Котлован краткое содержание по главам: Платонов «Котлован» краткое содержание по главам повести

Платонов «Котлован» краткое содержание по главам повести

8 мин.

Андрей Платонов

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 4194.

Обновлено 28 Января, 2022

О произведении

Антиутопическая повесть «Котлован» Андрея Платонова была написана 1930 году. В основе сюжета лежит идея постройки «общепролетарского дома», который станет началом целого города «счастливого будущего». Используя философский, сюрреалистический образ, гротеск и жесткую сатиру на СССР времен коллективизации и индустриализации, Платонов обнажает острейшие проблемы того времени, показывая бессмысленность и жестокость тоталитаризма, невозможность прийти к светлому будущему путем радикального уничтожения всего старого.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием «Котлована» по главам, что поможет узнать сюжет произведения и подготовиться к проверочной работе по русской литературе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Место и время действия

События повести происходят в 1920-х годах в СССР, в неназванных городе и деревне.

Главные герои

  • Вощев – рабочий тридцати лет, попал на котлован после того, как его уволили с механического завода. Он много думает о возможности счастья, поиске истины и смысла жизни.
  • Чиклин – пожилой рабочий, который обладает огромной физической силой, старший в артели землекопов. Однажды находит и забирает к себе девочку Настю.
  • Жачев – мастеровой-калека без ног, который передвигается на тележке, отличается «классовой ненавистью» – не переносит буржуазию.

Другие персонажи

  • Настя – девочка, которую Чиклин нашел возле умирающей матери (дочери хозяина кафельного завода) и забрал с собой.
  • Прушевский – инженер, производитель работ, придумавший идею общепролетарского дома.
  • Сафронов – один из мастеровых на котловане, профсоюзный активист.
  • Козлов – самый слабый из мастеровых на котловане, стал председателем главкома кооператива.
  • Пашкин – председатель окрпрофсовета, чиновник-бюрократ.
  • Медведь – молотобоец в кузне, бывший «батрак».
  • Активист в деревне.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода» по причине «роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Он ощущал сомнение в своей жизни, «не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира»

, поэтому пошел в другой город. Прогуляв весь день, вечером мужчина забрел на пустырь и уснул в теплой яме.

В полночь Вощева разбудил косарь, который отправил мужчину спать в барак, потому что эта «площадь» «скоро скроется навеки под устройством».

***

Утром в бараке Вощева разбудили мастеровые. Мужчина объясняет им, что его сократили, а без знания истины он не может работать. Товарищ Сафронов соглашается взять Вощева копать котлован.

В сопровождении оркестра рабочие пошли к пустырю, где инженер уже все разметил для строительства котлована. Вощеву дали лопату. Землекопы начали усердно работать, самым слабым из всех был Козлов, который делал меньше всех работы. Работая с остальными, Вощев решает «кое-как жить» и умереть неразлучно с людьми.

***

Инженер Прушевский, разработчик проекта котлована, который должен стать «единственным общепролетарским домом вместо старого города»

, мечтает, что «через год весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом».

Утром к землекопам приезжает председатель окрпрофсовета товарищ Пашкин. Увидев начатый котлован, он отметил, что «темп тих» и надо повышать производительность: «Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете». Вскоре Пашкин прислал новых рабочих.

***

Козлов решает перейти на «общественную работу», чтобы не трудиться на котловане. Сафронов, как самый сознательный из рабочих, предлагает поставить радио «для заслушанья достижений и директив». Жачев ответил ему, что «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио».

Чиклин приходит к кафельному заводу. Зайдя в здание, он находит лесенку, «на которой некогда его поцеловала хозяйская дочь»

. Мужчина заметил дальнюю комнату без окон, где на земле лежала умирающая женщина. Рядом сидела девочка и водила по губам матери коркой лимона. Девочка спросила у матери: умирает она «оттого, что буржуйка или от смерти»? Мать ответила: «мне стало скучно, я уморилась». Женщина просит девочку никому не говорить о ее буржуазном происхождении.

Чиклин целует умирающую женщину и «по сухому вкусу губ» понимает, «что она та самая» девушка, которая поцеловала его в молодости. Мужчина забирает девочку с собой.

***

«Пашкин снабдил жилище землекопов радиорупором», из которого постоянно раздаются лозунги-требования. Жачеву и Вощеву «беспричинно стыдно от долгих речей по радио».

Чиклин приводит девочку в барак. Увидев карту СССР, она спросила о меридианах: «что это такое – загородки от буржуев?». Чиклин ответил утвердительно,

«желая дать ей революционный ум». Вечером Сафронов начал расспрашивать девочку. Она рассказала, что не хотела рожаться, пока к власти не пришел Ленин, так как боялась, что ее мать будет буржуйкой.

Через некоторое время, когда землекопы нашли сто спрятанных впрок крестьянами гробов, два из них Чиклин отдал девочке – в одном сделал ей постель, а другой оставил для игрушек.

***

«Маточное место для дома будущей жизни было готово; теперь предназначалось класть в котловане бут».

Козлов теперь председатель главкома кооператива, он «стал сильно любить пролетарскую массу». Пашкин сообщает мастеровым, что надо «начать классовую борьбу против деревенских пней капитализма». Для организации колхозной жизни рабочие отправляют Сафронова и Козлова в деревню, где их убивают. Узнав о случившемся, в деревню приезжают Вощев и Чиклин. Сторожа ночью трупы товарищей в зале сельсовета, Чиклин засыпает между ними. Утром в зал сельсовета пришел мужик обмывать трупы. Чиклин принимает его за убийцу товарищей и избивает до смерти.

Чиклину привозят записку от девочки со словами: «Ликвидируй кулака как класс. Да здравствует Ленин, Козлов и Сафронов. Привет бедному колхозу, а кулакам нет».

***

На Организационном Дворе собрался народ. Чиклин и Вощев из бревен сколотили плот «для ликвидации классов», чтобы отправить на нем «кулацкий сектор» по речке в море. В деревне поднимается плач, люди горюют, забивают скот и объедаются до рвоты, лишь бы не отдавать свое хозяйство колхозу. Активист зачитывает перед народом список, кто пойдет в колхоз, а кто на плот.

***

Утром Настю привозят в деревню. Чтобы найти всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя – «самого угнетенного батрака»

, который «работал даром на имущих дворах, а теперь трудится молотобойцем на колхозной кузне». Медведь знал, в какие избы идти, так как помнил, у кого служил. Обнаруженных кулаков загоняют на плот и отправляют по реке.

***

На Организационном Дворе «заиграла призывающая вперед музыка». Приветствуя приход колхозной жизни, люди начали радостно топтаться под музыку. Народ не переставая плясал до ночи, и Жачеву пришлось опрокидывать людей на землю, чтобы они отдыхали.

Вощев «собрал по деревне все нищие, отвергнутые предметы»«не полностью соображая», он скопил «вещественные остатки потерянных людей», которые жили без истины и теперь, предъявляя вещи к описи, он «посредством организации вечного смысла людей» добивался «отмщения за тех, кто тихо лежит в земной глубине». Активист, занеся хлам в доходную ведомость, выдал его Насте в качестве игрушек под роспись.

***

Утром народ отправился к кузнице, где работал медведь. Узнав о создании колхоза, молотобоец начинает работать с еще большим энтузиазмом. Чиклин ему помогает, и в трудовом порыве они не замечают, что только портят железо.

***

«Члены колхоза сожгли весь уголь в кузне, истратили все наличное железо на полезные изделия, починили всякий мертвый инвентарь». После марша на Организационном Дворе Настя сильно заболела.

Пришла директива, в которой говорилось, что активист является врагом партии и его отстраняют от руководства. В расстройстве он забирает отданный Насте пиджак, за что Чиклин бьет его кулаком, и тот умирает.

Елисей, Настя, Чиклин и Жачев вернулись к котловану. Придя на место, они увидели, «что весь котлован занесен снегом, а в бараке было пусто и темно». К утру Настя умирает. Вскоре приехал Вощев со всем колхозом. Увидев мертвую девочку, мужчина недоумевает, он

«уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении».

Узнав, что мужики хотят записываться в пролетариат, Чиклин решил, что необходимо рыть еще больший котлован. «Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю; все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована». Жачев отказался помогать. Сказав, что теперь ни во что не верит и хочет убить товарища Пашкина, он уполз в город.

Чиклин вырыл для Насти глубокую могилу, «чтоб ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли», и подготовил особую гранитную плиту. Когда мужчина нес ее хоронить, «молотобоец, почуяв движение, проснулся, и Чиклин дал ему прикоснуться к Насте на прощанье».

И что в итоге?

Вощев — приводит из колхоза мужиков, которые хотят зачислиться в пролетариат; грустит над умершей Настей.

Чиклин — хоронит Настю, вырыв для неё глубокую могилу на дальнем конце котлована и подготовив гранитную плиту.

Жачев — отказывается помогать рыть новый котлован, уползает в город и больше не возвращается.

Настя — сильно заболевает после марша, умирает.

Заключение

В повести «Котлован» Андрей Платонов раскрывает конфликт между личностью и историческими реалиями. Автор мастерски изображает душевное беспокойство и постоянный поиск героями истины в новых обстоятельствах – когда старое уже разрушено, а новое еще не создано. Смерть Насти является развенчанием светлых надежд всех тех, кто копал котлован: ребенок, символ будущего, умер, а значит строить его теперь некому.

Краткий пересказ «Котлована» Платонова описывает только ключевые моменты произведения, поэтому для лучшего понимания повести советуем прочесть ее в полном варианте.

Тест по повести

Тест для проверки знания краткого содержания:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Юлия Рубцова

    14/15

  • Салихат Супер

    13/15

  • Михаил Абрамов

    11/15

  • Феруза Ишмурадова

    14/15

  • Наталья Донскова

    12/15

  • Светлана Ковалева

    15/15

  • Любовь Гордеева

    15/15

  • Влад Семёнов

    13/15

  • Наталья Ивановская

    15/15

  • Ксюша Зайцева

    11/15

Рейтинг пересказа

4. 6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 4194.


А какую оценку поставите вы?

Краткое содержание повести «Котлован» по главам (А. Платонов)

Андрей Платонов — писатель-новатор, произведения которого Вы узнаете с первых строк. Его неповторимый стиль давно стал настоящим творческим брендом в литературной среде. Краткий пересказ повести «Котлован» не передаст всей уникальности языка Платонова, зато Вы быстро освоите основные события романа и представите себе сюжет. «Котлован» в сокращении незаменим для ускоренной подготовки к экзамену. Приятного просвещения!

Содержание:

  • 1 Глава 1
  • 2 Глава 2
  • 3 Глава 3
  • 4 Глава 4
  • 5 Глава 5
  • 6 Глава 6
  • 7 Глава 7
  • 8 Глава 8
  • 9 Глава 9
  • 10 Глава 10

Глава 1

В день тридцатилетия Вощева уволили с механического завода из-за его слабосильности и задумчивости на рабочем месте. Вощев собрал вещи и побрел, куда глаза глядят. Так он оказался в пивной, где и другие люди забывали свои печали. Он сидел у окна и «мучился сердцем». Потом заведение закрылось, его выгнали, и он лег в овраге, но так и не смог уснуть, ведь у него не было ни «доверчивости к жизни», ни сил простить прожитое горе. Он не знал, нужен ли он в мире? Себя он сравнивал с собакой, которая живет просто так, без цели.

На утро он пошел в завком — просить работу. Ему отказали, потому что он думал на рабочем месте. Вощев сказал, что выдумывал счастья для всех, чтобы улучшить производительность. Но источник счастья администрация видела в материализме, а не в идеях работников. Выйдя, Вощев увидел, как обмениваются бранью родители ребенка. А он молча слушал, но все понимал. «Родился себе на мучение» — подумал Вощев. И решил доказать родителям, которые «жили автоматически», что так вести себя нельзя. Его отправили восвояси.  

Вощев шел в другой город и не знал, зачем живет, куда идет? Он чувствовал слабость, потому что жил без истины. Подобрав лист, герой подумал, что докопается до правды, зачем тот жил и за что погиб. По дороге Вощев увидел попрошайку без ног и кузнеца: все жили бедно и без истины. Рядом с ними проходили пионеры, которые хранили на лицах следы голода и несчастья. Их родили во времена войны, поэтому дети были худы и некрасивы. Зато радость от серьезности жизни и своего значения переполняла их сердца. Безногий как-то странно, с жадностью смотрел на детей, отчего Вощеву стало не по себе. После перебранки с инвалидом он пошел в город.

Вощев устроился на ночлег в теплой канаве, но оттуда его выгнал косарь: на этом месте уже должна быть площадь. Герой по его совету отправился в барак до утра.

Глава 2

Утром Вощева окружили рабочие, пеняя на его несознательность. Зачем ему истина на производстве, когда материализм жизни первичен? Рабочие знают истину — они работают, чтобы лучше было. Вощев хотел им поверить и начать трудиться. Правда, эта истина сделала их не спокойными, а изможденными. Товарищ Сафронов сказал, что теперь люди стали дороги — наравне с материалом. Так что Вощев принимается на работу. Он поел.

Рабочие вышли и слушали оркестр — тоскливую музыку. Им предстояло построить огромный общий дом для всех пролетариев. Профуполномоченный указал рабочим на старые дома и призвал строить общее счастье, но Сафронов назвал его «переугожденцем» и заявил, что им сознательности не занимать. Вощев бы готов пожертвовать себя на труд. Рабочий Чиклин не разделял этого энтузиазма. Он ответил, что «время пользу съест», людей для работы мало. На что инженер сказал, что биржа пришлет еще человек 50, правда, отвечать за работу будут лично они.

У Чиклина была бурная жизнь: много женщин и товарищей, все нуждались в нем, но покидали из-за ревности. Поэтому он разрушал от злости лавки по ночам и сидел в тюрьме. А сейчас он просто не знал, зачем ему жить, если не социализм строить.

В работе хуже Вощева показал себя только Козлов. Рабочие дразнили его, что он слаб, потому что живет без женщины. В артели не было ничего личного, все все знали. Козлов лайков гладил себя и уговаривал работать, чтобы его приняли в новую жизнь.

После 6 часов работы Сафронов и Чиклин решили продолжать. Они не животные, «живут ради энтузиазма», так что могут работать в поте лица и дальше, откладывая жизнь на потом. Вощев подумал и решил, что «от счастья только стыд начнется». И проникся симпатией к Козлову, который признался в своем несчастье. Старик-капитализм давно помер, а обещания вождей все не сбывались.

Глава 3

Инженер Прушевский смотрел на спящих рабочих и думал о будущем. О строил дом для всех пролетариев, но был уверен, что потом в центре мира возведут башню — одну на всех трудящихся. Но пока он не мог себе представить устройства души жителей этой башни. Он хотел узнать это, чтобы не возводить пустые здания без цели. В то же время сознания инженера было ограничено уже имеющимися знаниями, он не видел смысла заглядывать за границу понимания. Ему было тоскливо. Он думал о смерти и бессмысленности своей жизни. Он был нужен только сестре, но та родит ребенка, и ее сердце будет занято. 

«Мною пользуются, но мне никто не рад» — думает герой и засыпает равнодушно.

Утром в бригаду пришел товарищ Пашкин, председатель окрпрофсовета. Его унылой голове нечего было думать, но спина согнулась от социальной ответственности. Естественно, он пришел упрекать рабочих за медленные темпы. Он пообещал им льготы, но откуда же их взять, если они еще не сделаны? Когда он уходил, Козлов догнал его и пожаловался, что Вошева взяли незаконно. Пашкин ответил, что иных людей взять неоткуда, а надо. 

А Козлов расстроился и решил «налаживать различные конфликты с целью организационных достижений».

Когда рабочие сели отдохнуть, Козлов попробовал сбегать пожаловаться на них, но Сафронов его остановил. Тем временем Прушевский привел новых людей. Но рабочими они не были. Чиклин предвидел затруднение с их обучением. Сафронов был настроен более оптимистично. Чиклин уговорил инженера больше не копать, а взять овраг в качестве котлована. Прушевский согласился: он все равно решил не доживать до окончания здания.

Вощев скоро пришел к Прушевскому с пробами земли и спросил, не знает ли инженер об устройстве мира? Тот ответил, что его учили только прикладным дисциплинам. Вощев сказал, что этого мало для такого человека. На этом разговор закончился. Прушевский отогнал лишние мысли. Вечером Прушевский вспоминал о ярком досуге в большом городе и грустил. В его жизни не осталось ничего настоящего, кроме работы.

Автор переносится в город, в кабинет Пакшина. К нему пришел тот самый безногий инвалид, которого встретил по дороге Вощев. Его фамилия оказалась Жачев. Он пришел к начальству за добавкой к пенсии: ее не хватало даже на просо. Жена Пакшина, дородная женщина, собрала инвалиду кое-какую провизию. Жачев не переставал ругаться на начальство, видя дородность женщины. Он уже один раз написал донос в район, поэтому теперь ему давали сливки и говядину. Жена посоветовала Пакшину устроить Жачева на фиктивную должность.

Тем временем Жачев отправился на встречу с Чиклиным. Он поинтересовался у рабочих, как дела со стройкой. Они дали ему каши, а Жачев не распаковал свертка и не поделился сливками с ними.

Ночью везде было так невзрачно и уныло, что даже Сафронов засомневался во всеобщем счастье. Чиклин думать не успевал, поэтому был более спокоен. Но Вощев вновь затронул тему истины: он видел, что рабочие просто роют землю и спят — нет у них идеи и понимания. Сафронов разозлился, а Чиклин поддержал Вощева: и правда, никто не был удовлетворен. Сафронов же назвал истину классовым врагом. Козлов пригрозил говорящим доносом. Все улеглись.

Чиклин не спал, ушел и встретил Прушевского. Инженеру было одиноко, он попросился ночевать со всеми. Чиклин посочувствовал и пустил. Инженер пожаловался, что 4 месяца взносы не платил в профсоюз.

Глава 4

Утром Козлов поспешил сообщить Прушевскому, что ему по должности не место среди пролетариев — надо уходить, чтобы должность не позорить. Инженер огрызнулся, Жачев решил про себя побить Козлова. Вощев пожалел, что не родился комаром.

Прушевский шел вместе с Чиклиным и поделился воспоминанием, что однажды мимо него прошла красавица, а он так и не обернулся, и теперь жалеет. У Чиклина было то же самое. Они рассудили, что даже если она еще жива, то вся уже обуглилась от работы. Но они почувствуют ее по одной лишь общей тоске.

Тем временем Козлов думал о том, что его место в руководящем составе, а не в овраге. Сафронов, услышав об этом, обозвал его чужеродным элементом. Козлов тут же припомнил, как Сафронов подговорил мужика съесть петуха во времена коллективизации. Козлов уже пошел оформлять пенсию, как вдруг его ударил Жачев. Чиклин спас Козлова и позволил ему уйти.

Новые землекопы работали, но каждый рассчитывал сбросить пролетарское бремя: уйти в руководство или пойти учиться. Вощев уже ни на что не рассчитывал: слишком устал и лишь собирал ненужные камешки, чтобы доказать бесплановое устройство жизни. Сафронов предложил поставить радио для улучшения сознательности. Жачев предложил привести девочку, один вид которой всех вдохновит. А пока он просто бил желтоглазого мужика из деревни. Сафронов поручил ему побить и Вощева за то, что тот не знает, зачем жить. 

Пролетариат живет для энтузиазма труда — говорит Сафронов.

Чиклин решил пойти на тот завод, где когда-то его поцеловала красивая девушка. Предприятие закрылось. Там он увидел женщину на истершейся соломе в крайнем бессилии. Ее маленькая дочка не спала и водила коркой лимона по губам матери. Женщина, суда по всему, болела цингой. Она была ко всему равнодушна и хотела только смерти. Мать наставила девочку перед смертью, чтобы та не говорила, кто ее родила. И только тогда она выживет в новом обществе. Ее мать, буржуйка, стала изгоем. Чиклин понял, что это та самая красивая девушка, дочь начальника завода. Она умерла. Он взял к себе на руки ее дочь.

Глава 5

Радио радовало пролетариев советами вроде «стричь гривы у лошадей и покупать тракторы». Сафронов радовался, Вощеву и Жачеву было стыдно от своего угнетенного состояния духа. Но Сафронов всем навязывал свой энтузиазм на пепелище классовой борьбы и сетовал на несознательность масс.

Чиклин взял девочку себе. Ребенок привык к сараю. Оказалось, что ее мать Юлия после революции вынуждена была выйти замуж за Мартыныча — пролетария. Тот грубил ей и угрожал, но делать было нечего. Теперь Юлия лежала мертвой, а Чиклин привел Прушевского к ней. Тот не узнал свою красавицу, по которой томился. А ведь если бы он тогда обернулся и настиг эту женщину, он спас бы ее от голода и лишений.

Жачев смотрел на девочку и мечтал о том, как убьет всех взрослых людей, оставив только чистых пролетариев, не заставших капитализма. Девочка тщательно скрывала свое происхождение, как учила ее мать. Она утверждала, что не родилась бы, не буть революции. Сафронов умилился и произнес речь о том, что ради таких пролетарских элементов они и работают.

Чиклин нашел для девочки 2 пустых гроба. Один — под кровать, другой — под шкаф. Но за ними явились хозяева, которые делали их по себя. 

У нас каждый и живет оттого, что гроб свой имеет — сказал он.

Но в итоге обо всем договорились. Девочка сочла хозяев гробов буржуями, Сафронов ее поддержал, но сказал, что убить можно только целый класс, а для этого двоих мало.

Вощев по-прежнему искал истину, но не находил. Он ушел один в поле, чтобы подумать.

Глава 6

Козлов приехал к рабочим совершенно изменившимся: в тройке, на автомобиле. Он пополнел и теперь ездил с Пакшиным. С рабочими общался пренебрежительно. Теперь сами дамы осаждали его, и он уже выбирал. Чтобы продвинуться по карьерной лестнице, он читал и зубрил много книг. Сафронов поддержал пылкие речи Козлова: надо поддерживать пламя классовой борьбы. Начальство сказало вырыть овраг вшестеро больше.

Козлов и Сафронов уехали в деревню, чтобы сделать там колхоз. Но в тот же вечер погибли, и им повезли гробы, отданные приемной дочери Чиклина — Насте. Девочка жадничала и не хотела упускать вещи, но выбора не оставалось. Чиклин и Вощев повезли гробы в деревню. Трупы Козлова и Сафронова были изуродованы. Чиклин стоял и думал, как легко заменить Сафронова: он может больше и не существовать, нет надобности именно в нем. Людям, которые не умели жить для себя, только и остается, что умереть. 

Чиклин начал допрашивать мужика с желтыми глазами и бить его. Но ответа на вопрос, кто убил товарищей, не получил. Мужик не защищался: в этом мире только мучение давало право жить. Вскоре между трупами лег мужик из деревни — убийца Козлова и Сафронова, который почувствовал вину и пожелал умереть. Он изо всех сил старался задушить в себе жизнь и претворялся мертвым. Рядом с ним лег избитый Чиклиным мужик. Председатель колхоза был рад: это уже целый кулацкий класс, ликвидированный в деревне! Он все мучился, как бы зажиточность во дворах не завелась, а то ведь так и до капитализма недалеко. А пока в деревне в своей избе тихо помирал мужик с голоду, а баба привязывала к нему самовар, чтобы не улетел он от легкости тела. Оказалось, что страдал он от горя: в колхоз забрали последнюю лошадь.

Вощев же в колхозе искал истину, но ему ответили, что пролетариям полагается движение, а все, что на пути попадается, принадлежит ему. Деревенские жители жили без истины. Они даже в избах боялись оставаться, чтобы не предаваться единоличным настроениям. Вощеву тоже не спалось: «сердечная озадаченность» мешала.

Утром активист собрал колхозных людей и велел им идти в другую деревню — агитировать соседей вступать в колхоз. Люди пошли от безысходности. Чиклин считал, что радоваться им нечего: дело житейское. А Вощев снова не нашел истины в их рядах.

Вощев и Чиклин сходили на урок в избу-читальню. Ничего не было, писали штукатуркой на стенах. Зашли в пустую церковь, где люди боялись молиться, но свечки все еще ставили. Поп же копил стаж, чтобы вступить в кружок безбожия, а еще доносил на всех, кто приходит в церковь. Чиклин наотмашь ударил его.

Глава 7

Активист колхоза стоял перед народом и думал о женитьбе. Ему предстояло соорудить плот, чтобы сплавить кулацкий элемент вниз по речке и так далее. Вощев и Чиклин рубили деревья. Бабы рыдали. Люди шли в колхоз, но лишь потому, что больше некуда.

Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал и вырубал свои молодые деревца. Жене он сказал, что она обобществится в колхозе, но деревья он не даст «в плен». Многие люди судили также и морили лошадей голодом, лишь бы не отдавать «в скорбь». По деревне гулял вой собак и женщин. Лошадь стояла в стойле, пока две собаки равнодушно отгрызали ей ногу. Иные люди уже опухли от мясной пищи, лишь бы не делиться скотиной.

На прощании с кулаками все побратались и расцеловались. Теперь всем было все равно…

Глава 8

Вощев, Чиклин и активист привели колхозников на котлован. Настя была рада видеть Чиклина, но остальные думали больше о колхозном добре, которое нужно немедля поделить. Прушевский получил распоряжение закончить плот для кулаков. Пакшин приехал в район, чтобы освободить единственного оставшегося батрака от эксплуатации. Этим батраком оказался медведь, который работал на кузне молотобойцем ради водки. Чиклин пригласил медведя на встречу с кулаками. «Жил с людьми — вот и поседел от горя» — так о нем сказал Чиклин.

По пути медведь ловил мух — их были тысячи, несмотря на то, что уже шел снег. Причину этого явления люди видели в кулачестве. Действительно, медведь нашел по запаху избу с кулаками. Они зарезали 4 овцы, от их гниения и развелись мухи. Гости вошли в дом. Там ребенок мучился от поноса, баба не могла подняться с пола, а ее муж лежал в рассохшемся гробу и ждал своей участи. Медведь когда-то работал на него и ел одну траву, потому что мужик весь корм отдавал своим свиньям. Теперь медведь своей хваткой выдавил из мужика весь жир и выгнал вон. 

Дальше кулаков было еще больше. Один из них сказал: 

Вы сделаете изо всей республики колхоз, а вся республика-то будет единоличным хозяйством!

Рассудительность этого ответа больно ударила по Чиклину. Нечем крыть! Ему только и оставалось, что гнать умного мужика прочь. А тот сказал, что в социализм таким темпами «придет только один главный человек». 

Другой кулак в свое время нанял медведя вместо ветра, чтобы не платить налог. Сам он делал своей жене выкидыши, желая сэкономить.

Всех кулаков направили к плоту и пустили в море ради светлого будущего.

Глава 9

Жачев участвовал в ликвидации кулаков, но это его только расстроило. Ведь скоро и его, как ненужного урода, тоже вычеркнут из списков светлого будущего. Другие колхозники устроили праздник. Им уже нечего было жалеть в душевной пустоте. К ним пришли и лошади, начали жрать. Мужчины похотливо прилаживались к девушкам, все хотели хоть какого-то веселья. Но вместо музыки по радио звучали директивы. Так что люди пели.

Чиклин пошел искать пропавшего Вощева. Тот собирал очередные камешки в свой мешок и разговаривал с ними. 

Он собрал по деревне все нищие, отвергнутые предметы, всю мелочь безвестности и всякое беспамятство — для социалистического отмщения.

Он хотел выяснить, зачем все это было? Теперь он решил отдать все это добро колхозу. Активист разрешил выдать их в качестве игрушек Насте — под роспись. Вощев посоветовал девочке не взрослеть — затоскует. А взрослые обсуждали, воскресит ли наука Ленина? Активист по ночам подгонял сам себя, чтобы вести людей в социализм эшелонами.

Глава 10

Люди собрались вокруг медведя и с болью смотрели на то, как он кует совместное железо. Теперь они жалели каждый кусочек. Вощев стоял и завидовал медведю, что тот как будто все понял, а Вощев опять на обочине жизни. Прушевский тоже чувствовал себя лишним. Все достижения пролетариев не превозмогут его душевного оскудения, а значит, жить незачем. И он пообещал себе, что прекратит эту ненужную жизнь. Но тут к нему подошла молоденькая девушка, готовая положить всю жизнь, всю молодость ради обретения знания, которое было в голове у Прушевского. Она раньше «училась» с активистом, но инженер был явно умнее. Он пошел за ней.

Активист был убит горем: из района пришла директива о «явлении перегибщины». За рвение активиста осуждало начальство. Кроме того, теперь нужно было уделить внимание середнякам, которые явно саботируют работу колхоза. Активист заплакал. 

Чиклин увидел, что у Насти жар. Он отобрал у всех верхнюю одежду и накрыл ребенка. Тем временем Жачев разоблачил активиста, прочитав директиву. Все они, оказывается, сделали неправильно. Активист тоскливо думал о капитализме и отнял свой пиджак у Насти. Чиклин ударил его. Тот лег. Настя захотела увидеть медведя. Тот тоже тосковал и плакал, потому что истины нет. 

На вой медведя пришел колхоз с вопросом, а что делать дальше? Активист лежал и не подавал признаков жизни. Его не жалели, ведь все хотели поубавить его деятельность. Поняв, что надо его куда-то деть, люди решили раскулачить его и отправить восвояси. Жачев и Чиклин развели костер, чтобы согреть Настю. Девочка попросила мамины кости, чтобы они ее согрели. А другие люди были заняты своими делами:

Кругом беспрерывно нагнеталась общественная польза.

Настя поцеловала Чиклина, как когда-то ее мать. Жачев тем временем снова шантажировал Пакшина доносом и добыл для Насти сливок и два пирожных. Но эти дары не помогли девочке, ночью она умерла. Чиклин хотел «забыть свой ум» и начал рыть мертвую землю до остервенения. Пришел Вощев, а вместе с ним и весь колхоз. Он принес девочке много невостребованных редких игрушек, которые реквизировал для колхоза. Но Настя умерла, а вместе с ней и потребность в истине. Для кого это все, если дети умирают? Он обнял Настю, «найдя больше того, чем искал».

Мужики из колхоза хотели перевестись в пролетарии. Чиклин одобрил и решил рыть котлован еще больше, чтобы в новый дом все вместились. Все начали рыть землю с таким рвением, будто на дне искали спасения. Один Жачев сидел и понимал, что больше ни во что не верит. Он решил убить Пакшина и сгинуть. Больше его никто не видел.

Чиклин 15 часов рыл глубочайшую могилу для Насти, накрыл ее каменной плитой, чтобы ничто ее не тревожило. 

Рассказы По «Колодец и маятник» (1843 г.) Краткое изложение и анализ

Краткое изложение

Неназванный рассказчик открывает рассказ, рассказывая, что он был приговорен к смертной казни во времена инквизиции — института католического правительства. в Испании пятнадцатого и шестнадцатого веков, которые преследовали всех протестантов и католиков-еретиков. Получив смертный приговор, рассказчик падает в обморок, теряя сознание. Когда он просыпается, он сталкивается с полной темнотой. Он сбит с толку, потому что знает, что обычная судьба жертв инквизиции — публичное аутодафе, или «акт веры» — казнь, обычно принимающая форму повешения. Он боится, что его заперли в могиле, но встает и делает несколько шагов. Затем эта подвижность приводит его к предположению, что он находится не в гробнице, а, возможно, в одном из подземелий Толедо, печально известной тюрьмы инквизиции. Он решает исследовать. Оторвав край своего халата, он прислоняет его к стене, чтобы сосчитать количество шагов, необходимых для обхода камеры по периметру. Однако вскоре он спотыкается и падает на землю, где засыпает.

Проснувшись, рассказчик находит подношения воды и хлеба, которые он жадно поглощает. Затем он возобновляет исследование тюрьмы, определяя, что она находится примерно в сотне шагов вокруг. Он решает пройтись по комнате. Однако, когда он переходит дорогу, подол, который он разорвал ранее, запутывается вокруг его ног и сбивает его с ног. Ударившись об пол, он понимает, что, хотя большая часть его тела упала на твердую землю, его лицо свисает над пропастью. К своему ужасу, он заключает, что в центре тюрьмы есть круглая яма. Чтобы оценить ее глубину, рассказчик отламывает камень от стены ямы и бросает его в нее, рассчитывая его спуск. Яма, по его мнению, довольно глубокая, на дне есть вода. Размышляя о своей близости к яме, рассказчик объясняет ее функцию как наказание за неожиданность, печально известного среди инквизиторов. Рассказчик снова засыпает и просыпается от воды и хлеба. Напившись, он тут же снова засыпает и воображает, что вода, должно быть, была одурманена. Когда он просыпается в следующий раз, он обнаруживает, что тюрьма тускло освещена. Он отмечает, что переоценил его размер, скорее всего, продублировав свои шаги во время своих исследований.

Рассказчик обнаруживает, что теперь он привязан к деревянной доске длинным ремнем, обернутым вокруг его тела. Его похитители предлагают ему немного ароматного мяса в блюде, но больше не воду. Подняв глаза, он замечает, что на потолке нарисована фигура Времени. Однако время превратилось в машину, а именно в маятник, который, кажется, качается взад и вперед. Однако рассказчик отводит взгляд от потолка, когда замечает крыс, выходящих из ямы и роящихся вокруг его еды. Когда он возвращает свое внимание к потолку, он обнаруживает, что маятник устроен как коса и делает острую, как бритва, серповидность, спускаясь к нему. Однако его продвижение безумно медленно и по траектории прямо над его сердцем. Несмотря на то, что он осознает, насколько ужасна ситуация, рассказчик по-прежнему надеется. Когда маятник приближается к нему очень близко, его озаряет вспышка. Он растирает еду со своей тарелки по ремню, ограничивающему его подвижность. Привлеченные едой, крысы взбираются на рассказчика и перегрызают ремешок. Когда маятник приближается к его сердцу, рассказчик разрывает ремешок и ускользает от качания маятника. Когда он встает, маятник убирается к потолку, и он приходит к выводу, что люди должны следить за каждым его движением.

Затем стены тюрьмы нагреваются и начинают приближаться к яме. Рассказчик понимает, что ограждающие стены загонят его в яму, побег, который также будет означать его смерть. Когда для рассказчика не остается и дюйма опоры, стены вдруг втягиваются и остывают. Однако от страха рассказчик начал падать в яму в обморок. Однако, к его большому удивлению, таинственный человек вцепляется в него и предотвращает его падение. Французский генерал Ласаль и его армия успешно захватили тюрьму, пытаясь уничтожить инквизицию.

Анализ

«Колодец и маятник» выделяется среди повествований По от первого лица. В отличие от сверхчувствительных персонажей из других историй, таких как Родерик в «Падении дома Ашеров» или рассказчик в «Сердце-обличителе», этот рассказчик утверждает, что теряет способность чувствовать во время обморока, который начинается с истории. Таким образом, он подчеркивает свою ненадежность способами, которым другие рассказчики сопротивляются или отрицают. Однако, описывая возможную потерю чувствительности, рассказчик «Ямы и маятника» продолжает передавать сенсорные детали, которые, как он ранее утверждал, находятся за пределами его возможностей. Схема повествования напоминает другие истории, такие как «Сердце-обличитель», в той степени, в которой рассказчик говорит и делает противоположное тому, что он объявляет изначально. Эта история, однако, отличается от шаблона тем, что описания этого рассказчика более объективны, то есть меньше связаны с доказательством собственного здравомыслия рассказчика, чем с передачей и объяснением элементов его заключения. Эта история необычна среди сказок По еще и тем, что полна надежд. Надежда проявляется в рассказе не только в спасении, которое разрешает сказку, но и в повествовательной стратегии сказки. Рассказчик сохраняет способность достоверно и рационально рассказывать о своем окружении, описывая при этом свои собственные эмоциональные потрясения. В отличие, например, от «Сердца-обличителя», бремя эмоционального стресса не мешает повествованию.

Узнайте больше о неназванном рассказчике.

«Колодец и маятник» также выделяется как одна из наиболее исторически специфичных сказок По. По противопоставляет неуместности истории вроде «Падения дома Ашеров» исторический контекст инквизиции и ее религиозной политики. Эта историческая рамка заполняет личную историю рассказчика. Нам не известны конкретные обстоятельства его ареста, нам не приводится никаких доводов в пользу его невиновности или объяснений варварской жестокости инквизиторов. Описание По спуска лезвия маятника к сердцу рассказчика чрезвычайно наглядно, но По использует изображение явного насилия, чтобы создать тревожную историю, а не осудить инквизицию. Сказка лишь косвенно предполагает политическую повестку дня. По не критикует идеологическую основу исторического контекста сказки. Повествование исследует физические и эмоциональные колебания чистого настоящего, оставляя нам исторические и моральные суждения. «Колодец и маятник» — это традиционная история По, которая выходит за рамки условностей По: жестокая, но в то же время обнадеживающая, красочная, но политически аллюзивная.

Узнайте больше о прошлом По и его стиле письма.

В предисловии 1840 года к « Рассказам о гротеске и арабеске», сборнику его рассказов, По описывает свою авторскую цель «единства замысла». В «Философии композиции», написанной через три года после «Колодца и маятника», он провозглашает, что идеальный рассказ должен быть достаточно коротким, чтобы его можно было прочитать за один присест. Более того, он утверждает, что все элементы художественного произведения должны быть созданы для достижения единого интенсивного эффекта. Эти критические теории сливаются в «Колодце и маятнике»; эта короткая сказка каждую минуту размышляет об ужасах своих наказаний, не требуя на самом деле их исполнения. Лишенный посторонних деталей, рассказ фокусируется на том, чем на самом деле является ужас: не физической болью смерти, а ужасным осознанием того, что у жертвы нет другого выбора, кроме как умереть. Независимо от того, решит ли рассказчик прыгнуть в яму или быть разрезанным пополам маятником, он сталкивается с одним и тем же исходом — смертью.

Прочтите основные факты о творчестве По и литературных приемах.

Ужас этого отсутствия выбора — эффект, к которому стремится все в этой истории. История, однако, дает надежду, демонстрируя истинную решимость, когда то, что кто-то решает сделать, кажется совершенно невозможным. Под угрозой маятника рассказчик не поддается обмороку своих чувств. Он задействует свои рациональные способности и использует голодных крыс в своих интересах. В этом рассказчик напоминает персонажа, подобного Ш. Огюсту Дюпену в «Убийствах на улице Морг», который может отделить себя от эмоциональной перегрузки ситуации и поставить себя в положение, позволяющее сделать рациональные выводы.

 

The Pit: A Story of Chicago Краткое содержание

Начать бесплатную пробную версию

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Последнее обновление: 6 мая 2015 г. , редакция eNotes. Количество слов: 861

Яма был вторым романом в предложенной Норрисом трилогии под названием «Эпос о пшенице». В этой «истории Чикаго» Норрис переходит от производства пшеницы к ее распределению на мировых рынках, от естественной сельской местности Калифорнии к искусственной территории спекуляций фьючерсами. Продолжая изображать последствия искушения и жадности, Норрис также изображает упадок, очевидный на протяжении всего лишь одного поколения — от нравственного поколения старейшин, которые зарабатывали деньги честным трудом, до их дегенеративных отпрысков, которые трудятся только за деньгами и властью. это дарит.

Писать сочинение?


Получить пользовательский контур

Наша лаборатория сочинений поможет вам справиться с любым заданием за считанные секунды, независимо от того, изучаете ли вы Макбета или Американскую революцию. Попробуйте сегодня!

Начать эссе

«Яма » был самым успешным романом Норриса с точки зрения продаж и первоначального восприятия; Возможно, этому отчасти способствовала его публикация вскоре после его внезапной смерти, но это также был роман, прямо обращенный к эпохе. Каждый крупный американский естествоиспытатель, от Стивена Крэйна до Джека Лондона и от Ребекки Хардинг Дэвис до Эдит Уортон, признавал в своих произведениях, что спекуляция — ставка на будущее — стала ироническим индикатором не только экономического, но и социального «прогресса» в Соединенные Штаты.

Сюжет Норриса об увлекательных и безжалостных попытках Кертиса Джадвина захватить рынок пшеницы в Чикаго был основан на реальном событии 1897 года, когда Джозеф Лейтер попытался совершить такой подвиг. Придумывая историю, Норрис размышлял о культурных последствиях таких смелых маневров. Его интересовали не только последствия незаконных рыночных манипуляций, но и те грани человеческой натуры, которые толкнули бы кого-то на совершение такого поступка. В Кертисе Джадвине можно обнаружить человека, чья жизнь настолько финансово обеспечена (но без направления, без целей для достижения), что для него авантюра такого стремления становится самой привлекательной. Норрис предсказал в Осьминог что пшеница всегда будет преобладать как природная сила; в The Pit он демонстрирует эту силу вопреки всем расчетам человеческого разума, когда неожиданный небывалый урожай мешает незаконным замыслам Джадвина.

На этом фоне Норрис также изучал другое культурное течение рубежа веков: подъем так называемой Новой женщины. Суфражистские движения и движения за права женщин процветали, в большей или меньшей степени, на протяжении большей части девятнадцатого века. В конце века женщины, наконец, несколько раз вышли на общественную арену. Новая Женщина — самоосвобожденная, умная и прямолинейная — противопоставлялась Истинной Женщине, домашнему и самоотверженному «ангелу дома». Эти вопросы доминировали в женских трудах на протяжении десятилетий, и Яма представляет собой первое крупное участие Норриса в подобных проблемах.

См. eNotes без рекламы

Начните 48-часовую бесплатную пробную версию , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые ответили наши эксперты.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Его персонаж Лаура Дирборн выросла в Новой Англии, на родине культурно навязанной Истинной Женственности. Чтобы избежать такого угнетающего отношения, она переехала в Чикаго. Хотя у нее было несколько женихов, Лору привлекла потенциальная жизнь Джадвина, полная богатства и роскоши, и она согласилась выйти за него замуж. Таким образом, она ловит себя в ловушку, несмотря на свои усилия по освобождению. Когда Джадвин оказывается вовлеченным в свои рыночные схемы, Лаура ищет утешения во флирте с художником Шелдоном Кортеллом. Такой любовный роман — это материал, из которого были созданы популярные романы, и Норрис специально указывает, как и в своей документальной литературе, на фальшивость представлений о любви и романтике в таких романах.

Изображая роман Лауры с Кортеллом и ее попытку еще раз возбудить интерес мужа танцем соблазнения, Норрис признает реальность сексуальных потребностей женщин. По иронии судьбы, однако, Норрис не может завершить это изображение Новой женщины. Когда бизнес ее мужа терпит крах, Лаура возвращается к самоотверженной роли женщины и принимает на себя «обязанности» брака. Норрис утверждает, что это достижение любви над любовью к себе, но тем самым он отрицает процесс движения женщины к освобождению, рассматривая любовь к себе как негативную силу, которую необходимо преодолеть.

Яма , кажется, завершается сентиментальным видением более бедной, но теперь счастливой пары и их неприятием изнурительного городского образа жизни. Когда они почти буквально уезжают в закат, Лаура оглядывается на городской пейзаж, видя высокие серые офисные здания, мрак дождя, дымку света в небе и возвышающееся над ним здание Торговой палаты. , черный, монолитный, притаившийся на своих основаниях, как чудовищный сфинкс со слепыми глазами, безмолвный, серьезный — притаившийся без души, без признаков жизни, под ночью и зыбкой пеленой дождя.

Таким образом, Норрис, по-видимому, оставляет читателю кончину зла и торжествующий дух добра — «свет в небесах».

Однако такое прочтение игнорирует иронию вывода Норриса: Джадвин намеревается переехать на запад и заняться железнодорожным бизнесом. Последствия этого, как показано в Осьминог , являются зловещими для всех Соединенных Штатов. Если Джадвин был побежден естественной силой пшеницы, он собирается попытаться контролировать своего врага, манипулируя стальными щупальцами железной дороги.

Поскольку Норрис умер, не успев начать третий роман серии, этот вывод оставляет битву между пшеницей и машиной, непреднамеренно, но уместно, без разрешения.

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Яма: История Чикаго — Краткое содержание» Шедевры американской литературы Эд. Стивен Г. Келлман. eNotes.com, Inc. 2006 eNotes.com 28 февраля 2023 г.

Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.

  • Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
  • Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.

См. eNotes без рекламы

Начните 48-часовую бесплатную пробную версию , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые ответили наши эксперты.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *