Краткое содержание Некрасов Мороз, Красный нос за 2 минуты пересказ сюжета
Краткие содержания за 2 минуты
- Краткие содержания
- Некрасов Н. А.
- Мороз, Красный нос
В крестьянской избушке беда: умер глава семьи Прокл Севастьяныч. Мать нашла гроб для своего ребёнка, старик-отец отправился рыть могилу в промёрзшей земле. Дарья, супруга покойного, готовит саван.
У крестьянских женщин тяжелая судьба, полная лишений и страданий. Но, несмотря на все тяготы, всё же встречаются такие крестьянки, которые с каждым днём цветут, словно цветы. Они прекрасны в любой убогой и грязной одежде, спокойны на любой тяжкой работе. Как только наступает время праздника, прекраснее их смеха вы не услышите. Они сильны душой и строги в делах. Безделья русские женщины не переносят, ведь только труд может накормить их детей.
К таким крестьянкам относилась и Дарья. Но смерть супруга сломала её, и она никак не могла прийти в себя и постоянно плакала.
Рано утром преданная лошадь везёт тело своего хозяина в последний путь. Мужчина простудился, развозя в мороз товар. Всей семьей его лечили, молились всем святым, но оправиться он так и не смог.
У могилы собрались все соседи. Как и полагается, они вспоминают покойного добрыми словами и жалеют семью, а после все идут по своим делам. Дарья хочет обнять и утешить своих детей, оставшихся сиротами, но нужно скорее бежать за водой и дровами, чтобы отопить избу. Приходится вновь запрягать лощадь и ехать в лес.
Стоило женщине въехать в безлюдный лес, как из её уст излился страшный звериный вой. Рыдая, Дарья начинает рубить деревья. Все мысли её сейчас лишь о Прокле.
И тут в голове вспыхнуло воспоминание о недавнем её сне. Дарью окружило огромное войско, которое внезапно превратилось в поле ржи. Женщина звала мужа для помощи, но Прокл так и не пришёл к ней, оставив её совершенно одну.
Вдруг к женщине подходит Мороз, как раз прогуливающийся по своим владениям. Он зовет несчастную к себе, обещая ей тепло и покой. Дарью начинает укрывать слой инея. Засыпая, она видит последнее лето, когда Прокл был жив. Счастливый муж, дети и ребёнок под сердцем, который должен был родиться уже к этой весне. Только в этот момент к Дарье приходит покой и забвение, которые ей принесла смерть.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Некрасов Н. А.. Все произведения
- Дедушка
- Дедушка Мазай и зайцы
- Железная дорога
- Княгиня Волконская
- Княгиня Трубецкая
- Кому на Руси жить хорошо
- Коробейники
- Крестьянские дети
- Мороз, Красный нос
- На Волге
- Размышления у парадного подъезда
- Русские женщины
- Саша
- Школьник
Мороз, Красный нос.

Сейчас читают
- Краткое содержание Куприн Белый пудель крако и по главам
С первых страниц рассказа мы видим, что все события происходят на Крымском побережье. Перед нами предстают бродячие артисты, среди которых был прелестный пудель Арто
- Краткое содержание оперы Тоска Пуччини
Дж. Пуччини написал оперу «Тоска» на основе пьесы с таким же названием авторства Викторьена Сарду. Драма, в которой главную роль играла Сара Бернар, вдохновила композитора, и он долго добивался права на создание оперы
- Краткое содержание Гаршин Сказание о гордом Аггее Жил-был очень гордый правитель по имени Аггей. Думал, что никого сильнее и мудрее его нет. Пришёл однажды правитель в церковь и услышал проповедь, что настанут времена, когда богатые станут нищими
- Краткое содержание Роллан Жан-Кристоф
В книге рассказывается о нелегкой жизни молодого музыканта Кристофа Крафта. Мальчик родился в семье музыкантов и имел прирожденный талант к музыке.
- Краткое содержание Мериме Венера Илльская
Я направлялся в маленький городок Илль, где намерен был разыскать господина де Пейрорада, большого знатока древностей. Надеюсь, он с удовольствием покажет мне все остатки старины на десять миль в окружности.
Краткое содержание «Мороз, Красный нос» за 3 минуты, по главам за 15 минут
⭐⭐⭐⭐⭐ «Мороз, Красный нос» за 3 минуты и подробно по главам за 15 минут.
Содержание
Очень краткий пересказ поэмы «Мороз, Красный нос»
Зимой в обычной крестьянской семье случилось горе – умер любимый сын, муж и кормилец Прокл. По стечению обстоятельств старому отцу пришлось копать могилу для сына, мать покупала ему гроб и лапти в последний путь. А жена Дарья своими руками шила саван без времени почившему супругу. На её плечи легла тяжёлая доля русской крестьянки, которая на протяжении веков оставалась неизменной.
Но несмотря на сложную судьбу среди женщин русского народа есть сильные и волевые красавицы, от которых невозможно оторвать глаз. Работящие, смелые, способные с достоинством вынести любые тяготы. Самоотверженные матери и любящие жёны. Дарья была такой женщиной, но смерть Прокла обрушилась на неё горестным бременем.
Родные обрядили усопшего, оплакали и похоронили на следующий день. Молодой крестьянин работал, не жалея себя, чтобы семья была сытой, вовремя платил оброк. Летом он трудился в поле, а зимой шёл работать в извоз. Этой зимой он застудился, полдня простояв в снегу, а после этого, уже больной, три дня шёл пешком по морозу. Домой Прокл вернулся в лихорадке и слёг. Народные обычаи, знахари и ворожейки не смогли поставить мужчину на ноги. Тогда Дарья идёт в отдалённый монастырь за помощью иконы, известной целительной силой.
Преодолевая страх и стараясь не обращать внимания на суеверные знаки, женщина добирается до монастыря и с иконой возвращается домой. Но Прокл, умирает, едва дождавшись жены.
После похорон Дарья отправляется за дровами в лес, ведь запасы в избе закончились. В лесной тишине бедная вдова, которая всё время стойко и гордо держалась, даёт волю слезам и душевной боли. Не выпуская из мыслей любимого человека, женщина принимается колоть дрова.
Дарья разговаривает с супругом о будущем, представляет, как весной будет одна работать в поле, а потом убирать богатый урожай. Сетует, как тяжело ей будет без милого, грезит о свадьбе сына Гриши. А затем тяжкое осознание кончины Прокла заставляет её остановиться. Дарья нарубила много дров и стала собираться в путь, но снова задумалась.
В этот миг молодую крестьянку заметил Мороз-воевода, который осматривал свои владения. Он стал хвастать перед красавицей своим величием и могуществом, а затем захотел видеть жену Прокла своей царицей. Обратившись усопшим мужем, Мороз стал целовать закоченевшую женщину, и она поддалась его чарам. Дарья освободилась от своей боли и постепенно забывалась счастливым сном в мёртвой тишине леса.
Главные герои и их характеристика:
- Дарья — молодая крестьянка, вдова усопшего Прокла Севастьяныча. Дарья олицетворяет тип «мощной славянки».
Красивая, работящая женщина, самоотверженная, сильная и гордая, заботливая мать для Гриши и Маши. Носит под сердцем третьего ребёнка. Дарья безмерно любит супруга, чувствует вину за его смерть.
- Прокл Севастьяныч — крестьянин, муж Дарьи, рано умерший от болезни. Молодой мужчина, самый сильный и видный в селе. Прокл жил честным трудом, работал круглый год, чтобы семья не испытывала нужды. Был гостеприимным хозяином, любящим сыном, мужем и отцом, основным кормильцем и «надеждой семьи».
- Мороз-воевода — могущественный чародей, статный и красивый, с косматой бородой. Повелитель метелей и туманов, владыка ледяных дворцов. Любит пугать людей в зимнем лесу. Подарил Дарье долгожданное избавление от тоски по усопшему мужу.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Родители Прокла — высокий, седой старик и его баба, разбитые горем. Старики потеряли единственного сына, самые тяжкие похоронные приготовления легли на их плечи, жизнь этих людей лишилась смысла.
Изо всех сил они старались не поддаваться отчаянию, но смерть Прокла сломила отца и мать.
- Маша — младшая дочь Прокла и Дарьи, сестра Гриши. Красивая «веселушка» с синими глазами и русой косой, любимица подруг.
- Гриша — первенец Дарьи и Прокла Севастьяныча. Помощник семье, добрый и шустрый мальчик, гордость родителей. Старший брат Маши.
- Сидор Иваныч — деревенский голова, староста. Не отличается особым красноречием. По словам Дарьи, является вором.
- Пахом — босоногий деревенский дурак. Появился перед родителями Прокла в женской рубахе, звеня цепями, с большим заостренным колом.
Краткое содержание поэмы «Мороз, Красный нос» подробно по главам
Часть первая. Смерть крестьянина
I
Старуха подгоняет коня, увязшего в снегу. Она долго ехала по морозу, на бедных старых дровнях её лежал гроб и две пары лаптей.
II
В деревянной избе мёртвый молодой крестьянин лежал на скамье. Рядом его жена, рыдая беззвучно, шила покойнику саван. Не осознавая случившегося, в избе шумели дети.
III
Тяжёлая судьба простой русской женщины быть венчаной женою крестьянина-раба, покоряться его воле и стать матерью его сына. Со временем жизнь во всём мире менялась к лучшему, становилась легче и счастливее, только тяжкая доля крестьянки оставалась будто забытой Богом. «Красивая и мощная славянка», она молча выносила все страдания, не показывая их людям, когда все вокруг жалели её.
VI
Среди русских женщин и сейчас остались «величавые славянки». На лице такой женщины спокойствие и важность, её движения полны красоты и силы. Будто солнце, она освещает собой мир, одаривая людей взглядом. Эта красавица живёт среди простого народа, но даже в убогих условиях не теряет своей привлекательности и душевной прелести. Любая работа спориться в её руках, она трудолюбива, но и отдыхать умеет весело – петь, плясать лучше всех. Беда её не страшит, она готова прийти на помощь. Строга, серьёзна и уверена, что только труд может спасти человека от нужды. Благодаря внутренней силе и любви к труду в её доме лад и достаток. Красивая мать, ведущая семью к обедне после тяжёлых трудовых будней, есть воплощение силы и величия русской женщины.
V
Жена умершего крестьянина Прокла Севастьяновича была такой женщиной, красивой и сильной. А теперь скорбь и тоска по супругу опустошила её. Гордость не позволяла ей рыдать на людях, но слёзы невольно падали на будущий саван, будто вызревшие зёрна ржи.
VI
Возле церкви, в четырёх верстах от села, старик выбирал место на кладбище для могилы. Стоя в снегу по колено, он долго примеривался, чтобы крест был заметен издали, и солнце хорошо освещало место. Устав от раздумий, старый крестьянин перекрестился и стал очищать землю от снега. Не разгибая спины, долго и аккуратно он копал могилу в твёрдой, как железо, мёрзлой земле. Закончив, старик выронил лом в свежую яму и с трудом смог достать его. Когда он уходил, ему казалось, что в тишине зимнего вечера умирает весь мир.
VII
По пути домой возле реки старик встретился со своей супругой, что везла гроб на дровнях, и уже вместе они молча возвращались в деревню.
Мелькающий вблизи огонь испугал коня и заставил старуху перекреститься. Крестьяне увидели деревенского дурака Пахома, на нём не было обуви и шапки, только женская рубаха и железные цепи. Пахом постучал колом о землю и сказал, что Прокл задал работу всей семье: мать купила для сына гроб, отцу пришлось копать могилу, а жене шить саван. Затем дурак бесцельно убежал так же внезапно, как появился.
VIII
Старики оставили крышку гроба на улице. Детей Прокла, Гришу и Машу, отвели к соседям, а сами стали обряжать покойного сына. Молча, не выдавая слёз, делали всё необходимое. Молодой покойник неподвижно лежал на столе, далёкий от мирских забот: красивое лицо, длинная борода и крупные руки с трудовыми мозолями. В изголовье горела свеча.
IX
Бедные крестьяне старались не позволять горю овладеть собой во время обряда, а по его окончании поддались тоске. Прокл был самым сильным и красивым мужчиной в селе, надеждой и опорой родителей, любящим мужем и отцом. Он слишком рано покинул свою семью и теперь для них жизнь словно остановилась.
Рыдая, старуха-мать просила сына подняться, пожалеть детей и жену. Безутешные родные обещали заботу, ласку и преданность, обещали устроить для Прокла пир, лишь бы только их кормилец продолжал жить.
X
Услышав горькие стенания, соседи приходили проститься с Проклом. Люди кланялись и молча уходили из избы. После того, как все разошлись, крестьянская семья смогла поужинать в тишине. Отец умершего держался из последних сил, не позволяя горю овладеть своим разумом. Старуха затихла на печи, а овдовевшая Дарья поспешила проведать детей. До утра над покойным читал дьячок.
XI
В день похорон за окном выла метель. Запряжённый конь ждал возле дома, он всегда хорошо служил своему хозяину. Прокл купил его жеребёнком и вырастил помощника на славу. Савраска сопровождал молодого крестьянина в летних работах, а в зимнее время вместе они трудились в извозе. Конь перевозил тяжёлые грузы, сбивался с дороги, попав в бурю, сталкивался с волчьей стаей, но смог вынести всё. А вот хозяин его не смог пережить нынешнюю зиму.
XII
Застряв в глубоком сугробе с повозкой, Прокл простоял в холодном снегу половину суток, а после уже в лихорадке трое суток он шёл пешком, чтобы вовремя доставить товар. Домой мужчина вернулся уже без голоса и с сильным жаром. Надеясь помочь сыну, мать обливала его колодезной водой, водила в баню, обращалась к народным обычаям, но ничего не принесло Проклу облегчения.
Совет положить больного под медведя, чтобы тот размял больному кости, стал последней каплей для Дарьи. Не в силах более наблюдать за страданиями мужа, она решает сейчас же идти в монастырь, расположенный в тридцати вёрстах от дома, за помощью чудодейственной иконы. К её возвращению Прокл был уже причащён и одет в новую одежду. Увидев Дарью, он испустил последний стон и умер
XIII
В последний раз савраске предстояло служить своему хозяину, сопровождать его в последний путь на погост. Убитые горем старые родители шли перед повозкой. Дети молча сидели у гроба отца, а вдова Прокла, бледная и ослабевшая, шла рядом.
Немногие соседи, что шли позади, обсуждали несчастливое будущее сирот усопшего и худшие дни, ожидающие его супругу.
XIV
Прокла похоронили по всем обычаям, люди пожалели семью покойного и вспомнили честную жизнь молодого крестьянина. Сидор Иванович, местный староста, молвил о том, что Прокл Севастьяныч всегда вовремя платил оброк и дань. Соседи заметили, что никто из людей не минует смерти, перекрестились и ушли домой, оставив родных Прокла.
Отец, обездвиженный тоской, словно памятник, застыл на свежей могиле своего сына, рядом рыдала старуха. Затем, шатаясь от горя, родители умершего вернулись в деревню.
XV
После похорон Дарья спешила прибраться в доме, накормить и приласкать своих ребятишек, прогреть остывшую избу. И вдруг заметила, что дров для растопки печи в доме не осталось. Теперь надеяться вдова могла только на себя. Проводив детей к соседке, она отправилась в лес по дрова.
Часть вторая. Мороз, Красный нос
XVI
Дарья не спеша ехала в лес, что чернел впереди. В полях стояла звенящая морозная тишина, вокруг не было ни души. Покрытые снегом равнины блестели в лучах солнца, и глаза овдовевшей женщины наполнились слезами.
XVII
В глубине леса среди высоких деревьев и их теней было ещё тише. Этот «мёртвый могильный покой» нарушил «сокрушительный вой» Дарьи, поддавшейся горю. Природа равнодушно наблюдала за её терзаниями. Лесная глушь скрыла от людей бескрайнюю боль бедной крестьянки – молодой вдовы и одинокой матери.
XVIII
Успокоившись, Дарьюшка принялась рубить дрова, стараясь скорее управиться. Женщина за работой не обращала внимания на слёзы, не чувствовала холода, от которого коченели её ноги. Она думала о любимом муже и мысленно говорила с ним.
XIX
Дарья рассказывает своему «голубчику», как по весне их красавицу-дочь с синими глазами будут снова качать подружки, будут в игре «мак отряхать». А они с Проклом станут ею любоваться.
XX
«Умер, не дожил ты веку!» — сокрушается женщина и продолжает размышлять. Мысли рисуют наступление весны, когда оживает под солнцем природная красота и начинаются полевые работы крестьян.
Дарья жалуется супругу, что ей приходится самой пахать пашню, косить, чинить косу, не находя времени на еду и отдых. Превозмогая боль и усталость, она должна работать в одиночестве, ей не достаёт Прокла, его помощи и наставлений. Она просит его встать и посмотреть на результат её работы.
XXI
Вот уже прошло лето и поспела рожь, снова Дарье нужно одной убирать богатый урожай. Она рассказывает Проклу, как тяжело ей жать под палящим солнцем. Её мучает жажда, солнце ослепляет, тело болит от напряжения, но женщина торопится, чтобы не потерять драгоценное зерно. И беспрерывно тоскует по мужу.
XXII
Утомившись от зноя в Спасов день, крестьянка теряет сознание в поле. Ей привиделась обступающая её «несметная рать». Испугавшись, Дарья стала звать на помощь, и на её зов собралась вся семья, кроме её любимого. Женщина звала Прокла, просила выручить её, защитить…
Очнувшаяся Дарья увидела, что вокруг ничего, кроме налитой ржи, и снова принялась за свою работу. Она спешила, ведь спелые зёрна уже сыпались из колосьев, и в отчаянии обращалась к супругу, которого не было рядом, как и во сне. Ей оставалось жать в одиночестве и оплакивать любимого человека.
XXIII
С наступлением зимы тоска по Проклу становилась невыносимой. Чтобы не плакать, Дарья ночами ткала полотна для подрастающего сына Гриши. Он станет завидным женихом, и невеста будет под стать их красавцу-первенцу.
Обращаясь к супругу, Дарья просит благословить молодых, ведь они с Проклом ждали этого мгновенья. Родители готовились и копили на свадьбу сына с момента его первых шагов.
А теперь молодые уже обвенчались и Прокл должен осыпать Гришу и его жену хмелем и зёрнами ржи в знак богатой будущей жизни.
XXIV
Потемневший лес и грозовые тучи над селом отражают тревожные мысли Дарьи. Люди в деревне стали поговаривать о грядущем наборе парней в рекруты. Молодая мать опасается за сына, ведь деревенский староста не пожалеет Гришуху, хоть он и единственный мужчина в семье. Отчаявшаяся женщина снова взывает к мужу, просит его встать и заступиться за сына, но понимает, что это невозможно. От этих мыслей тревога на душе растёт.
XXV
Безутешная вдова мысленно погружается в день смерти любимого и силится понять, что же она упустила и где она виновата. Она молилась за него, жалела и любила беззаветно. Одна не побоялась пойти за целебной иконой через лес.
В ту ночь на небе не было звёзд и месяца. Выскочивший на тропу заяц испугал крестьянку, она опасалась, что зверёк перейдёт ей дорогу, но всё обошлось. В полночь в жуткой темноте леса Дарья услышала волчий вой, погоню позади, но пересилила страх ради мужа.
С супругом у женщины была особая духовная связь. Дарья беспрестанно думала о нём, не спала ночами, когда он был на работах. Когда он мёрз в долгой дороге зимой, она пряла долгие нити льна. Веретено крестьянки ударялось о пол и прыгало, когда её Прокл испытывал трудности в пути. Он работал, не жалея себя, благодаря этому они «раздобылись казной».
XXVI
В молитвах о господней милости Дарьюшка вышла из леса под утро. Увидев тогда падающую звезду, она думала, что уже не увидит супруга живым, и сердце её застыло. Перекрестившись, Дарья уверенно отогнала дурные мысли и побежала к воротам монастыря. Её внимание привлёк ворон, сидящий на кресте.
XXVIII
В монастыре вдова провела много времени, ей случилось прийти в день похорон монахини. Молодая покойница была обряжена в белую одежду. Дарья поцеловала её руку и долго разглядывала усопшую, та была очень красивой и выделялась среди сестёр, будто ангел. И жена Прокла просила умершую схимницу замолвить слово перед Богом за её семью. После прощаний монахиню похоронили на монастырском кладбище.
XXVIII
Получив икону, Дарья поспешила домой. Все сёстры приложились к почитаемой святыне, она исцеляла больных, помогала от бед и напастей, к ней шли люди из разных деревень. Но Проклу икона не помогла.
Дарья очнулась от тяжких мыслей и заметила целую гору дров, которые нарубила.
XXIX
Крестьянка уложила дрова и собралась возвращаться, но мысли снова захватили её уставший разум, она по привычке взяла топор и подошла к дереву. Измученная тоской, женщина уже не плакала и просто беззвучно стояла в тишине леса. Мороз крепчал.
XXX
В этот день Мороз-воевода осматривал свои владения. Воевода проверял, хорошо ли заметены дороги, крепко ли схватился лёд на реках, укрыты ли снегом сосны в лесу. Чародей шёл по вершинам деревьев, и борода его сверкала в лучах солнца. Заметив Дарью под сосной, Мороз стал бить по ветвям и петь весёлую песню о себе.
XXXI
Мороз пел молодой вдове о своей силе и красоте, о своей власти над метелями и снегами. Пел о ледяных дворцах и мостах, каких не видел народ. Рассказывал, как наряжает в иней покойников под землёй. По вечерам в лесу волшебник любил «затеять трескотню» и пугать крестьянских баб и пьяниц. Он хвалился своими богатствами, а потом пригласил Дарью стать его царицей, посулив молодой женщине тепло и ласку. Мороз стал размахивать над крестьянкой ледяной палицей, нагоняя холод.
XXXII
«Тепло ли тебе, молодица?» — спрашивал Мороз. Получив утвердительный ответ от дрожащей крестьянки, он приблизился к ней и снова спросил. Дарья, коченея, ответила «тепло», тогда воевода прикоснулся к её лицу и обернувшись Проклушкой стал целовать Дарью и шептать голосом её любимого. Дарьюшка уронила топор, закрыла глаза и улыбнулась бледными от холода губами. Молодая вдова замерзала в объятиях Мороза и видела лето, уже сжатую рожь.
Вся её семья трудилась рядом, Прокл приехал за очередным возом ржи. Он окликнул сына, который собирал горох. Мальчик прибежал и угостил сладким горохом родных. Досталось угощение и савраске.
XXXIII
Маша попросилась с отцом отвозить рожь, но Прокл сказал, что ему в помощь нужны не девчонки. Он, смеясь, велел Дарье родить к весне ещё одного «пострела». Женщина знала, что уже носит ребёнка, но пока не говорила супругу. Прокл с детьми уехал, а жена долго смотрела вслед любимым.
Дарья вдруг услышала знакомую песню о бесконечной любви, эта мелодия утолила сердечную тоску бедной вдовы и тяжёлые муки наконец отпустили её душу.
XXXIV
Цена, которую сейчас платила Дарья за это облегчение, была слишком высока, но она улыбалась этому забвенному зимнему покою, она была счастлива. Бездвижно стояла молодая крестьянка в свободном и просторном холодном лесу, и для завершения жизни это было лучшее место.
XXXV
Душа простой русской женщины покорилась мёртвой лесной тишине, она больше не скорбила и не тосковала. Спокойный зимний лес вовлекал в глубину своих тайн. Тишину нарушила белка, уронив на вдову снег с ветвей. Но Дарья «стояла и стыла в своём заколдованном сне».
Кратко об истории создания произведения
Поэма «Мороз, красный нос» написана Н.А. Некрасовым в 1863 году, а по другим данным в 1864 году и считается самым мистическим и знаковым произведением литератора. Произведение Николай Алексеевич посвятил своей сестре Анне, к которой испытывал тёплые чувства. Анна росла вместе с братом, вместе с ним прошла трудности и видела мир его глазами, именно поэтому она в полной мере сможет понять всё, что хотел сказать автор в поэме.
Будучи рождённым в семье помещика, автор хорошо знаком с бытом и условиями жизни крепостных. В детстве он часто общался с крестьянскими детьми. В поэме очень ярко описаны обычаи, суеверия и значимость темы жизни и смерти для простых людей. Некрасову удалось показать величие, внутреннюю силу и значимость русской женщины.
Примечателен образ Мороза-чародея, привычный финал сказок с его участием меняется на противоположный. Автор подразумевает под Морозом духа холода, другое имя которого – Морок, что указывает на связь со смертью.
История написания морозно-красного носа некрасов. Конспект урока литературного чтения «Мороз, Красный Нос» (отрывок из стихотворения)
Крестьянская тема красной нитью проходит через все творчество Николая Алексеевича Некрасова. Жизнь простых людей, их быт, радости и несчастья, тяжелый труд и короткие минуты отдыха были хорошо известны русскому гуманисту. Не отступил от своих литературных предпочтений Некрасов и в поэме «Морозко» , написанной им в 1863 году и посвященной любимой сестре Анне.
Шестидесятые годы XIX века – сложный период в истории Российского государства. Положение в стране сказалось и на литературной жизни. Революционное движение пошло на спад, в рядах демократов царили скептицизм и уныние, серьезно пошатнулась вера в силы народа и крестьянский бунтарский дух, русская интеллигенция испытала смятение и могучий напор со стороны реакционных сил.
Скорее всего, эти обстоятельства побудили Николая Алексеевича создать поэму, в которой были показаны лучшие черты человека из народа и ясно обозначен огромный нравственный потенциал русской женщины.
Структура произведения «Мороз, Красный Нос» предельно проста, как быт крестьянской семьи. В первой части поэмы Некрасов подробно описывает похороны Прокла и горе его родственников в связи с потерей кормильца. Вторая часть поэмы полностью посвящена жене Прокла Дарье, которая является главной героиней произведения.
Николай Алексеевич глубоко и подробно изучил крестьянский быт, что особенно ярко он продемонстрировал в первой части поэмы. Вечер перед похоронами Прокла и скорбная крестьянская процессия утром следующего дня отчетливо предстают перед глазами читателя. Становится понятно, что многих крестьян приходилось хоронить таким образом. Особенно трудно было провести похороны зимой, что хорошо видно на примере отца Прокла. Убитый горем старик вынужден с большим трудом копать могилу любимому сыну в промерзшей земле.
Но вообще все персонажи поэмы, в том числе и покойный Прокл, выписаны Некрасовым сдержанно, без особых эмоций. Они не должны были затмевать образ главной героини произведения — «величавой славянки» Дарьи. Для этой женщины писатель не жалел ни красок, ни сравнений, ни восторгов.
Облик крестьянки воплотил в себе представления народа о настоящей красоте, ее удивительно правильных чертах лица и крепком здоровом теле. Но героиня поэмы обладает и большим духовным потенциалом. Верность, трудолюбие, настойчивость, любовь к своей семье и готовность пожертвовать собой ради здоровья и счастья близких – естественные и неотъемлемые качества Дарьи. Достаточно вспомнить, что эта женщина темной морозной ночью прошла десять верст в монастырь, чтобы из последних средств выпросить у монахинь чудотворную икону для спасения своего мужа.
Даже в самых сложных жизненных ситуациях Дарья не теряет надежды изменить свою жизнь к лучшему, сопротивляется невзгодам из последних сил. Но эти силы, к сожалению, не безграничны. Поэтому судьба героини предопределена заранее, она очень типична для русских крестьянок девятнадцатого века: замужество, рождение и воспитание многочисленных детей, работа в поле и по дому, самая тяжелая и черная работа. .
Три тяжёлые доли имели судьбу,
И первая доля: выйти замуж за рабыню,
Вторая — быть матерью сына рабыни,
И третья — рабыню до гроба слушаться.
Дарье повезло только в том, что она избежала обязанности «предать в могилу рабу» . Отношения с мужем Проклом складывались на удивление счастливо. Муж любил Дарью сдержанно и немного строго, что свойственно большинству крестьянских семей того времени. В тяжелой работе Дарья всегда была не только помощницей, но и верным другом, опорой, на которую опирались все близкие. В семье подрастали сын и дочь, а весной Дарья должна была родить третьего ребенка. Супруги мечтали о том, как красиво они женятся на старшем сыне.
Легче было переносить тяжелую работу и многие жизненные неурядицы, когда в семье царили искренние чувства и взаимопонимание. Дарья свято верила, что трудолюбие – залог счастливой жизни. Но тяжелая болезнь, настигшая Прокла, унесла его в могилу. Похоронив любимого мужа, женщина не упала духом и не сломалась. Она взяла на себя гораздо больше тяжелой работы, чем раньше. Проводив Прокла в последний путь, Дарья захотела позаботиться о детях-сиротах, но ей пришлось отправиться в лес за дровами, чтобы дети не замерзли в холодной избе.
Кульминация поэма является ее второй частью, в которой умирает сама героиня. Здесь Некрасов больше места уделяет воспоминаниям Дарьи о прошлой жизни с любимым мужем, ее душевным переживаниям. Реальность, сны и видения героини переплетаются и сливаются воедино. Лишь загнав в лес и оставшись наедине с собой, Дарья дала волю своим чувствам. Она звала мужа, причитала, говорила с ним, как будто Прокл был жив. Женщина вспомнила летний сон и поняла, что он вещий. Во сне Дарья оказалась среди огромного поля ржи. Сколько ни звала она мужа на помощь, Прокл не пришел, как теперь.
Но Дарья не сдавалась. Она наколола полную телегу дров и уже собиралась уходить, как столкнулась с мистической силой — Морозом-губернатором. Хозяин зимы предложил ей невиданные дары, свое царство, дворец, а также прекращение страданий, забвение, небытие и покой. Но Дарья, замерзнув до потери сознания, огромным усилием воли воскресила воспоминания о своей жизни. Каким бы тяжелым оно ни было, оно все равно очень дорого для женщины. В последнем жизненном бою Дарья не потеряла силы духа, с достоинством русской женщины проиграла бой с холодом. С тем же смирением, с которым крестьянка переносила все удары жизни, она вела свой последний диалог с Морозом-губернатором.
Вспоминая свою жизнь, Дарья пекла не для себя, а для любимых детей, которых оставила в доме соседки. Полная самоотверженность и самопожертвование ради родных – еще одна важная черта русской крестьянки. В образе Дарьи автор поэмы полностью раскрыл потенциал славянской женщины. Эта внутренняя и внешняя красота главного героя и есть идея стихотворения «Мороз, Красный Нос». Торжественный гимн простой русской женщине Некрасов исполнил блестяще.
Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», краткое содержание и анализ которой будут представлены вашему вниманию, создана в 1863 г. Посвящена в 1869 г. его сестре А.А. Буткевича, которого он тут же предупредил, что это произведение будет печальнее всего написанного им ранее.
Краткая история создания
После отмены крепостного права многие ожидали дальнейших бурных перемен в общественной жизни. Усилился революционный подъем, вызвавший правительственные репрессии. Издание сначала было приостановлено (1862 г.), а затем и вовсе закрыт журнал Н. Некрасова «Современник» (1866 г.). Поэт успел опубликовать всю поэму в 1864 году. В ней он показал, что хотя крестьянская жизнь была мучительна и тяжела, но сами они полны духовных сил. Сейчас мы рассмотрим стихотворение «Мороз, Красный нос» Некрасова. Краткое содержание начинается.
грустные слова сестре
Поэт объясняет причины, по которым он редко и неохотно пишет: «Я устал бороться с отравившими ее препятствиями жизни. Препятствия прошли благодаря молитвам моей любимой сестры». Потом поэт вспоминает их сад, в котором отец посадил дуб, а мать посадила иву, на которой стали вянуть листья, когда маман умерла ночью. Теперь, когда он пишет стихотворение, за его окном летит крупный град, как слезы. В Петербурге только камни не плачут, подсказывает томящееся тоской сердце поэта. Пишет новое произведение, в котором мы наглядно представим картину крестьянской жизни, читая краткое содержание некрасовского «Мороза, Красного Носа». Работа разделена на две части.
Горькое горе — умер хозяин дома
В доме кормильца зима иногда не становилась ледяной. Забегая вперед, скажем, что он простудился, когда ехал на своей Савраске, торопясь вовремя доставить товар. И вот Прокл Севастьянович лежит мертвый на скамейке у окна. Его семья молча переживает страшное несчастье. Отец собирается копать могилу, мать нашла и принесла ему гроб. Жена Дарья шьет у окна саван, и только слезы, которых она не может сдержать, тихонько капают на последнее облачение мужа.
Женская доля
В жизни русской крестьянки три страшные судьбы: выйти замуж за холопа, стать матерью рабыни и до конца жизни не спорить с рабыней ни в способ.
Но величественные славяне все же остались на Руси.
Строгие, они цветут, удивляя всех своей красотой, к которым не липнет грязь. Они ловко справляются с любой работой, никогда не сидят без дела. Улыбаются редко, а если посмотрят, «рубль дадут». Зато в праздники отдаются радости всей душой, и слышится их задорный смех, который ни за какие деньги не купишь. Такая женщина, которую не увидит только слепой, спасет в любой беде. Нищих ей не жалко, так как она считает, что им самим лень работать. Семья у нее всегда ухоженная, нужды она не испытывает: на столе всегда вкусный квас, дети сыты и здоровы, к праздникам всегда готовится больше, чем в будни. Такова была Дарья, вдова Прокла. Так продолжается стихотворение Некрасова «Мороз, Красный нос», краткое содержание которого мы пересказываем.
Проводы Прокла
Ничего не понимающих детей отвели к соседям. Мать и отец в полном суровом молчании одевают сына в последний путь.
Только после этого семья позволяет себе причитания и слезы. Соседи и староста приходят проститься с Проклом Севастьяновичем, которого уважала вся деревня.
А утром сани везут его в последний путь, к могиле, которую выкопал его отец. Вернулись домой, в нем было холодно, дров для печки не было. Дарья следует за ними в зимний лес.
Мысли и сон Дарьи
Начинается вторая часть поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный Нос». В лесу Дарья столько дров наколола, что на сани не возьмет. Во время работы Дарья ни на секунду не забывала о муже, разговаривала с ним, переживала за будущее единственного сына Гришеньки, представляла, какой красавицей вырастет их Машенька, сколько дел теперь ляжет на ее одни плечи, а теперь вот помощи ждать не от кого. От усталости и горя она прислонилась к высокой сосне. Тут-то ее и нашел хвастливый воевода Мороз. Он зовет Дарью в свое королевство. Вдова дважды отказывает ему, но когда хитрец притворяется Проклом, Дарья замирает в заколдованном вечном сне. Только белка роняет снежный ком на несчастную женщину, которая оставила своих детей полностью сиротами.
Некрасов, «Мороз, Красный Нос»: главные герои
Дарья — та самая славянка, которой автор восхищается в первой части своего произведения. Стихотворение «Мороз, Красный нос» Н. Некрасова подробно описывает этот образ.
Перепробовав все способы спасти умирающего от горячки мужа, она отправляется в далекий монастырь за чудотворной иконой. Дорога эта непростая — километров десять по лесу, где водятся волки. Но даже икону, за которую она заплатила последние деньги, не вернула любимая подруга. После его похорон, уставшая, она идет в лес за дровами, где никто не увидит ни ее горя, ни слез — она по-прежнему горда. Ее душа, утомленная меланхолией, переполнена. Он претерпевает изменения. Забыв о детях, она думает только о муже. Замирая с улыбкой в счастливом сне, она видит солнечный летний день, когда они с мужем работали вместе.
Только что скончавшийся Прокл был кормильцем и надеждой семьи.
Трудолюбивый и предприимчивый, он работал круглый год: весной, летом, осенью — на земле, а зимой — на телеге. Он, статный, самый сильный, приветливый и дружелюбный, внимательный к жене, детям и родителям, пользовался уважением всего села.
НА. Некрасов, «Мороз, Красный нос»: анализ
Некрасов прекрасно знал крестьянскую жизнь: в поэме описаны быт, беды, радости, изнурительный труд, короткий отдых, редкие праздники.
Однако Н. Некрасов видел в ней большие скрытые возможности, которые с любовью описывал: величие и гордость, трудолюбие и верность, жертвенность ради счастья и здоровья близких и сопротивление всем обстоятельствам до конца своих сил .
Кульминацией поэмы является ее часть, в которой умирает Дарья. А главная идея – внутренняя и внешняя красота героини. Возвышенная песня простой крестьянке была исполнена Н.А. Некрасовым безукоризненно.
Некрасов Н.А.
ДЖЕК ФРОСТ
(Отрывок из стихотворения)
Не ветер бушует над лесом,
Не ручейки с гор бежали —
Мороз-воевода патруль
Обходит свои владения.
Смотрит — хорошие метели
Лесные тропинки занесли
А есть ли щели, щели,
Есть ли где-нибудь голая земля?
Верхушки сосен пушистые,
Красивый узор на дубах?
А льдины крепко связаны
В больших и малых водах?
Прогулки — прогулки по деревьям,
Треск по замерзшей воде
И яркое солнце играет
В косматой бороде.
Конспект урока литературного чтения 2 класс.
Тема: Н.А. Некрасов «Мороз, Красный Нос» (отрывок)
Урок чтения и разбора литературного произведения.
Цели: Познакомить учащихся с отрывком из стихотворения Некрасова «Мороз, Красный
нос»;
Развивать умения: работать с содержанием стихотворного произведения; определять авторский замысел, понимать основную мысль произведения; строить логические цепочки рассуждений; формулировать простые выводы на основе прочитанного; читать отрывок из стихотворения выразительно, наизусть
Развивать интерес к творчеству Н.А.Некрасова
Оборудование: Учебник 2 класс литературное чтение часть 2, рабочая тетрадь, презентация с изображением зимней природы, аудиозапись произведений П.И. творческая работа
Ход урока:
1. Организационный момент
Дорогие мои, я очень рада видеть ваши умные глаза и мы отправляемся в путешествие литературного чтения.
2. Постановка целей :
Сегодня на уроке мы поговорим о том, как авторы литературных произведений любят родную природу, стараются передать нам, читателям, ее привлекательность и необычность, будем учиться характеризовать события в произведении, отвечать на вопросы по тексту, выразительно читать и, конечно же, фантазировать.
3 Проверка домашнего задания:
Давайте вспомним, какую большую тему мы изучаем?
(Времена года)
Какое время года? (Зима).
Какие зимние месяцы? (декабрь январь февраль)
Расскажите, как он говорит о зимних месяцах?
Дети рассказывают домашнее задание.
Любовь людей к зиме выражается в приметах. Какие народные приметы вы помните или записываете.
Молодец!
. 4. Подготовка к восприятию.
Сегодня мы познакомимся с творчеством Н.А. Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт, жил в середине 19 века. Детство провел в деревне у Волги.
Его отец был помещиком. Вся семья жила в барском имении, в большом и просторном доме, а недалеко от дома стояли убогие крестьянские избы. Отец Некрасова запрещал ему посещать эти избы: он считал, что сыну дворянина зазорно тусоваться с крепостными детьми. Но мальчик, улучив свободную минуту, тайком сбежал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских детей.
Его няней была крепостная крестьянка. Первые сказки, которые он услышал от няни, были старинные русские народные сказки, те самые, которые веками рассказывали в каждой крестьянской семье. Сказки полюбились Некрасову, и он запомнил их на всю жизнь.
Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний «зеленый шум» лесов, русские морозы и снега.
Стихи Некрасова написаны красивым, мелодичным, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился в детстве, живя в деревне. Он чувствовал крестьянскую речь, так просто, естественно и так хорошо она звучала в его стихах!
Много сравнений, образных выражений он взял из народных загадок, поговорок и сказок.
В сказках он также нашел чудесный образ Мороза-правителя — могучего богатыря, волшебника.
Сейчас вы услышите отрывок из стихотворения Некрасова «Мороз, Красный Нос» — «Мороз-губернатор», как называет его поэт. Но сначала давайте уточним значение некоторых слов, которые будут встречаться в тексте.
. Губернатор — предводитель войск в Древней Руси, а также управляющий городом или районом. Губернаторы избирались из богатых, знатных семей. Это были родовитые бояре, приближенные к царю. Они были роскошно одеты.
Часы — безопасность.
5. Первичное восприятие.
Посмотрите на картинки родной природы и послушайте стихотворение.
Попробуй представить Мороза — губернатора.
Чтение стихотворения учителем.
6. Проверка первоначального восприятия.
О чем стихотворение? На какую тему?
(Сделаны предположения. Стихотворение о зиме, так как здесь нарисован Дед Мороз).
Как называется стих?
(Собственного названия не имеет. Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос»).
Почему слово «красный» пишется с большой буквы?
(Псевдоним анимированного лица.
— Вам понравился стих?
Сам поэт назвал это место «Мороз-губернатор».
Слово «воевода» имеет два значения. В каком смысле оно используется в этом тексте: «командующий войском» или «командующий большим владением»? (В секунду).
7. Физическая минута.
Ветер дует нам в лицо, (движения рук про себя)
Дерево качнулось, (качается с поднятыми руками)
Ветер все тише и тише — (постепенное приседание)
Дерево становится все выше и выше, (встать, потянуться на носочках)
8. Вторичное восприятие
— Разминка речи
Чтение по цепочке, построчно.
На какой жанр похоже это стихотворение? (История).
Назовите сходство со сказкой. (Главный герой стихотворения сказочный. Он не существует, а действует как живой человек).
Он делает вещи, которые вполне человечны. Который?
(Обходит территорию, смотрит, идет).
Что значит «Морозный воевода сторожит свои владения»? (Гвардейцы).
Почему он так тщательно проверяет каждый угол? (владелец своего имущества).
Он предстает перед нами всемогущим правителем. Он может все.)
Что он может?
Какие звуки мы слышим в его присутствии?
(Трещины на замерзшей воде,
Какой Мороз воевода?
(Строгий, Ответственный, Хозяйственный).
На кого похож Воевода?
(Он похож на сказочного короля). есть ноги? (Нет)
Какой литературный прием использует автор? (Сравнение)
Что такое сравнение? (Ответы)
Если мороз жив, то он может выполнять какие-то действия? Назовите их (ходит, смотрит, ходит, ходит).
Попробуем ставить паузы в тексте.
На бумаге карандашом.
9. Творчество.
Какова основная мысль стиха?
(Красоту окружающей природы мог заметить только внимательный человек. Зима так же прекрасна, как и любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Таков Н. Некрасов, он любит крестьянских детей, а природа его родного края и все, что его окружает.)
Красоту и гармонию природы можно передать не только словами, как это делают писатели и поэты.
Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы? (художники-краски, музыканты-ноты).
Давайте будем художниками и попробуем нарисовать картинку для работы. Нарисуйте листья.
10. Подведение итогов.
11. Отражение.
Как мы работали на уроке? (Тот, кто работал идеально, закрасит квадрат красным цветом, кто отлично работал, тот закрасит квадрат зеленым, кто хорошо работал, тот закрасит квадрат желтым цветом).
GIFT
DOR
BALL
BOL
VAR
THIEF
LAS
FOREST
YOU
THE WEIGHT
VIS
SHAFT
VIL
VEL
MAC
MES
Liz
STING
BUG
Alien
RISCH
CAS
KUS
Письмо
Использование поэтом артистизма сознания людей, в изображении, объясняет много в тех главы, в которых появляется губернатор Фрост. Персонифицированный образ Мороза, несомненно, навеян фольклором. Это ясно уже из названия стихотворения, представляющего собой народную пословицу. Стихотворение особенно тесно связано со сказкой «Морозко».
Сравнение поэмы и сказки «Морозко» помогает нам сделать несколько наблюдений. Необходимо, чтобы поэт помнил и любил народную сказку, иначе в стихотворении не появился бы сказочный образ Мороза. Морозко в стихотворении, конечно, похож на Морозко из сказки: он весел, смел, могуч. Кстати, отметим, что, обращаясь к образу Мороза, поэт меняет ритм стиха.
Но сказка и поэма — разные произведения, по-разному изображают жизнь. Например, чудеса в сказке поистине волшебны: Морозко награждает свою падчерицу золотом и богатой одеждой. В жизни так не бывает, но так выражается мечта о лучшей жизни, о победе добра и справедливости. Мороз в поэме строит дворцы изо льда, ледяные мосты. Это тоже чудеса, но такие, которые каждый из нас может увидеть: причудливые нагромождения льда в горах и на море, надежный лед на реках, по которым ходят пешеходы, подводы с товарами.
Сказочный Морозко стал другим в поэме еще и потому, что Дарья, мечта которой пришла к услышанной в детстве старинной сказке, измучена и подавлена невыносимым горем. Вот почему в хвастливой песне Мороза появляются грозные слова, страшные для человека («Люблю в глубоких могилах…»). Мы понимаем, почему в песне появляется этот леденящий душу образ: Дарья постоянно думает о Прокле, зарытом в мерзлую землю. Правда, Фрост и здесь не похож на эсминца: ведь уже ничего не страшно. В сознании Дарьи Мороз вообще нигде не выступает злодеем: он только играет с живыми, шутит, гонит домой баб, пугает «недоброго вора», дурит пьяных. А Дарья хочет его порадовать, он шепчет ей ласковые слова, он вдруг превращается в милую Проклушку и целует ее. И сон, который видит Дарья, замерзая, — счастливый, прекрасный сон. В нем отразилось все лучшее, что было в ее жизни – радость работы, любовь и согласие в семье, мечты о будущем. Последнее, что видит Дарья, умирая, — родные лица мужа, сына, дочери, воз с золотыми снопами — обещание сытости и достатка; последнее, что она слышит, — счастливую, «радостную» песню, которую можно услышать только в самом светлом сне:
* В ней нежная ласка участия,
* Клятвы любви без конца. ..
* Улыбка довольства и счастья
* Дарья не сходит с лица.
Героиня Некрасовой как бы «уходит в сказку». Но почему Некрасов так закончил стихотворение, отбросив другой, счастливый конец? Здесь не может быть однозначного ответа. Давайте подумаем вместе со студентами. Смерть кормильца в крестьянской семье была таким страшным событием, что только в виде редчайшего исключения можно было чем-нибудь помочь овдовевшей жене, осиротевшим детям. А обычная и известная судьба была одна: голод, нищета, унижения, ранняя смерть. Как ни богато стихотворение сказочными образами, это не сказка, а реалистическое произведение.
Некоторые критики — современники Некрасова упрекали его в жестокости, равнодушии к судьбе вдовы. Мы понимаем, насколько это несправедливо. Ведь мы чувствуем, что сердце поэта поистине разрывается от горя. Некрасов воспевал красоту своей героини, ее духовное богатство, он показывал ее прекрасной даже в смерти, но правда жизни не позволяла поэту изобразить благополучие там, где нужно было вызвать сочувствие, тревогу, гнев.
В главе XXXV образ сна Дарьи превращается в мысли поэта о самом себе. Песня, которую слышит умирающая крестьянка, также «утоляет» сердце поэта, измученное тяжелыми впечатлениями жизни. Зимний лес своей тишиной манит поэта:
* Нигде так глубоко и свободно
* Уставшая грудь не дышит,
* И если доживем,
* Нам слаще не спится нигде!
Глава IV — это рассказ поэта не о какой-то конкретной женщине, а о «типе величественной славянки», о тех ее чертах, которые встречаются во многих и которые особенно дороги поэту. Однако в этом общем настроении нужно найти множество оттенков: гордости, восхищения, радости, уважения и т. д.
В главе XXXIII есть рассказ о судьбе Дарьи. Поэт передает свою мечту. Здесь наблюдается противоречивое сочетание двух настроений. Читатель (как и поэт) не может забыть, что это предсмертный сон замерзающей крестьянки. И именно в этом переданы самые светлые стороны крестьянской жизни, мечты о счастливом, радостном труде. История сочетает в себе печаль и радость. Но это сочетание неравномерно на протяжении всего прохождения. Скорбные и сочувственные нотки звучат вначале («Одета она в сверкающий иней…»), затем они угасают в рассказе о Дарье, ее свекрови, муже, детях. Здесь передаются разговоры, забавные эпизоды. Читатель как бы отбрасывает на время грустные мысли. Но они снова появляются в конце главы XXXIV, где речь идет о песне, которую слышит Дарья. Эта печаль не мрачная, не безысходная, а светлая, согретая мечтой о счастье людей.
Другие записи по этой работе
Выразительные средства стихотворения Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Женский образ Дарьи в стихотворении Н. А. Некрасова «Мороз, Красный Нос» Какие чувства у меня вызвало стихотворение Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (1) Что восхищает поэта в русской крестьянке (по мотивам стихотворения Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (3)
Встречайте Деда Мороза и его фею-крестницу Снегурочку: Волшебные персонажи зимы из России
Дед Мороз, что в переводе означает (Дед) Дедушка Мороз или Старик Мороз, — легендарный славянский персонаж, который совершает обход каждую новогоднюю ночь. Вместе со своей спутницей Снегурочкой он приносит радость детям, когда они дарят малышам подарки.
Несмотря на несомненное сходство характера Деда Мороза с другим веселым человечком в красном, разносящим подарки, есть и некоторые черты этой знаменитой иконы, которые отличаются от ее западного аналога.
Происхождение и характеристики Деда Мороза
Дед Мороз — праздничный персонаж, который с годами изменился. До христианства Дед Мороз был славянским волшебником или демоном зимы. Как гласят легенды, современный Дед Мороз благоволит к добрым, нежным и трудолюбивым, но готов наказать любого подлого или ленивого.
Однако он не всегда был таким, и нынешний Дед Мороз когда-то был древним Морозко , который, по данным информационного центра «Россия», был «могучим богатырем и кузнецом, сковывающим воду своими «железными» морозами». Русские народные сказки о «кормлении» людей Морозко овсяный кисель или кутья (отварной рис с изюмом и медом) чтобы он не заморозил свои растения.
Темная сторона Деда Мороза раскрывается и в стихотворении Николая Некрасова «Мороз — Красный Нос»; сказка о том, как Дед Мороз убил крестьянскую вдову и осиротел ее детей. Этот жестокий волшебник зимы также был способен в прошлом похищать детей и возвращать их только тогда, когда родители снабжали его подарками.
Открытка Деда Мороза на Маторин Николай Васильевич с 1917 г. ( Public Domain )
Примерно в 19 веке волшебная фигура изменилась, и вместо того, чтобы похищать детей, теперь он дарит им подарки на Новый год. Однако его отрицательные черты все еще иногда видны рядом с его положительными, в рассказах о Деде Морозе, которого в сказках также называют Королем Морозом.
- Рогатый помощник Санты: страшная легенда о Крампусе, Рождественский каратель
- Баба Яга, загадочная старуха славянского фольклора
- Шаб-и-Ялда — древний праздник зимнего солнцестояния, посвященный триумфу Митры
Деду Морозу по традиции около 2000 лет, и российские дети устроили ему день рождения 18 ноября. Дом Деда Мороза находится в Великом Устюге, Вологодская область, Россия, и его часто посещают дети и друзья Деда Мороза.
Дед Мороз в своем доме в Великом Устюге, Вологодская область, Россия. ( Кремль.ру/CC BY 4.0 )
Праздничный персонаж также путешествует по России и по России в гостях у детей и знакомых, начиная с ноября, хотя его самая важная ночь приходится на канун Нового года. В эту ночь Дед Мороз и его спутница Снегурочка традиционно кладут подарки под елку (Новогоднюю елку), чтобы дети могли обнаружить их утром.
Внешне Дед Мороз очень похож на Деда Мороза/Санта Клауса. Обычно его изображают с белой бородой, красным носом и щеками. Он носит длинное красное пальто, расшитое звездами и крестами, с белым пухом по краям. У него также есть красная шапка, расшитая жемчугом. Его рубашка и брюки сделаны из льна и тоже вышиты. Его часто можно увидеть в красных или белых рукавицах и валенках на ногах. Из-за своего преклонного возраста и из-за магических способностей он также использует посох из серебра или хрусталя.
Рассказ о Короле Морозе
Популярная сказка начинается со злой мачехи, которая устала видеть и слышать свою добродушную и бескорыстную падчерицу, но при этом исполняет все прихоти собственной дочери. Однажды мачеха велит мужу избавиться от девицы, говоря: «Отпусти ее, старик; отошлите ее куда-нибудь, чтобы глаза мои не терзались более от ее вида и слух не терзался от звука ее голоса. Отправьте ее в поле, и пусть мороз сделает за нее все».
«Отпусти ее, старик…» ( Public Domain )
Старик умолял жену передумать, но, обнаружив ее непоколебимой, согласился и повез дочь в сани. Не снабдив ее даже теплым одеялом, он оставил девушку с поцелуем, прежде чем быстро вернуться в свой дом, не осмеливаясь оглянуться и увидеть страдания любимой дочери.
Бедняжка села возле елки и тихонько заплакала. Вскоре она услышала треск и, подняв глаза, увидела рядом с собой Короля Мороза.
— Ну, девица, — рявкнул он, — ты знаешь, кто я? Я король Мороз, король красноносых.
‘Слава тебе, великий король!’ ответила девушка, в нежном, дрожащим голосом. — Ты пришел за мной?
‘Тебе тепло, девица?’ он ответил.
— Довольно тепло, Король Мороз, — ответила она, хотя и вздрогнула, когда говорила.
Король Мороз повторил свой вопрос, подходя все ближе к девушке. Холодный воздух и треск усилились, но девушка продолжала отвечать: «Все еще тепло, о король!»
Иллюстрация к сказке о Короле Морозе. (1914) В. Каррик. ( Public Domain )
Король Мороз сжалился над молодой девушкой за ее ласковые манеры и уважительные слова, поэтому он завернул ее в меха, укрыл одеялом и осыпал ее подарками из драгоценных камней и штрафом. сани, запряженные шестью белыми лошадьми.
На следующее утро разгневанная мачеха сказала мужу, что он должен пойти забрать труп своей дочери. Она была потрясена, когда старик вернулся с большим сундуком, полным богатств, и его дочерью, которая была еще красивее прежнего, одетая в прекрасные меха и сияющее серебром с золотом платье. «Старик, сейчас же запрягите лошадей в сани, а мою дочь отвезите в то же поле и оставьте ее на том же месте точно», — приказала она.
Итак, он завернул ее в меха, укрыл одеялами и осыпал драгоценностями… ( Public Domain )
Дочь женщины упала на елку и надулась. Вскоре раздался треск и рядом с девушкой появился Король Мороз.
«Тебе тепло, девица?» Он спросил.
«Каким слепым старым дураком надо быть, чтобы задавать такой вопрос!» — сердито ответила она. «Разве ты не видишь, что мои руки и ноги почти замерзли?»
«Дед Мороз и падчерица». (1932) К Иван Билибин. ( Public Domain )
Отвергнутый словами молодой женщины, Король Мороз очень разозлился, и, щелкнув пальцами, а затем скрежеща зубами, она заморозила ее до смерти.
Мачехе не терпелось увидеть свою дочь с тем же богатством, что и ее презираемая падчерица, поэтому она послала своего мужа за девочкой. Можно было только представить ее удивление и отчаяние, когда он вернулся в дом с замерзшим телом любимой дочери…
- Древние корни рождественских обычаев
- Алконост и Гамаюн, мифические существа славянского фольклора
- Почему Рождество празднуется 25 декабря
Дед Мороз против Деда Мороза?
Судя по их внешнему виду и (современным) действиям, нельзя отрицать, что между Дедом Морозом и его западным аналогом Санта-Клаусом есть сходство. Тем не менее, с 1989 года бедный Дед Мороз потерял свою опору во многих постсоветских странах, и в некоторых областях вместо него появился Санта-Клаус, в то время как другие избегали всей этой идеи.
Две страны, которые совершили переход после распада Советского Союза, это Болгария и Украина. Обе страны выбрали более христианскую форму Деда Мороза/Санта-Клауса вместо Деда Мороза коммунистической эпохи. (На Украине праздничная фигура называется Святой Николай.)
Этот шаг, по-видимому, был мотивирован как религией, так и политикой — поскольку Дед Мороз символически сместил акцент с Рождества и религиозных ритуалов, связанных с этой датой для христиан, что было целью коммунистический режим.
Почтовая марка с изображением украинского святого Николая. ( Public Domain )
Что касается тех, кто хотел выгнать традиционные праздничные цифры, BBC сообщила в 2012 году, что правительство Узбекистана призвало СМИ прекратить показ русских иероглифов по телевидению и не осудило их использование. слова «Рождество».
Цель правительства состояла в том, чтобы уменьшить влияние иностранной культуры на местные традиции. Прямого запрета на новогодний праздник и дарение подарков детям двумя персонажами в то время не было. Однако масштаб и стиль этих мероприятий, безусловно, изменились с советских времен в ныне преимущественно мусульманской стране.
Таджикистан последовал этому примеру в 2013 году, когда государственные чиновники запретили праздничные цифры, заявив, что «Дед Мороз, его подружка Снегурочка и Новогодняя елка не будут транслироваться по государственному телевидению в этом году, потому что эти персонажи и атрибуты не имеют прямого отношения к нашим национальным традициям, хотя в них и нет ничего плохого».
В некоторых областях Санта-Клаус и Дед Мороз на самом деле были способом преодоления культурных разногласий. Эти отношения на самом деле могут быть самыми «естественными», поскольку оба персонажа часто рассматриваются как символы любви и дружбы. Например, в 2010 году в Минске встретились финский Дед Мороз и белорусский Дед Мороз.
Белорусская интерпретация Деда Мороза. ( Public Domain )
В другом месте декабрь 1997 года положил начало традиции, известной как «Рождество без границ»: встреча Деда Мороза и Санта-Клауса на мосту через реку Нарву. Целью этих встреч было расширение сотрудничества между жителями эстонских и российских приграничных городов и повышение эффективности пересечения границы.
По сообщению Радио Свободная Европа, Санта-Клаус и Дед Мороз представляют собой акт доброй воли и предлагают друг другу «приветствия, включая пожелания мира и процветания в ближайшие годы». Будет ли мероприятие продолжено в этом году, пока неизвестно.
Избранное изображение: Дед Мороз и Снегурочка в санях. Источник: Goodfon.ru
Алисия МакДермотт
Ссылки
Азия Плюс. (2013). Таджикский чиновник подтверждает информацию об отстранении Деда Мороза от новогодних передач. http://news.tj/ru/news/tajik-official-confirms-information-about-banning-dead-frost-new-year-s-broadcasts
Беларусь. От. (2010). Финский Дед Мороз и белорусский Дед Мороз. http://www.belarus.by/ru/press-center/photo/belarusian-dead-frost-and-finnish-santa-claus-_ti_102_0000000512. html
Домницкая, М. (2011). Дед Мороз празднует день рождения. http://vologda-oblast.ru/ru/newsflash/official_actions/father_frost_celebrates_his_birthday/?sphrase_id=871413
Костадинов П. (2005). Традиции старые и новые: От Деда Мороза до Деда Мороза. http://sofiaecho.com/2005/12/26/648046_traditions-old-and-new-from-father-frost-to-father-christmas
Ланг, А. (1894) Желтая книга фей. http://www.mythfolklore.net/andrewlang/017.htm
The Moscow Times. (2014). Киев вернул православного Деда Мороза вместо советского Деда Мороза. http://www.themoscowtimes.com/news/article/kiev-brings-back-orthodox-santa-claus-instead-of-soviet-era-father-frost/511488.html
Мифы и легенды. (2006) Снегурочка. http://myths.e2bn.org/mythsandlegends/textonly2648-the-snow-maiden.html
Кобил, Р. (2012). Дед Мороз снят с эфира в Узбекистане. http://www.bbc.com/news/20701831
Радио Свободная Европа, Радио Свобода.