Краткий конспект гроза островского: Островский «Гроза» краткое содержание по действиям – читать пересказ пьесы онлайн

Гроза конспект

Александр Сергеевич Островский

«Гроза» (1859)

Драматическое действие пьесы происходит в городе Калинове, на берегу  реки Волги.

Волжский пейзаж органично вошел в структуру пьесы. Он вносит новые краски в обрисовку места действия и выполняет важную художественную функцию: картиной обрывистого берега пьеса начата и ею же завершена. В одном случае она вызывает ощущения чего-то величественного и светлого, в другом – трагическое переживание потрясения.

Островский смог тщательно воссоздать место действия пьесы, и даже можно очень ощутимо воспроизвести сам город Калинов, так как это сделал художник Кустодиев в своих эскизах и декораций к постановке «Грозы». Это высокие заборы. И ворота с крепкими запорами и деревянные дома с узорными ставнями, цветными занавесками на окнах, заставленных геранями. Это и трактиры, с многочисленными подносами, расписными райскими птицами и цветами. Музыкальными ящиками и раскрашенными самоварами, где в пьяном угаре кутят такие, как Дикорь и Тихон.

Это и пыльные улицы города, где перед домами на скамейках ведут неспешные разговоры обыватели, купцы и странницы, где порою издалека, несётся песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов, начинается спуск к оврагу. Где ночами веселиться гуляющие молодцы и незамужние подруги. Общественный сад с беседками со старинными часами. Наконец, это волжский омут видный сверху, в пучине которого должна найти свой конец Катерина.

Сюжет «Грозы» имеет ряд отличительных особенностей. Развивающееся действие пьесы включает в себя социальную и индивидуальную линии борьбы и две параллельные любовные интриги. Главная — Катерина/Борис и побочная – Варвара/Кудряш. Пьеса имеет и ряд эпизодов, не связанных непосредственно с линией повествования. Такие как встреча Кабанихи с Феклушей, сцена Дикого и Кабанихина, диалог Глаши и странницы. Но и они играю в сюжете важную роль, дорисовывая картину. Напряженность драматического действия, растет от акта к акту. При этом ряд реплик Катерины («Я умру скоро», Я знаю, что умру», …, «что-нибудь сделаю над собой»…) ритмично предваряет бедующую катастрофу, говоря о её неизбежности.

Кульминация драмы приходиться на 4 акт, сцену покаяния. Значит, высший момент в развитии действия оказывается у Островского не в последнем акте, а в середине пьесы. Пятый акт заключает в себе развязку. Две интриги пьесы получают здесь свое завершение, две линии борьбы, пронизавшие драму, сплетаются в тугой узел, что бы на наших глазах оказаться развязанными. Только Катерина — одна из всех героев пьесы, искавших средства избежать тупика жизни — находит выход.

Островский раскрыл в своей пьесе трагедийные обстоятельства, в условиях которых живут калиновцы. Самодурство, делающих многих персонажей сломленными и подавленными. Жизнь в этих условиях доводит до отчаянья. В них мучается и Катерина. Трагическое сцепление обстоятельств делает ее положение невыносимым. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствуя себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. Трагическая ситуация усугубляется, тем, что, полюбив Бориса она нарушила нравственные установления, которые она же и считала святыми.

Встречаясь с любимым, она вынуждена скрывать свои свидания, но правдивость не позволяет ей жить обманом.

Одним из частных проявлений конфликта пьесы является столкновение характеров. Островский мастерски показывает противоположность в характерах Катерины и ее свекрови. В отличие от грубой властной Кабанихи, ее невестка – натура глубоко поэтическая. Это хорошо чувствуется в ее диалогах о детских годах, воспоминаниях. Если Кабаниха лишена чувств прекрасного, то Катерине в высшей степени свойственно переживание красоты, воспитанное у нее в детстве.

Островский показывает одновременно и внутреннюю скованность Катерины нормами христианской морали. Следствием этого является своеобразное переплетение в образе Катерины элементов «религиозной экзальтации» с стремлением к воле, с желанием отстоять свою личность, разорвать мертвящую узость семейного порядка, охраняемого Кабанихой.

«Драма А. Н. Островского «Гроза»».

Конспект урока

Тема: Идейно-художественное своеобразие

драмы А. Н. Островского «Гроза».

Цель: раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины.

Методические приемы: лекция учителя, сообщение ученика, беседа по вопросам.

Оборудование: тексты пьесы.

 

Ход урока:

1.        Проверка домашнего задания.

2.       План урока:

а) Творческая история драмы «Гроза».

б) Тема, идея, конфликт пьесы.

в) Композиция пьесы, жанр.

     3.  Беседа по первому восприятию пьесы:

— Какое впечатление произвела на вас пьеса? Что особенно запомнилось, почему?

— О чём это произведение? Какие проблемы ставит в ней Островский?

— Кто из героев заинтересовал, кто остался загадкой?

 

*****

    Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 года, в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 году. Этот период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» — это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъём общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов XIX века.

 

*****

4.  Сообщение ученика «творческая история драмы «Гроза»».

— Какие события, наблюдения, переживания автора отразились

в содержании пьесы?

5. Лекция учителя и беседа о жанре и композиции пьесы.

 

1. Лекция.

— Как вы считаете, о чём эта пьеса, какова её тема? Идея?

— В чём заключается конфликт?

Попытаемся понять, как отвечают на эти вопросы литературоведы.

    «Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 году, а напечатана в январе 1860 года. По просьбе друзей Островского цензор И.

Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своём рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше.

    В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

    Тема «Грозы» органически связана с её конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, — это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Основной конфликт – конфликт Катерины с окружающей её средой – объединяет все остальные конфликты. К нему присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, кудряша с Диким,

Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая тема «Грозы» влечёт и ряд частных тем:

а) Рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский даёт подробную характеристику материально- правового положения всех слоёв общества той эпохи.

б) Излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов.

в) Рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит общественный

и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде.

г) Отражён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о  важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии

торгово-промышленной деятельности в Москве и т. д.

д) Наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и картины природы, разное отношение к ней действующих лиц.

    И.А. Гончаров писал:

«В «Грозе» улеглась широкая картина быта и нравов».

    Таким образом, предреформенная Россия представлена в ней

и в социально-экономическом, и в культурно-нравственном,

и в семейно-бытовом облике.

 

2. Беседа.

-Какова же композиция пьесы?

Экспозиция – картины волжского простора и духоты Калиновских нравов (Д.1, явл.1-4).

Завязка – на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (Д.1, явл.5).

Развитие конфликта – в природе дважды собирается гроза (Д.1, явл.9).

Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса – и пророчество старой барыни, отдалённый удар грома (конец Д.4).

Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде.

Первая кульминация — Катерина признаётся в грехе, падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, ощущается только предгрозовое напряжение.

Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью:

«Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Д.5, явл.4).

Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который завидует умершей жене:

«Хорошо тебе, Катя! А я-то, зачем остался жить да мучиться!…»

(Д.5, явл.7).

— Каково жанровое своеобразие пьесы «Гроза»?

    По всем признакам жанра пьеса «Гроза» — трагедия, так как конфликт между героями приводит к трагическим последствиям.

Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми, унижающими человеческое достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев), которые помогают увидеть бездну, готовую поглотить Катерину и которую безуспешно пытается осветить светом разума, добра и милосердия Кулигин. Сам Островский назвал пьесу драмой, этим подчёркивая широкую распространённость конфликта пьесы, повседневность изображённых в ней событий.

6. Домашнее задание.

1. Пересказ лекции.

2. Прочитать материалы учебника по драме «Гроза».

3. Выучить наизусть отрывок из пьесы:

Д.1, явл.3 – Кулигин:

«Жестокие нравы, сударь,…Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копеечку».

4. Перечитать Д.1. Знакомство с героями, городом.

5. Индивидуальное задание: Сообщение «Город Калинов и его обитатели, острая сатира на купечество».

 

 

 

Творческая история пьесы «Гроза».

    «По заданию Его императорского Высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озёрами или реками, приёмы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

    Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода.

И он с увлечением «взялся за дело».

    «В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращён в Калинов (место действия  пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!

    Где написана «Гроза» — на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно не известно, но «она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года».

    «Год 1859 скрыт от биографа Островского плотной пеленой. В тот год он не вёл дневника и, кажется, совсем не писал писем… Но кое-что восстановить всё-таки можно. «Гроза» начата и пишется, как видно по пометкам в первом действии черновой рукописи, 19 июля, 24 июля, 28 июля, 29 июля – в разгар лета 1859 года. В Щелыково Островский ещё регулярно не ездит и, по некоторым данным, проводит жаркое лето под Москвой – в Давыдовке или Иванькове, где целой колонией селятся на дачах актёры Малого театра и их литературные друзья.

    Друзья Островского часто собирались у него дома, и талантливая, весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества. Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала Островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий совершенный народный характер. Косицкая «сводила с ума» не одного Островского, когда начинала петь задорные или лирические народные песни.

    Слушая рассказы Косицкой о ранних годах её жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство её языка, на красочность и выразительность оборотов. В её «холопской речи» (так пренебрежительно охарактеризовала манеру говорить Косицкой графиня Ростопчина) Островский почувствовал свежий источник для своего творчества.

    Встреча с Островским окрылила Косицкую. Грандиозный успех первой постановки пьесы «Не в свои сани не садись», выбранной Косицкой для бенефиса, открыл широкую дорогу для драматургии Островского на сцену.

    Из 26 оригинальных пьес, поставленных в Москве за период с 1853 года по год смерти Косицкой (1868), т. е. за 15 лет, она участвовала в 9.

    Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания характера Катерины.

    В октябре 1859 года на квартире Л.П. Косицкой Островский прочёл пьесу актёрам Малого театра. Актёры дружно восхищались сочинением, прикидывая для себя роли. Известно было, что Катерину Островский заранее отдал Косицкой. На Варвару прочили Бороздину, на Дикого – Садовского. Тихона должен был играть Сергей Васильев, Кабаниху – Рыкалова.

    Но прежде, чем репетировать, надо провести пьесу через цензуру. Островский сам поехал в Петербург. Нордстрем прочёл драму так, как если бы перед ним лежало не художественное сочинение, а шифрованная прокламация.

И заподозрил, что в Кабанихе выведен… покойный государь Николай Павлович. Островский долго разубеждал цензора, говорил, что никак не может поступиться ролью Кабанихи…

    Пьесу получили из цензуры за неделю до премьеры. Впрочем, в те времена сыграть пьесу с пяти репетиций никому не казалось диковинкой.

    Главным постановщиком был Островский. Под его руководством актёры искали нужные интонации, согласовывали темп и характер каждой сцены.

Премьера состоялась 16 ноября 1859 года».

    «Учёный мир России довольно быстро подтвердил высокие достоинства пьесы: 25 сентября 1860 года правление Российской академии наук присудила пьесе «Гроза» Большую Уваровскую премию (эту премию учредил граф А.С. Уваров, основатель Московского археологического общества, для награждения самых выдающихся исторических и драматических произведений)».

 

 

Советское искусство, культура СССР

Екатерина Савинова Советская актриса

Если кто-то не знает имени Екатерины Савиновой, то не беда – ведь стоит только назвать ее главную, звездную, самую запоминающуюся роль в кино – Фрося Бурлакова, ведь все сразу вспомнят, какая она актриса. И кто бы мог подумать, что жизнь этой талантливой женщины, обладающей яркой внешностью, незаурядным актерским талантом и неповторимым голосом в 3 октавы, закончится так нелепо, а в графе «причина смерти» будет написано — «отделение головы поездными колесами» …

В институте познакомилась с Евгением Ташковым, будущим известным кинорежиссером. Через восемь месяцев после окончания ВГИКа он сделал ей предложение. Реакция Савиновой была немного странной — она расплакалась. Но она согласилась… А через несколько лет у них родился сын, которого назвали Андреем.

Екатерина Савинова

Кинодебют Екатерины Савиновой состоялся в 1949 году в фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки», где Екатерине Савиновой досталась роль белокурой озорницы Любочки. Однако эта встреча со знаменитым режиссером самым негативным образом сказалась на дальнейшей судьбе актрисы – Пырьев пытался заигрывать с молодой провинциалкой, но получил такой отпор, которого не получали до этого даже самые известные актрисы – Савинова дала ему пощечина. Режиссер затаил обиду на строптивую актрису и сделал все возможное, чтобы ее кинокарьера не состоялась.

Екатерина Савинова в фильме Кубанские казаки

Голос в три с половиной октавы

Ее богатые певческие способности не были реализованы в полной мере, хотя актриса после ВГИКа окончила Гнесинский институт по классу вокала.

«У Кати был чудесный голос — три с половиной октавы, — говорит муж актрисы Евгений Ташков. учеба в Гнесинском институте подходила к концу, ей сделали два очень заманчивых предложения: одно – в Большой театр, другое – на сцену, ей дали оркестр. Но она не приняла ни того, ни другого.

Евгений Ташков и Екатерина Савинова

в роли старухи

На сцене Театра-студии киноактера Екатерине Савиновой великолепно удавались роли героинь, возраст которых значительно превышал возраст самой актрисы. Так, еще будучи студенткой, она успешно сыграла роль Шкатулки из гоголевских «Мертвых душ», а в 25 лет — роль Кабаних из «Гроза» Островского. Интересно, что никакого специального макияжа ей не понадобилось. Она напудрила волосы, осветлила губы, нарисовала небольшие морщинки под глазами.

в юности

Когда Алексей Денисович Дикий пришел в Театр киноактера и начал репетировать спектакль «Бедность не порок», он доверил Савиновой роль первой гостьи – властной старухи. Несмотря на то, что это был довольно небольшой эпизод, она сыграла так, что Алексей Денисович пришел в Малый театр и сказал: «Ребята, советую посмотреть первого гостя. Это феномен!» Актриса была невысокого роста, но в этой роли она непостижимым образом стала огромной…

Из кинофильма «Приходи завтра»

«Приходи завтра»

В 1963 году Екатерина Савинова сыграла свою «звездную» роль – в фильме мужа «Приходи завтра» она создала образ сибирячки Фроси Бурлаковой, приехавшей в Москве поступить в консерваторию и после череды забавных приключений покорить столицу.

Сценарий фильма был написан для Савиновой и при Савиновой, в него вошло много ее биографии. Однако эта роль, как и большинство предыдущих, далась актрисе с большим трудом. Несмотря на то, что картина снималась на Одесской киностудии (в Москву путь ей был по-прежнему закрыт), худсовет не утвердил Савинову на главную роль. Вместо нее нашлась более молодая актриса, которая успела сыграть главную роль в одном фильме о любви.

в фильме «Женитьба Бальзаминова»

Диагноз — бурцеллез и шизофрения…

В сентябре 1961 года выяснилось, что Савинова серьезно больна. Все началось с температуры: каждый день 37,4. Когда муж узнал об этом, она призналась: «Да, у меня это уже месяца три-четыре».

Всего Савинова болела девять лет. Она проводила в больнице от двух до четырех месяцев в году. В промежутках я ездила с мужем на гастроли, давала концерты — надо было зарабатывать на жизнь. Первым отделом руководил Ташков, вторым – она. Читала свои весёлые трогательные рассказы, пела… Несмотря на то, что Екатерина Савинова до последнего сохраняла ясный ум, болезнь её не покидала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *