Роль вече в Древней Руси
Вече — это традиционное народное собрание в Древней Руси. На этом собрании обсуждались наиболее важные вещи. Для славянских племен Вече являлось одним и государственных органов.
Появление и развитие вече на Руси
Еще до образования Древнерусского государства вече играло роль высшего органа, которое решало важные проблемы. Собиралось вече из наиболее уважаемых и представительных людей племени. От каждой группы людей самостоятельно выдвигался кандидат на должность “представителя” данной общины на народном собрании. В основном, представителями являлись князья, воеводы, богатые купцы.
С образованием государственности у восточных славян вече временно отошло на второй план. Главным в Древней Руси стал князь. До начала феодальной раздробленности вече являлось неким ограничителем власти князя. Решение народного собрания могло выступать против решения князя, по некоторым результатам вече можно было полностью ограничить власть князя и заменить его другим.
Роль вече в отдельных княжествах
В период феодальной раздробленности появились несколько главных центров. Система управления в княжествах была разной. Где-то лидирующее место занимало вече, а второстепенными являлись князь и боярство.
Киевское княжество
В первое время Киевское княжество являлось наиболее развитым “государством”. В Древней Руси, до периода раздробленности, Киев являлся культурным и политическим центром.
В Киевском княжестве вече занимало главенствующую позицию, а князь и бояре находились на равных условиях. Основные вопросы управления княжеством и политика данного “государства” лежала на вече. Князь являлся представителем воли вече — самовольная политика государя могла привести к его отставке.
Князь выступал в роли главного воеводы, командующего дружиной. Для решения экономических, внешне- и внутриполитических вопросов требовался сбор представителей отдельных групп, на котором решались острые вопросы. Сходную систему устройства имело и Владимиро-Суздальское княжество.
Великий Новгород
Великий Новгород — один из древнейших городов у восточных славян. С Великого Новгорода началось образование государства Древней Руси. Несмотря на то, что сами новгородские люди призвали Рюрика и его дружину “править” ими, и первый центр образовавшегося государства располагался именно здесь, со временем укреплялась роль вече, а не княжеская.
Система власти в Новгороде существенно отличается от Владимиро-Суздальской или Киевской. Главенствующие позиции занимали бояре и вече, а князья подчинялись их правилам и законам. Нередко на народном сходе выбирали князей.
Чтобы между князьями не было дружбы, и они не смогли ослабить роль вече, а также эффективнее работали на княжество, брали нескольких представителей княжеского сословия из враждующих племен.
Галицко-Волынское княжество
В Галицко-Волынском княжестве было полное равноправие. Князь, бояре и вече находятся на одной ступени. Каждый из представителей имел право участвовать в политических делах, но для принятия общего необходимо полное согласование всех сторон.
Вече составляли бояре. Туда могли входить также дружинники и воеводы.
Таким образом, разница в управлении государством определяется менталитетом того или иного восточнославянского племени.
Основная роль вече заключается в поддержании политического строя государства или отдельного княжества, а также регулировки деятельности князей и бояр. Вече может иметь разные полномочия, в зависимости от установленного порядка в княжестве, а также от престижности князей и боярства.
Добавить комментарий
Термин «вече» в письменных источниках раннедревнерусского периода
Автор: Семенова Татьяна Алексеевна
Рубрика: История
Опубликовано в
Молодой учёный
№4 (27) апрель 2011 г.
Статья просмотрена: 364 раза
Скачать электронную версию
Библиографическое описание:Семенова, Т. А. Термин «вече» в письменных источниках раннедревнерусского периода / Т. А. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 2. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/archive/27/2939/ (дата обращения: 03.12.2022).
За
термином «вече» в гуманитарных науках закрепилось
значение наименования государственного органа управления в центрах
княжеств феодальной Руси, генетически связанного с народным собранием
догосударственного периода. Вместе с тем, отмечается, что этот термин
в источниках мог иметь более широкое значение, как любое собрание
населения для решения различных вопросов текущего характера.
Таким
образом, налицо два возможных понимания значения термина «вече»
– широкое как обозначение любого собрания населения какого-либо
поселения и более узкое как обозначение лишь органа управления в
городах-столицах княжеств и земель, решению которых должны были
подчиняться пригороды. В связи с этим представляется немаловажным
более подробно рассмотреть употребление этого термина в летописях.
В отечественной
исторической науке отмечается 2 направления в изучении вопроса
относительно функционирования веча. Согласно первому направлению
народное собрание, существовавшее как орган управления в славянских
племенах догосударственного периода, продолжало функционировать на
уровне соседской общины (верви) и кончанских собраний в городах в
период образования ДРГ, а затем из этих отдельных собраний произошли
общегородские собрания, ставшие в период феодальной раздробленности
важнейшими органами управления, особенно в так называемых боярских
республиках.
Такой позиции, в частности, придерживался В. И.
Сергеевич, который полагал, что вече существовало в древней Руси
беспрерывно вплоть до монгольского нашествия [3, с. 355]. Подобную
точку зрения разделял и М. Ф. Владимирский-Буданов, который, разделив
историю существования веча на 3 периода: «племенные сходки»
VI
– IX
вв., «переход от племенных собраний к городским» в IX
– X
вв. и расцвет веча в XI
– XIII
вв., считал это временем постепенного становления данного органа
управления [3, с. 355]. В советское время это направление развивал С.
В. Юшков [3, с. 358], который, также разделив историю вечевых
собраний на три периода – племенной период, Киевское
государство и «феодальную монархия», отмечал
функционирование веча во всех трёх периодах. В дальнейшей
историографии подобную трактовку, понимая термин в широком значении,
отстаивал И. Я. Фроянов [7, с. 150].
Иная точка зрения
заключается в отрицании существования веча на Руси в дофеодальный
период.

Как видно, для первого
направления характерно более широкое понимание термина «вече»,
как собрания жителей населённого пункта. В то время как другое
направление придерживается более узкой трактовки значения термина
«вече» – как органа городского управления в
феодальный период. Чтобы разобраться в этом противоречии, следует
обратиться к тексту летописей и рассмотреть упоминания о вече,
относящиеся к интересующему в контексте данного исследования периоду
– X
– XI
вв. Но для начала необходимо установить этимологическое значение
слова «вече». Оно происходит от корня «ве»,
являясь однокоренным таким словам как «вещать», «совет»,
«совещаться» и т. д., можно провести аналогию с
латинскими терминами colloquium
и parlamentum
[3, с. 359]. Таким образом оно вполне может быть понято как
совещание, то есть народное собрание в самом широком смысле.
И
действительно, если обратиться к тексту летописи, то можно
обнаружить, что под этим термином, в первую очередь, подразумевается
собрание населения. Впервые этот термин «вече»
встречается в ПВЛ в записи под 997 г., в легендарном рассказе об
осаде печенегами Белгорода: «Печенѣгъ же бѣ
множьство много. и оудолжишасѧ ѡстоӕче вь град̑
люди и бѣ градъ великъ. и створиша вѣче вь град̑ и
рѣша. се хочемь помрети ѿ глада. а ѿ кнѧзѧ
помочи нѣтъ. да луче ли ны оумрети вдадимсѧ Печенѣгомъ.
да кого ли ѡживѧт̑. кого ли оумрт҃вѧть.
оуже помираємь ѿ глада. и тако свѣтъ створиша. и бѣ
же ѡдинъ старѣчь. не бъıлъ вѣчи томь.
вьпрашаше. что ради створиша вѣче людьє. и повѣдаша єму.
ӕко оутро хотѧтьс̑ людьє Передати» [1, с. 89].
В данном случае, вече созывалось для принятия решения чрезвычайного
характера в отсутствии уполномоченного принимать подобные решения
князя. Вряд ли можно говорить, о законодательной силе решений
принятых на подобных собраниях, так как решение о сдаче города врагу,
принятое на вече, было с лёгкостью отменено по инициативе одного
человека группой виднейших граждан, в принципе также не наделённых
официальными полномочиями.
В другом месте встречаем
употребление термина в записи под 1068 годом [2, с. 120]: «Мъı
же на предълежащеє [паки] І възвратим̑сѧ ❙;Изѧславу
же со Всеволодомъ Къıєву побѣгшю. а Ст҃ославу |
Чернигову. и людьє Къıєвстии К прибѣгоша Къıєву. и
створиша вѣче на торговищи. и рѣша пославшесѧ ко
кнѧзю. се Половци росулисѧ по земли. даи кнѧже
ѡружьє и кони. и єще бьємсѧ с ними». Здесь речь
идет также о вече, которое собиралось без ведома высшего органа
власти, под которым подразумевается князь. Опять-таки и здесь оно
носит скорее чрезвычайный характер. Решение на вече принимается в
случае невозможности его принятия официальной властью в лице князя.
Под годом
1146 упоминается вече в Звенигороде: «къ родоу и пожгоша. ѡколо
его. ѿ ѡстръгъ первъıи дн҃ь. въторъıи
дн҃ь створиша вѣче Звенигородьчи. хотѧче сѧ
передати и бѣ оу нихъ воевода Володимирь моужь Иванъ
Халдѣевичь. изома оу нихъ моужи г҃. и оуби ӕ и
когождо ихъ перетенъ наполъ поверже. ӕ. исъ града. тѣмь и
загрози имъ. и начаша сѧ Звенигородьци ѿтолѣ бити»
[1, с. 222]. И снова народное собрание созывается под угрозой захвата
города и обсуждается вопрос о сдаче врагу. Под тем же годом в
летописи содержится более интересный рассказ о вече в Киеве: «Игорь
же ѣха Киевоу.

Под годом
1148 читаем о вече в Новгороде: «на оутрии же дн҃ь
пославъ Изѧславъ на Ӕрославль дворъ. и повелѣ
звонити. и тако Новгородци и Плесковичи снидошас̑ на вѣче.
и реч̑ имъ се брат̑е сн҃ъ мои въı прислалисѧ
есте ко мнѣ. ѡже въı ѡбидить стръıи мои
Гюрги на В есмь пришелъ сѣмо ѡставѧ Роускоую землю.
вас̑ дѣлѧ и ваших̑ дѣлѧ ѡбидъ
а гадаите на нь брат̑ како на нь поити. а любо с ним̑ миръ
възмемъ пакъı ли с ним̑ ратью кончаимъı. ѡни же
рекоша. тъı наш̑ кн҃зь тъı наш̑ Володимиръ.
тъı наш̑ Мьстиславъ. ради с тобою идемъ своихъ дѣлѧ
ѡбидъ. и тако разидошас̑» [1, с. 256]. В данном
эпизоде можно прочитать процедуру созыва веча князем, стало быть, в
определённых случаях князья могли созывать вече, очевидно, в данном
случае князю Изяславу нужна была поддержка населения города, трудно
сказать предстаёт ли в данном конкретном случае вече виде регулярного
органа политической, однако важно, что в некоторых случаях княжеская
власть обращается за поддержкой к народному собранию.
Следующее
упоминание о новгородском вече относится к 1160 году: Андрѣи же
снимастасѧ съ Изѧславомъ на Волоцѣ и посла к
Новгородцемъ. река имъ вѣдомо буди. хочю искати Новагорода. и
добромъ и лихомъ. а хрс̑тъ есте бъıли цѣловали ко мнѣ
на томъ. ӕко имѣти мене кнѧземъ собѣ. а мнѣ
вамъ хотѣти. и ѿтолѣ начашас̑ Новгородци
мѧсти. и вѣче часто начаша творити» [1, с. 350].
Здесь очевидно противостояние князя и горожан в виде вече. Упоминание
о часто собираемом вече может быть с той или иной долей уверенности
интерпретировано как функционирование регулярного органа управления.
Эта история продолжается в записи под следующем годом: «В лѣто
҂s҃ х҃ ѯ҃ ѳ҃ Вѣче
створиша Новгородци. и посластас̑ къ кнзю своему. Ст҃ославу
Ростиславичю и рекоша ему не можемъ дву кн҃зю держати. а пошли
въıведи брата Двд҃да с Нового Торгу. ѡн же не вередѧ
имъ срд̑ца въıведъ брата пусти и Смоленьску. к Романови. и
не дотуда ста злоба ихъ.
но паче на горшее зло подвигошас̑. мало
веремѧ переждавше и створше вѣче на Ст҃ослава
переступивше хрс̑тьное цѣлование. к Ростиславу и къ сн҃ви
его Ст҃ославу сѣдѧщю бо кн҃зю на Городищи оу
ст҃го Блгвс̑щениӕ. и се пригна к нему вѣстьникъ.
и реч̑ кн҃же велико зло дѣетсѧ в городѣ.
хотѧть тѧ людие ӕти» [1, с. 350]. Ситуация
опять-таки чрезвычайная, но эта запись свидетельствует о достаточно
широких политических полномочиях веча в Новгороде середины XII
в. Новгородцы выбирают себе князя на народном собрании. Другое
упоминание о вече в Новгороде под 1169 годом: « Том же лѣ
начаша Новгородьци вѣче дѣӕти в таинѣ по
дворомъ. на кн҃зѧ своего на Ст҃ослава на
Ӕрославича. и приѣхавше на Городище приӕтели его
начаша повѣдати. кн҃же дѣють людье вѣче ночь.
а хотѧть тѧ ӕти» [1, с. 369]. Здесь речь идее
о заговоре против князя, стало быть, не имеется в виду официальный
орган власти, а термин «вече» употребляется в значении
собрания населения, в данном случае тайного, а значит в весьма
ограниченном числе.
Рассмотрев
данные упоминание о вече в русских летописях, можно констатировать,
что в более ранних упоминаниях вече созывается для принятия решения в
чрезвычайных ситуациях в отсутствии князя, причем в 2 случаях
народное собрание созывается под угрозой захвата города врагами. Но
также вече собирается и по другим причинам, в частности его может
созвать князь, в тех случаях, когда ему необходима поддержка
населения города. Более интересные сюжеты относятся ко второй
половине XI
в., где речь идёт о новгородских вече, по данным упоминаниям можно
рассмотреть взаимоотношения веча с князем. В частности можно говорить
о возможности веча выбирать князя. Кроме того летописи
свидетельствуют о заговоре против князя, при чем и в этом случае
собрание населения получает наименование «вече». Таким
образом, очевидно, что под термином «вече»
подразумевается в этих местах народное собрание, причем в широком
смысле, то есть не как официальный орган управления, а именно
собрание жителей города.
Важно отметить, что в неординарных ситуаций,
в отсутствии князя или без его ведома, именно на вече решаются важные
для всех жителей города вопросы. Вряд ли можно говорить в данном
случае о вече как постоянном, так сказать ординарном, органе
управления, хотя и полностью отрицать функционирование подобного
органа управления, опираясь на отсутствие упоминаний в летописи, не
стоит. Ведь в летописные своды записывались именно ситуации
чрезвычайные, из ряда вон выходящие, в то время как текущие события
не привлекали внимание летописцев.
Литература:
- Ипатьевская летопись//Полное собрание русских летописей, т 2. Изд 2. – С.-Петербург: Типография М. А. Александрова, 1908.
- Лаврентьевская летопись//Полное собрание русских летописей, т 1. Изд 2. – Л.: Изд-во АН СССР, 1926-1928.
- Греков Б. Д. Киевская Русь. – М.: Изд-во полит. литературы, 1953
-
Пресняков А.В.
Княжеское
право в древней Руси. Лекции по русской истории. – М.:
Киевская Русь, 1993г. - Свердлов М. Б. Генезис и структура феодального общества в древней Руси. – Л.: Наука, 1983.
- Толочко П.П. Вече и народные движения в Киеве// Исследования по истории славянских и балканских народов. М.,1972
- Фроянов И. Я. Киевская Русь. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999
Основные термины (генерируются автоматически): вече, народное собрание, орган управления, князь, отсутствие князя, собрание, собрание населения, термин, Древняя Русь, чрезвычайный характер.
None
Похожие статьи
Создание Государственной Думы Российской империи как…
С далеких времен, стремясь к народному представительному управлению, под звуки набата жители крупных городов Древней Руси собирались на Народное вече.
Вечевые собрания решали все значимые вопросы.
Выборы в Учредительное
собрание в Костромской губернииПолучив необходимые инструкции из центра, местные власти приступили к формированию органов управления выборным производством.
После Октябрьской революции отношение населения губернии к Учредительному собранию было неоднозначным.
Чужие на
Руси: отношение к нетюркским племенам и народам…Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись.
Основные термины (генерируются автоматически): Русь, князь, русский, Древняя Русь, народ, племя, древнерусское общество, территориальное влияние, варяг, междоусобная борьба.
Диалог культур на уроках в общеобразовательной школе
Музыка развивалась в Древней Руси несколько медленнее, чем в странах Западной Европы, но создала свои неповторимые ценности.
На площадях городов при возвращении князя из похода, при встрече нового
Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. М., 1977.
Образы монголо-татарского нашествия в русских письменных…
Примечательно, что в «Слове» Батый погиб от руки венгерского князя Стефана [9, с. 120].
Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века. /
Термин «вече» в письменных источниках раннедревнерусского периода.
Термин «корела» в письменных источниках XII – XV вв….В данном случае значение термина можно проинтерпретировать как население, ибо князь Дмитрий мог наказать самих карел.
Полное собрание русских летописей.
Термин «вече» в письменных источниках раннедревнерусского периода.
Клерикализация современного российского государства…
С X в. верховная власть стала принадлежать не какому-то конкретному князю, а всему княжескому роду, который объединялся вокруг великого (то есть старшего) князя, правящего Русью, периодически собирая князей на общий совет.
К вопросу о статусе и положении первых русских митрополитов
— Руководя всем церковным управлением Руси
Положение митрополита в древней Руси было очень высокое. Он стоял во главе церковной иерархии и являлся часто ближайшим советником князя.
Авторитет митрополита на Руси был чрезвычайно высок.
Эволюция обычного права у северокавказских народов
Чрезвычайно емкий содержательный смысл, заключенный в них, позволяет толковать обычное право весьма широко.
Все дела рассматривались на собраниях народа — вечах.
Гораздо более организованы были собрания у древних греков, чем у современных горцев.
Похожие статьи
Создание Государственной Думы Российской империи как…
С далеких времен, стремясь к народному представительному управлению, под звуки набата жители крупных городов Древней Руси собирались на Народное вече. Вечевые собрания решали все значимые вопросы.
Выборы в Учредительное
собрание в Костромской губернииПолучив необходимые инструкции из центра, местные власти приступили к формированию органов управления выборным производством.
После Октябрьской революции отношение населения губернии к Учредительному собранию было неоднозначным.
Чужие на
Руси: отношение к нетюркским племенам и народам…Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись.
Основные термины (генерируются автоматически): Русь, князь, русский, Древняя Русь, народ, племя, древнерусское общество, территориальное влияние, варяг, междоусобная борьба.
Диалог культур на уроках в общеобразовательной школе
Музыка развивалась в Древней Руси несколько медленнее, чем в странах Западной Европы, но создала свои неповторимые ценности.
На площадях городов при возвращении князя из похода, при встрече нового
Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. М., 1977.
Образы монголо-татарского нашествия в русских письменных.
..Примечательно, что в «Слове» Батый погиб от руки венгерского князя Стефана [9, с. 120].
Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века. /
Термин «вече» в письменных источниках раннедревнерусского периода.
Термин «корела» в письменных источниках XII – XV вв….В данном случае значение термина можно проинтерпретировать как население, ибо князь Дмитрий мог наказать самих карел.
Полное собрание русских летописей.
Термин «вече» в письменных источниках раннедревнерусского периода.
Клерикализация современного российского государства…
С X в. верховная власть стала принадлежать не какому-то конкретному князю, а всему княжескому роду, который объединялся вокруг великого (то есть старшего) князя, правящего Русью, периодически собирая князей на общий совет.
К вопросу о статусе и положении первых русских митрополитов
— Руководя всем церковным управлением Руси
Положение митрополита в древней Руси было очень высокое. Он стоял во главе церковной иерархии и являлся часто ближайшим советником князя.
Авторитет митрополита на Руси был чрезвычайно высок.
Эволюция обычного права у северокавказских народов
Чрезвычайно емкий содержательный смысл, заключенный в них, позволяет толковать обычное право весьма широко.
Все дела рассматривались на собраниях народа — вечах.
Гораздо более организованы были собрания у древних греков, чем у современных горцев.
Всеобщая история | |
Из всех древнерусских городов Великий Новгород, несомненно, является одним из самых богатых древнерусским искусством, архитектурой и вообще культурой. | История культуры 859-17 век Исторические памятники Софийский собор |
Россия-Украина: Оглядываясь назад, к истокам
Жерар Роланд, Николас Неос
«Россия не сосредотачивается, она не сосредотачивается, 9000».
Причина российской агрессии на границе с Украиной изложена в недавно опубликованной статье Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Президент России подразумевает, что русские и украинцы — это один народ, живущий в одной исторической колыбели, а «украинское государство занимает священные исторические русские земли». Давайте углубимся в исторические корни противостояния.
Украинцы и русские считают своим прародителем государство Киевская Русь, основанное в 9 веке нашей эры. Киевская Русь, состоящая из славянских племен и скандинавов, сохранила основные институты викингов и может похвастаться структурой городов-государств, активно участвующих в торговле. Купцы, ремесленники и рабочие осуществляли политическое влияние через городские сходы, вече, в которые входили все взрослое мужское население. В некоторых случаях вече влияло на своих правителей или даже изгоняло и заменяло их; рыночные институты идут рука об руку с элементами открытого общества.
Монгольское нашествие 13 века подчинило себе княжества Киевской Руси.
Одно из них, Московское княжество, станет главным получателем институционального наследия, принесенного монголами. Хотя ее уникальное положение, защищенное реками и лесами, облегчало защиту Москвы, оно также препятствовало торговому потенциалу; Широкие дороги облегчают прохождение как торговых товаров, так и вражеских армий. Снижение стимулов для рыночных институтов способствовало проникновению монгольских автократических элементов; в Московском княжестве не процветало бы вече.
Следовательно, Московия разработала свою иерархию местничества, дорожную сеть, фискальную систему и военную организацию на основе монгольских стандартов. Применение пыток, редко применявшееся при Киевской Руси, стало обычной частью уголовно-процессуальной судебной системы. Монгольское влияние было настолько сильным, что московского великого князя Василия II обвинили в чрезмерной любви к своему татарскому языку.
Особый статус, который в результате получил Московия, позволил ей возвыситься, объединить бывшие русские княжества и в конечном итоге покончить с татарским игом, но не без потерь.
Институты оставляют неизгладимые следы. По иронии судьбы те же факторы, которые позволили Московии одержать победу, стали движущей силой ее трансформации. Московским монархом, провозгласившим себя царем всея Руси в 1547 году, был Иван Грозный, имя, олицетворяющее авторитарные тенденции нового государства, унаследованные им от монголов через Московское княжество. По сравнению со своим предком Киевской Русью, российское государство было бы автократическим отпрыском, и эту черту нетрудно связать с его современными практиками.
И наоборот, народы, которые в конечном итоге сформируют будущее Украинское государство, сохранили большую часть институционального наследия Киевской Руси, но также находились под влиянием империи, соперничающей с Россией; Речь Посполитая. Возникшая пропасть между русскими и украинцами не была аннулирована Российской империей, которая объединила их; древняя русская народность уже не была бы неделимой.
Россия и Украина сегодня имеют значительные различия, но в то же время их объединяет долгий общий путь.

Княжеское
право в древней Руси. Лекции по русской истории. – М.:
Киевская Русь, 1993г.
Тот факт, что в течение 18 и 19 веков он стал чем-то вроде провинциальной заводи, объясняет, как ему удалось сохранить большую часть своей первоначальной топографии.
На стенах и башнях цитадели также проведен значительный объем реставрационных работ.