Александр Иванович Герцен. Биографическая справка
6 апреля исполняется 200 лет со дня рождения русского прозаика, публициста и философа Александра Ивановича Герцена.
Русский прозаик, публицист и философ Александр Иванович Герцен родился 6 апреля (25 марта по старому стилю) 1812 года в Москве в семье богатого русского помещика Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг. Брак родителей не был официально зарегистрирован, поэтому ребенок был незаконнорожденным и считался воспитанником своего отца, который дал ему фамилию Герцен, происходящую от немецкого слова Herz и означающую «дитя сердца».
Детство будущего писателя прошло в доме дяди, Александра Яковлева, на Тверском бульваре (ныне дом 25, в котором располагается Литературный институт имени А.М. Горького). С детства Герцен не был обделен вниманием, но положение незаконнорожденного вызывало в нем ощущение сиротства.
С раннего возраста Александр Герцен зачитывался произведениями философа Вольтера, драматурга Бомарше, поэта Гете и романиста Коцебу, поэтому он рано усвоил вольномысленный скептицизм, который сохранил до конца жизни.
В 1829 году Герцен поступил на физико-математическое отделение Московского университета, где вскоре вместе с Николаем Огаревым (поступившим годом позже) образовал кружок единомышленников, среди которых наиболее известными были будущий писатель, историк и этнограф Вадим Пассек, переводчик Николай Кетчер. Молодые люди обсуждали общественно-политические проблемы современности – Французскую революцию 1830 года, Польское восстание (1830–1831), увлекались идеями сенсимонизма (учение французского философа Сен-Симона – построение идеального общества с помощью уничтожения частной собственности, наследования, сословий, равноправия мужчин и женщин).
В 1833 году Герцен с серебряной медалью окончил университет и поступил на работу в Московскую экспедицию Кремлевского строения. Служба оставляла ему достаточно свободного времени для занятий творчеством. Герцен собирался издавать журнал, который должен был объединить литературу, социальные вопросы и естествознание идеей сенсимонизма, но в июле 1834 года он был арестован – за то, что распевал песни, порочащие царскую фамилию, на вечеринке, где был разбит бюст императора Николая Павловича. В ходе допросов Следственная комиссия, не доказав прямой вины Герцена, сочла, что его убеждения представляют опасность для государства. В апреле 1835 года Герцен был выслан сначала в Пермь, потом Вятку с обязательством находиться на государственной службе под присмотром местного начальства.
С 1836 года Герцен печатался под псевдонимом Искандер.
В конце 1837 года он был переведен во Владимир и получил возможность посещать Москву и Петербург, где был принят в круг критика Виссариона Белинского, историка Тимофея Грановского и беллетриста Ивана Панаева.
В 1840 году жандармерией было перехвачено письмо Герцена к отцу, где он писал о душегубстве петербургского будочника – уличного постового, убившего прохожего. За распространение неосновательных слухов он был выслан в Новгород без права въезда в столицы. Министр внутренних дел Строганов назначил Герцена советником губернского правления, что было служебным повышением.
В июле 1842 года, выйдя в отставку в чине надворного советника, после ходатайства друзей Герцен вернулся в Москву. В 1843-1846 годах он жил в переулке Сивцев Вражек (ныне филиал Литературного музея — Музей Герцена), где им были написаны повести «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», роман «Кто виноват?», статьи «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы», политические фельетоны «Москва и Петербург» и другие произведения. Здесь Герцена, возглавлявшего левое крыло западников, посещали профессор истории Тимофей Грановский, критик Павел Анненков, артисты Михаил Щепкин, Пров Садовский, мемуарист Василий Боткин, журналист Евгений Корш, критик Виссарион Белинский, поэт Николай Некрасов, писатель Иван Тургенев, образуя московский эпицентр полемики славянофилов и западников. Бывал Герцен в московских литературных салонах Авдотьи Елагиной, Каролины Павловой, Дмитрия Свербеева, Петра Чаадаева.
В мае 1846 года умер отец Герцена, и писатель стал наследником значительного состояния, которое давало средства поехать за границу. В 1847 году Герцен покинул Россию и начал свое многолетнее путешествие по Европе. Наблюдая жизнь западных стран, он перемежал личные впечатления с историко-философскими исследованиями, из них наиболее известны «Письма из Франции и Италии» (1847–1852), «С того берега» (1847–1850). После поражения европейских революций (1848-1849) Герцен разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества.
В 1852 году Александр Герцен поселился в Лондоне. К этому времени его воспринимали как первую фигуру русской эмиграции. В 1853 году он основал в Лондоне «Вольную русскую типографию». Совместно с Огаревым издавал революционные издания – альманах «Полярная звезда» (1855–1868) и газету «Колокол» (1857–1867). Девизом газеты было начало эпиграфа к «Колоколу» немецкого поэта Шиллера «Vivos vосо!» (Зову живых!). Программа «Колокола» на первом этапе содержала демократические требования: освобождение крестьян от крепостной зависимости, отмена цензуры, телесных наказаний. В ее основе лежала разработанная Александром Герценом теория русского крестьянского социализма. Кроме статей Герцена и Огарева, «Колокол» помещал разнообразные материалы о положении народа, общественной борьбе в России, сведения о злоупотреблениях и секретных планах властей. В качестве приложений к «Колоколу» выходили газеты «Под суд» (1859-1862) и «Общее вече» (1862-1864). Напечатанные на тонкой бумаге листы «Колокола» нелегально перевозились в Россию через границу. Сотрудниками «Колокола» в первое время были писатель Иван Тургенев и декабрист Николай Тургенев, историк и публицист Константин Кавелин, публицист и поэт Иван Аксаков, философ Юрий Самарин, Александр Кошелев, писатель Василий Боткин и другие. После реформы 1861 года в газете появились статьи, резко осуждающие реформу, тексты прокламаций. Связь с редакцией «Колокола» способствовала образованию революционной организации «Земля и воля» в России. Для укрепления связей с «молодой эмиграцией», сосредоточившейся в Швейцарии, издание «Колокола» в 1865 году было перенесено в Женеву, а в 1867 году практически прекратило свое существование.
В 1850-е годы Герцен начал писать главный труд своей жизни «Былое и думы» (1852-1868) – синтез мемуаров, публицистики, литературных портретов, автобиографического романа, исторической хроники, новелл. Сам автор называл эту книгу исповедью, «по поводу которой собрались там-сям остановленные мысли из дум».
В 1865 году Герцен покинул Англию и отправился в длительное путешествие по Европе. В это время он отдалился от революционеров, в особенности от русских радикалов.
Осенью 1869 года он поселился в Париже с новыми планами литературно-издательской деятельности. В Париже Александр Герцен и скончался 21 (9 по старому стилю) января 1870 года. Он был похоронен на кладбище Пер-Лашез, впоследствии его прах был перевезен в Ниццу.
Герцен был женат на своей кузине Наталье Захарьиной, незаконнорожденной дочери его дяди – Александра Яковлева, с которой обвенчался в мае 1838 года, увезя тайно из Москвы. У супругов рождалось много детей, но в живых осталось трое – старший сын Александр, ставший профессором физиологии, дочери Наталья и Ольга.
Внук Александра Герцена Петр Герцен был известным ученым-хирургом, основателем Московской школы онкологов, директором московского Института для лечения опухолей, который в настоящее время носит его имя (Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена).
После смерти Натальи Захарьиной в 1852 году Александр Герцен с 1857 года был женат гражданским браком на Наталье Тучковой-Огаревой, официальной жене Николая Огарева. Отношения приходилось держать в тайне от семьи. Дети Тучковой и Герцена – Лиза, покончившая жизнь самоубийством в 17 лет, близнецы Елена и Алексей, умершие в малолетнем возрасте, считались детьми Огарева.
Тучкова-Огарева вела корректуру «Колокола», а после смерти Герцена занималась изданием его сочинений за границей. С конца 1870-х годов писала «Воспоминания» (вышли отдельным изданием в 1903 году).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.
Краткая биография Александра Герцена (жизнь и творчество)
Русский писатель, публицист и философ – Александр Иванович Герцен родился 22 марта 1812 года, незаконнорожденным ребёнком одного известного московского помещика. Чтобы не портить репутацию семье, ему дали выдуманную фамилию. Несмотря на то, что ребёнок был в семье ненужным, он получил образование и воспитание, присущее типичным семьям дворян.
Когда в 1825 году произошло восстание декабристов, он и его лучший друг Огарев поклялись друг другу, что будут делать всё, чтобы дать свободу русскому народу.
Герцен поступает в Московский университет, в возрасте 17 лет. Несмотря на свою любовь к математическим наукам, он больше тяготил к вольнолюбию, поэтому вступал в тематические кружки, во вред своему обучению. Через 5 лет оказался среди арестованных за манифестации, его с товарищами сослали в Пермь. В Вятке он служил секретарём, в канцелярии. Когда он подрабатывал на рынке, к нему случайно подошёл будущий наследник престола Александр II, которому понравилось красноречие молодого парня. Заложенная дружба перевела Герцена во Владимир, где он успешно служил советником и нашёл себе суженную.
В 1836 году он начинает публичные выступления, и издавать свои мысли в периодических изданиях. В 1840ых годах получает право на въезд в Москву, откуда он переезжает в Санкт-Петербург и пишет письма своим родственникам. Отец из-за своей знатности, пытается пробить сыну карьеру, но он отказывается, ссылаясь, что не хочет служить в министерстве внутренних дел. За это высказывание его ссылают в Новгород.
Через год он возвращается в общество, где кипят страсти между славянофилами и западниками. Вдохновившись несправедливыми спорами, он начинает писать свои крупные работы, в которых упор идёт на социальную жизнь России. На протяжении пяти лет он пишет роман «Кто виноват?», в котором обличает многие черты правления.
После смерти отца он переезжает в Ниццу, где ведёт работу над своими трудами. Русская власть запретила ему въезд на территорию родины навсегда.
После смерти супруги, он переезжает в Лондон, где открывает собственное издательство, публикующее критические газеты, книги и брошюры о жизни России. Это сильно повлияло на формирование декабристского и эмиграционного общества того времени.
За 2 года перед кончиной, он заканчивает работу над своим самым большим трудом «Былое и думы», где объясняет, что все реформаторы сильно ошибались, принимая насилие за верный путь развития общества. В 1870 году он скончался от пневмонии. Захоронен на кладбище Пер-Лашез, после, его прах перенесли в Ниццу.
Подробная биография
А.И.Герцен — писатель-революционер, чья жизнь была посвящена развитию и преобразованию России. Новатор не только политических, но и педагогических, философских взглядов он всей своей жизнью доказал неподдельную любовь и заботу о своей Родине.
Родившись в 1812 году в незарегистрированном браке отца Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг, воспитывался в доме своего дяди. Фамилию придумал ему отец. Она в переводе с немецкого языка означала «дитя сердца».
Первоначальное обучение будущий писатель получил дома, с детских лет зачитываясь произведениями Гете, Вольтера. Впоследствии именно они легки в основу его свободолюбивых взглядов.
В 1829 году Александр Иванович становиться студентом Московского университета факультета физико-математического. Совместно со студентом Николаем Огаревым им организовывается кружок таких же вольнодумцев, в котором они мечтали о построении идеального общества в России.
Окончив с серебряной медалью университет, Герцен поступает на службу в Московскую экспедицию Кремлевского строения. Идеей писателя была создание собственного журнала, который бы объединял вопросы не только литературного характера, но и естествознания, философии, политики.
В 1834 году Герцена был арестован. Поводом послужило распевание песен порочащих имя царя и его семьи. Следствие не установило прямой вины писателя, но зная его взгляды, он был выслан в Пермь, затем в Вятку. Находясь под пристальным вниманием полиции, он продолжает писать под псевдонимом Искандер.
По прошению Жуковского Александра Ивановича переводят во Владимир на должность советника правления. Здесь он тайно жениться на своей двоюродной сестре.
В начале 1840 года ему разрешается вернуться в столицу. Весной этого же года Герцен переезжает в Петербург, поступая на службу в министерство внутренних дел. Этот небольшой период времени ознаменован его дружбой с Белинским и вступления его в ряды западников. Всего год прожил Герцен в Петербурге, откуда был выслан в Новгород за критику работы полиции. С 1841 по 1846 года Герцен работает над своим произведением «Кто виноват?»
В июле 1842 года писатель вновь возвращается в Москву, продолжая посещать Петербург и заседания кружка Белинского.
После смерти отца, получив приличное наследство, Александр Иванович в 1847 году навсегда покидает Родину и уезжает в Париж. Открытая поддержка сторонников Французской февральской революции 1848 года, закрыло писателю возможность возвращения в Россию. После поражения рабочего движения во Франции Герцен бежал в Рим, откуда перебрался с начало в Швейцарию, затем в Ниццу.
Черная полоса в личной жизни (измена супруги, гибель мамы с сыном, смерть новорожденного ребенка) заставили в 1853 писателя переехать в Лондон, где стал основателем русского издания в эмиграции. В это время им написаны воспоминания «Былое и думы», диалоги «С того берега». В 1857 году сбывается мечта Герцена об издании собственного журнала. «Колокол» стал центральным изданием при решении вопросов освобождения крестьян, но после проведения реформы ее тираж упал. По настоянию Российского государства правительство Великобритании отказало Герцену в проживание, он вместе с типографией и журналом переезжает в Швейцарию, гражданином которой является. В январе 1870 года А.И.Герцен скончался в Париже, куда он прибыл по делам. Похоронили писателя в Ницце.
В период советского периода развития России труды Герцена признавали неоценимыми, повлиявшими на ход революционных событий. Его именем до настоящего времени названы улицы, библиотеки, университеты.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Другие биографии:
- Петр Леонидович Капица
П. Л. Капица – это известный русский ученый. Является одним из отцов физики невысоких температур и физики мощных магнитных полей.
- Ершов Петр Павлович
Известный писатель Петр Ершов родился в 1815 году 22 февраля. Он родился в семействе чиновника в поселке Безруково. Свое детство писатель провел в поселке Березово. Семья часто переезжала из – за должности отца Ершова
- Рылеев Кондратий Фёдорович
Кондратий Фёдорович Рылеев – поэт, декабрист. Появился на свет 18 сентября 1795 года, в местечке под названием Батово. Рос в небогатой дворянской семье
- Коваль Юрий
Ю. Коваль родился 09.02.1938 года. Литература в жизни писателя присутствовала с первых его дней. Стихотворения автор начал сочинять еще сидя за школьной скамьей. Также, имел способности к рисованию. Перенимал опыт у скульпторов В. Лемпорта
- Державин Гавриил Романович
Державин – один из знаменитых русских поэтов, а также видный политический деятель своего времени. Гавриил был рожден в 1743 году в Казанской губернии. Его отец, дворянин и майор, рано ушел из жизни, поэтому Державин воспитывался только матерью.
Герцен Александр | Encyclopedia.com
молодость и творчество
разрыв Герцена с Западом
Герцен как журналист и мемуарист
библиография
ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР (1812–1870), русский писатель и политический мыслитель.
В начале 1840-х годов Александр Иванович Герцен был ведущим членом группы западников, которые утверждали, вопреки так называемым славянофилам, что историческую эволюцию России нельзя понять в отрыве от западноевропейской политики и культуры. Среди западников Герцен стоял не на стороне умеренной или реформистской фракции, а на стороне радикалов — Виссариона Белинского (1811–1848) и Михаила Бакунина (1814–1876), — которые требовали радикальных социальных, а также политических перемен в России во имя справедливости. ради. Страстная защита крестьянской земельной общины как основы будущего общества Герценом впоследствии снискала ему репутацию «отца русского социализма».
Родившийся в Москве 6 апреля (25 марта по старому стилю) 1812 г., сын богатого и культурно образованного крепостника, Герцен получил прекрасное домашнее образование. В своих мемуарах « Мое прошлое и мысли » (1852–1868) он приписывал свое нравственное пробуждение в возрасте четырнадцати лет повешению декабристов, дворцовых заговорщиков, которые в 1825 г. Россия. В 1827 году вместе со своим близким другом Николаем Огаревым (1813–1877) он дал присягу на верность делу декабристов. К началу 1830-х годов Герцен стал адептом французского социализма, поклонником социалистического феминизма Клода-Анри де Сен-Симона и верующим в неизбежный рассвет новой эпохи истории, «нового христианства». За свои взгляды Герцен был арестован в 1834 году. Отсидел два года ссылки в Вятской губернии и три года во Владимирской губернии. За подрывные замечания, сделанные в его переписке, он был повторно арестован и отправлен в Новгород на 1841 и 1842 годы. Эти неприятности с русскими властями придали его взглядам на полемику западников и славянофилов определенную непримиримость.
В двух ключевых очерках, Дилетантизм в науке (1843) и Письма об изучении природы (1845–1846), Герцен изложил свою философию истории. Он утверждал, что европейское прошлое можно разделить на три этапа: античность, период, в течение которого люди испытывали радость и страдание непосредственно, без посредства интеллектуальной системы, которая могла бы «объяснить» эти ощущения; христианство, период, когда человеческая жизнь рассматривалась через призму религиозных и других идеалистических систем верований; и современный период, когда ученые-материалисты окончательно отвергли двойную тиранию религии и абстрактной веры. В Дилетантство и ученость Герцен предостерегал от мандаринского созерцания правых гегельянцев, довольствовавшихся изречением: «Все действительное разумно, и все разумное действительно». В «Письмах об изучении природы» герценовским героем был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626), «разрушивший в глазах мыслящих людей старую метафизику». Оба произведения, взятые вместе, составляли боевой клич против славянофилов, желавших, по мнению Герцена, заморозить русское развитие на идеалистической (читай: религиозной) стадии. Эти очерки также были вызовом умеренным западникам: в 1846 году они спровоцировали личный разрыв с историком Тимофеем Грановским (1813–1855), который не мог мириться с атеизмом Герцена.
В 1847 году Герцен и его молодая семья уехали из России в Западную Европу. Он никогда не вернется на родину. Между 1847 и 1851 годами Герцен пересмотрел свои взгляды на отношения между Западной Европой и Россией; он также сформулировал принципы аграрного социализма, сделавшего ему имя в радикальных кругах.
В своих четырнадцати Письмах из Франции и Италии (1847–1852) он нападал на немецкий мистицизм, самодовольство и подлость французской буржуазии, ложь французских либералов, предательство французского Национального собрания и Людовика -Наполеон Бонапарт (впоследствии Наполеон III, годы правления 1852–1871). Теперь он утверждал, что сама европейская цивилизация прогнила и потому обречена на ликвидацию. Он предсказал разрушение французской монархии, установленной религии, частной собственности и семейных кодексов. Он отождествлял себя не с тогдашним модным политическим республиканством, а скорее с тем, что он называл «социальным республиканством».
Важнейшая политическая книга Герцена « С того берега » (1847–1850) с необычайной силой развила эти идеи. В ней он описал Европу как дряхлый, измученный мир, который уже не спасти. Он советовал своим читателям отбросить все политические знамена, забыть о либеральных обещаниях прогресса и вместо этого довериться творческим силам природы, чтобы обновить человеческую жизнь после исчезновения старого порядка. Он подверг резкой критике либералов, которые в феврале 1848 года провозгласили демократию, но в конце июня того же года призвали французскую национальную гвардию косить демонстрантов из числа простых людей. Против этих «либералов», дела которых доказали, что они «консерваторы» и «каннибалы», он поднял знамя социализма, «нового христианства», «новых варваров, идущих разрушить старые порядки». Он называл разум неумолимым «палачом» и писал, что целью его поколения было «быть не жнецами, а палачами прошлого». Как ни странно, он отказался идеализировать простых людей, от имени которых, по его мнению, должна была начаться социальная революция. Он изобразил их непросвещенными «рабами привычки», которые «умрут от жажды у колодца, не подозревая, что в нем есть вода, потому что отцы никогда не говорили им об этом». В эпилоге, написанном в декабре 1849 г., Герцен объявил, что его поколение наполнило его стыдом, и заявил: «Я поистине ужасаюсь перед современным человеком». Он сетовал на «несчастье» родиться, когда старый мир умирал, и изображал себя одним из горстки разрозненных пророков, обреченных на гибель в грядущей эпохе варварства.
С Другого Берега — блестящая, противоречивая работа. Исайя Берлин и Эйлин М. Келли истолковали его отказ от либеральных и других политических знамен как принципиальный отказ от всех идеологических истин. Они видели в Герцене предшественника берлинского ценностного плюрализма. еще С Другого Берега — это также мощная поддержка социализма, политического порядка, который Герцен понимал как продукт природы и поэтому приветствовал его, несмотря на «варварство», которое сопровождало его основание.
В «Русском народе и социализме» (1851) Герцен повторил свое утверждение о том, что европейская цивилизация находится в предсмертной агонии, но теперь добавил, что славянские племена начинают сплачиваться вокруг принципа взаимной свободы. Подобно анархисту Бакунину, он предвидел многонациональное славянское государство «автономных народов», организованных в свободную федеративную структуру. В России само общество было бы основано на крестьянской общине. Герцен настаивал на том, что внутри общины вопросы решались без тяжбы, ибо крестьяне «очень редко обманывают друг друга. Среди них господствует почти безграничная добросовестность». Он утверждал, что крепкие братские связи между членами коммуны позволили русским крестьянам пережить монгольское иго и «немецкую» бюрократию, навязанную им Петром Великим и его преемниками. Герцен добавлял, что будущее России «за мужиком [крестьянином] так же, как за рабочим лежит возрождение Франции». Хотя он хвалил русских крестьян за их сопротивление Санкт-Петербургу, он полностью осознавал отсталое невежество сельской России. Поэтому он поспешил подчеркнуть значение русской интеллигенции, которую изображал как «самых независимых существ в мире». Он бескомпромиссно предсказывал: «Что бы ни случилось, мы ничего не примем из вражеского стана. Россия никогда не будет протестантской.0014 juste-milieu [середина дороги]. «Русский народ и социализм» заложил основу будущих социальных программ с опорой на коммуну и критическую интеллигенцию. Федерализм Герцена оказал значительное влияние и на последующих социалистических мыслителей, но некоторые , такие как Петр Ткачев (1844–1886) и Владимир Ленин (1870–1924), отвергали федерализм в пользу централизованной диктатуры добродетели. стиль) 1870 г., Герцен был, несомненно, самым значительным русским журналистом за границей.0014 «Полярная звезда» (1855–1868) и «Колокол» (1857–1867) он печатал разоблачения истории династии Романовых, критику политики правительства и чиновников, нападки на крепостное право, а затем и медленные темпы реализации крестьянская эмансипация. Эти издания, наряду с четырехтомным сборником « голосов из России » (1858–1860), читались интеллигенцией, а иногда даже государственными деятелями, включая самого царя Александра II. На основании этой журналистики некоторые историки классифицировали Герцена как участника крестьянской эмансипации 1861 г. и Великих реформ 1860-х гг., но большинство ученых сходятся во мнении, что после того, как Герцен заявил о своих симпатиях к независимости Польши в 1863 г., его влияние на официальную и либеральные круги быстро уменьшились.
Берлин справедливо назвал мемуары Герцена, Мое прошлое и думы, «одним из великих памятников русскому литературному и психологическому гению, достойным стоять рядом с великими романами Тургенева и Толстого» (с. 209). Книга также представляет собой своеобразный портрет русской интеллигенции с 1820-х до середины 1860-х годов. Герценовские характеристики Московского университета 1830-х и 1840-х годов, дебатов западников и славянофилов, а также таких личностей, как Белинский и Бакунин, оставили неизгладимый след в том, как русские понимали свою культурную историю. Его стилистические новации оказали глубокое влияние на автобиографический жанр, тем самым сформировав литературные формы, в которых до сих пор кодируется русское прошлое.
См. также Бакунин Михаил; Белинский, Виссарион; славянофилы; западники.
Актон, Эдвард. Александр Герцен и роль интеллектуала-революционера. Кембридж, Великобритания, 1979 г.
Берлин, Исайан. Русские мыслители. Нью-Йорк, 1978.
Герцен Александр. Мое прошлое и думы: Воспоминания Александра Герцена. Перевод Констанции Гарнетт и Хамфри Хиггенса. 4 тт. Нью-Йорк, 1968. Редакция перевода, впервые опубликованная 1924–1927.
——. С Другого Берега; и «Русский народ и социализм». Перевод Муры Будберг и Ричарда Воллхейма. Оксфорд, Великобритания, 1979.
Келли, Эйлин М. К другому берегу: русские мыслители между необходимостью и случайностью. Нью-Хейвен, Коннектикут, 1998 г.
——. Взгляды с того берега: Очерки о Герцене, Чехове и Бахтине. Нью-Хейвен, Коннектикут, 1999.
Малиа, Мартин Э. Александр Герцен и рождение русского социализма, 1812–1855 гг. Cambridge, Mass., 1961.
Г. М. Гамбург
Энциклопедия современной Европы: Европа 1789-1914: Энциклопедия эпохи промышленности и империи
Александр Иванович Герцен | Encyclopedia.com
Русский писатель и политический агитатор Александр Иванович Герцен (1812-1870) разработал социалистическую философию, которая была идеологической основой для большей части революционной деятельности в России.
Александр Герцен, настоящая фамилия Яковлев, родился 25 марта 1812 года в Москве. Он был внебрачным сыном богатого московского аристократа Ивана Алексеевича Яковлева и немки незнатного происхождения. Герцену было 13 лет, когда произошло восстание декабристов, и он присутствовал на молебне в Кремле после повешения. Зрелище произвело на него неизгладимое впечатление. Его иностранные наставники познакомили его с радикальными идеями, и в раннем подростковом возрасте он посвятил себя борьбе за свободу. В 1829 г.Герцен поступил в Московский университет для изучения естественных наук и стал лидером небольшой группы студентов-единомышленников. Известие о боях на баррикадах в Париже в июле 1830 г. и ноябрьском мятеже в Варшаве глубоко взволновало их.
Влияние Сен-Симона
В университетские годы Герцен и его друзья открыли для себя труды графа Сен-Симона и Шарля Фурье. Социалистические учения только начинали укореняться в России. Что больше всего поразило Герцена, так это видение Сен-Симона человечества, полностью возрожденного новым христианством, верой, возвеличивающей как личность, так и общество. Его увлекали учения Сен-Симона, обличавшие недостатки существующего строя и обещавшие прекратить эксплуатацию человека человеком. Его несколько отталкивал акцент Сен-Симона на роли правительства, и он был склонен принять фаланстерский план Фурье, опиравшийся на частную инициативу и свободное сотрудничество рабочих. Французская революция, польское восстание и учение Сен-Симона заставили его почувствовать, что пришло время перемен.
Арест и депортация
Герцен закончил учебу в 1833 году, а его кружок распался в следующем году, когда он и его давний друг Николай Огарев были арестованы. Их обвинили в том, что они пели песни, содержащие «гнусные и злонамеренные выражения против присяги на верность монарху». Официальные следователи считали Герцена «смелым вольнодумцем, очень опасным для общества». Герцена и Огарева подозревали в создании тайной организации, имевшей целью ниспровержение существующих порядков путем распространения революционных идей, проникнутых пагубным учением Сен-Симона. Оба друга были сосланы в провинцию, где Герцен оставался до 1842 г.
К концу заключения и после него Герцен изучал произведения Г. В. Ф. Гегеля. Он видел в гегелевской диалектической концепции истории санкцию на политические и социальные изменения. Если, как утверждал Гегал, все действительное разумно, то Герцен думал тогда, что бунт против ставшего гнетущим порядка вещей также оправдывается разумом. Герцен пришел к выводу, что «философия Гегеля есть алгебра революции».
Протагонист западничества
Москва была славянофильским центром, и Герцен участвовал в бесконечных диспутах, бурливших там в литературных салонах. Он находил славянофильские теории чрезвычайно опасными, видя в них «свежее масло для помазания царя, новые притязания на мысль». К 1845 году отношения между славянофилами и западниками были разорваны. Тем не менее Герцен сохранил некоторое пристрастие к некоторым идеям славянофилов. Он разделял пристрастие славянофилов ко всему русскому и их веру в простонародье, и ему импонировал славянофильский упор на коллективистский дух русского народа, воплощенный в община (сельская гмина).
Поездки за границу
Герцен уехал с семьей в 1847 г. за границу, спасаясь от удушливой атмосферы николаевского деспотизма. В Россию он больше не вернулся. Его первый опыт жизни в Западной Европе был обескураживающим. Герцен обнаружил, что во Франции господствует буржуазия, та часть населения, которая присвоила себе все завоевания революции. Он считал, что буржуазия обладает всеми пороками дворянина и плебея и ни одной добродетелью, и редко колебался в своей неприязни к европейскому среднему классу.
По мере углубления разочарования Герцена в Западе его страна предстала перед ним в ином свете. Он пришел к выводу, что славянофилы были правы: в отличие от изнеженной Европы Россия была полна энергии, самоуверенности и мужества. Как и большинство славян, русские «принадлежали скорее к географии, чем к истории». Прежде всего в России была община, «животворящее начало русского народа». Герцен утверждал, что коммуна была фактически семенем социалистического общества из-за ее традиции равенства, коллективной собственности на землю и общинного самоуправления. русский мужик (крестьянин) был человеком судьбы. Поскольку все существование русского мужика было связано с коллективным образом жизни, Россия, или, вернее, славянство, была в состоянии обеспечить торжество социализма. Воспользовавшись российской отсталостью и европейским опытом, Россия действительно может обойти капитализм и культуру среднего класса на пути к социализму.
В 1852 году Герцен приехал в Лондон. Он был скорбящим и убитым горем человеком; один из его маленьких сыновей и его мать утонули, а его жена впоследствии умерла при родах. Ему отчаянно нужна была работа, в которую он мог бы погрузиться, и он использовал часть своего значительного наследства для основания в 1853 году «Вольной русской печати».0006
На первых страницах был призыв к дворянам взять на себя инициативу по освобождению крепостных. В противном случае, Герцен считал, что крепостные будут освобождены царем, укрепляя его деспотию, или же произойдет отмена в результате народного восстания. Далее он сказал помещикам, что Россия стоит накануне переворота, который будет близок сердцу людей, живущих в коммуне. Герцен заключил: «Россия встретится с революцией в социализме».
«Колокол»
1 июля 1857 года Герцен с помощью Огарева запустил Колокол (Колокол ), сначала как ежемесячный, затем как двухнедельный. Bell призвал живых похоронить прошлое и работать во имя славного будущего. Он говорил за свободу и против угнетения, за разум и против предрассудков, за науку и против фанатизма, за прогрессивные народы и против отсталых правительств. В частности, Bell был посвящен «освобождению России».
Поскольку Герцен имел привилегию свободы от цензуры, его кабинет по номеру Bell был завален сообщениями из России, и туда шел постоянный поток посетителей из России. С их помощью и помощью множества корреспондентов, разбросанных по России, Bell провела весьма успешную кампанию по сбору мусора. В нем приводились подробности и назывались имена. В его колонках появились протоколы тайных заседаний высших органов. Журнал читала вся грамотная Россия. Страх разоблачения в Звонок стал сдерживающим фактором для административной коррупции, и в высоких государственных учреждениях пошли разговоры о подкупе Герцена, возможно, важным постом.
После поражения польского восстания 1863 г. Герцен продолжал ругать администрацию и проповедовать «русский социализм», вытекающий из образа жизни мужика и стремящийся к той «экономической справедливости», которая является всеобщей целью санкционировано наукой. Но количество читателей и влияние Bell теперь уменьшились. Герцен вызывал неприязнь как у многих, ушедших вправо, так и у тех немногих, что ушли влево. В 1868 году Звонок замолчал навсегда, а 9 января 1870 года в Париже скончался Александр Герцен, журналист-крестоносец, обладавший сильным пером.
Дополнительная литература
Книга Герцена Мое прошлое и думы (пер., 6 тт., 1924-1927), классическая автобиография и непревзойденный источник информации и взглядов на жизнь русской интеллигенции в царствование Николая. I. Мартин Э. Малиа, Александр Герцен и рождение русского социализма, 1812-1855 гг. (1961) представляет собой биографическое исследование и исследование западноевропейских интеллектуальных источников мысли Герцена. Для общего исторического фона рекомендуется Томас Г. Масарик, Дух России: исследования по истории, литературе и философии, в переводе с немецкого Иденом и Сидаром Паулем (2 тома, 1919; 2-е изд. 1955 г.), a всестороннее исследование русской духовной культуры, имеющее важное значение для исследования ценностей русской культуры. Франко Вентури, Корни революции: история народнического и социалистического движений в России девятнадцатого века, 9Введение 0015 Исайи Берлина (перевод 1960 г.) сосредоточено на одном аспекте развития русской мысли XIX века. Лечение начинается с Герцена и заканчивается убийством Александра II.
Дополнительные источники
Актон, Эдвард, Александр Герцен и роль интеллектуального революционера, Cambridge Eng. ; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1979.
Карр, Эдвард Халлетт, Романтические изгнанники: портретная галерея девятнадцатого века, Нью-Йорк: Octagon Books, 1975; Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1981.
Герцен, Александр, Детство, юность и изгнание: части I и II книги «Мое прошлое и мысли», Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1980.
Герцен, Александр, Письма из Франции и Италии, 1847-1851, Питтсбург, Пенсильвания: Университет Питтсбурга, 1995.
Герцен, Александр, Мемуары Александра Герцен, части I и I,
Герцен, Александр, Мое прошлое и мысли: мемуары Александра Герцена, Нью-Йорк: Кнопф; распространяется Random House, 1973 г .; Нью-Йорк, Vintage Books 1974, 1973.
Партридж, Моника, Александр Герцен, 1812-1870, Париж: ЮНЕСКО, 1984.
Циммерман, Джудит Э., Средний проход: Александр Герцен и европейская революция, 1847-1852 , Питтсбург, Пенсильвания: University of Pittsburgh Press, 1989.