Конфузия вместо виктории. «Сдав» сражение, Пётр I избавил Россию от беды | История | Общество
Константин Кудряшов
Примерное время чтения: 4 минуты
20290
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 49. Если в кране нет воды? 02/12/2020Картина А. Е. Коцебу «Битва при Нарве». Public Domain
320 лет назад, 19 (30) ноября 1700 г., шведы под предводительством короля Карла XII атаковали русское войско. Через полчаса наша оборона была прорвана.
Так началась Битва при Нарве, которую у нас принято называть «Нарвская конфузия».
Конфузия сейчас понимается как что-то вроде полного разгрома, приправленного позором. Однако в начале XVIII в. такое никому бы и в голову не пришло. Пётр I – а именно он пустил в оборот название – в определении был удивительно точен. Конфузия – это беспорядок, неразбериха, замешательство.
«Сущее смятение»
Дело в том, что сражение русскими войсками проиграно не было. Во всяком случае, на вечер того дня. Тогда часть русских войск, например поместная дворянская конница, отступила и сумела переправиться на другой берег реки. Часть пехоты, охваченная паникой, бежала по понтонному мосту, который развалился, обрекая солдат на смерть в ледяной воде. В плен шведам сдались почти все иностранные офицеры, находящиеся на русской службе, – первым среди них был главнокомандующий русским войском герцог Карл Евгений де Круа. Казалось бы – поражение.
Но что творилось у шведов? Тоже ничего хорошего. Да, они сумели прорвать русскую оборону в центре. Однако знаменитые шведские солдаты, заняв оставленный лагерь, дорвались до обоза, в котором была водка. И перепились до беспамятства. Ещё два батальона шведов, приняв друг друга за русских, завязали между собой бой. А несколько русских полков – Преображенский, Семёновский, Лефортовский, а также дивизия генерала Адама Вейде – заняли оборону. Карл XII лично водил пехоту на штурм несколько раз, и всё с нулевым результатом. Вот как пишет участник тех событий, генерал Людвиг Николай Алларт, шотландский дворянин на русской службе: «Ежели бы Русские в ту ночь могли собраться, то весьма могли бы они с малыми 1000 человек всю Шведскую армию побить, ибо Шведские генералы не знали, где их полки обреталися, и у Шведов самое сущее смятение было».
Польза поражения
Словом, конфузия как она есть – со всех сторон. И если бы на следующий день русское командование не капитулировало, то ещё неизвестно, кто торжествовал бы победу. Сражение было не проиграно, а сдано.
Другой, и гораздо более интересный, вопрос: а так ли нужна была царю Петру победа? Известно, что, получив донесение о «конфузии», он не упал духом, сказав лишь: «Шведы наконец научат и нас, как их побеждать». Из этого обычно делают вывод, что царь смирился с поражением, сумел извлечь из него урок, форсировал модернизацию армии, что привело к триумфу Полтавы и конечной победе в Северной войне. По которой Россия получила не только вожделенный выход к морю, но и солидные территории в виде Эстляндии и Лифляндии, а также установила протекторат над Курляндией. То есть, грубо говоря, отжала почти всю Прибалтику. Парадокс, но без Нарвской конфузии результаты войны могли бы оказаться не такими уж значительными. Более того – русская победа при Нарве могла навлечь на Россию большие неприятности, о чём впоследствии писал сам Пётр: «Ежели бы нам, неискусным во всех делах, как воинских, так и политических, тогда над шведами виктория досталась, то в какую беду после оного счастья нас низринуть могло…»
Россия вела ту войну в союзе с Саксонией, Данией и Польшей. А у Августа II, курфюрста Саксонского и короля Польского, были свои интересы. О которых ярче всего сказано в записке советника Августа II, лифляндского дворянина Иоганна Паткуля: «В союзный трактат надлежит внести обязательство царя Петра помогать его королевскому величеству деньгами и войском, очень способным работать в траншеях и гибнуть под выстрелами неприятеля, чем сберегутся войска его королевского величества… Необходимо крепко связать руки этому могущественному союзнику, чтобы он не съел пред нашими глазами обжаренного нами куска, то есть чтобы не овладел Лифляндиею… В случае если он удержит Нарву за собою, надлежит общим судом Англии, Голландии, Дании и Бранденбурга объявить её принадлежностью Лифляндии».
Сдав Нарвское сражение, Пётр I сумел избежать ловушки, в которую Россия частенько попадала. Ситуация, когда союзники, напуганные победами русского оружия, ведут двойную игру и оставляют Россию на бобах, к сожалению, повторялась неоднократно. Но не в этот раз. После Нарвы Карл XII отправился «карать зло» в Лифляндию, а также сокрушать саксонцев и поляков, которым было уже не до козней в отношении России. Так Пётр сумел изменить ход всей войны.
история РоссииПетр I
Следующий материал
Новости СМИ2
НАРВСКАЯ «КОНФУЗИЯ»: ВЗГЛЯД СО ШВЕДСКОЙ СТОРОНЫ
Нарвская кампания 1700 г. и сражение под Нарвой 19 (по юлианскому календарю) / 20 (по принятому в Швеции начала XVIII в. летоисчислению) / 30 (по григорианскому календарю) ноября 1700 г. открыли для России и русской армии новую страницу в истории как русского государства, так и общества.
[1] Гистория Свейской войны (Поденная записка Петра Великого). Вып. 1. М., 2004. С. 209.
Именно эти слова Петра I стали лейтмотивом изучения истории нарвской кампании и сражения под Нарвой в ноябре 1700 г. в отечественной историографии. Петр своей «Гисторией Свейской войны» заложил и тот фундамент, ту тональность, на которых основывалась позднее вся российская историческая и военно-историческая мысль, рассматривая события ноября 1700 г. как трагический, но необходимый урок. Он резко ускорил ход петровских преобразований и в конечном итоге сделал возможной победу под Полтавой в 1709 г. и превращение России в империю в 1721 г. после заключения Ништадского мира, успешно закончившего «трехвременную школу» Северной войны.
Истории осады Нарвы осенью 1700 г. и сражения 19/20/30 ноября 1700 г. посвящено немало исследований – как отечественных, так и зарубежных.[1] Однако, несмотря на то, что изучение истории нарвской кампании имеет давние традиции, сказать, что она, эта история, написана и в ней нет больше белых пятен или спорных моментов, нельзя. Новым поколениям исследователей есть еще что сказать.
[1] Официальный взгляд российской историографии на нарвскую кампанию 1700 г. отражен, к примеру, в изданной в Москве в 1987 г. «Истории Северной войны. 1700-1721 гг.», из зарубежных – в минувшем году был выпущен перевод 1-й части работы шведского Генерального штаба, посвященный начальной фазе Северной войны (Походы Карла XII. Т. I. Зеландия и Нарва. М., 2014).
Предлагаемый перевод письма графа К. К. Вреде, вице-гофмаршала шведского короля Карла XII, участника (как следует из текста послания) сражения под Нарвой, интересен для нас, российских исследователей и читателей, не только тем, что расширяет источниковую базу изучения истории нарвской кампании 1700 г. (что особенно ценно, если принять во внимание тот факт, что основной массив документов по ней до сих пор не опубликован. Это касается прежде всего документов русского командования, которые были захвачены шведскими войсками в русском лагере и, по всей вероятности, должны находиться в шведских архивах), но и тем, что позволяет взглянуть на само сражение и события, предшествовавшие ему, с «той» стороны. Ценность сведений, сообщаемых в письме, только возрастает по той причине, что оно было написано, как следует из датировки, по горячим следам и носит личный характер.
Перевод письма на русский язык сделан впервые. Автор перевода –А. Г. Чередниченко, автор вводной статьи, комментариев и общей редакции перевода – В. В. Пенской. Текст перевода для удобства разбит на абзацы, в квадратных скобках приведена нумерация страниц в источнике, откуда был взят оригинал (номер страницы предшествует тексту).
Вслед за текстом перевода публикуется оригинальный текст письма.
самых неловких моментов: уроки, которые я извлек из неуклюжего Питера
Какой был мой самый неловкий момент? Прибавьте к этому мое дерзкое пренебрежение традициями, полное отсутствие такта, мою склонность к неуклюжести и безграничные возможности для унижения. Чем дольше я живу, тем длиннее список. Но я черпаю много утешения и надежды в жизни Питера: его неудачи и ужасный случай ящура вселяют в меня надежду.
С чего мне начать?
Подобно Питеру, м г унизительные моменты никогда не кончались .
Я провел целую сессию брачной конференции со своим спортивным полосатым ткацким станком, чтобы все могли его увидеть. К счастью, мы были в Греции, поэтому прихожане решили, что мой неправильный гардероб — это новая тенденция американской моды. Вскоре после этого я посетил комнату маленькой девочки во время перерыва на репетиции молодежного хора и забыл выключить беспроводной микрофон. О, нет!!! Однажды весенним воскресным утром я трижды плакал на своем рок-органе B-3 в рубашке наизнанку, и никто даже не сказал мне об этом. Думаю, я бы не возражал, но сзади на бирке огромными буквами было написано XL.
Одним знойным июньским днем наша церковная рок-группа давала концерт в аквапарке в Лос-Анджелесе. Внезапно волновая машина вылила два галлона воды на мои леггинсы с леопардовым принтом. Они стали прозрачными! Я подполз к барабанщику и схватил соседнее пляжное полотенце.
Одним жарким июльским днем я дирижировал оркестром размером с Небраску на общегородском патриотическом мероприятии под открытым небом. Из-за невыносимой жары на стадионе шеллак отслоился от виолончелей за 15 000 долларов. Я поднял жезл на возвышающемся подиуме и понял, что короткая красно-бело-синяя юбка, которую я носил, так отвлекла публику, что некоторые забыли встать на Звездно-полосатое знамя. Я думаю, что я был «блестками» достаточно!
Я продал сделанный своими руками рождественский подарок лучшего друга за пятьдесят центов на дворовой распродаже. Угадай, что? Мой друг сидел рядом со мной. Я забыл, что получил его от нее. Потом я подарил жене нашего главного дьякона на Рождество прекрасную деревянную солонку и перечницу. Она открыла его, посмотрела на меня и напомнила мне, что
Я признался молодому пастору, что руководство по браку, которое мы должны были использовать на наших конференциях, было очень, очень хромым. Он дал мне знать, что это написал его тесть. Упс. Наверное, мне не следовало называть дам из Женского миссионерского союза «бидди». Неуклюжий. Худшим был день, когда я обняла подругу и сказала ей, как мне жаль, что у ее мужа был роман. Он еще не сказал ей. Список можно продолжить. И дальше. И дальше.
Вот почему глиняные ноги Питера так много значат для меня.
Петр, апостол, не был единственным в своей сверхъестественной способности ежедневно говорить и делать неправильные вещи в неподходящее время. Иисус взял свою удивительную троицу (Петра, Иакова и Иоанна) на Гору Преображения, чтобы порадоваться с Ним в величайший день Своей жизни: день, который Он показал с небесной славой, разговаривая с Моисеем и Илией. (Матфея 17:1—9). Вместо благоговейного поклонения в молчаливом смирении Пит заявил, что им следует построить три памятника и пригласить толпу людей посмотреть на сверхъестественное зрелище. Отец Бог заткнул его. «Это мой Возлюбленный Сын. Слушай Его». (ст. 5) Так держать, Петр.
Иисус признался Своим возлюбленным двенадцати, что Он пришел на землю, чтобы умереть. «О нет, не ты, Господи!» «Отойди от меня, сатана», — возразил Иисус. (Матфея 16:23) Ой. Петр только что подтвердил, что Иисус был Христом, и уже в следующую секунду он стал рупором сатаны. Как унизительно!
Христос нуждался в утешении и поддержке в Гефсиманском саду . (Марка 14:37-38) Иисус плакал, а Пит начал храпеть. Раненый Иисус искал своего приятеля в ночь суда над Ним, а Петр отрекается от Него, как трус с желтым животом. Ух ты.
Трехкратное отречение Петра от Иисуса стало новым дном… даже для него! (Марка 14:66-72) Пропел петух, и Петр сжался. Трус!
Петр был смущен, унижен, огорчен. Но его история не закончилась. Иисус не закончил с ним. И он еще не закончил ни с тобой, ни со мной.
Иисус терпеливо шел рядом с Петром на берегу моря, пока опальный ученик жевал свой бутерброд Макфиш. (Иоанна 21:16) Как замечательно! Петр оставил свое святое призвание после распятия и вернулся к своей вонючей рыболовной профессии.
Иисус все еще не стыдил Петра. Вместо этого Христос утвердил его, доверив ему пожизненное пастырское служение. Он призвал его быть пастырем, как Сам, Добрый Пастырь.
Тот факт, что Иисус дал Симону Петру благодать вместо осуждения, является для меня большим ободрением . Я до сих пор удивляюсь тому, что после его ляпов, его ошибок и даже его отречения Иисус восстановил сварливого рыбака и подготовил Его к тому, чтобы возглавить христианскую церковь.
Когда я вспоминаю свои многочисленные оговорки и оплошности, меня больше не удивляют мои глиняные ноги. Я знаю, что Бог любит меня в моем сломленном состоянии, и я верю, что Он будет терпеливо и впредь преобразовывать меня в Свой образ. Мне нужна Его любовь, понимание и прощение. Я был на месте Питера. И у тебя тоже .
Вот почему Петр пишет: «Более же всего глубоко любите друг друга, потому что любовь покрывает множество грехов». 1 Петра 4:8 NIV
Я не стыжусь Евангелия
Евангелие или Благая весть — это реальность того, что Христос пришел на эту землю, чтобы заплатить цену за наши грехи. Доверившись Ему, вы не только получите прощение своих грехов, но и получите награду вечной жизни. Какое это прекрасное послание, наполненное надеждой, особенно когда вы видите, в каком греховном состоянии находится мир. Приятно осознавать, что это не наш вечный дом.
Стоит ли удивляться, что Павел, вдохновленный Святым Духом, написал такое невероятное заявление, как это?
«Ибо я не стыжусь благовествования, потому что оно есть сила Божия, спасительная для всякого верующего: прежде иудея, потом и язычника» (Римлянам 1:16).
Знание того, что сказал Павел, заставляет меня остановиться и задать вопрос: почему мы не стыдимся Евангелия? Другой вопрос, который приходит на ум, заключается в том, должны ли мы стыдиться Евангелия? Я хочу, чтобы вы обсудили со мной эти и другие вопросы в свете чудес и красоты Евангелия.
Давайте начнем здесь. Что Павел на самом деле имеет в виду под этим утверждением? Когда вы даете определение слову «стыдно», есть два определения, которые применимы в этом стихе.
1. Смущение или чувство вины из-за своих действий, характеристик или ассоциаций.
2. Нежелание что-либо делать из-за боязни смущения или унижения.
Когда вы применяете это определение, оно дает хорошую основу для того, что на самом деле говорит Пол. Вот что имеет в виду Павел: я не стесняюсь быть связанным с Евангелием, и я не отказываюсь провозглашать Евангелие из-за боязни унижения. Он не только не стыдится Евангелия, но и гордится тем, что связан или связан с Евангелием. Он считает честью быть связанным с Иисусом.
Если это значит не стыдиться, то что значит стыдиться Евангелия? Это просто наоборот. Это означает, что вы избегаете отождествлять себя с Евангелием или делиться им, потому что беспокоитесь о своей привязанности к Иисусу. Это беспокойство основано на страхе смущения или унижения.
Если быть честным, вероятно, были времена, когда вы были по обе стороны этого вопроса — я знаю, что был. Были времена, когда я был смелым и мужественным и не боялся отождествляться со Христом. Были и другие времена, когда я даже не хотел, чтобы кто-нибудь знал, что я последователь Христа, из страха перед смущением или унижением. Кстати, если вы когда-нибудь стыдились Евангелия, не корите себя — вы в хорошей компании. Даже апостол Петр стыдился и отрицал свою принадлежность ко Христу. Я думаю, вы согласитесь, что он хорошо вышел с другой стороны.
Фото предоставлено ©SparrowStock
Что еще происходит в Послании к римлянам? Послание к Римлянам, которое Павел написал церкви в Риме, наполнено великим учением. Некоторые книги в Библии носят исторический характер — вспомните книги от Иисуса Навина до Есфири в Ветхом Завете и Деяния в Новом Завете. Некоторые из них представляют собой книги пророчеств, а затем у вас есть книги доктрин, которые подчеркивают и определяют ключевые принципы и убеждения веры. Послание к Римлянам — одна из таких книг.
Чак Суиндолл так сказал о Послании к Римлянам: «Послание к Римлянам является наиболее ясным и систематическим изложением христианского учения во всех Писаниях». Я лично считаю Послание к Римлянам важной книгой, которую должен изучить каждый верующий, чтобы по-настоящему глубже понять то, во что он верит.
Кем был Пол?Если вы не знакомы с путешествием Павла ко Христу, скажем так: в Голливуде нет сценариста, который мог бы создать лучшую историю обращения Павла. До своего обращения он был Савлом из Тарса, фарисеем. Фактически, он был фарисеем фарисеев. Прислушайтесь к его собственным словам, описывающим себя до того, как он пришел ко Христу.
«Если кто-то еще думает, что имеет основания полагаться на плоть, то у меня больше: обрезанный в восьмой день, из народа Израилева, из колена Вениамина, Еврей от Евреев; в отношении закона — фарисей; что касается ревности, гонителя церкви; а праведность, основанная на законе, безупречна» (Филиппийцам 3:4–6).
Если вы заметили в его описании, он был не только ревнителем закона, но и гонителем ранней церкви. Одно из первых знакомств с Савлом происходит во время забивания камнями Стефана в Деяниях 7. Несмотря на то, что Савл ревностно относился к закону, у него была репутация человека, которого следует опасаться, потому что он бросал христиан в тюрьму, а также казнил. Если бы вы были христианином в то время, вы, вероятно, боялись Саула. Однако именно этого Савла, которого Бог лично встретил на пути в Дамаск, навсегда изменил его жизнь. Вы можете прочитать об этом в Деяниях 9.. После этого обращения он стал поборником веры и апостолом для язычников.
Если принять во внимание рвение, которое Савл проявлял, когда был гонителем церкви, смелость и настойчивость, с которыми он преследовал раннюю церковь, то стоит ли удивляться, почему он не стыдился Евангелия? Римлянам 1:16 — это просто пережиток той страсти и силы, которые он демонстрировал до своего обращения. Если вам интересно, его звали Савлом и Павлом, но после обращения Павел стал использоваться чаще.
«Тогда Савл, называемый также Павлом, исполнившись Духа Святого, взглянул прямо на Елиму и сказал» (Деяния 13:9).
Одно из замечательных свойств спасения заключается в том, что, хотя Бог меняет вашу греховную природу, Он часто оставляет или переориентирует некоторые качества, которыми вы обладаете. Он перенаправит такие вещи, как ваше стремление, вашу страсть, ваши природные навыки и способности в направлении, которое теперь делает ему честь. Вот почему люди, которые были хороши в чем-то до того, как были спасены, остаются великими и после спасения. Бог не удаляет навык, Он переоснащает его и использует для Своей цели и Своей славы. Он делал это с Полом, и он делает это и с тобой.
Фото: ©Getty Images/digitalskillet
Почему мы не должны стыдиться Евангелия? Есть много причин, по которым я мог бы вам привести, почему вы не должны стыдиться Евангелия. Я хочу дать вам только один сегодня. Причина, по которой вам не должно быть стыдно, заключается в том, что Иисус не постыдился висеть на кресте и умереть за вас. Не знаю, как часто вы об этом думаете, но смерть Иисуса была не только мучительной, она была позорной. Перед тем, как его пригвоздили к кресту, над ним издевались, били, на него плевали и раздели догола. Каким бы достоинством человек ни обладал, оно было полностью лишено его. Тем не менее Библия говорит нам, почему Он это сделал и почему вы можете гордиться тем, что Иисус сделал для вас. Рассмотрим эти стихи в Евреям:
«Поэтому, поскольку нас окружает такое великое облако свидетелей, давайте отбросим все, что мешает, и грех, который так легко запутывает. И будем с настойчивостью проходить назначенное нам поприще, устремляя взоры свои на первооткрывателя и совершителя веры Иисуса. Ради предлежащей ему радости он претерпел крест, пренебрегши его посрамлением, и воссел одесную престола Божия. Подумайте о претерпевшем такое противление от грешников, чтобы вам не ослабеть и не унывать» (Евреям 12:1-3).
Иисус претерпел крест ради предлежавшей Ему радости. Частью этой радости было знание того, что его действия принесли тебе искупление. Иисус прошел через позор и унижение креста только ради вас. Когда вы понимаете, что он претерпел ради вашего спасения, это и есть биение сердца евангелия. Он так сильно любил вас, что не мог оставить вас в вашем греховном состоянии и должен был предоставить вам путь искупления. Даже ценой больших личных затрат для себя. Из-за этого есть большая причина не только не стыдиться, но и чрезвычайно гордиться. Если бы он прошел через это ради вас и меня, тогда мы бы стояли прямо и провозглашали Евангелие без какого-либо смущения или страха перед унижением.
Я надеюсь, что вы сможете сегодня встать и сказать, как Апостол Павел:
«Ибо я не стыжусь благовествования, потому что оно есть сила Божия, спасительная для всякого верующего: сперва иудея, потом к язычникам» (Римлянам 1:16).
Евангелие — это благая весть. Эта благая весть является причиной для радости и причины твердо стоять и смело провозглашать ее. Давайте будем мужественны в том, чтобы стоять и отождествлять себя с Иисусом без страха и стыда. Ибо Евангелие есть сила Божия и поистине единственная надежда на спасение для всякого, кто поверит.
Фото: ©Getty Images/ipopba
Кларенс Л. Хейнс-младший — оратор, учитель Библии и соучредитель Клуба изучения Библии. Он является автором книги «Преследование цели» , которая поможет вам понять, как Бог ведет вас по Своей воле. Он также только что выпустил свою новую книгу Стремление к победе: как преодолеть свои величайшие испытания и победить в своей христианской жизни. Вы хотите углубиться в свое хождение с Господом, но не можете преодолеть то, что мешает? Эта книга научит вас, как сложить кусочки воедино, чтобы вы могли жить победоносной христианской жизнью и, наконец, стать мужчиной или женщиной Бога, которыми вы действительно хотите быть.