Время действия тарас бульба: время действия повести тарас бульба

Двухсотлетний Тарас

Новости 07.11.2022

В Москве пройдёт международный фестиваль архивных фильмов

Сборник

Русские философы

Новости 14.10.2022

Экоактивистки залили томатным супом картину Ван Гога

Новости 07.10.2022

Объявлены лауреаты Нобелевской премии мира

«Ничего не смыслит в истории»

«Тарас Бульба» стал своего рода осколком большого исторического проекта, который Гоголь замыслил ещё в начале 1830-х. «Теперь я принялся за историю нашей единственной, бедной Украины. Ничто так не успокаивает, как история <…> Мне кажется, что я напишу её, что я скажу много того, чего до меня не говорили», — делится он планами в 1833 году в письме к другу.

В 1834-м писателя даже зачислили адъюнкт-профессором всеобщей истории в Петербургский университет, однако на этом поприще Гоголь не преуспел. Хотя неудача на педагогической ниве не лишила Николая Васильевича амбиций историка.

Он во множестве изучает записки, народные песни, просит присылать ему любые описания «до времён гетманских», рукописи, книги, наказывает матери записывать устные рассказы. Из этого сплава хроник, преданий и легенд рождается ряд так и не завершённых литературных фрагментов, а также «Тарас Бульба». Произведение дошло до нас в нескольких редакциях: 1835 года, 1842-го, 1851-го, и каждый раз писатель что-то менял, переписывал и добавлял.

Тарас Бульба. Михай Зичи, 1890-е годы. (Pinterest)


Гоголь оказался не очень аккуратным редактором. Историк литературы Иеремия Айзеншток, участвовавший в подготовке академического собрания сочинений писателя, отмечал, что в черновом варианте «Тараса Бульбы» события были отнесены к 15-му веку.

При подготовке «Миргорода» к печати Гоголь перенёс события в век 16-й, но исправления сделал не везде, что уже тогда рождало недоумение. Свою лепту вносили и переписчики, которые иногда не понимали авторских замечаний. Так что сегодня мы всё ещё обнаруживаем в повести нестыковки, в том числе и хронологические.

Основано на реальных событиях

Историческое событие, положенное в основу сюжета «Тараса Бульбы», мы определяем без труда: «Поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа, — поднялась отмстить за посмеянье прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая. <…> Молодой, но сильный духом гетьман Остраница предводил всею несметною козацкою силою. Возле был виден престарелый, опытный товарищ его и советник, Гуня».

Восстание Острянина (Остраницы) и Гуни — один из крупных бунтов, поднятых против польской шляхты в 1638 году. Отношения казаков с Речью Посполитой всегда складывались непросто, а в 17-м веке и вовсе разладились. В 1625 году после подавления восстания Марка Жмайло польский гетман Станислав Конецпольский и запорожские казаки подписали Куруковский договор. Документ уменьшал число реестровых казаков, состоявших на официальной службе, ограничивал их в правах, а остальных переводил в крепостные. Возмущённые свободолюбивые казаки устремились в Запорожскую Сечь и с готовностью поднимались на борьбу за свои права.

Яков Острянин. (Pinterest)


В 1632 году новый повод для конфликта. После смерти польского короля Сигизмунда III казаки потребовали от сейма гарантий их прав, но получили следующий ответ: «Когда их (казаков. — Е. М.) немного, то они могут служить защитой Речи Посполитой, а когда они размножатся, то становятся вредными для Польши». «Ординации» 1638 года закручивали гайки ещё сильнее. Жёсткие ограничения вызывали новые восстания, одно из которых возглавил Яков Острянин. Острянин был гетманом нереестровых запорожских казаков, то есть не состоявших на официальной службе.

Селились они часто в так называемом Низу, области, примыкавшей с юга к Киевской земле и Подолью. Там, ниже днепровских порогов, и расположилось Запорожье. Место хорошо укрытое и обильное, оно стало пристанищем Сечи, военной организации, куда казаки обычно прибывали весной и всё лето занимались то хозяйством, то отражением набегов. А то и бунтами.

Восстание Острянина и Гуни началось весной 1638 года. Казаки, разделившись на три отряда, двинулись по Днепру. Острянин с основными силами действовал с переменным успехом, но в июне проиграл битву под Жовниным (сейчас это село находится на территории Черкасской области Украины) и отступил на земли, подконтрольные России. Здесь казаки поселились в Чугуеве, где прожили до 1641 года.

После отступления Острянина восставшие сделали гетманом Дмитрия Гуню и продолжали противостояние, но в августе восстание было окончательно подавлено. Лишь небольшой части казаков удалось уйти в донские земли.

Концентрированное Средневековье

Однако событиям гоголевской повести словно тесно в нескольких годах 17-го века, они разворачиваются в своего рода сконцентрированном Средневековье, где с хронологией обращаются вольно. Так, время действия «Тараса Бульбы» простирается от 15-го века («Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли только возникнуть в грубый 15-й век») и до середины 17-го века. Получается, что Бульбе в гоголевском мире могло быть и больше 200 лет, но автора это не смущает. Ведь и весил он 20 пудов, больше 300 килограммов («Бульба вскочил на своего Чорта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя»), многовато даже с учётом амуниции, так что был настоящим богатырём, которому и столетия нипочём.

Соотнесение различных событий повести также убеждает нас в том, что Гоголя нисколько не смущало несовпадение в несколько лет. К примеру, он упоминает о том, что сыновья Бульбы учились в Киевской академии, а она стала именоваться так лишь в 1658 году, то есть только через двадцать лет после восстания Острянина и Гуни. А учились Остап и Андрий, если верить тексту, при Адаме Киселе, который в реальности возглавил Киевское воеводство только в 1649-м.

Дубенский замок, современный вид. (Pinterest)


Отдельный вопрос, какую именно осаду описывает Гоголь. Вроде бы место указано — Дубно. Дубенский замок, построенный в конце 15-го века, действительно выдерживал наступления казаков, но опять же позже, в 1648 году, во время восстания Хмельницкого. Хотя в череде описанных несовпадений это удивлять уже не должно.

А был ли Тарас?

Так стоит ли в гоголевском мире, полном хронологических вольностей, искать реального прототипа Тараса Бульбы? Почему бы и нет, тем более что кандидатов немало.

Охрим Макуха — «официальный» прототип. В 1640-е годы был одним из куренных атаманов запорожцев. Сыновей у него было трое: Назар, Омелько и Хома. Назар влюбился в полячку и перешёл на сторону врагов. Охрим совершил над ним отцовский суд и застрелил.

Остап (Евстафий) Гоголь, один из возможных предков Николая Васильевича, гетман Правобережной Украины в конце 17-го века. Историки отмечают, что у Остапа Гоголя было два сына, и характеры их были так же контрастны, как и у Остапа с Андрием. Не исключено, что именно их Гоголь взял за образец.

Тарас Федорович (Трясило) — гетман запорожских нереестровых казаков, неоднократный участник восстаний против Речи Посполитой, в том числе восстания 1630 года. Настаивал на переходе части запорожских казаков на службу России.

Тарас Бульба, Остап и Андрий в степи. Иллюстрация Александра Герасимова, 1952 год. (Pinterest)


Семён Палий (Палей) — полковник, в 1660-х годах служивший в Сечи; в 1702—1704 годах поднимал восстание на Правобережной Украине против поляков.

Даниил Апостол — гетман Войска Запорожского в первой половине 18-го века. Стал полковником в 14 лет, храбро воевал, о его неприхотливости и простоте ходили легенды. Имел двух сыновей, которые тоже стали полковниками.

А есть и другие претенденты. Несмотря на явные исторические несоответствия, образ Бульбы такой яркий, а мир повести настолько живой, что невольно веришь — было. «Всё, что ни является в истории: народы, события — должны быть непременно живы и как бы находиться пред глазами слушателей или читателей, чтоб каждый народ, каждое государство сохраняли свой мир, свои краски», — писал Гоголь. Что ж, мир «Тараса Бульбы», богатый и самобытный, с подвигами и победами, с героями, подобными титанам и богатырям, в полной мере воплощает эту идею.


Сборник: Русские философы

В 20-м в. произошло разделение русской философии на русский марксизм и философию русского зарубежья. Часть философов была выслана из страны.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Николай Бердяев: философ свободы и «классовый враг» в СССР

Николай Бердяев: философ свободы и «классовый враг» в СССР

Он прошел путь от марксизма до религиозной философии и познакомил Европу с православием, русской философией и даже коммунизмом.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Забытый медиевист «философского парохода»

Забытый медиевист «философского парохода»

В эмиграции Лев Платонович Карсавин сформировал своё учение, сблизился с евразийцами и преподавал в Литве, где оказался арестован в 1949 году.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Иван Ильин: идеолог Белого движения

Иван Ильин: идеолог Белого движения

Покинув родную страну, мыслитель стал сотрудничать с Русским общевоинским союзом — наиболее влиятельной эмигрантской организацией.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Философ «философского парохода»

Философ «философского парохода»

Изгнанный из Советской России мыслитель считал социализм исторически обречённой «ересью утопизма».

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

«Диалектика жизни» Алексея Лосева

«Диалектика жизни» Алексея Лосева

Выдающийся русский философ на протяжении всей жизни творил в России. Его научной работе не смогли помешать ни репрессии, ни война, ни острые проблемы со здоровьем.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Николай Бердяев: философ свободы и «классовый враг» в СССР

Он прошел путь от марксизма до религиозной философии и познакомил Европу с православием, русской философией и даже коммунизмом.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Забытый медиевист «философского парохода»

В эмиграции Лев Платонович Карсавин сформировал своё учение, сблизился с евразийцами и преподавал в Литве, где оказался арестован в 1949 году.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Иван Ильин: идеолог Белого движения

Покинув родную страну, мыслитель стал сотрудничать с Русским общевоинским союзом — наиболее влиятельной эмигрантской организацией.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Философ «философского парохода»

Изгнанный из Советской России мыслитель считал социализм исторически обречённой «ересью утопизма».

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

«Диалектика жизни» Алексея Лосева

Выдающийся русский философ на протяжении всей жизни творил в России. Его научной работе не смогли помешать ни репрессии, ни война, ни острые проблемы со здоровьем.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Нацистская верхушка: семейные хроники

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Нанкинская резня (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XIX вв.

«Утро стрелецкой казни» Сурикова

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Тува — республика, поглощённая Россией

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Венгерское восстание: Жуков против контрреволюционеров

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

История любви: Генрих VIII и Анна Болейн

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Дело лейтенанта Шмидта

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Зимний пейзаж после боя

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Нацистская верхушка: семейные хроники

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Нанкинская резня (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Коктейль Молотова»

  • Статьи
  • Европа
  • IV-V вв.

Роковая женщина Римской империи

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XIX вв.

«Утро стрелецкой казни» Сурикова

  • Тесты
  • Европа
  • XVII век

«Три мушкетёра»

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 685669
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
  • 📚 Статьи
  • 👀 274483
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
  • 📚 Статьи
  • 👀 263976
Нацистская верхушка: семейные хроники
  • 📚 Статьи
  • 👀 257640
Нанкинская резня (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 219912
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
  • 📚 Статьи
  • 👀 175401
Тува — республика, поглощённая Россией
  • 📚 Статьи
  • 👀 151472
Венгерское восстание: Жуков против контрреволюционеров
  • 📚 Статьи
  • 👀 145150
История любви: Генрих VIII и Анна Болейн
  • 📚 Статьи
  • 👀 68980
Дело лейтенанта Шмидта
  • 📚 Статьи
  • 👀 54378
Зимний пейзаж после боя
  • 📚 Статьи
  • 👀 685669
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
  • 📚 Статьи
  • 👀 274483
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
  • 📚 Статьи
  • 👀 263976
Нацистская верхушка: семейные хроники
  • 📚 Статьи
  • 👀 257640
Нанкинская резня (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 232636
«Коктейль Молотова»
  • 📚 Статьи
  • 👀 228205
Роковая женщина Римской империи
  • 📚 Статьи
  • 👀 225903
Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб
  • 📚 Статьи
  • 👀 219912
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
  • 📚 Тесты
  • 👀 215913
«Три мушкетёра»
  • 📚 Статьи
  • 👀 200379
Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь

«Тарас Бульба» — читательский дневник (школьникам и студентам)

Слушай онлайн, если не любишь читать!

«Тарас Бульба» — это эпическое произведение, в котором соединены драма, эпос и украинская история. Повесть была написана Николаем Васильевичем Гоголем (она вошла в цикл «Миргород») и издана в 1835 году. Ее неоднократно критиковали за агрессивный образ польской нации, антисемитизм и романтизации насилия. Но так или иначе, «Тарас Бульба» является одним из самых известных произведений XIX века, получившим должное признание среди российских читателей.

О да! Это мое любимое занятие )))

20.45%

Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…

44.56%

Фу, не люблю

27.19%

Книги — а что это вообще такое?

7.79%

Проголосовало: 18172

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Содержание

  1. Когда и где происходят события повести
  2. Главные герои
  3. Сюжет
  4. Афоризмы из произведения
  5. Мое мнение

Когда и где происходят события повести

События «Тараса Бульбы» разворачиваются гораздо раньше времени, когда была написана повесть. Ее действия разворачиваются в первой половине XVII века, в 1637-1638 годах. В это время Украины так таковой еще не было, а Киев и ближайшие к нему города входили в состав Речи Посполитой. В эти годы проходило казацкое восстание, когда казаки требовали освобождения городов от польского влияния и отстаивали свое требование с оружием в руках. Тарас Бульба и его сыновья по сюжету являются членами каказцких полков, вышедших на антипольское восстание.

Главные герои

Центральный персонаж повести – сам Тарас Бульба. Он казак и закаленный многочисленными битвами воин. Превыше всего остального он ставит своих товарищей, и нет для него большей ценности, чем честь и преданность собственному народу.

Также большую роль в произведении играют следующие персонажи:

  • Андрий – младший сын Тараса Бульбы, большой романтик, хотя и отваги ему не занимать;
  • Остап – старший сын Тараса Бульбы, очень гордый молодой человек, настоящий воин;
  • Панночка – польская девушка, очень красивая и немного надменная, возлюбленная Андрия;
  • Татарка — служанка Панночки, старается помочь своей хозяйке во время осады города и приводит к ней Андрия.

Эпизодически появляется жена Тараса Бульбы и мать двух его сыновей – уже немолодая женщина, которая очень переживает за своих родных, но, несмотря на это, отпускает их на войну.

Сюжет

Тарас Бульба – суровый казак, который больше всего на свете ценит свою родину, своих товарищей и свою честь. Он строго воспитал двух своих сыновей и позаботился об их образовании – и Остап, и Андрий хорошо окончили семинарию в Киеве. После завершения обучения они вернулись к отцу, чтобы вместе с ним поехать в Запорожскую Сечь и стать настоящими воинами.

Весте с другими казаками Тарас Бульба и его сыновья покидают Запорожскую Сечь, чтобы напасть на захваченный поляками город Дубно. Они окружают город и держат его в осаде, оставив там голодающих жителей и ожидая, что они сдадутся. Остапу и Андрию очень некомфортно в такой обстановке, они не уверены, что то, что они делают – это правильно.

Однажды Андрий в степи встречает татарку. Это служанка его возлюбленной панночки, с которой они познакомились в годы его обучения. Татарка молит Андрия о куске хлеба, говоря о том, что люди в городе умирают. В результате Андрий утаскивает продукты у брата и идет в город. При встрече с панночкой он понимает, как сильно любит ее. Андрий решает отречься от казаков и своих родных для того, чтобы до последнего вздоха быть рядом с любимой и защищать ее.

Тарас Бульба сначала не поверил в предательство сына, но потом он во время одного из боев своими глазами увидел, что Андрий теперь сражается на стороне поляков. Тарас лично убил собственного сына, а Остапа пленили враги.

Через некоторое время Остапа казнили в Варшаве. Так Тарас Бульба лишился обоих сыновей. Потерявший тех, кто был ему очень дорог, он возглавил казацкое войско и пошел по польским землям, сжигая один город за другим. В своей последней битве Тарас Бульба попал в плен к врагам. Он успел крикнуть свои товарищам, как им спастись, перед тем, как его сожгли на костре. Побеждённые казаки же навсегда сохранили память о жестоком, но верном атамане.

В повести об этом уже не говорится, но восстание против поляков 1637-1638 годов было подавлено. Положение казаков после этого резко ухудшилось. В течение следующих лет, до следующего восстания, казачество находилось в крепкой польской власти и не имело многих прав.

Афоризмы из произведения

Также я хотел бы обратить внимание на несколько известных афоризмов из «Тараса Бульбы» и рассказать, как именно я их понимаю:

  1. «…Но неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот…» — речь идет о том, что наша судьба никогда нам неизвестна. Мы не знаем, какие испытания готовит нам жизнь, и не сможем этого узнать при всем своем желании.
  2. «…Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!..» — Тарас Бульба и другие казаки были верны своей родине и своей вере. Настолько, что они значили для них куда больше, чем собственная семья – в этом и была их сила.
  3. «…Есть ещё порох в пороховницах?..» — это выражение завуалирована описывает то, что даже если человек уже стар и не силен физически, то благодаря силе своего духа он еще на многое может быть способен.
  4. «…Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна!..» — эти слова Андрий сказал панночке, отрекаясь от казачества. Ими он показал, что его ценности изменились, и любовь к девушке у него оказалась сильнее верности своему народу.

Еще одна очень значимая цитата из повести: «…Я тебя породил, я тебя и убью!…». С этими словами Тарас Бульба убивает своего сына Андрия, считая того предателем. Ими он подтверждает, что считал сыновей своей собственностью и не допускал, что у них могут быть свои желания и свои ценности.

Мое мнение

Я считаю, что сам Тарас Бульба – очень неоднозначный персонаж. Да, он был храбрым воином и до последнего сражался за своих товарищей. Но если он был готов погибнуть, спасая других казаков, то для собственных сыновей он не пожелал этого сделать. Он присутствовал на казни Остапа, но не пришел повидаться с ним на рассвете, хотя ему это было позволено. Андрия же он хладнокровно убил, не желая допускать того, что его сын имел право на собственные чувства и любовь. Судьба Тараса Бульбы трагична, но она вполне соответствует той системе ценностей, которую он сам для себя выбрал.

Василина Ермолаева

Автор экспертных текстов для сайта «Знания!»

Задать вопрос

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

Тарас Бульба | Apple TV (CY)

Тарас Бульба | Apple TV (китайский)

Тарас Бульба Николая Гоголя, Мягкая обложка

1

«Повернитесь и дайте мне взглянуть на вас! Какой вид! Что на тебе там, ряса священника что ли? Так ты бегаешь по своей академии?

Такими словами приветствовал старик Бульба своих двух сыновей, которые, окончив семинарию в Киеве, приехали домой к отцу. Сыновья только что слезли с лошадей. Это были крепкие молодые люди с угрюмым взглядом, который можно увидеть у всех недавно освобожденных семинаристов. Их крепкие, здоровые лица были покрыты первым пушком, которого еще не коснулась бритва. Смущенные тем, как их встретил отец, они угрюмо смотрели в землю.

«Подожди, подожди! Дай мне хорошенько на тебя взглянуть!» – продолжал Бульба, переворачивая их. «Что это за длинные туники на тебе, если их вообще можно так назвать? Я никогда не видел подобного! Сделай несколько шагов — клянусь, они попадут тебе между ног, и ты полетишь!

«Не смеши нас, папа!» — наконец сказал старший из мальчиков.

«Посмотрите, какой он высокий и могучий! И почему бы мне, скажи на милость, не посмеяться над тобой?

«Потому что… . . хоть ты и мой папа, но если будешь надо мной смеяться, то, ей-Богу, я тебя изобью!»

«Ха! Ты чертов сын сам-знаешь-чего! Твой собственный отец? — крикнул Тарас Бульба, отшатываясь от удивления.

«Да, хоть ты и мой отец. Оскорби меня, и мне все равно, кто ты!»

«Так как ты хочешь драться, на кулаках?»

«Как хочешь!»

«Ну, тогда покажи мне свои кулаки!» — сказал Тарас Бульба, засучивая рукава. «Хотел бы я посмотреть, что ты за человек с кулаками!»

Отец и сын вместо того, чтобы поприветствовать друг друга после долгой разлуки, начали наносить друг другу удары в живот и грудь, отступая, чтобы сверлить друг друга взглядами, а затем снова атаковать.

«Соседи, односельчане!» — закричала бледная, изможденная мать мальчиков, стоявшая на пороге и не успевшая обнять любимых детей. «Старик сошел с ума! Его разум сошел с ума! Пацаны приходят домой, мы их не видели больше года, а что он делает? Лети на них с кулаками!»

«Хорошо дерется, этот!» Бульба ахнул, остановившись на мгновение. «Ей-богу, он хорошо сражается!» — продолжил он, переводя дыхание. — Настолько хорошо, что лучше бы я не испытывал его. Из него выйдет хороший казак! Приветствую тебя, сын мой! Давай целоваться!»

И отец с сыном поцеловались.

«Молодец, мой мальчик! Вы можете взять верх над любым мужчиной, если пойдете на него так же, как на меня! Не проявляй милосердия ни к кому. Но я все еще думаю, что ты одет в самую странную одежду, которую я когда-либо видел! Что это за веревочка там висит? И ты, — крикнул он, обращаясь к младшему сыну. «Ты, великий падишах, что ты стоишь с опущенными руками?* Собачий сын, ты меня тоже не ударишь?»

* Падишах = «Великий император». Титул султана Турции.

«Что он подумает дальше?» – выдохнула мать, обвивая мальчика руками. «Он хочет, чтобы его собственная плоть и кровь подняли на него руку! Это все, что нам нужно! Мальчик молод, проделал долгий путь и, должно быть, утомлен!» (Мальчику было около двадцати, а рост был намного выше шести футов.) «Ему нужно отдохнуть и немного поесть, а старый дурак хочет сразиться с ним!»

«Ты сопляк, я вижу!» — сказал Бульба. — Не слушай маму, мой мальчик! Она женщина, она ничего не знает! Для чего нужна сладость? Чистое поле и хороший конь, вот и вся сладость, которая вам нужна! Ты видишь эту саблю? Эта сабля — твоя мать! Они забили вам головы грязью, вот что они делали! И семинария, и все эти книжечки, и буквари, и философия, и черт знает что еще — плюю на все это! И Бульба вставил слово, которого не может быть в печати. «Что мне следует сделать, так это послать вас на той же неделе в Запорожье. Там ты получишь образование. Там ты действительно чему-то научишься!»

«Мальчики остаются дома всего на неделю?» – выдохнула обезумевшая мать, глаза ее наполнились слезами. «Бедные мальчики не смогут даже немного повеселиться. У них не будет возможности познакомиться с собственным домом, и я не смогу вдоволь на них посмотреть!»

«Хватит! Хватит ныть, старуха! Казаки не казаки, чтобы с бабами дружить! При малейшем шансе ты бы спрятала их под юбку и сидела бы на них, как наседка. Проваливай, быстро и готовь стол! Выкладываем все что есть! Не надо ни оладий, ни лепешек с маком, ни всяких других нежных мелочей; принеси баранины, козлятины и медовухи сорокалетней выдержки. И хорошей водки, а не этой настойки с изюмом и прочими безделушками! Я хочу, чтобы моя водка была такой прозрачной и пенистой, чтобы она шипела и кружилась, как одержимая!»

* Поселок на Днепре в Украине, где располагался базовый лагерь запорожских казаков, Сеч.

Бульба повел сыновей в переднюю. Две симпатичные служанки с

ожерельями из монет, которые были заняты уборкой, бросили все и убежали. Они, очевидно, были напуганы приездом молодых господ, которые никогда никого не оставляли в покое, или просто хотели придерживаться своих девичьих привычек, визжа и удирая всякий раз, когда видели мужчину, подняв рукава к лицу, пряча их от стыда. . Передняя комната была обставлена ​​во вкусе тех трудных, воинственных времен, когда из-за союза с Польшей вспыхивали сражения и стычки. Живые следы тех дней находят только в песнях и народных эпосах, которые распевают на Украине старики, бородатые, слепые, тихо бренча на бандурах, окруженные толпой*. Все было чисто и ярко раскрашено. На стенах висели сабли, кнуты, ловушки для птиц, рыболовные сети, мушкеты, пороховой рожок с затейливой резьбой, золотая уздечка и уздечка с серебряными подвесками. Окна были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, какие теперь только в старых церквах и через которые можно было видеть, только если приподнять подвижные створки. Красные портьеры висели на окнах и дверях. На полках по углам стояли горшки, бутылки, фляги из голубого и зеленого стекла, богато украшенные серебряные кубки и золоченые кубки всякого ремесла — венецианского, турецкого, черкесского, — многими путями и через многие руки пробившиеся в переднюю Бульбы. , что было обычным делом для тех лихих времен. Березовые лавки шли вдоль стен во всех комнатах. Под иконами в молельном углу стоял массивный стол, а около него печь с множеством выступов и выступов, окруженная теплыми скамьями. Печь была покрыта яркими разноцветными изразцами. Все это было очень знакомо двум молодым людям, которые в прошлом каждый год на каникулах ходили пешком домой пешком, потому что у них еще не было лошадей, а также потому, что не принято было разрешать студентам семинарии ездить верхом. Единственной казачьей традицией, которую они сохранили, был длинный чуб, голавль, за который матерые казаки дергали в шутку.0005

* Бандура — инструмент, похожий на лютню, который украинские барды используют для сопровождения песенных баллад и былин.

† Черкесия — регион на Северном Кавказе.

‡ Украинские казаки брили головы, оставляя только чуб, известный как голавль.

закончили обучение, Бульба прислал им пару молодых жеребцов из своего табуна.

Отпраздновать приезд сыновей Бульба созвал всех казачьих есаулов и всех из своего полка, кто был в пределах досягаемости. И когда его старый товарищ капитан Димитро Товкач пришел с двумя офицерами, Бульба тут же представил им своих сыновей.

«Вот, посмотрите, какие это славные мальчики! Я скоро отправлю их в Сечь.

Гости поздравили Бульбу и двух юношей, заверив, что это хорошая идея, что нет лучшей школы для юношей, чем Запорожская Сечь.

«Ну, братцы, садитесь за стол, где хотите!» — крикнул Бульба и повернулся к своим сыновьям. «Сначала водочки выпьем! Да благословит вас Бог и крепкого здоровья вам двоим! Тебе, Остап, и тебе, Андри! Дай Бог, чтобы в битве всегда сопутствовала тебе удача, с язычником ли, с турком ли, с татарским ли врагом сражаешься. А если чертовы поляки начнут заговор против нашей религии, то и их лупить! Давай, подай мне свою чашку! Хорошая водка, не так ли? Итак, как сказать «водка» на латыни? Ха! Ну, сын мой, дураки были те римляне, они и не знали, что есть водка! Как звали еще того парня, который писал латинские частушки? Я не очень грамотный человек, так что это не приходит ко мне прямо сейчас. Это был Гораций или что-то в этом роде?

«Ха, это мой отец для тебя!» — подумал Остап, старший из двух мальчиков. «Нет ничего, чего бы не знал старый негодяй, и все же делает вид, что не знает».

– Меня бы удивило, если бы архимандрит в семинарии дал вам хоть глоток водки, – продолжал Тарас. другие ваши казачьи части! И, возможно, чем умнее вы становились, тем больше вам удавалось отведать девятихвостого кота. И

* Архимандрит: настоятель русского православного монастыря или группы монастырей.

не только по субботам, я уверен, но и по средам и четвергам!

– Нечего вспоминать, что было, папа, – хладнокровно ответил Остап. «То, что было, теперь прошло и ушло!»

«Хотел бы я посмотреть, как они что-нибудь попробуют прямо сейчас!» — сказал Андри. «Я так хотел бы увидеть, как кто-нибудь попытается прикоснуться к нам. Пусть какая-нибудь татарская собака перейдёт мне дорогу, и я научу её, что такое казачья шашка!»

«Хорошо сказано, сын мой! Ей-богу, хорошо сказано! Когда придет время, я поеду рядом с тобой, ей-богу! Какого черта я должен сидеть здесь? Значит, я могу сеять гречку? Значит, я могу вести хозяйство, пасти овец и свиней и помогать старухе с ее шитьем и рукоделием? Черт с ней! Я казак и ничего этого не потерплю! Ну и что, если войны не будет, я с вами в Запорожье покатаюсь повеселится, ей-Богу!

Старый Бульба все больше разгорячался и, наконец, впал в ярость. Потом он встал из-за стола, успокоился и топнул ногой.

«Мы уезжаем завтра! Нет смысла медлить! Какого врага мы можем здесь раскопать? Для чего нам нужен этот дом? Зачем нам все эти горшки?» Он начал бить горшки и бутылки кулаком и швырять их через комнату. Его бедная жена, привыкшая к порывам мужа, грустно смотрела с места, где сидела на скамейке. Она не смела открыть рта, но, услышав его решение, столь страшное для нее, не могла сдержать слез. Она смотрела на своих сыновей, с которыми ей так скоро грозила разлука, и никто не может описать той немой силы печали, которая дрожала в ее глазах и на ее судорожно сжатых губах.

Бульба был на редкость упрямым человеком. Это был персонаж, который мог родиться только из сурового XV века в этом полукочевом уголке Европы, когда весь первобытный юг России, покинутый своими князьями, был опустошен и оставлен в руинах безжалостным натиском монгольские мародеры; это было время, когда человек, выгнанный из дома и дома, становился бесстрашным, когда он поселился в обугленных развалинах перед лицом ужасных соседей и нескончаемой опасности, научившись смотреть им в глаза и разучившись тому, что в мире существует страх ; когда пламя войны охватило древний миролюбивый славянский дух, и было введено казачество, этот широкий, бушующий размах русского характера, и когда казаки, число которых никто не знал, пустили корни по рекам, на переправах и на насыпях . А когда турецкий султан спросил, сколько там казаков, ему ответили: «Кто его знает! Они разбросаны по всей нашей степи. За каждым сорняком ты найдешь казака и его коня!» Это было поистине необыкновенное явление русской мощи, возникшее из народного сердца огненной нищеты. Вместо прежних государевых княжеств, состоявших из городков охотников и звероловов, вместо мелких князей, ссорившихся и торговавших с этими городами, на их месте вырастали грозные казачьи слободы и остроги, связанные общей опасностью и ненавистью к иноверным мародерам. Мы знаем из наших учебников истории, как бесконечные стычки и беспокойная жизнь казаков спасли Европу от неудержимых иноверческих нападений, грозивших ей свергнуть.

Польские короли, сменившие удельных князей, оказались владыками этих обширных земель. Какими бы далекими и слабыми они ни были, эти короли понимали важность казаков и преимущества, которые можно было получить от казачьей жизни, состоящей в войне и обороне. Польские короли ободряли и льстили казакам, а при их отдаленном правлении гетманы, избранные из числа самих казаков, превратили их дворы и избы в военные бастионы. У них не было дисциплинированной и организованной армии — в ту эпоху их не было. Но в случае войны и призыва к оружию, в течение восьми дней и ни дня более каждый казак являлся в полном вооружении на своем коне, получая в уплату от царя только один золотой червонец, а в течение двух недель приходило войско. вместе, подобных которым не могла собрать никакая вербовочная сила. По окончании похода воины возвращались на свои луга и поля у переправ через Днепр, ловили рыбу, торговали, варили пиво, были вольными казаками. Иностранцы того времени были поражены поистине необычными способностями казака. Не было ремесла, которым бы он не владел. Он умел перегонять водку, запрягать телегу и молоть порох; он был знатоком кузнечного дела и работы по металлу; и вдобавок ко всему этому он мог беззаботно пировать, пить и кутить, как может только русский.

Помимо реестровых казаков, считавших себя обязанными явиться во время войны, можно было в случае крайней необходимости собрать толпы нетерпеливых добровольцев. Казачьему есаулу достаточно было пройти по базару или по станичной площади и крикнуть во весь голос: «Эй вы, пивовары! Хватит вам варить пиво и валяться на лежаках и кормить мух своими жирными тушами! Отправляйтесь на поиски рыцарской славы и чести! Вы, пахари, сеятели гречихи, пастухи и ловчие женщин! Хватит ходить за плугом, шлепая по грязи в желтых сапогах, и ползать к бабам под одеялом, растрачивая свою рыцарскую силу! Пора и себе казацкой славы заслужить!» И эти слова были подобны искрам, падающим на сухое дерево. Пахаря бросил свой плуг, пивовар толкнул свои кадки и разбил свои бочки, ремесленники и лавочники послали к черту все свои ремесла, все свои запасы и все горшки в своих домах. На его коня лезли все и вся. Словом, русский характер принял широкий и могучий размах.

Тарас был одним из настоящих старых командиров. Он был создан для тревог войны и выделялся грубой прямолинейностью своего нрава. В те дни влияние Польши уже начало сказываться на русском дворянстве. Многие переняли польские обычаи, выставляя напоказ большую пышность, держа поразительное количество слуг, соколов, егерей, пиров и дворцов. Тарас не жаждал этих великолепий. Он любил простую казачью жизнь и ссорился с товарищами, тянувшимися к варшавской фракции, обвиняя их в лакеях польских дворян. Он был вечно беспокоен. Он видел себя законным защитником русской православной веры. Он быстро входил в деревни всякий раз, когда люди жаловались на притеснения со стороны помещиков и повышение налогов на дымоходы. Он и его казаки устроили расправу. Тарас жил по правилу, что всегда был готов обнажить шашку в трех случаях: когда комиссары не оказывали полного почтения к казацкой старшине, как, например, не снимали в их присутствии шапок; когда кто презирал русскую православную веру и родовые законы; и, само собой разумеется, когда он сталкивался с язычниками или турками, против которых он считал уместным всегда тянуться к своей сабле во имя христианского мира.

Теперь Тарас Бульба с удовольствием предвкушал, как он появится на Сечи с двумя сыновьями и скажет: «Смотрите, каких молодцов я вам привожу!» и как он представит их всем своим старым, закаленным в боях товарищам. Он видел себя наблюдающим за первыми подвигами мальчишек в военном искусстве и в кутежах, которые тоже считал одной из главных рыцарских добродетелей. Первоначально он намеревался отправить своих сыновей в Сечь одних, но их молодость и энергия, их сила и физическая красота воспламенили в нем воинственный дух, и он решил сам отправиться с ними на следующий же день, хотя единственным аргументом в пользу такого поступка была его упрямая воля. Он уже метался, отдавая распоряжения, выбирая лошадей и упряжь для сыновей, посещая конюшни и амбары, подбирая слуг, которые назавтра выезжали с ними. Он оставил капитана Товкача ответственным, вместе с строгим приказом, чтобы Товкач явился со всем полком, как только он пришлет известие из Сечи. Тарас Бульба ничего не забыл, хотя был еще в приподнятом настроении и хмель бурлил в голове. Он даже приказал напоить лошадей и насыпать им в ясли самую лучшую и крепкую пшеницу. И вернулся домой усталый от всей своей беготни.

«Ну что, мои мальчики! Сейчас пора отдохнуть, а завтра мы займемся тем, что Бог сочтет нужным послать нам! Нет, не надо чинить наши кровати! Кровати нам не понадобятся — будем спать во дворе!

Ночь едва обняла небо, но Бульба всегда рано ложился спать. Он лег на ковер и накрылся тулупом, потому что ночной воздух был довольно прохладен и потому что он любил спать как можно теплее, когда был дома. Вскоре он захрапел, и весь двор последовал его примеру. Все, кто свернулся калачиком в разных углах, захрапели и засвистели. Первым уснул сторож, потому что он больше всех выпил в честь возвращения молодых господ.

Только бедная мать не могла думать о сне. Она склонялась над подушками своих милых сыновей, лежавших рядышком, и расчесывала их молодые взлохмаченные локоны, смачивая их слезами. Она смотрела на них всем своим существом, всеми своими чувствами. Она смотрела на них всем сердцем и не могла наглядеться. Ее грудь вскормила их, она взрастила их, лелеяла, и теперь ей суждено было увидеть их лишь на мгновение. «Мои сыновья, мои любимые сыновья! Что с тобой будет? Какая судьба вас ждет?» — прошептала она, и ее слезы остановились в морщинах, преобразивших ее когда-то красивое лицо. Она и в самом деле была печальной фигурой, как и все женщины того далекого века. Она только мгновение жила любовью, в первых пламенах страсти, в первых пламенах юности, — и уже ее суровый обольститель отвернулся от нее в пользу своей шпаги, своих товарищей и их кутежа. В один год она видела своего мужа два или три дня, а затем проходили многие годы, в течение которых она ничего о нем не слышала и не видела. И даже когда она видела его, когда они жили вместе, что это была за жизнь? Ей приходилось терпеть его оскорбления и побои. Единственные ласки, которые она знала, подавались ей как милостыня; она была как бы странным существом среди этой мешанины безженных рыцарей, на которых рассеянное Запорожье бросило свою мрачную тень. Промелькнула ее безрадостная юность; ее красивые свежие щеки и груди, преждевременно покрывшиеся морщинами, увяли без поцелуев. Вся ее любовь и чувство, все нежное и страстное в женщине превратилось в материнскую любовь. С огнем, страстью и слезами она парила над своими детьми, как чайка. Ее сыновей, ее любимых сыновей теперь отнимали у нее, увозили, и она никогда больше не увидит их! Кто знает, может быть, татарин отрубит им головы, когда они в первый раз поедут в бой, и она никогда не узнает, куда были брошены их тела, где их плоть клевали придорожные хищные птицы. Она была готова пожертвовать всем, что у нее было, за каждую каплю их крови. Рыдая, она смотрела им в глаза, которые всесильный сон начинал смыкать, и думала: «Может быть, когда Бульба проснется, он сможет отсрочить их отъезд на день или два. Возможно, именно выпивка заставила его задуматься о том, чтобы уйти так рано.

Луна с небесной высоты осветила весь двор, полный спящих мужчин, и густые заросли вербы и высокой степной травы, охватившие частокол вокруг двора. Она сидела у голов своих милых сыновей, не сводя с них глаз ни на мгновение и не помышляя о сне. Лошади, почувствовав приближение рассвета, перестали пастись и легли на траву. Верхние листья вербы зашептались, и постепенно шепот стал опускаться. Она просидела так до рассвета, ничуть не уставшая, в глубине души желая, чтобы ночь продлилась намного дольше. Из степи донеслось нежное ржание жеребенка. По небу тянулись красные полосы.

Бульба вдруг очнулся и вскочил на ноги. Он вспомнил все, что приказал сделать прошлой ночью.

«Ну, ребята, вы выспались! Давай, пора идти! Поите лошадей! Где старуха?» (Так он обычно называл свою жену.) «Пошевеливайся, старуха! Приготовьте нам что-нибудь поесть — у нас впереди длинная дорога!»

Бедная старушка, лишенная последних надежд, уныло поплелась в избушку. Рыдая, она занялась приготовлением завтрака, а Бульба, выкрикивая приказы, направился в конюшню, чтобы выбрать лучшие уздечки для лошадей своих сыновей. Молодые студенты семинарии претерпели значительные изменения. Вместо старых, заляпанных сапог на них были теперь новые, красные, из сафьяна, укрепленные серебряными заклепками, а штаны широкие, как Черное море, с тысячей складок и складок, подпоясанные золотым кушаком, из которого висела длинная лямка с кисточками и прочими безделушками и к которой были привязаны их пороховые рожки. Их алые казачьи куртки, сукно яркое, как огонь, были подпоясаны витиеватыми поясами, в которые были воткнуты турецкие пистолеты с богатой резьбой. Их сабли качались против их ног. Лица их, мало обожженные солнцем, казались красивее и белее, а молодые черные усы как-то подчеркивали бледность здорового, крепкого цвета их юности. Их лица под высокими черными овечьими шапками с золотым верхом бросались в глаза. Бедная их мать! Она смотрела на них и не могла произнести ни слова, слезы застыли в ее глазах.

«Ну, сыночки, все готово! Нет смысла задерживаться!» Бульба, наконец, произнес. «Теперь, по христианскому обычаю, мы должны сесть вместе в последний раз, прежде чем уйти».

И все дружно сели, даже лакеи, благоговейно стоявшие у дверей.

«Благослови своих детей, Мать!» Бульба рассказал жене. «Моли Бога, чтобы они сражались с доблестью, чтобы они всегда защищали свою рыцарскую честь и чтобы они всегда боролись за Истинную Веру, — ибо, если не будут, то лучше бы им не ходить по земле! Идите к матери, сыны мои: молитва матери может спасти человека и на воде, и на суше».

Слабая и рыдающая мать обняла их так, как может только мать, и повесила им на шею две маленькие иконы.

«Пусть Богородица. . . защищать тебя . . . и не забывайте свою мать, мои дорогие сыновья. . . скажи мне, что ты здоров. . . ». Она не могла говорить дальше.

«Вперед, мои мальчики!» — крикнул Бульба.

Оседланные лошади стояли перед дверью. Бульба прыгнул на Дьявола, который вдруг свернул в сторону, почувствовав на спине двадцатипудовый груз, ибо Бульба был необыкновенно толст и мускулист.0005

Когда мать увидела, что ее сыновья уже оседлали лошадей, она бросилась к младшему, в чертах которого еще сохранялась какая-то нежность. Она ухватилась за стремя и вцепилась в его седло дес-

* Пуд — русская единица веса, равная примерно тридцати шести фунтам.

операция в ее глазах. Два здоровенных казака осторожно оттащили ее и внесли в дом. Но когда они выезжали из ворот, она выскочила с невообразимой в ее годы легкостью дикой козы, с непостижимой силой удержала одну из лошадей и с слепой, безумной горячностью обняла сына. Ее снова внесли в дом.

Молодые казаки поехали печально, сдерживая слезы от страха перед отцом, который сам был встревожен, хотя и старался не показывать этого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *