Принята первая Конституция РСФСР | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов была принята первая советская Конституция, определившая основные принципы устройства нового государства. Большинство этих принципов было разработано в ходе революции и нашло отражение в первых декретах Советской власти и документах Всероссийских съездов Советов.
Первая Конституция РСФСР состояла из 6 разделов и включала 17 глав и 90 статей.
В качестве первого раздела в Конституцию 1918 г. была включена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция закрепляла в качестве основного орудия строительства социализма государство диктатуры пролетариата, а в качестве государственной формы этой диктатуры — Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Государственная власть объявлялась принадлежащей только трудящейся части населения. Предусматривалось лишение политических прав нетрудящихся классов и групп.
Конституцией РСФСР 1918 г. было установлено, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделён Президиум ВЦИК.
Конституция предусматривала непрямые выборы в уездные (районные) и вышестоящие органы государственной власти, устанавливала производственно-территориальный принцип выборов в Советы.
Народному Комиссариату Просвещения было поручено ввести во всех школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений Конституции, их разъяснение и истолкование.
Главные принципы Конституции 1918 г. легли в основу не только последующих конституций союзных и автономных советских республик, но и стали основополагающими для Конституции СССР 1924 г. — первой союзной конституции, законодательно закрепившей образование Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г.
Лит.: Конституция РСФСР 1918 года: принятие, основные положения // Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции. Гл. 1. [Электронный ресурс] // Всё о праве. 2003-2014. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc117p/instrum118/item244.html; Чистяков О. И. Конституция РСФСР 1918 года. М., 2003; То же [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3888990.htm.
См. также в Президентской библиотеке:
Конституция (основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Пг., 1918;
Конституция (основной закон) РСФСР 1918 года // Конституция — Основной закон: [цифровая коллекция];
Принята «Сталинская» конституция // День в истории. 5 декабря 1936 г.;
Принята «Брежневская» конституция // День в истории. 7 октября 1977 г.;
Принята Конституция Российской Федерации // День в истории. 12 декабря 1993 г.
О верховенстве закона в Конституции 1918 года речи не шло — Российская газета
10 июля — полузабытая, но по-настоящему красная дата календаря. 10 июля 1918 года была принята первая Конституция РСФСР, после было еще шесть. Но мы вспомним о первом Основном Законе нашей страны.
Насильственное изменение государственного строя — не важно, как это называется — революция или переворот — несовместимо с правом, потому что любой вооруженный переворот ломает правовую систему страны, сила права замещается правом силы, а в России в октябре 1917 года — военным коммунизмом и диктатурой пролетариата. Любое насилие «убивает» право и права, а тем более если насилие исходит от государства.
До октябрьских событий 1917 года большевики особенно не задумывались о том, что должно представлять собой пролетарское государство. Тем более они не задумывались, а каким должно быть право в таком государстве, поскольку в соответствии с учением Карла Маркса в светлом коммунистическом будущем право должно было отмереть вместе с государством.
Однако, захватив власть и пытаясь удержать ее любым способом, большевики должны были овладеть источниками власти — насилием, суггестией (внушением) и правом. В.И. Ленин это хорошо понимал. Поэтому прежде всего они занялись созданием репрессивного аппарата, в качестве которого создали революционные трибуналы и ВЧК.
В качестве методов убеждения большевики использовали и свои первые нормативные документы — Декреты о мире, о земле, о введении 8-часового рабочего дня, о праве народов России на самоопределение, Постановление о выборах в Учредительное собрание. Очевидно, что эти безусловно прогрессивные документы в первую очередь носили ярко выраженный пропагандистский характер. Впоследствии потребовалось нормативное регулирование, стали появляться акты разных органов: декреты, законы, инструкции, разъяснения, приказы, установления, постановления и т. п. Писаное право разрослось до невероятных размеров, часто вступая в противоречие не только между собой, но и с новыми установками власти.
Легитимность и устойчивость новой рабоче-крестьянской власти должна была обеспечить Конституция РСФСР, принятая пятым Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года.
Впервые вопрос о подготовке Конституции РСФСР был поднят при обсуждении и принятии в январе 1918 года на третьем съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Впоследствии по предложению В.И. Ленина декларация полностью вошла в текст Конституции РСФСР в качестве первого раздела.
Разработка и принятие первой отечественной Конституции проходили в условиях борьбы пока еще сотрудничавших фракций — большевистской и левоэсеровской.
1 апреля того же года ВЦИК сформировал Конституционную комиссию, в которую вошли представители фракций (большевики и левые эсеры) и уполномоченные от наркоматов. Председателем комиссии был избран Я.М. Свердлов. В состав комиссии входили И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, Г.С. Гурвич, М.А. Рейснер и другие.
19 апреля 1918 года на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: И.В. Сталина, М.А. Рейснера, эсеров-максималистов. За основу был принят соответственно проект И.В. Сталина, который с доработками В.И. Ленина и был принят 10 июля 1918 года.
Во втором разделе содержатся общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
В третьем — конструкция Советской власти.
В четвертом — активное и пассивное избирательное право.
Бюджетное право расположено в пятом разделе.
Шестой посвящен гербу и флагу Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
В.И. Ленин особенно гордился пропагандистским значением Конституции 1918 года. Конституция «имеет несчастье более чем миллиарду жителей земли, принадлежащих к колониальным, зависимым, угнетенным, неполноправным народностям, больше нравиться, чем «западноевропейская» и американская конституция буржуазно-«демократических» государств, укрепляющая частную собственность на землю и капитал, т. е. укрепляющая гнет немногочисленных «цивилизованных» капиталистов над трудящимися своих стран и над сотнями миллионов в колониях Азии, Африки и пр.».
РСФСР провозглашалась социалистическим государством рабочих и крестьян, строящимся на основе федерации национальных советских республик. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежала советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. В соответствии со ст. 9 основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.
В тексте Основного Закона мы видим, что диктатура пролетариата и советская власть — это фактически одно и то же: и цели подавления буржуазии, и теория диктатуры снимает с государства все высшие духовные заделы и общекультурные цели. Практика насилия выступает в чисто обнаженном виде, без всякого идеологического прикрытия.
Уже в первой Конституции РСФСР достаточно явно была отражена концепция использования Советов в качестве ширмы для диктатуры партийной бюрократии. Хотя формально провозглашалось всевластие Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, это был вполне декоративный орган. Собирался он не реже двух раз в год, а в промежутках ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов съезда советов) работал без контроля со стороны представительных органов. Он-то и обладал реальной властью, конечно же, под контролем партии. Так, в мае-июне 1918 года, когда ВЦИК, состоявший преимущественно из членов и сторонников РКП (б), признал недействительными выборы в советы рабочих и крестьянских депутатов, на которых побеждали меньшевики и эсеры, а затем аннулировал мандаты всех членов и сторонников этих партий в действующих советах рабочих и крестьянских депутатов.
Эта конструкция партийного самодержавия просуществовала до конца советского государства, кочуя из одной Конституции в другую. Она-то и выдавалась за «пролетарскую», а затем «социалистическую» демократию.
Понятно, что о верховенстве закона или о правовом государстве в этом документе речи не шло.
Провозглашая равные права всех граждан, устанавливается трудовая повинность; более того, «руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции» (ст. 23). Такие люди были лишены самых элементарных прав человека — на жизнь и на свободу. Человека могли расстрелять или отправить в концентрационный лагерь просто за его социальное происхождение, род занятий, высказанные им суждения.
Значительная часть населения, «живущая неправильно», была поражена в избирательных правах (т.н. лишенцы). К ним, например, относились: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; частные торговцы; монахи и духовные служители. Причем перечень таких лиц постоянно расширялся.
Что касается местного самоуправления, то в отличие от дореволюционных времен их выборность была заменена отбором со стороны партийных структур.
Национальный вопрос решался на основе разработанного В.И. Лениным учения о государственном единстве. Формально РСФСР провозглашалась федерацией, хотя на самом деле таковой не была. Скорее это было государство с автономными образованиями. Проект, разработанный под руководством профессора М.А. Рейснера, в котором предлагалось строить Советскую Республику «на началах свободного федеративного союза» отдельных городов, губерний, уездов и волостей, был отклонен.
Практика насилия выступает в чисто обнаженном виде, без всякого идеологического прикрытия
Таким был первый правовой документ, положивший начало созданию социалистического или советского государства и права. В нем не было и речи об оснащении Конституции системным законодательством, без которого любой документ такого рода остается пустой декларацией.
Справедливости ради надо отметить, что два кодекса, посвященные семье и труду, были приняты еще в 1918 году. Однако дальше дело не пошло. Надо было отбивать непрерывные атаки внешних и внутренних врагов новой власти. Основной Закон РСФСР 1918 года действовал до принятия первой Конституции Союза ССР 1924 года и соответственно Конституции РСФСР 1925 года как субъекта Союзного государства.
Важно вспомнить, что были еще Основные Законы СССР 1936 и 1977 годов и РСФСР 1937 и 1978 годов. У действующей Конституции РФ в этом году также юбилейная дата — в декабре исполняется 25 лет. Но это уже другая история…
Конституция РСФСР 1918 г
Декреты II съезда Советов в были первыми актами конституционною характера, т.к. в них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы. Это 1 этап(октябрь 1917 г). 2 этап начинается с принятием на III съезде Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.)- носила программный характер. Заключительный этап- Основной закон Республики. ВЦИК разработал проект Конституции за 4 месяца. Обсуждению подвергались вопросы: 1) о федеративном устройстве (адм- территориальный принцип гос. устройства, предоставлять каждому субъекту широкие права по самоопределению и управлению своей территорией; 2) о системе Советов(ликвидировав нижние звенья этой системы, заменить их традиционными сельскими сходами. Местные советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы). 3) о СНК. Либо объединить с ВЦИК, либо изъять у СНК законодательные полномочия. 4) о социально-экономических преобразованиях. Радикалы (эсеры-максималисты) настаивали на тотальной социализации собственности.
Принятие Конституции РСФСР 1918 года
Все предложения были отвергнуты созданной в июне 1918 г. комиссией во главе с Лениным. Были внесены поправки, вошла Декларация, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесены изменения в избирательное право. 10 июля 1918 г. V съезд Советов принял первую Советскую Конституцию и избрал новый состав ВЦИК, большевистский по составу.
Принципы Конституции РСФСР 1918 года
сформулированы в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конституция Советской власти в центре и на местах; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР. В Декларации определялась диктатура пролетариата и система советов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования в национализации. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму».
Государственное устройство по Конституции РСФСР 1918 года
носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось создание областных союзов. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК. ВЦИК формировал Правительство РСФСР -СНК, состоявший из народных комиссаров, которые возглавляли отраслевые народные комиссариаты.
Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы. Компетенция: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществлял утверждение и изменение Конституции, принятие в состав, объявление войны и мира, руководство внешней, внутренней и экономической политикой, налоги и повинности, организация вооруженных сил, судоустройства и судопроизводство, формирование общегосударственного законодательства.Избирательная система по Конституции РСФСР 1918 года.
К выборам допускались лишь трудящиеся. Значительная часть была лишена избирательных прав( лица, использующие наемный труд в целях прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства, служащие жандармерий, полиции и охранного отделения. Представительство не было равным. Городские советы имели преимущество для обеспечения малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
Конституции РСФСР, CCCР, России. Справка
Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР — Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего — Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.
Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.
Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.
После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название — Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен
Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы — с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.
21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября — Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.
В Конституции меняются статьи 81 и 96, которые касаются соответственно главы государства и Госдумы. Это первые содержательные поправки в основной закон страны с момента его принятия 12 декабря 1993 года. Единственные изменения, которые ранее вносились в Конституцию ‑ это технические поправки, связанные с изменением числа и названий российских регионов, которые все упомянуты в тексте Конституции РФ.
При создании материала использованы источники:
Текст Конституции Российской Федерации
Данные Министерства образования и науки РФ
Сообщения РИА Новости
Сайт Презентации первой рукописной Конституции РФ
Текст Конституции 1936 года
«Российская газета», 12. 11.2002 г.
Первая сталинская — Ведомости
Накануне голосования по поправкам к Конституции 1993 г. «Ведомости» вспоминают, как, кем и при каких обстоятельствах принимались Конституции РСФСР и СССР.
Новое государство на территории бывшей Российской империи, созданное в результате захвата власти блоком большевиков и левых эсеров, в ноябре 1917 г. оказалось в ситуации острой правовой неопределенности: прежние законы были отменены, а новые только разрабатывались. Это порождало бессистемное, часто противоречивое нормотворчество территориальных и центральных органов власти и усиливало хаос. Для организации работоспособной системы госуправления требовалось принять Основной закон, способный стать фундаментом последующего правотворчества.
Разработка Конституции РСФСР началась в конце марта – начале апреля 1918 г., вскоре после переезда Совета народных комиссаров и Всероссийского центрального исполнительного комитета из Петрограда в Москву. 30 марта Центральный комитет РКП(б) поручил видному большевику Якову Свердлову начать через ВЦИК работу по разработке Конституции.
В комиссию ВЦИК от большевиков были включены три человека, в том числе Яков Свердлов и Иосиф Сталин, два представителя от левых эсеров, один эсер-максималист и пятеро представителей наркоматов, в том числе Николай Бухарин, зампред ВЧК Мартин Лацис и известный юрист Михаил Рейснер. Комиссия напряженно работала весь апрель 1918 г., предлагая проекты устройства социалистического государства. 10 апреля свой доклад сделал Рейснер, представитель Наркомата юстиции РСФСР. 12 апреля Сталин раскритиковал его проект.
19 апреля пятью против трех голосов был принят проект Сталина. Первоначальный вариант подвергся серьезной постатейной правке, текст Конституции стал результатом коллективного труда комиссии. С 20 апреля до конца июня 1918 г. состоялось еще восемь ее заседаний.
Стенд с текстом конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 года в Центральном музее В. И. Ленина в Москве /РИА
В текст Конституции включили принятую в январе 1918 г. Декларацию прав эксплуатируемого народа. Она объявила о национализации земли и банков и установлении рабочего контроля над производством крупнейших заводов и железными дорогами, об отказе платить по займам царского и Временного правительств и стремлении советского правительства к миру без аннексий и контрибуций. Также объявлялось о равенстве трудящихся граждан по национальному и религиозному признакам. «Не трудящийся да не ест!» – провозглашал один из ее пунктов.
Равенство, впрочем, было ограниченным. Статья 65, посвященная избирательному праву, предполагала лишить его прибегающих к наемному труду с целью получения прибыли, лиц, живущих на проценты с капитала, доходы с предприятий и имущества, частных торговцев и духовенство. Избирательных прав лишили также бывших полицейских, жандармов, членов царской фамилии.
Преимущество рабочих над крестьянами, составлявшими более 85% населения страны, пытались обеспечить за счет неравноценного представительства: один депутат Всероссийского съезда Советов избирался от 25 000 горожан и 125 000 сельских жителей. Другими важнейшими пунктами нового Основного закона было объявление трудовой повинности для всех нетрудящихся слоев, отделение Церкви от государства, что означало отказ от господдержки религии.
Формально провозглашая, что власть в стране принадлежит Советам, Конституция умалчивала о том, что фактически руководящей силой государства стала большевистская партия и ее вооруженные силы – Красная армия и ВЧК, разгонявшие Советы, принявшие «неправильные» решения.
Конституция 1918 г. стала первым Основным законом России, фундаментом будущих законов. Однако она носила откровенно классовый характер. Принятая V Всероссийским съездом Советов, состоявшимся вскоре после подавления левоэсеровского восстания, она была лишь правовым прикрытием начавшейся гражданской войны.
Исследование: граждане СССР чаще всего предлагали закрепить в конституции низкие цены — Общество
МОСКВА, 23 июня. /ТАСС/. Советские граждане чаще всего предлагали закрепить в конституции гарантии предоставления социальных прав, зафиксировать цены на товары первой необходимости, а также отменить деньги. К такому выводу пришли ученые Рязанского госуниверситета (РГУ) им С. А. Есенина, сообщила ТАСС руководитель исследования, доктор исторических наук Анна Попова.
Предложения советских граждан по конституции изучаются в РГУ им. С.А. Есенина на средства гранта Российского фонда фундаментальных исследований. Ученые анализируют «письма во власть», которые хранятся в Государственном архиве Российской Федерации. Обращения граждан учитывались при составлении Конституции СССР 1977 года, а также Конституции Российской Федерации 1993 года.
«Если выделить общую тенденцию, то на протяжении XX века у людей укрепилась вера в то, что именно государство должно заботиться о благе народа, в частности, установить низкие цены и дать всем работу по специальности, и до сегодняшнего времени это тоже крепко сохраняется. В начале ХХ века люди предлагали отменить деньги, в 1960-е годы — вернуть довоенные цены на товары первой необходимости. А в 1990-е годы — требовали сохранить цены и обуздать кооперативы», — отметила собеседница агентства.
Как уточнила еще одна участница исследования, доктор исторических наук Ольга Попова, в советское время письма с предложениями поправок в конституцию направляли представители всех социальных слоев. Часть идей нашла отражение в окончательных версиях документов.
«Контроль за ценами находится за пределами регулирования основного закона, поэтому такое положение, конечно же, включено не было. Зато в конституцию 1977 года по предложениям народа вошла шестая статья о руководящей партии — люди предлагали закрепить особую роль Коммунистической партии, а также впервые — право на получение медицинской помощи. В 1936 году в документе были закреплены социальные права, в том числе, на труд и на отдых», — сказала Ольга Попова.
Изменения советской конституции
10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов была принята первая Конституция РСФСР, в которой был закреплен принцип диктатуры пролетариата, утверждена новая избирательная система, согласно которой рабочие получили более чем трехкратное преимущество в представительстве по сравнению с крестьянами. 31 января 1924 года на II съезде Советов СССР была принята первая общесоюзная конституция, которая в основном повторяла положения Конституции РСФСР 1918 года.
5 декабря 1936 года VIII чрезвычайный съезд Советов утвердил советскую конституцию, в которой декларировалась победа социализма в СССР, устанавливались государственная и кооперативно-колхозная собственность, были закреплены основные гражданские свободы. 7 октября 1977 года на внеочередной сессии Верховного Совета СССР был принят новый основной закон. Он закрепил цель на создание «бесклассового коммунистического общества», в преамбуле утверждалось, что в Советском Союзе построен «развитой социализм». В шестой статье было повторено положение о «руководящей и направляющей» роли КПСС в советском государстве. Также в документе были закреплены новые социальные права граждан: на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры и др.
1 декабря 1988 года в общесоюзный документ были внесены изменения, согласно которым высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов СССР. 12 декабря 1993 года по результатам народного голосования была принята первая Конституция Российской Федерации, в которой был закреплен принцип разделения властей, определен состав федеративного устройства России. Документ в равной мере защищает все формы собственности.
38 лет назад принята последняя Конституция СССР – «брежневская»
(Казань, 7 октября, «Татар-информ»). Первая Конституция в России была принята в 1918 году в связи с образованием РСФСР. После установления советского строя контрольные функции в соответствии с принципом «Вся власть Советам!» были сосредоточены в высшем органе советской власти.
Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами – Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК).
Вторая Конституция (первая в СССР) была принята 6 июля 1923 года в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года в связи с образованием СССР. Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами – Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР – Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего – Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.
Конституция СССР 1936 года («сталинская») окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским.
Последняя Конституция СССР («брежневская»), принятая 7 октября 1977 года, сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.
В 1990 году Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость. В декларации было закреплено новое название «Российская Федерация» и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур.
По материалам Сalend.ru
***Нг
Конституция 1918 года | Encyclopedia.com
Принятая 10 июля 1918 года, в разгар ожесточенной гражданской войны, Конституция СССР 1918 года, первый устав новой Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР), был назван Владимиром Лениным «революционным» документом. По его словам, это не похоже ни на одну конституцию, разработанную национальным государством. Он также отметил, что оно не вытекает из каких-либо традиционных русских или западных юридических принципов.
В отличие от трех последующих советских конституций (1924, 1936 и 1977 гг.), Конституция 1918 г. содержала откровенное заявление о том, что абсолютная власть принадлежит «диктатуре пролетариата», воплощенной в идеологии марксизма-ленинизма и специально полученный из концепции социалистической диктатуры, развитой в основной работе Карла Маркса, Критика Готской программы. Пролетарская диктатура описывается в советской идеологии как «власть, не ограниченная никакими законами». Хотя конституция была провозглашена «основным законом Советского государства», она отнюдь не рассматривалась как единственный источник правовых норм. Программа ВКП(б), декреты и распоряжения ЦК партии также носили вполне нормативный характер. Таковы были декреты Совета Народных Комиссаров.
Советские конституции, таким образом, отражали тот факт, что советское государство, «надстройка» над экономическим «базисом», было политическим выражением монопольного, однопартийного правления ВКП(б).В последующих конституциях конкретное упоминание об этой диктатуре не упоминалось. Вместо этого они признали, как и последняя конституция 1977 года, что Коммунистическая партия является «ведущим ядром» всех политических и общественных организаций.
Другие части хартии 1918 года радикально отличались от предыдущих или более поздних конституций других государств по всему миру. Например, в конституции 1918 г. были изложены основные идеологические цели Коммунистической партии. Одной из таких целей было построение социалистического общества.Другим было продвижение мировой революции. Эта формулировка была воспроизведена в уставах советских республик, присоединенных к союзу, официально провозглашенному СССР в 1924 году. высший орган власти», несмотря на то, что большинство ключевых законодательных актов возникло в ВКП(б), законопроекты, представляемые на съезд, почти всегда принимались и вводились в действие единогласно.Более того, конституционно уполномоченный Центральный исполнительный комитет, т. е. бессрочный исполнительный орган съезда, был уполномочен через свой президиум издавать крупные декреты в длительные промежутки между ежегодными (позднее, реже) сессиями более двух съездов. тысячный пленум. Другой руководящий орган, Совет Народных Комиссаров, председателем которого был глава правительства или премьер, также имел конституционное право издавать декреты.
В состав съезда входили депутаты рабочих, крестьян и солдат, избираемые и избираемые по единому списку, не тайным голосованием, от губерний и других, более мелких политико-административных районов РСФСР. На практике Съезд Советов, как и последующий Верховный Совет СССР, закрепленный в последующих конституциях, стал «штампом» или псевдопарламентом, полномочия которого носили чисто формальный характер.
Первая советская конституция 1918 года не содержала формального перечня гарантированных Конституцией прав. Тем не менее, когда права были в конечном итоге перечислены в конституции 1936 года, было включено условие, что выражение всех таких прав населением должно быть «в соответствии» с принципами, установленными Коммунистической партией.Конституции всех шестнадцати (позже пятнадцати) республик содержали это положение, что, по сути, сужало выражение традиционных гражданских прав.
См. также: центральный комитет; гражданская война 1917–1922 гг.
библиография
Харпер, Сэмюэл Н. (1949). Правительство Советского Союза. Нью-Йорк: Ван Ностранд.
Решетар, Джон С. младший (1989). Советская политика Правительство и политика в СССР, 3-е изд. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Таустер, Джулиан. (1948). Политическая власть в СССР 1917–1947 гг. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Альберт Л. Уикс
Советский Союз — Конституция 1918 г.
Советский Союз — Конституция 1918 г.Список стран
Советский Союз Содержание
Советский Союз
Конституция 1918 г.
Первая конституция, которая регулировала Российскую Советскую Федеративная Социалистическая Республика, описал режим, который принял власть в большевистской революции 1917 г. (см. Революции и гражданская война , гл.2). Эта конституция официально признала Большевистская (см. Глоссарий) партийная организация как правитель России по принципу диктатуры пролетариат (см. Глоссарий). В конституции также говорилось, что согласно под руководством большевиков рабочие сформировали политическую союз с крестьянами. Эта конституция давала широкие гарантии равноправия рабочих и крестьян. Однако оно отрицало, что права социальных групп, выступавших против нового правительства или поддерживавших Белые армии в Гражданской войне (1918-21) для участия в выборов в советы или для удержания политической власти.
Верховная власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, состоит из депутатов местных Советов по всей России. Рулевое управление комитета съезда Советов, так называемого Центрального Исполнительный комитет — действовал как «высший орган власти» между сессии конгресса и как коллективное председательство государство.
Съезд признал Совет Народных Комиссаров (Совет народных комиссаров — Совнарком) как административный орган молодого правительства.(Совнарком осуществлял власти с ноября 1917 г. до принятия Закона 1918 г. конституции.) Конституция возлагала на Совнарком ответственность перед съезд Советов по «главному управлению государственных дел». Конституция позволяла Совнаркому издавать декреты, имеющие полную силу закона, когда съезд был не в сеансе. Затем съезд в обычном порядке одобрял эти декреты. на его следующей сессии.
Данные на май 1989 года
Главархив о праздновании Дня Конституции в разное время / Новости города / Сайт Москвы
12 декабря — государственный праздник, когда Россия отмечает День Конституции — день принятия высшего закона страны . Именно в этот день 28 лет назад — в 1993 году — была принята действующая Конституция Российской Федерации. Документы о том, как отмечался день верховного закона страны, хранятся в Московском главархиве.
За всю историю страны было принято несколько конституций. Первая Конституция РСФСР была утверждена 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов. В то время документ провозглашал диктатуру пролетариата и попирал избирательные права духовенства и отпрысков «эксплуататорских классов».
Следующая Конституция, общесоюзная, появилась в 1923 году. За год до ее принятия был создан Советский Союз. Окончательный вариант документа был утвержден на II Всесоюзном съезде Советов в 1924 году. В том же году было объявлено, что День Конституции будет отмечаться в первые выходные июля.
Празднование трехлетия Верховного закона в 1926 году проходило одновременно со слетом и учебным боем Красной Армии и завершилось спортивными соревнованиями и радиоконцертом.Главной московской площадкой праздника стало Октябрьское поле. Праздничные мероприятия также прошли в городских парках — Измайловском, Аквариумном саду, Сокольниках, на Воробьевых горах и на территории бывшей Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, располагавшейся между Крымским мостом и Нескучным садом.
В 1929 году День Конституции праздновали в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького (ЦПКиО). Как и прежде, все торжества проходили в формате митинга и фольклорного гуляния.И ко всему прочему, весь парк был местом проведения аттракционов и спортивных игр. Здесь студенты Государственного центрального института физической культуры давали уроки волейбола и баскетбола — эти игры были мало известны москвичам в то время. На аллеях парка можно было увидеть грузовики с гигантскими карнавальными фигурами, а рядом с Крымским мостом проплыла московская колонна моторных лодок — участников Всесоюзной экспедиции моторных лодок и планеров.
В 1930 – 1932 годах знаменательная дата не отмечалась, но в этот день советские газеты публиковали статьи об экономических и социальных успехах всего Союза и показывали исторические документы о создании СССР и утверждении Конституции.
Празднование Дня Конституции возобновилось в 1933 году, когда в связи с выполнением первой пятилетки было объявлено, что «фундамент социализма в СССР построен». С самого утра 6 июля на сценах Парка культуры и отдыха им. Максима Горького выступали профессиональные и профессиональные хоры, оркестры и танцевальные коллективы всех союзных и автономных республик, позже состоялся митинг, а завершились торжества салютом. Помимо Центрального парка, торжества прошли и в других парках столицы: Измайловском, Сокольническом, Краснопресненском.
В 1935 году ко всем праздничным мероприятиям добавился карнавал. Так назывался народный массовый праздник, проводившийся в Парке Горького. Люди, присутствовавшие на нем, были и зрителями, и участниками.
На Московский карнавал собралось 120 тысяч человек. О начале праздника возвестили фанфары, во всех частях парка играли 45 оркестров, по долинам прошли парадом представители союзных республик в национальных одеждах, друзья СССР из разных стран, работники столичных предприятий в тематических костюмах. В парке была устроена инсталляция: фонари сменились подмигивающими лунообразными лицами, освещенными изнутри, в кустах прятались огромные кузнечики, бабочки, стрекозы, на деревьях гнездились летучие мыши и совы со светящимися глазами; расписные домики, сказочные ведьмины хижины, пещеры и гроты были разбросаны по всей территории. Остров Голицынского пруда превратили в сцену: здесь большой цепью ходил кот-ученый, играл оркестр из 33 богатырей и пел хор русалок.
В последний раз первую годовщину Конституции отмечали 6 июля 1936 года, хотя формирование нового закона началось за год до этого. Наконец, 5 декабря была принята Конституция, а дата 6 декабря была объявлена выходным днем в честь новой Конституции Союза Советских Социалистических Республик. Празднования годовщины Конституции проводились ежегодно до 1941 года. С тех пор праздничных мероприятий не проводилось до 1970-х годов, но день оставался нерабочим.
7 октября 1977 года Верховный Совет СССР принял новую Конституцию, и этот день стал праздничным днем. Сама Конституция мало чем отличалась от предыдущей редакции.
Еще одна новая Конституция РСФСР появилась в 1978 году, а в 1991 году 7 октября уже не было праздником.
В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Новым днем торжеств в 1994 году стало 12 декабря, хотя тогда праздничных мероприятий не проводилось. В 2004 году День Конституции перестал быть выходным днем.
Последний раз Конституция Российской Федерации обновлялась в 2020 году. Новая редакция документа с изменениями вступила в силу 4 июля 2020 года.
1918: Конституция повстанцев — Оксфордская стипендия
Страница из
НАПЕЧАТАНО ИЗ OXFORD SCHOLARSHIP ONLINE (oxford.universitypressscholarship.com). (c) Copyright Oxford University Press, 2022. Все права защищены. Индивидуальный пользователь может распечатать PDF-файл одной главы монографии в OSO для личного использования. Дата: 05 февраля 2022 г.
- Глава:
- (стр. 120) 4 1918: Повстанческая конституция
- Источник:
- Повстанческая универсальность
- Автор(ы):
Массимилиано Томба
- Издатель:
- Oxford University Press 5. 1093/oso/9780190883089.003.0004
В четвертой главе анализируются альтернативные пути модернизации, воплощенные в русских революционных течениях 1917–1918 годов. С точки зрения современного западного конституционализма первая российская Конституция содержала множество аномалий, которые, строго говоря, затрудняют определение Российской Социалистической Федеративной Советской Республики как государства в современном понимании этого термина. Среди этих аномалий был демонтаж национального государства путем всеобщего распределения власти между местными советами; антиколониальное и антинациональное заявление о новой концепции гражданства, которое в первой российской конституции могло быть предоставлено иностранным рабочим любыми местными советами; альтернативная практика отношений собственности, укоренившаяся в традиционном общинном владении землей, отличном как от частной, так и от коллективной государственной собственности. В этой главе эти аномалии анализируются как новаторские политические институты, являющиеся частью наследия повстанческой универсальности.
Ключевые слова: Российская революция, 1918 г. Конституция России, совет, федерализм, плюрализм власти, коллективные права, община, мир, коллективное владение, гражданство, Баку
Oxford Scholarship Online требует подписки или покупки для доступа к полному тексту книг в рамках службы. Однако общедоступные пользователи могут свободно осуществлять поиск по сайту и просматривать рефераты и ключевые слова для каждой книги и главы.
Пожалуйста, подпишитесь или войдите, чтобы получить доступ к полнотекстовому содержимому.
Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому названию, обратитесь к своему библиотекарю.
Для устранения неполадок см. Часто задаваемые вопросы , и если вы не можете найти ответ там, пожалуйста, связаться с нами .
Основные ценности Конституции РСФСР 1918 года в мифологическом контексте
Абстрактный:
Цель исследования — проанализировать глубинное, архетипическое содержание ценностей, зафиксированных в первой советской Конституции РСФСР 1918 года.Предмет — революция, социализм, диктатура пролетариата, Советская власть как ценности Конституции РСФСР 1918 г. Метод — герменевтическая интерпретация, заключающаяся в том, что ценности Основного закона 1918 г. погружаются в в пространстве мифа революция интерпретируется через миф созидания, социализм через хилиастический миф, диктатура пролетариата и Советская власть через героический миф. Новизна исследования заключается в отходе от формально-правового прочтения Конституции 1918 г. и попытке подготовить ее ценностное ядро в широком социокультурном контексте.Основной закон 1918 г. подчеркивает значение революции как начала новой эпохи в истории человечества, как «акта созидания» и закладывает основы позиционирования ее как важнейшей сакральной ценности советского общества и государства. . Революция как ценность цементирует советскую действительность, наполняет ее энергией. Социализм – это тепловая ценность советского общества, воплотившая в себе хилиастическую мифологему. Значение этой ценности состоит в том, что вера в реальность построения более справедливого и свободного общества позволила мобилизовать общество на грандиозные свершения и испытания и оправдать затраты на этот процесс.Диктатура пролетариата и советская власть являются инструментальными ценностями, через которые осуществляется социальная дихотомия и движение к тепловым ценностям советской действительности. В результате идеи марксизма, содержащиеся в Конституции 1918 г., в процессе их реализации были сведены к мифологемам, с помощью которых в общественное сознание внедрялось редуцированное представление о социальной реальности как противостоянии двух начал. На основе этого ценностного ядра политико-правовая сфера России деградирует, приобретая архаичные черты.
Как цитировать:
Глебов А. Н., Глебов А.Н., (2021), ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918 ГОДА В МИФОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ. Социально-политические науки, 1: 27-32. DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-1-27-32
Справочный список, индекс цитирования, список литературы, библиография:
Багдасарян В.Е., Сулакшин С.С. Высшие ценности Российского государства. М.: Научный эксперт, 2012. 624 с.
Глебов А.Н. Ценностный диссонанс в правовом регулировании // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Т. 2. № 2. С. 101-112.
Глебов А.Н. Последствия ценностного диссонанса в правовом регулировании // Вестник экономики, права и социологии. 2020. №3. С. 80-84.
Винниченко О.Ю. Российская государственная в контексте цивилизационного развития: учебное пособие.Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008. 172 с.
Земцов Б.Н. Конституционные основы большевистской власти (первая советская Конституция 1918 г. ) // Российская история. 2006. № 5. С. 65-74.
Зоркин В.Д. Тезисы о правовой реформе в России Электронный ресурс URL: http://zorkin.viperson.ru/wind.php ID 280192 соч 1 (дата обращения: 31.01.2021).
Исаев И.А. Власть и закон в контексте иррационального. М.: Юрист, 2006. 478 с.
Исаев И.А. Нормативность и авторитарность.Пересечения идей. М.: Норма: ИНФРА М, 2020. 432 с.
Комарова В.В. Конституция страны — ценность государства и общества // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2019. № 1. С. 62-66.
Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутского // Полн. собр. соч. — 5-е изд. Т. 37. М.: Изд-во политической литературы, 1969. 356 с.
Маврин С.П. Конституционные ценности и их роли в российской правовой системе // Журнал конституционного права. 2012. № 3.С. 3-13.
Мамонов В.В. Конституционные ценности современной России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 4. С. 125-132.
Марченя П.П. Крестьянское сознание как доминанта Русской революции // Научный диалог. 2015. № 12 (48). С. 303-315.
Невинский В.В. Сущность и универсализация конституционных ценностей в современном обществе // Lex Russica. 2018. № 11. С. 106-121.
Терне А.М. В царстве Ленина: Очерки. М.: Скифы, 1991. 352 с.
Стучка П.И. СССР и РСФСР. Советская конституция в вопросах и ответах. М.: Прометей, 1930. 96 с. — URL: http://prib.ru/item/751894 (дата обращения: 31.01.2021).
Шульженко Ю.Л. Конституция — основа советского конституционализма периода государственной диктатуры пролетариата // Социально-политические науки. 2018. № 5. С. 152-158.
Шустров В.Г. Аксиология Конституции Российской Федерации 1993 года // Социально-политические науки. 2015. № 4. С. 14-26.
Ключевые слова:
Конституционные ценности, Конституция РСФСР 1918 г., политический миф, герменевтическая интерпретация, конституционная аксиология, ценности в праве.
Конституционная история Молдовы | КонституцияНет
Расположенная в юго-восточной Европе, Республика Молдова граничит с Румынией на западе и Украиной на севере, востоке и юге. Он занимает около 33 700 квадратных километров и имеет население около 4,5 миллионов человек. Большинство молдаван имеют румынское происхождение. Страна разделена на два региона: Бессарабию, населенную преимущественно этническими румынами и представляющую собой земли между реками Прут и Днестр в восточной половине региона, и Приднестровье, земли на восточном берегу реки Днестр с большинством населения. население славянское.В 1990 году Приднестровье объявило о своей независимости и стало международно непризнанным государством, известным как Приднестровская Молдавская Республика.
Политическая система и история
Республика Молдова имеет смешанную систему правления. Он имеет двойную исполнительную власть, состоящую из президента, премьер-министра, совета министров и однопалатного законодательного органа. Судебный контроль конституционности законов осуществляет Конституционный суд.
После турецко-российских войн большая часть Молдавии перешла под контроль России и в 1812 году стала называться Бессарабией. В 1917 году Бессарабия провозгласила независимую Демократическую Республику Молдова и объединилась с Румынией в 1918 году. В 1924 году СССР создал Молдавскую автономную область на востоке реки Днестр в составе Украинской Советской Социалистической Республики. Вскоре после этого статус области был изменен на Молдавскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (МАССР). В начале Второй мировой войны советские войска оккупировали Бессарабию и присоединили ее к МАССР, образовав таким образом Молдавскую Советскую Социалистическую Республику.Во время Второй мировой войны Молдова вернулась в состав Румынии, но в 1947 г. была передана СССР. После распада Советского Союза Молдова наконец стала независимой 27 августа 1991 г.
Конституционная история и развитие
Первая конституция Социалистическая Республика (МССР) была основана на Конституции СССР 1936 года и принята 12 января 1941 года. В 1978 году она была заменена новой республиканской конституцией, разработанной с учетом положений Конституции Советского Союза 1977 года.
После провозглашения независимости 27 августа 1991 г. Молдова заменила старую советскую Конституцию 1978 г., приняв новый основной закон 28 июля 1994 г. Новая конституция ввела институциональные рамки нынешней политической системы Молдовы. Он предусматривает однопалатный парламент, всенародно избираемого президента и значительную автономию регионам Приднестровья и Гагаузии. В 2000 году конституционная поправка наделила парламент правом избирать президента.Ввиду того, что парламент не выполнил эту обязанность, в 2010 году на референдуме была предпринята попытка восстановить прямые президентские выборы в стране, но потерпела неудачу, поскольку требования по явке не были соблюдены.
Исполнительная власть
Президент является главой государства и выполняет функции главнокомандующего вооруженными силами. Президент правомочен инициировать законы и обращаться к законодательным органам по ряду вопросов. Он имеет право распустить парламент и приостановить действия правительства при определенных обстоятельствах. Кроме того, в его обязанности входит ведение переговоров и заключение международных договоров, аккредитация высших должностных лиц, награждение медалями и другими почетными званиями, разрешение споров о гражданстве, а также предоставление политического убежища и индивидуальное помилование. Президент избирается большинством в три пятых голосов законодательного собрания. После двух последовательных сроков полномочий переизбрание исключено. В качестве предварительного условия Президент должен владеть молдавским языком, прожить в стране не менее 10 лет и быть не моложе 40 лет.
Полномочия и обязанности премьер-министра включают в себя информирование президента о «вопросах особой важности», а также назначение и координацию правительства. Назначенный президентом, премьер-министр впоследствии утверждается парламентом вотумом доверия.
Задачей правительства является реализация внутренней и внешней политики страны. «Конкретная программа деятельности» подлежит утверждению парламентом и служит ориентиром для правительства. Помимо премьер-министра, в состав правительства входят первый вице-премьер-министр, другие вице-премьер-министры, министры и другие лица, предусмотренные органическим законом.
Законодательная власть
Однопалатный парламент имеет право избирать президента и обладает широкими полномочиями по надзору за исполнительной властью. Это высший представительный орган страны, и его 101 член избирается прямым голосованием на четырехлетний срок полномочий. Этот срок может быть сокращен путем роспуска или продлен на один год в случае войны или катастрофы.
Право законодательной инициативы предоставлено Парламенту, депутатам, Президенту, правительству и народному собранию Гаугазского района. В дополнение к своей далеко идущей институциональной автономии законодательная власть обладает множеством различных полномочий, включая полномочия по принятию законодательства, контролю над исполнительной властью, толкованию законов, обеспечению единообразия законодательства в Молдове, созыву референдумов, утверждению общего направления демократического и внешней политики, но и военной политики. Кроме того, он отвечает за утверждение международных договоров и государственного бюджета, объявление амнистии и объявление чрезвычайного положения.
Судебная власть
Судебная система состоит из Верховного суда, Апелляционного суда, трибуналов и судов общей юрисдикции. Согласно конституции, исключительные суды запрещены. Структура и компетенция судов устанавливаются органическим законом. Судьи назначаются законодательным органом, правительством и высшим советом магистратуры, причем каждый из этих органов выбирает двух кандидатов.Судьи назначаются сначала на пятилетний срок, затем на десять лет, а затем судьи назначаются до достижения пенсионного возраста. Кроме того, в статье 116 говорится, что судьи «являются независимыми, беспристрастными (…) в соответствии с законом».
В соответствии с конституцией Конституционный суд является «единственным органом конституционной судебной власти» и «независим от любой другой государственной власти и подчиняется только Конституции». Среди прочего, девять судей Конституционного Суда охраняют реализацию идеи разделения государственной власти на три ветви.После назначения судьи Конституционного суда не могут быть смещены.
Конституционные и политические вызовы
Молдова сталкивается с различными вызовами. Избирательный кодекс страны привел к политическому тупику в отношении президентства и большому количеству неудачных выборов. Что касается конституционных изменений, Венецианская комиссия рекомендовала, среди прочего, отменить требования о явке для признания выборов состоявшимися; не увеличивать законные пороги для получения мест в парламенте; четко распределить полномочия и компетенции между различными ответственными органами по рассмотрению жалоб и апелляций во избежание конфликта юрисдикций; и регулировать условия отмены регистрации кандидатов или списков кандидатов.
Кроме того, сложный этнический состав страны и трансформация политической и экономической системы после советского периода создают постоянные трудности для правительства. Объединение страны и согласование статуса Приднестровья – еще один нерешенный вопрос. Отсутствие местного представительства в парламенте лишает политическую элиту связи с остальной частью страны, а суды политизированы и подвержены давлению. Кроме того, бедность всего населения ставит вопрос о том, как добиться экономического роста и позволить всем гражданам пользоваться его последствиями.Наконец, путь к европейской интеграции остается на ранней стадии развития.
Система правления
Хронология
16 й — начало 19 й век | Территория Молдавии оспаривалась несколькими державами с Османской империей и Россией как главными соперниками. Многочисленные войны. |
1812 | Бухарестский договор предоставляет России контроль над восточной Молдавией или Бессарабией. |
1918 | Бессарабия провозглашает независимость и заключает союз с Румынией. |
1924 | Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика образована в составе Украины. |
1939 | Румыния разделена пактом между гитлеровской Германией и сталинским СССР. Бессарабия — одна из областей, отходящих к СССР. |
1940 | Россия аннексирует Бессарабию и примыкает к ней на большей части Молдавской АССР. Образована Молдавская Советская Социалистическая Республика (МССР). |
1941-1945 | Румынский марионеточный режим, установленный нацистской Германией в МССР, но вскоре после этого Советский Союз восстанавливает контроль. |
Конец 1980-х | Молдавский национализм на волне «перестройки». |
1989 | Румынский язык восстановлен в качестве официального. Латинский шрифт заменяет кириллицу. |
1990 | Молдова заявляет о своем суверенитете. Гагаузы на юго-западе объявляют о своей независимости, за ними следует Приднестровье. |
1991 | Молдова объявляет о своей независимости.Он присоединяется к Содружеству Независимых Государств, правопреемнику Советского Союза. |
1992 | Молдова становится членом ООН. Восстания в Приднестровье. |
1994 | Провозглашена новая конституция. Приднестровскому и Гагаузскому регионам предоставлен особый статус автономии, а молдавский язык объявлен официальным языком. |
1995 | Смертная казнь отменена. |
1997 | Возобновлены переговоры с Приднестровьем. |
1999 | Саммит ОБСЕ в Стамбуле установил конец 2002 года в качестве крайнего срока для вывода российских войск и боеприпасов из Приднестровья. |
2002 | Объявление планов сделать русский язык официальным и обязательным в школах вызывает протесты. После этого планы откладываются. |
2002 | Власти Приднестровья соглашаются разрешить возобновление вывода российских войск в обмен на обещание России сократить долги за газ. |
2002 | ОБСЕ продлевает срок вывода российского оружия из Приднестровья до конца 2003 года. Позднее срок продлевается до 2004 года. чем кириллица. Молдова выходит из переговоров о статусе региона. |
2006 | Россия прекращает поставки газа, когда Молдова отказывается платить более высокую цену. |
2006 | Голосование на референдуме в Приднестровье поддерживает независимость от Молдовы и план в конечном итоге стать частью России. |
2010 | Конституционный суд постановил, что новые парламентские выборы должны выйти из тупика из-за неспособности парламента избрать президента. |
2010 | Референдум по возобновлению прямых выборов президента провалился из-за низкой явки. |
2010 | Третьи парламентские выборы менее чем за два года. |
Библиография
Польские дороги к независимости — английский
В ноябре 1918 года, после 123 лет отсутствия на европейских политических картах, Польша вновь обрела независимость. Это произошло главным образом благодаря настойчивости и самоотверженности активной части польского общества, которая в период рабства передала свою верность языку и национальной культуре новым поколениям молодых поляков. В годы Первой мировой войны (1914–1918) в политическом спектре появились благоприятные для «польского вопроса» обстоятельства.Разделители Польши выступили друг против друга, нарушив прежнюю солидарность по польскому вопросу.
Несмотря на более чем столетнее рабство, кровавое подавление национальных мятежей, политические репрессии, сибирскую каторгу и нарастающую политику русификации и германизации на рубеже веков, поляки не оставили своей мечты о восстановлении независимости. Польские элиты различными способами пытались привить национальное самосознание польским крестьянам и рабочим.Были разработаны различные формы самообразования и предприняты усилия для сохранения польского языка в школьной системе. Все основные польские политические партии включили в свой манифест программу восстановления польского государства. Область Галиция, пользующаяся широкой политической автономией с 1860-х гг., стала центром польской национальной активности. Там укрывались активисты, преследуемые русскими, свободно действовали польские политические партии, а польский язык широко использовался в образовании, администрации и судебной системе.Шумно отмечались польские национальные праздники, такие как годовщины вспышек национальных восстаний или принятия Конституции 3 мая.
Надежды поляков на восстановление независимости усилились на рубеже веков, когда стали распространяться споры между захватчиками — Россией, с одной стороны, и Германией и Австро-Венгрией, с другой. Многочисленные международные кризисы, разразившиеся в то время (например, марокканский или балканский), делали все более и более реальным видение общеевропейской войны и, следовательно, интернационализацию польского вопроса.Надлежащая подготовка к такому конфликту вскоре стала необходимостью. В 1908 году Юзеф Пилсудский и его соратники основали во Львове Związek Walki Czynnej (Союз активной борьбы). Вскоре по всей Галиции стали возникать военизированные организации (например, Союз польских стрелков), целью которых было военное обучение польской молодежи и подготовка ее к борьбе за независимость.
Учения Związek Strzelecki (Общество польских стрелков) в Закопане, 1913 г. (из архива Narodowe Archiwum Cyfrowe NAC/NDA, каталожный номер22-100-4)
Летом 1914 года, в начале войны, поляки столкнулись с дилеммой выбора стороны конфликта. Некоторые, в том числе Юзеф Пилсудский, связывали свои надежды на восстановление Республики Польша с центральными державами. В конце концов были сформированы добровольческие польские легионы, сражавшиеся на стороне армий Центральных держав. Другие (например, Роман Дмовский) видели в Российской империи и ее союзниках на Западе державы, которые могли бы сначала объединить польские земли и в долгосрочной перспективе привести Польшу к восстановлению ее независимости.Для сотен тысяч поляков, мобилизованных в армии разделяющих стран, война носила братоубийственный характер. Кроме того, сами военные действия привели к огромному материальному ущербу, поскольку сотни тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома и стать беженцами.
В первые же дни войны поляки взялись за оружие, продемонстрировав всему миру свое право на собственную страну. 6 августа 1914 года Юзеф Пилсудский повел свою Первую кадровую роту через австрийско-российскую границу, войдя с вооруженными войсками на территории раздела России.Вскоре после этого в Галиции начали формироваться польские легионы. В течение одного года Легионы расширились до размеров трех бригад общей численностью от двадцати до двадцати пяти тысяч солдат. Юзеф Пилсудский вскоре принял командование Первой бригадой. С 1914 по 1916 год легионы воевали на территории Малой Польши, Восточных Карпат, Люблина и Волыни. Сторонники восстановления Польши с помощью центральных держав учредили летом 1914 года Верховный национальный комитет в Кракове с единственной целью — стать главным политическим представительством поляков.
Новогодняя вечеринка 2-й бригады Польского легиона, Карпаты, 1914 год. Общественное достояние.
На другом конце спектра стороны, стремящиеся сотрудничать с Тройственной Антантой, собравшейся в Варшаве в ноябре 1914 г., основали Польский национальный комитет, одним из руководителей которого стал Роман Дмовский. Наряду с русской армией была создана небольшая часть, насчитывающая всего около тысячи добровольцев. Он назывался Пулавский легион.
В 1915 г. в результате захвата немцами Варшавы Польский национальный комитет перебрался в Петроград, а Пулавский легион, понесший большие потери, почти прекратил свое существование.Два года спустя, когда Россию охватила революция, Дмовский переехал во Францию, где в Париже был создан еще один комитет. Вскоре он стал главным сторонником «польского вопроса» в лагере Антанты, взяв на себя своеобразную роль эмигрантского правительства. Во Франции в начале войны был сформирован небольшой добровольческий отряд поляков, так называемые «Bajończycy» (франц. Légion des Bayonnais).
Немецкие войска на Краковском предместье в Варшаве, лето 1915 года. Общественное достояние.
Долгожданный прорыв в делах «польского вопроса» наступил в ноябре 1916 г. Именно тогда императоры Германии и Австрии провозгласили возрождение Польского государства на отнятых у России землях (в Акте от 5 ноября ). Это был прорыв в «заговоре молчания» по польскому вопросу. Через несколько месяцев русский царь был свергнут. Новые российские власти официально признали право поляков на самоопределение. Вскоре французы и англичане решили последовать их примеру.Понимая, что Центральные державы не готовы предоставить Польше настоящую независимость, Пилсудский прекратил сотрудничество с ними и в результате был заключен в тюрьму. Легионы были распущены.
Несмотря на первоначальную эйфорию, Акт от 5 ноября быстро разочаровал польский народ из-за того, что австрийские императоры Вильгельм II и Франц Иосиф I не определили границы польского государства. Умолчали и о том, кто будет будущим монархом возрожденного государства. Вскоре всем стало ясно, что единственное, о чем они когда-либо заботились, — это приобретение польских новобранцев.В последующие месяцы на оккупированных территориях были созданы польские институты государственного управления, такие как Временный Государственный совет, Регентский совет и даже правительство. Однако они действовали лишь как «консультационные советы» оккупационным властям.
Весной 1917 года у легионеров появилось разочарование и неуверенность в завтрашнем дне. Именно тогда Легионы были переданы немецкому командованию и должны были составить основу будущей польской армии.Легионеры начали опасаться, что их формирования могут потерять свой сугубо польский, национальный характер. Изменился и международный контекст польского вопроса. В России было свергнуто царство, и могущественные Соединенные Штаты вступили в войну против Центральных держав. В такой атмосфере Пилсудский почувствовал, что тактический союз, который он заключил в начале войны с Центральными державами, начинает тяготить его. Июль 1917 года стал политическим поворотным моментом. По наущению Пилсудского большинство легионеров (в основном солдаты 1-й и 3-й бригад, среди которых большинство солдат были его сторонниками) отказались от новой версии военной присяги, которая обязывала их сохранять верность Центральным державам. до окончания продолжающейся войны.В результате польские легионы были распущены. Легионеры — бывшие русские подданные — были заключены в лагеря в Щипёрно близ Калиша, в Бениаминове близ Зегже и в Ломже. Напротив, австрийские подданные были включены в состав австро-венгерской армии и отправлены на итальянский фронт. В поддержку интернированных польское общество организовывало денежные и материальные сборы, а беглецам из лагерей оказывалась помощь в укрытии от властей. Сам Пилсудский был интернирован в военную тюрьму в бывшей крепости Магдебург.«Бригадир», как его называли некоторые, превратился в легендарного мученика национального дела. Его год заключения также помог ему избавиться от ненависти к союзнику Центральных держав, тем самым завоевав доверие в глазах лидеров Тройственной Антанты. Этот факт стал чрезвычайно важным сразу после окончания войны. Только солдаты 2-й бригады, большинство из которых были австрийскими подданными, принесли присягу. Они продолжали сражаться с русскими вместе с австро-венгерской армией в качестве вспомогательного польского корпуса.Юзеф Халлер вскоре стал их командиром.
Офицеры Польского легиона, интернированные в Бениаминове. Общественное достояние
На Западе корифеи польской культуры активно лоббировали «польский вопрос». Игнатий Падеревский собирал деньги для жертв войны на польской земле и убеждал западных политиков поддержать идею независимости Польши. В результате действий, предпринятых Падеревским и другими, Вудро Вильсон, президент Соединенных Штатов (вступивших в войну в апреле 1917 г.), стал благосклонно относиться к полякам.Требование независимости Польши вскоре признали и другие лидеры Антанты. Во Франции, состоявшей в основном из добровольцев из польской общины, была сформирована Польская армия (Голубая армия).
После свержения царизма в составе русской армии были созданы части, состоящие только из поляков (три корпуса). Их члены старались дистанцироваться от нараставшего в России хаоса, а после Октябрьской революции старались сохранять нейтралитет в войне между Белой и Красной армиями.В результате продолжающихся политических изменений в России ее западные союзники, а именно Великобритания, Франция и Италия, стали рассматривать поляков как желанных союзников. Летом 1917 года Франция начала формирование Польской армии, названной Голубой армией по цвету их униформы. Вскоре в ее ряды влились добровольцы из Западной Европы, США и Канады, а также польские военнопленные из немецкой армии. Синяя армия начала борьбу с Германией в последние дни войны.
В феврале 1918 г. Центральные державы подписали Брест-Литовский мирный договор с Украиной (УНР), что с точки зрения Польши считалось очень вредным.Разочарованные поляки, наконец, разорвали связи с Центральными державами и перенесли надежду на восстановление Польши на государства Тройственной Антанты. Последние польские дивизии, сражавшиеся на стороне Центральных держав, были распущены. В своей речи перед Конгрессом в январе 1918 года Вудро Вильсон объявил о восстановлении независимой Польши с выходом к морю, назвав это одним из условий постоянного мира.
Соглашение, подписанное между Германией и Австро-Венгрией с новообразованной Украинской Народной Республикой, предполагало передачу Хелмской земли украинцам.Этот акт вызвал широкое возмущение польской общественности, которая сочла этот документ очередным разделом Польши. Эта ярость выражалась в бурных митингах и забастовках. В Галиции чиновники польского происхождения уходили в отставку со своих должностей, люди, награжденные государством, возвращали свои медали, а дворяне лишались своих титулов. Польские парламентарии в Вене объявили, что присоединятся к оппозиционным партиям. Польский вспомогательный корпус также был распущен.Часть ее солдат перешла границу с Россией, а часть была интернирована.
Протесты против Брест-Литовского договора, Краков, 16 февраля 1918 г. Общественное достояние.
То, что осталось от положительного имиджа Центральных держав в глазах польского общественного мнения, было безвозвратно утрачено. Поляки заняли радикальную, республиканскую позицию, процветала подпольная пресса и секретные организации, такие как Польская военная организация, созданная Пилсудским в 1914 году.Подавляющее большинство польского общества поддерживало Тройственное согласие и ждало дальнейшего развития событий.
Когда в октябре-ноябре закончилась война на Западе и распалась Австро-Венгерская империя, поляки приступили к разоружению оккупантов и созданию институтов независимого государства. Освободившись из немецкого плена, Юзеф Пилсудский принял всю гражданскую и военную власть от Регентского совета в качестве главы государства по прибытии в Варшаву 11 ноября 1918 года. Начался новый эпизод в польской истории.
В начале октября 1918 г. известие о германо-американских переговорах об условиях прекращения огня привело к росту политической активности на польской земле. Регентский совет объявил о провозглашении Королевства Польского с выходом к морю. Законы оккупационных властей начали бойкотировать. Распад Австро-Венгрии углублялся, появлялись новые независимые государства, а другие поглощались соседними странами. 28 октября 1918 г. в Кракове была сформирована Польская ликвидационная комиссия, которая взяла власть в Галиции.Подобные центры силы возникли и в других городах Западной Галиции, а в Восточной Галиции, в том числе во Львове, украинцы пытались взять под свой контроль.
На территории Королевства Польского в ночь на 6 ноября в освобожденном городе Люблин было сформировано левое правительство во главе с социалистом Игнатием Дашинским. Была выдвинута программа далеко идущих социальных реформ, включающая 8-часовые смены, раздел земельных владений (которые впоследствии перешли во владение безземельным крестьянам и мелким землевладельцам), национализацию крупных отраслей промышленности.Многие опасались, что голодающую страну охватит революционный хаос, как в советизированной России. Пандемия испанского гриппа начала приносить смертельные потери. В конце октября члены Польской военной организации при поддержке студентов, молодых фабричных рабочих, разведчиков, пожарных и железнодорожников начали стихийно разоружать оккупантов. По всей стране местные власти стали заполнять вакуум власти, оставленный оккупационными властями и местными австрийскими властями в Галиции.
При разделе Пруссии до декабря 1918 г. немцы прочно удерживали власть. Верховный народный совет, созданный в 1918 году, стал центром политической жизни Польши. Полякам пришлось ждать до декабря вооруженного мятежа против оккупантов, так как новые республиканские власти в Берлине все еще считали восточные границы Германии границами 1914 года.
10 ноября поездом из Берлина в Варшаву прибыл Юзеф Пилсудский, освобожденный несколькими днями ранее из тюрьмы.Немцы надеялись, что своим авторитетом он положит конец хаосу и обеспечит мирный переход немецких войск, возвращающихся домой из России. На следующий день Регентский совет передал всю гражданскую и военную власть Пилсудскому, и он принял титул главы государства.