Завещание Александра Солженицына: Откажемся говорить то, чего не думаем
Когда-то мы не смели и шёпотом шелестеть. Теперь вот пишем и читаем Самиздат, а уж друг другу-то, сойдясь в курилках НИИ, от души нажалуемся: чего только они не накуролесят, куда только не тянут нас! И ненужное космическое хвастовство при разорении и бедности дома; и укрепление дальних диких режимов; и разжигание гражданских войн; и безрассудно вырастили Мао Цзедуна (на наши средства) — и нас же на него погонят, и придётся идти, куда денешься? и судят, кого хотят, и здоровых загоняют в умалишённые — все «они», а мы — бессильны.
Уже до донышка доходит, уже всеобщая духовная гибель насунулась на всех нас, и физическая вот-вот запылает и сожжёт и нас, и наших детей, — а мы по-прежнему всё улыбаемся трусливо и лепечем косноязычно:
— А чем же мы помешаем? У нас нет сил. Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков — только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара. Мы даже всеобщей атомной смерти не боимся, третьей мировой войны не боимся (может, в щёлочку спрячемся), — мы только боимся шагов гражданского мужества! Нам только бы не оторваться от стада, не сделать шага в одиночку — и вдруг оказаться без белых батонов, без газовой колонки, без московской прописки.
Уж как долбили нам на политкружках, так в нас и вросло, удобно жить, на весь век хорошо: среда, социальные условия, из них не выскочишь, бытие определяет сознание, мы-то при чём? мы ничего не можем.
А мы можем — всё! — но сами себе лжём, чтобы себя успокоить. Никакие не «они» во всём виноваты — мы сами, только мы!
Возразят: но ведь действительно ничего не придумаешь! Нам закляпили рты, нас не слушают, не спрашивают. Как же заставить их послушать нас?
Переубедить их — невозможно.
Естественно было бы их переизбрать! — но перевыборов не бывает в нашей стране.
На Западе люди знают забастовки, демонстрации протеста, — но мы слишком забиты, нам это страшно: как это вдруг — отказаться от работы, как это вдруг — выйти на улицу?
Все же другие роковые пути, за последний век отпробованные в горькой русской истории, — тем более не для нас, и вправду — не надо! Теперь, когда все топоры своего дорубились, когда всё посеянное взошло, — видно нам, как заблудились, как зачадились те молодые, самонадеянные, кто думали террором, кровавым восстанием и гражданской войной сделать страну справедливой и счастливой. Нет, спасибо, отцы просвещения! Теперь-то знаем мы, что гнусность методов распложается в гнусности результатов. Наши руки — да будут чистыми!
Так круг — замкнулся? И выхода — действительно нет? И остаётся нам только бездейственно ждать: вдруг случится что-нибудь само?
Но никогда оно от нас не отлипнет само, если все мы все дни будем его признавать, прославлять и упрочнять, если не оттолкнёмся хотя б от самой его чувствительной точки.
От — лжи.
Когда насилие врывается в мирную людскую жизнь — его лицо пылает от самоуверенности, оно так и на флаге несёт, и кричит: «Я — Насилие! Разойдись, расступись — раздавлю!» Но насилие быстро стареет, немного лет — оно уже не уверено в себе, и, чтобы держаться, чтобы выглядеть прилично, — непременно вызывает себе в союзники Ложь. Ибо: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием. И не каждый день, не на каждое плечо кладёт насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи — и в этом вся верноподданность.
И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!
И это — прорез во мнимом кольце нашего бездействия! — самый лёгкий для нас и самый разрушительный для лжи. Ибо когда люди отшатываются ото лжи — она просто перестаёт существовать. Как зараза, она может существовать только на людях.
Не призываемся, не созрели мы идти на площади и громогласить правду, высказывать вслух, что думаем, — не надо, это страшно. Но хоть откажемся говорить то, чего не думаем!
Вот это и есть наш путь, самый лёгкий и доступный при нашей проросшей органической трусости, гораздо легче (страшно выговорить) гражданского неповиновения по Ганди.
Наш путь: ни в чём не поддерживать лжи сознательно!. Осознав, где граница лжи (для каждого она ещё по-разному видна), — отступиться от этой гангренной границы! Не подклеивать мёртвых косточек и чешуек Идеологии, не сшивать гнилого тряпья — и мы поражены будем, как быстро и беспомощно ложь опадёт, и чему надлежит быть голым — то явится миру голым.
Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остаётся ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников. И с этого дня он:
— впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким способом ни единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду;
— такой фразы ни в частной беседе, ни многолюдно не выскажет ни от себя, ни по шпаргалке, ни в роли агитатора, учителя, воспитателя, ни по театральной роли;
— живописно, скульптурно, фотографически, технически, музыкально не изобразит, не сопроводит, не протранслирует ни одной ложной мысли, ни одного искажения истины, которое различает;
— не приведёт ни устно, ни письменно ни одной «руководящей» цитаты из угождения, для страховки, для успеха своей работы, если цитируемой мысли не разделяет полностью или она не относится точно сюда;
— не даст принудить себя идти на демонстрацию или митинг, если это против его желания и воли; не возьмёт в руки, не подымет транспаранта, лозунга, которого не разделяет полностью;
— не поднимет голосующей руки за предложение, которому не сочувствует искренне; не проголосует ни явно, ни тайно за лицо, которое считает недостойным или сомнительным;
— не даст загнать себя на собрание, где ожидается принудительное, искажённое обсуждение вопроса;
— тотчас покинет заседание, собрание, лекцию, спектакль, киносеанс, как только услышит от оратора ложь, идеологический вздор или беззастенчивую пропаганду;
— не подпишется и не купит в рознице такую газету или журнал, где информация искажается, первосущные факты скрываются.
Мы перечислили, разумеется, не все возможные и необходимые уклонения ото лжи. Но тот, кто станет очищаться, — взором очищенным легко различит и другие случаи.
Да, на первых порах выйдет не равно. Кому-то на время лишиться работы. Молодым, желающим жить по правде, это очень осложнит их молодую жизнь при начале: ведь и отвечаемые уроки набиты ложью, надо выбирать. Но и ни для кого, кто хочет быть честным, здесь не осталось лазейки: никакой день никому из нас даже в самых безопасных технических науках не обминуть хоть одного из названных шагов — в сторону правды или в сторону лжи; в сторону духовной независимости или духовного лакейства. И тот, у кого недостанет смелости даже на защиту своей души, — пусть не гордится своими передовыми взглядами, не кичится, что он академик или народный артист, заслуженный деятель или генерал, — так пусть и скажет себе: я — быдло и трус, мне лишь бы сытно и тепло.
Даже этот путь — самый умеренный изо всех путей сопротивления — для засидевшихся нас будет нелёгок. Но насколько же легче самосожжения или даже голодовки: пламя не охватит твоего туловища, глаза не лопнут от жара, и чёрный-то хлеб с чистой водою всегда найдётся для твоей семьи.
Преданный нами, обманутый нами великий народ Европы — чехословацкий — неужели не показал нам, как даже против танков выстаивает незащищенная грудь, если в ней достойное сердце?
Это будет нелёгкий путь? — но самый лёгкий из возможных. Нелёгкий выбор для тела, — но единственный для души. Нелёгкий путь, — однако есть уже у нас люди, даже десятки их, кто годами выдерживает все эти пункты, живёт по правде.
Итак: не первыми вступить на этот путь, а — присоединиться! Тем легче и тем короче окажется всем нам этот путь, чем дружнее, чем гуще мы на него вступим! Будут нас тысячи — и не управятся ни с кем ничего поделать. Станут нас десятки тысяч — и мы не узнаем нашей страны!
Если ж мы струсим, то довольно жаловаться, что кто-то нам не даёт дышать — это мы сами себе не даём! Пригнёмся ещё, подождём, а наши братья биологи помогут приблизить чтение наших мыслей и переделку наших генов.
Если и в этом мы струсим, то мы — ничтожны, безнадёжны, и это к нам пушкинское презрение:
К чему стадам дары свободы?
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
12 февраля 1974
От редакции
Александр Солженицын закончил статью «Жить не по лжи» 12 февраля 1974 года. Впервые она была опубликована 18 февраля 1974 года в Daily Express (Лондон), а в России — лишь 18 октября 1988 года в киевской многотиражке «Рабочее слово».
«Жить не по лжи!» – программная статья А.И. Солженицына: VIKENT.RU
«… насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием. И не каждый день, не на каждое плечо кладёт насилие свою тяжёлую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи — и в этом вся верноподданность.
И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи. Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня.
И это — прорез во мнимом кольце нашего бездействия! — самый лёгкий для нас и самый разрушительный для лжи. Ибо когда люди отшатываются ото лжи — она просто перестаёт существовать. Как зараза, она может существовать только на людях.
Не призываемся, не созрели мы идти на площади и громогласить правду, высказывать вслух, что думаем, — не надо, это страшно. Но хоть откажемся говорить то, чего не думаем!
Вот это и есть наш путь, самый лёгкий и доступный при нашей проросшей органической трусости, гораздо легче (страшно выговорить) гражданского неповиновения по Ганди.
Наш путь: ни в чём не поддерживать лжи сознательно! Осознав, где граница лжи (для каждого она ещё по-разному видна), — отступиться от этой гангренной границы! Не подклеивать мёртвых косточек и чешуек Идеологии, не сшивать гнилого тряпья — и мы поражены будем, как быстро и беспомощно ложь опадёт, и чему надлежит быть голым — то явится миру голым.
Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остаётся ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих современников.
И с этого дня он:
— впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким способом ни единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду;
— такой фразы ни в частной беседе, ни многолюдно не выскажет ни от себя, ни по шпаргалке, ни в роли агитатора, учителя, воспитателя, ни по театральной роли;
— живописно, скульптурно, фотографически, технически, музыкально не изобразит, не сопроводит, не протранслирует ни одной ложной мысли, ни одного искажения истины, которое различает;
— не приведёт ни устно, ни письменно ни одной «руководящей» цитаты из угождения, для страховки, для успеха своей работы, если цитируемой мысли не разделяет полностью или она не относится точно сюда;
— не даст принудить себя идти на демонстрацию или митинг, если это против его желания и воли; не возьмёт в руки, не подымет транспаранта, лозунга, которого не разделяет полностью;
— не поднимет голосующей руки за предложение, которому не сочувствует искренне; не проголосует ни явно, ни тайно за лицо, которое считает недостойным или сомнительным;
— не даст загнать себя на собрание, где ожидается принудительное, искажённое обсуждение вопроса;
— тотчас покинет заседание, собрание, лекцию, спектакль, киносеанс, как только услышит от оратора ложь, идеологический вздор или беззастенчивую пропаганду;
— не подпишется и не купит в рознице такую газету или журнал, где информация искажается, первосущные факты скрываются.
Мы перечислили, разумеется, не все возможные и необходимые уклонения ото лжи. Но тот, кто станет очищаться, — взором очищенным легко различит и другие случаи.
Да, на первых порах выйдет не равно. Кому-то на время лишиться работы. Молодым, желающим жить по правде, это очень осложнит их молодую жизнь при начале: ведь и отвечаемые уроки набиты ложью, надо выбирать. Но и ни для кого, кто хочет быть честным, здесь не осталось лазейки: никакой день никому из нас даже в самых безопасных технических науках не обминуть хоть одного из названных шагов — в сторону правды или в сторону лжи; в сторону духовной независимости или духовного лакейства. И тот, у кого недостанет смелости даже на защиту своей души, — пусть не гордится своими передовыми взглядами, не кичится, что он академик или народный артист, заслуженный деятель или генерал, — так пусть и скажет себе: я — быдло и трус, мне лишь бы сытно и тепло».
Солженицын А.И., Жить не по лжи! / Публицистика в 3-х томах, Том 1: Статьи и речи, Ярославль, «Верхняя Волга», 1995 г. , с. 189-191.
Живите без лжи: распознайте и дайте отпор трем врагам, которые нарушают ваш покой Джон Марк Комер, твердый переплет
Правда о лжи
В конце четвертого века нашей эры молодой интеллектуал по имени Евагрий Понтик отправился в пустыню Египта, чтобы сразиться с дьяволом.
Как и вы.
Евагрий читал историю о том, как Иисус вышел в пустыню, чтобы встретиться лицом к лицу с дьяволом, и намеревался последовать примеру Иисуса.
Вскоре стало известно: в глуши есть монах, воюющий с дьяволом. Судя по слухам, он выигрывал. Он стал востребованным духовным наставником. Духовные искатели бросят вызов стихиям, пытаясь найти Евагрия и изучить его тактику.
Перед смертью Евагрия один из монахов по имени Лукиос попросил его записать свою стратегию по преодолению дьявола. В результате Евагрий написал короткую книгу под названием «Ответ: монашеский справочник по борьбе с демонами».
Лучшие субтитры.
Недавно я прочитал его; это взорвало мой разум.
Евагрий создал самую изощренную демонологию во всем древнем христианстве. И самой удивительной чертой парадигмы Евагрия является его заявление о том, что борьба с бесовским искушением есть борьба с тем, что он называл logismoi — греческим словом, которое можно перевести как «мысли», «образы мыслей», ваши «внутренние нарративы» или «внутренние структуры убеждений». Они являются содержанием нашей мыслительной жизни и ментальными маркерами, по которым мы ориентируемся в жизни. Для Евагрия эти logismoi были не просто мыслями; это были мысли, за которыми стояла злобная воля, темная, животворящая сила зла.
На самом деле, Евагрий организовал свою книгу в восемь глав, каждая из которых сгруппирована вокруг основной логики. Восемь мыслей Евагрия впоследствии легли в основу «семи смертных грехов» древности.
Каждая запись начинается со строки «Против мысли, что . . ».
Мы вернемся к Евагрию в конце первой части, потому что я думаю — спустя более полутора тысячелетий — после Иисуса он все еще остается самым блестящим тактиком, который у нас есть в борьбе с демоническими искушениями. (И да, я верю в бесовское искушение. Продолжайте читать…)
А пока давайте начнем с его провокационной идеи: наша борьба с дьяволом — это прежде всего борьба за то, чтобы вернуть контроль над нашим разумом из плена лжи и освободить его с помощью оружия истины.
Можно ли найти эту идею где-нибудь в учении самого Иисуса?
Наводящий вопрос. Ответ: абсолютно.
Одно из самых известных учений Иисуса звучит так:
Вы узнаете истину, и истина сделает вас свободными.
В контексте Иисус только что сказал своим последователям, что «если вы будете придерживаться Моего учения, вы действительно Мои ученики», и в результате «вы познаете истину, и истина сделает вас свободными».
Фарисеи, религиозные лидеры того времени, немедленно ответили антагонизмом: «Мы потомки Авраама и никогда никому не были рабами».
Немного ироничное утверждение, учитывая историю еврейского народа. Читать Исход.
Иисус милостиво объяснил, что он имеет в виду не столько социально-экономическое рабство, сколько духовное рабство, ибо «всякий, кто грешит, есть раб греха».
Это еще больше разозлило фарисеев, и они начали язвительно комментировать, что «мы не внебрачные дети». Не очень тонкие выпады в отношении происхождения Иисуса. (За исключением того, что в греческом оригинале оно звучит не так сладко, оно ближе к «Мы не такие ублюдки, как вы».) Преисполненные презрения, они бушевали: «Единственный Отец, который у нас есть, — это Сам Бог».
Иисус этого не упустил. Столь же дерзкий, сколь и нежный, он ответил увлекательным заявлением о том, кем на самом деле был их «отец»:
Ты принадлежишь своему отцу, дьяволу, и ты хочешь исполнить желания своего отца. Он был человекоубийцей от начала, не держащимся истины, ибо в нем нет истины. Когда он лжет, он говорит на своем родном языке, ибо он лжец и отец лжи.
Сразу за воротами обратите внимание на три вещи из учения Иисуса об этом загадочном существе, которое он назвал дьяволом.
Начнем с очевидного: для Иисуса существует дьявол.
В греческом языке Иисус использовал слово διάβολος (diabolos), которое происходит от глагольного корня слова, означающего «клеветать» или «обвинять». Его также можно перевести как «обвинитель». Но это лишь одно из многих названий этого существа. Писание также называет его . . .
• сатана
• лукавый
• искуситель
• разрушитель
• обманщик
• великий дракон . . . кто обманывает весь мир
• древний змей . . . который вводит в заблуждение весь мир
Заметьте, каждый пример, который я только что перечислил, является титулом, а не именем. Некоторые библеисты утверждают, что это тонкий выпад со стороны Иисуса, преднамеренное пренебрежение; его соперник даже не получил имени. Другие читают это как знак того, насколько опасным он считает это существо — эквивалент Иисуса «того, кого нельзя называть по имени».
Но для Иисуса дьявол не вымышленный злодей из романа о Гарри Поттере; он настоящий и коварный источник зла и самое влиятельное существо на земле.
Трижды Иисус назвал его «князем мира сего». Греческое слово «князь» — архон, которое во времена Иисуса было политическим словом и использовалось для обозначения самого высокопоставленного римского чиновника в городе или регионе. Иисус говорил, что это существо самое могущественное и влиятельное существо в мире. В другой истории, когда дьявол заявил, что «все царства мира» должны быть отданы ему, Иисус не возражал против него.
Подкаст «Живи без лжи» в Apple Podcasts
7 эпизодов
Как нам следовать за Иисусом в культурный момент, который становится все более враждебным христианской ортодоксии любого рода? Присоединяйтесь к Джону Марку Комеру, когда он берет интервью у ведущих христианских интеллектуалов о пересечении постхристианской культуры и духовного образования. Если вы хотите углубить разговор, закажите сегодня новую книгу Джона Марка «Живи без лжи: распознайте и дайте отпор трем врагам, которые саботируют ваш покой». Доступен везде, где продаются книги.
Роберта Ахмансон о параллелях между римской культурой V века и нашим светским моментом
Роберта Ахмансон о параллелях между римской культурой V века и нашим светским моментом
Для тех из вас, кто считает, что 6 эпизодов недостаточно, этот для вас. Роберта Ахмансон — блестящий эксперт по истории Церкви. Для контекста она зарегистрировалась для этого удаленного интервью с Джоном Марком из библиотеки из 20 000 книг, все из которых она прочитала … Основываясь на предпосылке, что из истории Церкви можно многому научиться, Джон Марк и Роберта возвращаются к культуре Рима 5-го века, чтобы обсудить параллели между тем моментом и нашим, и то, как христиане действовали посреди этого.
Если вы еще не слышали, Джон Марк этой осенью также запускает новое служение под названием «Практикуя путь». Через «Практикуя путь» Джон Марк создаст прекрасные ресурсы и опыт для духовного формирования, которые помогут вам и вашей церкви быть с Иисусом, стать такими, как Иисус, и делать то, что он делал. Чтобы присоединиться к Кругу, стать пилотной церковью или узнать больше сегодня, зайдите на веб-сайт www.practicingtheway.org
. Закажите «Живи без лжи» сегодня
.
Джон Марк Комер и Тайлер Стейтон: Почему книга о дьяволе, отцах и матерях-пустынниках и истинной природе свободы
Все меняется, и Джон Марк садится на горячее место для сегодняшнего интервью. Присоединяйтесь к нему и его хорошему другу и преемнику пастора Тайлеру Стейтону, чтобы поговорить об истории написания книги о мире, плоти и дьяволе.
Но, конечно же, они вдвоем в конечном итоге обсуждают всевозможные еще более интересные темы.
Если вы еще не слышали, Джон Марк этой осенью также запускает новое служение под названием «Практикуя путь». Через «Практикуя путь» Джон Марк создаст прекрасные ресурсы и опыт для духовного формирования, которые помогут вам и вашей церкви быть с Иисусом, стать такими, как Иисус, и делать то, что он делал. Чтобы присоединиться к Кругу, стать пилотной церковью или получить дополнительную информацию сегодня, зайдите на веб-сайт www.practicingtheway.org
. Молитвенные ритмы заботы о душе
Ознакомьтесь с полной беседой Джона Марка с Даниэль Стрикленд
Посетите новый канал Джона Марка на YouTube
Джон Тайсон о мире как машине формирования, искушении проекта «Я» и важности семьи
Джон Тайсон о мире как машине формирования, искушении проекта «Я» и важности семьи
Многие глубокие течения церковной традиции и духовной мудрости встречаются в личности Джона Тайсона – близкого друга Джона Марка, которого он называет «один из лучших ныне живущих проповедников, которых [он] знает».
Джон возглавляет сообщество людей в Церкви города Нью-Йорка, которые живут противоположной формации для Иисуса в одном из самых прогрессивных и индивидуалистичных городов мира. Присоединяйтесь к ним двоим для разговора о ключевых этапах духовного становления, угрозе собственного «я», когда мы следуем за Иисусом, почему ответственность за ученичество должна лежать на семье и многом другом.
Если вы еще не слышали, Джон Марк этой осенью также запускает новое служение под названием «Практикуя путь». Через «Практикуя путь» Джон Марк создаст прекрасные ресурсы и опыт для духовного формирования, которые помогут вам и вашей церкви быть с Иисусом, стать такими, как Иисус, и делать то, что он делал. Чтобы присоединиться к Кругу, стать пилотной церковью или получить дополнительную информацию сегодня, зайдите на веб-сайт www.practicingtheway.org
. Молитвенные ритмы заботы о душе
Ознакомьтесь с полной беседой Джона Марка с Даниэль Стрикленд
Посетите новый канал Джона Марка на YouTube
Д-р Нэнси Пирси о любви к своему телу, правах человека и низком взгляде секуляризма на сексуальность и гендер
Д-р Нэнси Пирси о любви к своему телу, правах человека и низком отношении секуляризма к сексуальности и гендеру
Д-р Нэнси Пирси была описана как «выдающаяся протестантская евангельская женщина-интеллектуалка Америки».
Джон Марк описывает ее книгу «Люби свое тело» как «лучшую работу, которую [он] читал, о мировоззрении, стоящем за сексуальной революцией». В этом разговоре они обсуждают теорию личности и то, как такое мышление влияет на гендер, аборты, секс, права человека и т. д. Это важный, но важный разговор. Мы надеемся, что он послужит вам вы следуете за Иисусом в этот сложный момент.0005
Если вы еще не слышали, Джон Марк этой осенью также запускает новое служение под названием «Практикуя путь». Через «Практикуя путь» Джон Марк создаст прекрасные ресурсы и опыт для духовного формирования, которые помогут вам и вашей церкви быть с Иисусом, стать такими, как Иисус, и делать то, что он делал. Чтобы присоединиться к Кругу, стать пилотной церковью или получить дополнительную информацию сегодня, зайдите на веб-сайт www.practicingtheway.org
. Молитвенные ритмы заботы о душе
Ознакомьтесь с полной беседой Джона Марка с Даниэль Стрикленд
Посетите новый канал Джона Марка на YouTube
Рич Вильодас о политической запутанности, субботе как сопротивлении и созерцательной молитве как пути вперед
Рич Вильодас о политической привязанности, субботе как сопротивлении и созерцательной молитве как пути вперед
Что касается современных учителей пути Иисуса, Рич Виллодас — один из личных фаворитов Джона Марка.
Служа пастором в нью-йоркском районе Квинс, Рич и его община живут жизнью глубокого сопротивления Иисусу в оживленном, суетливом городе. Для тех из вас, кто хочет найти способ следовать за Иисусом, который кажется более доступным для вас, иногда рассеянного, рассеянного человека, — эта беседа для вас.
Если вы еще не слышали, Джон Марк этой осенью также запускает новое служение под названием «Практикуя путь». Через «Практикуя путь» Джон Марк создаст прекрасные ресурсы и опыт для духовного формирования, которые помогут вам и вашей церкви быть с Иисусом, стать такими, как Иисус, и делать то, что он делал. Чтобы присоединиться к Кругу, стать пилотной церковью или получить дополнительную информацию сегодня, зайдите на веб-сайт www.practicingtheway.org
. Молитвенные ритмы заботы о душе
Посетите новый канал Джона Марка на YouTube
Дж.Т. Томас о духовных реалиях расизма, травм и истинного миротворчества
Дж.
Т. Томас о духовных реалиях расизма, травм и истинного миротворчества
Дж.Т. Томас один на миллион. Мужественный, умиротворенный, осужденный — Дж.Т. является основателем гражданской праведности и истинным миротворцем, живущим на пересечении учений Иисуса и активности. Присоединяйтесь к ним двоим для разговора о травмах поколений, духовных реалиях, которые подпитывают расовую несправедливость, и о том, как построить ответ на расизм, основанный на пути Иисуса.
Если вы еще не слышали, Джон Марк этой осенью также запускает новое служение под названием «Практикуя путь». Через «Практикуя путь» Джон Марк создаст прекрасные ресурсы и опыт для духовного формирования, которые помогут вам и вашей церкви быть с Иисусом, стать такими, как Иисус, и делать то, что он делал. Чтобы присоединиться к Кругу, стать пилотной церковью или получить дополнительную информацию сегодня, зайдите на веб-сайт www.practicingtheway.org
. Молитвенные ритмы заботы о душе
Посетите новый канал Джона Марка на YouTube
Отзывы клиентов
470 оценок
Красиво честно!
Замечательно оформленный подкаст.