на холмах, удобных для обороны и окружённых земляными валами и рвами. Этот народ известен благодаря высокому мастерству ремесленников. Особенно распространённым было кузнечество, гончарство, ткачество. Скифы выплавляли железо и бронзу.
Союз скифских племен имел похожие черты с государством рабовладельческого строя. В его главе стоял наследственный царь. Его власть ограничивалась союзным советом и народным собранием. В племени существовала ясная система классового разделения, которая выделяла дружинников, военную аристократию и касту жрецов.
После победной войны в 512 г. до н. э. с персидским правителем Дарием I, скифы еще больше утвердились на политической арене. Расцвет племени припал на IV век до н.э., когда у власти пришел царь Атей, устранив своих конкурентов. Ему удалось объединить все племена и расширить границы Скифии от низовьев Дуная до Азовского моря. В 339 г. до н. э. Атей погибает в войне с македонским царем Филлипом II и в 331 году до н. э. в западные пределы скифов вторгся наместник македонского царя.
К III веку до н.э. племя под натиском сарматов остаточно растеряло свои территории, сконцентрировавшись на Крымском полуострове. Сюда они перенесли столицу – Неаполь скифский. Крымский период расцвета скифов приходится на II век до н.э. В своих руках они сосредоточили власть над торговлей рабов и хлебом. В Крыму скифское государство просуществовало до середины III века н.э. Оно было разгромлено готами, которые подчинили их себе.
Надеемся, что сообщение на тему скифы помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации о них. А свой краткий рассказ о скифах Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
скифов — Дж. М. Эллиотт
«Пастырские нравы скифов, кажется, объединяют в себе различные преимущества простоты и утонченности».
-Эдвард Гиббон, Упадок и падение Римской империи, том 2.
Действие «Саги о степях» происходит среди племен кочевых всадников, живших в Понтийско-Каспийской степи между 8 в. до н.э. и 4 в. н.э. называли скифами. Краткое введение…
Это произведение является общественным достоянием в США, поскольку оно было опубликовано (или зарегистрировано в Бюро регистрации авторских прав США) до 1 января 1923 года.
«Лучники»
Название «Скиф» (произносится с твердой «с», как в шкале ), как говорят, происходит от греческой транслитерации Σκῠ́θης (Skúthēs) скифского Skuða , которое само является производным из индоевропейского skeud-o («стрелок, лучник»), что и дает нам наше английское слово стрелять . Skuða, « лучников», может быть, так они думали о себе, и, конечно же, это было бы их определяющей характеристикой для других. Ассирийцы называли их Askuzai , в Библии они были известны как Ashkenaz . Было идентифицировано несколько археологически различных культур, некоторые из которых можно с некоторой уверенностью отнести к исторически названным племенам. Однако наиболее правильно название скифы принадлежит племенам, обитавшим в Причерноморской степи к северу от Черного моря примерно в 8-2 вв. до н.э.
В более широком смысле историки и антропологи/археологи могут говорить о «скифах» или «скифском мире». Хотя они состоят из нескольких отдельных племен с небольшими местными и региональными различиями в таких вещах, как стиль одежды, гончарные изделия или погребальная архитектура, культуры, упомянутые под этим зонтиком, включая близкородственные народы, известные в истории как савроматы/сарматы и саки, все они имели общие черты. удивительно схожая основная культура, экономика, художественный стиль, говорили на близкородственных языках и, по-видимому, активно торговали друг с другом. Эти племена занимали всю евразийскую степь от реки Дунай до границ Китая, юга Сибири, северо-западной Индии и простирались через Кавказ до Ближнего Востока. Хотя они, вероятно, считали себя отличными друг от друга, для сторонних наблюдателей они казались единым целым, легко отличимым от своих оседлых соседей своими уникальными обычаями и образом жизни; , и даже городские культуры (например, Нью-Йорк против Лос-Анджелеса), но многие иностранцы, скорее всего, упустят из виду эти нюансы и просто смешат их всех вместе как «американцев». Еще больше усложняя идентификацию скифов, они часто смешивались с народами, граничащими с их обширными территориями, даже оседлыми и земледельческими при определенных обстоятельствах, и часто трудно сказать, где именно заканчивается их определяющее скифское кочевничество и начинается что-то новое… Их мобильность и приспособляемость, и в то же время поддержание относительно стабильной и широко распространенной традиции, по-видимому, было одним из ключей к их долговечности и успеху.
Усовершенствованный, чрезвычайно мощный составной изогнутый лук, который они разработали, и стиль ведения боевых действий, который они использовали, сделали их одной из самых грозных и устрашающих боевых сил древнего мира. Лук носили на левом бедре в горитосе , сочетающем в себе лук и колчан. В то время как они использовали несколько видов оружия верхом, включая копья и копья, а также использовали пехоту, именно конная стрельба из лука была наиболее разрушительной.
Пронзительные произведения искусства и изображения из гробниц изображают gorytos мертвеца, висящего на ветвях Древа Жизни, как бы говоря, что он «повесил шляпу». Сила и цель жизни человека, кажется, были представлены его луком, и они достигли своего рода исполнения, когда его gorytos были повешены в последний раз.
Само собой разумеется, что скифы были искусными наездниками, которые селекционно разводили несколько специализированных типов лошадей и ездили без помощи стремян.
А поскольку верховая езда и стрельба из лука больше связаны с умением, чем с силой, женщины могли и действительно участвовать в войне. На юге Украины и в России около 25% раскопанных женских скифских захоронений содержали оружие, доспехи и другие предметы, традиционно принадлежавшие мужчинам-воинам, а их скелеты демонстрируют следы верховой езды и боевые травмы. Считается, что эти женщины были источником вдохновения для греческих мифов и рассказов путешественников об амазонках.
© 2018 Дж. М. Эллиотт
Воины, Клятвы и Кровное Братство
Войны и набеги были постоянными чертами скифского общества. Одним из следствий их скотоводческого образа жизни было то, что их легко переносимое богатство в виде домашнего скота сделало привлекательную мишень для воров, а набеги стали как затратами на ведение бизнеса, так и жизненной необходимостью.
Любой, кто хотел выжить, должен был быть готов защищать свои стада и пополнять их при необходимости. Даже в современную эпоху угон скота в скотоводческих обществах по всему миру считается почетной профессией и часто рассматривается почти как высококонкурентный вид спорта между соперничающими кланами или племенами, проводимый ради чести и славы, а также ради богатства и средств к существованию.Скифы также располагались на естественном перекрестке в центре нескольких империй, каждая из которых имела собственные планы на свои ресурсы. Это была невероятно суровая среда, которая породила еще более выносливых и находчивых людей, способных защищаться и проводить успешные атаки против некоторых из самых могущественных армий древнего мира, включая длительную кампанию на Ближнем Востоке, которая привела их к Египту. , где их в конце концов выкупил фараон Псамметих. Согласно легенде, рассказанной Геродотом, они потерпели окончательное поражение только благодаря обману и предательству — наслаждаясь пиром с недавно завоеванными мидийцами, скифские вожди напились и были убиты своими мидийскими войсками, положив конец своему правлению в регионе.
Когда персидская армия под предводительством Дария двинулась против Скифии в 513/12 г. до н.э., он не смог успеть победить их и с позором отказался от кампании. Но те, кто встретил их в бою, нашли хорошо вооруженную, высокоэффективную силу.
В обществе, в котором не было стен, укреплений, письменных договоров и законов, судов, полиции, тюрем и т. д., чья-то честь — синтез личного характера и общественной репутации в ненадежном статусе — приобрела бы вес, превышающий все, что мы можем представить сегодня. Письменные свидетельства зарубежных современников говорят о скифах как о жестоких и прямолинейных одновременно, диких и справедливых.
Особое внимание уделялось благонадежности, мужеству и честности человека, потому что в таком независимом, уверенном в себе обществе такое поведение было всем, что стояло между порядком и хаосом. В этих «обществах чести» воины часто организовывались в клятвенные братства — родственники по выбору — на основании их мужества и характера, которые считались необходимым средством самоуправления и с целью поддержания внешнего порядка. Эти боевые отряды можно рассматривать как раннюю языческую версию рыцарей Артура, поскольку они основаны на тех же ценностях и традициях.
Братство по крови
Токсарис: Диалог о дружбе
© Дж. М. Эллиотт, 2018 г.
Варвары и греки
Скифы были кочевниками, которые жили в войлочных или укрытых юртами жилищах и различных типах повозок, держали стада лошадей, крупного рогатого скота, овец и коз. Их диета в значительной степени зависела от мяса и молочных продуктов, включая напиток из ферментированного кобыльего молока, который их греческие соседи находили странным, наряду с другими «нецивилизованными» привычками, такими как ношение штанов. Очень вероятно, что скифы (или их предшественники) изобрели штаны для облегчения верховой езды. До этого новшества чулки были чем-то более похожим на отдельные леггинсы или краги, подвешенные к ремню с юбкой, накинутой на открытые части, что мало помогало всаднику, проводящему долгие часы верхом. Тем не менее, греки и римляне никогда полностью не перенимали брюки, навсегда связав их с костюмом варвара. Действительно, когда древние греки произносили слово «варвар», скорее всего, им на ум чаще всего приходил образ скифа. Они избегали городской жизни, чтобы жить верхом, были свирепыми бойцами, превращавшими черепа своих врагов в чаши для питья (мастерская по изготовлению чаш из черепов была обнаружена в форте в Бельске/Гелонусе), и они были практически гигантами для своего времени, с останками показывает, что большинство воинов были крепко сложены и превышали 6 футов, а некоторые превышали 6 футов 6 дюймов.
Некоторые племена также осели на полный или неполный рабочий день и занимались земледелием в долинах рек и пахотных лесостепных районах, выращивая пшеницу, ячмень, просо и другие культуры. Кочевники зависели от фермеров в получении небольшого количества зерна и других необходимых им продуктов, и кочевники не только разводили скот и лошадей, но и поддерживали обширные торговые сети по всей степи и могли снабжать поселения разнообразными практичными и предметами роскоши. . Скифы также воспользовались крупными реками, которые пересекали их территорию с севера на юг, как из-за изобилия рыбы, открытых солончаков, так и из-за доступа к торговле. Портовый город Ольвия станет местом назначения огромного караванного пути, который вел в глубь Азии и был предшественником Шелкового пути.
У скифов были сложные отношения с греками, которым они разрешили колонизировать северные берега Черного моря примерно в 800 г. до н.э. Несмотря на явное культурное столкновение между ними, контакты между оседлыми греками и кочевниками-«варварами» были по большей части мирными и взаимовыгодными, по крайней мере, на ранних этапах, когда между двумя народами на протяжении веков происходили торговля и смешанные браки. веков. Греки сильно зависели от скифов в таких товарах, как зерно, кожа, древесина и рабы, чтобы удовлетворить спрос на родине. В одном известном примере 300 скифских «лучников» были куплены и доставлены в Афины, чтобы служить своего рода полицией, хотя для сдерживания толпы они использовали их кнуты, а не луки.
© Дж. М. Эллиотт, 2018 г.
Потусторонний мир
Мало что известно о верованиях и религии скифов, кроме краткого сравнительного списка их богов, данного Геродотом, и его яркого описания царского захоронения, подтвержденного археологическими раскопками.
Погребения царей и вождей производились в монументальных, многокамерных гробницах, наполненных предметами домашнего обихода, золотыми изделиями, оружием, любимыми лошадьми, а иногда и в сопровождении принесенных в жертву домочадцев. Тела были тщательно забальзамированы, чтобы они могли совершить сорокадневное путешествие на повозке по своей прежней территории, а затем над могилой был поднят курган, состоящий из сложенных друг на друга блоков дерна наподобие земляной пирамиды (или каменной пирамиды из камней на восточных территориях). , некоторые достигают 20 метров. Некоторая концепция загробной жизни очевидна, хотя, где она находилась или какой она была, остается предметом предположений.
Другие находки из захоронений включают изображения фантастических мифических существ из произведений искусства и замысловатые татуировки, сохранившиеся на коже мумий. В странном, но красивом арте «Скифский звериный стиль» изображены стилизованные хищники и жертвы, сцепившиеся друг с другом в бою почти как инь-ян, а также загадочные гибридные существа в полуабстрактных рисунках.
Официального священства не зарегистрировано, но некоторые классические авторы ссылаются на класс трансвеститов-предсказателей, называемых «анарей» (от индоиранского а — «не», «ун» , и нара — «человек» — «не-человек», «не-человек»), которые якобы служили Артимпасе и использовали внутреннюю кору или луб липа к пророчеству. Были обнаружены захоронения этих людей, и помимо женской одежды в них были включены такие предметы, как зеркала и веретена (часто используемые в гадании), наборы для татуировок и косметика, такая как белая краска для лица.
Одной из самых непреходящих загадок является личность «скифского Ареса», упомянутого Геродотом, единственного бога в скифском пантеоне, который, как известно, удостоен храма, но не назван на их родном языке. Он описывает открытый помост из «хвороста», на который был воткнут древний меч рукоятью вниз и которому была предложена кровь принесенных в жертву жертв, в частности избранных военнопленных. После того, как им облили вином головы и перерезали горло, кровь пролили на меч, затем их правые руки были отрублены, подброшены в воздух и оставлены там, где они лежали. Подобные платформы были построены в каждом районе, и археологические данные подтвердили их существование, хотя и сделанные из земли и камня. Имя и природа этого бога, а также цель этих ритуалов никогда не были должным образом объяснены.
Боги, упоминаемые Геродотом и их греческими аналогами:
Табити — «горящая» — Царица богов и очага огня — греческая Гестия; Индус Тапати.
Папайос — «папа» или, возможно, «разрушитель греха/злой?» —Бог неба, закона и справедливости — греческий Зевс
Апи/Апиа— «вода» —Богиня земли и воды; вероятно, первичная «богиня-ангипед» (изображение слева) — греческая Гайя
Goitosyros— «могущественный благодаря заклинаниям/вызову?» — греческий Аполлон; скандинавский Один; Германский Гаут
Артимпаса— «Повелительница зверей, напр. та, которая обеспечивает «Арту» (истину, вселенский порядок) «паши» (животных/природы)». — Ассоциируется со скифскими прорицателями, называемыми «анарейсами», и, вероятно, с сидящей фигурой в «сценах коронации» — греческая Афродита Урания (хотя она имеет общие практические аспекты и, вероятно, этимологию с Артемидой)
Thagimasidas «мудрый покровитель/покровитель мудрых?» —Бог-покровитель царского скифского племени — греческий Посейдон—(Может ли это имя быть эпитетом фигуры, подобной Варуне?)
«Скифский Арес» — Неизвестно —Единственный бог, у которого построены посвященные святилища . Ритуальные жертвоприношения в честь бога (особенно правой руки) сравнимы с элементами традиций других фигур (Багос Папайос, Сабазий, Тир/Тив, Гай Муций Сцевола, готический «Марс» и др.). индусы Аси и некоторые приводят доводы в пользу осетинско-нартского героя Батраза, потому что он стальной воин. И, конечно, мы предполагаем, что «Арес» имеет греческое происхождение и этимологию, но сами греки говорят их Арес родом из Фракии, так что, возможно, мы знали это имя с самого начала?
Таргитау «вызывающий гром?» — Герой/Бог бури — греческий Геракл; германский Тор; кельтский Таранис; Индуистский Индра
Три мифа о происхождении скифов
Степная сага
Скифы Барри Канлиффа
Скифы Воины-кочевники степиБарри Канлифф
Oxford University Press/400 страниц/32,95 долл. США Во время Сталинградской битвы 1942-1943 годов краеугольным камнем советской оборонительной позиции был холм, известный как Мамаев курган. Мамаев курган высотой чуть более 300 футов был создан рукой человека столетия назад. Важнейшей «высотой» советской позиции под Сталинградом был курган или курган, предположительно принадлежавший одному из предводителей монгольских захватчиков, опустошивших Россию в XIII веке.
Мамаев курган — один из тысяч таких курганов, которые усеивают огромную территорию Евразии, простирающуюся от Монголии до Македонии. Из этих погребенных гробниц было извлечено впечатляющее множество сокровищ и артефактов, реликвий человеческих обществ, которые процветали и исчезали без письменных источников.
Среди древних народов, которые хоронили своих умерших в «курганах», скифы, безусловно, самые важные. По счастливой случайности культура этих загадочных кочевников известна нам во многих подробностях. Геродот, греческий «отец» истории, очень подробно писал о скифах в пятом веке до нашей эры. и современные археологи смогли проверить большую часть его повествования, часто с невероятной точностью.
Чертомлыкская амфора , 4 век до н.э.
Эти два «хороших поворота» привели к другой, выдающейся книге Барри Канлиффа. Написанный с расчетом на обычного читателя, « Скифы » рассказывает многовековую, очень сложную историю с кратким мастерством в деталях. Канлифф, один из величайших авторитетов в области археологии сегодня, является опытным литературным стилистом, пишущим с проницательностью и человеческим чувством.
Этот последний пункт заслуживает комментария, прежде чем продолжить это эссе. Скифы были беспокойной кочевой группой индоевропейских народов. Они были выносливыми кочевниками, которые могли процветать в условиях, которые большинство современных людей не могли вынести. Их социальный дух был отмечен охотой и войной, что было ярко изображено на их произведениях искусства.
Канлифф связывает свидетельства крайнего насилия в скифском обществе с тонким балансом суждения и понимания. Он описывает ужасное открытие в сибирском кургане хорошо сохранившихся останков скифа, убитого и снятого со скальпа около 300 г. до н.э. Раскопки кургана 2 в Пазырыке в отдаленных горах Алтая подтвердили описания Геродота жестокости скифской войны в районе, окружающем Черное море.
История скифов не для слабонервных. Тем не менее, действительно отрезвляет сравнение единственного трупа скальпированного скифского воина с примерно 30 000 немецких и русских солдат, погибших в боях за Мамаев курган, 90 228 всего лишь 90 230 90 228 и 90 230 зон боевых действий под Сталинградом. У древних скифов не было монополии на насилие.
Золото Плакетка скифского всадника , охотящегося на зайца , 4 век до н.э.
Скифы проводили большую часть своей жизни, охотясь на дичь и перегоняя огромные стада лошадей, овец и крупного рогатого скота с одного пастбища на другое. Некоторые из скифов путешествовали по обширным пространствам Евразии. Другие придерживались регионального образа жизни, отгоняя своих животных по сезонной ротации на горные пастбища летом и в более защищенные долины в суровые сибирские зимы. Таков был образ жизни скифов, живших в Горном Алтае на современной российско-китайской границе.
Алтайский край был исконной родиной скифов. Здесь в глубокой древности приручили лошадь, без сомнения, их высшее достижение. Благодаря невероятной подвижности, обеспечиваемой верховой ездой, особенно по мере того, как лошадей разводили до более крупного и мощного размера, скифы могли преодолевать невероятные расстояния. Природа предоставила им готовую дорогу, луга, известные как степи. Степи шириной в несколько сотен миль простирались от Алтайских гор до Великой Венгерской равнины в Центральной Европе.
Снимок из галереи Из земель скифов , Метрополитен-музей, 1975 г.
Карта выше была представлена на впечатляющей выставке в Метрополитен-музее в 1975 году, Из земель скифов . Пространство оливково-зеленого цвета, простирающееся через верхнюю часть карты, представляет собой степи. Более засушливая земля, загорелая, лежала южнее, между Каспийским морем и горами Афганистана. Канлифф убедительно описывает многократный поход скифских кочевников на запад через эти обширные владения.
Существовали четыре отдельные группы кочевых народов, которые разделяли скифский образ жизни: киммерийцы, скифы, саки, которые отклонились на юг мимо Каспийского и Аральского морей, где они выступили против Персидской империи, и сарматы (не следует путают с библейскими самаритянами). Как рябь в пруду, движение одной группы подтолкнуло предшественницу к поискам новых пастбищ и новых горизонтов дальше на запад.
Эпическое приключение скифов произошло около 900 г. до н.э. до 100 г. до н.э., примерно в период подъема греческих городов-государств до основания Римской империи. Последняя из скифских групп, сарматы, должна была сражаться против легионов Траяна и Марка Аврелия.
Центральный эпизод этой истории, который больше всего привлекает любителей искусства, касается скифов, которые в конце концов обосновались в регионе, известном как Северо-Причерноморская степь. Расположенный на северном берегу Черного моря, этот район был местом многочисленных греческих колоний, в том числе нескольких на Крымском полуострове. Взаимовыгодные отношения греков и скифов сформировали ход греческой истории и породили сверкающие сокровища, которые я видел в 9 веке.0228 Из земель скифов экспонат 1975 года.
Галерея Из земель скифов , с т он Гребень Солоха показан справа
Сокровища многих курганов были разграблены в древние времена, но некоторые остались незамеченными или разграблены лишь частично. «Погребальный инвентарь», созданный греческими мастерами для скифской элиты, поистине ошеломляет. В частности, в одном кургане, Куль-Оба в Крыму, найдено такое сокровище великолепных произведений искусства, что его можно уподобить гробнице царя Тутанхамона.
Захоронение Куль-Оба находилось совсем рядом с греческой колонией Пантикапей, так что сомнений в том, где были созданы эти нашумевшие артефакты, не возникает. В кургане была каменная гробница, в которой был похоронен скифский царь с ансамблем золотых предметов для его использования в загробной жизни. Вместе с ним было тело его жены и слуги, которые, вероятно, были принесены в жертву во время похоронной церемонии.
Сокровища Куль-Оба были обнаружены в 1830 году группой, в которую входили музейщики. Таким образом, строгий метод раскопок и ведения записей мог установить даты и другие доказательства, которые в противном случае были бы потеряны. Снова и снова результаты таких научных раскопок подтверждают точность описания Геродота.
Золотой кубок Куль-Оба , 4 век до н.э.
Если клады Куль-Оба свидетельствуют о мастерстве греческих художников, проживавших в причерноморских колониях, то эти шедевры также отражают обычаи и обычаи скифского быта. Что еще более важно, произведения искусства греческого производства иллюстрируют политические и религиозные идеалы скифов и их взгляды на космический порядок. Анализ Канлиффа особенно блестящ тем, что он показывает, что именно скифы, а не греки, задавали условия культурной повестки дня.
В то время как греческое влияние было признано, пишет Канлифф , «традиция кочевников оставалась сильной, допуская только те чуждые выражения, которые удобно сочетались с их центральными верованиями и ценностями».
Книга Канлиффа содержит десять подробных описаний скифских произведений искусства, в том числе сказочный кубок Куль-Оба, показанный выше. Канлифф выдвигает новую теорию о том, что сцены на кубке имели для скифов более глубокое значение, чем просто иллюстрация их социальной жизни и обычаев. Сцены на золотом шедевре могут представлять собой эпизоды мифов об основании скифов.
Табличка в виде лежащего оленя , 4 век до н.э.
Такое глубокое «прочтение» представляется вероятным толкованием золотых фигурок лежачих оленей, найденных в скифских гробницах, в том числе в Куль-Обе. Это не просто изображения благородных зверей, пожираемых естественными хищниками, такими как снежные барсы и мифологические грифоны. Канлифф и другие ученые считают, что эти золотые олени отражают борьбу за выживание и цикл жизни. В одном из самых трогательных отрывков своей книги Канлифф пишет:
Для скотоводов, разводящих стада в горах и лесах, олени и другие травоядные — лоси, лоси и бараны — были бы привычными видами, а сцены хищничества не были бы редкостью. Жизненная борьба всегда присутствовала: она была самой сутью жизни, и неудивительно, что она стала центральной темой скифского искусства. Здесь он был концептуализирован, чтобы вписаться в мировоззрение сверхъестественного, о котором мы можем только догадываться, но олень или его травоядные заменители могли быть задуманы как Древо Жизни, поддерживающее мир, всегда находящийся в напряжении…
Далеко к востоку от кургана Куль-Оба археологи в 1920-х годах обнаружили и раскопали курганы в Пазырыке в Горном Алтае, упомянутые ранее в связи с жертвой ужасного скальпирования. Климатические условия поддерживали почву под могилами в состоянии вечной мерзлоты. Таким образом, одежда, тканые и кожаные артефакты, такие как седла и чепраки, деревянные предметы и даже татуированные тела умерших, сохранились в замечательном состоянии.
Чехол седла из Пазырыка, 5 век до н.э.
Пазырыкские открытия показали, что скифы сами по себе были в высшей степени одаренными художниками. Их мастерство резьбы по дереву, ткачества, окраски и украшения тканей и многих других ремесел доказывало, что их общая культура была наследием, которое они лелеяли и стремились сохранить.
Скифы тоже боролись за свою независимость. У скифов Причерноморской степи было много врагов, но был один чрезвычайно грозный враг — Персидская империя. Это было еще одним общим моментом с греками черноморских колоний и с Афинами, которые также успешно противостояли персидской экспансии. В конце концов, понтийские степные скифы были окружены следующей кочевой волной, сарматами. Понтийские степные скифы и греки, жившие в Крыму, объединились, чтобы создать грозное, хотя и малоизвестное царство, Боспорское царство около 480 г. до н.э.
Сарматы лишь кратко упоминаются в последней главе повествования Канлиффа. Он рассказывает, как они часто совершали набеги на Римскую империю, обычно пересекая реку Дунай, когда переутомленные легионы сражались в другом месте. Однажды, во время правления императора Марка Аврелия, ок. 170 г., сарматы недостаточно быстро отступили и потерпели сокрушительное поражение. Вместо того чтобы расправиться с оставшимися в живых, Марк Аврелий завербовал их в военную часть и отправил в далекую Британию, слишком далеко, чтобы они могли вернуться на родину.
Надгробие сарматского кавалериста в Британии, конец II века н.э.
В 1800-х годах в Англии был обнаружен грубый каменный памятник, на котором изображен всадник в доспехах с остроконечным шлемом и знамя дракона. Это были предметы боевого снаряжения сарматов, восходящие к древним обычаям и верованиям скифов.
Канлифф цитирует Геродота, утверждавшего, что скифы воткнули меч в специально подготовленный холм земли. Этот курган мечей был объектом поклонения, поскольку эти кочевники подошли к строительству святилища или храма. Мог ли этот скифский культ меча быть принесен в Британию сарматскими войсками, слившись с кельтским и скандинавским фольклором, чтобы создать легенду об Артуре и мече в камне?
Канлифф не комментирует эту теорию. Он мудро опирается на огромное количество археологических свидетельств и трудов Геродота как на основу своей книги.
Скифы , превосходно написанный и щедро иллюстрированный, является лучшим описанием этих упрямых кочевников, которое мы, вероятно, будем иметь в течение долгого времени. Особого упоминания заслуживают превосходные карты и диаграммы, искусно размещенные, чтобы помочь читателю составить карту скифских странствий в некоторых из самых отдаленных уголков мира. Если Канлифф не отклонится в сторону предположений, этот выдающийся оксфордский том станет лучшей книгой для его мудрого решения остаться на проторенном пути.
Тем не менее, я не могу с легкостью отвергнуть заманчивую возможность того, что роман о короле Артуре связан со скифами. Эти степные всадники скачут по страницам истории, захватывая наше воображение. Тем не менее, когда мы пытаемся обратиться к скифам и сформулировать окончательную оценку их увлекательной культуры, они ускользают от нас.
Попробуй их придавить… скифы просто уезжают, хозяева своей судьбы — и тайны.
***
Текст: авторские права Эда Вовеса, все права защищены Фото инсталляции выставки Из земель скифов в Метрополитен-музее, 1975 г., © Метрополитен-музей
Вступительное изображение:
Фото инсталляции Метрополитен-музея Солохского гребня , Скифская культура, IV век до н.э., Государственный Эрмитаж. © Метрополитен-музей.
Чертомлыкская амфора , Скифская культура. 4 век до н.э. Место находки: Приднепровье, близ Никополя, Чертомлыкский курган. Материал: Серебро, литье, с чеканкой, чеканкой, гравировкой, золочением: х. 70 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия. № Дн.1863-1/166
Золото Плакетка скифского всадника, охотящегося на зайца , Скифская культура. 4 век до н.э. Место нахождения: курган Куль-Оба. Крым, окрестности Керчи. Золото, штамп, чеканка, гравировка: 5,2 х 4,2 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия. Поступил в Эрмитаж в 1831 г., № КО.-48
Фото инсталляции Метрополитен-музея с выставки Из земель скифов , 1975 г., на которой показана карта местонахождения скифских племен и их владений © Художественный музей Метрополитен.
Фото инсталляции Метрополитен-музея выставки Из земель скифов , 1975 г. На одной из галерей справа изображен Гребень Солохи. © Метрополитен-музей.
Золотой кубок Куль-Оба , Скифская культура, 4 век до н.э. Место находки: курган Куль-Оба, Крым, окрестности Керчи. Золото, чеканка, пайка, гравировка: высота: 13 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия. Поступил в 1831 г.