Пересказ рассказа «Певцы» Тургенева И.С.
План пересказа
1. Описание хозяина кабака и его заведения.
2. Описание посетителей кабака. Спор на лучшее исполнение песни.
3. Пение рядчика из Жиздры.
4. Победа Якова Турка.
5. Пьяный разгул в кабаке.
Пересказ
Сельцо Колотовка, когда-то принадлежавшее помещице, прозванной Стрыганихой, а ныне принадлежащее какому-то петербургскому немцу, стоит на скате голого холма, рассеченного страшным оврагом. У самого начала оврага стоит небольшая избушка, покрытая соломой. Это кабак, прозванный «При-тынным». Посещается он часто из-за целовальника (продавца в кабаке) Николая Иваныча. Этот некогда стройный и кудрявый парень, а теперь необычайно толстый, поседевший мужчина с заплывшим лицом уже более двадцати лет проживает в Колотовке. Он человек расторопный и сметливый, не отличается говорливостью или особенной любезностью, но обладает даром привлекать и удерживать у себя гостей. Он знает толк во всем, что важно или занимательно для русского человека. Знает на сто верст вокруг, что делается, и никогда не пробалтывается, и не показывает даже, что знает. Соседи его уважают, он человек с влиянием. Он женат, и есть дети. Жена, бойкая мещанка, в последнее время тоже растолстела, как и муж. Он во всем на нее полагается. Пьяницы-кутилы ее боятся.
В жаркий июльский день рассказчик подходил к кабачку и услышал разговор: Яшка-Турок, лучший певец в околотке, петь будет на спор. Описывается внутренне устройство кабачка: светлая изба разделена надвое перегородкой, в ней над широким дубовым столом проделано большое продольное отверстие. На этом столе, или стойке, продается вино. За стойкой стоял Николай Иваныч. Он наливал вино только что вошедшим Морга-чу и Обалдую. Посреди комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех, одетый в долгополый кафтан голубого цвета. Все его лицо говорило, что это человек страстный и впечатлительный. Он находился в большом волнении.
Напротив на лавке под образами сидел соперник Яшки -рядчик из Жиздры. Это был невысокого роста плотный мужчина лет тридцати, рябой и курчавый, с живыми карими глазками и жидкой бородкой. На нем был новый, тонкий армяк из серого сукна, алая рубаха и щегольские сапоги с оторочкой. Рассказчик взял пиво и сел возле него. Начали решать, кому первым петь. Кинули жребий, выпало рядчику. Рассказчик делает отступление, описывая противников. Обалдуй, настоящее имя которого было Евграф Иванов, был загулявший холостой дворовый человек, от которого отстали даже его хозяева. Он, не имея никакой должности и не получая жалованья, находил средства каждый день покутить на чужой счет.
Моргач, настоящего его имени никто не знал, когда-то был кучером у старой бездетной барыни, но сбежал с лошадьми, а через год вернулся уже хромой, вымолил прощение у своей барыни и через несколько лет примерного поведения выбился в приказчики. После смерти барыни каким-то образом был отпущен на волю, приписался в мещане, разбогател и живет теперь припеваючи. Он осторожен и в то же время предприимчив, как лисица, болтлив, хотя никогда не проговаривается. Он счастлив и верит в свое счастье. Он вообще очень суеверен. Вся его семья — это один сынишка, в котором он души не чает.
Яков, прозванный Турком, потому что происходил от плененной турчанки, был в душе художник, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца. Судьба рядчика осталась для охотника неизвестной, «он показался изворотливым и бойким городским мещанином». Дикий-Барин (настоящее имя его было Перевлесов) производил впечатление грубой, тяжелой, неотразимой силы. Сложен он был неуклюже. Никто не знал, откуда он попал в этот уезд и какого он сословия. Никто не мог сказать, чем он живет, каким ремеслом занимается. Он ни к кому не ездил, ни с кем не знался, а деньги у него водились. Он жил тихо, словно никого вокруг не замечая, но пользовался огромным влиянием во всей округе. Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение. В нем была смесь какой-то врожденной, природной свирепости и такого же врожденного благородства.
Итак, рядчик запел высочайшим фальцетом. Голос у него был довольно приятный, хотя и несколько сиплый. «Он играл и вилял этим голосом, как юлою, беспрестанно заливался и переливался сверху вниз и беспрестанно возвращался к верхним нотам, которые выдерживал и вытягивал с особенным стараньем, умолкал и потом вдруг подхватывал прежний напев с какой-то залихватской, заносистой удалью». Он пел веселую плясовую песню, и все слушали его с большим вниманием. Обалдуй с Моргачом начали вполголоса подхватывать. Когда, обливаясь потом, он закончил, Обалдуй кинулся ему на шею, а Яков, как сумасшедший, закричал: «Молодец, молодец!»
Наступила очередь Якова. Он встал и закрылся рукой. Когда он открыл лицо, все увидели, что он бледен и глаза его мерцают. Он глубоко вздохнул и запел. Сначала казалось, что голос его залетел случайно в комнату. Но понемногу разгорячалась и расширялась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», — пел он, и всем сладко становилось и жутко. В его голосе была неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Яков пел, совершенно забыв про своего соперника, про всех остальных. От каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, к глазам у всех подступали слезы.
Когда он закончил петь, все стояли оцепенев. Рядчик тихо встал и подошел к Якову: «Ты… твоя… ты выиграл», — и выбежал из комнаты. Все разом заговорили, поздравляли Якова, а он наслаждался победой, как дитя. Рассказчик, боясь испортить впечатление от песни, вышел. Добрался до сеновала и лег на траву, все еще чувствуя песню.
Проснулся он, когда уже стемнело, и, выйдя на улицу, услышал, как из кабака доносится нестройный, смутный гам. В окно он увидел, что все там пьяны, в том числе и Яков… Воздух был наполнен тенями ночи…
Краткое содержание «Певцы» за 1 минуту и подробно за 3 минуты
⭐⭐⭐⭐⭐ «Певцы» за 1 минуту и подробно за 3 минуты.
В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Певцы», автор ярко описал от первого лица колоритных жителей и их самобытный мир.
События рассказывает барин-охотник.
Содержание
Очень краткий пересказ рассказа «Певцы»
Барин, возвращаясь с охоты, проходил через село, в котором был кабак. Он узнал, что там будет спор между городским рядчиком и местным работягой о том, кто лучше поет. В ходе мероприятия рассказчик обратил внимание на местных посетителей, некоторые из них особо привлекали его внимание.
Первым выступал по жребию городской рядчик, все были очарованы его пением. Потом запел Яшка-Турок, и потряс всех своим чувственным исполнением до глубины души, настолько, что все начали плакать, а кто-то и вовсе зарыдал. Рядчик ретировался из кабака, проиграв Яшке порцию пива, а в заведении продолжилось веселье.
Рассказчик решил уйти из кабака, так как не хотел испортить впечатление от увиденного, отправился на сеновал, чтобы переждать жару и продолжить путь домой. Когда он просыпается, то видит, что в кабаке все еще продолжается гуляние, и Яшка уже сильно пьяный что-то еще поет хриплым голосом в неприглядном виде. Барин продолжает путь и слышит, как вдалеке мальчишеский голос настойчиво и протяжно зовет Андропку.
Главные герои и их характеристика:
- Рассказчик – барин, возвращается домой с охоты, заинтересовался местными событиями в кабаке «Притынный».
- Яшка-Турок – молодой парень-работяга двадцати трех лет, худощавого телосложения, был рожден от пленной турчанки, поэтому и получил такое прозвище.
- Рядчик – мужчина, который прибыл из города Жиздра, ему тридцать лет, невысокого роста «рябой и курчавый», с красивым голосом.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Дикий-Барин (Перевлесов) – мужик сорока лет, с татарскими глазами, широким лицом, крепким телосложением, всегда угрюмый.
- Моргач – раньше был кучером, но благодаря своей смекалке и хитрости стал мещанином, найдет подход к каждому человеку ради своей выгоды.
- Жена Николая Ивановича – степенная женщина в возрасте, похожа по манерам и характеру на своего мужа, вежливая, ко всем относится с уважением.
- Николай Иванович – местный целовальник (продавец спиртного), владелец известного в округе кабака «Притынный».
Мужчина не отличался болтливостью, был всегда приветлив с посетителями, иногда раздавал мудрые советы, но при этом был эгоистичен, и всегда в первую очередь думал о себе.
- Обалдуй (Евграф Иванов) – бездельник и выпивоха, который мало кому нравился, но все его почему-то поили и слушали его истории, всегда присутствовал на всех гуляниях.
Краткое содержание рассказа «Певцы» подробно
В один из жарких июльских дней барин возвращался с охоты и довелось ему пройти через знакомую деревню Котловка. Здесь располагался известный на всю округу кабак «Притынный», владельцем которого был местный целовальник Николай Иванович. Сюда приходили, чтобы отдохнуть, поделиться новостями, развлечься и спросить совета.
Барин тоже решил зайти в бар, чтобы утолить жажду, и попал именно в тот момент, когда в кабаке намечался спор. Суть спора была в том, чтобы определить, кто поет лучше. Участниками данного «соревнования» были обычный рабочий Яшка-Турок и городской рядчик из Жиздры. Призом была большая порция пива. Барин заинтересовался этим мероприятием и решил остаться, чтобы посмотреть, так как был наслышан про талант молодого парня, ведь Яшка по прозвищу Турок был по душе художник и опытный певец.
Среди посетителей кабака присутствовали особые гости, которые заинтересовали своим видом и поведением рассказчика: Дикий-Барин был ценителем пения, ходил всегда угрюмый и задумчивый; Моргач местный мещанин, который раньше был крестьянином, но благодаря своей расчетливости и хитрости, стал приказчиком, «разбогател и живет себе» припеваючи; Обалдуй – Евграф Иванов загулявший холостой человек, был местным бездельником-выпивохой,
Чтобы определить, кто первым будет выступать, было решено кинуть жребий. По результатам начинал гость, пел веселую плясовую. Когда рядчик запел, присутствующие в кабаке были в восторге от его голоса, наслаждались пением и подачей. Когда пришла очередь петь Яшке-Турку, он немного замялся, но с каждой секундой его голос становился пронзительнее и чувственнее. Яков пел душевно, он настолько потряс собравшихся, что даже суровые мужчины не могли сдержать чувств, а женщины просто заливались слезами.
Соперник Яшки рядчик из Жиздры, сначала был уверен в своей победе. Но после состязания рядчик признает поражение и решает уйти из заведения.
Тем временем, Николай Иванович от себя подарил Якову еще одну порцию пива, и в кабаке начался настоящий пир.
Барин-охотник не стал долго задерживаться, чтобы не испортить впечатление от увиденного и услышанного и отправился на сеновал, чтобы переждать жару. Когда он проснулся, то увидел, что в кабаке все еще продолжалось бурное веселье. Рассказчик начал спускаться с холма, на котором располагалась Котловка, чтобы продолжить путь домой.
Кратко об истории создания произведения
Рассказ «Певцы» Иван Сергеевич Тургенев написал в 1850г., когда находился в Орловской губернии. Он был настолько впечатлен местными колоритными жителями, их бытом, что решил написать несколько произведений. Автор сначала не имел задумки по созданию цикла, но за несколько лет накопилось много материала. Так появился сборник «Записки охотника», включающий в себя множество рассказов и очерков.
Рассказ «Певцы» был написан примерно в середине цикла, в этот период, Тургенев уже осознанно писал произведения для сборника. Его «записки» издавались в популярном тогда журнале «Современник» и стали настоящим прорывом в русской литературе. Иван Сергеевич подробно описывает образы крестьян со всеми их достоинствами и недостатками, какие они есть. Ему это удается передать особенно хорошо, поэтому читатель живо представляет образы, атмосферу той эпохи и мест, в которых довелось побывать автору.
Концовка «Певцов»
Тургеневские «Певцы» обсуждаются здесь Даниялом Муинуддином. Муинуддин отмечает, что «при написании рассказов самое сложное — это концовка», и поднимает вопрос, почему «Певцы» заканчивают так оно и есть. Чарльз Мэй предлагает здесь ответ, добавляя: «Я думаю, что практически любой образованный человек может прочитать литературный роман, если он или она готовы обработать слова и удерживать их достаточно долго. Я не уверен, что любой человек, каким бы образованным он ни был, может прочитать литературный рассказ, не зная приемов, условностей и приемов формы. Теперь это знание может исходить от учителя или из опыта чтения большого количества коротких рассказов до тех пор, пока условности и приемы не станут усвоенными…»
Признать, что для понимания коротких рассказов вам нужен профессор, чтобы объяснить их вам, было бы то же самое, что признать, что рассказ не является жизненно важной формой популярного искусства — вывод, который я просто не могу принять по эмоциональным причинам. . И разве знание того, как читать роман, не оттачивается также чтением большого количества романов? Если бы я не читал короткие рассказы для удовольствия, когда рос, нуждался бы я сейчас в ком-то, кто бы мне их объяснял? Как я понял – хотя бы на каком-то уровне – первые романы и рассказы, которые я прочитал?
В «Певцах» мы получаем описание унылой деревни, затем некоторые исследования персонажей. Основное действие — песенное состязание в таверне с кружкой пива в качестве ставок. Все певцы чрезвычайно эксцентричны в самых разных отношениях. Один из них выигрывает горшок с пивом. До этого момента содержание рассказа по существу публицистическое, хотя тон лирический и унылый.
Далее происходит такое же изменение настроения, как в последней части концерта. Охотник дремлет на сеновале, просыпается в растерянности, наблюдает, как напились певцы, и, покидая деревню, слышит далекий жалобный крик и ответ двух братьев:
«‘Иди сюда, черт! чертенок!’
‘Что фо-ор?’ ответил другой, после долгой паузы.
‘Потому что папа хочет тебя избить!'»
, как ни странно, не отвечает… Интерпретация Мэй этой концовки, вообще говоря, состоит в том, что стремление к художественной трансцендентности замыкается на себе сознанием неизбежности телесных наказаний — достаточно справедливое замечание, но едва ли исчерпывающее по отношению к истории. эффект.
Я не согласен с тем, что мы знаем, как читать этот рассказ, потому что мы знаем «приемы, условности и приемы формы», по той простой причине, что я не могу придумать другой рассказ, который имел бы аналогичную структуру к «Певцам». Мы умеем читать эту историю благодаря нашему опыту пьянства и летних вечеров, детских страданий и так далее.
Истории содержат собственные инструкции по эксплуатации. В «Певцах» голоса реагируют на другие голоса. Охотник узнает о птицах, слушая их крики, и точно так же этот охотник узнает о людях.
Одна вещь, которую он узнаёт из сопоставления событий в «Певцах», заключается в том, что Россия наполнена огромной бесцельной тоской, но сдерживается физической силой. В ночном воздухе висит вопрос о том, куда движется такое общество. «Очерки из Охотничьего альбома» были широко прочитаны как нападение на крепостное право, и не только людьми, имеющими литературную критическую подготовку. Есть много причин, по которым концовка «Певцов» хороша — если бы их не было, то и не было бы. Но на первом месте стоит ее преследующий эффект: история остается с нами, как и с Муинуддином, заставляя нас анализировать ее все дальше и дальше.
Дым — Введение
Следующая глава
Введение
«Дым» был впервые опубликован в 1867 году, через несколько лет после того, как Тургенев поселился в Бадене вместе со своими друзьями Виардо. Баден в то время был излюбленным курортом для всех кругов русского общества, и Тургенев имел возможность на досуге изучать своих соотечественников, какими они представлялись иностранным критическим глазам. Таким образом, роман является самым космополитическим из всех произведений Тургенева. На завуалированном фоне большого мира европейского общества острой, неуклонной рукой выгравированы маленькие группы представительных русских, членов аристократической и младороссийской партий. Дым, как историческое исследование, хотя и уступает по значимости «Отцам и детям» и «Новине», но имеет большое значение для русских. Ее можно было бы с полным основанием назвать Переходной, ибо поколение, которое она рисует, находилось тогда на полпути между ранним философским нигилизмом-vi- шестидесятых годов и активным политическим нигилизмом семидесятых годов.
Подчеркнуто переходный, однако, как и русский ум времен Дыма, Тургенев, с той способностью, которая отличает великого художника от художника второго разряда, способностью отыскивать и штамповать существенное под спутанными и мимолетными формами, раз и навсегда обнажил коренную слабость славянской натуры, слабость ее воли. Дым есть атака, заслуженная атака не только на Молодую Россию, но и на все партии; не на старых идеях или новых идеях, а на склонности славянской натуры поддаваться всепоглощающей слабости, нравственному застою, лихорадочной скуке, славянской натуре, которая все с силой и блеском анализирует и кончает, так часто ничего не делая. Дым — это нападение, горькое, но сочувствующее, человека, который с растущим отчаянием наблюдал за слабостью своих соотечественников, в то время как он любит свою страну еще больше за ту горечь, которую навлекли на нее их грехи. Дым есть бичевание болтливого поколения человеком, которому до смерти надоела болтовня реформаторов и реакционеров, который наказывает детей за грехи отцов, vii- с презрением из терпения к наследственному пороку. в славянской крови. И на этот раз ни один грубиян не может обвинить автора в пристрастности. «Чума на оба ваших дома», — таково его обращение как к бюрократам, так и к революционерам. И так искусно он владеет ремешком, что каждый удар плети падает на спину обеих сторон.
Успех Smoke был немедленным и большим; но шумиха, охватившая его, была еще больше. Выход книги знаменует собой окончательный разрыв между Тургеневым и партией «Молодая Россия». Молодое поколение так и не простило ему того, что он рисовал Губарева и Бамбаева, Ворошилова и госпожу Суханчикову, — типы, которыми уж больно богаты все революционные или неортодоксальные партии. Или, может быть, Тургенев был прощен за это, когда он был в могиле, месте, где прощение расцветает до позднего совершенства. И все же вина была не на Тургеневе. Нет, его последний роман, «Цева», прекрасно свидетельствует о том, что это «Молодая Россия» была одноглазая.
Пусть здесь будет изложена чистая правда. Дым-viii- не полная картина тогдашней Молодой России; еще не пришло время для этой картины; а раз так, то Тургенев предпринял следующую лучшую вещь, напав на болтунов, шарлатанов и их толпу пустых болтливых последователей, а также на пустые формулы партии laissez-faire.
Но хотя горечь политической жизни сдобряет Дым, хотя пункты ее отправления и прибытия окутаны атмосферой темных и неразрешимых проблем России, тем не менее две центральные фигуры книги, Литвинов и Ирина, не являются политическими фигурами. К счастью для них, по словам Губарева, они-ix-принадлежат «неразвитым». Самого Литвинова можно отстранить от приговора. Это излюбленный тип человека Тургенева, характер, очень близкий его натуре, мягкий, глубокий и отзывчивый. Тургенев часто рисовал такого персонажа; Лаврецкий, например, в «Благородном доме» — двоюродный брат Литвинова, более старший и печальный человек.
Но Ирина — Ирина уникальна; ибо Тургенев усовершенствовал в ней ее тип, пока она не достигла разрушительного колдовства обаяния и утонченности. Ирина навсегда останется в длинной галерее великих творений, улыбаясь той загадочной улыбкой, которая в один миг отняла у Литвинова полжизни и его любовь к Татьяне. Особое торжество ее творения состоит в том, что она сочетает в себе тот точный баланс между добром и злом, благодаря которому хорошие женщины кажутся рядом с ней пресными, а плохие — неестественными. И по натуре неотразимой ее делает вдвойне неотразимой ситуация, которую она воссоздает между собой и Литвиновым. Она страстно желает стать благороднее, обладать всем, что значит для сердца женщины идеал любви; но у нее есть только данная ей власть ослаблять человека, которого она любит. Может-х- она станет для него Татьяной? Нет, ни к кому. Она рождена развращать, но никогда не быть развращенной. Она становится хозяйкой самой себя после первой порции фатального наслаждения. И, никогда не отдавая всего сердца своему возлюбленному, она, тем не менее, остается всегда желанной.
Кроме того, ее остроумие, ее презрение, ее красота защищают ее от всех влияний зла, которые она не использует преднамеренно. Такая женщина столь же стара и столь же редка, как Елена Троянская. Чаще всего встречается у великих фавориток князей, и была она у фаворитки Александра II. что Тургенев смоделировал Ирину.
Из второстепенных персонажей Татьяна представляет собой удивительный образец тургеневского мастерства в полудюжине росчерков пера нарисовать законченный характер. Читатель как будто близко знал ее всю свою жизнь: ее семейную жизнь, ее девичество, ее доброту и индивидуальные пути до мельчайших подробностей; однако она говорит только два или три раза. Потугин — лишь утомленная тень Литвинова, но трудно сказать, насколько это показательная утонченность искусства. Тень этого преждевременно изнуренного человека заранее отбрасывается Ириной на будущее Литвинова. Если бы Тургенев нарисовал Потугина как обычного человека, это значило бы опошлить роман и лишить его искусных пропорций, ибо Потугин — одна из тех призрачных фигур, которые дают светотень блестящему офорту.
Как триумфальный пример непревзойденного технического мастерства, Смоук выдержит самое пристальное внимание. В романе есть легкость и изящество, скрывающие его настоящую силу. Политический аргумент с такой легкостью скользит в любовной истории и из нее, что враждебно настроенный критик совершенно сбит с толку; и в то время как самые замысловатые шаги исполняются перед лицом толпы разгневанных врагов, исполнитель приземляется улыбаясь и в безопасности. Искусство, с помощью которого пагубное увлечение Ирины приводит к фальши, а отчаянное стремление Литвинова к искренности оканчивается исправлением, — искусство, с помощью которого сплетаются эти две нити, пока их смысл не окрашивает слабое политическое послание книги, настолько тонко, что, как шелковая паутина, которая блестит только в первые свежие часы в лесу, не оставляет следов, но становится сном в памяти. А между тем эта книга, в которой есть свежесть ветреного дождя и кружение осенних листьев, есть рассказ о позорной слабости, о страсти, которая убивает, унижает, делает жизнь презренной, как говорит сам Тургенев. Дым — лучший в литературе пример субъективно-психологического исследования страсти, переданного ясно и объективно в терминах французского искусства. Его характер, не скажем, его превосходство, заключается в необычайной ясности, с которой анализируются самые темные психические явления по отношению к обычным ценностям повседневной жизни. Именно в тот момент психологического анализа, где Толстой блуждает и не убеждает читателя, и именно в тот момент, когда анализ Достоевского кажется преувеличенным и неясным, как фигура, вырисовывающаяся в тумане, Тургенев бросает луч света из внешнего во внутреннее. мир человека, и два мира раскрываются в естественной глубине их связи. На самом деле трудно найти среди великих современных художников людей, чей естественный баланс интеллекта, можно сказать, уравновешивает их особую гениальность.