Корней иванович чуковский биография: Корней Иванович Чуковский. Биографическая справка

Корней Иванович Чуковский. Биографическая справка

31 марта исполняется 130 лет со дня рождения русского писателя и переводчика Корнея Чуковского.

Русский и советский поэт, писатель, критик, литературовед, переводчик Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Иванович Корнейчуков) родился 31 (19 по старому стилю) марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Отец Чуковского, петербургский студент Эммануил Левенсон, в семье которого была прислугой мать Чуковского – крестьянка Екатерина Корнейчукова, через три года после рождения сына оставил ее. Вместе с сыном и старшей дочерью она вынуждена была уехать в Одессу.

Николай учился в одесской гимназии, но в 1898 году он был исключен из пятого класса, когда по специальному указу (указ о кухаркиных детях) учебные заведения освобождались от детей низкого происхождения.

С юношеских лет Чуковский вел трудовую жизнь, много читал, самостоятельно изучил английский и французский языки.

В 1901 году Чуковский начал печататься в газете «Одесские новости», куда его привел старший друг по гимназии, впоследствии политический деятель, идеолог сионистского движения Владимир Жаботинский.

В 1903–1904 годы в качестве корреспондента «Одесских новостей» Чуковский был направлен в Лондон. Почти ежедневно он посещал бесплатный читальный зал библиотеки Британского музея, где читал английских писателей, историков, философов, публицистов. Это помогло писателю впоследствии выработать собственный стиль, который потом называли парадоксальным и остроумным.

С августа 1905 года Чуковский жил в Петербурге, сотрудничал со многими петербургскими журналами, организовал (на субсидию певца Леонида Собинова) еженедельный журнал политической сатиры «Сигнал». В журнале печатались Федор Сологуб, Тэффи, Александр Куприн. За смелые карикатуры и антиправительственные стихи в четырех вышедших номерах Чуковский был арестован и был приговорен к шестимесячному заключению.

В 1906 году он стал постоянным сотрудником журнала Валерия Брюсова «Весы». С этого года Чуковский также сотрудничал с журналом «Нива», газетой «Речь», где печатал критические очерки о современных писателях, позднее собранные в книгах «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914), «Футуристы» (1922).

С осени 1906 года Чуковский поселился в Куоккале (ныне поселок Репино), где сблизился с художником Ильей Репиным и юристом Анатолием Кони, познакомился с Владимиром Короленко, Александром Куприным, Федором Шаляпиным, Владимиром Маяковским, Леонидом Андреевым, Алексеем Толстым. Позднее Чуковский рассказал о многих деятелях культуры в своих мемуарах – «Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания» (1940), «Из воспоминаний» (1959), «Современники» (1962).

В Куоккале поэт переводил «Листья травы» американского поэта Уолта Уитмена (опубликовал в 1922 году), писал статьи о детской литературе («Спасите детей» и «Бог и дитя», 1909) и первые сказки (альманах «Жар-птица», 1911). Здесь же был собран альманах автографов и рисунков, отразивший творческую жизнь нескольких поколений деятелей искусства – «Чукоккала», название которого придумал Репин.

Этот юмористический рукописный альманах, где оставили творческие автографы Александр Блок, Зинаида Гиппиус, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Илья Репин, а также писатели Артур Конан Дойл и Герберт Уэллс, впервые был опубликован в 1979 году в урезанном варианте.

В феврале-марте 1916 года Чуковский предпринял вторую поездку в Англию в составе делегации русских журналистов по приглашению британского правительства.  В том же году Максим Горький пригласил его руководить детским отделом издательства «Парус». Результатом совместной работы стал альманах «Елка», изданный в 1918 году.

Осенью 1917 года Корней Чуковский возвратился в Петроград (ныне Санкт-Петербург), где жил до 1938 года.

В 1918-1924 годах он входил в руководство издательством «Всемирная литература».

В 1919 году участвовал в создании «Дома искусств» и руководил его литературным отделом.

В 1921 году Чуковский организовал в Холомках (Псковская губерния), где он «спасал свою семью и себя от голода», для петроградских писателей и художников дачу-колонию, принимал участие в создании детского отдела издательства «Эпоха» (1924).

В 1924–1925 годах работал в журнале «Русский современник», где вышли его книги «Александр Блок как человек и поэт», «Две души Максима Горького».

В Ленинграде Чуковский издал книги для детей «Крокодил» (опубликована в 1917 году под названием «Ваня и крокодил»), «Мойдодыр» (1923), «Тараканище» (1923), «Муха-цокотуха» (1924, под названием «Мухина свадьба»), «Бармалей» (1925), «Айболит» (1929, под названием «Приключения Айболита») и книгу «От двух до пяти», которая впервые была опубликована в 1928 году под названием «Маленькие дети».

Детские сказки стали причиной начатой в 1930-е годы травли Чуковского, так называемой борьбы с «чуковщиной», инициированной Надеждой Крупской, женой Владимира Ленина. 1 февраля 1928 года была опубликована ее статья «О «Крокодиле» К.Чуковского» в газете «Правда». 14 марта в защиту Чуковского на страницах «Правды» выступил Максим Горький своим «Письмом в редакцию». В декабре 1929 года в «Литературной газете» Корней Чуковский публично отрекся от своих сказок и обещал создать сборник «Веселая колхозия». Он был подавлен пережитым событием и после этого долго не мог писать. По собственному признанию, с того времени он из автора превратился в редактора. Кампания травли Чуковского из-за сказок возобновлялась в 1944 и 1946 годах – были напечатаны критические статьи в адрес «Одолеем Бармалея» (1943) и «Бибигона» (1945).

С 1938 года до конца жизни Корней Чуковский жил в Москве и на даче в подмосковном Переделкине. Он покинул столицу лишь во время Великой Отечественной войны, с октября 1941 года по 1943 год эвакуировавшись в Ташкент.

В Москве Чуковский опубликовал детские сказки «Краденое солнце» (1945), «Бибигон» (1945), «Спасибо Айболиту» (1955), «Муха в бане» (1969). Для детей младшего школьного возраста Чуковский пересказал древнегреческий миф о Персее, переводил английские народные песенки («Барабек», «Дженни», «Котауси и Мауси» и другие). В пересказе Чуковского дети познакомились с «Приключениями барона Мюнхгаузена» Эриха Распе, «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, «Маленьким оборвышем» Джеймса Гринвуда. Чуковский переводил сказки Киплинга, произведения Марка Твена («Том Сойер» и «Геккельбери Финн»), Гилберта Честертона, О. Генри («Короли и капуста», рассказы).

Уделяя много времени литературному переводу, Чуковский написал исследовательский труд «Искусство перевода» (1936), позднее переработанный в «Высокое искусство» (1941), расширенные издания которого вышли в 1964 и 1968 годах.

Увлеченный англоязычной литературой, Чуковский исследовал жанр детектива, набиравший обороты в первой половине XX века. Он прочел много детективов, выписывал особенно удачные места из них, «коллекционировал» способы убийств. Он первый в России заговорил о зарождающемся феномене массовой культуры, приводя в пример детективный жанр в литературе и кинематограф в статье «Нат Пинкертон и современная литература» (1908).

Корней Чуковский являлся историком и исследователем творчества поэта Николая Некрасова. Ему принадлежат книги «Рассказы о Некрасове» (1930) и «Мастерство Некрасова» (1952), опубликованы десятки статей о русском поэте, разысканы сотни некрасовских строк, запрещенных цензурой. Эпохе Некрасова посвящены статьи о Василии Слепцове, Николае Успенском, Авдотье Панаевой, Александре Дружинине.

Относившийся к языку как к живому существу, Чуковский в 1962 году написал книгу «Живой как жизнь» о русском языке, в которой описал несколько проблем современной речи, главной болезнью которой он назвал «канцелярит» – придуманное Чуковским слово, обозначающее загрязнение языка бюрократическими штампами.

Корней Чуковский – автор биографических повестей «Гимназия» (1938) и «Серебряный герб» (1961).

Известный и признанный писатель Корней Чуковский как человек мыслящий многое не принимал в советском обществе. В 1958 году Чуковский оказался единственным советским писателем, поздравившим Бориса Пастернака с присуждением Нобелевской премии. Он был одним из первых, кто открыл Солженицына, первым в мире написал восхищенный отзыв об «Одном дне Ивана Денисовича», дал писателю кров, когда тот оказался в опале. В 1964 году Чуковский хлопотал в защиту поэта Иосифа Бродского, отданного под суд за «тунеядство».

В 1957 году Корнею Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук, в 1962 году – почетное звание доктора литературы Оксфордского университета.

Чуковский был награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. В 1962 году ему была присуждена Ленинская премия за книгу «Мастерство Некрасова».

Умер Корней Чуковский в Москве 28 октября 1969 года.  Писатель похоронен на Переделкинском кладбище.

25 мая 1903 года Чуковский венчался с Марией Борисовной Гольдфельд (1880-1955). У четы Чуковских родились четверо детей – Николай, Лидия, Борис и Мария. Одиннадцатилетняя Мария умерла в 1931 году от туберкулеза, Борис погиб в 1942 году под Москвой во время Великой Отечественной войны.

Старший сын Чуковского Николай (1904–1965) также был писателем. Он автор биографических повестей о Джеймсе Куке, Жане Лаперузе, Иване Крузенштерне, романа «Балтийское небо» о защитниках осажденного Ленинграда, психологических повестей и рассказов, переводов.

Дочь Лидия (1907–1996) – писательница и правозащитница, автор повести «Софья Петровна» (1939-1940, опубликована в 1988 году), представляющей собой свидетельство современницы о трагических событиях 1937 года, работ о русских писателях, воспоминаний об Анне Ахматовой, а также трудов по теории и практике редакторского искусства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

ЧУКОВСКИЙ, КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ | Энциклопедия Кругосвет

ЧУКОВСКИЙ, КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ (1882–1969), настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, русский советский писатель, переводчик, литературовед. Родился 19 (31) марта 1882 в Санкт-Петербурге. Отец Чуковского, петербургский студент, оставил его мать, крестьянку Полтавской губернии, после чего она с двумя детьми переехала в Одессу (о детстве писатель впоследствии рассказал в повести Серебряный герб, 1961). Занимался самообразованием, изучил английский язык. С 1901 печатался в газете «Одесские новости», в 1903–1904 в качестве корреспондента этой газеты жил в Лондоне. По возвращении в Россию сотрудничал в журнале В.Я.Брюсова «Весы», затем организовал сатирический журнал «Сигнал», за публикацию материалов антиправительственного характера был приговорен к шестимесячному заключению.

Приобрел известность как литературный критик. Острые статьи Чуковского выходили в периодике, а затем составили книги От Чехова до наших дней (1908), Критические рассказы (1911), Лица и маски (1914), Футуристы (1922) и др. Чуковский – первый в России исследователь «массовой культуры» (книга Нат Пинкертон и современная литература, статьи о Л.Чарской). Творческие интересы Чуковского постоянно расширялись, его работа со временем приобретала все более универсальный, энциклопедический характер. Поселившись в 1912 в финском местечке Куоккала, писатель поддерживал контакты с Н.Н.Евреиновым, В.Г.Короленко, Л.Н.Андреевым, А.И.Куприным, В.В.Маяковским, И.Е.Репиным. Все они впоследствии стали персонажами его мемуарных книг и очерков, а домашний рукописный альманах Чукоккала, в котором оставили свои творческие автографы десятки знаменитостей – от Репина до А.И.Солженицына, – со временем превратился в бесценный культурный памятник.

Приступив по совету В.Г.Короленко к изучению наследия Н.А.Некрасова, Чуковский сделал немало текстологических открытий, сумел изменить к лучшему эстетическую репутацию поэта (в частности, провел среди ведущих поэтов – А. А.Блока, Н.С.Гумилева, А.А.Ахматовой и др. – анкетный опрос «Некрасов и мы»). Итогом этой исследовательской работы стала книга Мастерство Некрасова, 1952, Ленинская премия, 1962). Попутно Чуковский изучал поэзию Т.Г.Шевченко, литературу 1860-х годов, биографию и творчество А.П.Чехова.

Возглавив по приглашению М.Горького детский отдел издательства «Парус»,Чуковский и сам начал писать стихи (затем и прозу) для детей. Крокодил (1916), Мойдодыр и Тараканище (1923), Муха-Цокотуха (1924), Бармалей (1925), Телефон (1926) – непревзойденные шедевры литературы «для маленьких» и вместе с тем полноценные поэтические тексты, в которых взрослые читатели обнаруживают и утонченные стилизационно-пародийные элементы, и тонкий подтекст.

Работа Чуковского в области детской литературы закономерно вывела его на изучение детского языка, первым исследователем которого он стал, выпустив в 1928 книгу Маленькие дети, получившую затем название От двух до пяти. Как лингвист Чуковский написал остроумную и темпераментную книгу о русском языке Живой как жизнь (1962), решительно выступив против бюрократических штампов, так называемого «канцелярита».

Как переводчик Чуковский открыл для русского читателя У.Уитмена (которому он также посвятил исследование Мой Уитмен), Р.Киплинга, О.Уайльда. Переводил М.Твена, Г.Честертона, О.Генри, А.К.Дойла, У.Шекспира, написал для детей пересказы произведений Д.Дефо, Р.Э.Распэ, Дж.Гринвуда. Одновременно занимался теорией перевода, создав одну из самых авторитетных в этой области книг – Высокое искусство (1968).

В 1957 Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук, в 1962 – почетное звание доктора литературы Оксфордского университета.

Умер Чуковский в Москве 28 октября 1969.

См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Литература:

Чуковский К.И. Александр Блок как человек и поэт. Пг., 1924
Чуковский К.И. Современники. М., 1962
Чуковский К. И. Собрание сочинений, тт. 1–6. М., 1965–1969
Петровский М.С. Книга о Корнее Чуковском. М., 1966
Чуковский К.И. От двух до пяти. Изд. 21-е. М., 1970
Жизнь и творчество Корнея Чуковского. Сб. М., 1978
Чуковский К.И. Чукоккала. Рукописный альманах К.Чуковского. М., 1979; Изд. 2-е. М., 1999
Воспоминания о Корнее Чуковском. Изд. 2-е. М., 1983
Чуковский К.И. Высокое искусство. М., 1988
Чуковская Л. Памяти детства. М., 1989
Чуковская Е., Чуковская Л. Литературный путь Корнея Чуковского. – Книжное обозрение, 1989, № 47
Чуковский К.И. Дневник. 1901–1929. М., 1991
Чуковский К.И. Дневник. 1930–1969. М., 1994
Корней Иванович Чуковский. Биобиблиографический указатель. М., 1999

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?

Пройти тест

Биография Корней Чуковский | Русская поэзия

Чуковский Корней Иванович   (1882–1969) (настоящее имя Корнейчуков Николай Васильевич) — известный писатель детских книг, публицист, критик, переводчик. Он родился в Санкт-Петербурге вне брака с Эммануилом Левинсоном и Екатериной Корнейчуковой. Его родители разошлись вскоре после рождения Николая. Николай провел свое детство в Одессе. Он самостоятельно изучал английский и французский языки и читал в оригинале Эдгара Аллана По и Уолта Уитмена, Томаса Мейна Рида, Александра Дюма, Роберта Стивенсона и Вальтера Скотта. Диплом о школе получил заочно.

В 1901 году он начал писать статьи и фельетоны, брать интервью у приезжавших в Одессу писателей, таких как Иван Бунин, Александр Куприн и др. для еженедельной газеты Одесские новости. Позже он провел два года в Лондоне, работая репортером Одесские новости.

 

В 1904-1906 годах поселился в Петербурге, работал литературным критиком в Масштабе, Символистском журнале по литературе, библиографии и критике. В то время он принял псевдоним Корней Иванович Чуковский. В 1906 Корней Чуковский переехал в дачный поселок Куоккола в часе езды от Петербурга, где жил круглогодично с семьей до революции 1917 года.

Когда он вернулся в Лондон в 1916 году в качестве представителя журнала Нива , он служил обозревателем Великобритании и отношения Великобритании к России. Его критические работы всегда играли роль в формировании британского восприятия русской литературы. Лондонский опыт пробудил в нем интерес к массовой культуре, которая стала его определяющей темой как литературного критика в его дореволюционных произведениях (Ванинская, 2011).

С тех пор Чуковский переводил англоязычную поэзию и прозу — Уолта Уитмена, Оскара Уайльда, Г.К. Честертона, О.Генри, Конан Дойля, а также детские стишки — на русский язык. Сразу после революции, в 1918 году, Чуковский участвовал в

Всемирной литературе Переводческом проекте , учрежденном Максимом Горьким. Целью проекта было сделать хорошие переводы лучших произведений мировой литературы доступными для широкой советской читательской аудитории. С 1920-х годов он был культурным дипломатом от имени Великобритании в СССР и способствовал общению между западными писателями и учеными и их советскими коллегами.

 Корней Чуковский заинтересовался детской литературой и психологией только тогда, когда был уже состоявшимся литературным критиком и переводчиком. Его любовь к британской народной поэзии, бессмысленной детской литературе и детским стишкам изменила его собственный стиль письма, достигнув кульминации в оригинальной бессмысленной поэзии, полной юмора, игры слов и ритмических рисунков (Leighton, 1972). Его стихотворные сказки

Крокодил (1916-17), Великий таракан (1921, изданы издательством «Радуга» в 1923), Wash ’Em Clean (1923), Buzzy-Wuzzy Busy Fly (1924) и другие детские стихи быстро стали популярными и до сих пор читаются русским детям. Чуковский считается одним из первых писателей, начавших писать для совсем маленьких детей. Его стихи представили язык, в котором звуковые образы ставились выше рационального повествования. Причудливые образы и бессмысленные стихи были тщательно продуманы и очень нравятся детям младшего возраста. Его поэзия имеет положительные качества для детей, в том числе укрепляет их языковые навыки и воспитывает творческие инстинкты, особенно в отношении использования слов необычным образом и обучения решению проблем.
Среди психологов и лингвистов он также был известен своими работами From Two to Five (1928), посвященный детскому языку и развитию детей.

Однако в 1930-х годах ценность детских стихов Чуковского стала предметом споров, и многие критики отклонили их причудливые элементы как просто «тарабарщину», содержащую странные или сюрреалистические идеи. Детские рассказы Чуковского попали под пристальное внимание Надежды Крупской, жены основателя СССР Владимира Ленина. Она высмеивала потешки Чуковского и утверждала, что его формат и содержание не вполне соответствуют задачам советской педагогики. Чуковский был глубоко потрясен и впоследствии долго не мог писать.

С 1938 года Корней Чуковский с семьей стал больше времени проводить на даче в писательской колонии в подмосковном Переделкино. Его загородный дом примыкал к построенной им специальной детской библиотеке. В доме также собиралась часть московской интеллигенции и западных гостей.

Его пожизненные исследования в области теории перевода составляют том

Искусство перевода , над которым он работал с 1919 года до его публикации в 1919 году. 64. Большинство переводов Чуковского — проза. Книги Редьярда Киплинга «Книга джунглей » и «Простые истории » выдержали сотни изданий. Его переводы « Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, « Удивительные приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Эрика Распе , Марка Твена « Приключения Тома Сойера » и « Принц и нищий » были бестселлерами детской классики.

К 1960-м годам на английский язык было переведено больше детских стихов Чуковского, чем его критики. А пока его прижизненная работа на Некрасова, Мастерство Некрасова удостоено Ленинской премии. Его книга « Живи как жизнь » (впервые опубликована в 1962 году) выступала за сохранение живого, живого русского языка. Учитывая его репутацию в Советском Союзе, западные литературоведы признали роль Чуковского в восприятии русской литературы широкой британской публикой. В 1962 году Чуковский получил звание почетного доктора литературы Оксфордского университета.

Источники

Голоперов, д. «Корней Чуковский: известный и одновременно неизвестный писатель Одессы» 2016.

Лейтон, Л. «Посвящение Корнею Чуковскому», Русское обозрение, 31 (1972), 38–48

Ванинская, А. «Корней Чуковский в Британии», Перевод и литература, том. 20 (2011), вып. 3, стр. 373-392. https://doi.org/10.3366/tal.2011.0037

Корней Чуковский краткая биография

Корней Чуковский В этой статье изложена краткая биография известного детского писателя.

Корней Чуковский краткая биография

Его всю жизнь тяготило происхождение писателя — внебрачный сын холопки, брошенный отцом. Отчасти это позже повлияло на решение писать под псевдонимом.

Николай Корнейчуков родился 31 марта 1882 в Санкт-Петербурге. А свое отчество Васильевич получил благодаря крестному отцу. Его мать, крестьянка из Полтавы, позже переехала с сыном в Одессу, куда отдала его учиться в гимназию. Но через 4 года учебы его отчислили из-за низкого класса. Всю дальнейшую жизнь занимался самообразованием, изучал английский и французский языки. Возможность много читать он получил в семье своего школьного друга и будущего писателя Бориса Житкова, у которого дома была огромная библиотека.

В 1901 году талантливый юноша начал работать в «Одесских новостях» и через 2 года уехал журналистом в Лондон, где в течение года изучал английскую литературу. Там он знакомится с Г. Уэллсом и А. Конан-Дойлем. Вернувшись, писатель отправляется в Петербург, пишет критические статьи и очерки.

В 1905 году Корней Иванович организовал сатирический журнал «Сигнал», содержание которого правительство считало революционно опасным для царского режима. Журнал репрессируют, а издателя Чуковского арестовывают на 6 месяцев, спасением становится защита известного адвоката Грузенберга и его оправдывают.

С 1906 по 1916 год живет и работает в финском городе Куоккала. В эти годы Чуковский дружил со многими художниками: художником Репиным, писателями Короленко, В. Маяковским, Андреевым, Алексеем Толстым.

В 1916 году работал военным корреспондентом за границей. Побывав в Бельгии, Франции, Англии, он возвращается на родину в разгар революции. Он становится довольно влиятельным критиком в литературных кругах, но строгая цензура не только диктует, что писать, но и становится опасной для вольнодумцев.

Горький в 1917 году приглашает его в издательство «Парус» возглавить отдел детской литературы. Во время редакционной работы по воле случая ему пришлось написать несколько детских стихов.

Его первое стихотворение «Крокодил» было придумано как вечерняя сказка для сына, но оно так понравилось всем детям, что с этого момента Чуковский стал любимым детским писателем страны. Следующее десятилетие писатель работает над своими известными произведениями для детей «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Бармалей», «Айболит», «Таракан», «Федорино гора».

Но считать автора исключительно детским писателем — ошибка. Всю многогранность его интересов можно понять, проанализировав все творчество Чуковского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *