Культура Византии (6 класс) – кратко об образовании в Средние века
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 1187.
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 1187.
Культура Византии охватывает период европейского Средневековья. Она стала фактической наследницей древнегреческих традиций, параллельно впитав в себя культуры восточных народов, во множестве населявших территорию империи.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Византийская культура: исторический период
Строго определенных территориальных или периодических границ у нее нет. Считается, что начальный этап ее развития берет начало от основания Константинополя – то есть, с 330 года, а ее конец определен серединой XV века, когда в 1453 году империя была окончательно уничтожена турками. Однако неоспоримо влияние Византии на культуру Древней Руси и других славянских государств, так что она продолжила свое существование в этих странах.
Культура Византии развивалась под влиянием различных исторических событий в рамках борьбы язычества и христианства, а также становления государства от античности до средневекового времени. Результатом этих процессов стало то, что в основу византийской культуры было положено христианство.
Византийская культура: особенности
Она считается очень самобытной, поскольку, в отличие от культуры Европы в Средние века, в нее вкраплены элементы восточных цивилизаций. В то же время невозможно не заметить влияние уже ушедшей античности и нового веяния – мусульманства. Доминантная роль религии определила основную черту это оригинальной культуры – человек в ней ориентировался на мир высшей истины, идеальный и часто иррациональный. Это объясняется тем, что в центре всей парадигмы стояла религия.
Рис. 1. Византийская икона.По той же причине византийское искусство представляет собой совершенно особый культурный феномен, который сегодня рассматривается на уроках истории в 6 классе.
Дело в том, что художники в этот культурные период считались проводниками духовности, соответственно, на своих полотнах они воплощали божественный мир, а не собственное видение мира реального.Образование в империи было доступно всем, а школа давала возможность продвинуться по социальной лестнице и занять видный пост. Если в Западной Европе школы были церковными, то в Византии – светскими. Священное писание изучалось в них вместе с античными философией и поэзией.
Рис. 2. Книга из Византии.Роль и дальнейшее влияние византийской культуры
Особое влияние она оказала на культуру Киевской Руси, которая после крещения в 988 году унаследовала ее традиции. Они стали основой для ее собственных культурных традиций, причем заимствовано было почти все. Так, князь Владимир после своего визита в столицу Византии был так впечатлен местной архитектурой, что сразу же повелел строить на Руси храмы по образцу византийских. Кроме того, полностью было перенято и искусство иконописи.
Роль ее в европейских и мировых масштабах тоже была заметной, в основном потому, что византийская культура синтезировала в себе античные образцы греко-римского периода с восточными элементами. Невозможно также переоценить ее влияние на искусство восточной и южной частей Европы.
Что мы узнали?
Из статьи, которую можно использовать для доклада на уроке истории, мы узнали, что Византийская культура складывалась на протяжении более чем 10 веков: с момента основания Константинополя до взятия его турками. Изложенная кратко о культуре Византии информация помогла составить общее представление о том, что лежало в ее основе – это была религиозная составляющая, также искусства и цивилизация развивались благодаря общедоступности образования. Византийская культура оказало значительное влияние не только на Киевскую Русь, которая считается ее наследницей, но также на Южную и Восточную Европу.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Оценка доклада
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 1187.
А какая ваша оценка?
Культура Византии краткое сообщение — Kratkoe.com
Автор J.G. На чтение 3 мин Обновлено
Культура Византии краткое сообщение расскажет о главных достижениях этого государства, наследницы культуры Римской империи.
Культура Византии краткоВизантийская культура позаимствовала достижения античного мира в сфере изобразительного искусства, права, архитектуры и музыки. Вместе с тем географическое расположение государства, особенности миграции народов и торговые связи открыли границы для влияния Востока. Таким образом, историческое прошлое античности и варварское окружение создали основу для формирования новой, особенной культуры, такой непохожей на другие.
В чем особенность Византийской культуры?
- Во-первых, в ее основе конфессиональной фактор, а не этнической или политической общности.
- Во-вторых, самообразующим фактором культуры является православие, на основе которого создалась система имперского самосознания. В целом Византийская культура за свое существование пережила 2 взлета: Македонское Возрождение и расцвет при династии Палеологов.
Основные достижения византийской культуры:
- Сформировался монашеский подвиг аскетизма и идеал святости.
- Утвердилась крестово-купольная архитектура. Она сочетает в себе несоединимые внешне начала, возвышенную торжественность, утонченный спиритуализм и глубокую духовность, пышность и роскошность, избыточность и зрелищность. Византийский храм отличался от классического античного храма. На первый план вышла организация внутреннего пространства. Самым знаменитым памятником византийской культуры, ее визитной карточкой стал храм св. Софии в Константинополе.
- Активно развивалось искусство книги и книжной миниатюры.
- Развилась уникальная техника мозаика. В этом жанре Византия не имеет равных. Мастера владели секретами изготовления смальты и искусными приемами превращения исходного разноцветья в живописное целое. Великолепные мозики украшают усыпальницы Равенны, храм Софии, Церковь Успения в Никее, Церковь Димитрия в Фессалониках.
- Развитие декоративно-прикладного искусства находилось на высочайшем уровне развития. В частности мастера владели техникой перегородчатой эмали.
- Зарождался и развивался новый жанр: жанр иконописи.
Она оказала огромное влияние на формирование культуры Киевской Руси после ее крещения. Можно сказать, что она стала объектом для наследования. В «Повести временных лет» Нестор Летописец описал визит князя Владимира в Константинополь. Он был поражен величием, красотой и эстетическим наполнением храмов, что, возвратившись домой, приступил к строительству таких в Киевской Руси. Кроме того, византийская культура подарила миру искусство иконописи. Она была историческим продолжением греко-римской античности и синтезом восточной и западной духовной основы, оказав тем самым влияние на формирование культур Европы.
Надеемся, что сообщение о византийской культуре помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации о ней. А краткий рассказ о культуре Византии Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.
О хронологических периодах Византийской империи – Smarthistory
Это эссе предназначено для ознакомления с периодами византийской истории с акцентом на развитие искусства и архитектуры.
Колосс Константина, ок. 312–15 (Палаццо деи Консерватори, Капитолийский музей, Рим) (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)
Из Рима в Константинополь
В 313 году Римская империя узаконила христианство, начав процесс, который в конечном итоге демонтировать его многовековую языческую традицию. Вскоре после этого император Константин перенес столицу империи из Рима в древнегреческий город Византий (современный Стамбул). Константин переименовал новую столицу в «Константинополь» («город Константина») в честь себя и посвятил ее в 330 году. Благодаря этим событиям родилась Византийская империя — или была?
Карта с Римом и Константинополем (базовая карта © Google).
Термин «Византийская империя» немного неверен. Византийцы понимали свою империю как продолжение древней Римской империи и называли себя «римлянами». Использование термина «византийский» стало широко распространенным в Европе только после того, как Константинополь окончательно пал перед турками-османами в 1453 году. По этой причине некоторые ученые называют Византию «Восточной Римской империей».
Византийская история
История Византии удивительно длинна. Если считать историю Восточной Римской империи от посвящения Константинополя в 330 году до его падения османами в 1453 году, империя просуществовала около 1123 лет.
Ученые обычно делят византийскую историю на три основных периода: Ранняя Византия , Средняя Византия и Поздняя Византия . Но важно отметить, что эти исторические обозначения являются изобретением современных ученых, а не самих византийцев. Тем не менее, эти периоды могут быть полезны для обозначения значительных событий, контекстуализации искусства и архитектуры и понимания более крупных культурных тенденций в истории Византии.
Ранняя Византия: ок. 330–843
Ученые часто расходятся во мнениях относительно параметров ранневизантийского периода. С одной стороны, в этот период продолжилось римское общество и культура — так правильно ли говорить, что это началось в 330 году? С другой стороны, принятие империей христианства и географический сдвиг на восток открыли новую эру.
Сант-Аполлинаре-ин-Класс, Равенна (Италия), ок. 533–49 (мозаика апсиды, VI в., мозаика триумфальной арки, вероятно, ок. VII–XII вв.) (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)
После того, как Константин принял христианство, церковь пользовалась имперским покровительством, строя монументальные церкви в таких центрах, как Рим, Константинополь и Иерусалим. На западе империя столкнулась с многочисленными нападениями германских кочевников с севера, а Рим был разграблен готами в 410 г. и вандалами в 455 г. Город Равенна на северо-востоке Италии приобрел известность в V и VI веках, когда он функционировал как имперская столица западной половины империи. Несколько церквей, украшенных роскошной мозаикой, таких как Сан-Витале и близлежащая церковь Сант-Аполлинаре-ин-Класс, свидетельствуют о важности Равенны в то время.
Примерные границы Византийской империи при императоре Юстиниане I, ок. 555 (Tataryn, CC BY-SA 3.0)
При императоре шестого века Юстиниане I, правившем в 527–565 годах, Византийская империя расширилась до своего крупнейшего географического пространства: охватив Балканы на севере, Египет и другие части севера Африка на юге, Анатолия (нынешняя Турция) и Левант (включая современные Сирию, Ливан, Израиль и Иорданию) на востоке, а также Италия и юг Пиренейского полуострова (ныне Испания и Португалия) на западе. Многие из величайших архитектурных памятников Византии, такие как новаторская купольная базилика Святой Софии в Константинополе, также были построены во время правления Юстиниана.
Исидор Милетский и Анфимий Тралльский для императора Юстиниана, Собор Святой Софии, Константинополь (Стамбул), 532–37 (фото: © Robert G. Ousterhout)
Константинополь (карта: Кэролин Коннор и Том Эллиот, Картографический центр Древнего мира, CC BY-NC 3.0)
По примеру Рима, в Константинополе было несколько открытых общественных пространств, включая главные улицы, fora , а также ипподром (поле для скачек на лошадях или колесницах с общественными местами) — в императоры и церковные чиновники часто участвовали в эффектных публичных церемониях, таких как процессии.
Христианское монашество, начавшее процветать в 4 веке, получило покровительство императора в таких местах, как гора Синай в Египте.
Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет (фото: Joonas Plaan, CC BY 2.0)
Мозаика апсиды с изображением Богородицы с младенцем, ок. 867, Собор Святой Софии, Константинополь (Стамбул) (фото: Эван Фриман, CC BY-NC-SA 4.0)
Тем не менее середина 7-го века начала то, что некоторые ученые называют «темными веками» или «переходным периодом» в византийской истории. . После подъема ислама в Аравии и последующих нападений арабских захватчиков Византия потеряла значительные территории, в том числе Сирию и Египет, а также символически важный город Иерусалим с его священными местами паломничества. Империя пережила упадок в торговле и экономический спад.
На этом фоне и, возможно, подпитываемом тревогой за судьбу империи, в Константинополе в 8-м и 9-м веках разгорелся так называемый «иконоборческий спор». Церковные лидеры и императоры спорили об использовании религиозных изображений, изображающих Христа и святых, некоторые почитали их как святые образы или «иконы», а другие осуждали их как идолов (подобно изображениям божеств в Древнем Риме) и, по-видимому, уничтожали некоторые из них. Наконец, в 843 г. церковь и имперские власти окончательно утвердили использование религиозных образов и положили конец иконоборческой полемике, событию, впоследствии отмеченному византийцами как «Триумф Православия».
Средняя Византия: ок. 843–1204
В период после иконоборчества Византийская империя переживала растущую экономику и вернула себе некоторые территории, утраченные ранее. С утверждением образов в 843 году искусство и архитектура снова расцвели. Но и византийская культура претерпела ряд изменений.
Средневизантийские церкви развивались на основе нововведений правления Юстиниана, но часто строились частными покровителями и, как правило, были меньше, чем крупные имперские памятники ранней Византии. Меньший масштаб средневизантийских церквей также совпал с сокращением масштабных публичных церемоний.
Соборная церковь, XI век, Осиос Лукас, Беотия (фото: Эван Фриман, CC BY-NC-SA 4.0) мозаики и фрески. Но средневизантийские церкви в значительной степени исключают изображения флоры и фауны мира природы, которые часто появлялись в ранневизантийских мозаиках, возможно, в ответ на обвинения в идолопоклонстве во время иконоборческого спора. Помимо этих достижений в архитектуре и монументальном искусстве, с этого периода сохранились изысканные образцы рукописей, перегородчатой эмали, каменной кладки и резьбы по слоновой кости.
Средневизантийский период также характеризовался усилением напряженности между византийцами и западноевропейцами (которых византийцы часто называли «латинянами» или «франками»). Так называемый «Великий раскол» 1054 г. обозначил растущие разногласия между православными христианами в Византии и католиками в Западной Европе.
Четвертый крестовый поход и Латинская империя: 1204–1261
В 1204 году Четвертый крестовый поход, предпринятый западноевропейцами, верными папе в Риме, свернул со своего пути к Иерусалиму и разграбил христианский город Константинополь. Многие художественные сокровища Константинополя были уничтожены или увезены в Западную Европу в качестве трофеев. Крестоносцы заняли Константинополь и основали «Латинскую империю» на территории Византии. Изгнанные византийские лидеры основали три государства-преемника: Никейскую империю на северо-западе Анатолии, Трапезундскую империю на северо-востоке Анатолии и Эпирский деспотат на северо-западе Греции и Албании. В 1261 году Никейская империя отвоевала Константинополь и короновала Михаила VIII Палеолога как императора, установив династию Палеологов, которая будет править до конца Византийской империи.
Маршрут и результаты Четвертого крестового похода (Канди, CC BY-SA 4.0)
Хотя Четвертый крестовый поход разжигал вражду между восточными и западными христианами, крестовые походы, тем не менее, способствовали межкультурному обмену, который очевиден в искусстве Византии и Западной Европы, и особенно в итальянской живописи периодов позднего средневековья и раннего Возрождения, на примере новых изображений святого Франциска, написанных в так называемом итало-византийском стиле.
Поздняя Византия: 1261–1453
Художественное покровительство снова расцвело после того, как византийцы восстановили свою столицу в 1261 году. Некоторые ученые называют этот культурный расцвет «палеологским ренессансом» (после правления династии Палеологов). Несколько существующих церквей, таких как монастырь Хора в Константинополе, были отремонтированы, расширены и щедро украшены мозаикой и фресками. Византийские художники также действовали за пределами Константинополя, как в византийских центрах, таких как Салоники, так и в соседних землях, таких как Королевство Сербия, где на фресках конца 13 века сохранились подписи художников по имени Михаил Астрапас и Евтихий. и начала 14 вв.
Мозаика Феодора Метохита, приносящего церковь Хора Христу, монастырь Хора, Константинополь (Стамбул) ок. 1315–1321 гг. (фото: Эван Фриман, CC BY-NC-SA 4.0)
Однако Византийская империя так и не оправилась полностью от удара Четвертого крестового похода, и ее территория продолжала сокращаться. Призывы Византии к западноевропейцам о военной помощи перед лицом растущей угрозы турок-османов на востоке остались без ответа. В 1453 году османы окончательно завоевали Константинополь, превратив многие великие церкви Византии в мечети и положив конец долгой истории Восточной Римской (Византийской) империи.
Мечеть Сулеймание в Стамбуле, спроектированная Мимаром Синаном и открытая в 1557 г., находится под влиянием византийской архитектуры (фото: Эван Фриман, CC BY-NC-SA 4.0)
Андрей Рублев, Троица, ок. 1410 или 1425-27 гг., темпера, дерево, 142 × 114 см (Третьяковская галерея, Москва)
Поствизантия: после 1453 г.
Несмотря на окончательный упадок Византийской империи, наследие Византии продолжалось. Это очевидно на бывших византийских территориях, таких как Крит, где так называемая «критская школа» иконографии процветала под венецианским правлением (известным продуктом критской школы был Доменикос Теотокопулос, более известный как Эль Греко).
Но влияние Византии также продолжало распространяться за ее прежние культурные и географические границы, в архитектуре османов, иконах России, живописи Италии и других местах.
Дополнительные ресурсы
Бесплатный электронный справочник Smarthistory по византийскому искусству
«Византия (ок. 330–1453)», Хайльбруннская хронология истории искусств, Метрополитен-музей. Статья
Цитируйте эту страницу как: д-р Эван Фриман, «О хронологических периодах Византийской империи», в Smarthistory , 22 сентября 2020 г. , по состоянию на 27 мая 2023 г., https://smarthistory.org/periods -византийской-империи/.
Глава 7: Три наследника Рима, 500-950
Глава 7
В конце периода поздней античности в седьмом веке западная цивилизация сосредоточилась вокруг трех великих цивилизаций: византийской, исламской и западноевропейской. История этих трех цивилизаций на протяжении XI века характеризуется соперничеством и взаимодействием между ними, каждая из которых сохранила различные аспекты унаследованного ими наследия.
Византийцы говорили по-гречески и сочетали имперские традиции римского мира с интенсивным христианством. Хотя они столкнулись с рядом проблем со стороны Персии, ислама и турок-сельджуков, их история в значительной степени представляет собой историю насилия и дворцовых восстаний. Религиозные споры иногда выливались в политику по той простой причине, что император представлял собой высшую власть церкви и государства. Иконоборческая полемика касалась как доктринальных споров, так и политических махинаций.
Исламский мир был совсем другим: арабоязычным и самым космополитичным из трех цивилизаций. Центральное место в исламской цивилизации занимала ее религия; религия была основана Мухаммедом, когда он находился в период духовных размышлений в Аравийской пустыне. Он смог получить несколько новообращенных; однако община Мекки, крупного торгового склада, не хотела иметь с ним ничего общего. Переехав в Медину, его последователи росли до 630 года, когда он вернулся в Мекку. Мекка станет самым священным местом исламского паломничества. После смерти Мухаммеда религия разделилась на различные фракции. Вопрос был не обязательно теологическим, а скорее политическим, поэтому ислам, подобно византийцам, был культурой, в которой религия и политика были взаимосвязаны. Кроме того, как и Византийская империя, ислам помог сохранить и передать классическое наследие обучения.
Ученые не только сохраняли и переводили тексты, но и комментировали их. В конце концов, наши знания о Платоне, Аристотеле и других не только были сохранены исламскими учеными, но и в то же время обогатились.В Западной Европе ситуация тоже совсем другая. В то время как Византия и ислам строили цивилизации с большим материальным богатством и внутренней динамикой, Западная Европа восстанавливалась после падения Рима. В Галлию пришли Меровинги, которые при Хлодвиге стали убежденными христианами. Количество монашеских домов резко увеличилось, и папа Григорий I попытался исправить богословский раскол с Константинополем. Франкский закон о престолонаследии не приводил ни к чему, кроме политической нестабильности, вплоть до правления Карла Великого в конце седьмого века. Говорят, что «когда правил Карл Великий, родилась Европа». Он стабилизировал свою империю и завоевал новые земли — его целью была не что иное, как христианская республика, единое христианское общество. С помощью Алкуина Йоркского Карлу Великому также удалось установить каролингское Возрождение, в котором классическое обучение оказалось в центре дворцовых и соборных школ.