Басни с диалогом крылова: Басни Ивана Андреевича Крылова

Басни Ивана Андреевича Крылова

Peskarlib.ru > Детские стихи > Иван КРЫЛОВ

Знаменитый баснописец Иван Андреевич Крылов выработал свой уникальный поэтический стиль благодаря любви к чтению и интересу к народной жизни, обычаям и говору простолюдинов. Не проявлявший рвения к классическим наукам, будущий автор бессмертного «Квартета» с удовольствием читает и наблюдает за жизнью, бурлящей на рынках и площадях, на ярмарках и в мастерских.  Читать далее…

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Иван КРЫЛОВ

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Иван КРЫЛОВ

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки…

Иван КРЫЛОВ

Проказница Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.

Иван КРЫЛОВ

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

Иван КРЫЛОВ

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.

Иван КРЫЛОВ

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Иван КРЫЛОВ

«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай».

Иван КРЫЛОВ

Какой-то Повар, грамотей
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил)…

Иван КРЫЛОВ

Два Голубя как два родные брата жили,
Друг без друга они не ели и не пили;
Где видишь одного, другой уж, верно, там;
И радость и печаль, все было пополам.

Иван КРЫЛОВ

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.

Иван КРЫЛОВ

Сосед соседа звал откушать;
Но умысел другой тут был:
Хозяин музыку любил
И заманил к себе соседа певчих слушать.

Иван КРЫЛОВ

Две бочки ехали; одна с вином,
Другая
Пустая.

Иван КРЫЛОВ

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

Иван КРЫЛОВ

Невеста-девушка смышляла жениха;
Тут нет еще греха,
Да вот что грех: она была спесива.

Иван КРЫЛОВ

Льву, Кесарю лесов, бог сына даровал.

Иван КРЫЛОВ

Когда Смоленский Князь,
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил…

Иван КРЫЛОВ

У всякого талант есть свой.

Иван КРЫЛОВ

Горшок с Котлом большую дружбу свел;
Хотя и познатней породою Котел,

Но в дружбе что за счет? Котел горой за свата:
Горшок с Котлом запанибрата…

Иван КРЫЛОВ

С Тростинкой Дуб однажды в речь вошел.

Иван КРЫЛОВ

Лягушка, на лугу увидевши Вола,
Затеяла сама в дородстве с ним сравняться:
Она завистлива была.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Канцелярист Иван Крылов оттачивал сатирическое перо написанием оперных либретто, комедий и трагедий на исторические темы. Примечательными в этих произведениях считаются только к месту сказанные героями народные словечки и живые диалоги, в остальном творения были слабыми. Следующий этап развития сатирика — Иван Крылов начинает выпускать журнал «Почта духов», где высмеивает недостатки русского общества.

В полной мере свой талант Крылов Иван Андреевич раскрывает в сатирической поэзии. Начав с переводов Лафонтена, знаток простой русской речи, насмешник Иван Крылов наиболее органично проявился в жанре басни. В нем он блистает мастерством рассказа, рельефностью юмора. Среди произведений автора басни бытовые и социальные. Их герои — животные или люди -наделены истинно русским характером. В этом проявляется народность автора, его симпатия к соотечественникам-простолюдинам.

Произведения Крылова входят в список бесценного литературного наследия благодаря тому труду и вниманию, который автор вложил в каждую басню. Современники и документальные источники свидетельствуют, что сначала баснописец делал едва внятный набросок, не всегда понятный самому Крылову, спустя несколько дней. Затем идея обрастала деталями, четко вырисовывались характеры персонажей. Следующим этапом было максимальное сокращение, автор отсекал все незначительное, стремясь сделать картину событий пластичной и лаконичной. Внимательнее всего он относился к финалу, делал авторское нравоучение, необходимое для жанра басни, коротким и метким. Поэтому его произведения имеют такую долгую жизнь, читать басни русского классика, разбирать их на цитаты любит не одно поколение читателей.

250-летию со дня рождения И. А. Крылова – Проект «Юбилейный урок»

А А Васька слушает да ест. Употребляется в значении: один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания. Цитата из басни «Кот и повар» (1813).

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. Так говорится иронически в ситуации, когда за дело берутся неспециалисты, ведь талант необходим во всех делах, как и призванье. Цитата из басни «Квартет» (1811).

А ларчик просто открывался. Применяется, когда говорят о каком-нибудь деле, вопросе, при разрешении которого не стоило мудрить. Цитата из басни «Ларчик» (1808).

Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона! Это выражение используется в ситуации, когда человек пытается с кем-то ссориться, будучи заметно слабее своего противника. Цитата из басни «Слон и Моська» (1808).

Б Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. Говорится о непрофессионализме – каждый должен делать только то, что он действительно умеет делать. Цитата из басни «Щука и Кот» (1813), в которой говорится о Щуке, которая вдруг захотела, подобно Коту, ловить мышей. Охота кончилась тем, что сама осталась еле жива, «и крысы хвост у ней отъели».

Без драки попасть в большие забияки. Употребляется в следующем значении: получить репутацию смельчака и силача без всякого доказательства своих способностей, просто в силу стечения обстоятельств либо вводя в заблуждение окружающих. Выражение из басни «Слон и Моська» (1808). Моське, лаявшей на Слона, готовой вступить с ним в драку, Шавка говорит: «…тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт вперёд и лаю твоего совсем не примечает». – «Эх, эх! – ей Моська отвечает: вот то-то мне и духу придаёт, что я совсем без драки могу попасть в большие забияки».

В Великий зверь на малые дела. Так говорится о людях, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий.
Цитата из басни «Воспитание Льва» (1811).
Лев решает отдать сына на воспитание Кроту, так как о нём молва была,
Что он во всём большой порядок любит:
Без ощупи шага не ступит,
И всякое зерно для своего стола
Он сам и чистит, сам и лупит;
И словом, слава шла,
Что крот великий зверь на малые дела…

Видит око, да зуб неймет. Так говорится о том, что находится совсем рядом, кажется достижимым, но в действительности совершенно недоступно.
Цитата из басни «Лисица и виноград» (1808).
Вскоре после публикации басни эта строка стала считаться народной пословицей: в качестве таковой упоминается в сборнике И. Снегирёва «Русские народные пословицы» (М., 1848).

Ворона в павлиньих перьях. Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно старается играть высокую, не свойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение.
Выражение это возникло из басни «Ворона» (1825).
Ворона, утыкавши себе хвост павлиньими перьями, спесиво пошла гулять, уверенная, что она сестра Павам и что на неё все будут заглядываться.
Но Павы ощипали Ворону так, что на ней не осталось даже и своих перьев. Ворона кинулась к своим, но и те не узнали её.

Д Да только воз и ныне там. Так говорится иронически о неэффективной работе, о задаче, которая не решается. Цитата из басни «Лебедь, Щука и Рак» (1814). «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись», – однако из этого ничего у них не получилось.

Демьянова уха. Чрезмерное угощение вопреки желанию гостя. Возникло из басни «Демьянова уха» (1813). Сосед Демьян так потчевал ухой соседа Фоку, что тот «…с той поры к Демьяну ни ногой».

Е Если голова пуста, то голове ума не придадут места. Употребляется в качестве комментария к стремительному карьерному росту посредственного человека (презрит., ирон.). Цитата из басни «Парнас» (1808). Крылов повествует о событиях, которые случились на горе Парнас (в представлении древних греков это обиталище девяти муз, покровительниц искусств и наук). Когда по сюжету басни «из Греции вон выгнали богов», Ослы, которые паслись на Парнасе, решили, что пришло их время и теперь они будут замещать и богов, и муз. Они занялись искусствами, музыкой и пением – «…и новый хор певцов такую дичь занёс, как будто двинулся обоз». Хозяин Ослов рассердился на них за несносный шум и загнал в хлев.

З Зелен виноград. Употребляется как комментарий к словам человека, который, потерпев неудачу в чём-либо, оправдывает её тем, что он, собственно, не очень-то и хотел этого успеха (ирон. ). Цитата из басни «Лисица и виноград» (1808). Лисица, не дотянувшись до винограда, «говорит с досадою»:
Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь.

И И моего хоть капля мёду есть. Используется как выражение удовлетворения, гордости тем, что и говорящий смог внести пусть небольшой, но свой, личный вклад в какое-то доброе дело (шутл.-ирон.). Цитата из басни «Орёл и Пчела» (1813). Слова Пчелы в диалоге с Орлом:
Не отличать ищу свои работы,
Но утешаюсь тем, смотря на наши соты,
Что в них и моего хоть капля мёду есть.

И я его лягнул. Цитируется как иронический комментарий к поведению того, кто смело хулит и поносит человека, который лишился высокого поста и перед которым этот «смелый» критик ещё недавно заискивал, пресмыкался. Цитата из басни «Лисица и Осёл» (1825). Осёл, лягнувший одряхлевшего Льва, перед которым прежде трепетал, говорит:
А мне чего робеть? И я его лягнул:
Пускай ослиные копыта знает.

Из дальних странствий возвратясь. В значении: вернувшись из путешествия. Говорится всегда шутливо, хотя фраза относится к высокому, книжному стилю. Цитируется без намёка на содержание басни. Цитата из басни «Лжец» (1812).

Избави Бог и нас от этаких судей. Говорится иронически о недоброжелательной, непрофессиональной, необъективной критике; о ложном авторитете. Цитата из басни «Осел и Соловей» (1811). Осёл, послушав пение Соловья, высказал ему свое сожаление: «А жаль, что незнаком ты с нашим петухом». У него, по мнению Осла, Соловью следовало бы поучиться искусству пения:
«Ещё б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и – полетел за тридевять полей.
Избави Бог и нас от этаких судей.

И под каждым ей кустом Был готов и стол и дом. Общительный человек легко решает свои житейские проблемы за счет многочисленных друзей (шутл. -ирон.). Цитата из басни «Стрекоза и Муравей» (1808).

К Как белка в колесе. Выражение это употребляется в значении: беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых результатов; быть очень занятым. Цитата из басни «Белка» (1833). В ней рассказывается о белке, бегающей целый день в колесе на окне барского дома: «Так бегала она, что лапки лишь мелькали и раздувался пышный хвост».

Какие пёрышки, какой носок! Употребляется как иронический комплимент ухоженному, разодетому человеку, весьма озабоченному впечатлением, которое он производит на окружающих. Цитата из басни «Ворона и Лисица» (1808). Лисица льстит Вороне, сидящей на суку с сыром в клюве:
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки, какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!

Клеветники в аду почетней змей. Смысл: клевета приносит больше вреда, чем открытая злоба. Цитата из басни «Клеветник и Змея» (1815). «По случаю какому-то, в аду» Змея с Клеветником заспорили, кому из них принадлежит более почётное место, то есть «кто ближнему наделал больше бед».

Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел. Употребляется как комментарий к неожиданно случившейся с кем-либо неудаче, неприятности и пр. Цитата из басни «Крестьянин и Работник» (1815).

Коль выгонят в окно, так я влечу в другое.  Говорится о назойливом, нахальном посетителе (репортере, просителе и т.д.), которого трудно выпроводить (шутл.-ирон.).
Цитата из басни «Муха и Пчела» (1825).

Кто в лес, кто по дрова. Говорится иронически о несогласованности действий участников общего дела. Цитата из басни «Музыканты» (1808).

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. Говорится о лицемерах, восхваляющих друг друга из корыстных побуждений. Цитата из басни «Кукушка и Петух» (1834). В ней изображены два современных Крылову литератора – соиздатели «Северной пчелы» и «Сына Отечества» Фаддей Булгарин и Николай Греч. Их взаимное славословие служило предметом насмешек многих писателей того времени, в том числе и А. С. Пушкина (памфлет «Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов», 1831). Современник баснописца Н. М. Калмыков писал в своих воспоминаниях (Русский архив. 1865): «Лица сии в журналах тридцатых годов восхваляли друг друга до забвения или, как говорят, до бесчувствия. Объяснение это я слышал от самого И. А. Крылова».

Л Лебедь, Рак и Щука. Используется как ироническая характеристика несогласованности действий участников какого-либо общего дела. Выражение сложилось на основе названия басни «Лебедь, Щука и Рак» (1816).

М Медвежья услуга. Говорится иронически об услуге, которая приносит больше вреда, чем пользы. Цитата из басни «Пустынник и медведь» (1818). В басне говорится о том, как Медведь, желая услужить своему другу Пустыннику (отшельнику) и прихлопнуть муху, севшую тому на лоб, убил вместе с ней и самого Пустынника.

О Орлам случается и ниже кур спускаться; но курам никогда до облак не подняться. Употребляется по отношению к талантливым великим людям. Цитата из басни «Орёл и Куры» (1808). Ответ Орла «хохлатой наседке», которая решила больше не держать его «в чести», коль скоро Орлу однажды вздумалось сесть на овин, где сидели куры.

От радости в зобу дыханье сперло. В значении: потерять дар речи от неожиданного подарка, сюрприза. Цитата из басни «Ворона и Лисица» (1807).

П По мне уж лучше пей, да дело разумей. Иносказательно: высокий профессионализм, талант пьющего человека предпочтительнее трезвости бездаря, дилетанта, неумехи (шутл.). Цитата из басни «Музыканты» (1808).

Пой лучше хорошо щеглёнком, чем дурно соловьем. В следующем значении: лучше хорошо справляться со своим, хорошо известным тебе делом, нежели претендовать на чужую, пусть и значительную, роль и плохо с ней справляться. Цитата из басни «Скворец» (1816).

Про взятки Климычу читают, а он украдкою кивает на Петра. Говорится иронически о попытке переложить ответственность за какое-либо неблаговидное дело с себя на своего ближнего. Цитата из басни «Зеркало и Обезьяна» (1815). «Читают» здесь – зачитывают обвинение.

Р Рыльце в пуху. Выражение это употребляется в значении: быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному. Выражение из басни И.А. Крылова «Лисица и Сурок» (1813). Лисица жалуется Сурку, что она терпит напраслину и, оклеветанная, выслана за взятки. А он ей отвечает:

– Нет, Кумушка; я видывал частенько,
Что рыльце у тебя в пуху.

С Сильнее кошки зверя нет. Говорится иронически о человеке, которого считают главным, сильным, хотя он таковым не является.
Цитата из басни «Мышь и Крыса» (1816). Мышь сообщает Крысе, что Кошка наконец-то «попалась в когти льву». А Крыса отвечает:
Коль до когтей у них дойдёт,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!

Слона-то я и не приметил. Иронически: не заметить самого главного, важного.
Цитата из басни «Любопытный» (1814). Её сюжет: посетитель Кунсткамеры увлекся разглядыванием мелких насекомых, но, как оказывается, не заметил того, чего не заметить было нельзя.

Т Тришкин кафтан. Говорится иронически о ситуации, когда по ограниченности средств пытаются решить некую проблему, пренебрегая решением другой или создавая новую проблему. Название басни (1815). «У Тришки на локтях кафтан продрался», и для починки локтей кафтана он обрезал рукава и сделал заплаты. Когда же над его короткими рукавами стали смеяться, то он нашел способ исправить и эту беду:
Обрезал фалды он и полы,
Наставил рукава, и весел Тришка мой,
Хоть носит он кафтан такой,
Которого длиннее и камзолы.

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Употребляется иронически, как комментарий к стремлению осудить, наказать кого-либо, вместо того чтобы выяснить истинное положение дел, восстановить справедливость и т. д. Цитата из басни «Волк и Ягнёнок» (1808).

Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши! Используется как комментарий к закономерным следствиям чьего-либо неразумного, неправильного поведения.
Цитата из басни «Стрекоза и Муравей» (1808). «Стрекоза» в данном случае – кузнечик. Во времена Крылова его называли именно так, и он изображен на иллюстрациях тех лет к этой басне.

У Услужливый дурак опаснее врага. Значение: неумелая, непродуманная помощь, даже если она оказывается с благими намерениями, может принести больше вреда, чем пользы. Цитата из басни «Пустынник и Медведь» (1807). См. Медвежья услуга.

Ч Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Говорится иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому человеку на недостатки, которые есть и у него самого. Цитата из басни «Зеркало и Обезьяна» (1815).

Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Употребляется в ироническом смысле: совершать безнаказанно плохие поступки могут только те, кто сильнее. Цитата из басни «Воронёнок» (1811).

Щ Щуку бросили в реку. Иносказательно: 1. О наказании, которое является поощрением наказуемого, полным удовлетворением его интересов. 2. О ситуации, когда человеку доверили то, что нужно защищать именно от него (ирон.).
Аналог известного фольклорного выражения «пустить козла в огород». Цитата из басни «Щука» (1830). Щуку решили судить за то, что «от неё житья в пруду не стало». Её в большой лохани принесли на суд, который составили «два Осла, две Клячи да два иль три Козла». Суд постановил: повесить Щуку на суку. Но прокурор Лиса потребовала более «жестокого» наказания:

«Повесить мало: я б ей казнь определила,

Какой не видано у нас здесь на веку:

Чтоб было впредь плутам и страшно и опасно –

Так утопить её в реке». – «Прекрасно!» –

Кричат судьи. На том решили все согласно.

И Щуку бросили – в реку!

ЦИТАТЫ ИЗ БАСЕН ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА В РУССКОЙ РЕЧИ (К 250-летию со дня рождения)

Журнал : Журнал РУДН Языковедение, семиотика и семантика (Том 10, № 2)

Публикация Дата : 20. 09.2019

Авторы : Константин Сидоренко;

Страница : 238-255

Ключевые слова : цитата; интертекстуальная единица; интерактивное пространство; крылатые выражения; сегментация; функциональная дисперсия; загрязнение; ассоциативность; полидискурсивность;

Источник : Скачать Найти в : Google Scholar

Реферат

Статья посвящена некоторым вопросам функционирования котировочных единиц по И.А. басни Крылова (собственно цитаты, литературные образы, крылатые выражения и созданные на их основе фразеологизмы). Авторское слово рассматривается с позиций интертекстовой динамики, с учетом сложных проблем интертекстильной деривации, связанных с вариативностью, нормативной подвижностью, частотностью, сегментацией, ассоциативностью, полидискурсивностью, разнообразием и противоречивостью иллюстративных контекстов, типами интертекстильных контаминаций на фон фразеологической контаминации. Интертекстуальная энергия басни, в условиях русской словесной культуры, направлена ​​от истока нравственности в качестве фундамента работ к эксплицитному или имплицитному цитированию фрагментов, соотносимых с повествовательными эскортами, последовательными историческими событиями и развитием сюжета. разнообразия структурно-семантических парадигм и на основе специфической организации используемых единиц. Описание интертекстовых единиц может быть ориентировано на два способа учета и обработки материала. Во-первых, это обращение к «ядерной» части круга словесной культуры. Количество произведений автора обычно относительно невелико, но большое количество самих авторов. В словарях крылатых выражений в целом представлено около 50-60 словарных статей Крылова. Во-вторых, могут быть публикации об интертекстовом потенциале одного автора, при учете почти всего или почти всего, что выходит за рамки исходного текста, значительно увеличивается количество словарных статей, что позволяет определить статус авторских фразеологизмов в интертекстовая картина мира. В этом случае становится возможным понимать цитирование в самом широком смысле как использование авторского слова вне авторского текста. Пересмотренное цитирование разнородное единство: фразеологизмы, собственно цитаты, нередко обыгрывание сегментов этих единств, художественные образы. Интертекстовая динамика является функциональным условием жизни этого материала. Это прежде всего многочисленные изменения, фразеологическое моделирование, сегментация, дисперсия, ассоциативное движение. Показательно, что последние два столетия показали устойчивую преемственность и значительное типологическое сходство в череде бесконечных употреблений баснословного слова Крылов.

Другие последние статьи

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  2. What is the Color of the Feeling (на примере английских идиом с цветовыми компонентами)
  3. Английский экономический термин Human Capital и его семантическое поле в научном дискурсе
  4. Компонентный анализ как микросистема фундаментальных чувств в W.S. ‘ТЕАТР’ Моэма
  5. О своеобразии проявления эстетической функции в современном драматическом дискурсе

Последнее изменение: 2020-08-14 07:47:39

Презентация по литературному чтению «И. Крылов»

Класс: 2

Презентация к уроку

Назад вперед

Внимание! Предварительный просмотр слайдов предназначен только для информационных целей и может не отражать весь объем презентации. Если вас заинтересовала эта работа, пожалуйста, скачайте полную версию.

Литературное чтение является одним из основных предметов в обучении младших школьников. Успех изучения курса литературного чтения обеспечивает эффективность по другим предметам начальной школы. В условиях введения ФГОС особое значение придается технологиям деятельностного обучения. Чтобы быть успешным в жизни (например, иметь желанную профессию), необходимо сформировать в себе умение учиться, а значит находить полезную и нужную информацию для достижения поставленной цели. Считаю важным и актуальным на занятиях поднимать темы формирования у детей умения адекватно реагировать на окружающий мир, воспитания устойчивости к лени и легкомыслию. Выявление жизненной позиции можно строить на отрицательных примерах литературных произведений. Обсуждая мотивы поведения героев, соотнося их с нравственными нормами, учащиеся осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Все это способствует формированию самоутверждения школьника.

Тип урока : урок знакомство с литературным произведением.

Дидактическая цель урока : организовать совместную деятельность учащихся с целью ознакомления с особенностями басни.

Задания :

предмет : познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, отличить басню от других произведений.

Метапредмет

  • когнитивный: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; построить речевое высказывание в устной форме; установить причинно-следственные связи; сделать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; развивать хорошие нравственные качества.
  • коммуникативный : формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступить в диалог; участвовать в групповом обсуждении;
  • регламент: научить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
  • личные: формируют мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке по критерию успешности учебной деятельности.

Методы обучения :

По роду учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый .

По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесная, изобразительная, практическая.

По степени педагогического управления преподавателем : методы косвенного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с помощью источников информации.

Форм организации образовательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения :

  • Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Учебник «Литературное чтение» — М.: Просвещение, 2011.
  • Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологизмов / С.И. Ожегов и Н.Ю. шведы; Рос. акад. наук. Институт русского языка. их. В.Б. Виноградова.-4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997.
  • компьютерная презентация
  • Раздаточный материал
  • Сборник «Формирование информационных умений младших школьников». – Санкт-Петербург, 2011

Планируемые результаты :

Тема: учащийся получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».

Метапредметный

  • познавательный: учащийся получит возможность научиться воспринимать произведение на слух; построить речевое высказывание в устной форме; установить причинно-следственные связи; сделать обобщение; осознанно читать басню, чтобы удовлетворить интерес, приобрести читательский опыт;
  • коммуникативная:
    у студента будет возможность научиться слушать разные точки зрения; вступить в диалог; формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении,
  • регламент: учащийся будет иметь возможность поставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
  • личный: обучающийся получит возможность сформировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке по критерию успешности учебной деятельности.

Во время занятий
Деятельность учителя Студенческая деятельность Примечание
Организационное время
Организация и проверка рабочего места, создание положительного эмоционального состояния обучающихся Проверка готовности рабочего места к занятию.
Помимо обычных учебных пособий на уроке учащимся понадобятся раздаточные материалы в виде конвертов со схемами и словами.
Этап мотивации и постановки целей
Организация фронтальных работ .
— Прочитать и определить жанр произведения (Слайд 3)
— Что такое псевдоним?
— Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?
— Давайте вспомним, что такое басня, что в баснях высмеивается, цель написания басен.
Чем отличается басня? (Слайд 4)

Чтение текста на слайде3 Учащиеся определяют жанр, определяют псевдоним баснописца.
Учащиеся высказывают свое мнение и аргументируют.

Преподаватель использует мультимедийный комплекс для показа презентации.
Подготовка к первичному восприятию текста.
Организация фронтальных работ.
Отгадайте загадку и разгадайте ребус. (Слайд 5)
— Угадайте, с какой басней мы сегодня встретимся?
Кто написал эту басню? (Слайд 6)
— Иван Крылов заимствовал идею басни о Стрекозе и Мураве у баснописца Лафонтена, который, в свою очередь, подсмотрел сюжет у малоизвестного древнегреческого писателя Эзопа (Слайд 7)
— Кто сформулирует тему нашего урока?

Учащиеся отгадывают ребус, загадку, формулируют название басни.

Учащиеся определяют тему урока.


На этом этапе учителю необходимо озвучить названия басен, написанных И. Крыловым.
Стадия первичного восприятия
Организация фронтальных работ.
— Слушай, басня «Стрекоза и Муравей». Текст читает актер театра и кино Игорь Масюк. (Слайд 7)
Проверка первичного восприятия :
— Понравилась басня?
— Попробуйте сформулировать тему басни, о чем она?
— Прочитайте басню еще раз. Проверка вторичного чтения. Организация работы в группах.
— Установить последовательность иллюстраций и выделить фрагменты из басни (слайд 8)

Учащиеся слушают текст басни

Учащиеся рассуждают, высказывают свои предположения, учатся формулировать выводы на основе полученной информации. Учащиеся учатся прислушиваться к мнению одноклассников, дополнять, исправлять.
Самостоятельное чтение басни.
Групповая работа. Учащиеся учатся ставить учебную задачу, планировать свои действия, распределять задания. Научитесь договариваться и взаимодействовать друг с другом.

Учитель должен помнить, что значит определить тему.

Анализ литературного произведения
Мотивация к перечитыванию и анализу произведения :
— Если очень внимательно разобрать басню, акцентируя внимание на каждом слове, то можно понять любое произведение, несмотря на огромное количество непонятных слов и выражений. Работа с лексическим значением слов и выражений. (Слайды 9-11)

Детские предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений: зима катится в глаза, чистое поле стало мертвым, угнетено злой тоской, весенние воды, кума, сплетня.
Организация фронтальной работы учащихся:
— Охарактеризуйте героев басни (Слайд 12)
— Что вы можете сказать о Муравейке? Опишите это.
— Что вы представляете Стрекоза? (Слайд 12)
— Вам жалко Стрекозу?
Правильно ли поступил Муравей?

Учащиеся описывают персонажей басни.

Учащиеся высказывают и защищают свое мнение.
Студенты учатся прислушиваться к мнению своих одноклассников.

Организация самостоятельной работы студентов:
Выберите, как вы хотите работать в парах, группах или самостоятельно? (Воспитатель раздает карточки.)
— Ваша задача составить пословицу, используя стрелки из букв и слогов.
— Посмотрите на экран (Слайд 13)
— Попробуйте составить вторую пословицу, используя слоги и буквы на экране (Слайд 14)
Какая пословица подходит к басне и почему?
Рассказ учителя об истории создания памятника баснописцу (Слайд 15)

Учащиеся выполняют задания

Учащиеся учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.

Студенты внимательно слушают рассказ о создании памятника в Летнем саду.


Помимо обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся потребуются раздаточные материалы в виде конвертов с карточками
Этап подведения итогов урока. Отражение.
Организация оценочной деятельности.
С какой работой мы сегодня познакомились?
Кто написал эту басню?
— Что мы делали сегодня на уроке?
— Какое задание вам понравилось больше всего?

Как вы оцениваете свою работу в классе?
— Поднимите красный кружок, если считаете, что были активны на уроке;
— желтый кружок, если вы считаете, что можете работать лучше;
— зеленый — пытался, но работал неактивно


Детские высказывания.
Учащиеся учатся слушать ответы своих одноклассников.

Самооценка деятельности в классе.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке в соответствии с заданиями.

«Музыка в баснях Крылова» — Ты с басом, Мишенька, садись против альта. Сначала главное в басне — комедийное вступление. Семья Ивана Андреевича Крылова. Любовь Ивана Андреевича к музыке ярко отразилась в его баснях. Ванюша любил бывать на базаре, где однажды увидел старика-итальянца. Случилось Соловью лететь на их шум.

«Басни Крылова для 4 класса» — Крылов Иван Андреевич. Герои Крылова. известные баснописцы. Сравните знакомые басни И.А. Крылова с крылатыми выражениями. Проведите небольшое исследование басни. Любимые страницы. Страницы биографии И.А. Крылов. Басни И.А. Крылов. Эзоп. Сказочный язык. Проверим себя. Что такое басня. Знаете ли вы басни И. А. Крылова.

«Басни Крылова о 1812 году» — Акростих. Отражение исторических событий. Лексическая работа. Комментарии историков. Притча. Басня. Басня «Волк в конуре». История событий. События 1812 года. Отечественная война. Исторический комментарий. Война с Наполеоном. Иван Андреевич Крылов. Аллегории. Кутузов. Как Крылов рисует политическую ситуацию.

«Басни Крылова 5 класс» — У истоков жанра. С 1783 года служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Слева: И. А. Крылов. Номера слайдов. Эзоп — древнегреческий баснописец (VI век до н. э.), считавшийся создателем басни. Г. Куприянов. В. И. Майков. Учеба давалась Крылову легко. Поработаем над языком басни.

«Стрекоза и Муравей» — Внезапно наступает зима. Дай мне собраться с силами И до весны только дни Кормить и греть! Кого можно назвать баснописцем? Стрекоза и Муравей. Алгоритм чтения басни: «Не оставляй меня, милый кума! Я. Крылов «Стрекоза и Муравей» И.И. Хемницер «Стрекоза» Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи». Вопросы для рассмотрения.

«Басни Крылова» — «Кукушка и петух». Эзоп. Диего Веласкес. Иван Андреевич Крылов (1768-1844). «Волк и ягненок». «Слон и мопс». «Квартет». Памятник И. А. Крылова в Москве в летнем саду. «Лиса и виноград». «Обезьяна и очки». Памятник И.А. Крылова в Петербурге. На патриарших прудах установлена ​​скульптура, посвященная басням Крылова.


Басня — литературный жанр в форме рассказа, часто поэтического, всегда нравоучительного. В начале или в конце произведения формулируется вывод, основная поучительная мысль – нравственность. Героями басни являются люди, животные, растения, птицы, рыбы, вещи. — Это литературный жанр, в форме рассказа, часто поэтического, всегда нравоучительного характера. В начале или в конце произведения формулируется вывод, основная поучительная мысль – нравственность. Героями басни являются люди, животные, растения, птицы, рыбы, вещи.


«Путешественник и гадюка» В басне показано, что злая душа не только не платит благодарностью за добро, но даже восстает против благодетеля. Басня показывает, что злая душа не только не воздает благодарности за добро, но даже восстает против благодетеля.



ЗАПИСЬ. ЗАПОМНИТЬ. Басня – это небольшой рассказ в стихах или прозе нравственного характера с нравственным выводом. Басня – это небольшой рассказ в стихах или прозе нравственного характера с нравственным выводом. Аллегория – это аллегорическое изображение предметов или качеств людей. Аллегория – это аллегорическое изображение предметов или качеств людей. Мораль — поучение, заключение в начале Мораль — поучение, заключение в начале или в конце басни. или в конце басни.








Соотношение морали басен и пословиц. Выпишите басни вестников, близкие к морали. 1. Своя земля и в горсти сладка. 2. Умение и труд все перетрут. 3. Баловством хлеба не получишь. 4. Доброе братство дороже богатства. 5. Без науки как без рук. 6. Готовь сани летом и телегу зимой. 7. Один в поле не воин. 8. Земля красится солнцем, а человек трудом.


Словарная работа. Нужда — зарулік, мұктаждык Нужна — зарулік, мұқтаждық подавленный — огорченный, подавленный подавленный — огорченный, подавленный сплетни — тамыр танец — танец танец — танец



Домашнее задание 1. Написать письмо Муравью Стрекозе 1. Написать письмо Муравью Стрекозе начинается со слов: «Здравствуй, кум, начинается со слов: «Здравствуй, кум, уже ползет…» вот уже ползает…» 2. Прочитай следующую басню, найди 2. Прочитай следующую басню, найди мораль. мораль.


Чтобы использовать предварительный просмотр презентаций, создайте учетную запись Google (аккаунт) и войдите в нее: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей» на рок-литературном чтении в 4 классе МБОУ СОШ №13п. Щербиновский

К каким басням иллюстрации?

К каким басням иллюстрации? «Лебедь, рак и щука» «Ворона и лиса» «Волк и ягненок» «Лисица и виноград» «Петушок и бобовое семя»

1769-1844 Крылов Иван Андреевич

«Люблю там, где есть возможность пощипать пороки» И. А. Крылов

Басня — литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют животные, птицы, вещи, а под ними подразумеваются люди, высмеиваются их пороки. Басня обязательно имеет мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная ее часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.

Речевая разминка Без работы хоть убей, Муравей жить не может. Над лугом, где пасутся козы, На прозрачных крыльях порхают стрекозы.

Умница Заботливый Работник Красавица ветреная беззаботная веселая

«Стрекоза и Муравей»

УРОК ВОПРОС: Мораль И.А. Басня Крылова «Стрекоза и Муравей».

Работа будет оцениваться по следующим критериям Работа будет оцениваться по следующим критериям Как группа распределила работу между собой? Внимательны ли члены группы или рассеяны? Все ли выполнили каждое задание? Сколько заданий вы выполнили за урок? Вы правильно выполнили задания? Как организовано групповое взаимодействие? Как представляются результаты работы? хорошо есть недостатки плохо

Как работать в группах Работать вместе. Не стесняйтесь выражать свое мнение. Уважайте мнение другого. Терпеливо слушайте мысли других. Найдите правильное решение вместе. Капитан определяет говорящего.

Повернул голову. В поле мертвая тишина. Зима бросается в глаза. Я забыл обо всем. В мягких муравьях у нас есть. Я не хочу думать. Не успел оглянуться. Внезапно пришла зима. Придет на ум. Это прошло быстро. Поле мертво. Тоска. Злая тоска угнетала. У нас мягкая трава. Соответствие.

Сравнить.

Мораль басни «Ты все время пел? Это тот случай: Так иди, танцуй!»

Домашнее задание (по желанию) Выразительное чтение ролевых басен. Придумайте свой конец басне, если Муравей все-таки позволил Стрекозе жить с ним, нарисуйте иллюстрацию к басне. Выразительное чтение басни наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и заметки

Муравьи как домашние животные. Научно-исследовательская работа ученика 5 класса Георгия Ананьева

Мы привыкли считать кошек, собак, хомяков и попугаев домашними животными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *