Краткая биография Дениса Фонвизина для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
Главная>Биографии писателей и поэтов
Быстрый переход:
Очень краткая биография (в двух словах)
Краткая биография (подробно)
Очень краткая биография (в двух словах)Родился 14 апреля 1745 года в Москве. Отец — Иван Андреевич Фонвизин. В 1760 году окончил дворянскую гимназию при Московском университете. В 1763 году переезжает в Санкт-Петербург, где получает должность при кабинет-министре Иване Елагине. В 1769 году стал секретарем государственного деятеля Никиты Панина. В 1774 году женился на Екатерине Роговиковой. В 1782 году написал комедию «Недоросль». Много раз бывал за границей. Умер 12 декабря 1792 года в Санкт-Петербурге в возрасте 47 лет. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Основные произведения: «Недоросль», «Бригадир», «Рассуждение о непременных государственных законах», «Повествование мнимого глухого и немого» и другие.
Краткая биография (подробно)Денис Иванович Фонвизин – русский писатель XVIII века, создатель русской бытовой комедии. Наиболее прославился по произведению «Недоросль» (1781). Родился 14 апреля 1745 года в Москве в состоятельной дворянской семье. Образование получал в дворянской гимназии в университете Москвы. Тем же обучался на философском факультете и считался одним из лучших учеников. В 1760 году юный писатель был направлен в Петербург, где познакомился с Ломоносовым и Сумароковым. В 1761 году ему был заказан перевод басен с немецкого языка. Позже он перевел роман французского писателя Террасона, трагедию Вольтера, работы Овидия, повесть Грессе. Однако любимым писателем считал Руссо.
Наряду с переводами начинают появляться и сатирические произведения Фонвизина. Так, приблизительно в 1760 году была готова ранняя версия знаменитой пьесы «Недоросль». Литература помогала писателю и в служебной карьере. Например, перевод трагедии Вольтер помог ему попасть на службу в кабинет-министру Елагину. А переведенной им комедией «Бригадир» заинтересовалась сама императрица. Таким образом, он познакомился с Н. И. Паниным – воспитателем Павла I, и перешел к нему на службу.
В 1777 году писатель путешествовал во Францию, где провел длительное время. Там он наблюдал за политической жизнью во французском обществе и пытался найти пути улучшения социально-политического порядка на родине. В конце 1782 года появилось произведение «Рассуждение о непременных государственных законах», предназначенное для будущего правителя Павла Петровича. После перенесенного паралича, Фонвизин ушел в отставку, но продолжал заниматься литературной деятельностью до конца жизни. Некоторые его работы натолкнулись на осуждение со стороны Екатерины II и были запрещены. В последние годы писатель работал над автобиографичной повестью «Чистосердечное признание». Умер Денис Фонвизин в декабре 1792 году в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре.
см. также:
Краткие биографии других писателей и поэтов
Краткое содержание Недоросль, Фонвизин
Денис Фонвизин — биография, личная жизнь, фото
Денис Фонвизин – великий русский писатель, драматург, публицист, переводчик и создатель русской бытовой комедии.
Кроме писательства Фонвизин занимался политикой. Он был статским советником и секретарем главы русской дипломатии Н. И. Панина.
Биография Фонвизина изучается не только учащимися 9 класса, но и студентами. Школьники знают его в основном по знаменитому произведению «Недоросль».
В биографии Фонвизина много интересных фактов, с которыми вы сможете ознакомиться прямо сейчас.
Итак, перед вами краткая биография Дениса Фонвизина.
Краткая биография Фонвизина
Денис Иванович Фонвизин родился 3 апреля 1745 г. в Москве. Его предки были дворянами, происходившими из ливонского рыцарского рода.
Прародитель Фонвизина попал в русский плен во время Ливонской войны (1558-1583) и крестился в православие.
Образование
В период биографии 1755-1760 гг. Денис Фонвизин учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в течение года – на философском факультете университета.
В 1760 г. в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург. Здесь он познакомился с Михаилом Ломоносовым и первым руководителем русского театра Сумароковым.
В 1761 г. по заказу одного из московских книготорговцев Фонвизин перевёл с немецкого басни Хольберга.
Через год он уже переводит роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», трагедию Вольтера «Альзира или американцы» и «Метаморфозы» Овидия.
Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона.
Творчество
Согласно официальной биографии Фонвизина, предположительно к 1760 г. была написана не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый ранний «Недоросль».
Однако существует версия, что ранний «Недоросль» вообще не принадлежит перу Дениса Ивановича.
Следует заметить, что Фонвизин находился под сильным влиянием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция.
Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского.
Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере.
Когда он сделал перевод трагедии Вольтера, его назначили состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине.
Также большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир». Интересен факт, что Фонвизин был даже специально приглашен в Петергоф для прочтения этого произведения самой императрице.
В результате он сблизился с воспитателем Павла Петровича (будущего российского императора), графом Никитой Ивановичем Паниным.
В 1769 г. Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц.
Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение об истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей».
Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.
Государственная служба
В период биографии 1777-1778 гг. Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции. Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина) и Я. И. Булгакову.
Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических проблемах французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину Франции.
Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине.
Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности».
Его пугала возможность новой пугачёвщины, и он считал, что необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений.
Отсюда основное требование – введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо не только для простых граждан, но и для монарха.
Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности, а именно, – безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.
Зрелое творчество
Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом.
При этом его ждало резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений.
Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной».
Кроме того, в последние годы своей жизни Фонвизин работал над автобиографией «Чистосердечное признание».
Личная жизнь
В биографии Дениса Фонвизина была только одна жена. В 1774 г. литератор заключил брак с дочерью богатого купца – Екатериной Роговиковой. Она была вдовой адъютанта графа Чернышева – А. А. Хлопова.
После смерти Хлопова Екатерина получила в управление огромное состояние, и, выйдя в 27-летнем возрасте за Фонвизина, полностью обеспечила его.
Детей в этом браке у них не было.
Смерть Фонвизина
Умер Денис Иванович Фонвизин в декабре 1792 г. Ему было всего 47 лет.
Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Блестящий талант, большой ум и широкая эрудиция дают полное право считать Фонвизина одним из выдающихся людей екатерининской эпохи.
Несмотря на то, что он был характерным представителем русской дворянской интеллигенции своего времени, он вошел в историю, как выдающийся человек своей эпохи.
Через три года после смерти Фонвизина в России родился другой великий писатель – Александр Грибоедов, биография которого во многом похожа на биографию Фонвизина (см. интересные факты о Грибоедове).
Интересные факты о Фонвизине
В биографии Фонвизина было много интересных фактов. Вот лишь некоторые из них.
- Любимым писателем Дениса Фонвизина был Руссо.
- Когда состоялась премьера пьесы «Недоросль», ее успех был столь огромен, что зрители закидали сцену кошельками с деньгами.
- Интересен факт, что Денис Фонвизин был настоящим франтом. Он, в отличие от своего неряшливого современника Ивана Крылова, уделял большое внимание внешнему виду. Его одежда всегда была чиста и выглажена, а обувь украшена большими пряжками.
- Впервые побывав в Санкт-Петербурге, Фонвизин увидел театральное представление – постановку пьесы датского писателя Людвига Хольберга «Генрих и Пернилл». Это произвело на него столь глубокое впечатление, что он сохранил любовь к театру на всю жизнь.
- Пушкин очень любил Фонвизина и высоко ценил веселость его комедий. Он крайне сожалел, что в русской литературе
- Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы».
Теперь вы знаете все главные события биографии и творчества Дениса Фонвизина.
