Франц Шуберт – биография и творчество
В течение всей жизни и достаточно долго после смерти Франц Шуберт был олицетворением не понятого гения, так и не добившегося признания. Его музыкой восхищались только друзья и близкие, а большинство произведений обнаружено и опубликовано много лет спустя после его безвременной смерти.
Разочарованный, вечно нуждающийся Шуберт создавал божественную музыку. Будучи не очень счастливым, оставаясь одиноким и чувствуя себя изолированным от всего мира, он писал дивную, наполненную свежестью музыку. Так кем же был этот невысокий, близорукий, проживший недолгую жизнь скиталец, названный при рождении Францем Питером Шубертом?
Младший из сыновей
Семья Шубертов родом из австрийской Силезии. Отец композитора перебрался в Вену и через время стал директором школы в пригороде Лихтенталя. Он женился на девушке из своей деревни, которая работала поварихой. Средств в семье не хватало, хотя нельзя сказать, что они жили в нищете. В браке родилось 14 детей, из которых только пятеро выжили. Самым младшим из сыновей был Франц Питер Шуберт.
Он родился 31 января 1797 года. Первые пять лет Шуберт провел дома. С ранних лет мальчик проявлял любовь к музыке. Маленький Франц обожал общество столярного подмастерья, с которым часто посещал мастерскую по изготовлению фортепиано. Там юный Шуберт самостоятельно учился играть, опираясь только на природное чутье. Если вспомнить великих гениев-самоучек, Шуберта можно назвать самым уникальным. Когда он в 7 лет впервые начал заниматься с учителем, выяснилось, что юный пианист уже владеет всеми основами игры на фортепиано. Мальчик также обладал очень красивым голосом. Руководитель хора в Лихтентале Микаэл Холзер признал, что никогда у него не было такого ученика.
Дар юного Франца Шуберта
Определенно, гений искусства посетил мальчика в момент рождения. Возможно, только талант юного Моцарта можно поставить выше.
Фердинанд, брат композитора, утверждал, что Фантазия на 4 руки, написанная в 1810 году, стала первым произведением для фортепиано, а первой песней – «Жалоба Агари», написанная в 1811. Но существуют свидетельства, что задолго до этого юный композитор уже писал песни, пьесы для фортепиано и даже струнные квартеты. Каталог пьес, сохраненный его братом, включал только те, что сохранились у него или у музыкального издателя Диабелли.
В 11 лет Шуберт пел соло в церковном приходе Лихтенталя, играл соло на скрипке. Отец показал талантливого сына в Императорской капелле. В 1808 году его послушали два придворных мастера – Сальери и Эйблер. Результат превзошел все ожидания – Шуберта приняли в императорский хор.
Являясь довольно неплохим скрипачом, он стал членом небольшого школьного оркестра, который практически ежедневно играл инструментальную музыку великих авторов, симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена.
Благодаря своему умению играть на разных инструментах, а также преданности музыке, Шуберт вскоре получил повышение – пост первой скрипки. Он также должен был дирижировать оркестром, если отсутствовал главный дирижер.
Непреодолимое желание
Его музыка стремилась выйти наружу, но он держал свои порывы в секрете. Все же было очень трудно сопротивляться импульсу сочинять. Мысли потоками охватывали Франца, и у него никогда не было достаточно нотной бумаги, чтобы записать все, что рвалось наружу.
Антонио Сальери
Почти всю жизнь Шуберт прожил, если не в нужде, то с ограниченными средствами, но особенно остро он всегда испытывал недостаток нотной бумаги. Уже в 13 лет он писал невероятно много: сонаты, мессы, песни, оперы, симфонии… К сожалению, только некоторые из этих ранних работ увидели свет.
У Шуберта была удивительная привычка: помечать на нотах точную дату, когда он начал сочинять произведение и когда закончил. Очень странно, что за 1812 год он написал только одну песню – «Печальная» – небольшое и не самое выдающееся его произведение. Трудно поверить, что ни одной песни не вышло из-под пера композитора в один из самых плодотворных лет его творчества. Возможно, Шуберт был настолько поглощен инструментальной музыкой, что это отвлекло его внимание от любимого жанра. А вот список инструментальной и религиозной музыки, написанный за этот же год, просто огромен.
Не состоявшийся брак Шуберта
1813 год считается завершающим периодом раннего творчества. В связи с переходным возрастом начал ломаться голос, и Франц больше не мог петь в придворной капелле. Император разрешил ему остаться в школе, но юный гений больше не хотел учиться. Он вернулся домой и по настоянию отца стал помощником учителя в его школе. Ему выпало работать в классе для самых маленьких, с детьми, которые еще ничего не умеют и быстро все забывают. Это было невыносимо для юного гения. Он часто выходил из себя, поправляя учеников пинками и шлепками. Несмотря на его отчаянные старания, им были всегда недовольны.
В этот период Шуберт познакомился с Терезой Гром. Дочь мануфактурщика, мягко говоря, не была красавицей – белесая, с выцветшими, как у многих блондинок бровями, со следами перенесенной оспы на лице. Она пела в церковном хоре, и как только музыка начинала звучать – Тереза преображалась из дурнушки в приметную девушку, озаренную внутренним светом. Шуберт не смог остаться равнодушным и в 1814 году решил жениться. Однако материальные затруднения помешали ему завести семью. Шуберт с грошовой зарплатой школьного учителя не устроил мать Терезы, а та, в свою очередь, не смогла пойти против родительской воли. Поплакав, она вышла замуж за кондитера.
Конец рутине
Посвятив всего себя нудной работе, Шуберт ни на мгновение не переставал работать над тем, что было дано ему с рождения. Его производительность как композитора просто поражает. 1815 считается самым продуктивным годом в жизни Шуберта. Он написал более 100 песен, полдюжины опер и оперетт, несколько симфоний, церковную музыку и так далее. В это время он много работал с Сальери. Сейчас трудно даже себе представить, как и где он находил время сочинять. Многие песни, написанные в этот период, стали лучшими в его творчестве, что еще удивительнее, так это то, что он писал иногда по 5-8 песен в день.
В конце 1815 – начале 1816 Шуберт написал одну из самых лучших его песен «Король Эрл» на стихи баллады Гете. Он прочитал ее дважды, и музыка просто полилась из него. Композитор едва успевал записывать ноты. Один из друзей застал его в процессе, и в этот же вечер песня была исполнена. Но после этого произведение пролежало в столе 6 лет, пока Иоганн Фогль не исполнил ее на концерте в оперном театре. И только тогда песня получила мгновенное признание.
За 1816 год написано очень много произведений, хотя оперный жанр несколько отодвинут перед песнями и кантатами. Кантата «Прометей» была написана на заказ, и за нее Шуберт получил свой первый гонорар, 40 австрийских флорин (очень небольшая сумма). Эта работа композитора пропала, но те, кто слушал, отмечали, что кантата была очень хороша. Сам Шуберт был очень доволен этой работой.
Три года прошли в бесконечном самонаказании и беспрецедентном самоотвержении и, наконец, Шуберт решился освободиться от связывающей его должности. И даже, если для этого нужно было покинуть Вену, поссориться с отцом, он был готов на все.
Новые знакомые Франца
Франц фон Шобер
В декабре 1815 года было принято решение присоединить к обычной школе в Лейбахе музыкальную. Открыли должность учителя с мизерной, всего 500 венских флоринов, зарплатой. Шуберт подает заявку, и хотя на была подкреплена очень весомой рекомендацией от Сальери, на должность назначили другого, и план побега из дома рухнул. Однако помощь пришла, откуда не ждали.
Студент Шобер, рожденный в Швеции и приехавший в Германию, был так поражен песнями Шуберта, что решил во что бы то ни стало познакомиться с автором. Увидев, как поглощенный работой помощника учителя, композитор исправляет ошибки маленьких учеников, Шобер решил избавить юного гения от ненавистного замкнутого круга повседневных обязанностей и предложил занять одну из комнат квартиры, которую снимал. Так и поступили, а через какое-то время Шуберт съехался с поэтом Майрхофером, многие стихи которого потом положил на музыку. Так началась дружба и интеллектуальное общение между двумя талантами. В этой дружбе был и третий, не мене важный – Иоганн Фогль, известный исполнитель венских опер.
Шуберт становится знаменитым
Иоганн Михаэль Фогль
Песни Франца все больше и больше привлекали певца, и однажды он пришел к нему без приглашения и просмотрел его работы. Дружба Шуберта с Фоглем оказала огромное влияние на молодого композитора. Фогль помогал ему в выборе поэм для песен, декламировал стихи с выражением, чтобы музыка, написанная Шубертом, максимально подчеркнула идеи, выраженные в стихах. Шуберт приходил к Фоглю утром, и они или сочиняли вместе, или корректировали уже написанное. Шуберт очень полагался на мнение друга, и принимал большинство его замечаний.
То, что не все замечания улучшили работы композитора, видно из рукописей некоторых песен, написанных Шубертом. Молодой и увлеченный гений не всегда улавливает вкус и потребности публики, а вот практикующий исполнитель обычно лучше понимает ее требования. Иоган Фогль был не совсем тем корректором, в котором нуждался гений, но с другой стороны, он стал тем, кто сделал Шуберта известным.
Вена – королевство фортепиано
Начиная с 1821 года в течение трех лет Шуберт писал в основном танцевальную музыку. В это же время композитору заказали написать две дополнительных части для оперы Герольда «Колокольчик, или Дьявол-паж», за что он с большим удовольствием взялся, потому что очень хотел написать что-нибудь драматическое.
Естественное распространение популярности музыки Шуберта проходило через музыкальные круги, которые были открыты для него. Вена заслужила репутацию центра музыкального мира. В каждом доме фортепиано было незаменимой частью вечерних собраний, на которых было много музыки, танцев, чтения и дискуссий. Шуберт был одним из самых известных и желанных гостей на собраниях Бидермейеровской Вены.
Типичная «Шубертиада» состояла из музыки и развлечений, ненавязчивой беседы, подшучиваниями над гостями. Как правило все начиналось с исполнения песен Шуберта, часто только написанных и под аккомпанемент композитора, после которых Франц и его друзья играли на фортепиано дуэтами или с веселым вокальным сопровождением. «Шубертиады» часто спонсировались высокопоставленными чиновниками. Это было самое счастливое время в жизни композитора.
Год 1823 был одним из самых продуктивных и важных в музыкальном смысле лет в жизни Шуберта. Он провел его в Вене, неустанно работая. В результате были написаны драма «Розамунда», оперы «Фьерабрас» и «Зингшпиль». Именно в этот период написан восхитительный цикл песен «Прекрасная мельничиха». Многие из этих песен созданы в больнице, где он оказался из-за сильной болезни, развившейся после заражения сифилисом.
Боязнь завтрашнего дня
Годом позже все, что происходило в жизни композитора, ясно отразилось в его записях и очевидно демонстрировало все признаки депрессии, все сильнее и сильнее поглощающей Шуберта. Разбитые надежды (особенно связанные с его операми), беспросветная нищета, плохое здоровье, одиночество, боль и разочарование в любви – все это приводило в отчаяние.
Но самым удивительным было то, что эта депрессия совсем не отразилась на его работоспособности. Он не прекращает писать музыку, создавая шедевр за шедевром.
В 1826 году Шуберт получил письмо-благодарность с приложенными к нему сотней флоринов от комитета «Общества любителей музыки» за неустанное восхищение работами композитора. В ответ на это годом позже Шуберт отправил свою Девятую симфонию, которая, по общему признанию, считается одной из лучших его работ. Однако исполнители Общества посчитали работу слишком сложной для них, и отклонили ее как «непригодную к исполнению». Примечательно, что такое же определение часто получали поздние произведения Бетховена. И в обоих случаях только последующие поколения смогли по достоинству оценить «сложности» этих работ.
Конец пути Франца Шуберта
Иногда его мучили головные боли, но совсем не предвещали ничего серьезного. К сентябрю 1828 года Шуберт чувствовал постоянное головокружение. Доктора советовали спокойный образ жизни и проводить больше времени на свежем воздухе.
3 ноября он преодолел пешком большое расстояние, чтобы послушать Латинский реквием, написанный его братом, последнее произведение, услышанное Шубертом. Вернувшись домой, после 3-часовой прогулки, он жаловался на изнеможение. Сифилис, которым был заражен композитор уже 6 лет, перешел в последнюю стадию. Обстоятельства заражения доподлинно не известны. Его лечили ртутью, что, скорее всего, и было причиной головокружений и головных болей.
комната, в которой умер Шуберт
Состояние композитора ухудшалось драматически. Его сознание стало терять связь с реальностью. Однажды он стал требовать, чтобы ему позволили уйти из комнаты, где находился, потому что не понимает, где он и почему он здесь.
Франц Шуберт скончался 19 ноября 1828 года, не дожив до своего 32-летия. Его похоронили недалеко от Бетховена, перед которым он преклонялся всю свою короткую жизнь.
Франц Шуберт трагически рано покинул этот мир, оставив ему неоценимое наследие. Он создал удивительную музыку, трогающую проявлением чувств и согревающую душу. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат – только три.
ФАКТЫ
«Когда я хочу научить его чему-нибудь новому, я выясняю, что он уже это знает. Получается, что я ничему не учу его, только наблюдаю за ним в немом восторге», – говорил учитель хора Микаэл Холзер. Несмотря на это замечание, совершенно точно известно, что под его руководством Франц улучшил свои умения игры на басе, фортепиано и органе.
***
Восхитительное сопрано и мастерство владения скрипкой не мог забыть никто, кто хотя бы однажды слышал Франца Шуберта.
***
По праздникам Франц обожал ходить в театр. Больше всего ему нравились оперы Вайгля, Черубини, Глюка. В результате мальчик сам начал писать оперы.
***
Шуберт испытывал глубокое уважение и почтение к таланту Бетховена. Однажды, исполнив одну из своих работ, он воскликнул: «Интересно, смогу ли я когда-нибудь написать что-то действительно достойное». На что один из его друзей заметил, что он уже написал не одну весьма достойную работу. В ответ на это, Шуберт сказал: «Иногда я думаю, кто вообще может даже надеяться написать что-то стоящее после Бетховена?!».
Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь» (Winterreise, Op. 89, D. 911)
История создания
Свой второй вокальный цикл Шуберт создал в предпоследний год жизни,
полный печальных событий. Композитор утратил всякую надежду на
издание своих сочинений в Германии и Швейцарии. В январе он узнал,
что очередная попытка получить постоянное место, чтобы иметь
твердый заработок и свободно творить, не увенчалась успехом: в
должности придворного вице-капельмейстера Венской оперы ему
предпочли другого. Решив участвовать в конкурсе на значительно
менее престижную должность второго вице-капельмейстера театра
венского предместья «У Каринтийских ворот», он не смог получить и
ее — то ли потому, что сочиненная им ария оказалась слишком трудной
для участвовавшей в конкурсе певицы, а Шуберт отказался что-либо
менять, то ли из-за театральных интриг.
Утешением стал отзыв Бетховена, который в феврале 1827 года
познакомился с более чем полусотней шубертовских песен. Вот как об
этом рассказывал первый биограф Бетховена Антон Шиндлер: «Великий
мастер, не знавший до того и пяти песен Шуберта, был поражен их
количеством и никак не хотел поверить в то, что Шуберт к этому
времени создал уже более пятисот песен.
Все это время, по воспоминаниям одного из друзей композитора, Шуберт «был мрачно настроен и казался утомленным. На мой вопрос, что с ним, он ответил только: «Вы скоро услышите и поймете». Однажды он сказал мне: «Приходи сегодня к Шоберу (ближайшему другу Шуберта. — А. К.). Я вам спою несколько ужасных песен. Они меня утомили сильнее, чем какие-либо другие песни». И он спел нам трогательным голосом весь «Зимний путь». До конца мы были совершенно озадачены мрачным настроением этих песен, и Шобер сказал, что ему понравилась только одна песня — «Липа». Шуберт на это возразил только: «Мне эти песни нравятся больше всех».
Как и «Прекрасная мельничиха», «Зимний
путь» написан на стихи известного немецкого поэта-романтика
Вильгельма Мюллера (1794—1827). Сын портного, он так рано обнаружил
поэтический дар, что уже к 14 годам составил первый сборник
стихотворений. Рано проявились и его свободолюбивые взгляды: в 19
лет, прервав учебу в берлинском университете, он добровольцем
участвовал в освободительной войне против Наполеона. Славу Мюллеру
принесли «Греческие песни», в которых он воспел борьбу греков
против турецкого гнета. Стихи Мюллера, нередко называемые песнями,
отличаются большой напевностью. Сам поэт часто представлял их с
музыкой, и его «Застольные песни» распевались по всей Германии.
Мюллер обычно объединял стихотворения в циклы, связанные образом
героини (прекрасная кельнерша, прекрасная мельничиха), определенной
местностью либо излюбленной романтиками темой странствий. Он и сам
любил путешествовать — посетил Вену, Италию, Грецию, каждое лето
совершал пешие походы по разным краям Германии, подражая
средневековым странствующим подмастерьям.
Первоначальный план «Зимнего пути» возник у поэта, вероятно, еще в
1815—1816 годы. В конце 1822-го в Лейпциге были изданы «Песни
странствий Вильгельма Мюллера. Зимний путь. 12 песен». Еще 10
стихотворении публиковались в бреславльской газете 13 и 14 марта
следующего года. И, наконец, в изданной в Дессау в 1824 году второй
книге «Стихотворений из бумаг, оставленных странствующим
валторнистом» (первая, 1821, включала «Прекрасную мельничиху»),
«Зимний путь» состоял из 24 песен, расположенных в другой
последовательности, нежели прежде; две, написанные последними,
стали №15 и №6.
Шуберт использовал все песни цикла, но порядок их иной: первые 12
точно следуют первой публикации стихотворений, хотя писал их
композитор значительно позднее последней публикации — они помечены
в шубертовской рукописи февралем 1827 года. Познакомившись с полным
изданием стихотворений, Шуберт в октябре продолжил работу над
циклом. Он еще успел увидеть изданной 1-ю часть, опубликованную в
венском издательстве в январе следующего года; в объявлении,
извещавшем о выходе песен, говорилось: «Каждый поэт может желать
себе счастья быть так понятым своим композитором, быть переданным с
таким теплым чувством и смелой фантазией…» Над корректурой 2-й
части Шуберт работал в последние дни жизни, используя, по
воспоминаниям брата, «недолгие просветы сознания» во время
смертельной болезни.
Еще при жизни Шуберта песни «Зимнего пути» звучали в домах любителей музыки, где, как и другие его песни, пользовались популярностью. Публичное же исполнение состоялось лишь однажды, за несколько дней до издания, 10 января 1828 года (Вена, Общество любителей музыки, песня №1, «Спокойно спи»). Показательно, что исполнителем выступил не профессиональный певец, а профессор университета.
Музыка
«Зимний путь» — один из самых крупных циклов, он состоит из 24
песен. И построение, и эмоциональный склад его резко отличны от
«Прекрасной мельничихи». Какое-либо развитие сюжета отсутствует,
странствия героя не имеют ни начала, ни конца. Мрачные настроения
утверждаются уже в №1 и господствуют до последнего. Лишь изредка их
озаряют светлые воспоминания, ложные надежды, и по контрасту жизнь
становится еще мрачнее. Мрачна и окружающая героя природа: снег,
покрывший всю землю, замерзший ручей, блуждающий огонек,
заманивающий в глухие скалы, ворон, ожидающий смерти странника.
№1, «Спокойно спи», полон сдержанной скорби, подчеркнутой мерным
ритмом шага, шествия. Лишь последний куплет окрашен в мажорные
тона, словно улыбка сквозь слезы. Беспокойно звучит №2, «Флюгер»,
где выделяются тревожные восклицания. №5, «Липа», со светлой,
непритязательной мелодией образует первый контраст; но свет
обманчив — это лишь сон. Близок по настроению №10, «Весенний сон»,
построенный на внутреннем контрасте: светлой певучей мелодии в
мажоре противостоят жесткие, отрывистые минорные фразы. Одна из
самых жизнерадостных песен — №13, «Почта», с энергичным ритмом и
звонкими фанфарными оборотами, подражающими наигрышу почтового
рожка; но таково лишь начало каждого куплета: после паузы возникают
скорбные возгласы. Декламационное начало господствует в печально
сосредоточенном №14, «Седины», где фортепиано и голос как эхо
вторят друг другу.
А. Кенигсберг
Цикл песен «Зимний путь» (1827) отделен от «Прекрасной мельничихи» всего четырьмя годами, но кажется, что между ними легла целая жизнь. Горе, невзгоды и разочарования до неузнаваемости изменили облик некогда радостного и бодрого юноши. Теперь он всеми покинутый одинокий скиталец, отчаявшийся найти в людях сочувствие и понимание. Он вынужден уйти от любимой, потому что беден. Без надежды на любовь и дружбу он оставляет дорогие ему места и пускается в далекий путь. У него все в прошлом, впереди лишь долгий путь к могиле. Тема одиночества, страданий представлена во множестве оттенков: лирические излияния приобретают в некоторых песнях характер философских размышлений о сущности жизни, о людях.
В известной мере «Зимний путь» соприкасается с «Прекрасной мельничихой» и служит как бы ее продолжением. Но различия в драматургии циклов весьма существенны. В «Зимнем пути» нет развития сюжета, и песни объединяются самой трагической темой цикла, настроениями, ею определяемыми.
Более сложный характер поэтических образов сказался в обостренном драматизме музыки, в акценте на внутреннюю, психологическую сторону жизни. Этим объясняется значительное усложнение музыкального языка, стремление к драматизации формы. Простые песенные формы динамизируются; заметно преобладание разных видов трехчастного построения — с развернутой средней частью, с динамической репризой, вариационными изменениями в каждой части. Напевная мелодика обогащается декламационными и речитативными оборотами, гармония — смелыми сопоставлениями, внезапными модуляциями, привлечением более сложных аккордовых сочетаний. Подавляющее большинство песен написано в минорном ладу, что вполне согласуется с общей настроенностью цикла.
«Зимний путь» состоит из двадцати четырех песен и делится на две части, по двенадцати в каждой. Первая же песня «
Спокойно спи» — своего рода вступление, невеселый рассказ о былых надеждах и любви, о том, что ждет путника, вынужденного покинуть родной край. По широкому диапазону раскинута мелодия песни. От исходной интонации задержания берет начало ее ниспадающее движение. Эта интонация в совокупности с полнотой использования диатоники минорного лада сообщает мелодии глубину, широту, какую-то особую многомерность;Ритмически выровненное движение сопровождения лишь изредка (во вступлении, в интермедиях) перебивается резко акцентированными, жесткими аккордами. Подчеркивание последней доли такта образует своеобразное синкопирование; в этот момент «лейтинтонация» задержания приобретает остро-драматический характер:
Нагнетание безрадостного чувства вызвано и самой формой, многократно повторяющимися куплетами. Только в четвертом, последнем, куплете происходит неожиданный сдвиг в одноименный мажор. Но временное просветление заставляет еще сильнее ощутить скорбность всей песни.
«Липа». Сладостны воспоминания о стоящей у входа в город липе. В ее прохладной тени путник грезил когда-то, но теперь эти грезы развеяны ночным холодным ветром в степи, в чужом краю. «Липа» — одна из самых известных песен цикла. Воплощая романтический контраст мечты и действительности, прошлого и настоящего, Шуберт находит в этой песне много новых приемов и средств музыкальной выразительности.
(Своеобразна здесь трактовка строфической формы: возникает трехчастное построение, в котором контрастен не только средний раздел по отношению к крайним, но и внутри крайних разделов заключены контрасты, вызванные непрерывным вариационным обновлением. Первая часть состоит из двух строф, причем вторая представляет собой вариант первой; затем вторгается материал фортепианного вступления, на котором строится средняя часть, и наступает варьированная реприза.)
Как большинство песен, «Липа» обрамлена фортепианным вступлением и заключением. Обычное назначение вступления — введение в эмоциональную атмосферу произведения — дополнено здесь и другими функциями. Построенное на самостоятельном тематическом материале вступление подвергается большому развитию, в процессе которого выявляется его двуплановость: выразительность и изобразительность. Легкое кружение шестнадцатых и подобные эхо отзвуки способны вызвать множество ассоциативных представлений: тихий шелест листвы и дуновение ветерка, уносящегося вдаль, а, может быть, зыбкость мечты, пригрезившихся видений и т. п.:
Co вступлением голоса, спокойно ведущего свой рассказ, меняется фактура сопровождения, его звучание становится как бы более материальным. В неторопливой поступи сопровождения, в движении параллельными терциями, в едва доносящихся легких отзвуках чувствуются элементы пейзажности, пасторальности:
На материале фортепианного вступления начинается вторая строфа песни. Смену настроения оттеняет минорный лад, который затем вновь уступает место одноименному мажору: эти ладовые колебания вызваны чередой светлых и печальных образов. В то же время варьированное изложение фортепианной партии маскирует повторность, делает форму подвижной, а возвращение к основной ладо-тональности замыкает первую часть песни, явственно отделяя ее от средней части. Фортепианное сопровождение становится более иллюстративным. Хроматизация, гармоническая неустойчивость, особенности фактуры служат изобразительными средствами, усиливающими реальность описываемой картины. Одновременно изменения происходят и в вокальной партии, насыщаемой речитативными элементами:
В репризе, подготовленной динамическим спадом, постепенным затуханием, восстанавливается теплый колорит первой части; но процесс варьирования фортепианной партии в соответствии с движением поэтического образа продолжается.
«Весенний сон» — один из интересных примеров драматизации песни. Музыка, свободно следуя за поэтическим текстом, оттеняет все его детали.
Общая композиция состоит из трех контрастных эпизодов, затем буквально повторенных, но уже с другим текстом. Весенний луг, веселый хор птичек — поэтическое содержание первого музыкального построения. Грациозная, «порхающая» мелодия с короткими трелями, форшлагами, плавная фигурация в сопровождении, легкость движений, скрытая танцевальность передают чарующую прелесть этой идиллической картинки:
Острым диссонансом звучит следующий эпизод: «Пропел петух внезапно. Он сладкий сон прогнал, кругом был мрак и холод, и ворон на крыше кричал». В прекрасный сон врывается жестокий мир жизни. Драматизм этого контраста подчеркнут множеством приемов музыкальной выразительности. Ясность колорита мажорного лада, простота гармонического склада, округленные фразы мелодии первого эпизода вытеснены минорным ладом, гармонической неустойчивостью, диссонантными задержаниями и резкими бросками альтерированных аккордов. Исчезает мелодическая плавность, ее заменяют интонации, близкие декламационным, иногда тесно сопряженные, иногда отстоящие на интервалы октавы, ноны:
Третий эпизод — результат (вывод) сопоставления. В лирическом раздумье этого раздела выражена центральная мысль произведения, характерная для умонастроения Шуберта последних лет — «Смешон, кто видит зимою день летний во всей красе»:
Такова печальная философская концепция песни, которая скрывается за ее поэтическими метафорами. Прекрасное существует лишь как греза, сновидение, разрушающееся при малейшем соприкосновении с холодной, мрачной действительностью. Так определенно это воззрение высказано впервые, но в последующих песнях Шуберт возвращается к той же мысли, по-разному ее варьируя.
Во второй части цикла трагизм неуклонно нарастает. Тема одиночества сменяется темой смерти, утверждаемой все более и более настойчиво. Это происходит в мрачно-угрюмой песне «Ворон» (ворон — предвестник смерти, ее эмблема), в трагически обнаженной песне «Путевой столб». «Ворон» и «Путевой столб» — важнейшие вехи на пути к печальному итогу цикла — песне «Шарманщик».
«Шарманщик». Образ шарманщика — бездомного нищего бродяги — глубоко символичен. Он олицетворяет судьбу артиста, художника, самого Шуберта. Не случайно в конце песни в прямой авторской речи звучит вопрос, обращенный в нищему музыканту: «Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем песни под шарманку петь».
В простоте и лаконизме скупо отобранных приемов — сила их выразительности и производимого впечатления, выдержанная тоническая квинта в басу — гармония примитивного народного инструмента: волынки, лиры, шарманки — сковывает все движение песни. Гармоническая терпкость, образуемая наложением доминантовых созвучий, характерна для специфически шарманочных звукообразований. Тягучее однообразие ударов баса служит фоном для переборов короткой инструментальной попевки:
От этой попевки берет начало вокальная мелодия, которая строится на опевании тонических звуков минорного лада. Едва уловимые изменения рисунка мелодии не затрагивают ее существа. Щемящей тоской веет от той безжизненности, механистичности, с какой чередуются фразы заунывного напева голоса и инструментального наигрыша. Только когда описание судьбы обездоленного музыканта переходит в прямую авторскую речь: «Хочешь, будем вместе горе мы терпеть», вскрывается подлинный драматический смысл песни. С экспрессией трагической декламации звучат последние фразы «Шарманщика».
В. Галацкая
Если «Прекрасная мельничиха» проникнута поэзией молодости, то второй цикл из двадцати четырех песен — «Зимний путь», написанный четырьмя годами позже окрашен трагическим настроением. Весенний юношеский мир уступает место тоске, безнадежности и мраку, так часто наполняющим душу композитора в последние годы его жизни.
Юноша, отвергнутый богатой невестой, покидает город. В темную осеннюю ночь он начинает свой одинокий и бесцельный путь. Песня «Спокойно спи», являющаяся прологом цикла принадлежит к наиболее трагичным произведениям Шуберта. Пронизывающий музыку ритм равномерного шага вызывает ассоциации с образом уходящего человека:
Скрытая маршевость присутствует и в ряде других песен «Зимнего пути», заставляя ощущать неизменный фон — поступь одинокого путника (Например: «Одиночество», «Путевой столб», «Бодрость». ).
Композитор вносит тончайшие вариационные изменения в куплеты романса «Спокойно спи», гениально простого и исполненного глубокого чувства. В последнем куплете, в момент душевного просветления, когда страдающий юноша желает своей возлюбленной счастья, минорный лад сменяется мажорным.
Картины мертвой зимней природы сливаются с тяжелым душевным состоянием героя. Даже флюгер над домом возлюбленной кажется ему символом бездушного мира («Флюгер»). 3имнее оцепенение усиливает его тоску («Застывшие слезы», «Оцепенение»). Выражение страдания достигает необычайной остроты. В песне «Оцепенение» чувствуется бетховенский трагизм. Стоящее у входа в город дерево, свирепо терзаемое порывом осеннего ветра, напоминает о невозвратно исчезнувшем счастье («Липа»). Изображение природы насыщается все более мрачными, зловещими красками. Образ ручья получает здесь иной смысл, чем в «Прекрасной мельничихе»: растаявший снег ассоциируется с потоком слез («Водный поток»), замерзший ручей отражает душевную окаменелость героя («У ручья»), зимняя стужа наводит на воспоминания о былой радости («Воспоминания»).
В песне «Блуждающий огонек» Шуберт погружается в сферу фантастических, жутких образов.
Переломным моментом в цикле является песня «Весенний сон». Ее контрастные эпизоды олицетворяют столкновение мечты и действительности. Страшная жизненная правда развеивает прекрасный сон.
Отныне впечатления всего пути проникнуты безнадежностью. Они приобретают обобщенный трагический характер. Вид одинокой сосны, одинокой тучи усиливает чувство собственной отчужденности («Одиночество»). Радостное чувство, возникшее непроизвольно от звука почтового рожка, мгновенно угасает: «Письма не будет для меня» («Почта»). Утренний иней, посеребривший волосы путника, напоминает седины и вызывает надежду на близкую смерть («Седины»). Черный ворон кажется ему единственным проявлением верности в этом мире («Ворон»). В завершающих песнях (перед «эпилогом») — «Бодрость» и «Ложные солнца» — звучит горькая ирония. Последние иллюзии исчезли.
Лирика «Зимнего пути» неизмеримо шире любовной темы. Она трактована в более общем философском плане — как трагедия духовного одиночества художника в мире мещан и торгашей. В последней песне — «Шарманщик»,— образующей эпилог цикла, облик нищего старика, безнадёжно вертящего ручку шарманки, олицетворял для Шуберта его собственную судьбу. В этом цикле меньше внешне сюжетных моментов, меньше звукоизобразительности, чем в «Прекрасной мельничихе». Его музыке присущ глубокий внутренний драматизм. По мере развития цикла все более сгущаются чувства одиночества и тоски. Шуберт сумел найти неповторимое музыкальное выражение для каждого из множества оттенков этих настроений — от лирической грусти до ощущения полной безысходности.
В цикле выявляется новый принцип музыкальной драматургии, основанный на развитии и столкновении психологических образов. Неоднократное «вторжение» мотивов мечты, надежды или воспоминаний о счастье (например, «Липа», «Весенний сон», «Почта», «Последняя надежда») драматически контрастирует с мраком зимней дороги. Эти моменты ложного просветления, неизменно подчеркиваемые ладотональным контрастом, создают впечатление ступенчатого сквозного развития.
Общность мелодического склада проявляется в песнях, особенно близких друг другу по поэтическому образу. Подобные интонационные «переклички» объединяют эпизоды, далеко отстоящие друг от друга, в частности пролог и эпилог.
Повторяющийся маршевый ритм, переломная роль песни «Весенний сон» (о которой говорилось выше) и ряд других приемов также содействуют впечатлению целостности драматургической композиции.
Для выражения трагических образов «Зимнего пути» Шуберт нашел ряд новых выразительных приемов. Это прежде всего сказывается на трактовке формы. Шуберт дал здесь свободную песенную композицию, строение которой, не укладывающееся в рамки куплетности, обусловлено следованием за смысловыми деталями поэтического текста («Застывшие слезы», «Блуждающий огонек», «Одиночество», «Последняя надежда»). И трехчастная и куплетная формы трактованы с одинаковой свободой, что придаёт им органическое единство. Грани внутренних разделов малозаметны («Ворон», «Седины», «Шарманщик»). Каждый куплет в песне «Водный поток» находится в развитии.
В «Зимнем пути» заметно обогатился и гармонический язык Шуберта. Посредством неожиданных модуляций по терциям и секундам, диссонирующих задержаний, хроматических гармоний композитор достигает обостренной выразительности.
Более разнообразной стала и мелодико-интонационная сфера. Каждый романс «Зимнего пути» имеет свой неповторимый круг интонаций и в то же время поражает предельной лаконичностью мелодического развития, которое образуется благодаря варьированию одной господствующей группы интонаций («Шарманщик», «Водный поток», «Бурное утро»).
Шубертовские песенные циклы (К циклам Шуберта можно с известными оговорками отнести семь песен из «Девы озера» Вальтера Скотта (1825), четыре песни из «Вильгельма Мейстера» Гёте (1826), пять песен на тексты Гейне, вошедшие в сборник «Лебединая песнь»: единство их сюжета, настроения и поэтического стиля создают цельность, характерную для циклического жанра.) оказали значительное воздействие на формирование не только вокальной, но фортепианной музыки середины и конца XIX века. Их характерные образы, принципы композиции, особенности структуры получили дальнейшее развитие в песенных и фортепианных циклах Шумана («Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», «Карнавал», «Крейслериана», «Фантастические пьесы»), Шопена (Прелюдии), Брамса («Магелона») и других.
В. Конен
- Песни Шуберта →
Публикации
Концерт Иэна Бостриджа в «Зарядье» 29.12.2021 в 18:08
Джойс ДиДонато выступит в Петербурге 05.10.2021 в 17:35
На восьмом Большом фестивале РНО 19.10.2016 в 21:32
VIII Большой фестиваль РНО пройдёт в Москве 18.08.2016 в 12:43
Зимний путь из ЮАР 14.11.2014 в 15:17
«Зимний путь» австрийской осенью (operanews.ru) 10.11.2014 в 18:21
Лето фестивалей началось в Перми 24.07.2014 в 17:35
Йонас Кауфман на фестивале «Опера Априори» (operanews.ru) 21.04.2014 в 12:28
Интервью с Хельмутом Дойчем 16.04.2014 в 16:09
Зимний путь к русским сердцам 14.04.2014 в 21:21
Йонас Кауфман исполнит «Зимний путь» 27. 03.2014 в 19:31
Фурланетто и Четуев исполнили «Зимний путь» 17.03.2014 в 20:16
«Зимний путь» Ферруччо Фурланетто (operanews.ru) 16.03.2014 в 20:08
Ферруччо Фурланетто исполнит «Зимний путь» 28.02.2014 в 15:14
Кристина Шефер и Эрик Шнайдер в Петербурге 02.10.2012 в 12:42
Петербургский рецитал Кристины Шеффер (operanews.ru) 30.09.2012 в 17:32
Приключения на «Зимнем пути», или Исповедь Йонаса Кауфмана 30.07.2012 в 11:51
Франц Шуберт | Австрийский композитор : Interlude
by Georg Predota 4 февраля 2019
Теги: Schubert
Franz Schubert
Никто не сочинял вариации так, как австрийский композитор Франц Шуберт! Бесспорный мастер жанра, его вариации на собственные мелодии стали увлекательным сочетанием формального новаторства и музыкальной поэтики. Снимая слой за слоем значение и смысл, Шуберт купает свои мелодии в неожиданных и сияющих красках. В 1824 году Шуберт выздоравливал от легкой болезни, и его друг сообщил: «Он выглядит намного лучше, очень сообразителен, очень комично голоден, пишет квартеты, немецкие танцы и вариации без номера». В этот период Шуберт создал гибридную работу, в которой была предпринята попытка более полно исследовать эмоциональный мир песни «Trockne Blumen» («Увядшие цветы») из Die schöne Müllerin Op. 25, составленный годом ранее. Под нежной и приятной поверхностью Франца Шуберта скрывается удивительный мир фундаментальной глубины.
Франц Шуберт: Интродукция и вариации на тему Trockne Blumen из оперы Die schöne Müllerin, соч. 160 (Duo Cantabile)
Франц Лист
Обозреватель венской газеты писал в 1839 году: «В своих транскрипциях песен Шуберта Ференц Лист создал новую форму. Это его успешная попытка передать мелодическую и гармоническую красоту новой классической песни как лирического целого только на фортепиано, совершенствуя ее в силе песни и декламации, никоим образом не жертвуя богатыми возможностями клавишных инструментов. его руки.» Лист заново открыл для себя австрийского композитора Франца Шуберта в марте 1838 года, когда он давал в Вене ряд благотворительных концертов для жертв сильных наводнений, затопивших венгерские города на Дунае. Лист не был в Вене с детства. Воссоединившись со своим учителем Карлом Черни и одним из его первых благотворителей, транскрипции песен Шуберта «начали литься из-под его пера». И всего через пару лет он выпустил свои транскрипции «Geistliche Lieder» Шуберта. Лист сохраняет интенсивный лиризм и эмоциональное воздействие оригинального сочинения Франца Шуберта, но превращает их в ослепительные произведения для фортепиано соло.
Франц Лист: Franz Schuberts geistliche Lieder, S562/R247 (Валери Трион, фортепиано)
Карл Черни
Карл Черни (1791-1857) был учеником Бетховена и в возрасте 15 лет начал собственная карьера очень успешного учителя. Он преподавал до двенадцати уроков в день в домах венской знати и быстро привлек ряд звездных учеников, в том числе Стивена Хеллера и Сигизмунда Тальберга. А в 1819 году отец Ференца Листа привез сына в Черни. Позже Черни вспоминал: «Это был бледный, болезненного вида ребенок, который во время игры раскачивался на табурете, как пьяный… Его игра была… . Но, несмотря на это, я был поражен талантом, которым наделила его природа». Кроме того, имея на своем счету более 1000 опусов, Черни действительно был музыкальной силой своего времени. Всего Черни сочинил три Фантазии на темы Франца Шуберта, первоначально написанные для фортепиано и Physharmonica — небольшого тростникового органа — или скрипки.
Карл Черни: 3 блестящие фантазии на темы Франца Шуберта, соч. 339, № 1 (Эрик Руске, валторна; Педжа Музиевич, фортепиано)
Джозеф Фенимор
Наиболее известный своими произведениями для фортепиано и камерных ансамблей, Джозеф Феннимор (р. 1940) «пришел к Шуберту Лендлеру через Выбор Брамса для включения его в его дюжину или около того версий для одного фортепиано в четыре руки, восприняв это как своего рода рекомендацию». В Из моего окна: Вариации на тему Шуберта , Fennimore создает 16 вариаций, исследующих взаимодействие между диссонансом и разрешением. Композитор объяснил, что загадочное название его композиции возникло из-за того, что он много лет смотрел в окно через улицу. «Знакомое кленовое дерево в парке начало проявлять признаки болезни и в один прекрасный день пропало из виду. Происшествие, которое может пройти незамеченным или быть быстро забытым, или событие, которое для более чувствительной души может заставить задуматься».
Джозеф Феннимор: Из моего окна: Вариации на тему Шуберта (Джеффри Миддлтон, фортепиано)
Тайна «Неоконченной» симфонии — Шуберт: 20 фактов о великом…
Тайна «Неоконченной» симфонии — Шуберт: 20 фактов о великом… — Classic FMПодробнее Schubert last
Чемпион мира по легкой атлетике по прыжкам в длину, а также классический пианист, страстно увлеченный Шопеном и Шубертом
Discover Music
Пианист продолжает играть Шуберта «Экспромт», поскольку российская полиция разгоняет концерт украинской музыки
Discover Music
Почему «Аве Мария» Шуберта? Объяснение саундтрека к Бэтмену
Откройте для себя музыку
Сопрано удивляет вокзал захватывающим исполнением «Аве Мария» Шуберта
Каков текст песни «Ave Maria» и кто ее написал?
Композиторы-романтики оживают в гиперреалистичных 3D-портретах художника
Брамс
Оперный певец исполнил песню Шуберта во время операции на головном мозге
Искусственный интеллект завершил «Неоконченную» симфонию Шуберта
Подробнее Лучшая классическая музыка
10 произведений классической музыки, которые на 100% изменят вашу жизнь
Откройте для себя музыку
Четыре эпохи классической музыки: краткое руководство
Откройте для себя музыку
15 самых известных мелодий классической музыки
Откройте для себя музыку
25 лучших пианистов всех времен
Откройте для себя музыку
15 композиторов LGBTQ+ в истории классической музыки, которых вы, вероятно, уже знаете
Откройте для себя музыку
Последнее на Классическом FM
Лиззо плачет от радости, когда герой-флейтист Джеймс Голуэй играет ей рождественскую песнь.

Сэр Джеймс Голуэй
«Талант, который бывает один раз в поколении» — 12-летний малакаи Байо поет «Walking in the Air» с Аледом Джонсом
Алед Джонс
Из чего состоит идеальная рождественская песнь? Мы попросили легенду хорового сочинения Джона Раттера…
Раттер
Служба рождественских гимнов принцессы Уэльской: какая музыка будет и кто исполняет?
Рождество
Снеговик: пел ли Алед Джонс «Walking in the Air» и кто написал музыку?
Откройте для себя музыку
The Classic FM Puzzle Book – Relax: Внимательные головоломки, чтобы расслабиться и отдохнуть
Алед Джонс поет «O Holy Night» со звездой, 12-летней звездой, в рождественском дуэте.
Алед Джонс
Кэтрин, принцесса Уэльская, бывшая пианистка с хорошей музыкальной теорией на 5 баллов.
