Конт огюст философ: Огюст Конт основные идеи ⚡. Позитивистская философия ✎

Содержание

Конт Огюст



Конт Огюст

1798—1857

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Огюст Конт

Был сотрудником Сен-Симона

Конт Огюст (1798—1857) — французский философ, основатель позитивизма. Был секретарем и сотрудником Сен-Симона (1818—1824). Исходный тезис «позитивной философии» Конта — требование, чтобы наука ограничилась описанием внешнего облика явлений. Опираясь на этот тезис, Конт утверждал, что «метафизика», т. е. учение о сущности явлений, должна быть отброшена. История познания природы была разделена Контом на три стадии; каждая из этих стадий соответствовала определенному типу мировоззрения: теологическому, метафизическому и позитивному. На первой, теологической стадии человеческий ум пытался объяснить явления воздействием сверхъестественных сил, бога. Метафизическое мировоззрение, по Конту, есть видоизменение теологического, основу всех явлений в этом случае видят в абстрактных метафизических сущностях. На смену теологическому и метафизическому мировоззрению, по Конту, приходит «позитивный метод», который требует отказа от «абсолютного знания» (прежде всего от материализма и от объективного идеализма). Трехчленная формула Конта не отражала действительную историю науки и философии: из нее выпадал, например, целый период в развитии человеческой мысли — античная эпоха.

В конечном счете эта формула была подражанием диалектической триаде, заимствованной им у Сен-Симона. Свою трехчленную схему Конт использовал для общей классификации наук и для систематизации гражданской истории. Для социологии Конта (ему принадлежит термин «социология») был характерен некорректный биологический подход к объяснению общества. Основная идея его социологического учения — утверждение бесполезности революционного изменения буржуазных порядков. Капитализм, по Конту, завершает историческую эволюцию человеческого общества. Средством установления социальной гармонии Конт считал пропаганду «новой» религии, в которой культ личного бога заменялся культом абстрактного человека как высшего существа. Основная работа Конта — «Курс позитивной философии» (1830—1842).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 201-202.


Вернуться на главную страницу О. Конта

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Огюст Конт позитивизм, идеи, работы, творчество, альтруизм: VIKENT.

RU

Французский учёный, основоположник социологии как самостоятельной науки и автор этого названия (было предложено в 1832 году).

 

«Задачу философии он видел в описании развития человеческой мысли, которая выражена преимущественно в развитии науки.

Важным результатом работы Конта стало первое систематическое изложение истории естествознания. Основой доктрины Конта является концепция «трёх стадий», согласно которой каждая наука проходит в своём развитии три этапа – теологический, метафизический и позитивный.

Первый из этих этапов характеризуется склонностью человеческого ума объяснять явления природы целесообразными действиями потусторонних сил. На метафизической стадии эти силы заменяются абстрактными принципами. Вместо воли Бога вводятся в рассмотрение естественные причины. Объяснением считается сведение к общим законам. На позитивной стадии, когда возникает подлинно научное знание, наука занята описанием наблюдаемых фактов, их группировкой и классификацией сообразно общим законам, подсказанным самими фактами. Каждая наука проходит все три стадии самостоятельно.

Более того, существует определённый порядок в развитии наук, обусловленный тем, что одна должна опираться на факты, описанные в другой. Первой, согласно Конту, прошла все три стадии астрономия, которая исследует наиболее простые и общие явления. Физика, будучи более сложной наукой, использует достижения астрономии для описания своих фактов. Она, в свою очередь, составляет базу для химии, которая занята изучением на порядок более сложных явлений, чем физика. Последней из наук, вышедших на позитивный этап, является биология, развитие которой было бы невозможно без серьезного прогресса химии. Каждая наука разрабатывает собственную методологию, сообразную исследуемым явлениям. В исследовательских методах Конт отмечает ту же иерархию, которую находит в самих науках. Наиболее простым он считает наблюдение.

Например, астрономия ограничивается лишь этим методом. Наблюдение Конт понимает как акт чувственного восприятия, подводящий воспринимаемое явление под общий закон. Необходимым условием наблюдения является выдвижение гипотезы относительно наблюдаемого явления. Физика и химия, не отказываясь от наблюдения, прибегают также к эксперименту, поскольку изучаемые ими явления допускают их искусственное воспроизведение и, с другой стороны, не наблюдаются с достаточной регулярностью и чистотой в природе, подобно астрономическим фактам. Этот метод оказывается, однако, не всегда уместен в биологии, поскольку искусственное вмешательство в функционирование живых организмов может их разрушить. Основным исследовательским методом биологии Конт считает сравнение.

Этот же метод, согласно Конту, является основным для социологии. Сам термин «социология» впервые был введён Контом. Исследование явлений социальной жизни, по Конту, только вступает в позитивную стадию.

Социологией, находившейся на метафизической стадии, он считал спекулятивную философию, на смену которой приходит позитивная социология. Одним из первых позитивных социологических законов он полагал свой собственный закон «трёх стадий». Три стадии в развитии социологии Конт отождествляет с состоянием общества. Теологической стадии соответствует вера в божественное происхождение общественных институтов и основанное на этой вере согласие всех членов социума. Такой общественный порядок Конт приписывал европейскому Средневековью. Переход на метафизическую стадию связан с разрушением общественного согласия, поскольку различные философские системы предлагают несовместимые принципы социального устройства. Этот период начался с Реформации и характеризуется сильными общественными потрясениями и постоянной борьбой принципов.

Насущную задачу своего времени Конт видит в восстановлении согласия на новых основаниях. Переход социологии на позитивную стадию должен положить конец разногласиям: позитивная наука найдёт подлинные законы существования общества и откроет новые принципы общественного устройства, которые не вызовут уже никаких споров. Это будут не спекулятивные измышления, а научно установленные факты. Никому не придёт в голову их отрицать, как ныне никто не отрицает законы, установленные естественными науками. Таким образом, развитие социологии сулит человечеству эру всеобщего мира и процветания.

Социология должна стать не только наукой, но и религией, которую Конт называет «позитивной».

Учёные-социологи, к которым все граждане будут испытывать то же доверие, какое испытывали в Средние века к церковной иерархии, станут новым священством. На них будет возложено руководство обществом. Конт даже приступил к разработке катехизиса позитивной религии, а себя провозгласил первосвященником».

Гутнер Г.В., Конт (Comte) Огюст, Новая философская энциклопедия в 4-х томах, Том 2, Е-М, М., «Мысль», 2001 г., с. 296.

 

«После появления контовского «Курса позитивной философии» во французских университетских кругах социология всячески третировалась. Философы с презрением относились к ней как к «выскочке», считая её уделом математиков, врачей, инженеров и т. п. С течением времени эта враждебность несколько уменьшилась. Контовская идея социологии как самостоятельной науки, способной стать основой научной реорганизации общества, постепенно завоевывала республиканцев, стремящихся к общественному обновлению».

Осипова Е.В., Социология Эмиля Дюркгейма. Критический анализ теоретико-методологических концепций, М., «Наука», 1977 г., с. 22-23.

 

Огюст Конт придумал и ввёл в оборот термин «альтруизм» — от латинского термина «alter» – другой.

 

«В 1835 году знаменитый французский философ Огюст Конт писал о звёздах: «Мы никогда и никоим способом не сможем изучить их химический состав и минералогическую структуру». Однако ещё до того, как Конт высказал своё сожаление, Фраунгофер уже начал при помощи спектроскопа анализировать химический состав Солнца. В наше время спектрологи ежедневно опровергают убеждение Конта, выявляя точный химический состав самых далёких звёзд»

Ричард Докинз, Бог как иллюзия, СПб, «Азбука», 2013 г. , с. 61.

 

Учитель: Анри де Сен-Симон, у которого Огюст Конт работал секретарём с 1817 по 1824 годы.  Кроме него, Огюст Конт развил ряд идей А.Р. Тюрго.

Ученики и последователи: Александр Гумбольдт,  Джон Милль.

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube

Монпелье | История, география и достопримечательности

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Огюст Конт — Социология, книги и цитаты

(1798-1857)

Кем был Огюст Конт?

Французский философ Огюст Конт вырос на волне Французской революции. Он отверг религию и королевскую власть, вместо этого сосредоточившись на изучении общества, которое он назвал «социологией». Он разделил предмет на две категории: силы, скрепляющие общество («социальная статика»), и те, которые движут социальными изменениями («социальная динамика»). Идеи Конта и использование научных методов значительно продвинули эту область.

Молодость

Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт родился 19 января 1798 года в Монпелье, Франция. Он родился в тени Французской революции, а современная наука и техника породили промышленную революцию. За это время европейское общество испытало жестокий конфликт и чувство отчуждения. Доверие к устоявшимся убеждениям и институтам было подорвано. Конт провел большую часть своей жизни, разрабатывая философию нового общественного порядка среди всего этого хаоса и неопределенности.

Отец Конта, Луи, государственный налоговый чиновник, и его мать, Розали (Бойер) Конт, были монархистами и набожными католиками. Во время учебы в Университете Монпелье Конт отказался от этих взглядов в пользу республиканизма, вдохновленного Французской революцией, что повлияло на его более позднюю работу.

В 1814 году он поступил в Политехническую школу и показал себя блестящим математиком и ученым. Он бросил школу до ее окончания и поселился в Париже, не имея возможности обеспечить себя. Он зарабатывал на скудную жизнь преподаванием математики и журналистики, в то же время глубоко изучая экономику, историю и философию.

В 19 лет Конт познакомился с Анри де Сен-Симоном, социальным теоретиком, интересовавшимся утопическими реформами и одним из первых основателей европейского социализма. Находясь под сильным влиянием Сен-Симона, Конт стал его секретарем и сотрудником. В 1824 году партнерство прекратилось из-за оспариваемого авторства сочинений пары, но влияние Сен-Симона сохранялось на протяжении всей жизни Конта.

Философские идеи и социология

Конт самостоятельно разработал социальную доктрину, основанную на научных принципах. В 1826 году он начал читать серию лекций группе выдающихся французских интеллектуалов. Однако примерно на трети курса лекций у него случился нервный срыв. Несмотря на периодические госпитализации в течение следующих 15 лет, он написал свою главную работу, шеститомник 9.0155 Курс позитивной философии . В этой работе Конт утверждал, что, как и физический мир, общество действует по своему собственному своду законов.

Усилия Конта способствовали изучению общества и развитию социологии. В это время он поддерживал себя постом в Политехнической школе, но столкнулся с администраторами и был уволен в 1842 году. В том же году он развелся со своей женой Кэролайн Массин Конт после 17 лет ожесточенного брака. С тех пор он полагался на друзей и благотворителей, которые поддерживали его.

В 1844 году граф познакомился с Клотильдой де Во, французской аристократкой и писательницей. Поскольку она не развелась со своим развратным мужем, ее отношения с Контом оставались платоническими, хотя они были глубоко влюблены. После ее смерти, в 1846 году, Конт написал Систему позитивной политики . В своей формулировке «религии человечества» Конт предложил религиозный порядок, основанный на разуме и человечности, подчеркивая мораль как краеугольный камень политической организации человека.

Смерть

Конт продолжал совершенствовать и продвигать свой «новый мировой порядок», пытаясь объединить историю, психологию и экономику через научное понимание общества. Его работа была широко распространена интеллектуалами Европы и повлияла на мышление Карла Маркса, Джона Стюарта Милля и Джорджа Элиота. Конт умер от рака желудка в Париже 5 сентября 1857 года. Несмотря на эгоцентричность и эгоцентричность, Конт посвятил себя улучшению общества.


  • Имя: Огюст
  • Год рождения: 1798
  • Дата рождения: 19 января 1798
  • Город рождения: Монпелье, Эро
  • Страна рождения: Франция
  • Пол: Лучший знаток Мужской язык
  • 900 область общественных наук, дав ей название «социология» и оказавшая влияние на многие 19Социальные интеллектуалы X века.
  • Отрасли
    • Образование и наука
    • Журналистика и документальная литература
  • Астрологический знак: Козерог
  • Школы
    • Университет Монпелье Жоффр
    • 04
    • 04
    • École Polytechnique
  • Национальности
    • Французы
  • Смерть Год: 1857
  • Дата смерти: 5 сентября 1857 года
  • Город смерти: Париж
  • Страна смерти: Франция

Мы стремимся к точности и справедливости. Если вы видите что-то не так, свяжитесь с нами!


  • Название статьи: Биография Огюста Конта
  • Автор: Biography.com Editors
  • Название веб-сайта: Веб-сайт The Biography.com
  • URL-адрес: https://www.biography.com/scholars-educators/auguste-comte
  • Дата доступа:
  • Издатель: A&E; Телевизионные сети
  • Последнее обновление: 26 марта 2021 г.
  • Исходная дата публикации: 2 апреля 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *