Школа философия сократа: СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ | Энциклопедия Кругосвет

2.2 Сократ и сократические школы

Сократ (469—399 гг. до н. э.) совершил антропологический переворот в философии, впервые объявивший ее центральной проблемой — человека как морального существа. Его интересовала природа нравственности, добра и зла, справедливости, любви, т. е. того, что составляло суть души человека. Принципом своих философских размышлений и задачей философии Сократ сделал надпись на храме Дельфийского оракула «Познай себя сам». Это и был поворот в философии. Отныне ее назначение состояло не в познании природы, а в познании человека. В глазах Сократа науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками о природе. Это преимущество состоит в том, что, впервые, изучая человека, дают ему то, в чем он более всего нуждается — познание самого себя и своих дел, ясное осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение.

Философия, с точки зрения Сократа, и есть подлинный способ познания добра и зла.

Это познание он осуществлял в процессе своих бесед. В них Сократ исходил из фактов частной жизни. Сравнивая отдельные моральные поступки и выделяя в них общие элементы, он анализировал их с целью обнаружения противоречивых моментов предшествующего анализа и, в конечном счете, сводил их к высшему единству на основе вычленения существенных признаков. Таким путем он достигал общего понятия о добре, зле, справедливости, красоте и т. д. Целью критической работы ума, по Сократу, должно быть получение понятия, основанного на строго научном определении предмета.

Сократ учил, что философия — любовь к мудрости, к знанию — может рассматриваться как нравственная деятельность только в том случае, если знание само по себе есть добро. Он верил, что если человек знает что именно хорошо, а что плохо, то никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание является источником нравственного совершенства. По Сократу, знание того, что хорошо и полезно человеку, способствует его блаженству, его жизненному счастью.

Он называл три основных человеческих добродетели: умеренность (знание как обуздывать страсть), храбрость (знание как преодолевать опасности) и справедливость (знание как соблюдать божественные и человеческие законы). Таким образом, Сократ пытался найти в сознании и мышлении твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства

Особое место в теории познания Сократа занимает его метод в форме диалога, вопросов и ответов. Он был убежден, что именно в споре рождается истина. Задавая вопросы, взвешивая ответы, и вновь задавая новые вопросы, он помогал истине родиться в душе своего собеседника. Такой метод в философии получил название сократической иронии, сам же Сократ называл его в шутку майевтикой, сравнивая с повивальным искусством (его мать была повитухой).

Сократические школыфилософские направления, возникшие на основе учения Сократа. Среди них наибольшую известность получили:

  1. киники (Антисфен, Диоген Синопский). Есть две версии происхождения слова «киники». Первая — от слова «гимнасий» — место, где велись философские беседы, называлось «киносарг» — «зоркий пес». Вторая — от слова «кюникос» — собака. Киники проповедовали аскетизм, жестко ограничивая свои потребности, Местом их ночлега могло быть любое место, заставшее их в пути. Антисфен учил, что жить нужно подобно собаке. Какое бы объяснение не было правильным, киники соглашались с прозвищем «собаки», считая его своим символом. Занимались киники в основном этическими проблемами. Смыслом жизни они считали достижение добродетели, под которой понимали сокращение потребностей и независимость от общества и государства. Важным в их учении было то, что человек сам, а не общество и государство ответственен за свои поступки, в которых человек руководствуется своим, и только своим, разумом. Киники отвергали многие общественные ценности своего времени, мешающие, по их мнению, добродетельной жизни. Богатство, популярность и власть ведут, по их мнению, к уничтожению разума, превращая человека в нечто искусственное.

    И, наоборот, плохая слава, бедность полезны, ибо ведут человека назад к природе, к естественности. Они призывали к отмене собственности и различий в общественном положении.

  2. киренаики(Аристипп, его дочь Арета с сыном, Феодор, Анникерид). Аскетизму киников они противопоставили гедонизм (наслаждение жизнью). Основателем школы был Аристипп, родом из Кирены. Он учил, что ощущения ничего не говорят о предметах внешнего мира, а соответствуют только нашим душевным движениям и потому всегда истинны. А поскольку нет внешнего критерия для оценки душевных движений или чувствований, то место центрального понятия в их этике занимает удовольствие вместо блага их учителя Сократа. В связи с этим цель человеческой жизни состоит в удовольствии.

  3. мегарская школа (Эвклид, Евбулид, Диодор, Крон,). Мегары — это место, где жил основатель школы Эвклид. В центре внимания мегариков стояла проблема единичного и общего в познании — в пользу общего. Уже Евклидом формулируется тезис о том, что реально только общее, единичного же не существует. Это приводит мегарскую школу к отождествлению бытия, блага и истины.

    Существует только одно абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, — Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует. Бытие в своей действительности содержит все возможности и каждая из них фактически уже действительна. Помимо философских теоретических изысканий мегарцы занимались практической деятельностью, защищали, отстаивали нуждающихся в помощи, за что получили прозвище «спорщики». Представители мегарской школы, в частности Евбулид, стали авторами известных апорий, с помощью которых пытались понять диалектику перехода количества в качество. Например, апория «Лысый»: «если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он становится лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже лысого»?» Философия мегарской школы внесла значительный вклад в развитие логики как теоретической дисциплины.

Сократические школы и их значение

Замечание 1

Сократ – это античный философ V века до н.э., оказавший огромное влияние на последующее развитие философской мысли в Европе, учитель множества выдающихся мыслителей, в том числе и Платона.

Значение философии Сократа и ее последователи

Учение Сократа служит водоразделом греческой философской традиции на натурфилософскую мысль древних греков и классическую античную философию. До Сократа в центре внимания мыслителей находилась природа, основными вопросами были первоосновы мира (ионийская школа), сущность бытия (элейская школа), проблемы познания мира и ограниченности возможностей познания реальности. Однако Сократ разворачивает философию к человеку, в центре его учения находится не природа, а морально-этическая проблематика. Философия в понимании Сократа – это учение о добродетели, изучение философии есть инструмент воспитания, с помощью которого знание, которое и есть добродетель, передается новым поколениям.

Учение Сократа собрало множество учеников, которых он вопреки традициям обучал совершенно бесплатно. После смерти учителя, его ученики продолжили дело Сократа, развивая и отстаивая его учение.

Принято выделять четыре основных сократических школы:

  • школа мегариков, основанная Евклидом из Мегары;
  • школа киников, основанная Антисфеном;
  • школа киренаиков, основанная Аристиппом из Кирены;
  • Элидо-Эретрийская школа, основанная Федоном из Элиды.

Большинство данных школ существовало на протяжении IV-III веков до н.э., их представители придерживались основ учения Сократа, либо стремились развить его, порой в противоположных направлениях. Отдельно от сократических школ рассматривается Академия Платона, также ученика знаменитого философа. В отличие от других учеников Платон, основываясь на идеях Сократа создал собственную философскую концепцию, первую охватывающую сразу проблемы и онтологии, и гносеологии, и этики, и социальной философии, создающую целостный образ мира.

Идеи Платона пошли значительно дальше основ, заложенных Сократом, в связи с чем его школа рассматривается как самостоятельный феномен.

Также у Сократа было множество учеников, ставших выдающимися мыслителями, но не основавших собственных школ. К ним относятся:

  • Критон,
  • Эсхин,
  • Главкон из Афин,
  • Симмий,
  • Кебет и др.

Также отдельно от прочих выделяют Ксенофонта. В отличие от других учеников Ксенофонт не стал философом, однако он оставил обширные труды, посвященные самой философии Сократа, ведь великий мудрец отдавал предпочтение живой беседе и никогда не писал сочинений.

Мегарская и Элидо-Эретрийская школы

Основатель школы мегариков Евклид был ревностным последователем Сократа. Он полагал, что «бестелесные виды» — т.е. абстрактные понятия, есть единственная и непреложная истина, а значит познание бестелесных видов есть сама добродетель. Признавая превосходство общего знания над конкретным, Евклид также разделял представления Парменида о мире, как единой сущности, не имеющей частей или составляющих.

Представители мегарской школы не выдвинули собственной теории, все своё время они посвятили доказательству и аргументации выбранной позиции, а именно дискредитации чувственного познания. Мегарики вслед за Парменидом утверждали, что чувство времени, движения, смерти и рождения, есть лишь иллюзии порожденные несовершенными чувствами человека. Более того они в конечном итоге пришли к софистскому предположению о том, что общее знание, те самые бестелесные виды никак не соотносятся с конкретными предметами, отображаемыми чувствами.

Наиболее известными парадоксами Мегарской школы стали «Лжец» и «Рогатый». Парадокс лжеца состоит в том, что если какой-либо человек скажет: «Я лгу», то сторонний наблюдатель не сможет оценить истинность данной фразы. Ведь если человек действительно лжец, то фраза будет истинной, если же он нет, то фраза окажется ложной, т.е. чувства не помогут в данном случае установить правду.

Аналогично построен и парадокс «Рогатый». Если спросить у человека потерял ли он рога, то тот ни сможет ответить ни «да», ни «нет», ведь если он скажет «да», то предполагается что рога у него когда-то были, а если скажет «нет», то соврет ведь на самом деле у него нет рогов.

Представители Элидо-Эретрийской школы также не продвинулись в развитии сократического учения, они разделяли взгляды мегариков, и целиком посвятили себя их защите, прославившись как искусные спорщики и мастера ораторского искусства.

Школы киников и киренаиков

В отличие от мегариков и Платона, в школах киников и киренаиков отрицаются идеи об общих понятиях, бестелесных видах и вообще каком-либо «истинном» теоретическом знании, оторванном от реальности.

Так, Антисфен, основатель школы киников, полагал, что между понятием и вещью может быть установлен лишь один вид отношений – это отношения тождества, т.е. дом есть дом, а корабль есть корабль. Никакого сравнения или противопоставления, обобщения понятий и выведения суждений быть не может. По этой причине благо, добродетель не может являться некой абстракцией, оно конкретно и индивидуально, благо не состояние общества, но добродетель конкретного человека. При этом в качестве блага можно рассматривать лишь те аспекты человеческого существования, которые подчинены самому человеку, достигаются благодаря его усилиям, а потому ни богатство, ни здоровье, ни власть не могут являться благами.

Единственным подлинным благом Антисфен полагал спокойствие, как равновесное состояние души, достигаемое за счет отрешения от всего человеку неподвластного. Антисфен установил идеал аскетического существования, предполагающего отказ от имущества, общественной жизни, удовольствий, традиций и устоев, за исключением самых базовых потребностей, таких как сон и еда, без которых существование человека невозможно. Одним из учеников Антисфена был знаменитый Диоген из Синопа, который воплотил этический идеал школы в жизни. Диоген отказался от всего – он проживал в глиняном пифосе (согласно позднейшей традиции в бочке), из вещей имел лишь плащ, суму и чашу. Диоген часто эпатировал Афинскую публику, и много спорил с Платоном, отрицая его представления об идеях.

В отличии от киников, киренаики также отрицавшие бестелесные виды и признававшие реальность лишь конкретных вещей, пришли к прямо противоположным выводам о пути к достижению блага и этическому идеалу добродетели.

Основатель школы Аристипп учил, что лишь ощущения человека могут дать ему знания. Но эти ощущения говорят не о свойствах окружающих предметов, но о свойствах самого человека. А потому переживание наслаждения – есть благо и добродетель, в то время как страдание – это зло. Наслаждение же есть душевный подъем оно не равнозначно спокойствию. Наслаждение не может находится в прошлом или будущем, оно есть только сейчас и человеку следует полностью переживать данное чувство. Вместе с тем не следует гнать за наслаждениями, особенно несбыточными так как такая погоня принесет лишь страдания.

Обучение, вдохновленное учащимися: сократовский подход

Сократ долгое время считался отцом современного образования. Он считал, что как самообучающиеся мы должны сначала признать свое невежество и осознать, что существует мир знаний, к которому можно получить доступ, но только после того, как мы сможем признать, что мы еще не знаем всего. Мы также должны признать, что то, что мы «знаем», может быть не таким правильным, как мы думаем. Сократовский метод побуждает студентов задавать вопросы, критически мыслить и делать собственные выводы.

Я считаю, что современные образовательные структуры, такие как предлагаемые IB, сознательно или неосознанно вдохновлены сократовским подходом. Роль преподавателя заключается в том, чтобы вдохновлять и давать студентам возможность исследовать свои навыки и знания, а не читать лекции. Обучением должен руководить учащийся, и учащиеся должны иметь возможность выражать то, чему они научились, индивидуально и по-своему.

Как методы обучения Сократа влияют на современное образование

Каждое поколение учащихся отличается и имеет разные ожидания в отношении своего образовательного опыта. Однако одна вещь оставалась неизменной на протяжении всего времени: все учащиеся хотят получать удовольствие, и все учащиеся хотят свободы на протяжении всего учебного процесса.

Важно, чтобы руководители образовательных учреждений и учителя помнили об этом при планировании и реализации своих учебных программ. У большинства школ есть образовательная структура для выбранной ими учебной программы, которая включает в себя набор ожиданий относительно того, что каждый учащийся должен выучить после завершения программы. Хотя эти ожидания четко изложены, метод их достижения не всегда четко определен. Это позволяет учителям проявлять творческий подход и использовать свои собственные подходы к обучению учащихся в рамках установленной учебной программы. Сократ был пионером творческих методов преподавания и обучения, и его наследие продолжается в творческой свободе, которую используют наши современные педагоги.

Статуя Сократа (Изображение предоставлено C messier через Wikimedia Commons)

Образовательные теории Сократа

Сократ был наиболее известен как человек, задающий вопросы. У него были вопросы обо всем — от практичности повседневной жизни до экзистенциальной природы человеческого разума. Когда он руководил и наставлял своих учеников, он побуждал их задавать вопросы. Он считал, что учащиеся могут получить знания только в том случае, если они искренне хотят искать их для себя.

На самом деле студенты нередко задавали Сократу вопрос, а он не давал ответа. Вместо этого он задавал своим ученикам вопросы в ответ, заставляя их критически мыслить и делать собственные выводы, основанные на фактах и ​​исследованиях. Он также твердо считал, что студенты должны испытать то, о чем они узнают, а не просто читать о теме или изучать ее из второстепенного источника.

У Сократа было несколько образовательных теорий, в том числе:

  • Теория ценности — Теория ценности Сократа была основана на тривиальных и важных знаниях и стремилась определить, какой тип знания стоит изучать.
  • Теория познания — В своей «Теории познания» Сократ анализирует различные типы знания и то, что отличает знание от личной веры.
  • Теория человеческой природы — Теория человеческой природы Сократа исследует, что отличает людей от других видов, и отмечает, что люди способны различать правильное и неправильное.
  • Теория обучения — В его теории обучения отмечается, что люди могут получить знания только тогда, когда осознают, что у них их нет с самого начала. Он признает, что вопросы являются корнем образовательного процесса.
  • Теория передачи — Сократ объясняет в своей теории передачи, что не существует одного типа учителей. Он отмечает, что многие типы людей, использующие самые разные методы, могут быть эффективными учителями, передающими знания.
  • Теория общества — Во времена Сократа знания не приобретались в рамках определенного класса или обучения. Это происходило через социальные взаимодействия. Он исследовал эту концепцию через призму классовой системы Древних Афин.
  • Теория возможностей — В «Теории возможностей» Сократа он затронул вопрос о том, кто должен получать знания и кто должен посещать школу. Он отвергал идею получения знаний просто ради них и предпочитал, чтобы люди получали знания, которые они могли бы применить в своей жизни или профессии.
  • Теория консенсуса — В «Теории консенсуса» Сократ утверждает, что люди должны использовать свои моральные добродетели для преодоления разногласий и достижения консенсуса.

Метод Сократа в современном классе

Метод Сократа — это древняя практика, которая до сих пор актуальна в современных классах. Фактически, с учетом все более сложных проблем, с которыми сегодня сталкивается взаимосвязанный мир, это может быть более актуальным, чем когда-либо прежде.

Вот лишь несколько способов применения Сократовского метода в современных классах:

  • Учащиеся имеют возможность управлять своим обучением. Сегодня в классах учащиеся могут настраивать учебный процесс и направлять собственное обучение, устанавливая для себя цели. Вместе со своими учителями они создают план для достижения этих целей.
  • Учащиеся часто работают в группах, чтобы улучшить свои навыки совместной работы. Учащиеся учатся работать со своими сверстниками и ориентироваться в различных идеях по мере того, как они приходят к единому мнению о том, как подходить к своему проекту.
  • Студенты могут выбрать формат, который позволит им продемонстрировать свои знания. Например, у них может быть возможность создать видео, чтобы выполнить требования задания, или они могут предпочесть разработать брошюру. Они могут применять свои знания и знания так, как им удобно.
  • Преподаватели задают ученикам вопросы, побуждая их копать глубже и критически мыслить на протяжении всего учебного процесса. Когда ученики отправляют работу и документируют свои успехи, их учителя будут задавать вопросы — точно так же, как Сократ задавал своим ученикам. Это заставляет студентов смотреть внутрь себя и продолжать искать больше знаний по мере выполнения своей работы.
  • Учащиеся получают обратную связь от своих учителей, что придает им уверенности, необходимой им для дальнейшего продвижения по образовательному пути. По мере того, как учителя отмечают их успехи и прогресс, они помогают им решить, какие следующие шаги им необходимо предпринять, чтобы завершить работу и продолжить получать знания на основе полученного опыта.

Сочетание других методов обучения с методом Сократа

Из поколения в поколение педагоги осознавали ценность, которую Сократ предлагал благодаря своим словам, действиям и хорошо разработанным теориям. Однако большинство учителей и администраторов обнаружили, что сочетание сократовского подхода с различными стратегиями обучения дает учащимся всесторонний опыт.

Например, Сократ никогда бы не подумал о том, чтобы дать своим ученикам рабочий лист для заполнения в конце раздела, чтобы определить, достиг ли ученик целей, установленных выбранной учебной программой. Однако в современных динамичных классах учителя и администраторы работают над тем, чтобы сочетать другие методы обучения с подходом, который использовал Сократ.

Предоставляя учащимся ресурсы, такие как книги, видеоролики или обучающие приложения, учителя дают им инструменты, необходимые им для обучения удобным для них способом. Рабочие листы и другие задания позволяют учащимся осознать свой учебный опыт и определить, полностью ли они понимают изучаемую тему. Все эти дополнительные учебные материалы имеют ценность и используются в классах, чтобы предоставить учащимся сбалансированный опыт обучения. Смешивая метод Сократа с другими методами обучения, учителя с большей вероятностью охватят всех учащихся и предоставят им все возможности для достижения успеха.

Примеры влияния Сократа на OWIS

Учащиеся всех классов быстро поймут, что Сократ сильно повлиял на учебную среду в международной школе One World. Многие из проектов и заданий, которые им необходимо выполнить, включают в себя множество элементов, включая критическое мышление, вопросы и совместную работу. Преподаватели OWIS делают все возможное, чтобы у учеников была возможность проводить уроки в реальном мире — так же, как это делал Сократ для своих учеников в Древней Греции.

Вот пример из моего собственного опыта на уроке бизнес-исследований в 10 классе: я дал своим ученикам задание создать бренд для нового энергетического напитка. Я попросил студентов прочитать соответствующую главу в своем учебнике, чтобы определить, в каких областях им необходимо продемонстрировать знания в области . Вместо того, чтобы отвечать на вопросы в рабочем листе по главе, которую они прочитали, студенты должны были:

  • Провести исследование рынка
  • Скорректировать свои идеи и предложения на основе отзывов, полученных в результате исследования рынка
  • Цена собственного продукта
  • Дизайн упаковки для созданного ими энергетического напитка

Этот практический проект требовал новаторского мышления и сотрудничества. Это было гораздо эффективнее для обучения студентов деловому миру, потому что они были погружены в опыт и открывали свои навыки в рамках своего экспериментального учебного проекта.

На протяжении всего своего образовательного пути большинство учащихся смотрят в будущее. Они мечтают о том, кем они хотят быть и кем они хотят стать. Заглядывая вперед, важно, чтобы педагоги также смотрели в прошлое. Сократ, возможно, жил в Древней Греции за сотни лет до нашей эры, но его влияние на наши образовательные системы и образ мышления распространяется и на сегодняшний день.

Если бы Сократ имел доступ к бесконечным просторам Интернета и бесконечному богатству информации, кто знает, что бы он мог сделать? Если учителя попытаются использовать тот же подход, что и Сократ, и применить метод Сократа в своих классах, они смогут помочь своим ученикам стать учениками на протяжении всей жизни, в которых сейчас больше всего нуждается мир.

Чтобы узнать больше о том, как экспериментальные методы обучения Сократа применяются в нашей средней школе, и чтобы понять образовательную философию OWIS, свяжитесь с нами или запланируйте вместе с нами школьную экскурсию.

Школы Сократа — Философская энциклопедия Routledge

Доступ к полному содержанию доступен только для членов организаций, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • содержание заблокировано

    1

    Киники, киренаики, мегариане и диалектики

  • содержание заблокировано

    2

    Элианская и эретрианская школы

  • содержание заблокировано

    3

    Насколько Сократовы школы Сократа?

  • содержимое заблокировано

    Библиография

Тематический

  • По
  • Цуна, Вула

DOI

10. 4324/9780415249126-A127-1

DOI: 10.4324/9780415249126-A127-1
Версия: V1, опубликован в Интернете: 1998
. com/статьи/тематические/сократические школы/v-1


В течение примерно полутора столетий после смерти Сократа в 399 г. до н. э. несколько греческих философских школ и сект претендовали на роль истинных интеллектуальных наследников Сократа. Более поздние доксографы подчеркивали сократовское происхождение каждой из этих школ, устанавливая непрерывную преемственность (9).0124 diadochē ) между ее предполагаемым основателем, который неизменно был членом собственного окружения Сократа, и философами, сменившими его на посту лидеров школы.

Оставляя в стороне Платона, основателя Академии, члены сократовского кружка, оставившие после себя преемственность, — это Антисфен, Аристипп из Кирены, Евклид из Мегары и Федон из Элиды, считающиеся соответственно основателями кинизма и Киренаикская, мегарская и элийская школы. Именно эти группы, а также несколько их ответвлений условно известны как «сократовские школы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *