Краткий пересказ капитанская дочка 1 главы: «Капитанская дочка» краткое содержание по главам повести Пушкина – читать пересказ онлайн

Краткий пересказ «Капитанская дочка» — Nochdobra.com

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает о любви молодого офицера Петра Гринева и дочери коменданта крепости Марии Мироновой, зарождающейся на фоне народного бунта. В 1773-1775 годах яицкие казаки, к которым присоединились беглые преступники, восстали против существующей власти. Возглавил бунт Емельян Пугачев, он выдавал себя за царя Петра Фёдоровича.

Повествование ведется от имени главного героя. Он излагает события в зрелом возрасте, вновь их переживает и переосмысливает происходящее. Первая глава – о семье и молодых годах Петра Гринева. Семья была небогатая, отец – отставной майор, и мать Петра имели 9 детей, но все братья и сестры умерли во младенчестве или детстве. Гувернером к молодому Гриневу взяли парикмахера из Франции Бопре. Но, тот, будучи сам пьяницей и развратником (за что был позднее изгнан из имения), мало чему научил Петра. Поэтому отец решил, что лучшей наукой для 17-летнего сына станет служба в Оренбурге. Перспектива жизни в глуши не радовала молодого барина, он рассчитывал на веселую жизнь в столице.
Присматривать за неопытным молодым человеком приставили старого слугу Савельича. Но и тот не смог помешать Петру наделать глупостей. Еще в дороге он проигрывает в бильярд крупную сумму денег ротмистру Зурину.


Кратчайший пересказ Капитанской дочки второй главы: в дороге путники попадают в бурю. Петр с Савельичем замерзли бы, сбившись с пути, но им помогает повстречавшийся мужичок. Незнакомец вывел их к постоялому двору, а Петруша в благодарность подарил тому заячий тулуп, ведь мужик был очень легко одет для такого холода. Добравшись до Оренбурга, Петр узнает, что будет служить в сильной глухомани – Белогорской крепости.
В третьей главенаш герой знакомится с крепостью и ее обитателями: комендантом, его женой Василисой Егоровной, которая фактически всем командовала в гарнизоне, их дочерью Машей. Вначале Петра настраивает против Маши поручик Швабрин, которого сослали в крепость за убийство противника на дуэли.

В четвертой главеГринев узнает о причинах неприязненного отношения Швабрина к Маше – она отказалась стать его женой. Не выдержав постоянных пошлостей в адрес девушки, в которую он влюблялся все сильнее, Петр вызывает соперника на дуэль. Несколько раз этой дуэли пытались помешать, но она, все же, состоялась и закончилась ранением Гринева.


Краткий пересказ Капитанская дочка, глава пятая: Маша ухаживает за раненым Петром, любовь их крепнет, Гринев решил жениться на Маше и послал письмо родителям. Но отец каким-то образом узнал о дуэли, сильно разгневался, отказал сыну и грозился перевести его из крепости. Маша не соглашается на тайный брак и влюбленные на время отдаляются друг от друга.
В шестой главе рассказывается о начале бунта Пугачева. Узнав о захвате соседней крепости и зверском убийстве офицеров, отец Маши, который понимает, что со столь малочисленным гарнизоном крепости не удержать, хочет отправить жену и дочь в Оренбург. Но, Василиса Егоровна ехать отказывается наотрез, а отъезд Маши не состоялся, т. к. крепость уже окружили мятежники.

Седьмая глава– о героизме капитана Миронова и офицеров, которые вначале защищали крепость, отказались сдаваться, а попав в плен, не стали присягать на верность Лжецарю и были повешены. И о предательстве Швабрина, урядника и некоторых казаков, примкнувших к Пугачеву. О смерти Василисы Егоровны, которая проклинала бунтовщиков за убийство мужа и, также, была убита. Гриневу удалось избежать повешения – Савельич вымолил ему жизнь у Пугачева, в котором они узнали незнакомца, повстречавшегося в бурю. Атаман вспомнил про заячий тулупчик и отплатил за это добром.

Восьмая глава– это тревога Гринева за Машу, которая переодетая в простолюдинку пряталась в доме попадьи и о разговоре Петра с Пугачевым, который был любезным с офицером и отпустил его на свободу.

Девятая главаповествует о разлуке влюбленных: Гринева Пугачев послал в Оренбург, сообщить о готовящемся на город наступлении, а Маша остается в крепости, комендантом которой назначили Швабрина. От душевных волнений она слегла и была в бреду. В дороге Петра с Савельичем догнал один из людей Пугачева и передал от атамана коня и тулуп.

Краткий пересказ Капитанская дочка Пушкин, глава десятая:Пугачев взял в осаду Оренбург, начались долгие дни холода и нужды. До Гринева чудом доходит письмо от Маши, в котором она умоляет спасти ее от посягательств Швабрина, решившего на ней жениться. Не получив у генерала подкрепления, Петр хочет сам выручать любимую.

Одиннадцатая главао том, как Гринев попадает в плен к мятежникам, сознается в своих планах. Несмотря на предложение от соратников казнить офицера, Пугачев его милует. Они отправляются вдвоем в Белогорскую крепость. По дороге Пугачев рассказывает о своих планах по взятию Москвы, а Гринев уговаривает того сдаться на милость Императрице.

Двенадцатая глава: узнав, что Маша является дочерью коменданта крепости, Пугачев вначале приходит в ярость, но симпатии к Гриневу оказываются сильнее и он отпускает молодых, снабдив их пропуском.

Тринадцатая глава– по пути к родительскому дому Петра, имеющего пропуск от атамана, арестовал армейский конвой. Его привели на заставу, начальником здесь оказался Зурин. Он взывал к долгу и уговорил Гринева остаться на службе, а Машу с Савельичем отправили к родителям Петра. Армия освобождает от мятежников города и деревни, Пугачев скрывается в Сибири, но его и там поймали. Неожиданно для всех приходит приказ об аресте Гринева.

Четырнадцатая глава: оказывается, что, находящийся под стражей Швабрин оклеветал Петра, сказав, что тот имел дружеские отношения с Пугачевым и был его шпионом. Гринев начал оправдываться и уже почти склонил следственную комиссию к симпатиям, но для объяснения ситуации необходимо было рассказать о своих отношениях с Машей. Петр не хотел, чтобы девушку вызывали на следствие, он боялся ей навредить. Стараясь не упоминать о капитанской дочке Гринев стал путаться в рассказах и окончательно убедил следователей в своей вине. Петра приговорили к казни, но, учитывая заслуги его отца перед отечеством, заменили казнь пожизненной ссылкой. Маша стала спасительницей любимого, она поехала в Петербург к Императрице. Девушка не могла от волнения спать и ранним утром вышла в сад, где встретила милую женщину, которая стала расспрашивать ее о цели приезда. Маша все рассказала, оказалось, что разговаривала она с Императрицей. Та прислала приглашение для Маши во дворец, где сообщила о помиловании Петра.

Гринев присутствовал на казни Пугачева. Тот узнал его в толпе и кивнул. Молодые поженились и жили счастливо. Потомство их хранило под стеклом в рамке собственноручное письмо Екатерины ІІ к отцу Петра.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

ПІДТРИМАТИ

Сила и слава, часть I: глава третья.

Резюме и анализ
Резюме

Капитан Феллоуз — американец, живущий в Мексике с миссис Феллоуз, его женой и маленькой дочерью, управляющий «Центральноамериканской банановой компанией». Однажды он возвращается домой, и его жена сообщает ему, что его дочь, Корал Феллоуз, разговаривает с полицейским о священнике, который находится на свободе в этом районе. Офицер полиции — лейтенант из второй главы, который начинает поиски священника. После короткого напряженного разговора с капитаном Феллоузом лейтенант уходит. Затем Корал сообщает отцу, что отказалась позволить лейтенанту обыскать помещение, потому что священник прячется в сарае. Потрясенный, капитан Феллоуз просит свою дочь привести его в убежище священника. Он говорит священнику, что ему здесь не рады, и священник с характерным почтением к чужим пожеланиям говорит, что уходит. Он просит немного бренди, но капитан Феллоуз отказывается нарушать закон больше, чем он уже сделал.

Той ночью мистер и миссис Феллоуз лежат вместе в постели, полные беспокойства и пытаясь не обращать внимания на звук шагов Корал, когда она направляется в сарай, чтобы принести еду незнакомцу. Любопытный, щедрый и чувствительный, Корал внимательно слушает описание священником своих проблем. С невинной логикой она спрашивает священника, почему, если он так несчастен, как беглец, он просто не сдается. Он объясняет, что его долг — оставаться на свободе, пока он может, и что он не может отказаться от своего веру, потому что это вне его «власти». Девушка слушает, не осуждая, затем учит священника пользоваться азбукой Морзе, чтобы он мог подать ей сигнал, если когда-нибудь вернется.

Затем священник направляется в маленькую деревню, где находит маленькую хижину для ночлега. Отчаянно уставший и желающий только спать, его окружают жители деревни, которые просят его выслушать их признания. Через некоторое время он неохотно соглашается отказаться от сна и выполнять свои священнические обязанности для людей. Он начинает плакать от разочарования и полного истощения, а старик выходит на улицу и объявляет сельским жителям, что священник ждет их внутри, оплакивая их грехи.

Анализ

Как американцы, живущие за границей, капитан и миссис Феллоуз остаются изолированными, отчужденными от страны, в которой они проживают, и людей, среди которых они живут. Их отстраненная неэффективность, возможно, лучше всего символизируется болезнью миссис Феллоуз, которая оставляет ее прикованной к постели, полной невротической тревоги и страха смерти. Не имея никакого смысла, оба живут жизнью отрицания. Капитан Феллоуз отказывается думать о чем-либо негативном, тщательно поддерживая фасад жизнерадостного невежества. Нуждаясь в утешении, он спрашивает жену: «Не такая уж и плохая жизнь, Трикси? Сейчас? Неплохая жизнь?» Его жена, с другой стороны, не видит ничего, кроме смерти и болезней, толпящихся вокруг нее, и в ответ она прячется дальше в свою постель и за москитную сетку в тщетной попытке спрятаться и защитить себя от опасностей, которые являются частью жизни. В мрачно-комической строчке о миссис Феллоуз Грин подчеркивает, насколько извращенными ее сделали страхи: «Слово «жизнь» было табу: оно напоминало вам о смерти». Наряду с мистером Тенчем, капитан и миссис Феллоуз не обязательно плохие, а просто люди, живущие мертвым существованием.

В отличие от своих родителей, Корал полна сострадания к другим и оживлена ​​желанием участвовать, взаимодействовать с окружающим миром. Являясь неверующей, потерявшей веру в возрасте десяти лет, Корал инстинктивно практикует христианские добродетели милосердия, терпимости и сострадания, еще больше подчеркивая точку зрения Грина о том, что истинное христианство существует в неожиданных местах, среди людей, которые могут даже не осознавать, насколько они святы. Напротив, для священника святость и добродетель являются качествами, требующими усилий, жертв и силы воли. Корал Феллоуз становится своего рода пробным камнем для священника, фигурой, к которой его мысли периодически возвращаются на протяжении всего романа.

Встреча с сельскими жителями показывает, что религия по-прежнему играет значительную роль в жизни людей. Однако вместо радостного события приезд священника в город вызывает тревогу и спешку. Старик хочет, чтобы он как можно быстрее совершил необходимые ритуалы до прибытия солдат. Священник, с другой стороны, не только не счастлив выполнять свои обязанности среди добровольных и умоляющих верующих, но и слишком перегружен усталостью, чтобы испытывать что-либо, кроме раздражения. Грин отказывается романтизировать религиозные обряды, показывая, как несовершенные люди всегда вовлечены в любые человеческие начинания, даже те, которые считаются самыми священными. Это не аргумент для скептицизма; напротив, Грин пытается указать, что для того, чтобы верить, нужно уметь видеть и принимать вещи такими, какие они есть. Недальновидная миссис Феллоуз не может смириться с тем, что смерть является частью жизни, и потому не живет по-настоящему; точно так же те в этом романе, которые не видят, что зло является частью священного, лишены истинной мудрости. Полная чистота существует только в мифах и сказаниях, о чем свидетельствует рассказ старика односельчанам о том, что священник внутри плачет об их грехах, тогда как на самом деле он плачет только о себе.

Книга V: Главы 1-4

 

Резюме

Когда Алеша возвращается к госпоже Хохлаковой, чтобы сообщить о своей неудаче с капитаном, он узнает, что у Катерины после истерического порыва поднялась температура, и она сейчас находится наверху без сознания. Лизе Алеша объясняет характер своей миссии и свою неудачу и анализирует для нее характер капитана. Пока он говорит, Лиза очень впечатлена такой глубокой проницательностью, такой теплотой и любовью к человечеству. Она признается, что действительно имела в виду то, что написала в письме. Откровение поражает, и они с Алешей обсуждают свои чувства друг к другу и начинают строить планы на брак. Со своей стороны, Алеша признает, что солгал во благо по поводу письма. Он не вернул ее не потому, что у него ее не было, а потому, что слишком дорожил ею.

Тем временем мадам Хохлакова, подслушавшая разговор, останавливает Алешу на выходе и выражает глубокое неодобрение матчу. Алеша уверяет ее, что брак еще далеко, что Лиза еще слишком молода, чтобы выходить замуж сейчас.

Затем Алеша, ломая голову над действиями Дмитрия прошлой ночью, решает попытаться найти своего брата. Он считает, что важнее «сохранить что-то» в чести Дмитрия, чем бежать обратно в монастырь. Летний домик кажется вероятным местом, где он может найти своего брата; здесь он часто наблюдает за Грушенькой и мечтает о ней. Пока Алеша ждет, он слышит, как Смердяков поет и играет на гитаре для дочери экономки. Алеша перебивает, извиняясь, и спрашивает Смердякова, не видел ли он Дмитрия. Повар может помочь Алеше и говорит, что Иван назначил встречу с Дмитрием в ресторане «Метрополис». Алеша спешит туда, но Дмитрия нет. Вместо этого Иван обедает один. Иван манит к себе брата, и Алеша принимает приглашение брата поговорить. Иван признается, во-первых, что ему не терпится узнать Алешу поближе; он стал уважать и восхищаться мальчиком. Иван также признается, что у него есть сильное стремление к жизни, хотя он постоянно сталкивается только с беспорядком и несправедливостью. Алешу же больше беспокоит Дмитрий и что будет с ним и что будет с Федором, если Иван уйдет из семьи. На это Иван настаивает, что он совершенно не сторож ни брату, ни сторож отцу, и признается, наконец, что обедает в ресторане только по одной причине: он не может выносить присутствия своего омерзительного отца.

Устроившись, Иван начинает излагать Алеше свои взгляды на «бытие Бога и бессмертие». Он говорит, что не отвергает Бога, но не может принять Его. Если Бог действительно существует и если Он действительно сотворил мир, человеческий разум должен быть в состоянии постичь деяние и понять цель творения. Иван не может и поэтому отвергает мир, созданный Богом. Если, добавляет он, это означает, что он должен отвергнуть Бога, то это уже другая проблема. Алеша спрашивает более внимательно, прося Ивана уточнить, почему он не может принять мир. Иван отвечает, что он может любить человека на расстоянии, но не может любить ближнего. Для него «христоподобная любовь к людям есть чудо невозможное на земле». Что особенно затрудняет принятие мира таким, какой он есть, так это огромное страдание и жестокость в мире. Если Бог существует, говорит Иван, то как объяснить этот ужас? Он выделяет страдания детей как главное свидетельство безразличной жестокости мира. У детей не было времени грешить, но они страдают.

Почему? Уж точно не из-за греха, якобы являющегося причиной страданий. Затем он приводит несколько ужасных примеров зверств, совершенных над детьми другими людьми. Поскольку такая несправедливость допущена, Иван просто не может принять мифическую «гармонию Бога» или принять вселенную, в которой мучимый обнимает своего мучителя. Такая «гармония», говорит Иван, «не стоит слез одного замученного ребенка». Он заключает, что если истину нужно покупать ценой страданий детей, то такая правда не стоит цены. Он говорит Алеше: «Не Бога я не принимаю, Алеша, а только билет ему почтительнейшим образом возвращаю».

Алеша в ужасе говорит Ивану, что в этих мыслях бунт. Иван предлагает Алеше еще один пример: допустим, дескать, можно было бы создать для человека совершенный мир, но он мог бы выжить, только замучив до смерти «одну малюсенькую тварь». Был бы Алеша архитектором такого мира? В ответ Ивану напоминают, что есть Тот, Кто может все простить, «потому что Он отдал Свою невинную кровь за всех и вся». Иван уверяет брата, что не забыл «Безгрешного», и читает стихотворение в прозе, написанное им несколько лет назад. Он называет свою поэму «Великий инквизитор».

Анализ

Когда Алеша рассказывает Лизе о своей встрече с капитаном, мы видим, что он, как и Зосима, обладает глубоким проницательным умом и понимает внутреннее устройство тех, кому он пытается помочь. Это понимание человеческой природы доказывает Алеше гораздо больше, чем простой человек простой веры.

Зосима, помни, велел Алеше жениться. Из-за старшего Алеша выбрал Лизу; он считает, что никто не сделает его лучшей женой. Но при всем влиянии Зосимы он не кукловод. Алеша объективен в отношении мудрости наставлений своего наставника, и хотя он знает, что Зосима умирает, он чувствует, что найти Дмитрия — более высокая обязанность, чем идти к смертному одру старца. Таким образом, Алеша вырастает в человека с мирской ответственностью и делает других людей гораздо более важными, чем только духовная забота.

В главе 3 Достоевский проясняет прежние двусмысленности характера Ивана.

Раньше брат держался на расстоянии от Алеши, потому что оценивал его, чтобы увидеть, не является ли он просто пустым религиозным фанатиком. Теперь, однако, Иван научился уважать Алешу и восхищаться им, потому что «ты стоишь твердо, а мне нравятся такие твердые люди, что бы они ни стояли». Теперь Иван готов подробно обсудить свои убеждения с братом. Кроме того, Иван также чувствует, что его предстоящий отъезд заставляет объясниться с Алешей. Но если он заботится об Алеше, то уж точно не заботится о Дмитрии; он отказывается быть ни сторожем своего брата, ни «сторожем» Федора. Он совершенно непреклонен в этом, и его горячность легко вспомнить, когда обсуждается идея о том, что Федор уязвим для убийства.

Предваряя свои взгляды на религию, Иван объявляет, что у него есть сильное желание жить. Он любит жизнь, хотя и считает ее нелогичной. Такое признание любви к жизни важно, потому что Ивана с философией, кажущейся нигилистической, можно было бы слишком легко отнести к категории суицидальных циников.

Иван морально намного сильнее и глубоко привержен жизненному делу.

Оба брата, Иван и Алеша, сходятся во мнении, что «для настоящих русских вопросы о бытии Божием и о бессмертии… стоят прежде всего и так и должны». В самом широком контексте это и есть тема романа. Эти идеи являются центральными не только для персонажей, но и для понимания всей точки зрения Достоевского.

Иван удивляет Алешу, говоря: «Может быть, и я принимаю Бога», напоминая брату поговорку: «Если бы Бога не было, то надо было бы Его выдумать». Для Ивана удивительным фактором христианства является то, что человек в основе своей является таким «диким, злобным зверем», что нелогично, чтобы он мог представить себе такую ​​благородную и величественную идею, как «Бог». Иван, конечно, ведет к своим представлениям о низости большинства людей и о том, как трудно поверить, что человек достаточно благороден, чтобы представить себе что-то, настолько полностью превосходящее его собственную порочную природу.

Больше всего Иван желает мира, в котором его человеческий интеллект сможет полностью постигнуть логику и смысл жизни. Он использует аналогию двух параллельных линий, которые, по Евклиду, никогда не могут сойтись. Ум Ивана может постичь это понятие, потому что у него «евклидов земной ум». Но если кто-то скажет ему, что две параллельные линии могут встретиться где-то в бесконечности, и даже если он сам это увидит, он все равно не сможет принять эту теорию. Поэтому, хотя он готов принять Бога, Его Мудрость и Его цель, он не может принять «этот мир Божий… это мир, созданный Им, которого я не принимаю и не могу принять».

Чтобы еще больше объяснить, почему он не принимает мир, Иван исследует жестокость, встречающуюся в мире, говоря, что он не может любить своего ближнего. Легко любить человека в абстрактном смысле, конечно, но когда смотришь в лицо человеку, любить его невозможно. Христу было легко любить людей, потому что Он был Богом; но для обычных людей любить ближнего — идея до смешного невозможна. Позже Иван подробно остановится на этом в своей поэме «Великий инквизитор».

Иван использует страдания невинных детей как основное основание неприемлемости мира. Идея невинных страданий мучила философов с незапамятных времен; это предмет таких великих произведений, как Книга Иова. Но Ивана не интересуют страдания взрослых. Для них возможно философское оправдание: взрослый согрешил, и его страдание есть наказание за его грехи. Дети, однако, еще не согрешили, и поэтому Иван не может понять созданный Богом мир, оправдывающий их страдания. И независимо от того, согласны или не согласны с Иваном, необходимо признать логику работы этой системы мышления. Жизнь для Ивана должна быть разумной, особенно разумной, если нужно ценить чудо Божие и любить Его, как следует.

Иван так хорошо обдумал свою философию, что даже забавляется термином «звериная жестокость», ибо это, по его мнению, есть оскорбление зверей. Животное убивает только ради еды и убивает быстро, а человек убивает медленно, преднамеренно и часто только ради садистского удовольствия наблюдать за страданиями своей жертвы.

Иван, говоря это, вполне сознает, что мучает Алешу; он хорошо знает любовь Алеши к детям. Но, хотя он и не «сторож своего брата», он далеко не бессердечен; для него дети почитаемы. Он не может найти никакой логики, оправдывающей их страдания. Он спрашивает Алешу, что было бы основой вечной гармонии, если бы жертва «встала и обняла своего убийцу». Если бы эта высшая гармония хотя бы отчасти основывалась на таком страдании, то Иван должен был бы от нее отказаться. Правда не стоит такой цены. Ссылаясь на рассказ генерала, у которого собаки убили крестьянского мальчика, Иван заявляет: «Я не хочу, чтобы мать обняла угнетателя, который бросил ее сына собакам! Она не смеет простить его! Пусть простит его. для себя, если захочет, пусть простит мучителю безмерные страдания материнского сердца, но страдания своего замученного ребенка она не имеет права прощать, она не смеет простить мучителя, даже если бы дитя простило его. !» Иван отвергает такую ​​чудовищную несправедливость; он предпочел бы остаться со своими «неотомщенными страданиями и неутоленным негодованием».

Когда Алеша говорит Ивану, что его точка зрения есть точка зрения бунта, Иван выдвигает Алеше следующую гипотезу: «Представь себе, что ты творишь ткань человеческих судеб с целью сделать людей в конце концов счастливыми, дать им, наконец, покой и покой, но что было необходимо и неизбежно замучить до смерти только одно крохотное существо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *