Междоусобная война между сыновьями святослава: Святославичи: первая междоусобица

Святославичи: первая междоусобица

Кто знает, как сложилась бы жизнь братьев, если бы планы Святослава сбылись, и по какому пути вообще пошла бы тогда мировая история. Но Святослав спустя три года после смерти Ольги погиб в битве с кочевниками у днепровских порогов. А его сыновья стали княжить в отведённых им землях.

К сожалению, из документов того времени мы не можем достоверно определить даты их рождения. Есть предположения, что к началу правления Киевом Ярополку было около пятнадцати-шестнадцати лет. Младшим его братьям — и того меньше. И вот что важно: без отца они, скорее всего, не чувствовали братских уз. Ведь у каждого из них была своя мать. Некоторые историки утверждают, что матерью Ярополка была венгерская княжна Ильдике. Матерью Владимира — некая Малуша, дочь древлянского князя, которая девочкой была взята в плен. И почти нигде чётко не говорится о матери княжича Олега. И если Великая княгиня Ольга всех своих внуков ещё могла позвать к себе, чтобы они были вместе, то без её властной руки подростки были разобщены.

Братья расстались ещё до известия о гибели Святослава.

Утвердившись в Киеве и набирая силу, Ярополк некоторое время не обращал внимания на то, чем занимались его подрастающие братья в своих вотчинах. Но однажды, как повествует летопись «Повесть временных лет», в лесах, принадлежавших Олегу, самовольно охотились люди Свенельда, воеводы Ярополка. Предводительствовал охотниками сын этого воеводы по имени Лют. Самоуправство, нарушение установленных обычаев кончилось печально: сын княжеского воеводы был убит дружинниками Олега. И Свенельд якобы затем всячески подогревал в Ярополке ненависть к братьям, которые могли, объединившись, захватить княжеский престол в Киеве. Злые слова наговора в конце концов достигли своей цели. И Ярополк в 977 году отправился, как и его дед Игорь, в Древлянскую землю. Так ли это было на самом деле, та ли причина стала основанием похода Ярополка — это ещё одна историческая загадка. Но результатом этой первой в Киевской Руси междоусобицы стала гибель Олега. Произошло это событие в Овруче — ныне небольшом украинском городке Житомирской области, а тогда — центре Древлянского княжества. Как говорит предание, юный князь упал в ров, окружавший стены Овруча, когда его отступавшая дружина застряла на мосту.

Ярополк, как утверждает легенда, не хотел смерти брата и очень сокрушался о кончине Олега. Но — это только легенда.

Похоронив брата, по языческому обычаю Ярополк насыпал в Овруче могильный курган и справил тризну.

Итак, первая часть умысла Свенельда — отомстить Олегу — была выполнена.

А что же сын Малуши Владимир? Едва до него дошли вести о гибели Олега, юный князь не стал дожидаться, когда в Великий Новгород нагрянет войско Ярополка, и по утверждению некоторых источников, скрылся в Швеции. Тут мы снова можем поразмышлять: почему Владимир не собрал дружину храбрых новгородцев и не выступил с нею навстречу старшему брату? Или же почему не послал к нему своего воеводу для того, чтобы уладить возникшую неприязнь? Возможно, Ярополк и согласился бы выслушать посланца. Ведь воеводой у Владимира был сподвижник Святослава по имени Добрыня. Храбрый и мужественный, авторитетный воин, который впоследствии в русских былинах стал Добрыней Никитичем.

Но снова нам остаётся только догадываться, почему не произошло ни того, ни другого.

Покинутый князем Великий Новгород стал неинтересен для Ярополка, и он вернулся в Киев.

Сколько времени провёл Владимир в гостях у шведского короля, сказать достоверно мы не можем. Но так или иначе — вернулся он в свою вотчину с войском шведских наёмников, которое собрал вместе с Добрыней, и снова воцарился в Великом Новгороде. Причём праздновать своё возвращение долго не стал, а тут же, чувствуя за собой силу викингов, двинулся в поход на Киев.

По дороге в стольный град Владимир захватил Полоцк, жители которого во главе с правителем Рогволдом не хотели принимать нового претендента на киевский престол. Наёмники жестоко расправились с непокорными. Из всей семьи Рогволда в живых осталась лишь его дочь Рогнеда, которую князь насильно взял себе в жёны.

Далее на Киев младший Святославич двигался стремительно, не встречая сопротивления в других городах.

И опять возникают вопросы. А где же войско Ярополка, которое так быстро расправилось с дружиной князя Олега? Почему оно не вступило в бой с ратниками Владимира? Каким образом Киев оказался окружённым? Почему Ярополк, которого считали способным дипломатом, не вступил в переговоры с братом?

Вот сколько загадок задаёт нам это время!

Одно объяснение как будто расставляет всё на свои места — в кругу ближних сторонников Ярополка оказался предатель, который умело плёл интриги, выгадывал себе тёпленькое местечко, в чью бы сторону ни склонилось впоследствии противостояние недружных сыновей Святослава. Некоторые источники даже называют его по имени — Блуд — и утверждают, что Владимир подкупил этого воеводу. Ряд исследователей русской истории отождествляют Блуда с тем самым Свенельдом, который подбил Ярополка на поход против Олега.

Дальнейшее развитие событий привело к трагической развязке.

Ярополк так и не сумел найти контакт с Владимиром. Некоторое время он прятался за стенами Киева, а потом, по настоянию Блуда, который нашептал, что киевляне готовы поднять мятеж против своего князя, перебрался в крепость Родня, что стояла на речке Рось. Однако и за стенами этой крепости Ярополку отсидеться не удалось. Его сторонников становилось всё меньше. Помощи ждать было неоткуда.

После длительной осады в Родне возник голод. Защитники крепости чувствовали безвыходность своего положения. Здесь опять ситуацию взял в свои руки Блуд, и Ярополк вынужден был согласиться на переговоры с Владимиром на самых невыгодных условиях.

Как сообщает «Повесть временных лет», произошло это событие в 980 году. Но есть более ранний документ, чем этот летописный свод, — «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова), который приводит другую дату восшествия на киевский престол младшего Святославича — 11 июня 978 года. «И сел в Киеве князь Владимир в восьмой год после смерти отца своего Святослава, 11 июня, в год 6486» (978 — по новому исчислению), — говорится в сочинении Иакова. Хотя мы тут же с вами, как наблюдательные исследователи хронологии, увидим, что возникает в таком случае несовпадение в датах гибели князя Святослава. Из ряда хронологических соображений историки склоняются к тому, что именно в день, упомянутый в рукописи монаха, и произошло убийство Ярополка.

Три сына было у князя Святослава — Ярополк, Олег и Владимир, которые во время походов отца находились под присмотром княгини Ольги вплоть до её смерти в 969 году. В ту пору Святослав ненадолго вернулся в Киев из болгарских земель, где, как вы помните, он хотел создать столицу своего государства. Великий князь выделил сыновьям разные наделы. Ярополку назначил в правление Киев. Среднего сына — Олега — посадил княжить в земле Древлянской, главным городом которой тогда был Овруч. А младшему — Владимиру — центром владений определил Великий Новгород.

Два вооружённых варяга из дружины Владимира поджидали безоружного Ярополка на подходе к ставке, где обосновался Владимир. Знал ли он, что не увидит брата живым, нет ли — об этом можно говорить с большой долей вероятности. И тем ярче предстаёт в таком случае коварство молодого князя, его жестокий нрав.

Предчувствовал ли свою гибель Ярополк? Древние историки называли этого князя кротким правителем, который хотел идти по пути христианского милосердия. Он, как и его братья, тоже был язычником, но некоторые документы утверждают, что Ярополк даже стал родственником германского императора Оттона Ш, взяв в жёны дочь одного из членов императорской фамилии. Ярополк, утверждают они, таким образом собирался одновременно с браком принять крещение (возможно, даже и успел креститься). По данным Никоновской летописи, к Ярополку приезжали послы из Рима, от католического папы. О симпатиях старшего сына Святослава к христианству сообщает и известная по выпискам русского историка В.Н. Татищева Иоакимовская летопись.

Возможно, что на встречу с братом Ярополк отправился спокойно, доверившись, как доверял и ранее, тем гарантиям, с которыми пришёл к нему от Владимира предатель-воевода Блуд.

Неподалёку от места встречи на князя внезапно напали двое убийц и, как пишет один из древних авторов, «подняли его мечами под пазухи».

Так в древней Руси завершилась первая междоусобная вражда трёх молодых сыновей Святослава. Во многом она стала результатом интриг, которыми оплели братьев более опытные, искушённые жизнью воеводы.

Воцарившись на киевском княжеском троне, Владимир правил более 35 лет.

Именно он получил «прописку» в русской былинной истории под именем Владимира Красное Солнышко, именно он стал Святым равноапостольным великим князем Владимиром, крестителем Руси, на века вперёд предопределившим духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. 

Междоусобицы на Руси кратко

Междоусобица – внутренний раздор, война между людьми, живущими на одной территории.

Киевская Русь с 9 по 11 век довольно часто сталкивалась с междоусобными войнами; причиной княжеских междоусобиц была борьба за власть.

Самые крупные княжеские междоусобицы на Руси

Всего можно насчитать три крупные междоусобные войны:

  • Первая междоусобица князей (конец 10 – начало 11 века). Вражда сыновей князя Святослава, вызванная их желанием добиться независимости от власти Киева.
  • Вторая междоусобица (начало 11 века). Вражда сыновей князя Владимира за власть.
  • Третья междоусобица (вторая половина 11 века). Вражда между сыновьями князя Ярослава Мудрого за власть.

Первая междоусобица на Руси

Древнерусские князья имели традицию заводить большое количество детей, что и являлось причиной последующих споров за право наследования, так как правила наследования от отца к старшему сыну тогда не существовало. После смерти князя Святослава в 972 году, у него осталось три сына, которые имели право на наследство.

  • Ярополк Святославич – он получил власть в Киеве.
  • Олег Святославич – получил власть на территории Древлян
  • Владимир Святославич – получил власть в Новгороде, а позднее и в Киеве.

После смерти Святослава, его сыновья получили единоличную власть в своих землях и теперь могли управлять ими по своему разумению. Владимир и Олег хотели получить полную независимость для своих княжеств от воли Киева, поэтому ими были предприняты первые походы друг против друга.

Первым выступил Олег, по его приказу в землях древлян, где правил Владимир, был убит сын воеводы Ярополка – Сеневельд. Узнав об этом, Сеневельд решил отомстить и заставил Ярополка, на которого имел большое влияние, пойти со своим войском на брата Олега.

977 г. — было положено начало междоусобице сыновей Святослава. Ярополк напал на Олега, который не был подготовлен, и древляне, вместе со своим князем, вынуждены были отступать с границ в столицу — город Овруч. В результате по время отступления князь Олег погиб – был задавлен копытами одной из лошадей. Древляне стали подчиняться Киеву. Князь Владимир, узнав о гибели брата и начавшейся семейной междоусобице, бежит к варягам.

980 г. – Владимир возвращается на Русь вместе с войском варяг. В результате сражений с войсками Ярополка, Владимиру удалось отбить Новгород, Полоцк и двинуться в сторону Киева.

Ярополк, узнав о победах брата, созывает советников. Один из них уговаривает князя уехать из Киева и спрятаться в городе Родне, однако позже становится ясно, что советник является изменником – он вступил в сговор с Владимиром и отправил Ярополка в умирающий от голода город. В результате, Ярополк вынужден вступить в переговоры с Владимиром. Он едет на встречу, однако, по прибытии погибает от руки двух варяжских воинов.

Владимир становится князем в Киеве и правит там вплоть до своей смерти.

Вторая междоусобица на Руси

В 1015 году умирает князь Владимир, имевший 12 сыновей. Началась новая война за власть между сыновьями Владимира.

1015 г. – князем в Киеве становится Святополк, убивший собственных братьев Бориса и Глеба.

1016 г. – начинается борьба между Святополком и Ярославом Мудрым.

Ярослав, княживший в Новгороде, собрал отряд из варяг и новгородцев и двинулся на Киев. После кровавой битвы близ города Любеча, Киев был захвачен и Ярослав вынужден был отступить. Однако на этом вражда не закончилась. В этом же году Ярослав собрал войско, пользуясь поддержкой польского князя, и отвоевал Киев, прогнав Ярослава обратно в Новгород. Спустя несколько месяцев, Святополк снова был изгнан из Киева Ярославом, собравшим новое войско. На этот раз Ярослав навсегда стал князем в Киеве.

Третья междоусобица на Руси

Очередная междоусобица началась после смерти Ярослава Мудрого. Великий князь умер в 1054 году, что спровоцировало междоусобицу между Ярославичами.

Ярослав Мудрый, боясь очередной вражды, сам распределил земли между сыновьями:

  • Изяславу – Киев;
  • Святославу – Чернигов;
  • Всеволоду – Переяславль;
  • Игорю – Владимир;
  • Вячеславу – Смоленск.

1068 г. — Несмотря на то, что каждый из сыновей имел свой собственный удел, все они ослушались воли отца и захотели претендовать на власть в Киеве. Несколько раз сменив друг друга на посту киевского князя, власть окончательно досталась Изяславу, как и завещал Ярослав Мудрый.

После смерти Изяслава и вплоть до 15 века на Руси случались княжеские междоусобицы, однако никогда больше борьба за власть не была столь масштабной.

Смутное время России — Сеть истории войн

Эта статья опубликована в: Май 2019

Варяги основали ряд укрепленных городов на славянской Руси в 9 веке, которые впоследствии стали центрами восточно-христианских княжеств. Торговые центры, такие как Киев, Новгород и Смоленск, стали главными городами средневековых русских княжеств. Варяжский князь Олег Новгородский подчинил себе многие из этих городов в конце IX — начале IX века.0005

10 век. Примечательным преемником в середине 10 века был великий князь Киевский Святослав I. Он правил Киевской Русью, которая простиралась от Киева до Ладожского озера.

Святослав вел войну с кочевниками обширных русских лугов к югу от Киева, которые были заселены различными тюркскими кочевниками, такими как печенеги и половцы. Он погиб, выступая против этих кочевников, в результате инцидента 972 года, известного как Пацинакская засада.

Киевская Русь со временем распалась. Соседние княжества регулярно воевали друг с другом в территориальных спорах. Постоянные междоусобицы не сулили русским ничего хорошего.

В 1221 году хорошо ведомый отряд монголов двинулся на север через Кавказские горы в русские степи. Монголы громили все армии — грузин, аланов и половцев, — которые попадались им на пути. Русские были поражены монгольским вихрем и заключили непростой союз с половцами.

Монголы нанесли сокрушительное поражение объединенному русскому войску на реке Калке в 1223 году. Монголы использовали хрестоматийную восточную тактику, имитируя отступление в течение девяти дней. В конце концов они развернулись и атаковали русских спереди и с флангов, сокрушив их в процессе.

Монгольский корпус, сражавшийся на реке Калке, проводил разведку боем для более крупного вторжения в Россию в неопределенном будущем. Корпус отошел в Монголию, оставив русских потрясенными и ошеломленными. Хотя Чингисхан умер в 1227 году, его сыновья и внуки вернулись к завоеваниям, начав с того места, на котором они остановились.

Русские ничего не сделали для подготовки к возобновлению боевых действий во время 14-летнего перерыва между разведкой монголов и их возвращением. В 1237 году монгольский полководец Бату-хан, внук Чингисхана, с боями пробился на север России. Батый захватил Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества в 1238 году, но ранняя оттепель замедлила его конную армию, не позволив ей покорить Новгород. Затем он завоевал Чернигов в 1239 году.и разграбили Киев в 1240 году. Вместо того, чтобы оккупировать завоеванную ими территорию, монголы потребовали, чтобы побежденные русские князья стали вассалами, платящими дань.

В 1259 году Монгольская империя распалась на несколько ханств, одним из которых была Золотая Орда. Какое-то время хан Золотой Орды был неоспоримым повелителем России. Однако князь Дмитрий Московский во Владимиро-Суздальском княжестве восстал и бросил вызов Золотой Орде.

Димитрий одержал великую победу над монгольским войском во главе с Мамаем в 1380 году у Куликова в верховьях Дона. Но Золотая Орда была далека от завершения. На смену Мамаю пришел новый неутомимый вождь Тохтамыш, который в наказание русским разграбил Москву в 1382 г.

Прошло еще почти 100 лет, прежде чем русские освободились от «татарского ига». В 1419 году Золотая Орда распалась на полдюжины меньших образований. Русские наконец освободились от монгольского гнета, когда монголы Великой Орды, государства-правопреемника, отступили в битве с московской армией на реке Угре в 1480 году. к вопросу это появляется в

Поделиться этой статьей

Президентская библиотека раскрывает роль великого князя Владимира в истории государства Российского

В канун 1000-й -й годовщины кончины равноапостольного великого князя Владимира, которая будет широко отмечаться в нашей страны в 2015 году Президентская библиотека представляет уникальные издания – редкие книги о жизни и деятельности святого, приобщившего русский народ к православной вере.

Память о князе глубоко чтится нашим народом. Именно равноапостольный великий князь Владимир является символом государственного управления, воинского мужества, доброты и человеколюбия. Князь Владимир был младшим сыном русского князя Святослава и внуком святой княгини Ольги. Отец Владимира еще при жизни разделил русскую землю между своими тремя сыновьями, из которых старший, Ярополк, взошел на престол в Киеве, средний сын, Олег, стал владельцем земли древлян, а младший — шестилетний старый Владимир – получил в удел Великий Новгород. Согласно 1891 книга Казанцева, «Древнерусский род князей Долгоруковых и его превосходительство князь Владимир Андреевич Долгоруков»: «Владимир, как и многие великие государи, довольно рано начал свою политическую карьеру. Новгородцы просили его быть их князем, когда он был только ребенок.»

Однако трое братьев недолго прожили в хороших отношениях друг с другом. «Естественные, святые узы родства между ними были разорваны злыми внушениями народа», — говорится в книге «Просвещение России через христианство. Святая великая княгиня Ольга и святой великий князь Владимир равноапостольные», изданной в 1864 году. Междоусобные распри были инициированы Ярополком, который жаждал стать правителем всей Руси. Князь Владимир, поддержанный варягами, выиграл войну, которую изначально развязал не он. Так началось великое княжение Владимира. Подробнее о биографии святого князя Владимира и его семьи можно прочитать в ценнейшем издании «Русская летопись по Никоновскому списку», изданном под руководством Императорской Академии наук в Петербурге в 1767-179 гг.2. Этот исторический документ хранится в Президентской библиотеке.

Князь Владимир принял христианство сознательно, искренне раскаявшись в своих грехах, совершенных в прежней языческой жизни. Между тем сами внешние события побуждали князя к осуществлению своих желаний. Источники указывают, что в 988 году была война между Русью и Грецией. Владимир выступил в поход против греческой области Тавриды (нынешний Крым). Там он хотел взять город Корсунь, или Херсонес. В редкой книге Ивана Некрасова «Святой великий князь Владимир равноапостольный: повесть из русской истории», изданной в 1888 году, говорится: «Владимир со своей дружиной вошел в Корсунь и послал послание греческим царям Василию и Константин: «Итак, я взял твой славный город; Я слышал, что у тебя есть незамужняя сестра, и если ты не отдашь меня на нее, то я поступлю с твоим Константинополем так же, как с этим городом». Греческие цари испугались. Они ответили русскому князю: «Это не так». хорошо жениться на девушке-христианке и язычнике; если крестишься, то и сестру нашу получишь, и будем единоверы». Владимир отвечал посланникам: «Крещусь. Я уже испытал на себе ваш закон. Вера твоя мне нравится, мне об этом говорили люди, которые шли к тебе из Киева от моего имени и от имени моего народа». ему о религиях в разных странах, в результате чего князь сознательно выбрал православие.0005

Князь Владимир принял крещение. «Великая перемена произошла с князем. Он действительно обновился и вернулся в Киев уже новым человеком. милости, ниспосланной ему от Бога», — говорит Александра Бахметева в своей книге «Начало христианства на Руси и крещение Руси в княжение великого князя Владимира». «Из всех христианских добродетелей сердце Владимира более всего открывалось милосердию. Горячая любовь к ближним наполняла его сердце и выражалась в щедрой благодати, заботе о страждущих, милосердии к виновным. Человеческая жизнь была для него священна. Владимир глубоко сожалел о своем прежней языческой жизни», рассказывает «Просвещение Руси через христианство. Святая великая княгиня Ольга и святый великий князь Владимир равноапостольные». Приняв крещение, женившись на греческой царице Анне, князь Владимир стал вести жизнь доброго христианина.

Вскоре после его прибытия в Киев были уничтожены все языческие идолы. В источнике крестились сыновья Владимира, а затем раздался призыв крестить всю русскую землю. Великий князь Владимир «искал лучшей веры не только для себя, он искал ее для всего своего народа». Люди охотно подчинялись своему правителю. «Огромные толпы народа, старики и отроки, матери с младенцами, пришли на берега Днепра. Туда же пришел Владимир с духовенством.

По данному сигналу все люди вошли в реку; взрослые стояли в воде по грудь и по шею; отцы и матери держали на руках младенцев; крещеные ранее шли в реку и как принявшие крещение демонстрировали, как нужно вести себя во время таинства. Священники с берега давали имена принявшим крещение и читали молитвы», — говорится в книге «Просвещение России через христианство. Святая великая княгиня Ольга и святой великий равноапостольный князь Владимир» о великом историческом событии христианизации Киевской Руси.

Православная вера активно распространялась не только в Киеве, но и в других городах. Владимир усердно занимался строительством церквей, обучал народ Закону Божию. Первая школа открылась в Киеве. Но не все было легко для князя Владимира: «Народ, ослепленный языческим невежеством, считал книги колдовством, и благодеяния Владимира казались ему несчастьем», — говорит Константин Бестужев-Румин в своей «О христианизации Киевской Руси». , о святом Владимире, о его сыновьях и о Печерском монастыре».

«Древнерусский род князей Долгоруковых и его превосходительства князя Владимира Андреевича Долгорукова» рассказывает о великой роли христианизации Руси: «Историческая заслуга князя Владимира состоит в том, что он — видимо, после глубокого и тщательного рассмотрения вопросов — избрал православие, приобщил русский народ к христианской культуре, с одной стороны, спас его от духовного тления и порабощения, а с другой — заложил в нем основы жизни вечной».

В другой книге Николая Маркова «Святой великий князь Владимир: историко-биографический очерк» также ярко подчеркивается историческое значение личности князя Владимира: «Он дал нам вечное солнце. Люди называли его Красным Солнышком, старая летопись поставил его рядом с Константином Великим Римом, «он крестился и крестил свой народ», а православная церковь канонизировала его, сделав равноапостольным». дела. Его праведная душа стремилась к Богу, и молитва была последним словом его жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *