Краткое содержание боярин орша лермонтов: Краткое содержание Боярин Орша Лермонтов для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Содержание

Краткое содержание Боярин Орша Лермонтов для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Боярин, прозванный Иваном Грозным Орша, после долгой службы отправляется домой. Его единственным утешением является молодая дочь. Однажды он настигает ее в объятиях раба Арсения, после чего хватает последнего и пытает. Арсений бежит и встречается с отцом любимой лишь на поле боя, где умирает Орша. Арсений возвращается к любимой, но находит лишь ее прах.

Смысл стиха Боярин Орша (главная мысль)

Рассказ рассказывает о сильных чувствах любви: отца к дочери, молодых людей друг к другу. Основным смыслом стиха является грех, который невозможно исправить и приводящий к трагическим последствиям, а именно смерти любимой.

Краткое Лермонтов содержание Боярин Орша

Орша – зажиточный боярин преклонных лет родом из казаков. Пользуется большим авторитетом у царя, который одаривает его за заслуги. Но боярину тягостна жизнь при дворе и он просит отпустить его домой. Царь смилостивился над ним, и Орша возвращается к себе на Днепр. В его жизни осталась лишь одна радость – молодая дочь, которую он берег от дурных глаз.

Однажды ночью его голову посещают дурные мысли, и он зовет сокольничего, который рассказывает сказку о царе, дочь которого, несмотря на сильнейшую охрану отца, полюбила недостойного ей, намекая, что его к его дочери ходит молодой парень. Орша идет ночью в покои дочери и застает ее с Арсением – рабом своего двора без рода и племени, которого он купил младенцем. В гневе он сажает Арсения на цепь и начинает пытать его, прибегая к игуменам церкви, а дочь запирает на замок, и ключи выкидывает в Днепр.

Арсений, не поддаваясь никаким уговорам и мукам, сбегает при помощи своих друзей-разбойников, которых не выдал под тяжбой смерти. Долгое время боярин живет спокойно, но при наступлении поляков собирает войско и едет на войну. Там он последний раз встречается со своим обидчиком, воюющем за литовцев. Арсений просит его рассказать про свою любовь и как ее отыскать. Орша рассказывает, что она ничего не ест и не пьет давно, они прощают друг друга, после чего боярин умирает от полученных ран во время битвы. Но прощения Арсений не принимает душой, чувствуя тяжкую вину за собой.

После этого Арсений покидает поле боя и мчится на коне своем к любимой. Преодолев тяжелый путь, входит в покои своей любви, но застает там лишь прах любимой, которая давно умерла. Раскаиваясь, молит небеса, чтобы они вернули его любовь, но в ответ ничего не происходит. Тогда Арсений уезжает, куда глаза глядят в поисках смерти. Жизнь для него не представляет смысла без любимой.

Произведение показывает что семейные узы очень важное для человека.

Оцените произведение:

  • 3.89
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 151

Читать краткое содержание Боярин Орша. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Лермонтов. Краткие содержания произведений

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Мцыри
  • Мцыри история создания
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пигмей
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Фаталист

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание былина Садко

    Садко — гусляр из Нижнего Новгорода, однажды его прогоняют с пира бояре, которым он не угодил своими песнями. Опечаленный и разгневанный он приходит на берег Ильмень-озера и играет там, чем привлекает Морского Царя.

  • Краткое содержание Носов Приключения Толи Клюквина

    Толя Клюквин ученик четвертого класса. Мальчик очень добрый и общительный, поэтому у него много друзей. Однажды после школы Толя решает сходить в гости к своему хорошему другу, чтобы вместе поиграть в шахматы.

  • Краткое содержание Бунин Братья

    Произведение посвящено одному их христианских постулатов, гласивших, что все люди – братья. На побережье океана в красоте песчаных пляжей и райского солнца невозможно не испытать минуты тихого счастья,

  • Краткое содержание Червоточина Шолохов

    В труде Шолохова Червоточина идет повествование о судьбе семей во время становления Советского государства. Речь идет об обычной среднестатистической семье: глава семейства — Яков Алексеевич

  • Оперы

    Опера представляет собой особый музыкальный жанр. Искусство оперы включает в себя музыкальную составляющую, вокальное пение и актерское мастерство. Однако в отличие от драмы в опере музыкальное сопровождение играет главенствующую роль.

  • Краткое содержание Лунный камень Коллинз

    Многие века в индийском храме стояла священная статуя Бога Луны, во лбу которой сверкал желтым цветом красивейший алмаз. По древней легенде, если драгоценный камень покинет обитель, он принесет своему владельцу несчастья

Лермонтов — Боярин Орша: краткое содержание, пересказ для читательского дневника

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по поэме «Боярин Орша» Лермонтова
  • 2 Отзыв

Во времена царя Иоанна Грозного жил в Москве боярин Михаил, по прозвищу Орша. Человек прямой, суровый и неподкупный, он любимец царя. Жизнь при дворе ему в тягость, но только в старости он отпрашивается на покой. На берегу Днепра, на границе с Литвой, стоит его дом, а в нем – расцветает «младая дочь». Лишь от ее затей проясняется чело старика, всякого повидавшего на своем веку. В одну бессонную мрачную ночь он зовет к себе бойкого раба, слугу Сокола. Тот мастер рассказывать сказки. В сказке раба царская дочь под кровом отца встречалась по ночам с конюхом. В финале царь дерзких влюбленных велит пустить в бочке по морю. Орша сразу смекнул, куда клонит Сокол. Он безоглядно верил только дочери и вот расплата.

Старик спешит к ее дверям и слышит разговор влюбленных. Избранник ее – найденыш Арсений, монастырский воспитанник. Его приютили в боярском доме. Незавидна была его судьба и в монастыре, и в чужом доме. Горячая кровь и отважное сердце влекут его испытать удачу, завоевать себе место под солнцем. Его зовут к себе лихие разбойники. Только любовь, как цепями, держит его в старом доме. Он знает: придет час – и они покинут эти стены вдвоем. Слуги Орши хватают Арсения. Ее саму он запирает в светлице, а ключ от двери выбрасывает в реку. Дерзкого Арсения судят с участием игумена монастыря, где юноша когда-то жил. Арсений говорит, что ему оправдание – любовь, что в одиночестве своем он знал родство лишь только с бурей. Орша свирепеет от наглости раба, претендующего на руку его дочери. Юноше выдвигают обвинение: желание похитить, увезти девушку из дома. Впрочем, в монастырской темнице он ненадолго задержался – и вскоре бежал из нее. Его выручили разбойники.

Зимой разносятся военные слухи. Свое войско против литовцев собирает и Орша. В бою он неожиданно встречается с заклятым врагом, Арсением. Тот бьется на стороне противника. Оршу смертельно ранят, Арсений идет к нему прощаться. Не сводит старые счеты и мимо ушей пропускает проклятья Орши в измене Отечеству. Он напоминает умирающему, что дочь старика теперь останется одна и может погибнуть. Орша сдается, почти благословляет их и умоляет его поспешить в старый дом и отпереть, наконец, двери. Как оказалось, утекло уже немало времени, и в светлице Арсений находит даже не бездыханную возлюбленную, а лишь ее кости. Земля и небо померкли для него. Надежды нет, жизнь пронеслась. Счастье его погибло. Он уходит, куда глаза глядят, еще живой, но сердцем мертвый.

Читательский дневник по поэме «Боярин Орша» Лермонтова

Сюжет. Суровый боярин Михаил (Орша), обласканный царем Иоанном Грозным, возвращается домой, где ждет его красавица-дочь. Однажды он узнает, что она любит раба, безродного Арсения. Ее он сажает под замок, а юношу – в монастырскую темницу. Однако Арсений бежит из нее – к разбойникам. Спустя годы оба встречаются на поле брани. Умирая, Орша просит его спасти запертую дочь. В старом доме Арсений находит лишь ее череп и кости. Убитый горем, он уходит в никуда.

Отзыв

Принципиальность – хорошо, но счастье близких – еще лучше. Иначе можно погубить любимых людей. Хотя в те времена брак между рабом и свободным человеком вряд ли был возможен. Гордость и упрямство – плохие советчики. Нужно уметь признавать свои ошибки, пока еще не поздно. Не нужно открывать чужие секреты. Немилосердное отношение толкает человека на преступления, лишает его родины.

Макайри — Вики | Золотой

История создания

Автограф поэмы «Мцыри» (1-я страница)

Сюжет поэмы взят Лермонтовым из кавказской жизни. Имеются свидетельства А. П. Шан-Гирея и А. А. Хастатова о происхождении идеи поэмы, изложенной в рассказе первого биографа поэта П. А. Висковатова. Согласно этому рассказу, Лермонтов сам слышал рассказ, который впоследствии лег в основу поэмы. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837 году, блуждая по старой Военно-Грузинской дороге, он «наткнулся… на одинокого монаха во Мцхете… Лермонтова… узнал от него, что он горец, попавший в плен в качестве ребенка от генерала Ермолова…Генерал взял его с собой и оставил больного мальчика с монастырской братией.Он вырос там;он долго не мог привыкнуть к монастырю;тосковал по нему и делал попытки бежать в горы. Последствием одной такой попытки стала длительная болезнь, доведшая его до края могилы…». Эта интересная история произвела впечатление на Михаила Юрьевича и, вероятно, послужила толчком к созданию «Мцыри».

В настоящее время невозможно установить, насколько достоверны сведения, сообщаемые Висковатовым. Однако история, описанная в поэме, вполне могла произойти в реальности. Захват горских детей русскими во время Кавказской войны был довольно распространенным явлением. Лермонтову мог быть известен и другой подобный пример: несчастливая судьба русского художника Петра Захарова, чеченца по национальности, мальчиком попавшего в русский плен к тому же генералу А. Ермолову. С. Степанов по этому поводу в 2004 г. отмечал: «Сейчас многие (и мы) считаем, что прототипом лермонтовского Мцыри был Петр Захаров»[3].

Значительное влияние на поэму оказал и грузинский фольклор. Кавказский материал в поэме насыщен фольклорными мотивами. Так, центральный эпизод «Мцыри» — битва богатыря с барсом — основан на мотивах грузинской народной поэзии, в частности хевсурской песни о тигре и юноше, тема которой отражена и в поэме Шота Руставели» Рыцарь в тигровой шкуре».

Сначала стихотворение называлось «Бери» с пометкой: «Бери, по-грузински монах». Эпиграф к произведению тоже был другим. Первоначально оно читалось: «On n’a qu’une seule patrie» («У каждого одно отечество»), но позже Лермонтов изменил его на строки из 14-й главы 1-й Книги Царств: «Вкушая немного меда, и вот, я умираю». Это библейское изречение несет в себе символическое значение нарушения. Название также было изменено поэтом, и в сборник «Стихотворения М. Лермонтова» стихотворение вошло под названием «Мцыри», которое лучше отражало суть произведения. В грузинском языке слово «мцири» (груз. მწირი) имеет двоякое значение: в первом — «послушник», «монах, не служащий», а во втором — «чужой», «иностранец», приехавший добровольно или привезенный насильно с чужбины, одинокий человек без родных, любимых.

Помимо эпиграфа и названия, Лермонтов переработал содержание произведения. В частности, поэт исключил из первоначального издания несколько фрагментов. Некоторые стихи писатель, по-видимому, был вынужден вычеркнуть по цензурным соображениям. Например, были удалены строки, в которых Мцырири упрекает Бога за то, что он «дал ему тюрьму вместо родины». Помимо прочего, Лермонтов убрал из произведения строки, содержавшие описание горцев — соотечественников Мцыри, в том числе и его отца, представших герою в его бреду грозными всадниками, сражающимися за свою свободу.

Поэма окончательно закончена автором, согласно записи на обложке тетради Лермонтова: «1839 5 августа». Через год оно было напечатано и стало одним из двух стихотворений (другое — «Песнь о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и купце Калашникове»), вошедших в его прижизненный сборник стихов.

Участок

Где, сливаясь, шумя,

Обнявшись, словно две сестры,

Потоки Арагвы и Куры,

Был монастырь.

В основе поэмы — трагическая история мальчика-горца, попавшего в плен к русскому генералу. Он взял его с собой, но милый ребенок заболел. Монахи соседнего монастыря сжалились над маленьким узником и оставили его жить в монастыре, где он вырос. Так юный Мцыри был обречен на жизнь вдали от родины и «вдали от солнечного света», которая казалась ему жизнью заключенного. Мальчик все время тосковал по родине. Но постепенно он как бы свыкся с «неволей», выучил иностранный язык, был готов принять иную традицию, где чувствовал себя как дома, крестился и собирался принять монашеский постриг. И в этот самый момент как бы из глубины сознания семнадцатилетнего юноши возникает нечто иное, мощный психический импульс, заставляющий его решиться на побег. Мцыри, воспользовавшись моментом, убегает из монастыря. Он бежит неизвестно куда. Чувство воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отнято неволей: память о детстве. Он вспоминает родную речь, родную деревню и лица своих близких — отца, сестер и братьев.

Анализы и рецензии

В поэме «Мцыри» действие разворачивается на Кавказе, вошедшем в литературное наследие Михаила Юрьевича как территория бескрайней свободы и дикой вольности, где человек противостоит силам природы, которые Известно, что он превосходит его, пространство бесконечных приключений, битв с природой и битв с самим собой.

Мцыри» отражают обычные лермонтовские мотивы, связанные с бегством романтического героя с родины, где его не понимают и не узнают, в далекие неведомые края. Но ситуация развивается в обратном порядке: герой бежит не с родины, а на родина для него таинственная и неизвестная, так как он был взят оттуда слишком молодым, и в памяти его почти нет воспоминаний о ней.

«Мцыри» как романтическая поэма о богатыре-бунтаре имела своих предшественников в литературе. В «Мцыри» угадывается влияние поэмы «Чернецы» (1825) И. И. Козлова, написанной в форме лирической исповеди молодого монаха. Несмотря на внешнее сходство сюжетов, произведения имеют разное идейное содержание. Прослеживается связь с декабристской литературой и поэзией Иоганна Вольфганга Гёте. Кроме того, «Мцыри» повторяет многие мысли и отдельные стихи из более ранних стихотворений Лермонтова, в частности «Исповеди» и «Боярыня Орша».

«Исповедь Мцыри» Л. О. Пастернака, 1891

Многим современникам Лермонтова запомнилось другое стихотворение — «Шильонский узник» Байрона в переводе Жуковского. Белинский писал, что стих «Мцыри» «звучит и падает рывками, как удар меча, поражающего свою жертву. Его упругость, энергия и звонкое, монотонное падение находятся в удивительной гармонии с сосредоточенным чувством, несокрушимой силой могучей природы и трагическое положение героя поэмы»[6]. Но герой Байрона противостоит миру и ненавидит людей. Герой Лермонтова, напротив, стремится к людям.

Особое место в поэме отведено природе. Здесь это не просто живописный фон, а действующая сила, олицетворяющая грозную опасность. И в то же время приносит радость от наслаждения его неповторимой красотой, дикой свободой и позволяет герою полностью проявить себя. В нем — величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе.

Образ монастыря в поэме является символом реальности, враждебной природной естественности и простоте, которым противостоит Мцыри. Позиция Лермонтова определяется утверждением, что природа человека есть залог возможной гармонии, а общество, наоборот, источник дисгармонии. Проблематика поэмы предвосхищает типично толстовскую литературную ситуацию: представление о простой патриархальной жизни как социальной норме и трагическая неспособность героя реализовать свое стремление к ней.

«Мцыри» написано квадратным ямбом с исключительно мужской рифмой.

Произведение получило самые высокие оценки современников поэта и литературоведов. Сохранились воспоминания о прочтении «Мцыри» самим автором.

Описано А. Муравьевым в его книге «Знакомство с русскими поэтами» (Киев, 1871, стр. 27): «Случилось мне однажды, — пишет А. Муравьев, — в Царском Селе застать лучшую минуту своего вдохновения «…Летним вечером я подошел к нему и застал его [Лермонтова] за письменным столом, с пылающим лицом и огненными глазами, особенно выразительными в нем. «Что с вами? — спросил я. — Садитесь и слушай, — сказал он и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала до конца, всю великолепную поэму Мцыри… которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера… Ни одна история не производила на меня такого сильного впечатления».

Известно также, что Лермонтов в день своих именин, 9 мая 1840 года в Москве, «читал наизусть Гоголю и другим, бывавшим здесь, отрывок из своей новой поэмы Мцыр, и говорят, что читал очень Что ж».

Белинский пишет о стихотворении: «Какая пламенная душа, какой могучий дух, какая великанская природа у этого Мцыри! Это излюбленный идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем Мцыри говорит, его собственный дух воняет, он поражает его своей собственной силой».

Типы: Герои и антигерои | История русской литературы

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

KAHN, ANDREW и др. ,

‘Типы: Герои и антигерои’

,

А. Oxford Academic

, 24 мая 2018 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780199663941.003.0027,

, по состоянию на 10 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Начиная с середины XIX века русские писатели используют шрифт как принцип построения персонажей, создавая личности, обусловленные социальными кодами. Начиная с романтизма, изгои, лишние люди, гении, сумасшедшие, маленькие люди и провинциалы появляются в художественной литературе, чтобы выразить реакцию писателей как на литературу, так и на общество. Большинство романов и рассказов девятнадцатого века отражают реальность русской жизни, изображая представителей разных классов и их взаимодействие, а также указывая социальные практики, которым подвергались эти персонажи. В главе уделяется внимание тому, как критики разного толка реагировали на новые литературные произведения и мнения друг друга о них.

Ключевые слова: изгой, лишний человек, герой, антигерой, маленький человек, гений, сумасшедший, провинциал, социальные условия, литературоведение

Предмет

Литературоведение — Мир

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Вход с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просматривайте свою личную учетную запись и получайте доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *