Хвастун (1786) . Княжнин, Фонвизин, Крылов. Критика и анализ литературного наследия
Хватает в обществе скупых, хватает и таких, кто хвастается вне всякой меры, во имя получения из всего выгоды рождаются среди людей такие лицемеры. Им не стоит ничего соврать, о чём они не пожалеют. Потому всегда выгоду от лживых слов имеют. Они скажут, будто знают короля, бывали на приёме во дворце, а то и беседой монарх их удостоил пред этим на крыльце. Они знакомы с генералом, он самый лучший из друзей, и друг сей неустанно их удостаивает о подвигах былых речей. Бахвалиться никто не запрещает, беседа с хвастуном потеху обещает.
Как относиться к человеку, когда он говорит, что сын он твой, тебя отцом не признавая? Ему ты прямо сообщаешь, в парике и пудре никак не узнавая. Смутится сын сей, либо не смутится, но постарается скорее удалиться. Он сам не понимал, к кому обратиться решил. Для веса придания о лживой связи сообщил. Ничего не стоило сказать, кто бы проверял. Да слишком часто у Княжнина хвастун не тех людей встречал.
Он мог сенатору сказать о том, что дядя его. Соврав о том без затруднений и легко. Не знал сенатора, о котором взялся говорить, думал сможет своим статусом собеседника он удивить. Сенатору беседа развлечением стала, пришлось шутить, появилась идея хвастуна пожурить. Но тот не поймёт, покуда не скажешь ему о лживости прямо, будет юлить, пока наконец не станет подразумеваемое явно. Куда деваться хвастуну, когда истина ясна? Лгать дальше, ему правда не нужна.
Тут не хвастовство, а патология сознания. Человек ищет не успеха в жизни и не признания. Ему важен факт близости к определённым чинам, до которых не сможет дотянуться он сам. Может выбьется в люди ложью, а может и нет. Тут трудно дать определённый ответ. Но в чём причина его затруднений? Почему у него столько сомнений? Добиться чина мог лавочник любой, достаточно иметь характер пробивной. Может враньё могло в той же мере помочь? Как бы тут на литературную деятельность Княжнина ссылаться не пришлось…
Комедия «Хвастун».
Всё встаёт на положенное место, потому лучше творить без обмана и честно. Зачем оказываться в водах Леты, в обвинениях потомков утонув, будучи при жизни популярным, после в вечном забвении заснув? Не прост путь писателя, особенно поры романтизма, углублявшего понятие обыденности до символизма. Как иначе написать про хвастуна, если не так, как написал Княжнин? Понятно, образ лжеца выйдет из-под пера драматургов одним.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
52. Проблематика и художественные особенности комедии «Хвастун» я.Б. Княжнина
Яков Борисович Княжнин родился в 1742 году в семье псковского вице-губернатора. Учился в Петербурге, в гимназии при Академии наук, служил в иностранной коллегии у Никиты Панина, был военным, однако за растрату казенных денег ему пришлось оставить службу. Впоследствии он служил секретарем вельможи Бецкого.
Писать Княжнин стал рано, его литературная деятельность начиналась под влиянием творчества Сумарокова, учеником которого он считал себя. Княжнин написал восемь трагедий, четыре комедии, пять комических опер и мелодрам, писал и стихотворения.
Среди переводов, сделанных Княжниным,
следует отметить трагедии
Корнеля и поэму
Вольтера «Генриада».
Многие пьесы Княжнина носил характер
вольного переложения иностранных
образцов, за что Пушкин не без иронии
назвал его «переимчивый Княжнин».
Однако, несмотря на «переимчивость»,
Княжнин был талантливым литератором,
лучшие его трагедии самостоятельны и
пользовались большим успехом у
соотечественников. Театр
для Княжнина — трибуна, с которой он
проповедовал взгляды на существо
верховной власти, на отношения между
царем и гражданами. Самодержавие и
отношение к нему — вот основная
политическая тема трагедий Княжнина,
которую он решал как борьбу с самовластьем
во имя свободы. В годы политической
реакции смелость Княжнина, его гражданская
активность обратили на себя внимание
правительства.
В
доме Княжнина, который был женат на
дочери Сумарокова, поэтессе Катерине
Александровне, часто собирались
литераторы, любители искусства, передовая
дворянская молодежь.
Комедия
«Хвастун» (1784-1785)
Среди комедий Я. Б. Княжнина особенно выделяются яркостью характеристики героев, реальными подробностями русского быта, неподдельным комизмом стихотворные комедии «Хвастун» и «Чудаки». Сюжеты их заимствованы: «Хвастун» — переделка комедии Брюйеса «Значительный человек», вторая — «Чудаки» — комедии Детуша «Странный человек». Однако это не помешало Княжнину изобразить характерные черты русской действительности, создать образы современных ему «верхолетов», которые, несмотря на ничтожество, попав в «случай», могут стать вельможами при дворе.
Сюжет комедии «Хвастун» прост. Промотавшийся
дворянин с целью поправить свои дела
ухаживает за дочерью богатой провинциальной
помещицы. Верхолет выдает себя за
знатного человека, говорит, что он «попал
в случай», стал графом, получил имение
«с Торжок или Тверь». Княжнинский Хвастун
в какой-то степени – прообраз Хлестакова.
От Верхолета ждут «милостей» и его дядя
Простодум, и желающая сделать дочь
графиней помещица Чванкина.
Образы этих
провинциальных помещиков нарисованы
с большим мастерством и знанием жизни.
Глупый, невежественный, ничтожный и по
умственным, и по нравственным качествам
Простодум — образ, близкий Скотинину,
готов «на брюхе ползать», чтобы стать
сенатором. Сенаторство обещано ему
Верхолетом. Жестокость и алчность
«доброго простака», как его называет
один из персонажей комедии, раскрывается
и тогда, когда оказывается, что Простодум
разбогател, скопив деньги «не хлебом,
не скотом, не выводом теляток, но кстати
в рекруты торгуючи людьми». Наконец,
Хвастун-Верхолет выведен на чистую воду
честным небогатым дворянином, отцом
Замира, возлюбленного Милены (дочери
помещицы Чванкиной). Честон и Замир —
идеальные дворяне, для которых честь
превыше всего. На создание этих характеров
повлияли Стародум, Правдин, Милон из
фонвизинского «Недоросля».
Комедия Княжнина,
обращенная к современности, сатирически
разоблачала тип выскочки-вельможи,
число которых было велико в екатерининское
правление, когда стоило «попасть в
случай», стать фаворитом Екатерины или
угодить Потемкину — и ты вельможа,
вершитель дел государственных.
Политическое свободомыслие Княжнина, его понимание главного социального зла того времени – крепостничества, его симпатия к «почтенным питателям рода человеческого» (слова Княжнина), отвращение к «деревенским угнетателям» не подлежат сомнению. «Деревенских угнетателей» в весьма непривлекательном свете Княжнин вывел в своей комедии в лице Простодума.
Между прочим,
несмотря на заимствование, Княжнину
удалось придать комедии много русских
черт. Так как здесь риторика была не
нужна, то язык, которым говорят действующие
лица комедий, вполне простой, разговорный,
несмотря на рифмованные стихи.
Если вдруг здесь последует доп. вопрос – какие именно? — вот те самые эпиграфы:
Намеренно хотел снять беззаботную комедию наподобие «Бабли-вышибалы»: Мадхур Бхандаркар | Новости кино на хинди
Режиссер Мадхур Бхандаркар говорит, что когда он анонсировал «Бабли-вышибала», многие люди думали, что фильм будет жесткой драмой, как и предыдущие фильмы в его фильмографии. Тем не менее, Бхандаркар сказал, что хотел бы превратить главную роль Таманны Бхатия в свежую комедию, особенно когда мир пережил потрясения из-за пандемии COVID-19.
Стрелка влевоСтрелка вправо
Поделиться на: cms» data-title=»Regal looks of Aditi Rao Hydari» data-img=»https://static.toiimg.com/photo/94379184.cms»> Facebook Twitter Pintrest
«Как и все мои фильмы, «Babli Bouncer» также имеет социальный посыл. В моих фильмах всегда был юмор, будь то «Светофор», «Дил Тох». Baccha Hai Ji». Многие думали, что «Babli Bouncer» будет серьезным фильмом.
«Я сознательно хотел снять беззаботную комедию.
Душевный, свежий фильм, так что люди связаны с ним. Я решил снять комедийный фильм из-за того, через что мир прошел за два года», — как сообщается, сказал режиссер в интервью.0017 Актеры и съемочная группа только приступили к работе над фильмом, когда страну охватила пандемия, добавил Бхандаркар.
«Все было глобально заблокировано, и вся индустрия переживала кризис, кинотеатры были закрыты. Мы просто смотрели ОТТ-фильмы, документальные фильмы и сериалы», — сказал он.
В Асола-Фатехпуре, настоящем «городе вышибал» в Северной Индии, «Бабли-вышибала» рассказывает историю главного героя, которого играет Бхатия, который переезжает в Дели в поисках работы и добивается успеха в качестве вышибалы. .
Режиссер, также известный такими ориентированными на женщин названиями, как «Сатта», «Чандни Бар» и «Мода», сказал, что основная идея истории пришла от его друга-писателя Амита Джоши, но позже они решили создать мир. вокруг женщины-вышибалы.
«Я всегда считал сильных женщин главными героями.
Я подумал, давайте сделаем фильм с этой точки зрения. Затем к моим сценаристам пришли Амит Джоши, Арадхана Дебнатх. из деревни в Дели на работу».
Бхандаркар сказал, что его часто называют режиссером, который снимает «фильмы, ориентированные на женщин» или «актуальное кино», но он не сомневается в этом.
«Я создала свой жанр. Я сделала перерыв на два-три года. Я не снимала кино. Я люблю путешествовать, люблю встречаться с людьми, люблю ездить куда-нибудь за границу или служить в качестве жюри на кинофестивалях. Так что я не тот человек, который должен снимать фильм каждый год», — добавил он.
В этом году режиссер также собирается выпустить фильм о пандемии под названием «Индия взаперти», который он описал как документальную драму, действие которой происходит во время первой волны распространения вируса. Фильм с Пракашем Белваде, Саи Тамханкаром, Пратиком Баббаром, Шветой Басу Прасад и Аханой Кумрой в главных ролях выйдет в цифровом формате.
«Я хотел рассказать человечную историю.
Как люди из разных слоев, такие как секс-работники, рабочие-мигранты, стюардессы и пожилые люди, выжили в то время. Он также будет выпущен на OTT. Платформа будет определена в ближайшее время.»
В то время, когда в прокате доминируют роскошные зрелищные фильмы, Бхандаркар сказал, что всегда определял бюджет своих фильмов на основе своей темы.
«Все мои фильмы принесли деньги. Я режиссер, который снимает фильмы с ограниченным бюджетом. Я снял «Chandni Bar» за 1,5 крор рупий и «Fashion» за 22 крор рупий. После успеха «Fashion» Я снялся в малобюджетном фильме «Тюрьма» с Нилом Нитином Мукешем и Маноджем Баджпаи.0003
«Для меня тема определяет бюджет. У «Бабли Вышибалы» больше бюджета, чем у «Индии в изоляции». Некоторые фильмы могут сработать, некоторые нет. Я придерживаюсь своего жанра кино», — сказал он.
Также в главных ролях Саураб Шукла, Абхишек Баджадж и Сахил Вайд играют в сериале «Babli Bouncer», который транслируется на OTT.
Попытка Мадхура Бхандаркара создать комедию заслуживает быть отвергнутой0003
Режиссер: Madhur Bhandarkar
Писатель: Amit Joshi
Актер: Tamannaah Bhatia, Sahil Vaid, Saurabh Shukla
. Эти городские деревни-побратимы известны тем, что являются родиной вышибал, но это не повод для беспокойства. В фильме режиссера Мадхура Бхандаркара « Бабли Вышибала
» все жители Асола-Фатехпур Бери страдают от массового заблуждения. Когда они смотрят на Бабли — розовощекую Таманну Бхатия с яркими глазами — они заявляют, что она не может выйти замуж, потому что она недостаточно женственна, хотя на самом деле Бхатия — воплощение женской красоты Северной Индии. Единственная разница между Бабли и другими появлениями Бхатиа на экране заключается в том, что Бабли выглядит здоровой, а не миниатюрной. По-видимому, это все, что нужно женщине, чтобы быть сброшенной с пьедестала желанной женственности. Тоже отрыжка.
(Забавный факт: Бабли — единственный человек, отрыжку которого мы слышим за весь фильм. Хотя ее отрыжка представлена как доказательство ее мужественности — синдром раздраженного кишечника был бы более убедительным — ни один мужчина из Бабли Вышибала со звуком выпускает газ.) Это только первая часть всего сюжета, полного оплошностей. В течение двух часов Бхандаркар рассказывает нам историю, которая колеблется между скучной и оскорбительной.
Ей просто нужен законный предлог, чтобы поехать в столицу, потому что она встретила парня из Дели на свадьбе и влюбилась в него.
Если коротко, то легко понять, почему Babli Bouncer может показаться захватывающим, потому что у него есть потенциал. Однако сценарист Амит Джоши не опирается на эту предпосылку, и режиссерское видение Бхандаркара можно охарактеризовать только как близорукое. Удивительно, что кто-то читал этот сценарий и думал, что в нем есть задатки приятной комедии. Практически все, что выдается за юмор в Babli Bouncer , сделано за счет героини, а шутки Джоши — классические примеры ударов кулаком. Сценарий Джоши высмеивает Бабли как деревенскую красавицу, высмеивая ее чувство стиля в одежде (хотя ее гардероб выглядит неплохо), подчеркивая ее невежество в отношении иностранной кухни и обыгрывая ее местный акцент в качестве изюминки. Это заезженные шутки, которые разыгрывались в Болливуде более четырех десятилетий. Не помогает и то, что они ужасно написаны.
Когда она слышит, как кто-то заказывает рис эдамаме в ресторане, Бабли спрашивает: «Мамочка Киски?» Примером ее «приземленной» удивительности является то, что, когда она сопровождает человека, у которого случился сердечный приступ, в больницу, она рассказывает ему совершенно незапоминающуюся историю о своем буйволе. Якобы это не давало ему уснуть. Чего нельзя сказать об истории, которую Бхандаркар и Джоши рассказывают в Babli Bouncer.
Бхандаркар известен своими фильмами, действие которых происходит в интересных мирах, только для того, чтобы лишить историю сложностей и представить ее как упрощенную моральную сказку. Мир, согласно Бхандаркару, нарисован широкими мазками, и он неизменно дает уверенность в том, что ваши худшие, необоснованные подозрения верны. Вышибала Babli придерживается этой формулы. Деревня — место добродетели, а город — центр всех пороков. Это забавное переосмысление, если принять во внимание крайне консервативное женоненавистничество, которое характеризует реальную сельскую Харьяну.
Свобода, которую город предлагает женщинам, изображается как развращающий фактор. Хотя у нашей героини есть моральный дух, чтобы сопротивляться искушению, нам показывают других, которые олицетворяют вежливый порок. Женщины средних лет ходят в бары и устраивают сцены, чтобы не платить по счетам, уверенные, что такие трюки им сойдут с рук, потому что их женственность будет действовать как броня. Молодые женщины в блестящих одеждах теряют здравый смысл, когда напиваются. Неряшливые мужчины с сногсшибательными взглядами ходят по курилке, не обращая внимания на вышибал в баре. Кокаин также действует на городских женщин так же, как в свое время вода от коликов действовала на младенцев. Не следует ожидать точности и реализма от фильма, который явно берет пример с Болливуда 90-х, но в нем присутствует тревожное стремление потворствовать стереотипам.0066 Бабли Вышибала . В фильме, который длится почти два часа, нет ни одного прозрения. Вместо этого он наполнен избитыми клише.
Бабли не является ни совестью этого декадентского мира, как Мадхви Конконы Сен Шармы в Страница 3 (2005), ни его добычей, как модели были в Мода (2008).
Она — линза, через которую мы видим взгляд Бхандаркара на ночную жизнь Дели, но нет никакого противоречия, которое связывало бы Бабли с историей. Она получает все, что ей нужно, когда ей это нужно. Будь то работа в Дели или несколько мужчин, которых нужно избить, вселенная подает ей это на блюдечке. Единственным препятствием в ее жизни является то, что она не может делать круглые роти, и — внимание, спойлер — к концу фильма роти Бабли имеют форму идеального нуля.
Трудно винить Бхатию за то, что она не заставила Бабли почувствовать себя более интересной, когда роль написана так плохо. Однако, несмотря на то, что ее персонаж отправляется в путешествие — в прямом и переносном смысле, — Бхатия не может изобразить каких-либо изменений в Бабли. От языка ее тела до гардероба — все остается неизменным на протяжении всего фильма. В конечном счете, Кукку больше запоминается, чем Бабли, потому что Вайд подчеркивает кривую обучения, которую имеет его персонаж. От человека, который уверен, что может получить все, что захочет — спасибо, патриархат — Кукку учится принимать неудачи.
