Малая проза Пушкина: «Выстрел», краткое содержание из читательского дневника
Повесть «Выстрел» была написана А.С. Пушкиным в 1830 году в Болдине, во время наибольшего расцвета своего творчества.
Пушкин включил это произведение в цикл «Повести Белкина», в котором были собраны своего рода зарисовки из жизни русского общества
Оглавление:
- «Выстрел»
- «Повести Белкина»
- Краткое содержание
- Особенности произведения и его место в русской литературе
Содержание
«Выстрел»
«Повести Белкина»
- Метель (сентиментальная повесть).
- Гробовщик (мистическая история).
- Станционный смотритель (социальная драма).
- Барышня-крестьянка (романтическая пародия).
Чтобы читать повести «Выстрел» понимая суть описываемых событий, необходимо помнить исторические особенности первой трети ХIX века в России:
- Разделение общества на сословия.
- Особое место военного сословия в государстве.
- Сложные отношения между «элитой» и обычными представителями военного сословия.
Антагонизм отношений разных прослоек русского офицерства и лёг в основу данной повести.
Это интересно: история создания Отцы и дети Тургенева.
Краткое содержание
Главный герой повести стал свидетелем странной и очень таинственной истории, краткий пересказ которой Пушкин вложил в его уста.
Офицеры армейского полка, расквартированного в глухом захолустье, проживают скучную однообразную жизнь. Утром — воинские учения, затем тренировка в манеже (кавалерийская подготовка). Вечера проходят большей частью за картами, под непременный пунш. Даже прибытие почтовой кареты становится важным событием в жизни полка. Городок по соседству, столь беден и неказист, что ни одного дома, открытого для гостей, в нем не сыщешь.
Но унылое существование скрашивает отставной гусар Сильвио. Этот человек вызывает живой интерес молодых корнетов и подпоручиков. Он суров, сдержан, наружность имеет самую мрачную и многие считают, что за его угрюмостью и злым языком кроется какая-то ужасная тайна. Кроме всего прочего, Сильвио, при своих явно небольших доходах, держит «открытый» стол для офицеров, где «шампанское льётся рекой». Дом отставного гусара служит местом, в котором всегда можно собраться и перекинуться в «банчик» — популярную в то время карточную игру, послушать разные истории или просто скоротать время.
Казалось, ничто не может нарушить устоявшийся ритм и установившуюся атмосферу приязни и доброжелательности. Однако вновь прибывший поручик Р*** крепко повздорил с хозяином за картами. В запале он нанёс оскорбление Сильвио и тот, едва сдерживаясь, указал ему на дверь. «Милостивый государь, извольте выйти, и благодарите Бога, что это случилось у меня в доме» — такими были слова отставного гусара. И с незадачливым поручиком уже мысленно простились: дуэль считалась неизбежной, а Сильвио знали как непревзойдённого стрелка.
Главный герой неоднократно был свидетелем того, как мастерски управляется пистолетом Сильвио. Пожалуй, это была единственная страсть отставного гусара. Самым ценным в его доме была отличная коллекция оружия, а стены были испещрены отверстиями от пуль. «Искусство, до коего достиг он, было неимоверно, и если б он вызвался пулей сбить грушу с фуражки кого б то ни было, никто б в нашем полку не усомнился подставить ему своей головы». Тем сильнее было удивление окружающих, когда ни в этот, ни в последующие дни, дуэль не состоялась.
Авторитет Сильвио после этого в глазах молодых офицеров полка сильно пошатнулся. Между собой они обвиняли его чуть ли не в трусости, вспомнилось, что он всегда избегал разговоров о дуэлях и поединках. Ранее, такое нежелание объяснялось некоей страшной тайной: «мы полагали, что на совести его лежала какая-нибудь несчастная жертва его ужасного искусства». Но произошедшее заставило приятелей Сильвио по-другому истолковывать его поступки.
Мало-помалу всё забылось, но главный герой уже не имел прежнего расположения к Сильвио. Будучи натурой возвышенной и романтической, он не смог простить недавнему кумиру то, что посчитал за слабость. Отставной гусар потерял в его глазах ореол бесстрашного бретёра и дуэлянта, а попытки последнего объясниться успеха не имели. Прежние их доверительные отношения прекратились вовсе.
Спустя некоторое время, Сильвио получил письмо, которое вынудило его к поспешному отъезду. На прощальной вечеринке, он объяснился с главным героем. Не слабость и не трусость заставили его оставить без ответа дерзкую выходку «пьяного сумасброда Р***». Другого обидчика, гораздо более ненавистного, желал наказать этот странный угрюмый человек. Шесть лет он провёл в глуши, вдали от общества, в котором он когда-то блистал. И все эти годы единственной его целью было совершенствование в искусстве стрельбы.
По словам Сильвио, когда-то он был одним из первых задир и дуэлянтов среди гусар. Слава его гремела по всей армии, пока не появился в полку граф Б***. Молодой человек из высшего света, баловень судьбы, красавец, счастливчик и богач. Граф хотел дружбы с Сильвио, но тот, чувствуя соперника, встретил его довольно холодно. Впрочем, никакого сожаления у счастливчика Б*** это не вызвало. Он всё более завоёвывал популярность в полку и вскоре сравнялся в ней с Сильвио.
Столкновение между ними становилось неизбежным. Его спровоцировал сам Сильвио. Дуэль состоялась на пистолетах, граф Б***, которому по жребию выпало стрелять первым, пробил головной убор своего противника и беспечно сплёвывал косточки черешен, глядя прямо в дуло пистолета своего противника. И тогда у Сильвио созрел жестокий план грядущей мести. Он не сделал свой выстрел, а отложил. Видя, что его враг вовсе не ценит жизнь, Сильвио, решил выждать. Он вышел в отставку и поселился в захолустном местечке
Главный герой прочитал письмо, полученное Сильвио. В нём сообщалось, что «известная особа» скоро обретёт счастье в браке. Догадавшись, что речь идёт о графе Б*** он взволнованно следил за поведением Сильвио. Отставной гусар пребывал в нетерпении. Простившись, он убыл в Москву.
Обстоятельства вынуждают главного героя выйти в отставку. Обосновавшись в родовом имении, он проводит время в хозяйственных хлопотах и в одиночестве коротает долгие вечера. Приезд в соседнее имение именитых хозяев развеял дремотное состояние новоявленного помещика. Граф и графиня Б*** по-доброму приняли своего соседа. Во время дружеской беседы внимание гостя привлекает картина. Полотно было прострелено, и поднятая тема искусства стрельбы привела разговор к обсуждению известных виртуозов этого дела. В конце концов главный герой упомянул имя Сильвио.
Услышав это имя, граф вскочил с кресла. Причина столь эмоционального состояния выяснилась довольно скоро — Б*** оказался тем самым повесой, что дрался на дуэли с Сильвио. Он поведал историю окончания поединка.
Сильвио явился к нему после свадьбы. Теперь, граф Б*** уже не был тем беспечным повесой, который не боится расстаться с жизнью. Ему было чем дорожить и что терять. Красавица-жена, которую он безмерно любил, оказалась свидетельницей страшных событий. Возможно, её мольба, тронула железное сердце Сильвио. Выстрел, который он произвёл, был направлен в картину, куда уже влетела пуля из пистолета Б***. Попав в то же место почти не целясь, он ушёл. И его последние слова были обращены к графу: «я видел твоё смятение, твою робость, я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».
Дальнейшая судьба Сильвио достоверно неизвестна. По некоторым сведениям, он примкнул к греческим повстанцам и погиб в одном из сражения за независимость Греции.
Особенности произведения и его место в русской литературе
Сюжет повести «Выстрел» был выстроен А.С. Пушкиным в приключенческом ключе и состоял из двух глав, которые завершал краткий эпилог. Содержание произведения и его главные герои соотносятся с романами А. Марлинского, известного в то время беллетриста. Однако в отличие от Марлинского, Пушкин не романтизирует образ дуэлянта. Ещё одна очень важная особенность повести «Выстрел» это акцент на конфликте между элитой русского офицерства и обычными служаками, тянущими армейскую лямку.
Повесть А. С. Пушкина «Выстрел» многократно переиздавалась и до сих пор востребована любителями русской классики. Читать это произведение или слушать онлайн можно на любом литературном ресурсе интернета.
Выстрел Пушкина из Повестей Белкина: краткое содержание
Автор:
Ньютон
23 октября 2020 11:56
Метки: Александр Пушкин Россия знания краткое изложение краткое содержание литература повести белкина повесть русская литература
«Выстрел» — краткий пересказ и подробное изложение повести Александра Сергеевича Пушкина из «Повестей Белкина». История Сильвио и его обидчика-графа, которому отставной гусар отомстил за оскорбление спустя шесть лет.
«Выстрел» — повесть Александра Сергеевича Пушкина, четвертая в цикле «Повести Белкина». В ней рассказывается об отставном гусаре Сильвио, который несколько лет после дуэли готовился отомстить сопернику-графу за оскорбление.
Повесть создана в Болдино осенью 1830 года: 12 октября Пушкин написал первую главу, намереваясь оставить ее без продолжения, но через два дня все-таки дописал вторую. Впервые «Выстрел» был издан в следующем, 1831 году.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Кратчайшее содержание
Подробный пересказ повести
Глава 1
Глава 2
Как сам Пушкин ел черешню на дуэли
Полный текст и аудиокнига
Полный текст повести «Выстрел» можно прочитать в «Викитеке».
В формате аудиокниги произведение можно послушать на YouTube:
Кратчайшее содержание «Выстрела» Пушкина
Рассказчик, Иван Петрович Белкин, вспоминает, как в бытность офицером познакомился с отставным гусаром Сильвио, прекрасным стрелком. Сильвио по секрету рассказал, как шестью годами ранее дрался на дуэли с неким знатным молодым человеком и с тех пор мечтает отомстить.
Соперник тогда прострелил головной убор Сильвио, а в ожидании ответного выстрела равнодушно ел черешню, сплевывая косточки в сторону противника. Взбешенный Сильвио решил, что отложит свой выстрел на потом. И вот теперь, когда соперник женится, он намерен поквитаться с ним и сделать ответный выстрел.
О развязке рассказчик узнает еще через пять лет от соседа-графа, который и был соперником Сильвио. Оказывается, бывший гусар приехал к нему и заставил стреляться снова. Увидев, что теперь графу изменило хладнокровие, и до полусмерти напугав его жену, Сильвио остался удовлетворен. Он уехал, на прощание выстрелив в висящую на стене картину.
Подробный пересказ повести
Глава I
Рассказчик, Иван Петрович Белкин, вспоминает службу армейским офицером. Вместе с товарищами они нередко бывали у единственного штатского в компании — отставного гусара Сильвио. Это был интересный, но угрюмый и злой на язык человек лет 35. «Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета»: все стены в его доме были продырявлены пулями, и стрелял он поистине великолепно.
Однажды во время игры в карты новенький офицер из-за спора о счете оскорбил Сильвио: запустил в него медный подсвечник. По законам дворянской чести, оскорбленный должен был вызвать поручика на дуэль, но, к всеобщему удивлению, Сильвио не стал требовать поединка, «довольствовался очень легким объяснением и помирился» с офицером.
Заподозрить Сильвио в трусости было невозможно: очевидно, что со своим мастерством он легко убил бы обидчика на дуэли. Но рассказчик с тех пор стал избегать его, считая, что честь знакомого «замарана и не омыта по его собственной вине».
Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Выстрел»
Однажды Сильвио получил письмо, по прочтении которого объявил, что должен уехать сегодня же ночью. После прощального обеда с шампанским хозяин попросил рассказчика задержаться и объяснил, почему отказался стреляться с поручиком: «Я не имею права подвергать себя смерти. Шесть лет тому назад я получил пощечину, и враг мой еще жив».
Оказывается, будучи гусаром, Сильвио поссорился с одним знатным молодым человеком: «сказал ему на ухо какую-то плоскую грубость», а тот вспыхнул и при свидетелях дал обидчику пощечину. Дуэль была неизбежна. На рассвете они встретились, чтобы стреляться из пистолетов с двенадцати шагов.
Противник явился на дуэль с фуражкой, полной черешен. По жребию, он стрелял первым и прострелил Сильвио фуражку. Гусар готовился отомстить, но увидел, что противник ничуть не боится:
Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моем. Я опустил пистолет.
Сильвио объявил секундантам, что сегодня стрелять не намерен. С тех пор он ждал удобного случая, чтобы отомстить обидчику. И вот спустя шесть лет из письма узнал, что «час настал» — противник женится. «Посмотрим, так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой, как некогда ждал ее за черешнями!» — сказал Сильвио, простился с собеседником и уехал.
Глава II
Пять лет спустя рассказчик, уже выйдя в отставку, скучает в загородном имении. Когда в соседнюю усадьбу на лето приезжают граф с женой, Белкин отправляется к ним в гости. Увидев на стене картину, которая «прострелена двумя пулями, всаженными одна на другую», гость заводит разговор о стрельбе из пистолетов. Он вспоминает лучшего стрелка среди своих знакомых — Сильвио.
Граф вскакивает с места: «Сильвио! Вы знали Сильвио?» Он признается, что был тем самым «повесой», который дал гусару пощечину. А «простреленная картина есть памятник последней нашей встречи». Хозяин решает все рассказать Белкину: «Он знает, как я обидел его друга: пусть же узнает, как Сильвио мне отомстил».
Граф рассказывает, как однажды во время медового месяца вернулся с верховой прогулки с красавицей-женой и застал у себя дома незваного гостя. Это был Сильвио. «Выстрел за мною; я приехал разрядить мой пистолет; готов ли ты?» — спросил мститель.
Отмерили двенадцать шагов. Граф просил стрелять скорее, пока жена ничего не видит. Но противник медлил: ему не хотелось стрелять в безоружного, и Сильвио предложил начать дуэль с начала, по всем правилам. Кинули жребий, и первый выстрел вновь достался графу. Он выстрелил и промахнулся; пуля попала в картину.
Сильвио стал прицеливаться для ответного выстрела, но тут вбежала жена графа — Маша. Она бросилась к ногам мстителя, пытаясь спасти мужа. Граф просил стрелять, не медлить больше. Но Сильвио отказался сделать роковой выстрел: «Я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».
Д. А. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Выстрел»
На прощание он, почти не целясь, пустил пулю в ту же картину, куда попал граф. Графиня лежала в обмороке.
Сильвио ни граф, ни рассказчик больше уже не видали: говорят, он погиб в Греции, сражаясь за освобождение страны от турецких завоевателей.
Как сам Пушкин ел черешню на дуэли
Александр Сергеевич Пушкин сам был отчаянным дуэлянтом: в его жизни насчитывают десятки вызовов на дуэль. Не удивительно, что некоторые моменты повести «Выстрел» автобиографичны.
Летом 1822 года Пушкин стрелялся в Кишиневе с офицером Генерального штаба Александром Зубовым. Они поссорились после того, как Пушкин обвинил Зубова в шулерстве за карточным столом.
На дуэль поэт явился с фуражкой, полной черешен, — как противник Сильвио в «Выстреле». Зубов стрелял первым и промахнулся. Сам Пушкин от выстрела отказался. Противник бросился к нему с объятиями, но Александр Сергеевич от бурного выражения чувств уклонился.
Вот как об этом рассказывает биограф Пушкина П. И. Бартенев:
По свидетельству многих и в том числе В. П. Горчакова, бывшего тогда в Кишиневе, на поединок с З Пушкин явился с черешнями, и завтракал ими, пока тот стрелял. Но З поступил не так, как герой пушкинской повести Сильвио. Он стрелял первый и не попал. «Довольны вы?» — спросил его Пушкин, которому пришел черед стрелять. Вместо того, чтобы требовать выстрела, З бросился с объятиями. «Это лишнее», — заметил ему Пушкин и не стреляя удалился».
Об этом же поединке с Зубовым смертельно раненный Пушкин рассказал своему секунданту Константину Данзасу по дороге с Черной речки после дуэли с Дантесом.
«Выстрел» — краткий пересказ и подробное изложение повести Александра Сергеевича Пушкина из «Повестей Белкина». История Сильвио и его обидчика-графа, которому отставной гусар отомстил за оскорбление спустя шесть лет.
2020-10-23T11:56:21+03:00
youtube.com/embed/pAKi_7mzXcA?wmode=transparent&fs=1″ wmode=»transparent» webkitallowfullscreen=»» mozallowfullscreen=»» allowfullscreen=»»>Метки: Александр Пушкин Россия знания краткое изложение краткое содержание литература повести белкина повесть русская литература
Краткое содержание: «Выстрел» — А.С. Пушкин
Рассказ Александра Сергеевича Пушкина «Расстрелян» был опубликован в 1831 году. Она вошла в цикл «Повесть о покойном Иване Петровиче Белкине». История в произведении ведется от лица знакомого главного героя гусара Сильвио. Доподлинно известны обстоятельства, побудившие автора написать свой рассказ. В жизни Пушкина была похожая история, когда он снимал дуэль с офицером Зубовым. После того, как противник промазал, Александр Сергеевич не стрелял, спасая противнику жизнь. А теперь об истории. Вот только краткое изложение. «Выстрел» — одно из самых выдающихся произведений великого классика. Поэтому стоит читать ее в оригинале.
Знакомство с гусаром Сильвио
В каком-то месте остановился жить армейский полк. Офицерам было скучно. Утром велась зарядка. Все остальное время они посвящали своему досугу. Все их развлечения сводились к посещению таверны и игре в карты. В этом месте жил очень интересный человек, бывший гусар. Ему было около тридцати пяти лет. С виду он был русский, но звали его иностранное — Сильвио. Его крутой нрав и злой язык не вызвали у него желания попытаться узнать у него, как он очутился в этом богом забытом месте. Ведь он когда-то служил гусаром, а потом вышел в отставку. Здесь Сильвио жил небогато, но в то же время и расточительно. Он держал открытый стол для офицеров, где вечером у реки разливалось шампанское. За это он был готов все простить. Запомнить все основные моменты этой истории нам поможет краткое содержание. «Выстрел» — произведение, к которому современники автора относились неоднозначно. Сейчас его знает практически каждый школьник.
Инцидент за карточной игрой
Однажды во время обеда у Сильвио за карточной игрой произошел один инцидент. Следует отметить, что бывший гусар редко принимал участие в подобных развлечениях. Но потом его уговорили это сделать. Офицеры окружили его, и игра началась. Как правило, во время процесса Сильвио всегда молчал, а если его партнеров приходилось сокращать, исправлял ошибки без слов, делая пометки мелом. Все это было известно и позволяло ему вести игру по-своему. Но этот вечер в кругу армейцев был новым. Он не знал этого правила. Когда этот молодой офицер увидел, что хозяин дома что-то пишет, он счел нужным объясниться. Но Сильвио молчал и продолжал записывать. Тогда молодой игрок, спровоцированный пьяными товарищами, пустил в бывшего гусара медный шандал. Ему едва удалось уклониться. Белый от гнева Сильвио попросил офицера удалиться из его дома. Все ждали, когда гусар вызовет его на дуэль. Но этого не произошло. В данной статье дано краткое содержание произведения «Выстрел». Для того чтобы насладиться богатством литературного языка великого писателя, следует читать его в оригинале.
Сильвио раскрывает свою тайну другу
Вскоре Сильвио получил по почте письмо, прочитав которое решил срочно уехать. Он устроил у себя дома прощальный ужин для офицеров и сказал одному из них, куда собирается ехать. Выяснилось, что во время службы его задело оплеухой и резкими словами молодого гусара. Сильвио, в свою очередь, вызвал его на дуэль. Бросали очень много, что и определило право первого выстрела за этим дерзким юношей. Когда молодой гусар выстрелил, оказалось, что он пробил только фуражку Сильвио. Следующим было застрелить нашего героя. Его противник стоял у дула пистолета с невозмутимым спокойствием и ел вишню, косточки которой достали даже до Сильвио. Таким образом молодой негодяй показал свое презрение к славному гусару. Сильвио не стрелял, а его противник сказал ему, что он может сделать это в любое другое время, когда раньше возникнет необходимость. Вскоре после этого случая гусар подал в отставку и переехал в это место, где его и нашли офицеры. Все это было несколько лет назад. И вот Сильвио получил письмо, из которого узнал, что его бывший противник женится. Бывший гусар решил отомстить ему за халатность именно сейчас, когда счастливчику есть что терять. С этими обстоятельствами и был связан его отъезд. Чтобы освежить в памяти все события этой повести, достаточно прочесть ее краткое содержание. «Выстрел» — произведение, являющееся, пожалуй, одним из самых удачных произведений автора из цикла «Повесть о покойном Иване Петровиче Белкине». Он входит в обязательную программу изучения русской классики в общеобразовательных школах.
Долгожданная месть гусара
Прибыв в город, Сильвио решил немедленно навестить своего бывшего противника, который к этому времени уже имел титул графа. Он пошел к себе домой с известием, что вернулся, чтобы отдать долг. Они бросили много. Право первого выстрела снова осталось на счет. Он снял картину, висевшую на стене. Звук выстрела донесся до его молодой жены. Поняв, что происходит, она испугалась и умоляла Сильвио простить ее мужа. Бывший гусар увидел в глазах графа смятение и ужас. Этого ему было достаточно. Он был отомщен. Сильвио вышел из комнаты. Но уходя, он оглянулся и выстрелил в то же место на картине на стене. Краткое содержание рассказа Пушкина «Выстрел» дает возможность читателям ознакомиться с этим известным произведением. В свое время она была холодно встречена публикой и критиками.
В данной статье содержится пересказ одного из самых известных прозаических произведений великого автора (его краткое содержание) — «Выстрел» А.С. Пушкин. Но это творение достойно того, чтобы дать ему время на полную громкость.
Чайка: Краткое изложение книги
Это после заката и импровизированной самодельной сцены на открытом воздухе провинциальной русской усадьбы и фермы Сорина. Озеро служит природными декорациями за сценой. Медведенко, бедный школьный учитель, считает, что был бы более счастливым человеком и более привлекательным женихом для Маши, если бы у него было больше денег. Маша, дочь управляющего имением Шамраева, зацикливается на своей любви к Треплеву и не соглашается. Нюхая табак, Маша открыто признается, что знает, что Медведенко любит ее, но объясняет, что не может любить его в ответ.
Треплев нервничает и занят, готовясь к первому постановке своей пьесы. Треплев говорит Сорину, что Аркадина завидует его пьесе и ненавидит ее еще до того, как увидела. Треплев срывает цветок и обрывает с него перья, говоря: «Она меня любит, она меня не любит» и т. д. Он заключает, что Аркадина его не любит. Он жаждет быть принятым ее сверстниками, писателями, актерами и другими артистами, составляющими российскую интеллигенцию и художественную элиту, на основе его собственного творчества, а не потому, что он сын известных актеров.
Приходит Нина. Она говорит Треплеву, что ее родители боятся, что она захочет стать актрисой, если будет проводить время с богемой в поместье Сорина. Она говорит, что именно озеро привлекает ее в поместье, «словно я чайка». Нина и Треплев целуются. Треплев говорит ей, что любит ее, но Нина не отвечает на его ласковые слова. Рабочие и гости прерывают их интимный момент.
Мы узнаем, что Паулина любит Дорна и что у них романтические отношения, но он в основном безразличен к ее привязанности. Аркадина хвастается перед группой, декламируя строки Гертруды из пьесы Шекспира «9».0039 Гамлет.
Нина впервые встречает Тригорина. Аркадина смеется над благоговением Нины перед ролью Тригорина как творца. Треплев отчаянно желает Нину, но узнает, что она уже ушла. Он убегает. Маша берет нюхательный табак. Дорн критикует ее. Она признается ему, что влюблена в Треплева. Дорн вздыхает от обилия безответной любви в его присутствии.
Шамраев и Аркадина спорят об использовании лошадей. Аркадина хочет использовать их позже в тот же день, чтобы отправиться в город. Шамраев выводит их на поле. Он упрямо не позволит ей использовать их позже. Она угрожает покинуть поместье и вернуться в деревню. Нина дарит Дорну букет свежих цветов. Паулина забирает у него цветы и уничтожает их.
На сцене осталась только Нина. Она отмечает, что удивлена тем, что Аркадина и Тригорин ведут себя как нормальные люди, хотя и известны. Входит Треплев с винтовкой и мертвой чайкой в руках. Он кладет чайку к ногам Нины. Он говорит ей, что застрелил птицу в ее честь и что однажды он будет как чайка. Нина и Треплев ссорятся из-за своих отношений. Она обвиняет его в том, что он говорит символами. Он оплакивает ее переход от теплого к холодному. Треплев делает вывод, что Нина разлюбила его, потому что его пьеса не удалась. Увядшую любовь Нины к нему он сравнивает с исчезающим под землей озером.
Треплев с горечью уходит, когда видит привязанность Нины к Тригорину. Тригорин сообщает, что он и Аркадина покидают поместье, чтобы вернуться в город. Тригорин объясняет обсессивно-компульсивное поведение, которое заставляет его документировать все, что он наблюдает, в своей памяти и на бумаге для будущего использования в рассказе. Тригорин видит чайку, которую подстрелил Треплев. Он записывает записку о Нине, говоря, что она вдохновила его начать новую историю о девушке, которую губит такой же человек, как чайка, которую уничтожил Треплев, потому что ему больше нечем заняться. Аркадина прерывает Тригорина и Нину, когда звонит Тригорину и сообщает, что ее убедили остаться в поместье.
В отличие от завершения второго акта, когда Аркадина решает остаться, третий акт начинается с обеда Тригорина в столовой Сорина в окружении упакованного багажа. Маша составляет компанию Тригорину, признаваясь в своем плане выйти замуж за Медведенко. Нина дарит Тригорину на прощание медальон с его инициалами на одной стороне и названием его книги «Дни и ночи» на другой. Она просит его дать ей еще две минуты, прежде чем он уйдет. Тригорин обнаруживает, что на медальоне написан номер страницы и строки из его книги. Когда он уходит со сцены, чтобы найти книгу, чтобы прочитать цитату, к которой относится подарок Нины, Аркадина спорит со своим братом Сориным о том, что он присоединился к ним в городе. Сорин на несколько мгновений заболевает, и Аркадина пугается. Она кричит о помощи.
Треплев просит Аркадину сменить повязку на голове. Они разделяют некоторые нежные моменты беззаботности, но их разговор распадается на обзывание, оскорбления и соперничество. В конце концов Треплев плачет, потому что оплакивает потерю любви Нины. Аркадина пытается подбодрить его и говорит, что Нина скоро вернется к нему, потому что Аркадина увозит Тригорина из имения. Входит Тригорин, бормоча строчку из надписи Нины: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, приходи и возьми ее». Он размышляет над линией, и это что-то значит для него. Он спрашивает Аркадину, могут ли они остаться.
Аркадина бросает вызов Тригорину по поводу его интереса к Нине, выдвигая на первый план напряжение, существовавшее только в тишине. Тригорин изображает себя человеком, который упустил великолепие и волнение юношеской любви, потому что провел свою юность за писательством, чтобы сделать себе имя. Боясь потери любимого человека, Аркадина умоляет, целует, льстит и на коленях умоляет Тригорина уйти с ней. Ее убедительный разговор убеждает Тригорина уйти, но, когда они с Ниной ловят несколько личных моментов перед его отъездом, Нина рассказывает Тригорину о своем плане немедленно переехать в Москву и попытать счастья в актерской карьере. Тригорин велит Нине остановиться в гостинице «Славянский базар». Он просит ее сообщить ему, как только она приедет. Прежде чем он спешит сесть в карету, он крадет у Нины долгий страстный поцелуй, скрепляя их обещание встретиться снова.
Это на два года позже третьего акта. Ненастной ночью Медведенко и Маша обсуждают просьбу Сорина о встрече с Треплевым, поскольку его здоровье ухудшается. Медведенко умоляет Машу пойти с ним домой к их ребенку. Маша отказывается. Маша стелет Сорину постель на диване. Паулина комментирует, что никто не думал, что Костя станет настоящим писателем, но сейчас он зарабатывает писательством и выглядит красавчиком. Маша сообщает матери, что Медведенко предложили работать учителем в другом районе, и через месяц они переезжают.
Дорн спрашивает Треплева о жизни Нины сейчас. Треплев сообщает Дорну, что у Нины был роман с Тригориным, и она забеременела. Но ребенок умер, и Тригорин оставил ее Аркадине, с которой он был, пока оплодотворял Нину, изменяя им обоим.
Треплев рассказывает, как Нина играла главные роли в подмосковных летних спектаклях, которые переезжали в провинцию, но играла свои роли плохо. Он навещал ее в дороге и смотрел, как она выступает, но Нина отказывалась его видеть. В конце концов Треплев перестал ходить за ней по пятам. Нина посылала Треплеву беспокойные письма и подписывала их «Чайка». Треплев сравнивает подпись Нины с персонажем пушкинской пьесы, который подписывает свое имя «Ворон». Треплев сообщает, что Нина остановилась неподалеку в городе в гостинице. Маша пошла к ней, но Нина отказалась с ней разговаривать, и Медведенко клянется, что видел, как она шла по соседнему полю. Родители Нины наняли вооруженную охрану, чтобы держать ее подальше от их дома по соседству с поместьем Сорина.
Тригорин приносит ему номер последнего журнала, в котором опубликован его рассказ. Аркадина начинает игру в лото. Она вспоминает семейную традицию играть в игры, чтобы скоротать время. Треплев замечает, что Тригорин читал в журнале свой рассказ, но не удосужился прочитать рассказ Треплева.
Шамраев говорит Тригорину, что он чучело чайки, которую для него подстрелил Треплев. Тригорин не помнит, чтобы он просил Шамраева набить и смонтировать его. Аркадина зовет всех к обеду и просит Треплева перестать писать.
Треплев остается один в своем кабинете. Он просматривает свои записи и вслух критикует себя за клише. С завистью и отчаянием он сравнивает свое письмо с тригоринским. Он слышит стук в окно. Это Нина. Нина входит в дом, параноидально думая, что Аркадина найдет ее там, и просит его запереть дверь. Треплев прислоняет стул к двери. Нина и Треплев признаются друг другу, что искали друг друга. Речь Нины становится отрывистой и запутанной. Она обрывает собственные мысли. Она говорит, что она «Чайка», и сравнивает себя с бездомным скитальцем из рассказа Тургенева. Она плачет. Она говорит, что чувствует себя лучше, потому что уже два года не плакала. Нина признается, что Треплев теперь писатель, а она стала актрисой, но жизнь у нее непростая. Она с ностальгией думает об их молодости и их юношеской любви.
Треплев признается Нине в любви и рассказывает о своих мучениях, когда она ушла от него, о том, что все, что он сделал, не имело для него значения, потому что она не присутствовала, чтобы разделить его успехи. Нина рассказывает Треплеву о депрессии, которую она испытала, когда поняла, что она плохой актер. Ее рассказ обрывается, и она повторяет замысел Тригорина для рассказа о девушке, которую, как чайку, уничтожает человек, которому больше нечем заняться. Она приходит к выводу, что для художника важно не то, насколько вы успешны, а то, насколько вы настойчивы. Нина становится слабее. Треплев просит ее остаться. Нина признается Треплеву, что до сих пор глубоко любит Тригорина. Она помнит невинность и надежду, которые она и Треплев чувствовали в то лето, которое они поставили в своей пьесе. Она читает строки из пьесы. Нина обнимает Треплева и выбегает за дверь.
Треплев рвет свои рукописи и бросает их под стол. Аркадина и остальные домочадцы возвращаются с ужина и начинают новую игру в лото. Дорн толкает дверь, которую Треплев закрыл стулом. Шамраев преподносит Тригорину чучело чайки. Опять же, Тригорин говорит, что не помнит, чтобы просил его набить. За кулисами с грохотом раздается выстрел. Аркадина пугается. Дорн успокаивает ее, представляя мысль, что этот звук, вероятно, был всего лишь лопнувшей пробкой в бутылке в его аптечке. Дорн идет проверить звук и возвращается к группе. Он берет журнал и отводит Тригорина в сторону, делая вид, что заинтересован в обсуждении статьи об Америке.