Кратко история создания на дне: История создания пьесы «На дне» Горького: этапы работы, интересные факты

История создания пьесы «На дне» Горького: этапы работы, интересные факты

«На дне».
Сцена из спектакля

Пьеса «На дне» является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя и драматурга Максима Горького.

В этой статье представлена история создания пьесы «На дне» Горького: этапы работы, интересные факты о произведении.

Смотрите:
— Краткое содержание пьесы

— Все материалы по пьесе «На дне»

История создания пьесы «На дне» Горького: этапы работы, интересные факты

Замысел пьесы

Творческий замысел пьесы «На дне» появился у Горького в начале 1900 г. Весной этого же года он рассказывал К. С. Станиславскому о задуманной пьесе. Вот что об этом писал Станиславский:

«В первой редакции главная роль была роль лакея из хорошего дома, который больше всего берег воротничок от фрачной рубашки — единственное, что связывало его с прежней жизнью.
В ночлежке было тесно, обитатели ее ругались, атмосфера была отравлена ненавистью. Второй акт кончался внезапным обходом’ ночлежки полицией. При вести об этом весь муравейник начинал копошиться, спешили спрятать награбленное; а в третьем акте наступала весна, солнце, природа оживала, ночлежники из смрадной атмосферы выходили на чистый воздух, на земляные работы, они пели песни и под солнцем, на свежем воздухе, забывали о ненависти друг к другу.» (К. С. Станиславский, «Моя жизнь в искусстве», 1941 г.)

В середине октября 1901 г. Горький писал К. П. Пятницкому о задуманной им новой пьесе:

«…Босяки, Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу — лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий — ясны,
все ясно!..»


Работа над текстом

М. Горький начал писать пьесу «На дне» в конце 1901 г. в Крыму. 5 мая 1902 г. писатель прибыл в Арзамас, где напряженно работал над произведением. 15 июня 1902 г. пьеса была завершена. 

25 июля 1902 г. Горький отправил экземпляр пьесы в Петербург в издательство «Знание» для последующей публикации. После этого текст драмы больше не подвергался авторской правке.

Поиски заглавия

Интересно, что в процессе работы Горький не раз менял заглавие пьесы. В рукописи произведение называлось «Без солнца», «Ночлежка», «Дно, «На дне жизни». Окончательное название «На дне» впервые появилось на афишах накануне премьерного спектакля в Москве.

Публикация отдельного издания

Пьеса «На дне» была впервые напечатана отдельной книгой под заглавием «На дне жизни» в Мюнхене издательством Мархлевского и поступила в продажу в конце декабря 1902 г.

В России пьеса была впервые опубликована в январе 1903 г. под заглавием «На дне» издательством товарищества «Знание» (СПб).

Книга пользовалась огромным спросом: весь первый петербургский тираж (40 000 экземпляров) был распродан за две недели. К концу того же 1903 г. было продано уже более 75 000 экземпляров. До этого ни одно литературное произведение не пользовалось подобным успехом.

Первая постановка

Театральная цензура сначала категорически запрещала пьесу «На дне» к постановке. В конце концов Горькому удалось добиться постановки на единственной площадке — в Московском Художественном театре. При этом театральные цензоры внесли значительные изменения в текст, чтобы ослабить революционную направленность драмы.

Впервые пьеса была поставлена на сцене 18 (31) декабря 1902 г. в Московском Художественном театре. Вот что писал Станиславский об этой премьере:

«Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссеров, всех артистов и… самого
Горького» (К. С. Станиславский, «Моя жизнь в искусстве», 1941 г.)

Постановки в других театрах

Начиная с 1903 г. , пьеса с огромным успехом была поставлена во всех крупных театрах мира. По соображениям цензуры в России пьеса находилась под неофициальным запретом до апреля 1905 г.

Такова история создания пьесы «На дне» Горького: этапы работы, интересные факты о произведении.

Смотрите:

— Все материалы по пьесе «На дне»

— Все материалы по творчеству Горького

«На дне» анализ произведения Горького – жанр, смысл названия, проблематика, история создания рассказа

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 4902.

Обновлено 22 Марта, 2023

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 4902.

Обновлено 22 Марта, 2023

В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них. Полный анализ произведения может быть полезен учащимся 11 классов при подготовке к урокам литературы, тестовым заданиям, творческим работам.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.

Год написания – конец 1901 – начало 1902 года.

История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца XIX века, глубокий экономический кризис, безработица, бедность, разорение, крах человеческих судеб.

Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.

Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.

Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.

Направление – критический реализм.

История создания

Пьеса была задумана Горьким за год до её создания, как-то в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет создать пьесу о жителях ночлежки, опустившихся на самое дно. В 1900–1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре.

В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов XIX века: фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода.

Пьеса создавалась с определённой целью: поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс во многом благодаря гениальности автора, а также актуальности озвученных проблем. В любом случае о пьесе говорили – с завистью, недовольством или восхищением – это был успех.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

В произведении переплетаются несколько тем: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно, рассуждают на высокие темы. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высокоморальным, духовно богатым.

Вместе с тем любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно: оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь.

Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.

Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй, стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде. Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают, она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.

Композиция

Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки.

Они не в состоянии спасти себя сами, а значит, обречены на гибель.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «На дне», а для основных подготовили отдельные страницы:

  • Характеристика Костылева
  • Характеристика Василисы
  • Характеристика Наташи
  • Характеристика Луки
  • Характеристика Васьки Пепла
  • Характеристика Клеща
  • Характеристика Бубнова
  • Характеристика Барона
  • Характеристика Сатина
  • Характеристика Актёра
  • Характеристика Анны
  • Характеристика Насти

Жанр

Анализируя пьесу “На дне”, можно сделать вывод об уникальности горьковского жанра пьесы-диспута. Главным в развитии сюжета является конфликт, он движет действие. Герои находятся в тёмном подвале и динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения. Жанр произведения принято определять как социально-философская драма.

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Рейтинг анализа

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 4902.


А какую оценку поставите вы?

История жизни на Земле

В начале

Сегодня мы считаем само собой разумеющимся, что живем среди разнообразных сообществ животных, которые питаются друг другом. Наши экосистемы структурированы кормовыми отношениями, как косатки едят тюленей, которые едят кальмаров, которые питаются крилем. Этим и другим животным для извлечения энергии из пищи требуется кислород. Но раньше жизнь на Земле была не такой.

С окружающей средой, лишенной кислорода и богатой метаном, на протяжении большей части своей истории Земля не была благоприятным местом для животных. Самыми ранними известными нам формами жизни были микроскопические организмы (микробы), оставившие сигналы о своем присутствии в горных породах возрастом около 3,7 миллиарда лет. Сигналы состояли из молекул углерода, которые производятся живыми существами.

Свидетельства существования микробов также сохранились в твердых структурах («строматолитах»), которые они создали, возраст которых составляет 3,5 миллиарда лет. Строматолиты создаются в виде липких матов из микробов, которые улавливают и связывают отложения слоями. Минералы осаждаются внутри слоев, создавая прочные структуры, даже когда микробы отмирают. Ученые изучают сегодняшние редкие живые строматолитовые рифы, чтобы лучше понять самые ранние формы жизни на Земле.

Кислородная атмосфера

Когда цианобактерии эволюционировали по крайней мере 2,4 миллиарда лет назад, они подготовили почву для замечательной трансформации. Они стали первыми на Земле фотосинтезаторами, производящими пищу с использованием воды и солнечной энергии и в результате выделяющими кислород. Это катализировало внезапное резкое увеличение содержания кислорода, что сделало окружающую среду менее благоприятной для других микробов, которые не могли переносить кислород.

Свидетельством этого Великого события окисления являются изменения в породах морского дна. При наличии кислорода железо вступает с ним в химическую реакцию (окисляется) и удаляется из организма. Скалы, построенные до этого события, покрыты полосами из железа. На камнях, датируемых после события, нет железных полос, что свидетельствует о том, что теперь на снимке был кислород.

После первоначального импульса кислорода он стабилизировался на более низких уровнях, где он останется еще на пару миллиардов лет. На самом деле, поскольку цианобактерии умирали и дрейфовали в воде, разложение их тел, вероятно, снижало уровень кислорода. Таким образом, океан по-прежнему не был подходящей средой для большинства форм жизни, нуждающихся в достаточном количестве кислорода.

Многоклеточная жизнь

Однако происходили и другие новшества. Хотя они могут перерабатывать множество химических веществ, у микробов не было специализированных клеток, необходимых для сложных тел. В телах животных есть различные клетки — кожа, кровь, кости, — которые содержат органеллы, каждая из которых выполняет свою работу. Микробы — это всего лишь отдельные клетки без органелл и ядер для упаковки их ДНК.

Произошло нечто революционное, когда микробы начали жить внутри других микробов, выступая для них в качестве органелл. Митохондрии, органеллы, которые перерабатывают пищу в энергию, развились из этих взаимовыгодных отношений. Кроме того, ДНК впервые была упакована в ядра. Новые сложные клетки («эукариотические клетки») имели специализированные части, играющие особые роли, поддерживающие всю клетку.

Клетки тоже стали жить вместе, вероятно, потому, что можно было получить определенные выгоды. Группы клеток могли бы питаться более эффективно или получать защиту от того, чтобы просто быть больше. Живя коллективно, клетки стали обеспечивать потребности группы, выполняя каждую ячейку определенную работу. Некоторым клеткам было поручено создавать соединения, чтобы удерживать группу вместе, в то время как другие клетки производили пищеварительные ферменты, которые могли расщеплять пищу.

Первые животные

Эти скопления специализированных взаимодействующих клеток в конечном итоге стали первыми животными, которые, согласно данным ДНК, эволюционировали около 800 миллионов лет назад. Губки были одними из первых животных. Хотя химические соединения губок сохранились в горных породах возрастом 700 миллионов лет, молекулярные данные указывают на то, что губки появились еще раньше.

Уровень кислорода в океане все еще был низким по сравнению с сегодняшним днем, но губки способны переносить условия с низким содержанием кислорода. Хотя, как и другим животным, им требуется кислород для метаболизма, им не нужно много, потому что они не очень активны. Они питаются, сидя на месте, извлекая частицы пищи из воды, которая прокачивается через их тела специализированными клетками.

Простой план тела губки состоит из слоев клеток вокруг заполненных водой полостей, поддерживаемых твердыми частями скелета. Эволюция все более сложных и разнообразных строений тела в конечном итоге привела к отдельным группам животных.

Инструкции по сборке тела животного находятся в его генах. Некоторые гены действуют как дирижеры оркестра, контролируя экспрессию многих других генов в определенных местах и ​​в определенное время, чтобы правильно собрать компоненты. Хотя они не были воспроизведены сразу, есть свидетельства того, что части инструкций для сложных тел присутствовали даже у самых ранних животных.

Благодаря своему твердому скелету губки стали первыми строителями рифов на Земле. Такие ученые, как доктор Клаус Рютцлер из Смитсоновского института, работают над тем, чтобы понять эволюцию тысяч видов губок, живущих сегодня на Земле.

Эдиакарская биота

Около 580 миллионов лет назад (эдиакарский период) помимо губок произошло распространение других организмов. Эти разнообразные обитатели морского дна с телами в форме листьев, лент и даже лоскутных одеял жили рядом с губками 80 миллионов лет. Их окаменелости можно найти в осадочных породах по всему миру.

Однако строение тела большинства эдиакарских животных не было похоже на современные группы. Доктор Дуглас Эрвин из Смитсоновского института, используя данные сравнительного развития, изучил, были ли какие-либо из окаменелых эдиакарских животных родственниками современных животных.

К концу эдиакарского периода уровень кислорода вырос, приблизившись к уровню, достаточному для поддержания жизни на основе кислорода. Ранние губки, возможно, действительно помогали увеличить количество кислорода, поедая бактерии, выводя их из процесса разложения. Следы организма под названием Dickinsonia costata позволяют предположить, что он мог перемещаться по морскому дну, предположительно питаясь скоплениями микробов.

Конец эдиакарского вымирания

Однако около 541 миллиона лет назад большая часть эдиакарских существ исчезла, сигнализируя о серьезных изменениях в окружающей среде, которые Дуглас Эрвин и другие ученые все еще пытаются понять. Свою роль, возможно, сыграли развитие планов тела животных, отношения при кормлении и инженерия окружающей среды.

Норы, найденные в летописи окаменелостей, датируемые концом эдиакарского периода, показывают, что червеобразные животные начали раскапывать дно океана. Эти ранние инженеры-экологи потревожили и, возможно, аэрировали отложения, нарушив условия для других эдиакарских животных. По мере того как условия окружающей среды ухудшались для одних животных, они улучшались для других, потенциально катализируя смену видов.

Кембрийский взрыв

Кембрийский период (541-485 миллионов лет назад) стал свидетелем дикого взрыва новых форм жизни. Наряду с новым роющим образом жизни появились твердые части тела, такие как раковины и шипы. Твердые части тела позволяли животным более радикально изменять окружающую среду, например, копать норы. Также произошел сдвиг в сторону более активных животных с определенными головами и хвостами для направленного движения в погоне за добычей. Активное питание хорошо бронированных животных, таких как трилобиты, могло еще больше разрушить морское дно, на котором жили мягкие эдиакарские существа.

(Посмотрите видео «Кембрийский взрыв жизни с палеонтологом Кармой Нанглу»)

Уникальные способы питания разделили окружающую среду, освободив место для большего разнообразия жизни. В 1909 году четвертый секретарь Смитсоновского института Чарльз Дулиттл Уолкотт обнаружил окаменелости сланцев Берджесс, которые показали беспрецедентное биоразнообразие кембрийской жизни. Пока Waptia рыскали по дну океана, приапулидные черви зарывались в отложения, Wiwaxia прикреплялись к губкам, а 900:45 Anomalocaris курсировал выше.

Многие из этих странных организмов были эволюционными экспериментами, например, 5-глазая Opabinia. Однако некоторые группы, такие как трилобиты, процветали и доминировали на Земле в течение сотен миллионов лет, но в конце концов вымерли. Количество строматолитовых рифообразующих бактерий также уменьшилось, и по мере того, как условия на Земле продолжали меняться, возникли рифы, созданные организмами, называемыми брахиоподами. Сегодняшние доминирующие строители рифов, твердые кораллы, появились только пару сотен миллионов лет спустя 9.0005

Однако, несмотря на все грядущие изменения, к концу кембрия почти все существовавшие типы или типы животных (моллюски, членистоногие, кольчатые черви и др.) утвердились, возникли пищевые сети, составившие основу для Экосистемы на Земле сегодня.

Библейское богословие творения

Начало

Важно начать библейское богословие творения с первоначального замысла Бога в Его творческой работе. В Бытие 1 мы видим, как Бог формирует и наполняет творение, и в конце Своей работы он объявляет, что это упорядоченное творение «весьма хорошо». Это очень хорошее творение — место, которое Бог всегда намеревался обитать со Своим народом. Вопреки некоторым представлениям о сотворенном порядке, само творение само по себе хорошо и должно рассматриваться как таковое. Несмотря на суды, которые грех навлек на Божье творение, Бог полон решимости сделать его новым и искупить людей, которые будут жить в нем вечно.

Более того, хотя христиане могут расходиться во мнениях относительно некоторых деталей и сроков недели творения, все могут согласиться с тем, что библейское повествование о неделе творения в Бытие 1 ясно учит, что Бог сотворил все и всем упорядочил. В результате этого он суверенен над своим творением. То есть он отвечает за свое доброе творение.

Однако нам ясно, что что-то случилось, что испортило это доброе творение. В Бытие 3 мы обнаруживаем, что грех вошел в мир через восстание Адама и Евы. Им было доверено быть домостроителями Божьего доброго творения, но вместо этого они отвернулись от Него и стремились стать истинными царями (Быт. 3:6-7).

Наряду с последствиями греха, которые люди испытывают лично, грех имеет космические последствия. В Бытие 3 мы узнаем, что само творение преобразовано грехом. Сама земля проклята (Быт. 3:17). У людей больше нет гармоничных и мирных отношений с творением. Вместо этого мы должны бороться с землей, чтобы возделывать ее.

Однако Бог не оставил людей без надежды на искупление, и само творение разделяет эту надежду. Послание к Римлянам говорит нам, что само творение «с нетерпением ожидает» Бога, чтобы он искупил Свой народ, потому что, когда мы будем искуплены, оно тоже будет искуплено (Рим. 8:19).). Но прямо сейчас мы ждем, когда эта надежда осуществится. Пока мы ждем, Бог дал нам вкусить грядущее новое творение. Он раскрыл свой план искупления мира через серию «новых творений», и эти события типа нового творения готовят нас к окончательному новому творению, которое еще впереди.

Всемирный потоп

Адам и Ева ждали, когда Бог начнет действовать, чтобы обновить свое творение, но в последующих поколениях грех человечества продолжал расти. Вместо обновления творение двигалось к еще большему хаосу, поскольку люди стремительно впадали в еще больший грех (Бытие 6:1). В результате Бог посмотрел на хаос, который грех принес в Его творение, и осудил его на суд. Через воды потопа он судил непокорных людей и даже само падшее творение.

Но даже в хаосе этого суда Бог оставался преданным своему творению. Почти все человечество отвернулось от него, но один человек был праведником в глазах Бога. Бог спас этого человека, Ноя, вместе с его семьей через воды потопа. С этих восьми человек началось творение Бога заново, и Он изрек Ною то же благословение, что и Адаму и Еве (Быт. 9:7). Однако, подобно Адаму и Еве, Ной и его сыновья отвернулись от Бога. Опять же, за творением Бога вскоре последовал хаос греха, и восстание человеческого рода не утихало вплоть до Вавилонской башни.

Авраам

В Вавилоне люди снова пытались установить свою власть и власть. Они хотели «сделать себе имя» (Быт. 11:4). И снова Бог сошел, чтобы судить Свой народ, на этот раз смешав их язык, чтобы они больше не могли ясно общаться друг с другом.

Посреди этого хаоса Бог снова выбрал единственного человека, через которого он продолжит свою приверженность творению. Завет с Авраамом является прообразом нового творения, в котором Бог начал заново, призывая Свой народ оставаться верным Ему и давая им поручение наполнить землю (Быт. 12:3). С семьей Авраама у нас есть еще одно новое творение. Но когда мы наблюдаем жизнь Авраама, его сыновей и внуков, мы видим, что испорченность старого творения остается. Авраам солгал о том, что его жена была его сестрой, чтобы сохранить себя (Быт. 12:10–17). Его сын Исаак сделал нечто подобное (Быт. 26:1–11). Его внук Иаков обманул своего отца, чтобы получить большее наследство (Быт. 27:1–29).), а его правнуки продали своего брата в рабство (Быт. 37:18–36). И все же Бог не оставил это новое творение людей, даже когда они оказались в хаосе рабства в Египте.

Исход

После суда потопа и Вавилонской башни Бог остался верным своему народу и своему творению. Как мы видели, после этих судов происходит некое новое творение; однако это более очевидно в исходе из Египта. Поскольку Бог работал над тем, чтобы вывести евреев, потомков Авраама, из рабства, мы видим суд над Египтом, который приносит хаос в этот народ, в то время как спасение евреев перекликается с работой Бога в самом творении.

Через язвы, которые он принес в Египет, Бог низвел суд в форме хаоса. Вместо того, чтобы вода направлялась в надлежащий порядок, вода превращается в кровь (Исх. 7:17–18). Вместо животных, оживающих, у вас умирают животные (Исх. 9:1–4). Вместо того, чтобы появиться свет, девятая казнь покрывает землю тьмой (Исх. 10:21–22). И затем, при пересечении Красного моря, воды разделяются, так что появляется суша (Исх. 14:21) после того, как ветер (Дух) от Бога дунул на море (Исх. 15:12).

Новый язык творения продолжается после выхода Израиля из Красного моря. Скиния, которую Бог повелел построить своему народу, немного напоминает нам Эдемский сад. Когда оно было завершено, все было сделано так, как повелел ГОСПОДЬ, как и первое творение было именно таким, каким его задумал Бог. Некоторые ученые даже утверждают, что семь речей в Исходе 25-31 указывают нам на семь дней творения! Правда это или нет, образ довольно ясен: когда Бог призвал Свой народ из Египта, Он указывал нам на новое творение, напоминая нам, что Он наводит порядок из хаоса для спасения Своего народа. 1

Однако в истории Израиля продолжается схема сотворения, за которым следует падение. Вскоре после выхода из Красного моря Израиль подошел к горе Синай. В то время как Моисей встретился с Богом и получил закон на горе, Израиль снова начал сомневаться в Божьей заботе о них и хотел создать бога, которого они могли бы видеть и управлять для себя. В очередной раз Божий «новый сотворенный» народ не доверился Его заботе о себе, и результатом стал суд и хаос; образец творения, за которым следует падение, продолжается.

Эта схема сохраняется на протяжении всей истории Израиля. Бог милостиво привел их в землю, которую Он обещал (другое новое творение), но они продолжали отворачиваться от него. Хотя были периоды большей или меньшей верности, общая траектория истории нации была направлена ​​от Господа к идолопоклонству. И эта закономерность в конечном итоге привела к суду изгнания.

Изгнание и возвращение

Если исход и поселение в Земле Обетованной — ярчайшая картина нового творения, то суд изгнания — возможно, ярчайшая картина грехопадения и последовавшего за ним хаоса. На протяжении веков пророки в Израиле предупреждали народ Божий, чтобы он отвернулся от своего идолопоклонства, иначе Господь пошлет иноземных захватчиков, чтобы завоевать землю и взять людей в плен. Фактически, еще до того, как они вошли в землю, Моисей сам предупреждал об изгнании за непрекращающуюся неверность (Втор. 28–30).

Пророки иногда используют язык, который, кажется, переворачивает первоначальное творение, предвидя суд изгнания. Например, предвидя землю после изгнания, Иеремия перекликается с Бытием 1:2 до того, как Бог приказал сотворить: «Я взглянул на землю, и вот, она была безвидна и пуста; и до неба, и не имели света» (Иер. 4:23). Однако обещание восстановления и возвращения из изгнания указывает на новое творение. Когда Исаия с нетерпением ждал возвращения из изгнания и восстановления Божьего народа, он часто использовал язык сотворения (Ис. 40:28; 42:5; 43:15; 45:18; 57:19).; 65:17; 66:18). Фактически, возвращение из изгнания есть не что иное, как новое небо и новая земля (Ис. 65:17).

Новое творение

Поскольку народ Божий ждал действия Бога и решительного прекращения изгнания, они на самом деле ждали нового творения, когда Бог сотворит все новое. Однако когда мы подходим к Новому Завету, происходит нечто удивительное. Новое творение приходит в лице и делах Иисуса, но хаос падшего творения все еще присутствует с нами. Как и многие другие части Божьего плана спасения, новое творение уже есть и еще не существует.

Величайшее наказание за грех было найдено на кресте. Там грех Божьего народа был возложен на Мессию, Иисуса, который пострадал вместо них (Ис. 53:6). Однако решающая работа нового творения началась с воскресения Иисуса. Он первенец из мертвых, начало последнего нового творения Бога (Кол. 1:18). Хотя он первенец из мертвых, каждый, кто соединится с ним, может рассчитывать на участие в его творении в новом творении (1 Кор. 15:20–23).

Новое творение — это способ рассказать о новой Божьей работе по искуплению. Но с пришествием Христа это не просто шаг к обещанному новому творению. Новое творение в некотором смысле уже присутствует. Вот почему Павел мог написать: «Итак, если кто во Христе, то пришла новая тварь; древнее прошло, теперь новое!» (2 Кор. 5:17, NIV). Работа Христа является началом этого нового творения. Своей смертью, погребением, воскресением, вознесением и нынешним царствованием Христос привел в существование давно обещанное новое творение. Мы действительно живем в эпоху нового творения.

Но когда мы смотрим на мир таким, каким мы его ощущаем сейчас, нам не кажется, что мы живем в новом творении. Как мы уже отмечали выше, Писание также учит нас постоянному стремлению самого творения освободиться от своей порочности. Мы ожидаем того дня, когда «сама тварь будет освобождена от рабства тлению» (Рим. 8:21, NIV).

Новое творение пришло, но само творение продолжает с нетерпением ждать. Жизнь в этом наложении веков должна повлиять на то, как мы видим творение как сейчас, так и в будущем. Теперь мы можем вспомнить, что Бог оставался преданным своему творению через множество судов, как над отдельными людьми, так и над целыми народами (а во время потопа и над всем миром). Мы должны помнить, что сотворенный мир — это не запоздалая мысль. Бог стремится устранить его «рабство к тлению».

Следовательно, мы должны заботиться о Божьем благом мире и стараться хорошо управлять им, как Он повелел Адаму и Еве много лет назад. Бог намерен искупить не только развоплощенных людей, но и сам мир. Тем не менее, мы должны остерегаться экологического идеализма, в котором мы приравниваем хорошую работу защиты окружающей среды к служению Евангелия или идее, что наша забота о творении каким-то образом приведет к новым небесам и новой земле. Восстановление творения — это, в конечном счете, только Божья работа.

Новые небеса и новая земля

В Откровении 21 Иоанн рисует картину окончательного завершения нового творения. Небеса приходят на землю, и жилище Бога на небе и жилище Его народа на земле становятся одним целым. Это полная трансформация Вселенной. Нет угрозы нового падения, ибо всякая печаль и боль будут удалены (Откр. 21:4). Все опасности и угрозы ветхого творения будут стерты, потому что в это новое творение не допущено никаких греховных вещей (ст. 8). Творение снова будет отражать славу Божью и будет исполнено красоты, которой смогут наслаждаться все люди (ст. 22–26). Сама смерть будет окончательно побеждена, а воскресший народ Божий будет жить вечно, наслаждаясь его добрым творением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *