Пересказ «Горе от ума» Грибоедова
«Горе от ума»
(Комедия в четырех действиях в стихах)
Пересказ
Основные действующие лица:
Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте.
София Павловна, дочь его.
Лиза, служанка.
Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.
Александр Андреевич Чацкий.
Скалозуб Сергей Сергеевич, полковник.
Горичи:
Наталья Дмитриевна, молодая дама,
Платон Михайлович, муж ее.
Князь Тугоуховский и
Княгиня, жена его, с шестью дочерями.
Хрюмины:
Графиня бабушка, Графиня внучка.
Антон Антонович Загорецкий.
Старуха Хлестова, свояченица Фамусова.
Г. Н.
Г. Д.
Репетилов.
Петрушка и несколько говорящих слуг.
Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде.
Официанты Фамусова.
(Действие в Москве, в доме Фамусова.)
Действие I
Гостиная, утро.
Перед дверью в спальню Софии спит Лиза. Просыпается, пытается достучаться до хозяйки, чтобы сообщить, что ее гостю пора уходить. Переводит стрелки на часах, чтобы часы начали бить. Входит Фамусов, заигрывает с Лизой, она шуткой отклоняет его ухаживания. София зовет Лизу, Фамусов уходит. Лиза: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».
В спальне у Софии Молчалин, Лиза торопит его уходить. София: «Счастливые часов не наблюдают». Входит Фамусов, он удивлен присутствием Молчалина. Молчалин говорит, что только что вошел. Фамусов гневается на французские романы, нравы и моду приглашать различных учителей для барышень, что не приводит ни к чему хорошему.
София рассказывает свой сон: она искала какую-то траву на лугу, повстречала милого человека, затем оказалась в темной комнате, пол разверзся, оттуда появился ее отец в страшном виде, и чудовища разлучили ее с любимым и стали мучить.
Молчалин сообщает, что у него есть вопрос по поводу бумаг, уходит с Фамусовым.
Прибыл Чацкий, в детстве они росли вместе с Софией, последние три года он путешествовал. Чацкий вспоминает юные годы и общих знакомых, иронизируя над особенностями каждого. Чацкий: «Когда ж постранствуем, воротимся домой, и дым отечества нам сладок и приятен». Софии не нравится, как Чацкий отзывается о других.
Чацкий беседует с Фамусовым, он восхищен, как похорошела София, и говорит, что едет домой переодеться, а потом вернется, чтобы рассказать Фамусову подробности своего путешествия. Фамусов растерян, он гадает, кого ему больше опасаться в качестве жениха дочери — Молчалина или Чацкого.
Действие II
Фамусов диктует слуге Петрушке предстоящие визиты, чтобы тот занес их в календарь. Входит Чацкий. Справляется о здоровье Софии. Фамусов интересуется, не метит ли Чацкий в женихи. Чацкий интересуется мнением на этот счет Фамусова. Фамусов недоволен, что Чацкий не хочет иметь дела с государственной службой и брать пример со старших. Приводит пример — его дядя, неловко упав и ударившись головой на глазах всей свиты царицы Екатерины, повторил падение еще пару раз уже нарочито, пытаясь встать, чтобы вызвать смех государыни, за что был награжден и высоко продвинут по службе.
Чацкому отвратительно подобное поведение. Фамусов настолько ошарашен его репликой, что едва слышит доклад слуги о приходе полковника Скалозуба. Фамусов просит Чацкого помолчать в присутствии Скалозуба. Чацкий гадает, не является ли полковник женихом Софии. В светской беседе со Скалозубом Фамусов представляет Чацкого как умного молодого человека, который, к сожалению, бесцельно растрачивает талант, за что его и осуждает свет. В ответ Чацкий произносит монолог «А судьи кто?», обличая пороки общества. Фамусов уходит в кабинет, боясь участвовать в дальнейшем споре. Но Скалозуб ничего не понял из слов Чацкого, он решил, что Чацкий критикует тех, кто преклоняется перед гвардейским мундиром, когда в Первой армии мундир не хуже.
Вбегает София в большом волнении, сообщает, что Молчалин упал с лошади и убился, она падает в обморок. Скалозуб спешит на помощь Молчалину. Чацкий помогает Софии очнуться от обморока. Подозревает, что София любит Молчалина. Поняв, что София ему не рада, уходит.
Молчалин лишь слегка ушиб руку. Наедине он просит Софию не про
являть так сильно своих чувств, потому что «злые языки страшнее пистолета». София уходит, решив пококетничать с Чацким, чтобы отвлечь внимание от ее романа с Молчалиным. Молчалин заигрывает с Лизой, обещая ей за любовь щедрые подарки.
Действие III
Чацкий размышляет, кто более мил Софии, Молчалин или Скалозуб. Входит София. Чацкий пытается напрямую выяснить, кому отдает предпочтение София. София обличает Чацкого в том, что он никогда ни слова доброго ни о ком не сказал. Она говорит, что чутко отзывается на чужие страдания. Описывает положительные стороны Молчалина — безмолвие, незлобивость на критику доброту души, готовность развлекать стариков карточной игрой, которая не приносит ему радости. На вопрос Чацкого отвечает, что не любит Скалозуба. София уходит, входит Молчалин. Диалог Чацкого с Молчалиным, где проясняются жизненные позиции каждого. Молчалин сочувствует Чацкому, что тот не достиг чинов.
Чацкий потрясен, что София может быть влюблена в такого человека.
Вечер. В дом Фамусова съезжаются гости. Чацкий встречает чету Горичей и поражается переменам в старом друге Платоне Михайловиче. Приезжают Князь Тугоуховский с женой и дочками. Княгиня, выяснив, что Чацкий не женат, посылает мужа пригласить его на обед, но тут же отзывает, узнав, что он не богат и не имеет перспективной должности. Приезжают графини Хрюмины, бабушка и внучка, затем Загорецкий и множество других гостей. Гости беседуют, каждый преследуя свои интересы и собирая информацию об остальных. София в разговоре с одним из гостей намеренно запускает слух о мнимом сумасшествии Чацкого в отместку за его колкие слова в адрес Молчалина. Слух быстро распространяется среди гостей. Перед этим немного побеседовав с Чацким, каждый с готовностью подхватывает сплетню. В общей беседе Чацкий произносит речь о раболепии России перед Западом, внезапно замечает, что его никто не слушает, каждый демонстративно занялся игрой либо танцами.
Действие IV
Парадные сени, гости разъезжаются. Лакей Чацкого не может найти кучера. Подъезжает Репетилов и приглашает Чацкого на собрание некоего тайного общества, которое перевернуло его жизнь. Описывает с восторгом шумные собрания и людей, участвующих в заговоре, строит намеки насчет грандиозных планов. Чацкий не принимает всерьез подобное сборище и направляет внимание Репетилова на других гостей. Репетилов пытается сманить других гостей, но терпит неудачу. Ему сообщают о безумии Чацкого. Все разъезжаются. Гаснут лампы. Чацкий выходит из швейцарской — ожидая лакея с кучером, он невольно услышал пересуды о себе в обществе. Сверху слышит голос Софии, она окликает его, приняв за Молчалина. Чацкий прячется за колонну, решив выяснить все до конца. Спускается Лиза, стучится к Молчалину, сообщает, что его зовет София. Молчалин заигрывает с Лизой, сообщая, что играет роль любовника Софии в угоду дочери человека, который его кормит и продвигает по службе. София слышит откровения Молчалина.
Молчалин молит о прощении, говоря, что это была лишь шутка. Появляется Чацкий. Молчалин убегает к себе в комнату. Чацкий упрекает Софию в том, что она предпочла низкое угодничество истинным чувствам. Появляются Фамусов и толпа слуг со свечами. Фамусов считает, что у Софии с Чацким — любовное свидание. Устраивает разнос домочадцам: швейцара — на поселение, Лизу — в птичницы, Софию — «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Монолог Чацкого, обличающего лицемерие высшего света: «…Из огня тот выйдет невредим, / Кто с вами день пробыть сумеет, / Подышит воздухом одним, / И в нем рассудок уцелеет. / Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. / Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок! / Карету мне, карету!» Уезжает. Фамусов переживает, какую реакцию в свете вызовут сегодняшние события — «что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»
На этой странице искали :
- краткий пересказ горе от ума по действиям
- пересказ горе от ума
- горе от ума пересказ
- горе от ума краткий пересказ по действиям
- краткий пересказ горе от ума
Вольный пересказ «Горе от ума» — @дневники: асоциальная сеть
Я так вдохновился пересказом «Анегин» и «Аболмав» и «Мцыре» что решился написать пересказ «Горе от ума».
кстати автор Komediante, если кто не вкурсе…и его можно найти вот здесь >
komediante.livejournal.com/
а это мое.
Горе от ума.
Свободный перевод.
Предупреждения: Текст содержит мат, ругательства, содержание передано цинично и со вкусом.
От себя.
На самом деле произведение прекрасное и читается очень легко. Но кого-то смущает, что там не двадцать страниц, а зря.
А Грибоедов талантливый и прекрасный писатель. Хотя бы потому, что он автор одного произведения.
Горе от ума
Дом Фамусова.
Лиза у дверей Софьи.
Лиза. Софья алле! прячьте Молчалина в шкаф! Тут ваш батя идет.
Появляется Фамусов.
Лиза. Ах, барин!
Фамусов. Барин, да. Что ты на весь дом орешь?
Лиза. Хватит спать уже, первый час!
Фамусов. Да ну вас. Дайте я вас за попу ущипну.
Лиза. Барин, вы маньяк и педофил.
Фамусов. Обижаешь, обижаешь…
Софья зовет Лизу, и батя съебывает.
Молчалин выходит из комнаты.
Софья. Молчалин вы такой шикарный!
Молчалин. Я рад, что произвожу на вас такое впечатление. Я такой умеренный и аккуратный.
Софья. Ладно, идите, чтобы никто не узнал, что мы ночь вместе проводим.
К дверям подходит Фамусов.
Фамусов. Молчалин, ты что с моей дочерью спишь, блядь?
Молчалин. Я ведь такой шикарный, что вы.
Фамусов. Ты всего лишь мой секретарь, понял быдло? Тебе до нас, аристократов еще пиздеть и пиздеть.
Молчалин. Знаю, но когда-нибудь вы поймете мою невъебенность.
Софья. Что вы Батя, скорей наоборот.
Фамусов уходит. Молчалин тоже.
Лиза с Софьей.
Лиза. Я ваша служанка, и никто меня не учил уму разуму. Но вы Софья такая дура.
Софья. Молчалин шикарный. Он так долго может на меня смотреть и не моргать.
Лиза. Вы что, просто сидите друг напротив друга?
Софья. Да, причем всю ночь.
Лиза. Вы правда дура. У вас же есть Саша Чацкий. Он круче чем Саша Белый.
Софья.
Да пошел он со своими командировками. Пусть только попробует сказать мне, что я его не дождалась. Три года мать его по Европе левачит и ебет кого то.
Лиза. Что вы, Чацкий такой хороший и умный…
Внезапно приезжает Чацкий.
Чацкий. Чуть свет и я у ваших ног! Софья я вас хочу, я не видел женщины три года!
Софья. Да пошел ты Саша.
Чацкий. Как ваш батя, тетя, учитель, второй учитель и дядя с няней и секретарь?
Чацкий. Кто? Молчалин? Да боже упаси он же такой бесхарактерный мудак.
Софья. За эти слова я вас отсюда выживу.
Заходит Фамусов.
Фамусов. Чацкий! Что ты делаешь у дверей комнаты моей дочери? Ты что с ней спишь?
Софья. Батюшка, мне всего семнадцать лет!
Софья уходит.
Фамусов. Пошли Саша, расскажешь про Европу.
Чацкий и Фамусов.
Фамусов. Чацкий отстань, я не выдам за тебя дочь, пока ты не будешь богатым. А еще ты должен быть минимум генералом.
Чацкий. Да что вы говорите.
Минувший век. Прислуживаться тошно. Вы все тупые. Чем больше людей, которые служат по связям — тем наше государство менее устойчиво. Вот увидите, все царство развалится нахуй из-за вас. Нам нужны революционеры, которые будут хоть что то понимать.
Чацкий. Фамусов, вы такой старый и тупой. Вы что совсем не понимаете ничего?
Фамусов. Кто тупой, Я тупой? Я буду с тобой судиться! Под суд!
Чацкий. Правильно говорить в суд подам.
Фамусов. Похуй, под суд! Под суд!
Заходит Скалозуб
Фамусов. А я вот тебя с полковником познакомить хочу. Ты только с ним по-русски. А то он и по уху дать может.
Скалозуб. Я такой ахуенный. Я такой молодой — а вон у меня сколько наград. Жалко только, что я никогда не дрался.
Фамусов. Ты правда ахуенный.
Чацкий. А вы говорите по уху даст.
Фамусов. Я же просил заткнуться!
Чацкий. Молчу.
Фамусов психует и уходит.
Скалозуб. На самом деле я нормальный персонаж.
Никого не обижаю, не трогаю, примус починяю.
Чацкий. Я верю вам. Но вы все равно гандон — вы уже полковник и все перед вами пресмыкаются.
Чацкий. Чтож, я верю вам.
Тем временем во дворе Молчалин падает с лошади.
Софья в ужасе падает в обморок.
Скалозуб. Что происходит? Почему Софья решила поспать прямо на полу?
Лиза. Наш Молчалин свалился нахуй с пони.
Скалозуб. Ой весело. Пойду посмотрю как навернулся.
Чацкий. Софья очнитесь!
Софья. Где Молчалин? Он не стал импотентом?
Чацкий. Софья, зачем вы этим интересуетесь?
Заходит Скалозуб и Молчалин.
Скалозуб. Руку он ушиб а орал как будто ногу отрывают. А вы Софья, истеричка.
Софья. Молчалин что с вами!
Молчалин. Ой я локоть поцарапал, подуйте пожалуйста на ранку.
Чацкий. Фу, какие вы жалкие и противные.
Уходит. Скалозуб тоже уходит.
Молчалин. Софья! Ну не на людях же! Ваш батя узнает и меня уволит!
Софья. Люблю как могу, а могу я только громко!
Молчалин.
Софья. Тоже молодец! Что вы разорались? Вас же Чацкий засмеет.
Молчалин. Я тихо плакать не умею.
Софья уходит. Входит Лиза.
Молчалин. Лиза, я тебя хочу, пошли на сеновал.
Лиза. И вы туда же? Отцепитесь.
Молчалин уходит.
Лиза. Ну почему меня все хотят кроме буфетчика?(
Софья и Чацкий.
Чацкий. Признавайся женщина, кого ты любишь?
Софья. Русские не сдаются. И вообще вы всех обижаете.
Чацкий. Ну ладно хорошо. Молчалин хороший. Я был не прав когда сказал что он безвольный мудак. Но ведь он действительно мудак. Он в этом тоже не виноват. Но все таки он мудак. А любите вы кого?
Софья. Он же без руки остаться мог, а вы говорите такое.
Чацкий. Он упал с пони, в наш то век! Он действительно мудак. Да ладно, я верю всем сердцем что вы его не уважаете и в грош не ставите. Наверное вы любите скалозуба.
Чацкий и Молчалин.
Чацкий. Молчалин, тебя как зовут то?
Молчалин. Алеша.
Чацкий. Попробую запомнить. Леха, ты чем живешь то? Расскажи чтоб я мог над тобой посмеяться.
Молчалин. Чацкий а вы лох. Почему вы все еще нигде не служите? Я в шоке. Идите попросите себе место у Татьяны Юрьевны.
Чацкий. Я хожу к женщинам, не отрицаю. Но не за этим.
Молчалин. А вы крутой.
Гости подъезжают на бал.
Все доебываются до Чацкого: на сколько он приехал, как маменька и чем он живет. И почему он такой лох все еще нигде не служит.
Чацкий. Платон! Почему твоя жена застегивает тебе жакет как маленькому мальчику?
Жена Платона. Он же простудится.
Чацкий. А ты стал тюленем, однако.
появляется Загорецкий
Загорецкий. Я плут, врун и мошенник. А для вас Софья я украл билет на спектакль.
Платон. Загорецкий кыш от меня к барышням.
Загорецкий. Что вы на меня ругаетесь. Все равно я к вам приду и вы меня по-королевски примете.
Платон. Хорошо.
Появляется Хлестова.
Хлестова. Приехала. И привезла с собой уродину арапку горбом лопатки. Могу показать.
Софья. Не надо!
Хлестова. Ее мне кстати Загорецкий продал. Он такой обольстительный мужчина.
Загорецкий в ужосе съебывает. Чацкий угорает.
Хлестова. Что ты ржешь, Санек? Я тебя сейчас за уши драть буду как в детстве
Молчалин. Хлестова, я вам карту составил и собачку погладил.
Хлестова. Вы такой шикарный.
Молчалин. Я сам себя хочу.
Чацкий. Молчалин вы такой пидор.
Софья. Чакций вы ужасный.
Софья с гостем.
Гость. Ну что, как Чацкий?
Софья. Да ну его. Представляете, он все же сказал, что я ему изменила, хотя он уехал. Вот ведь сумасшедший, правда?
Софья. Угу.
Гость гостю — Ты знаешь, да? Чацкий сумасшедший?
гость другому гостю — Слыхал, что Чацкий сбрендил?
и так далее.
Чацкий. Вы что все ахуели?
Все. Оно как! Смотри, какой злой!
Чацкий.
Совсем ебанулись!
Все. О боже, он буйный!
Чацкий. Да пошли вы все нахуй.
Чацкий уходит. На пороге его хватает Репетилов.
Репетилов. Чацкий я твой фанат и я тебя хочу.
Чацкий. Ты что, гей?
Репетилов. Я еще не определился, но ты шикарен.
Чацкий. Уйди с дороги пративный.
Репетилов. Да, да ругай меня, ломай меня, ломай меня полностью…
Чацкий. Ужоснах! Лучше я обратно в дом зайду.
Чацкий заходит в дом.
Репетилов и гости.
Все. Чацкий сумасшедший.
Репетилов. Вы ахуели?
Все. Но это правда.
Репетилов. Вы дебилы все, он шикарен.
Все. Он безумен.
Репетилов. Ладно уговорили.
Репетилов плачет.
Чацкий один.
Чацкий. Блядь, ну почему все так неожиданно ебанулись? Пойду спрошу у Софьи.
Софья. Молчаалин! Алееешенька ты где, ау!
Чацкий спрятался за дверью.
Чацкий(шепотом). Блядь. Почему она зовет этого пидора?
Появляется Лиза и Молчалин.
Молчалин. Лиза, раздевайся.
Лиза.
Молчалин как вы можете, вы же с барышней мутите!
Молчалин. Да ну ее дуру. Я уеду, она от меня тоже к кому-нибудь уйдет. А вот у тебя зато сиськи есть.
Лиза. Наа-сии-лу-ют!
Появляется Софья.
Софья. Молчалин ты сволочь, я тебе всю молодость отдала, я на тебя Сашку променяла, а ты казел!
Чацкий(рыдает). Ну почему все такие ебанутые?
Молчалин. Да ладно вам Софья, я ж люблю вас.
Софья. Я скажу бате и он вас уволит. И вернусь к Чацкому, он, по крайней мере, умный и меня любит.
Чацкий(выходит). Да пошла ты, дура. Я съебываю отсюда. Карету мне, карету!
Фамусов вбегает.
Фамусов. Блядь, моя дочь блядь! Чтож подумает княгиня?
@темы: горе от ума, пересказ, мат, Анегин, вольный пересказ, грибоедов «горе от ума», Мцыре
Чем может помочь рассказ о вашей утрате – Хорошо скорбите
Сегодняшний просмотр исследований горя привел меня к некоторым исследованиям восстановительного пересказа.
Это своего рода разговорная терапия для таких людей, как я, которые жестоко потеряли близких и в результате страдают от таких вещей, как посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия и длительное горе. Когда мой единственный сын Брэди умер от самоубийства в возрасте 16 лет в 2016 году, я был первым на месте происшествия и достаточно сказать, что испытал много страданий, связанных с этим.
В этой статье 2014 года из журнала «Исследования смерти» восстановительная терапия пересказа описана как «упражнение, в котором участники рисуют сцену умирания и делятся рисунком и историей умирания с другими членами группы». Они делают это группами от 6 до 10 человек, и лечение в данном случае состояло из 10 еженедельных сеансов.
Это немного похоже на повторяющиеся замедленные воспроизведения, которые я делал с терапевтом после смерти Брейди, и это немного помогло уменьшить симптомы посттравматического стрессового расстройства, такие как навязчивые образы и подавляющие чувства тревоги и паники.
Медленное воспроизведение сердечно-легочной реанимации моего сына было мучительным, особенно в первые пару прогонов. Но они становились легче, и уже в середине первого сеанса я почувствовал, как ужас и ужас утекают прочь. Они того стоили, я думаю.
То, что случилось с Брейди, явно не самое приятное для меня воспоминание, и, конечно, я не думаю, что оно когда-либо будет. Но в настоящее время я обычно могу думать об этом, не чувствуя, что мое сердце и голова просто взорвались. Это больше похоже, скажем, на то, что мое сердце и голова зажаты в огромных тисках. Тем не менее, значительное улучшение, которое является чем-то.
Работает ли RR?
Восстановительный пересказ имеет своего рода интуитивный смысл. Идея, кажется, заключается в том, что, рассказывая о том, что произошло, вы обретаете некое мастерство над этим и обретаете некоторый смысл. Но меня не особо интересует, звучит ли что-то так, как будто оно должно работать. Grieve Well сообщает о доказательствах эффективности копинг-стратегий в реальном мире, насколько они доступны.
Является ли это нелогичным или нет, для меня менее важно, чем то, было ли показано, что оно работает.
Итак, RR работает? Исследователи резюмировали свои результаты следующим образом: «Результаты этого исследования показывают, что RR связан с уменьшением симптомов депрессии, уменьшением избегания и менее продолжительными реакциями горя». Похоже, это было особенно хорошо для облегчения депрессии. Они предположили, что это лучше всего работает с людьми, у которых изначально были более серьезные симптомы.
Результаты этого исследования показывают, что RR связан с уменьшением симптомов депрессии, уменьшением избегания и менее продолжительными реакциями горя.
Исследователи основывали этот вывод на оценках участников до и после терапии. Оценки включали шкалу депрессии Бека, шкалу влияния событий и шкалу травматического горя. (Подробнее о некоторых из этих оценок вы можете прочитать в этом посте Grieve Well.)
Я не статистик, но на основе визуальных графиков, отображающих результаты, мне кажется, что результаты, полученные участниками по этим стандартным оценкам, значительно улучшились.
после 10-недельных процедур. Итак, да, по большей части это работает, с некоторыми оговорками, о которых я расскажу через минуту.
Другие исследования восстановительного пересказа
Исследований восстановительного пересказа не проводилось. Первое упоминание, которое я нашел, относится к 2006 году в главе научной книги под названием «Насильственная смерть: устойчивость и вмешательство после кризиса». В нем подробно описывается терапия, а также результаты небольшого исследования того, насколько хорошо она работает.
Ведущий автор этой главы, Эдвард Райнирсон, также написал книгу под названием «Пересказ насильственной смерти», в которой обсуждается терапия для обычных людей, переживших утрату, а также для терапевтов. Это может стоить изучить, если вы хотите узнать больше.
Исследование Райнирсона и его соавторов главы о насильственной смерти очень напоминало более позднее исследование 2014 года в журнале Death Studies. В этом исследовании использовалось несколько дополнительных оценок, и оно было немного больше по количеству участников.
Но в целом результаты были схожими, и оказалось, что терапия была полезной.
Эти два исследования предоставили лучшее доказательство восстановительного пересказа, которое я смог найти. В 2017 году Роберт Неймейер, известный исследователь горя из Университета Мемфиса и редактор журнала «Исследования смерти», написал главу, посвященную восстановительному пересказу, в книгу под названием «Облегчение мировых страданий».
Исследования Неймейера неизменно подтверждают, что смыслообразование является важной стратегией преодоления горя, поэтому восстановительный пересказ, в котором скорбящий человек навязывает какой-то смысл утрате, чтобы из нее можно было сделать понятную историю, — естественно подходит для него. Однако это не единственный способ найти смысл. В дополнение к восстановительному пересказу Неймейер упоминает направленное ведение дневника. Вот ссылка на реферат научной статьи, в которой кратко описывается направленное ведение дневника.
С помощью поиска в Интернете можно найти множество популярных ссылок в прессе на направленное ведение журнала.
Обратите внимание, что это должно быть сделано под контролем терапевта и, как следует из названия, под руководством. Так что, я полагаю, это не идеальная форма самотерапии.
Совсем недавняя статья — январь 2018 года — описывает разновидность восстановительной терапии пересказом, которая сжимает обычный 10-недельный график всего до трех дней. Мне не удалось получить полную копию этого только что опубликованного исследования, поэтому я не могу сказать о нем больше. Тем не менее, это может быть полезно для оценки того, действительно ли восстановительный пересказ полезен.
Трудно сказать, была ли терапия более полезной, чем течение времени.
Как отмечает Райнирсон в главе оригинальной книги 2006 года, без контрольной группы, не получавшей лечения для сравнения, трудно сказать, была ли терапия более полезной, чем течение времени. Насколько я могу судить, время, вероятно, является единственным наиболее эффективным фактором в уменьшении симптомов горя.
И эта терапия занимает около трех месяцев. Скорбящие люди могут испытать заметное улучшение симптомов горя за это время, с помощью терапии или без нее. Но если сжатая трехдневная терапия дает аналогичные улучшения, это может быть более значимым.
Имейте это в виду
Это исследование 2014 года было всего лишь пилотным исследованием, в котором участвовал всего 51 человек, и, как и в исследовании 2006 года, контрольной группы не было. Большинство участников потеряли близких в результате убийства, меньшее число потеряло близких в результате самоубийства или смерти в результате несчастного случая.
Кроме того, как почти во всех психологических исследованиях, испытуемыми в основном были женщины и белые. В идеале мы в конечном итоге увидим более масштабные исследования более разнообразных групп населения, случайным образом распределенных в группу лечения или контрольную группу. Итог: ваш пробег может варьироваться, особенно если вы не белая женщина, которая потеряла любимого человека в результате убийства.
Но если вы жестоко потеряли любимого человека, вам больно и вы ищете облегчения, это то, что некоторые люди делают, чтобы помочь с посттравматическим стрессовым расстройством, длительным горем и другими проблемами, которые иногда сопровождают такого рода травматический опыт. Это может помочь.
Я сожалею о потерях, которые привели вас сюда, и надеюсь, что сегодня у вас будет хоть минутка покоя. Спасибо, что читаете, лайкаете, комментируете, делитесь и повторно публикуете «Колодец скорби».
Нравится:
Нравится Загрузка…
О горе и горе Элизабет Кюблер-Росс
Пять стадий горя Пять стадий — отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие — являются частью схемы, из которой мы учимся жить с тот, кого мы потеряли. Это инструменты, которые помогают нам определить и определить, что мы можем чувствовать. Но они не остановки на какой-то линейной временной шкале в горе. Не каждый проходит их все или проходит в установленном порядке.
Мы надеемся, что с этими этапами приходит знание местности горя, что делает нас лучше подготовленными к тому, чтобы справляться с жизнью и потерями.
Отрицание
Когда мы находимся в отрицании, мы можем сначала отреагировать парализованным шоком или оцепенением. Отрицание все еще не является отрицанием фактической смерти, даже если кто-то может сказать: «Я не могу поверить, что он мертв». Человек на самом деле так говорит сначала, потому что это слишком много для его или ее психики.
Гнев
Вы также можете злиться на то, что вы остались позади, и вам нужно было проводить больше времени вместе. Интеллектуально вы знаете, что ваш любимый человек не хотел умирать. Но эмоционально все, что вы знаете, это то, что он действительно умер. Этого не должно было случиться, по крайней мере, не сейчас.
Торг
Чувство вины часто является спутником торга.
«Если бы только» заставляет нас придираться к себе и к тому, что, как мы «думаем», мы могли бы сделать по-другому. Мы можем даже торговаться с болью. Мы сделаем все, чтобы не чувствовать боль этой утраты. Мы остаемся в прошлом, пытаясь договориться о том, как избавиться от боли.
Депрессия
Наступает утро, но тебе все равно. Голос в вашей голове говорит, что пора вставать с постели, но у вас нет никакого желания это делать. У вас может даже не быть причины. Жизнь кажется бессмысленной. Встать с постели — все равно что взобраться на гору. Вы чувствуете тяжесть, и вертикальное положение отнимает у вас что-то, что вы просто не должны отдавать.
Если найти способ справляться со своими повседневными делами, каждое из них будет казаться таким же пустым и бессмысленным, как и предыдущее. Зачем есть? Или почему перестать есть? Вы недостаточно заботитесь, чтобы заботиться. Если бы вы могли заботиться о том, что происходит, это могло бы напугать вас, поэтому вы не хотели бы ни о чем заботиться.
Принятие
Принятие часто путают с понятием того, что все в порядке с тем, что произошло. Это не вариант. Большинство людей никогда не чувствуют себя хорошо или хорошо из-за потери любимого человека. Этот этап заключается в принятии реальности того, что наш любимый человек физически ушел, и в признании того, что эта новая реальность является постоянной реальностью. Нам никогда не понравится эта реальность и мы никогда не примем ее, но в конце концов мы ее примем. Мы учимся жить с этим. Это новая норма, с которой мы должны научиться жить. Именно здесь наше окончательное исцеление и приспособление могут прочно закрепиться, несмотря на то, что исцеление часто выглядит и ощущается как недостижимое состояние.
Ваша потеря
Произошла невообразимая, неописуемая потеря. Он нанес такую глубокую рану, что онемение и мучительная боль стали материалом, из которого она сделана.
В жизни каждый переживает много потерь, но смерть близкого человека не имеет себе равных по своей пустоте и глубокой печали. Ваш мир останавливается. Вы знаете точное время, когда умер ваш любимый человек, или точный момент, когда вам сказали. Это отмечено в вашем уме. Ваш мир приобретает медлительность, сюрреалистичность. Кажется странным, что часы в мире продолжают идти, когда ваши внутренние часы не идут.
Ваша жизнь продолжается, но вы не знаете почему. Перед вами предстанет другая жизнь, та, в которой вашего любимого человека больше не будет физически присутствовать. Никто не может дать вам слова, чтобы вы почувствовали себя лучше; их нет. Вы выживете, хотя вы, возможно, не уверены, как и даже если вы хотите.
Ваша потеря и горе, которое ее сопровождает, очень личное, отличное от чьего-либо другого. Другие могут поделиться опытом своих потерь. Они могут попытаться утешить вас единственным известным им способом. Но ваша потеря стоит особняком по своему значению для вас, по своей болезненной уникальности.
Облегчение
Если вы чувствуете облегчение, это может быть потому, что ваш любимый человек страдал, и вы благодарны, что это закончилось. Наблюдая или даже думая о страданиях близкого человека, вы испытываете тяжелую боль поверх печали. Конечно, вы хотели, чтобы она жила долго, полноценно и хорошо. Но это был не вариант.
Ты хотел положить конец ее бесконечным страданиям, поэтому чувствуешь некоторое облегчение от ее смерти. Отсюда путаница: облегчение и грусть смешиваются в ситуации, которая не имеет решения. Когда это происходит, вашим облегчением становится осознание того, что страдание закончилось, боль прошла, болезнь больше не живет. У вашего любимого больше нет той болезни, той болезни. Он перестал причинять ей боль.
Важно понимать, что нет ничего необычного в том, чтобы чувствовать облегчение даже посреди печали. Это нормальная реакция, а не повод чувствовать себя виноватым. Облегчение, которое вы чувствуете, — это спокойствие после бури
Эмоциональный отдых
Люди испытывают широкий спектр эмоций после потери: от безразличия до чувства раздражения или грусти по любому поводу.
Мы можем перейти от хорошего самочувствия к чувству опустошенности за минуту без предупреждения. У нас могут быть перепады настроения, которые трудно понять окружающим, потому что даже мы их не понимаем. Одна минута, мы в порядке. Дальше мы в слезах. Вот как работает горе.
Мы можем непосредственно касаться боли только до тех пор, пока нам не придется отступить. Мы думаем о своей работе, на мгновение отвлекаемся на что-то другое, анализируем чувства и стремимся к большему. Если бы мы не метались взад и вперед эмоционально, у нас никогда не было бы сил обрести покой в нашей утрате.
Сожаления
Когда умирает любимый человек, мы часто сожалеем обо всем, что хотели бы сказать, обо всем, что хотели бы сделать. Мы можем сожалеть о том, что не сделали или не сказали. Мы продолжаем возвращаться к вещам, которые мы хотели бы сказать, и вещам, которые мы хотели бы не говорить. Все мы люди. Очень мало людей, которые могут сказать, что не испытывают ни малейшего сожаления.
Сожаления являются частью потери, и вы не одиноки в своем опыте сожаления.
Слезы
Слезы — это один из многих способов выпустить нашу печаль, один из многих наших чудесных встроенных механизмов исцеления. К сожалению, слишком часто мы пытаемся остановить это необходимое и первичное высвобождение наших эмоций. В горе у нас часто есть только две основные мысли о плаче. Первая — это подавляющая мысль о печали, которая поражает нас. Второй: «Я должен перестать плакать». После того, как многие люди начинают плакать, они быстро принимают меры, чтобы остановить это природное явление.
Конечно, ты перестанешь плакать, даже если не веришь, что будешь плакать. Худшее, что вы можете сделать, — это не выпустить его наружу. Невыплаканные слезы способны еще глубже наполнить колодец печали. Если вам нужно проплакать полчаса, не останавливайтесь на двадцати минутах. Позвольте себе выплакать все это. Оно остановится само. Если вы будете плакать до последней слезы, вы почувствуете освобождение.
Долгие периоды отрицания хуже плача. Плакать гораздо лучше, но вы должны плакать своими собственными слезами, потому что никто не может сделать это за вас. Если вы видите, что кто-то другой плачет, и плачете сами, это вызывает у вас внутри какую-то печаль. Иногда вам хочется плакать из-за любой ситуации, кроме вашей собственной, но независимо от ваших предпочтений, вы всегда плачете из-за себя.
Сны
Сны являются естественной частью сна. Они воплощают наши надежды, наши худшие страхи и все, что между ними. После потери нередко снится, что любимый человек еще жив. После смерти мужа женщине приснилось, что в дверь постучали, чтобы сообщить ей, что в больнице произошла ошибка. Кто-то еще умер; это была ужасная ошибка, и ее муж был жив, выздоравливал и возвращался домой.
В следующий момент ее сна ее муж вышел с переднего сиденья машины скорой помощи с ревущими сиренами, как будто предвещая чудовищность совершенной ошибки.
Он подошел к ней, выглядя здоровым и целым. Она была вне себя от радости, когда смотрела ему в глаза, а сирены продолжали реветь, пока сирены не стали звуком ее будильника.
Сны могут служить многим целям, включая отвлечение от боли или демонстрацию борьбы души с реальностью. Независимо от их значения, сны помогают нам справляться с непостижимыми чувствами во время сна, помогают процессу горя, поскольку бессознательный разум не может отличить желание от реальности. Возможно, вам известны нелогичные сны, в которых рядом существуют две совершенно противоположные реальности.
Видение во сне о любимом человеке также может означать незавершенное дело, шанс завершить то, что было внезапно разорвано.
Сны дают нам возможность попрощаться и закончить дела.
Они также позволяют нам давать и получать разрешение для любимого человека и нас самих обрести покой.
Изоляция
Ты один. Теперь между вами и остальным миром стоит стена, которой раньше не было.
Но ваша изоляция не связана с вашим окружением или людьми в вашем мире. Вы можете быть в большой компании друзей и родственников и чувствовать себя оторванными, как если бы вы заблудились в пустыне. В этом шторме нет порта, и единственный человек, который может дать вам связь, — это тот, кто ушел навсегда. И поэтому вы чувствуете, что навсегда потеряетесь.
Друзья обеспокоены тем, что вы отключились и выглядите оторванным от внешнего мира. На самом деле такая изоляция в течение длительного периода времени может вызывать тревогу, и вам действительно может понадобиться помощь. Но чувствовать себя изолированным после потери — это нормально, ожидаемо и здорово. Даже когда друзья призывают вас поговорить об этом (они, безусловно, проявляют заботу), вам интересно, что можно сказать. Иногда желание людей избавить вас от изоляции может быть больше связано с их собственным страхом и дискомфортом, чем с заботой о вас.
Сила
Будь сильным.
Эти два маленьких слова часто произносятся тем, кто в печали. Мужчины слышат их чаще, чем женщины, а оставшимся в живых родителям говорят: «Будьте сильными ради детей».
Люди с добрыми намерениями часто говорят нам быть сильными. «Воспринимайте это как мужчина», — говорится в сообщении. «Вы показываете слишком много эмоций. Не будь слабаком». Как будто мы не должны быть затронуты смертью. Но иногда наше «быть сильным» означает не быть человеком.
Такая храбрость свойственна героям, которым нужно действовать перед лицом опасности. Но храбрость не означает бесчувственность. В нашем обществе его стали путать с молчанием. Суть в том, что сила, безусловно, может быть направлена на потерю, но она также может и нарушить ее.
Загробная жизнь
Когда мы умрем, мы будем удивлены тем, что нас будут ждать не только те, кто любил нас больше всего, но и многие другие. Предки и незнакомцы, чью жизнь мы коснулись и никогда не знали об этом.
Легко представить, что когда мы умрем, все наши старые друзья соберутся, чтобы поприветствовать нас на том свете.
Многие люди верят в реинкарнацию, что их душа покидает тело и перерождается в другом. Говорят, что мы снова и снова перевоплощаемся с одними и теми же людьми, что мы приходим в этот мир с уроками, которые нужно усвоить среди других, выполняющих ту же задачу.
Наше общество требует доказательств для большинства вещей, но некоторые вещи просто невозможно доказать. Например, если друг попросил вас дотронуться до своего носа, вы могли бы сделать это, и вы оба согласились бы, что это было сделано. Тот же результат был бы, если бы ваш друг попросил вас коснуться вашего подбородка. Но если бы вас попросили прикоснуться к любви, которую вы испытываете к своему ребенку или родителю, к чему бы вы прикоснулись?
Нам всем будет интересно, что такое загробная жизнь и какой она будет. Некоторые думают, что важность заключается в ответе. Но достаточно одного вопроса.
Что действительно кажется важным, так это то, что скорбящие утешаются мыслью и чувством, что их любимый все еще каким-то образом существует.
Дар скорби
Время после значительной утраты наполнено чувствами, которые мы обычно всю жизнь пытаемся не испытывать. Печаль, гнев и эмоциональная боль стоят на нашем пороге в более глубоком диапазоне, чем мы когда-либо чувствовали. Их интенсивность выходит за рамки нашего обычного диапазона человеческих эмоций. Наша защита не может сравниться с силой поражения. У нас нет прецедента или эмоционального репертуара для такой потери. Мы никогда раньше не теряли мать, отца, супруга или ребенка. Знакомство с этими чувствами и встреча с ними в первый раз вызывает реакцию от истощения до ужаса и всего, что между ними. Мы не знаем, что эти чуждые, нежелательные, сильные чувства являются частью процесса исцеления. Как что-то, что кажется таким плохим, может помочь исцелить нас?
С силой горя приходит большая часть плодов нашего горя и горя.
