Краткое содержание «Маленькие трагедии» цикл из 4 произведений
⭐⭐⭐⭐⭐ «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»
Содержание
Очень краткий пересказ пьесы «Скупой рыцарь»
По сюжету: молодой человек по имени Альбер живет в крайней бедности по воле богатого, но скупого отца, который мог бы содержать наследника достойно, если бы захотел.
Однако старик отец предпочитает копить золото, ни с кем не делясь.
Между родными людьми растет непробиваемая стена взаимной ненависти. Итогом становится вызов на дуэль – отец бросил перчатку сыну, и тот ее поднял. Старик, не выдержав душевного потрясения, умирает.
Главные герои и их характеристика:
- Альбер – молодой рыцарь, храбрый, отважный, желающий взять от юности и от жизни все возможное. Вспыльчив, но, скорее всего, честен и добр. Возможно, несколько расточителен.
- Барон – отец Альбера. Главной страстью и стрежнем, скрепляющим его характер, является скупость. Готов на все ради денег. Для него нет ничего святого: может оболгать и предать собственного сына, если это будет ему выгодно.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Герцог – еще молодой мужчина, с детства знающий барона, отца Альбера. Охоч до развлечений, любит окружать себя столь же бесшабашной, веселой молодежью. Готов прийти на помощь своим подданным.
- Иван – слуга Альбера, практичен и наблюдателен.
- Жид – ростовщик, хитер, умеет втереться в доверие, безжалостен. Ради выгоды пойдет на все.
Краткое содержание «Скупой рыцарь»
Пьеса начинается с диалога между молодым рыцарем Альбером и его слугой Иваном. Обсуждают прошедший турнир и крайне трудное положение Альбера: ему необходимо бывать при дворе, принимать участие в сражениях и балах, однако в последнее время это стало практически невозможным из-за почти патологической прижимистости отца, старого барона.
Тот не только не дает денег сыну, но и сам не живет, а существует: ест мало, пьет не вино, а воду, а деньги копит и запирает в подвале. Ключ всегда носит с собой. Барону все равно, каким путем умножается его богатство: отдает ли последний грош вдова с детьми, возвращает ли долг разбойник, ограбивший кого-то.
Альбер кругом задолжал. Он должен и ростовщику – жиду, который является за своими деньгами. Альбер в отчаянии, просит еще подождать, уверяет, что, когда отца не станет, он расплатится за все. Но хитрый жид предлагает «ускорить дело»: отравить скупого отца, унаследовав имущество в ближайшее время. Он и яд готов предоставить.
Альбер в ужасе. Юноша прогоняет ростовщика. Однако нужно что-то делать. Альбер решается просить о помощи герцога, который ребенком знавал старого барона. Возможно, на правах старого знакомства герцог сможет усовестить отца Альбера, чтобы тот начал назначил юноше достойное содержание.
Герцог приглашает барона на аудиенцию, заранее уверенный в успехе. Альбера он прячет рядом, чтобы тот мог все слышать.
Поговорив с бароном о прежних временах, герцог взывает к его отцовским чувствам: Альберу необходимо вести приличный его годам и званию образ жизни – на это нужны деньги. Почему бы не обеспечить юношу?
Барону настолько жаль расставаться с любой, самой ничтожной долей богатства, что он решается на ложь: сообщает герцогу, что Альбер якобы покушался на его жизнь, а потому они с сыном в ссоре.
Альбер выскакивает из укрытия: он все слышал. Он возмущенно называет отца лжецом. Старый барон бросает сыну перчатку. Альбер поднимает – дуэль неизбежна.
Барон пробует остановить обоих. Но старик душевно сломлен: сердце разрывается, он падает замертво.
Очень краткий пересказ пьесы «Моцарт и Сальери»
Сюжет таков Моцарт и Сальери – два композитора, которых связывает дружба. Но Сальери постоянно снедает зависть к Моцарту как более талантливому музыканту, и однажды он бросает в его чашу с вином яд.
Главные герои и их характеристика:
- Сальери – композитор, добившийся известности и уважения долгим упорным трудом.
Вдохновенья он почти не знает: «музыку он «разъял, как труп, поверил…алгеброй гармонию». Чувствуя красоту музыки, Сальери сам не может создать бессмертное произведение. Он способен, но не гениален. Осознание этого порождает в Сальери зависть к гениальному другу Моцарту.
- Моцарт – внешне праздный, беспечный гуляка, любитель веселых пирушек. Добр сердцем, легко относится к себе и окружающим, и, по мнению Сальери, транжирит свой редкий дар. Поистине талантлив, гениален. Вдохновение приходит к нему само. Обладает прекрасно развитой интуицией.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Скрипач – слепой музыкант, бедный старик, который зарабатывает себе на жизнь игрой в трактирах. Он где-то услышал и сумел на свой лад запомнить одно из произведений Моцарта и сыграл для самого Моцарта, которого не мог видеть.
- Человек в черном – заказчик «Реквиема». Своей загадочностью породил в душе Моцарта туманные страшные предчувствия.
Краткое содержание «Моцарт и Сальери»
Сальери один размышляет о том, почему кто-то для создания прекрасного произведения искусства должен неустанно трудиться годами, а кому-то все достается шутя, «бессмертный гений…озаряет голову безумца, гуляки праздного». При этом он думает о себе и о Моцарте.
Входит Моцарт, пожелавший поделиться с приятелем свои новым сочинением, и приводит с собой слепого скрипача из трактира. Скрипач играет одну из музыкальных пьес Моцарта. Сальери сердится на такое попрание высокого искусства, а Моцарт одаряет беднягу деньгами и ласково прощается с ним.
Затем Моцарт играет для Сальери сочиненную им прекрасную музыку. Черная зависть уже разъела Сальери душу: он приглашает друга на обед в трактир Золотого льва, а сам вынашивает в мыслях страшный план: незаметно всыпать яд в бокал Моцарта.
За обедом Моцарт рассказывает Сальери о работе, которой он сейчас занят: пишет на заказ «Реквием». Его волнуют странные предчувствия: мерещится «черный человек» (заказчик произведения был одет во все черное, когда приходил обговаривать условия).
Речь заходит о Бомарше, друге Сальери. Бомарше был гений. Моцарт спрашивает, правда ли, что Бомарше отравил кого-то. Моцарт не верит: ведь «гений и злодейство – две вещи несовместные».
Сальери незаметно всыпает яд в бокал Моцарта, тот выпивает. Играет на фортепиано свое новое произведение «Реквием». На глазах Сальери слезы: он начинает осознавать, что натворил. Яд потихоньку действует, Моцарту становится плохо, и он уходит домой.
Сальери вновь один. Его мучает неотвязная мысль: прав ли Моцарт, утверждавший, что «гений и злодейство – две вещи несовместные».
Очень краткий пересказ пьесы «Каменный гость»
Сюжет произведения взят Пушкиным из пьесы писателя Тирсо де Молини и очень вольно переработан. Некий ловелас и драчун дон Гуан, отправленный в ссылку королем, тайно возвращается Мадрид, чтобы продолжить вести прежнюю разгульную жизнь.
Здесь дон Гуан внезапно встречает вдову убитого им на поединке Командора донну Анну, влюбляется в нее. Желая показать собственное бесстрашие перед возможным возмездием за содеянное, дон Гуан приглашает статую Командора на свидание, назначенное им доне Анне.
Статуя действительно является, чтобы наказать дона Гуана, берет его за руку и проваливается вместе с ним под землю.
Главные герои и их характеристика:
- Дон Гуан – ловкий молодой мужчина, повеса, гуляка. Истинный испанский гранд: при усах, шляпе, плаще и шпаге. Отличается любвеобильностью и бесстрашием, даже бесшабашностью. Умеет легко очаровывать женщин. Его победы бесчисленны. И только встретив дону Анну, по-настоящему влюбляется.
- Дона Анна – юная вдова Командора, красавица (о ее «красе чудесной» упоминает монах), выдана замуж матерью не по любви, а вследствие бедности (Командор был богат). Не любила мужа, но отличалась искренностью и преданностью. Столь же искренне влюбляется в дона Гуана. Испытывает глубокие нравственные страдания, так как долг и чувства вступают в противоречие.
- Статуя Командора – большая каменная фигура, воздвигнутая на могиле Командора. При жизни Командор был мал ростом и тщедушен, но имел сильную волю, отличался смелостью, что отмечает дон Гуан.
Статуя выступает в роли мстителя за поруганную честь Командора.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Лепорелло – ловкий слуга дона Гуана. Умеет разузнать первым все секреты, может найти выход из запутанных ситуаций.
- Лаура – бывшая любовница дона Гуана. Восемнадцатилетняя девушка, актриса, прекрасно поет, играет на гитаре. Хорошенькая и страстная, имеет толпу поклонников. Время от времени одаряет кого-нибудь из них благосклонностью. Но любит только дона Гуана.
- Дон Карлос – один из кавалеров Лауры, брат убитого доном Гуаном мужчины. Угрюм, но отважен, смел. Влюблен в Лауру.
- Монах – священнослужитель, живущий в Антоньевом монастыре. Отрешен от мира, утешает в горе Дону Анну, помогает ей справиться со скорбью.
Краткое содержание «Каменный гость»
Ночью дон Гуан вместе со слугой Лепорелло крадучись пробираются по спящему Мадриду. Дон Гуан самовольно покинул место ссылки, ему нельзя попасться на глаза королю либо кому-то из приближенных ко двору.
Король пожелал отправить дона Гуана подальше от столицы, так как тот вносил слишком много смуты и хлопот в будни высшего света: ухаживал за всеми красивыми женщинами, вне зависимости от их семейного положения, провоцировал дуэли, на которых ловко убивал соперников.
В своем тайном путешествии в Мадрид дон Гуан проезжает Антоньев монастырь, где видит монаха, беседующего с некоей вдовой. Это дона Анна, вдова командора, которого когда-то убил на дуэли дон Гуан. Ловелас хочет непременно познакомиться с нею.
А пока дон Гуан намерен вновь жить свободно. Первым делом он направляется к своей бывшей любовнице, актрисе Лауре. Убивает ее нынешнего кавалера Дона Карлоса на поединке, остается у Лауры до утра.
Скрываясь от преследований, дон Гуан переодевается монахом и какое-то время живет в Антоньевом монастыре. Там видит дону Анну, которая приходит молиться и плакать на могилу мужа. Очаровав вдову, приглашает ее на свидание. И затем, насмешничая, приглашает «посторожить у дверей» статую Командора.
Во время свидания в доме доны Анны дон Гуан открывает ей свое настоящее имя. Поняв, что видит перед собой убийцу мужа, вдова хочет мстить, но не может: она уже влюблена в Гуана. В этот момент входит статуя Командора. Статуя берет за руку дона Гуана, который испуган, однако не желает подать виду, что его снедает страх, и вместе е с Гуаном проваливается. Дона Анна теряет сознание.
Очень краткий пересказ пьесы «Пир во время чумы»
По сюжету, в некоем средневековом городе свирепствует чума. Во время разгула смертоносного вируса компания молодежи устанавливает прямо на улице стол и начинает пиршество. Молодые люди веселятся, поют песни, смеются.
Мимо веселящейся молодежи проходит священник, который обращает внимание юношей и девушек на неуместность веселья в тяжелой обстановке, среди смертей.
Председатель импровизированного собрания впадает в глубокую задумчивость.
Главные герои и их характеристика:
- Вальсингам – Председатель глава группы молодежи, сидящей за праздничным столом во время чумы. Он молод и внешне бесшабашен, но в сердце его скрыты глубокие раны: недавно он потерял мать и жену. Он словно отказывается признавать происходящее.
- Священник – монах, взывающий к совести молодежи, считающий, что нужно покориться божьей воле и каяться. Тогда чума уйдет.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Молодой человек – один из пирующих, берет на себя роль оратора.
- Луиза – полна решимости продолжать жить вне зависимости от чумы. Но оказалась слабой: теряет сознание при виде телеги с мертвецами.
- Мери – шотландка, с «желтыми волосами», прекрасно поет. Добра сердцем: утешает свою соперницу Луизу, несмотря на злой язык последней.
- Негр – возчик, сопровождает умерших от чумы в последний путь.
Его черная кожа, белые сверкающие белки глаз – символ ужаса и неизвестности, охвативших жителей города.
Краткое содержание «Пир во время чумы»
В городе, пожираемом чумой, прямо на улице стоит стол, за которым сидит пьющая вино и поющая песни компания. Молодой человек из компании обращается к ее Председателю, напоминая об общем знакомом, которого меньше двух суток назад унесла чума. Предлагает помянуть его, как бывшего постоянного члена веселого коллектива.
Председатель поддерживает идею, все пьют за почившего. Одна из девушек, Мери, затягивает грустную песню, но вторая, Луиза, возмущена: сейчас не время для печали, и так тяжело.
Нужно улыбаться, смеяться. В это время мимо проезжает телега, нагруженная мертвыми телами. Правит ею негр. Луиза падает в обморок, Мери ее утешает.
Председатель Вальсингам поет песню, в которой славит и восхваляет чуму – словно смеясь над всеобщим, и собственным в том числе, страхом.
По своим делам идет священник, а так как путь его лежит через улицу, где стоит стол пирующих, то он видит неподобающую картину: смех среди всеобщего горя.
Пытается усовестить Вальсингама, напомнив ему о матери, схороненной три недели назад, и о безутешном горе несчастного сына. Затем священник говорит о Матильде, супруге Председателя, тоже ставшей жертвой чумы.
Вальсингам отказывается покидать «развратное общество» и следовать за священником. Святой отец уходит. Компания продолжает пировать, Вальсингам погружен в тяжелые размышления.
Кратко об истории создания цикла «Маленькие трагедии»
Пушкин написал все 4 трагедии практически одновременно, пребывая в карантине в Болдино. Шел 1830 год, Александр Сергеевич был женихом юной Натали и рвался к невесте, но из-за эпидемии холеры не мог к ней попасть.
Четыре коротких произведения отражают его смятенное душевное состояние того периода времени – сложного для Пушкина как для человека, но чрезвычайно плодотворного как поэта.
Пушкин — Маленькие трагедии: краткое содержание, пересказ для читательского дневника
Содержание:
- 1 Скупой рыцарь
- 2 Моцарт и Сальери
- 3 Каменный гость
- 4 Пир во время чумы
- 5 Читательский дневник «Маленькие трагедии» Пушкина
- 5.
1 Сюжет
- 5.2 Отзыв
- 5.
(сцены из трагикомедии Ченстона)
Средневековая Франция, 20-летний рыцарь Альбер победил на турнире графа Делоржа, видел радость прекрасной Клотильды, но шлем пробит, а конь Эмир хром. Для нового турнира нет доспехов, для пира у герцога – платья (наряда). Пожаловаться, кроме слуги Ивана, некому. Барон Филипп, отец юноши – жадный богач, владелец сундуков (шестой – неполный) с золотом. Сам не тратит, и сыну денег не дает. Он «раб», «цепной пес» своего богатства.
Жид (еврей) ростовщик Соломон в этот раз под «рыцарское слово» юноше в долг не дает. Он пугает, что наследство юноша получит через 30 лет. Но Альбер хочет денег в молодости, а не старости. Может, отец скоро умрет. Тогда Соломон советует ему отравить отца каплями аптекаря Товия. Альбер возмущен, он не отцеубийца. Он гонит жида в шею, но червонцы (золото) его берет. Последнее средство – жалоба на отца влиятельному герцогу. Пусть тот заставит отца оплачивать расходы сына.
В это время скупой барон в подвале «чахнет» (не ест, не спит, любуется, боится потерять) над златом. В сундуках – «слезы, кровь и пот» бедняков. Барону их не жалко, его греет мысль, что, стоит только захотеть, и весь мир будет у его ног, как у царя. Даже после смерти он не хочет отдать ключи от сундуков сыну, готов призраком охранять их.
Во дворце герцог обещает Альберу помощь. Старый барон – боевой друг его деда. Альбер подслушивает разговор герцога и отца. Старик сообщает, что у него есть сын, но при дворе ему делать нечего. Он дикарь, хотел убить отца родного, более того – обокрасть! Альбер врывается в комнату с криком «лжец!» Отец в гневе бросает ему перчатку (вызов на дуэль). Альбер хватает ее. Герцог отбирает у него перчатку, стыдит отца и сына. Барону плохо, он умирает со словами: «Где ключи?» Ему кажется, что сын уже отнял их. Герцог подводит итог: «Ужасный век, ужасные сердца!»
Город Вена, конец 18 века. Сальери, известный композитор, завидует гению «праздного гуляки» Моцарта. Сальери отдал годы, чтобы изучить все секреты музыки. Только потом стал писать свои вещи. Но они ничто перед музыкой Моцарта. В этот момент входит Моцарт с уличным скрипачом. Тот бездарно играет музыку Моцарта. Автор смеется, Сальери – возмущен. Моцарт на фортепьяно играет приятелю новую вещь. Потрясенный красотой и глубиной музыки, Сальери принимает решение «остановить» гения – убить его. Дар Моцарта – не только предмет зависти других музыкантов, он непонятен этому миру, этой публике. Моцарт должен исчезнуть.
За обедом в трактире Моцарт делится, что 3 недели назад получил заказ от человека в черной одежде. Теперь он всюду ему мерещится как недобрый знак. Между тем заказ, «Реквием» (траурная церковная служба), готов. Моцарт уверен, что гений и злодейство – вещи несовместимые. Под эту фразу Сальери подсыпает ему яд в бокал. Моцарт пьет, а потом играет для друга свой «Реквием». Тот плачет. Моцарту плохо, он уходит домой. А Сальери неприятна мысль, что он злодей, а никакой не гений.
Дон Гуан, развратник и дуэлянт, со слугой Лепорелло самовольно покинув ссылку, по темноте въезжает в столицу – Мадрит (Мадрид). Он был наказан королем за убийство на поединке командора де Сольва. Его тянет в дом хорошенькой актрисы 18-летней Лауры, но по пути он замечает на кладбище вдову командора, Дону Анну. И хочет с ней познакомиться.
Дон Карлос, оставшись у Лауры на ночь, сталкивается с Дон Гуаном, своим врагом, убийцей брата и соперником в любви. Они обнажают шпаги: Дон Карлос мертв. Дон Гуан из осторожности скрывается в монастыре. Под видом монаха он видится с Доной Анной прямо у могилы ее мужа, под тенью статуи командора.
Однажды он признается ей, «ангелу», в любви. Красавица смущена. За командора она вышла по воле матери, а не любви. Ей хочется еще раз увидеть незнакомца, раз уж он не монах. Дон Гуан на радостях зовет на их свидание статую командора. Статуя кивает в знак согласия.
В доме вдовы он называет свое настоящее имя. Его пыл, откровенность пугают и восхищают Дону Анну. Она влюбляется в него. Впрочем, второму свиданию не быть: на встречу, как и обещала, явилась статуя грозного командора. Дона Анна в обмороке, командор сжимает руку сердцееда. Земля разверзается под их ногами – и поглощает обоих.
(из трагедии Вильсона)
Англия, 17 век, Лондонская чума. За уставленным едой и выпивкой столом сидят мужчины и женщины. Председательствует над компанией Вальсингам, бесстрашный и веселый. На днях здесь пил их друг, теперь он мертв, а они пьют в его память. Мери поет грустную песню, ее родные умерли. Луиза требует веселых песен. Мимо пирующих громыхает телега с трупами. После чего, для поднятия духа, Вальсингам исполняет гимн в честь чумы. Ее приход дал людям почувствовать вкус жизни. Теперь не тратят время на пустяки, обиды, страх. Любовь и веселье стали неподдельными. Так что чуму стоит поблагодарить.
К празднующим подходит священник. Он видит в их сборище в такое ужасное время что-то сатанинское, напоминает Вальсингаму о смерти матери и жены Матильды. Тот не хочет ничего вспоминает, ни о чем жалеть. Праздник должен продолжаться, никто не должен уйти. Все равно дома их пусты без близких. Слова священника ранят его. Он понимает его правоту, но просит без толку не терзать душу. Священник, сострадая безумцу, молится Богу и уходит прочь. А Вальсингам, задумчивый и печальный, сидит среди пирующих.
Читательский дневник «Маленькие трагедии» Пушкина
Сюжет
В «Скупом рыцаре» барон-отец, жадный обладатель 6 сундуков с золотыми монетами, держит в черном теле сына Альбера. Юноша не травит отца ядом, не грабит, но ждет его смерти. У герцога скряга обвиняет сына в воровстве, бросает ему перчатку (вызов на поединок). Альбер рад, но герцог предотвращает дуэль. Старик умирает с бредом о сундуках и ключах к ним. Герцог винит время, рождающее таких отцов и сыновей.
В «Моцарте и Сальери» композитор Сальери завидует Моцарту, который шутя сочиняет гениальную музыку. Как, например, его последнее творение по заказу черного человека – «Реквием». Сальери добавляет в бокал друга яд, тот пьет. Когда Моцарт уходит, Сальери грызет мысль, что он просто убийца, а не гений.
В «Каменном госте» Дон Гуан убивает командора, потом соблазняет его вдову Дону Анну. На первое свидание с женщиной он приглашает и могильную статую командора. При виде статуи мужа Анна падает без чувств. Командор железной хваткой держит руку Дон Гуана – и они вдвоем исчезают в разверзшейся под ногами земле.
Уличный «Пир во время чумы». Председатель стола Вальсингам поет гимн во славу чумы. Перед лицом смерти все стали равны, все стали собой. Прошлого нет, как и будущего, есть только настоящее, и его надо провести весело. Священник взывает к совести Вальсингама, ведь у него недавно умерли мать и жена. Пирующие гонят священника вон, но Вальсингаму больше не весело.
Отзыв
В основе двух пьес – реальные истории: трудные отношения Пушкина со скупым отцом и впечатления от эпидемии холеры. Тема жадности, власти денег, зависти, любви, ревности. А еще – бедствия (болезни), кары и испытания человечества на прочность. Не время ужасно, а люди. Тема неправедно нажитого богатства, убитых отцовских и сыновних, рыцарских чувств. Гениальный человек не может стать убийцей.
Пьесы учат ценить семью, а не богатство, учиться ставить себя на место другого, помнить о скоротечности жизни, дарить радость людям. У каждого человека есть талант, не стоит завидовать другим – лучше развивать свой. Любовь – не игра, расплата за бесчестье – смерть. В дни испытаний нужно сохранять мужество, человечность, совесть.
Маленькие трагедии краткое содержание. Скупой рыцарь. «Маленькие трагедии»
Уголок строительства и ремонта. Только полезные советы » Ванная » Маленькие трагедии краткое содержание. Скупой рыцарь. «Маленькие трагедии» — великие эпохи
p> Творческое наследие Пушкина богато не только его стихами. Он также содержит небольшие драматические произведения под названием «Маленькие трагедии». Характер этих рассказов близок к философской лирике.
Возьмем, к примеру, историю «Скупого рыцаря». Само название побуждает читателя к глубоким размышлениям. Эти слова никак не вписываются в понятие рыцарственности и скупой черты характера героя. Но в этом и заключается оригинальная идея Пушкина. Он удивительно глубоко показал читателю силу денег в европейской жизни, которая привела барона к позору ростовщика и стяжателя.
В произведении «Моцарт и Сальери» раскрывается тема зависти и уязвленного самолюбия. Моцарт поэта — воплощение жизнерадостности и открытости души, и Сальери не может смириться с этой «несправедливостью».
Каменный гость описывает образ пушкинского Дон Жуана. Его герой – человек эпохи Возрождения, который искренне любит девушку и пересматривает свои взгляды на жизнь. Даже умирая, Дон Жуан шепчет последние слова своей возлюбленной.
Его «Маленькие трагедии» являются образцами реального образа и сложного, во многих случаях противоречивого внутреннего мира человека.
Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание маленьких трагедий Пушкина
Другие произведения:
- Моцарт Характеристика литературного героя МОЦАРТ — центральный персонаж трагедии Александра Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830).
М. Пушкин так же далек от настоящего Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) как и весь сюжет трагедии, основанный на легенде (ныне опровергнутой) о том, что Моцарт был Читать далее ……
- Александр Сергеевич Пушкин решил написать 13 трагедий. Завершены 4: «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери». Слово «маленький» указывает на сокращенный объем 3-х сцен. Действие трагедии начинается на наиболее напряженный момент, доведен до кульминации Подробнее ……
- Анализируя диалоги и монологи, составляющие большую часть структуры этой «маленькой трагедии», можно усомниться в том, что пушкинский Сальери убил Моцарта из зависти.Ведь если исходить из текста трагедии, а не из истории реальных прототипов, то несовпадение сказанного вслух бросается в глаза,Читать далее…
- Моцарт и Сальери Композитор Сальери сидит в своей комнате. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая свое детство, он говорит, что родился с любовью к высокому искусству, что в детстве плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковных Подробнее .
…..
- А. Пушкин писал «Пир во время чумы» и другие «маленькие трагедии» в 1830 году, во время пребывания в Болдине. Поэт выбрал эту тему не случайно – его пребывание в Болдино совпало с распространением эпидемии холеры, от заболевания которой Читать дальше ……
- «Маленькие трагедии» посвящены образу человеческой души, захваченной всепоглощающей и губительной страстью скупости («Скупой рыцарь»), зависти («Моцарт и Сальери»), чувственности («Каменный гость «). Герои Пушкина Барон, Сальери, Дон Жуан — незаурядные, думающие, сильные натуры. Именно поэтому внутренний конфликт каждого из них окрашен ПОДЛИННЫМ Читать дальше ……
- Маленькие сказки Почему кит ест только мелкую рыбу Когда кит съел всю рыбу, маленькая хитрая рыбка описала ему всю прелесть человеческой закуски и рассказал ему, где ее найти, но предупредил, что человек существо беспокойное. Кит проглотил моряка вместе с его плотом Подробнее ……
- Паж, или Пятнадцатый год Герой поэмы – легкомысленный мальчик – паж Керубино.
Об этом можно судить даже по эпиграфу, который указывает на его возраст. Керубино с гордостью говорит, что ему скоро исполнится 15 лет и он считает себя взрослым. Над губой Подробнее ……
Краткое содержание Маленькие трагедии Пушкина
Год написания: 1830
Жанр: цикл пьес
Сюжет
Скупой рыцарь0017
Главные герои: барон , его сын Альберт
Благородный барон настолько поглощен накоплением богатства, что его больше ничего на свете не интересует. Он даже ненавидит собственного сына, на которого нужно тратить деньги. Барон отказывает себе во всем, лишь бы не прикоснуться ни к одной монете из заветных шести сундуков с золотом.
Встретив своего сына во дворце герцога, он бросается на него с оружием и умирает от волнения, думая только о своих сокровищах.
Моцарт и Сальери
Главные герои: Моцарт , Сальери — композиторы
Сальери безумно завидует Моцарту, его оптимизму, его таланту, его божественному вдохновению. Моцарт пишет музыку легко, она как бы вытекает из его души, а для Сальери создание мелодий — тяжелый крест, он изучает гармонию как алгебру и просчитывает каждый звук. При этом он понимает, что никогда не достигнет высот в творчестве, никогда не будет вровень с Моцартом.
Сальери решил отравить своего друга, чтобы спасти его душу от падения и сохранить святое искусство в целости. Отравленный Моцарт покидает трактир, и Сальери понимает, что его зависть не умерла и до сих пор его мучает.
Каменный гость
Главные герои: Дон Жуан , Анна , статуя полководца
Дон Жуан, неотразимый любовник и покоритель женских сердец, на дуэли убивает командира вынуждены скрываться. Но он возвращается в Мадрид, желая продолжить здесь свои любовные похождения. На погосте он видит Донну Анну, жену полководца, и мгновенно увлекается красивой вдовой.
Анна с неохотой слушает его слова, и ее сердце склоняется к незнакомому отшельнику. Наконец она соглашается на вечернее свидание. Торжествующий Дон Жуан, предвкушая любовную победу, приглашает Командора на вечер. Каменная статуя кивает в ответ.
Вечером, после страстных объяснений, дон Хуан раскрывает свое настоящее имя и признается, что это он убил ее мужа. В этот момент входит статуя, она пожимает руку своему убийце, и оба попадают в ад.
Пир во время чумы
Главные герои: Уолсингем , Мэри
Во время великой чумы группа молодых людей накрывает столы на главной площади и, скрывая страх смерти, пытается весело и не думать о телегах с мертвецами, которые постоянно проезжают мимо. Вальсингам отвечает на упреки священника, что горе убивает душу, и после этого ничего не страшно.
Заключение (мое мнение)
Каждая маленькая пьеса показывает, как отвратительны человеческие пороки. Греховная страсть не может быть благородной; она разъедает душу и делает человека моральным уродом.
«Маленькие трагедии» — цикл коротких пьес, посвященных негативным человеческим страстям и порокам:
- Скупой рыцарь;
- Моцарт и Сальери;
- «Каменный гость»;
- «Пир во время чумы».
Престарелый рыцарь-барон почти обезумел от алчности. Он видит смысл своей жизни в том, чтобы спуститься в подвал и насыпать новые горсти золота в свои шесть сундуков с сокровищами. Барон зарабатывает деньги домогательствами и обманом. Жадность заглушает в нем голос раскаяния. Старый рыцарь часами зажигает свечи в подвале и любуется своими сундуками.
Скряга держит своего 20-летнего сына Альберта в черном теле. Денег у юноши не хватает ни на коня, ни на рыцарское оружие. Альберт ненавидит своего отца, мелочность которого заставляет его влезать в долги бессердечному еврейскому ростовщику Соломону. В конце концов Соломон прекращает кредитовать Альберта и намекает, что ему было бы неплохо нанести яд своему родителю. Молодой рыцарь в гневе прогоняет еврея, но в глубине души чувствует: не прочь последовать его совету.
Когда скупой рыцарь и его сын случайно встречаются во дворце их общего сюзерена, герцога, взаимная неприязнь закипает с такой силой, что они бросаются друг на друга с оружием. При этом отец умирает от волнения, помня перед смертью лишь о ключах от сундуков.
Знаменитый композитор Сальери, человек сухой, невдохновенный, изучал музыкальную гармонию, как алгебру, и писал мелодии в манере искусного ремесленника: математически подбирая тона. Но слава трудолюбивого Сальери начинает затмевать молодого Моцарт , веселый гуляка, добивающийся всего не мелочным упорством, а незаурядным талантом. Сальери проникнут черной завистью к Моцарту, охватившей все его существо.
Наконец он решает отравить своего соперника и приглашает его на совместный ужин в гостиницу. Моцарт с грустью рассказывает, что предчувствует свою скорую смерть, и играет для Сальери свое новое, самое гениальное, произведение «Реквием». Завистник подливает яд в бокал Моцарта. Он выпивает его и уходит, обреченный на смерть. Но Сальери западает в душу фраза, сказанная Моцартом перед расставанием: гениальность и злодейство — две несовместимые вещи. Оказывается, злодей-убийца не может быть гением в музыке. Правота этой мысли пробуждает в душе Сальери новые страстные терзания. Убивая Моцарта, он думал утолить свою зависть — но это его не спасает.
Дон Хуан, изгнанный из Мадрида за убийство соперников, но все же тайно возвращающийся туда со своим верным слугой Лепорелло, укрывается на монастырском кладбище в окрестностях Мадрида. Вспоминая прошлые приключения, он собирается продолжить их, вновь войдя в город. От монаха дон Хуан узнает, что это кладбище каждый день посещает дон Анна, вдова полководца дона Альвара де Сольвы, однажды убитого им на дуэли. Увидев ее, он решает познакомиться с ней. А пока он спешит в Мадрид.
Сцена 2
В доме актрисы Лауры собрались гости: друзья и поклонники. Пение Лауры приводит гостей в восторг. Но один из гостей, Дон Карлос, узнав, что слова исполняемой песни сочинил ее бывший любовник Дон Жуан, приходит в ярость — этот негодяй убил своего брата (возможно, Дона Альвара)! Лаура готова прогнать нахального кавалера, но гости их мирят, и после новой песни расходятся. И Лаура решает оставить вспыльчивого Дона Карлоса: он ей понравился. Их разговор прерывает появление Дон Жуана. Лаура радостно бросается к нему. Бой неизбежен, и дон Карлос настаивает, чтобы он состоялся немедленно. Соперники дерутся, и Дон Жуан убивает Дона Карлоса.
Сцена 3
Убив Дона Карлоса, Дон Хуан снова оказывается в монастыре, где скрывается под видом отшельника. Донья Анна каждый день приходит на могилу своего мужа-полководца. Дон Хуан встречает ее, называя себя Доном Диего де Кальвадо. Она слушает его со смешанным чувством любопытства и страха. Донья Анна соглашается принять его завтра у себя дома. Опьяненный победой, Дон Жуан бросает судьбе дерзкий вызов: он приглашает командира на завтрашнее совещание, чтобы тот стоял на часах во время совещания. Леденящий ужас охватывает его и Лепорелло, когда они видят, как статуя согласно кивает в ответ на приглашение.
Сцена 4
Комната в доме Доны Анны. Пылкие признания не могут оставить сердце молодой женщины холодным. Но дон Хуан небрежно бросил слово о своей вине перед донной Анной. Нет, он не хочет прикасаться к этой темной тайне, иначе донья Анна возненавидит его! Но она настаивает, и Дон Жуан, убедившись, что сумел вызвать ответное чувство, открывает свое имя. Он не жалеет, что убил Командира, и готов умереть от ее руки. Но в сердце доньи Анны нет ненависти, она осознает свою ответную любовь к сопернице, убившей ее мужа. Дон Жуан торжествует, но в этот момент раздаются тяжелые шаги, и вот появляется статуя полководца. Донья Анна теряет сознание, и полководец протягивает руку Дон Гуану, а тот, полный неукротимого волнения и бесстрашия, отвечает на рукопожатие каменной статуи, протягивая ему руку. И тогда оба терпят неудачу.
Во время ужасной лондонской чумы 1665 года тысячи похоронных фургонов везли умерших на кладбища. Повсюду слышны стоны и плач, но на одной из улиц несколько гуляк парадом предаются разврату и пьянству за накрытым столом. Однако их веселье наиграно. Участники кощунственного пира лишь пытаются залить вином горе о родных и близких, которых они теряют каждый день.
Одна из пирующих, желтоволосая Мария, поет жалобную песню о чуме, но товарищи высмеивают ее за «плаксивость». Председатель пира, угрюмый Вальсингам, встает с кубком и поет исступленный гимн чуме. Он призывает не проклинать, а прославлять великое бедствие, ибо страшная опасность возвышает человеческий дух. «В бою упоение, а на краю темная бездна… Все, все, что грозит смертью, таит необъяснимые удовольствия для сердца смертного…»
Проходивший мимо священник призывает Вальсингама прекратить свои безбожные выходки и вспоминает, как недавно он безутешно скорбел о потере любимой матери и жены. Но председатель отвечает, что невыразимое горе навсегда погубило его душу — и он не жалеет об этом. Монах молится Богу о спасении Вальсингама и уходит. Праздник продолжается. Председатель сидит за столом, глубоко задумавшись.
«Маленькие трагедии» — великие эпохи.
Введение
В 1830 году 6 мая в жизни Александра Сергеевича Пушкина, великого русского поэта и писателя, произошло знаменательное событие — он сделал Наталье Николаевне Гончаровой предложение руки и сердца, получив согласие. Помолвка сыграла большую роль в дальнейшей творческой жизни поэта, мечтавшего о семье и собственном большом доме. В сентябре 1830 года Пушкин был вынужден уехать в Болдино Нижегородской области, в имение отца, для решения бытовых и финансовых вопросов перед предстоящей свадьбой. Его скорому возвращению помешала эпидемия холеры в Москве. Вынужденное затворничество было отмечено поэтом, вдохновленным помолвкой, на создание многих литературных произведений. Этот период вошел в творческую биографию Пушкина под названием «Болдинская осень».
Осень — благодатная пора
В Болдино поэт подвел своеобразный итог литературного творчества перед вступлением в новый этап жизни — семьянина. Урожайная осенняя «ссылка» подтвердила гениальность великого Пушкина как поэта и писателя. Здесь было написано много стихов. Роман в стихах «Евгений Онегин», начатый в Михайловской ссылке, подошёл к концу, были написаны последние главы.
Среди прочего, здесь увидели свет и другие произведения, вышедшие из-под пера писателя: «Повести Белкина», поэма «Цыгане», «Сказка о попе и работнике его Балде», начатая, но не доведенная до конца, «Сказка о медведе».
После «Рассказов Белкина» писатель сразу приступил к написанию цикла коротких пьес. Ориентировочные даты написания были установлены по отметкам, оставленным на рукописях произведений, — с 23 октября по 6 ноября.
«Маленькие трагедии» А.С. Пушкин называл это либо драматическими сценами, либо маленькими трагедиями. Эти уникальные произведения, вызывающие неоднозначные чувства у читателей, критиков и исследователей творчества великого поэта, состоят из четырех камерных драм – «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Каменный гость». «. Каждый со своей сюжетной линией, главные герои, с ярко выраженными в их характерах человеческими страстями. В «Скупом рыцаре» — жадность и скупость, в «Моцарте и Сальери» — восхищение и зависть, «гений и злодейство», «Каменный гость» — это любовь и страдание. Но в драме «Пир во время чумы» не отражено какое-либо негативное пристрастие человека, а сведены воедино описанные страсти. Поэт дает определенный вывод о сущности жизни, бытия и смерти. Все ли равны перед смертью?! Перед лицом смерти, чумы нет социальных границ, нет избранных.
Герои пушкинских пьес на короткое время переживают кульминацию сюжета, «маленькую трагедию». В произведениях противопоставлены друг другу два персонажа, являющиеся антиподами (скупой Рыцарь и щедрый Герцог; Моцарт и Сальери, Пир и Чума, Дон Жуан и Командующий). Противостояние героев, взрыв эмоций и трагическая кульминация-развязка говорят о цельности пьес. По жанровому описанию это трагедии.
Возможно, что при их написании Пушкин вдохновлялся европейской культурой и литературой. Литература Европы ранее освещала темы, затронутые в «Маленьких трагедиях». Эпоха Средневековья отражена в драме «Скупой рыцарь». Пушкин намекает в названии: «Сцена из трагикомедии Ченстона: Скупой рыцарь», хотя у английского поэта XVIII века Уильяма Шенстона такого произведения не было.
Эпоха Просвещения, век свободомыслия, развития науки и философии, духовного и интеллектуального совершенствования нашли отражение в размышлениях-монологах Сальери. Сомнение и восхищение, зависть и восторг вплетены в эту историю. Роль Сальери в развитии творчества Моцарта огромна, но Пушкин, для большей контрастности, поддержал ходившую по Европе легенду о том, что Сальери отравил великого гения.
Пьесу Пушкина «Пир во время чумы» можно назвать вольным переводом произведения английского поэта, эссеиста Джона Уилсона, чья романтическая поэма «Город чумы» была опубликована в авторском сборнике в 1816 году. трагедия Пушкина и поэма Вильсона описывают события, происходившие во время эпидемии чумы в Лондоне в 1665 году. Герои эпохи романтизма полны вдохновения, самопожертвования и страсти.
Образ Дон Жуана появился в литературе эпохи Возрождения. Многие драматурги использовали образ этого ловеласа-авантюриста в своих произведениях. Пушкин впервые вписал в трагедию образ «вечного» героя комедии. Получился Дон Жуан у Пушкина, сложная и внезапная личность, легко и хитро играющая на чувствах людей. Умеющий их уговорить, соблазнить или подвести к решительным шагам, но в то же время бесстрашный и смелый.
Заключение
В каждой трагедии Пушкин показывает личность героя с разных сторон, легко используя нужные слова в нужный момент, что дает полное описание времени и места действия драмы. Яркие личности, живые люди, реальная жизнь, разные эпохи, но неизменными остаются страсти и жизненные проблемы, проблемы характера. Пушкин ярко доказал это в «Маленьких трагедиях», противопоставив героев и их характеры, философские взгляды и психологические нюансы.
Цикл «Маленькие трагедии» Пушкина, написанный в 1830 году осенью Болдина, включает четыре небольшие пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». «.
главные герои
Барон — жадный старик, смысл жизни которого заключается в накоплении богатства.
Альберт — сын барона, отважный рыцарь.
Дон Жуан — испанский вельможа, знаменитый сладострастник.
Дона Анна — вдова полководца, в которую влюблен Дон Жуан.
Уолсингем — председатель праздника.
Моцарт — великий музыкант и композитор.
Сальери — соперник Моцарта, его завистник.
Другие персонажи
Герцог — правитель, который пытается урезонить отца и сына.
Еврей Соломон — ростовщик, предлагающий Альберту отравить его отца.
Лора — любовница Дон Жуана, молодая актриса.
Лепорелло — верный слуга Дон Жуана.
Скупой рыцарь
Молодой рыцарь Альберт храбр и отважен, но вынужден вести полунищенское существование из-за непомерной жадности своего отца, благородного барона. На рыцарском турнире он одерживает блестящую победу над противником, но совсем этому не рад — шлем пробит, ретивый конь хромает, а денег нет даже, не говоря уже о том, чтобы нарядиться в новое платье.
Альберт вынужден в очередной раз обратиться к еврею Соломону — ростовщику, у которого он занимает деньги. Соломон дает совет юноше, как быстро разбогатеть, намекая, что барону пора умирать. Он предлагает рыцарю воспользоваться услугами опытного аптекаря и отравить алчного отца, но юноша в ярости прогоняет ростовщика.
Альберт не видит другого выбора, кроме как обратиться за помощью к герцогу, чтобы он мог повлиять на барона.
Тем временем Барон спускается в подвал и наслаждается видом своих шести сундуков, наполненных золотыми монетами. В золоте он видит радость и уверенность в собственных силах… Барона огорчает только то, что после его смерти все сокровища утекут через «атласные, дикие карманы» его беспутного сына.
Во время случайной встречи в герцогских покоях между отцом и сыном разыгрывается отвратительная сцена — барон обвиняет Альберта в покушении на убийство, а горячий юноша готов драться с собственным отцом, защищая его честь. Не выдержав накала страстей, скряга умирает, а изумленный герцог восклицает: «Страшный век, страшные сердца!»
Моцарт и Сальери
Совершенно лишенный вдохновения и любви к искусству Сальери рассказывает, как «труден был первый шаг и скучен первый путь». Однако музыкальную гармонию ему удалось изучить в совершенстве, как и точным наукам. Теперь Сальери пишет музыкальные композиции в манере опытного ремесленника, подбирая тона по математическим правилам.
Однако слава трудолюбивого и настойчивого Сальери затмевается молодым и невероятно одаренным Моцартом. Он завоевывает популярность не трудолюбием, а благодаря своему природному таланту, который сильно раздражает Сальери. Он признает безусловный дар своего товарища — «Ты, Моцарт, Бог, и сам этого не знаешь», и сокрушается, что Господь так щедро отмерил талант такого недостойного гуляки, как Моцарт.
Сальери уверен, что Моцарт не принесет никакой пользы искусству, и его смерть не станет трагедией для истинных ценителей музыки. Желая избавиться от опасного соперника, Сальери приглашает Моцарта в трактир, чтобы отравить его.
За столом грустный и задумчивый Моцарт признается своему другу, что повсюду видит чернокожего человека, который «не дает покоя ни днем, ни ночью». Музыкант уверен, что это его смерть, которая идет за ним по пятам. Он играет свое самое прекрасное творение, Реквием.
Сальери подливает яд в бокал вина Моцарту, который выпивает и вскоре умирает. Однако избавление от соперника не приносит преступнику удовлетворения, так как «гениальность и злодейство — две вещи несовместимые».
Каменный гость
Дон Жуан, прославившийся на весь Мадрид как «коварный искуситель» и «безбожный развратник», тайно возвращается из ссылки в родной город… Его вина заключается в том, что по его милости погиб доблестный полководец , и разгневанный король выслал дуэлянта из Мадрида.
Герой, по вине которого сложилось столько женских судеб, недовольных жизнью в эмиграции, — местные барышни оказались слишком пресными и скучными. Он стремится в Мадрид, чтобы предаться любовным утехам со своей возлюбленной — молодой актрисой Лаурой.
Тем временем ветреная Лора в окружении своих поклонников пользуется всеобщим вниманием. Во время разлуки с Дон Жуаном она не сохранила ему верности, в чем признается при встрече с возлюбленным.
Любвеобильный повеса не слишком опечален этой новостью, так как его сердце уже занято прекрасной доньей Анной — вдовой убитого им полководца. Он наблюдает за женщиной на кладбище возле статуи ее мужа и признается ей в своих нежных чувствах. Донья Анна пытается закончить этот разговор, потому что здесь «нет места таким речам, такому безумию».
Настойчивый Дон Жуан пытается уговорить вдову на свидание, но при этом его называют другим именем. Насмешник приглашает статую полководца прийти и посмотреть, как он будет мил со своей женой.
Оказавшись в покоях Доньи Анны, он готов отдать «все за один благосклонный взгляд». Женщины начинают поддаваться чарам опытного искусителя, но в этот момент в комнате появляется каменная статуя полководца, который пожимает руку Дон Жуану и падает с ним в преисподнюю.
Пир во время чумы
Во время тяжелой эпидемии чумы группа из нескольких мужчин и женщин решает устроить настоящий пир на улице. Они поднимают бокалы в память о своем веселом друге, который стал жертвой смертельной болезни.
Председатель этого необычного застолья — Вальсингам — предлагает Марии спеть грустную песню, чтобы потом пировать и веселиться с новыми силами. Девушка поет красивую, но очень грустную песню о своей родине, на которую обрушились беды после эпидемии чумы.
Песня понравилась всем присутствующим, и только дерзкая Луиза утверждает, что только наивные и сентиментальные люди «счастливы таять от женских слез». Но, увидев телегу, нагруженную мертвецами, первый падает в обморок.
Вальсингам поет мрачный гимн чуме, который сам сочинил под влиянием последних событий. К пирующим подходит священник, который призывает их прекратить веселье, так как их «ненавистные восторги смущают молчание гробов».
Председатель отказывается расформировать роту, но священник напоминает ему о том, как он «с криком боролся» над могилами умерших от чумы матери и любимой жены. Даже эти аргументы Уолсингем не принимает. Он остается пировать с друзьями, но погружается в глубокие размышления.
Заключение
Каждая из четырех работ А.С. Пушкин посвящен некой человеческой страсти, зависимость от которой никогда ни к чему хорошему не приводит.
После ознакомления с кратким пересказом Рекомендуем прочитать цикл «Маленькие трагедии» в полной версии.
Тест товара
Проверка запоминания конспекта тестом:
Оценка пересказа
Средняя оценка: 4.2. Всего полученных оценок: 331.
«Маленькие трагедии» Александра Пушкина Светланы Евдокимовой | Новый | 97802991
- Дом
- Нехудожественная литература
- Литература и литературоведение
- История и критика
Отзывы:
Trustpilot
£29,19
Состояние — Новое
Только 2 осталось
Новое
Серия Публикации Висконсинского центра исследований
14 Резюме
Воссоздавая краеугольный камень творчества Пушкина, этот том предлагает критическое исследование четырех его компактных пьес, позже известных как «Маленькие трагедии». Он исследует их исторические корни и связующие темы, предлагает внимательное прочтение и отслеживает трансформацию произведений в другие жанры.
«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина Краткое содержание
«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина: Поэтика краткости Светланы Евдокимовой
Четыре компактные пьесы А. С. Пушкина, позднее получившие название «Маленькие трагедии», написаны в расцвете творческих сил автора , и их влияние невозможно переоценить. И все же западные читатели гораздо лучше знакомы с пушкинской лирикой, повествовательными поэмами и прозой, чем с его драмой. Задавшись целью восстановить краеугольный камень творчества Пушкина, Еводокимова и ее сотрудники предлагают первое тщательное критическое исследование этих пьес. Они исследуют исторические корни и связующие темы пьес, предлагают внимательное прочтение и отслеживают трансформацию произведений в другие жанры. Включены новые переводы Джеймса Фалена пьес «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы».
Рецензии на «Маленькие трагедии» Александра Пушкина
Великолепный сборник эссе, который обещает стать незаменимым источником информации и критических идей. — Paul Debreczeny, author of Social Functions of Literature: Alexander Pushkin and Russian Culture
Additional information
Sku
NLS97802991
ISBN 13
97802991
ISBN 10
02991
Title
Alexander Pushkin’s «»Little Трагедии: Поэтика краткости Светланы Евдокимовой
Автор
Светлана Евдокимова
Серия
Публикации Висконсинского центра пушкиноведения
Состояние
Новый
Тип привязки
в мягкой обложке
Издатель
Университет Висконсин Пресс
Год.