Если вам понравилась краткая биография Фонвизина – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии известных людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
История русской литературы — Знакомство с русской литературой
История русской литературы делится на несколько периодов, которые могут быть продолжительными или совсем короткими. До принятия христианства – сначала княгиней Ольгой в 957 г., а затем великим князем Владимиром в 988 г. – письменности на Руси не было. При необходимости для письменного общения использовались греческий, латинский или еврейский языки. Литературные произведения, такие как сказки, песни, былины, сохранялись и передавались из поколения в поколение как памятники устной истории.
Древнерусская литература
Древнерусская литература охватывает период с одиннадцатого по семнадцатый век. Русская литература этого периода представлена религиозными и светскими историческими текстами, созданными в Киевской Руси, а затем в Московской Руси. Яркими образцами литературных шедевров являются «Жития Бориса и Глеба», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Задонщина» и многие другие.
Русская просветительская литература
Русская литература восемнадцатого века известна как русское Просвещение. Среди основоположников классицизма в русской поэзии и прозе — Ломоносов, Фонвизин, Державин и др. писатели и просветители. Их работы многогранны и посвящены литературе, науке и другим видам искусства. Например, Ломоносов постоянно стремился реформировать литературный язык, сделать его языком философии и науки, выступал за сближение литературных и народных языковых форм. Его оды также были одними из первых произведений, написанных в соответствии с естественными ритмическими структурами русского языка. К концу этого периода Николай Карамзин также установил сентиментализм в поэзии и прозе. Его рассказы, такие как «Бедная Лиза», также представляют ценности Просвещения, поскольку они представляют всех людей, включая крепостных и крестьян, как человеческие существа.
Золотой век русской литературы
Русская литература девятнадцатого века считается «золотым веком» русской литературы. Это период выхода на мировую арену шедевров русской литературы, истории и искусства. Для россиян гений Пушкина является примером этого золотого века. Писавший во всех литературных жанрах — поэма, лирика, трагедия, рассказ, роман, рассказ о путешествиях и история — именно Пушкин ввел в литературный обиход повседневный русский язык, и именно Пушкин первым исследовал многие основные темы русской литературы. Другие писатели того периода, такие как Грибоедов, Лермонтов и Гоголь, а также их наследники Тургенев, Достоевский, Толстой и Чехов, составляют звенья этой золотой литературной цепи. Их произведения навсегда вошли в классику мировой литературы, и это правильно.
Серебряный век русской литературы
«Серебряный век» русской литературы представляет собой довольно короткий период с 1890 по 1921 год, время великих потрясений, войн и революций. Однако в это неспокойное время расцвела русская поэзия, имели место смелые эксперименты во всех видах искусства. Блок и Брюсов, Гумилев и Ахматова, Цветаева и Маяковский, Есенин и Горький, Бунин и Куприн — наиболее яркие представители литературы серебряного века.
Советская и российская литература
Под советской литературой понимается литература всех советских народов из пятнадцати республик СССР, написанная более чем на 88 языках, причем русский язык является преобладающим. Характерной чертой литературы советского периода было развитие «социалистического реализма» как официального литературного стиля, согласно которому советские писатели положительно изображали советскую действительность, акцентируя внимание на ее революционных, просветительских и гуманистических достижениях, пропагандируя идеи коммунистической партии. Как однажды сказал Юрий Олеша, советские писатели были «инженерами человеческих душ». Среди наиболее заметных советских писателей-реалистов были: Максим Горький, Николай Островский, Михаил Шолохов, Федор Гладков, Александр Фадеев и другие. Однако за кулисами социалистического реализма было много авторов, отказавшихся подчиняться советскому реализму. К числу этих антисоветских писателей относятся: Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Александр Солженицын, Варлам Шаламов, Андрей Синявский, Иосиф Бродский и многие другие.
Современная (постсоветская) русская литература
Распад Советского Союза ознаменовал начало новой эры в русской литературе. Эта эпоха, протянувшаяся с 1991 года по настоящее время, уже увенчана такими выдающимися именами, как Татьяна Толстая, Людмила Улицкая, Захар Прилепин, Дина Рубина, Борис Акунин, Виктор Пелевин, Людмила Петрушевская и многими другими. Наташа Перова издала эти новые «голоса» русской литературы в английском переводе от 19с 91 по 2014 год в рамках серии «Глас: новое русское письмо».
Русская литература: интерактивная хронология
История русской литературы, ее этапы, направления, жанры, писатели в интерактивной хронологии. Написанные даты — это не даты рождения, а даты, указывающие временные рамки, в которых работал или работает тот или иной писатель. Эта временная шкала была сделана Дианой Елагиной в рамках курса мультимедийной журналистики в Американском университете в Болгарии.
Д. И. Фонвизин, «Несовершеннолетний»: рецензии
После обучения во Франции юриспруденции и философии, изучив передовые педагогические учения классицизма, Фонвизин Денис в конце 1778 г. вернулся в Россию и излил весь свой опыт в комедии, на которым он проработал около трех лет — «Невежда». Рецензии на это произведение стали появляться сразу, и не все они несли автору добра. Однако вот уже более двухсот лет «Невежда» является кладезем афоризмов для каждого нового поколения, а комментарии о нем все те же самые разнообразные — от искреннего восхищения до полного непонимания.
Кто такой невежда
Слово «невежда» — в наши дни используется в таком значении: невежественный, невежественный, ленивый. В восемнадцатом веке дворянин, не получивший письменного диплома (аттестата) от домашнего учителя о своем обучении, — это был невежда. Отзывы в обществе о таких людях были в основном отрицательными, их не принимали на государственную службу даже во взрослом возрасте.
Вступить в брак они не должны были, так как получить специальное разрешение — коронарную память — можно было только с достижением совершеннолетия. «Я не хочу учиться, и хочу жениться!» — сказал Митрофанушка. Фонвизин собрал в своей комедии целый фрик-шоу исключительно забавных персонажей, принадлежавших к разным социальным слоям общества.
Герои комедии
Здесь выведены автором в приметы и служащие, и дворяне, и челяди, и крепостные, и модные учителя. Особенно ярко изображена мать Митрофанушки – хозяйка строгой, даже жестокой Крепостной госпожи Прост. Но интереснее всего, конечно, сам Митрофанушка (это же имя стало нарицательным) такой же неуч. Отзыв о мастерстве Фонвизина оставили все великие писатели будущего, в том числе Пушкин, Гоголь, Белинский, Герцен.
Рекомендуем
Происхождение славян. Влияние разных культур
славян (под этим названием), по мнению некоторых исследователей, появилось в истории только в 6 веке н.э. Однако язык народности носит архаичные черты индоевропейской общности. Это, в свою очередь, говорит о том, что славяне по происхождению ч…
Прост управлял всем и вся: хозяйством с прислугой-домашней, что это и народом, не верившим своему мужу, который даже воевал, и образованием Митрофанушка, его сын-неуч. Отзывы современных студентов говорят о том, что эта женщина просто от природы злая. Это природа не только зла. Это жестоко, потому что я чувствовал оскорбление и боролся с его обвинением: «дом держит». К тому же крайне глупый и невежественный. Она позволила сыну ничего не знать. Главное, чтобы аппетит не пропадал.
Вопросы
Как и почти все пьесы, написанные в классическую эпоху, а эта довольно прямолинейна по вопросу, осуждает традиции дворянского воспитания, злонравия, дикости. В произведениях французских классиков того времени персонажей очень легко разделить на отрицательных и положительных, еще даже не приступив к чтению самой пьесы, как читатель подскажет все «говорящие» имена: Софья – мудрость, Митрофан – появление матери, Правдина и Скотинина, Юродивых, Кутейкина, Веллмана, Цифаркина, Милона и Стародум.
А отрицательные персонажи получились очень яркими, выпуклыми и запоминающимися, весь спектакль «Болван». Рецензии отмечали их несравненную популярность среди публики, а положительные персонажи стали скорее рупором авторского участия и точки зрения. Однако по живости диалогов, юмору, разбору цитат из текста, которые быстро вошли в поговорку, не было равных комедии Фонвизина «Невежда». Однако отзывы о работе властей были неблагоприятными.
Репрессии
Фонвизину навсегда запретили публиковать записи. Даже научную работу, относящуюся к древности, печатать не разрешалось, настолько пугала знать этот «неуч». Рецензия на книгу (перевод Тацита) была дана Екатерине II далеко — книга была запрещена, как и журнал «Стародум», который Фонвизин впоследствии хотел издавать. Удивительно, как ему удалось добиться постановки этой комедии в кинотеатрах. Конечно, это было связано с огромными и многочисленными проблемами. В 1782 г. в Петербурге был получен решительный отказ.
В том же году в Москве тоже. Цензоры театров боялись смелости многих реплик. Честно говоря, я бы и сейчас испугался, если бы какой-нибудь автор сделал бы произведение такой обличительной силы, какой была комедия Фонвизина «Невежда». Мнение, наверное, было бы таким же. Однако всеми правдами и неправдами постановку удалось пробить сначала в Петербурге, в Свободном русском театре Карла Книппера, затем в следующем году — в Москве.
Театр в Санкт-Петербурге
В восемнадцатом веке тоже был пиар в своем роде. Актеры, читавшие пьесу, везде ее рассказывали, не трогая ступенек, но с таким воодушевлением, что первая постановка никогда не видела толпы народа. Театр был переполнен. Стародум, оказавшихся среди них, сыграл Деметрия, принимавшего активное участие в рекламе этой комедии.
Присутствовали и другие знаменитости — Камбуров, Крутицкий, Рахманов. С первых же реплик зал начал смеяться, аплодировать и бросать свои кошельки на сцену. Ни одна из ранее поставленных здесь пьес не имела такого успеха, как «Минор». Рецензии на работу были единодушны — это шедевр. Но театр почти сразу был закрыт властным командованием.
Театр в Москве
В Москве комедия была поставлена в театре Медокс, и успех был огромен. Затем восхищённые московские студенты поставили на сцену комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль». Обзор повторяющейся и до сих пор вызывающей смех пьесы постоянно расширяется. Много любительских постановок.
Благодарность автору быстро пришла к императрице за его беспокойство. Екатерина Великая, впоследствии Гоголь (которая, кстати, когда-то играла в этом спектакле роль госпожи Простаковой), считала это произведение карикатурой на русскую жизнь. Ответ был выше: запретить печатать с Фонвизина всех. И для всех. Театр в Петербурге, первым посмевший поставить эту пьесу, был тут же закрыт.
Потомки
Я Изучал Комедию во все последующие времена. Даже собрал исторические анекдоты, связанные с его постановками, они составили книгу. Например, после премьерного выбора автору князя Потемкина (в другом варианте сам Державин) так и говорит: «Умри, но не пиши лучше своего «Невежды»!» Отзывы о книге с пьесой Фонвизина оставляют и наши современники.
Язык комедии восемнадцатого века в основном, конечно, кажется архаичным, но все равно восхищаюсь цитатами, ставшими пословицами. И с площадки эта пьеса не сошла, потому что всегда актуальны человеческие пороки, которые так мастерски высмеивал Фонвизин.
Правильное образование
Даже назвали его Комедией в связи с особым указом Петра Великого, который приказал всем дворянским детям получить образование, иначе не может служить зрелой и сознательной деятельности они не готовы. Именно порочность воспитания дворянских детей в крепостном праве является главной проблемой, поднятой автором в комедии «Недоросль».
Краткий комментарий сделать таким образом: образование — ключ к нравственности подрастающего поколения. Нельзя доверять воспитание детей, которые были нянями-крепостными, пономарями-недоучками, пришельцами-самозванцами и невеждами. А Простакова и Котинин могут дать обществу только Митрофанушку, об этом говорится в комедии Фонвизина «Невежда».
Отзывы
О книге высказались все самые светлые умы России. Александр Сергеевич Пушкин в статье «Опровержение критики» назвал комедию единственным памятником народной сатиры. Сам Фонвизин восхищался и действительно был высокого мнения о его литературных способностях. Николай Гоголь говорит о том, что написанное в комедии только кажется чудовищной карикатурой на все русское, и на самом деле ничего смешного там нет, так как живое взято с натуры и знание души проверено.
Виссарион Белинский писал, что «Минор» навсегда останется в истории русской литературы и в библиотеках порядочных людей. Он не считал эту пьесу комедией по художественной ценности (в комедиях интрига вообще не должна затрагивать социальные протесты, обычно это была любовная линия, ее было гораздо легче строить по сюжету, и Фонвизин, несмотря на юмор, тема выходит слишком серьезной). Белинский считал, что такие прекрасные произведения являются драгоценным свидетельством общественной жизни его времени.
Прикол
Много писали о комедии Фонвизина Василия Ключевского, всегда с воодушевлением. Он назвал это произведение невероятным зеркалом русской действительности, где все показано просто и прямо, в фокусе, без очков и биноклей, без преломленных точек зрения взгляда, с полной отчетностью сыгранного художественного понимания. Персонажи пьесы взяты из омута жизни, Фонвизин не прикрыл их литературной натурой, не окультурил, показал прямо то, что брал, с неурядицами отношений, неопрятными инстинктами и интересами, как будто во время задержания полицией был отпустили, а по окончании работы вернули.
Это не комедия лиц, это ситком по Ключевскому. Потому что все персонажи комичны, но ни капельки не смешны. Комично то, как они играют, а как люди вовсе нет. На сцене эти персонажи забавны, но очень грустны и тревожны, если встретить их вне театра, в обществе или дома. Это невежество, поверхностность воспитания, эта благородная лень и прочие качества показывают и смешно в комедии, никогда нельзя быть смешным в жизни.
Писатели об авторе
Александр с. Пятковский писал в статье, вошедшей в книгу о Фонвизиной, что один из персонажей пьесы — Стародум — кажется ему Фонвизиным. На самом деле он не реакционер, упивающийся воспоминаниями о старых добрых временах, и не сварливый, который смотрит на развитие мысли своего века. Стародум (он же Фонвизин) восхищается любимцами петровского времени, сумевшими поднять свою страну на новую высоту.
В этом особенно заметно влияние идей современных французских писателей, которые любили выдумывать какие-то искусственные образы, их подсказывала сама жизнь, ею руководил и талант Фонвизина. То, что Фонвизин писал голую правду, ничего не приукрашивая, не преувеличивая, видно из других источников. Нравы русского дворянства восемнадцатого века, подтвержденные десятками таких наставлений — мемуаров, настоящих сатирических журналов того времени. Доказательств — масса. Но никому не удавалось придать им трезвую ясность.
Круг вопросов
Фонвизин в своей комедии ответил на все вопросы, ознаменовавшие его время, которые волновали передовых людей. Это общественный строй и государство, это гражданский долг каждого члена общества, это крепостное право, это воспитание детей, брак и семья. Ближайшим предшественникам Пушкина и Гоголя удалось поднять литературный язык на невиданную высоту, разнообразить его, вооружить характеры своими характерными для каждого тонами и частным словарем.
Пусть положительные моменты у него несколько схематичны и не столько индивидуализированы, сколько отрицательны — они тоже очень хорошо передают образ мыслей и понятия благонамеренных людей. Стародум прямо излагает самые заветные мысли автора, видящего себя врагом продажности екатерининских дворян, получивших чины и поместья за подхалимство и лесть. Впервые на сцене показано, как сильно отличается от такого тунеядства обыкновенное трудолюбие.