Краткая биография чичикова: Краткая биография Чичикова в поэме Мертвые души

Чичиков – история жизни во всех деталях (Мёртвые души Гоголь)

Н.В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма «Мертвые души» одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, «творение, выхваченное из тайника народной жизни». В поэме нашли свое выражение все основные особенности таланта автора.

Чичиков центральный герой поэмы, вокруг него происходят все действия, с ним связаны все действующие лица. Сам Гоголь писал: «Ибо что ни говори, не прийди в голову Чичикову эта мысль (о покупке мертвых душ), не явилась бы на свет сия поэма». В своем произведении писатель типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек явно выделяющийся из общей картины российской жизни это главный герой поэмы. Раскрывая его образ, автор повествует о его происхождении и формировании его характера. Чичиков персонаж, история жизни которого дается во всех деталях.

Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье.

Отец главного героя оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, беречь и копить копейку. В отличие от пушкинского Гринева, Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Вот почему Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Благополучие свое он строит за счет других людей: оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне орудия главного героя. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе оправдания.

Каждая глава расширяет наше представление о возможностях Чичикова и приводит к мысли о поразительной его изменчивости: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «великодушием».

В чем же секрет? Может быть, главный герой великолепный актер или дальновидный психолог? Пожалуй, нет. Он обманулся в Ноздреве и не смог сыграть любезную ему роль, разбудил скупую подозрительность Коробочки, спровоцировал ревность губернских дам. Обратим особое внимание на те моменты поэмы, где Чичикову нет необходимости маскироваться и изменять себя ради приспособления, где он остается наедине с самим собой.

При осмотре города N наш герой «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, что бы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама напоминает привычки Плюшкина. С Маниловым Чичикова сближает неопределенность, из-за которой все предположения на его счет оказываются одинаково возможными. Ноздрев замечает, что главный герой похож на Собакевича: «Еникакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич». А знаменитый ларчик! Все в нем разложено с мелочной педантичностью, точь-в-точь как в комоде Натальи Петровны.

В характере Чичикова есть и маниловская любовь к фразе, к «благородному» жесту, и мелочная скаредность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и скопидомство Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров. Чичиков отличается от своих двойников в поместьях, он человек нового времени, делец и приобретатель, и обладает всеми необходимыми качествами: «Еи приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх», но он тоже «мертвая душа», ибо ему недоступна «блистающая радость» жизни. Наш герой усмиряет свою кровь, которая «играла сильно», избавляется от жизни человеческих чувств почти совершенно.

Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие побуждения. Правда, Гоголь замечает, что в Чичикове нет тупого автоматизма Плюшкина: «В нем не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах. Чтобы наконец, потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка». «Самоотвержение», терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижение поставленной цели.Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: «не красавец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», «человек средних лет» все в нем неопределенно, ничто не выделяется. Как это ни странно, наш герой единственный персонаж, способный на проявление движений души. «Видно, и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», говорит автор, наблюдая как его герой останавливается, «будто оглушенный ударом», перед молоденькой шестнадцатилетней девушкой. В конечном счете, не сомнительные покупки, не подозрительная ловкость Чичикова, а «человеческое» движение души стало причиной краха его затеи.

Так уж устроена жизнь, говорит Гоголь, что именно душевность, искренность, бескорыстие самые опасные.

В финале поэмы автор намечает некоторые перспективы духовного возрождения главного героя. Преодоления зла заключается, по мнению писателя, не в социальном переустройстве, а в неисчерпаемом потенциале русского народа. К сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому читатель не смог увидеть, как Гоголь приводит Чичикова через житейскую грязь к нравственному возрождению.

Краткая биография Николая Васильевича Гоголя

ФИО:Гоголь (Яновский) Николай Васильевич
Дата рождения:20 марта (1 апреля) 1809 г.
Место рождения:Великие Сорочинцы, Украина
Знак зодиака:Овен
Деятельность:Писатель, поэт, драматург, прозаик, публицист
Дата смерти:21 февраля (4 марта) 1852 г. (42 года)

Содержание:

  • Детство и юность
  • Краткая биография
  • Личная жизнь
  • Вклад и значимость

Детство и юность

Николай Васильевич Гоголь, непревзойденный деятель отечественной литературы, родился на Украине в поселении Великие Сорочинцы. С рождения носил фамилию Яновский.

Детство мальчика проходило в основном в поместье Васильевке (иное название Яновщина), принадлежавшем его родителям. Также любил бывать в Кибинцах, где имелись домашний театр и богатая библиотека. С раннего детства Николай проявлял интерес к творчеству и литературе.

В детстве

Во время учебы в гимназии Гоголь организовал театр, где ставил спектакли с участием других учеников. Также увлекался художественной деятельностью.

Отец, Василий Афанасьевич, нес службу в почтамте в Малороссийской губернии. После отставки он переехал в имение Васильевку (Яновщину), где стал вести хозяйство.

Родитель писателя был творческим человеком, занимался актерской деятельностью, сочинял стихи, определив в дальнейшем интересы сына.

Мать, Мария Ивановна, выросла в помещичьей среде. В совсем юном возрасте была выдана замуж за отца будущего писателя. Она была верующим человеком, уделяя много внимания духовному просвещению детей. Вместе с тем отличалась чрезмерным суеверием. Есть мнение, что мистический уклон творчества Гоголя сформировался под влиянием матери.

Родители — Мария Ивановна и Василий Афанасьевич

Краткая биография

  1. 1 апреля (по старому календарю 20 марта) 1809 года появился на свет Николай Васильевич Гоголь.
  2. В 1818 году стал учеником Полтавского училища
    .
  3. С 1821 по 1828 годы юноша получал образование в гимназии князя Безбородко в городе Нежине Черниговской области. Несмотря на уникальную память, учеба молодому человеку давалась с большим трудом. Особенно сложно воспринимались точные науки, зато отличался он в литературе и русской словесности.
  4. В конце 1828 года в возрасте 19 лет будущий прозаик прибыл в Петербург. Город не радушно встретил его. Попытки найти работу оказались тщетными. В писательской сфере тоже ждало разочарование. Были изданы только поэма «Ганц Кюхельгартен» и стихотворение «Италия». Поэма была высмеяна критиками. Потрясенный автор покинул культурную столицу и уехал в Германию.
  5. К окончанию 1829 года мастер слова предпринял вторую попытку покорить Петербург, которая на этот раз оказалась удачной. Гоголь получил должность писца в Министерстве уделов. Это был рутинный труд, выход для чувств писатель находил в литературе.
  6. Летом 1830 году опубликовался «Басаврюк». Позднее в сочинение были внесены изменения и оно приобрело новое имя «Вечер накануне Ивана Купала».
  7. В конце 1830 года издалась одна из частей романа «Гетьман» и повесть «Женщина». Эти публикации стали пропуском в круг литераторов Петербурга. Здесь Гоголь вступил в дружеские отношения с мастерами поэтического жанра В.А. Жуковским и А.С. Пушкиным. Последнему он помогал с изданием «Повестей Белкина». В это же время Николай Васильевич сблизился с Петром Плетневым, бароном Дельвигом.
  8. Очень продуктивным стал 1831 год. Тогда плодом творения явились «Вечера на хуторе близ Диканьки», принесшие его создателю широкую известность. Книга включила в себя четыре повести: видевший свет «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь, или Утопленница». Произведения описывают быт жителей украинской провинции, где юмор переплетается с мистикой. Сборник сразу завоевал сердца читателей и получил восторженные оценки литераторов.
  9. 1832 год ознаменован выходом второго выпуска «Вечеров на хуторе близ Диканьки», включающего истории: «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством» и «Заколдованное место». Труды закрепили триумф мастера фантасмагории.
  10. В 1835 году писатель выпустил очередное творение «Арабески», в которое вошли несколько разноплановых произведений. В их числе публикация «Несколько слов о Пушкине», посвященная поэту. В сборник также вошли рассказы: «Записки сумасшедшего», «Невский проспект», «Портрет».
  11. В том же 1835 году автор издал книгу «Миргород». Издание включило рассказы «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Вий» и «Старосветские помещики».
    Очерки были основаны на исторических событиях.
  12. В начале 1836 года была написана комедия «Ревизор». В своем сочинении автор критикует государственную систему России, высмеивает устои чиновников и человеческие пороки. По произведению была поставлена пьеса.
  13. Весной 1836 года в городе Петербурге в Александринском театре состоялась премьера пьесы «Ревизор». Постановку удостоил вниманием император Николай I. Комедия восхитила царя. Однако далеко не все оценили обличающий бюрократическую систему царской России сюжет, нашлось много критиков.
  14. В период с середины 1836 до 1841 года публицист совершал поездки по странам Европы. Много времени проводил в Риме, к которому испытывал особую любовь, считая его второй родиной. В итальянской столице шла работа над «Мертвыми душами». И здесь же были написаны повести «Шинель» и «Анунциата», которая позже была изменена на «Рим».
  15. Осенью 1841 года, по возвращении на родину, автор намеревался напечатать первый том поэмы. Это стоило ему больших трудов и потери душевного равновесия. Цензура далеко не сразу пропустила книгу, потребовав некоторые исключения и изменение названия.
  16. Весной 1842 года были напечатаны «Похождения Чичикова, или Мертвые души».
  17. В 1843 году вышла повесть «Шинель», замысел которой возник еще в тридцатые годы.
  18. С 1843 по 1845 годы создавалась следующая книга «Мертвых душ». Это время сопряжено с сильным духовным опустошением Гоголя. Кроме того, физическое здоровье, никогда не отличавшееся крепостью, тоже давало сбои.
  19. Летом 1845 года рукописная версия продолжения поэмы была сожжена автором. Великий драматург принял решение начать монашескую жизнь. Но этой идее не суждено было реализоваться. Вместе с тем писателю открылось иное видение его детища.
  20. Под влиянием религиозных настроений в 1847 году прозаик пишет «Выбранные места из переписки с друзьями». В основу произведения легли письма Гоголя своим друзьям. Здесь автор открыл читателю новые, неизвестные грани своей личности.
  21. В 1848 году, после посещения Иерусалима, Николай Васильевич опять возвратился в Россию и продолжил трудиться над второй частью «Мертвых душ». Проблемы со здоровьем усиливались, его мысли все более поглощала мистика.
  22. Февральской ночью 1852 года, раздираемый душевными тревогами, Гоголь сжег очередной рукописный труд второго тома поэмы.
  23. 4 марта (по старому календарю 21 февраля) 1852 года жизнь великого классика оборвалась. Он немного не дожил до 43 лет. Его предали земле в Свято-Даниловом монастыре.

Писатель Николай Гоголь

Личная жизнь

Вразрез со страстями, описанными в произведениях великого писателя, его личная жизнь отличалась сдержанностью. Он ни разу не женился и не имел детей. Но были две женщины, вызывавшие трепетные чувства великого драматурга. Это царская придворная Александра Смирнова-Россет и двоюродная сестра писателя Мария Синельникова. С ними мастера пера связывала только платоническая любовь.

Александра Смирнова-Россет и Мария Синельникова

Еще с юных лет, имея странности характера, он всегда был замкнут и держался особняком. Николай сам дистанцировался от предмета своего обожания. Есть мнение, что Гоголь никогда не имел близких отношений с женщинами.

Портрет Николая Гоголя

Вклад и значимость

Гениальный писатель, великий прозаик, художник слова, мастер гротеска, драматург, критик — это все грани одной личности. Личности, которая стала явлением в отечественной литературе XIX века, феноменом своего времени, неизведанной бездной таланта.

Всю свою жизнь Гоголь посвятил литературному творчеству, которое расценивал как служение народу. В этом он видел свое предназначение. Интерес к фигуре писателя не гаснет на протяжении двух столетий. Его работы и сейчас исследуют ученые в надежде разгадать тайну внутреннего мира одной из самых интригующих персон русской литературы позапрошлого столетия.

Произведения великого классика изучаются в рамках школьной программы. По его творениям ставятся театральные постановки. Его книги вызывают интерес у читателей любого возраста. В его честь называют улицы.


 

Ода русскому Николаю Гоголю, причудливому и прекрасному литератору, умершему в этот день в 1852 году

Николай Гоголь был странным, сложным писателем. Раньше он писал короткие рассказы о сельской местности, которые русские до сих пор читают в школе. Я не стал их читать, потому что Владимир Набоков, очень любивший гоголевское творчество, сказал, что они ужасны. Продавец русского чтения в одном из книжных магазинов Торонто, которым я дорожу, согласен с Набоковым, поэтому я остановился на его более поздних рассказах, многие из которых являются крупными шедеврами, и на первой части его бессмертного романа 9.0003 Мертвые души .

Мертвые души полны комедии, но у смеха есть неприятный побочный эффект, отвлекающий читателей от сокровенных глубин романа. Это уничтожающий обзор человеческого рода. В сочинениях Гоголя есть некоторый антисемитизм, типичный для его времени и места, и у него были человеконенавистнические тенденции взорвать как глупый, грубый и неразвитый практически весь мир. Но его дар — это редкая способность запечатлеть в своем письме понятие, которое идентифицируется только русским словом, пошлость. Понимание этого термина необходимо для понимания Гоголя.

Набоков характеризует пошлость так: «Пошлый трэш, вульгарные штампы, мещанство во всех его фазах, подражания подражаниям, фальшивые глубины, грубая дебильная и бесчестная псевдолитература — вот наглядные примеры».

Этот отрывок из эссе, написанного Набоковым, частично совпадает с книгой, написанной им о Гоголе, под названием Николай Гоголь . Глава Dead Souls распаковывает мерцающую и сияющую пошлость главного героя, господина Чичикова.

О чем на самом деле Dead Souls ?

Чичиков приезжает в небольшую русскую деревню, чтобы провернуть аферу, но никто не знает, для чего он там. Он ходит и говорит все, что нужно, чтобы очаровать того, с кем он сейчас разговаривает, в то же время узнавая о них, о том, чем они обладают, и о том, как он может получить от них то, что хочет.

Цель Чичикова — скупка мертвых крепостных людей, также известных тогда как «души». С бюрократической точки зрения, крепостной, который умер в реальной жизни, но еще не был зарегистрирован в переписи как мертвый, был еще жив для государства. Чичиков ходит по городу и набирает таких живых, но мертвых. Продавцы в недоумении! Почему этот человек хочет платить реальные деньги за людей, которых уже нет в живых? Владельцы мертвых крепостных платят налоги до тех пор, пока они официально не регистрируют умерших как умерших, но тем не менее их различные пороки заставляют их неохотно платить. В конце концов, каждые переговоры — это пляска между чертом, Чичиковым, и мелким и мелким провинциальным чертом. Благодаря взаимодействиям Чичикова, которые на самом деле являются переговорами, Гоголь ламбастирует человечность с большим богатством, разнообразием и энергией, чем любой писатель, с которым я сталкивался. Весело, не лишено моральной основы, но главное — ощущение эзотерической странности автора, которую не передать словами, кроме него самого.

Сюжет гениален, но не является главной особенностью романа. История сама по себе является рамкой, через которую пошлость должна быть раскрыта и расширена. Наслаждение несоответствием между поверхностными действиями персонажа и его реальными мотивами, а также взаимодействием между различными типами конфликтующей пошлости, изображающей из себя достойных, в некотором роде жизнеутверждающе, весело, и ни один другой писатель, с которым я сталкивался, не описывает человеческие глупости. такой голый.

Остается вопрос, зачем Чичиков хочет покупать права на мертвых людей? Потому что он проворачивает аферу, чтобы быстро разбогатеть! Его план состоит в том, чтобы взять огромный кредит под залог мертвых людей, которых банк будет считать еще живыми. Вот только среди неуклюжих деревенских людей ходит слух, что Чичиков каким-то образом не то Наполеон, не то местный одноногий бандит (у Чичикова две ноги!) Разные глупости горожан как-то накапливаются, разрастаются и заживают своей жизнью, становясь этим бессмысленным слухом. Так книга заканчивается тем, что Чичиков бежит из города, как и его создатель: Гоголь имел привычку бежать в Рим после издания в России.

Социально настроенные критики были склонны приписывать Чичикову и его персонажам все пороки русские. Все эти критики ошибаются. Своеобразная нелепость Гоголя внутренне ему присуща, она не есть отражение внешнего мира. Плюшкин, Собочка, Нозыдрев, Манилов и прочее — все это гоголевское воображение и являются скорее воплощениями какой-то всеобщей пошлости, чем воплощением какого-нибудь современного деревенского деревенщины.

По общему признанию, мое понимание ограничено, поскольку, к сожалению, я не могу читать оригинальный русский текст. Но Набоков, Анри Труа и многие другие приходят к такому выводу, и я предпочитаю именно эту интерпретацию. Если люди наслаждаются Гоголем, несмотря на то, что интерпретируют его литературу так, как я считаю неправильным, что ж, на свете есть грехи похуже.

Мертвые души  изначально задумывался как эпическая поэма, состоящая из трех частей. Первая часть перекликается с Гомером, а в округлости романа и в его путешествии по адским пейзажам есть и Данте. Но Гоголь умер посреди написания второй части, и текст обрывается резко.

Типично для Гоголя, он написал роман, , потом решил, о чем он — первая часть должна была быть дьявольской, и ее искупят следующие книги. Вот только Гоголь, который был христианином, гораздо сильнее верил в дьявола, чем в Бога. Его письмо действительно живо только тогда, когда его вдохновляет сатана. Бог задушил и заразил его письмо, потому что оно не было для него естественным.

Десятилетия спустя в России не нашлось места ни для Бога, ни для Толстого, поэтому Русская Православная Церковь отлучила Толстого, который привел с собой многих последователей, но умер в одиночестве на вокзале. Если это поэтически уместно для литературного великана, ставшего в конце концов всемирно известным как святой-подвижник для людей, не читавших его фолиантов, то Гоголь, этот странный странный черт, написавший «Нос», умер в Москве, а какой-то чудовищный доктор осушил пиявками огромный нос Гоголя, а великий автор, привязанный к спинкам кровати, протестующе кричал.

RIP, Николай.

(WION)

 

Мертвые души. Часть II


Предыдущая глава Следующая Глава

Часть II — Глава II

Десять верст до генеральского дома добрые лошади Тентиетникова преодолели чуть более чем за полчаса. Спустившись с коляски с почтительными чертами лица, Чичиков осведомился о хозяине дома и тотчас же был проведен к нему. Склонив голову почтительно набок и протянув руки, как у лакея, несущего поднос с чашками, гость наклонился всем телом вперед и сказал:0005

«Я счел своим долгом представиться вашему превосходительству. Я считаю это своим долгом, потому что в моем сердце я питаю глубочайшее уважение к доблестным людям, которые на поле боя доказали, что спасают свою страну».

Что эта предварительная атака не совсем не понравилась генералу, доказывал тот факт, что в ответ он, милостиво наклонив голову, ответил:

«Рад познакомиться с вами. Пожалуйста, будьте так любезны, присядьте. В каком качестве или качествах вы сами участвовали в служении?»

— К моим услугам, — сказал Чичиков, ставя свой бланк не точь-в-точь в середину кресла, а с одной его стороны, и положив руку на одну из его подлокотников, — к моим услугам сцена была положенный, в первую очередь, в казну; в то время как его дальнейший ход привел меня последовательно на работу в Комиссию по общественным зданиям, в Таможенное управление и в другие правительственные учреждения. Но на протяжении всего времени моя жизнь напоминала барку, брошенную на гребни вероломных волн. В страдании я был закутан и завернут до тех пор, пока не стал, так сказать, олицетворением страдания; а о том, до какой степени моей жизни искали враги, никакие слова, никакие краски, никакая (если можно так выразиться?) кисть художника не могли бы дать вам адекватного представления. И вот, наконец, на склоне лет, я ищу уголок, чтобы влачить остаток своего жалкого существования, а в настоящий момент я наслаждаюсь гостеприимством вашего знакомого соседа.

«А кто это?»

«Сосед ваш Тентьетников, ваше превосходительство».

Генерал нахмурился.

— Побудил добавить, — поспешно вставил Чичиков, — что он очень сожалеет, что в прежний раз не выказал должного уважения к… к…

— За что? — спросил генерал.

«За заслуги перед народом, которые ваше превосходительство оказали. В самом деле, он не находит слов, чтобы выразить свою скорбь, а все повторяет про себя: «О, если бы я ценил по достоинству людей, спасших наше отечество!»

«А почему он должен так говорить?» — спросил смягчившийся генерал. «Я не держу на него зла. В самом деле, я никогда не питал к нему ничего, кроме искренней симпатии, искреннего уважения и не сомневаюсь, что со временем он может стать полезным членом общества».

— В словах, которые вы изволили произнести, — сказал Чичиков с поклоном, — много справедливости заключено. Да, Тентьетников действительно достойный человек. Он не только обладает даром красноречия, но и мастер пера».

«Ах, да; он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пишет какую-то ерунду, не так ли? Стихи или что-то в этом роде?

«Не дрянь, ваше превосходительство, а дельная вещь. Короче говоря, он пишет историю».

«ИСТОРИЯ? Но история чего?

«История, о…» Минуту-другую Чичиков колебался. Затем, то ли потому, что перед ним сидел генерал, то ли потому, что он хотел придать большее значение предмету, который собирался выдумать, он заключил: «История генералов, ваше превосходительство».

«Генералов? КАКИХ генералов?

«Генералов вообще — вообще генералов. То есть, а точнее, история генералов нашего отечества».

К этому времени Чичиков сильно барахтался. Мысленно он плюнул на себя и подумал: «Милостивые небеса! Что за вздор я говорю!»

— Простите, — продолжал его собеседник, — но я вас не совсем понимаю. Создает ли Тенетников историю данного периода или только историю, составленную из ряда биографий? Кроме того, включает ли он ВСЕХ наших генералов или только тех, кто принимал участие в кампании 1812 года?»

– Последние, ваше превосходительство, только генералы 1812 года, – ответил Чичиков. Затем он добавил себе под нос: «Если бы меня убили за это, я бы не смог сказать, что это может означать».

«Тогда почему бы ему не прийти ко мне лично?» пошел к своему хозяину. «Может быть, я смогу снабдить его интересным материалом?»

— Боится приехать, ваше превосходительство.

«Ерунда! Только из-за поспешного слова или двух! Я совсем не такой человек. На самом деле, я был бы очень счастлив призвать ЕГО».

– Никогда бы он этого не допустил, ваше превосходительство. Он бы предпочел быть первым, кто пойдет навстречу». И Чичиков прибавил про себя: «Какое счастье были эти генералы! В противном случае, Господь знает, куда мой язык мог занести меня!»

В это время дверь в соседнюю комнату отворилась, и в дверях показалась девушка, белокурая, как лучик солнца, да такая хорошенькая, что Чичиков уставился на нее с изумлением. Очевидно, она пришла поговорить с отцом на минутку, но остановилась, заметив, что с ним кто-то есть. Единственный изъян в ее внешности заключался в том, что она была слишком худой и хрупкой на вид.

«Могу ли я представить вам моего маленького питомца?» — сказал генерал Чичикову. — Честно говоря, я не знаю твоего имени.

«Едва ли стоит удивляться тому, что вы не знаете имени человека, который никогда не отличался тем, чем вы сами можете похвастаться». И Чичиков отвесил один из своих почтительных поклонов набок.

«Ну, я был бы счастлив узнать это».

— Это Павел Иванович Чичиков, ваше превосходительство. Вместе с этим пошли легкий поклон военного и быстрое движение назад каучукового мяча.

— Улинка, это Павел Иванович, — сказал генерал, обращаясь к дочери. — Он только что сообщил мне интересную новость, а именно, что наш сосед Тентьетников вовсе не такой дурак, как мы его сначала приняли. Наоборот, он занят очень важной работой — историей русских генералов 1812 года».

«Но кто вообще считал его дураком?» — быстро спросила девушка. — А случилось то, что вы поверили Вишнепокромову на слово, — на слово человека, который сам и дурак, и бездельник.

— Ну-ну, — сказал отец после дальнейшего добродушного спора на тему Вишнепокромова. — А теперь бегите, я хочу одеться к завтраку. А вы-с, — прибавил он Чичикову, — не присоединитесь ли к нам за столом?

Чичиков поклонился так низко и так долго, что, когда глаза его перестали видеть только свои сапоги, генеральская дочь исчезла, а на ее месте стоял усатый дворецкий, вооруженный серебряной мыльницей. и рукомойник.

«Вы не возражаете, если я помоюсь в вашем присутствии?» — спросил хозяин.

— Ни в коем случае, — ответил Чичиков. «Пожалуйста, делайте в этом отношении все, что вам угодно».

После этого генерал принялся тереться, кстати говоря, пускать во все стороны мыльную пену. Между тем он казался так благосклонно настроенным, что Чичиков решил тут же его прозондировать, тем более что дворецкий вышел из комнаты.

«Могу ли я поставить перед вами задачу?» он спросил.

«Конечно», — ответил генерал. «Что это такое?»

«Это так, ваше превосходительство. У меня есть старый дряхлый дядя, у которого триста душ и на две тысячи рублей другого имущества. К тому же, кроме меня, у него нет ни одного наследника. Теперь, хотя его немощное состояние здоровья не позволяет ему лично распоряжаться своим имуществом, он не позволит и мне распоряжаться им. А причину своего поведения — очень странного поведения своего — он заявляет так: «Я не знаю своего племянника, и очень вероятно, что он расточитель. Если он хочет показать мне, что он на что-то годен, пусть пойдет и приобретет столько же душ, сколько приобрел я; и когда он это сделает, я передам ему и свои триста душ».

«Этот человек, должно быть, полный дурак», — прокомментировал генерал.

«Возможно. И будь это все, все было бы не так плохо, как сейчас. Но, к несчастью, мой дядя ушел к своей экономке и завел от нее детей. Следовательно, все теперь перейдет к НИМ».

— Должно быть, старик сошел с ума, — заметил генерал. — Но чем я могу вам помочь, я не понимаю.

«Ну, я придумал план. Если ты отдашь мне все мертвые души в твоем имении — отдай их мне так, как будто они были еще живы и были купеческой собственностью, — я отдам их старику, и тогда он оставит мне свое состояние. ”

В этот момент генерал разразился хохотом, который мало кто когда-либо слышал. Полуодетый, он опустился на стул, запрокинул голову и хохотал, пока не задохнулся. В самом деле, дом так трясся от его веселья, что дворецкий с дочерью вбежали в комнату в тревоге.

Это было задолго до того, как он смог произнести хоть одно членораздельное слово; и даже когда он это делал (чтобы успокоить дочь и дворецкого), то то и дело впадал в хриплый хохот, от которого дом звенел снова и снова.

Чичиков сильно опешил.

«Ох уж этот дядя!» — проревел генерал в припадках веселья. «О, этот благословенный дядя! КАКИМ дураком он будет выглядеть! Ха, ха, ха! Мертвые души предложили ему вместо живых! О Боже мой!»

«Кажется, я опять вляпался», — с сожалением подумал Чичиков. — Но, Боже мой, что за мужчина смеется! Небеса пошли, чтобы он не лопнул от него!»

«Ха-ха-ха!» — снова вспылил генерал. «КАКОЙ, должно быть, осёл этот старик! Подумайте о том, как он сказал вам: «Иди и снаряжайся тремя сотнями душ, а я их своим жребием покрою»! Мое слово! Какой осел!»

– Осёл, ваше превосходительство?

«Да, действительно! И подумать только о шутке — отложить его с мертвыми душами! Ха, ха, ха! ЧЕГО бы я не отдал, чтобы увидеть, как вы вручаете ему документы, подтверждающие право собственности? Кто он? Какой он? Он очень старый?

— Ему восемьдесят, ваше превосходительство.

«Но все еще шустрый и способный передвигаться, а? Он ведь должен быть очень сильным, чтобы так жить со своей экономкой?

«Да. Но что означает такая сила? Песок убегает, ваше превосходительство.

«Старый дурак! Но неужели он действительно такой дурак?»

— Да, ваше превосходительство.

«А он вообще выходит? Он видит компанию? Может ли он все еще держать себя в вертикальном положении?

«Да, но с большим трудом».

«А у него зубы остались?»

«Максимум не более двух».

«Старый осел! Не сердитесь на меня, но я должен сказать, что он хоть и дядя ваш, но тоже осёл.

– Совершенно верно, ваше превосходительство. И хотя МНЕ грустно признаться, что он мой дядя, что мне с ним делать?

Но это была не совсем правда. Гораздо труднее было бы признаться Чичикову в том, что у него вообще не было дядей.

– Прошу вас, ваше превосходительство, – продолжал он, – сдайте мне те, те…

– Эти мертвые души, а? Ведь в обмен на шутку я дам тебе еще и земли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *