Анаксимен интересные факты: Создатель «греческого мира». 15 фактов об Александре Македонском | История | Общество

Создатель «греческого мира». 15 фактов об Александре Македонском | История | Общество

Андрей Сидорчик

Примерное время чтения: 5 минут

41631

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком

Shutterstock.com

1. Точная дата рождения Александра Македонского неизвестна. Он родился в 356 году до нашей эры, а в качестве возможной даты рождения называют период с 21 по 23 июля, а также с 6 по 10 октября. По преданию, он появился на свет в ту ночь, когда Герострат поджёг храм Артемиды Эфесской.

2. Одним из учителей Александра Македонского был философ Аристотель. Благодаря занятиям с Аристотелем, будущий завоеватель на всю жизнь увлёкся медициной, философией и литературой.

3. Базу для завоевательных походов Александра Македонского заложил его отец,

Филипп II Македонский, создавший мощную армию и объединивший греческие города-государства в Коринфский союз.

4. В возрасте 10 лет Александр Македонский сумел укротить жеребца по кличке Буцефал, который до этого не покорился никому, включая его отца, Филиппа II Македонского. Буцефал стал любимцем Александра и сопровождал его во всех походах, но не участвовал в битвах, поскольку завоеватель берёг свою лучшую лошадь.

5. Во время одной из военных кампаний армия Александра Македонского подступила к городу Лампсак, где жил историк Анаксимен, в своё время бывший у завоевателя учителем риторики. Дабы спасти город, Анаксимен отправился к Македонскому. Тот, увидев учителя, заявил, что не выполнит ничего из того, что попросит Анаксимен. Тогда историк попросил захватить и разграбить город. Александр, держа слово, был вынужден отступить от Лампсака, и город был спасён.

6. В возрасте 16 лет Александр Македонский замещал отца, находившегося в военном походе, и в этом качестве подавил восстание фракийского племени медов, создав на месте фракийского поселения город Александрополь.

7. Став македонским царём в 336 году до нашей эры, Александр убил всех других претендентов на трон, за исключением своего брата Арридея, страдавшего слабоумием. Брат пережил Александра и в 323 году до нашей эры стал новым македонским царём под именем Филиппа III Арридея.

8. После захвата в 335 году до нашей эры города Фивы, жители которого подняли мятеж против власти Александра Македонского, завоеватель обратил всё его население в рабство. Продав новоявленных рабов, Александр покрыл долги царской казны, оставшиеся от отца.

9. В штабе многотысячной армии Александра Македонского, помимо полководцев, находились также учёные и историки, поскольку царь во время походов ставил также задачи по научному исследованию новых земель.

10. После захвата Египта в 322 году до нашей эры Александр Македонский основал город Александрия, который стал одним из главных культурных центров Древнего мира и крупнейшим городом Египта.

11. Во время битвы при Гавгамелах 1 октября 331 года, ставшей решающим сражением в войне против Персии, Александр Македонский, располагая 40 тысячами пеших и 7 тысячами конных воинов, разгромил войско персидского царя Дария, в несколько раз превосходящее македонскую армию по численности. В этом сражении армия Александра Македонского потеряла около 1000 человек против 30 000 убитых у персов.

Бюст Александра Великого как Гелиоса. Капитолийские музеи (Рим). Фото: Commons.wikimedia.org/ Jean-Pol GRANDMONT

12. Для укрепления своей власти в захваченных землях Александр Македонский переселял в них греков и македонян, основывая в них новые города. В то же время политическая и военная элита захваченных государств получала должности и высокое положение в империи Александра. На обширных территориях широкое распространение получили греческий язык и культура. Это явление получило название «эллинизм».

13. Римская копия бюста работы греческого скульптора Лисиппа, хранящаяся в музее Лувра, считается единственным сохранившимся до наших дней изображением Александра Македонского, сделанным с натуры.

14. У Александра Македонского было два сына — незаконнорождённый Геракл от любовницы Барсины и Александр от княжны Бактрии Роксаны, родившийся через месяц после смерти отца. В 309 году до нашей эры 18-летний Геракл и 14-летний Александр были убиты в ходе борьбы за власть, что привело к пресечению Македонской царской династии, правившей более 400 лет.

15. Распад огромной империи Александра Македонского, начавшийся сразу после его смерти в 323 году до нашей эры, сопровождался серией так называемых «войн диадохов» (военачальников), растянувшейся на двадцать лет. Окончательно же противостояние бывших сподвижников Македонского завершилось лишь со смертью последнего из них в 281 году до нашей эры.

всемирная историяАлександр Македонский

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • СМИ: греческие археологи, возможно, нашли гробницу Александра Македонского
  • В Греции обнаружена гробница Александра Македонского
  • Эволюция женской причёски от Древнего Египта до наших дней. Инфографика

Новости СМИ2

Философ Анаксимандр. Учение Анаксимандра. Милетская школа — Новости Оптом

Содержание статьи:

  • Древнегреческая философия
  • Основные вопросы античной философии
  • Милетская школа
  • Фалес и его ученики
  • Анаксимандр: биография и интересные факты
  • Трактат «О природе&raquo
  • Космология Анаксимандра
  • Космогония Анаксимандра
  • Новые идеи Анаксимандра
  • Научные воззрения
  • Ученики Анаксимандра: Анаксимен

Истоки европейской науки и философии нужно искать в Древней Греции. Именно там зародились основные подходы к осмыслению действительности. Одной из самых древних школ является направление натурфилософии Фалеса Милетского и его учеников. Видным представителем этого досократического периода был и Анаксимандр, философия которого относится к так называемому стихийному материализму. Расскажем о том, чем отличаются воззрения этого философа. А также рассмотрим краткую биографию Анаксимандра и основные положения его философских и научных воззрений.

Древнегреческая философия

Вам будет интересно:В. И. Ленин «Материализм и эмпириокритицизм: критические заметки об одной реакционной философии»: краткое содержание, отзывы и рецензии

Небольшая область на малоазийском побережье Древней Греции, Иония, является родиной античной, а значит, и европейской философии. Это место было уникальным потому, что находилось на стыке Востока и Запада. Здесь размещались 12 знаменитых греческих городов, в которых и зародилась культура Древней Греции. В портах Ионии разгружались многочисленные корабли с Востока. Они привозили в города не только товары, но и сведения о жизни в других странах, знания, которые добыли восточные ученые, а также иноземные представления об устройстве и возникновении мира. Любознательные греки и сами много бывали на Востоке и могли ознакомиться с индийскими, персидскими, египетскими религиозными и философскими мировоззрениями.

Под влиянием восточных культур, а также благодаря особым социально-экономическим условиям в Греции складывается новый тип характера. Греки уважительно относились к чужим мнениям и знаниям, интересовались устройством мира и причинами всех вещей, а также им был свойственен здравый смысл, склонность к логическим рассуждениям, внимательность к окружающему миру. В те времена на Востоке уже существовали стройные системы представлений о том, как устроен мир, о божественных началах жизни, о смысле человеческого существования. Там были сформулированы идеи об абсолютном начале, о божественном происхождении людей и мира вокруг, о необходимости самосовершенствования и самопознания, о моральных основах человеческого общества. Все эти знания восприняли представители милетской школы, которые тоже начали задумываться о том, как устроен мир, каковы его законы. Так в 6 веке до н. э. начала складываться древнегреческая философия. Это было не заимствование восточных идей, а оригинальное мышление, в которое включалось и восточное знание.

Основные вопросы античной философии

Экономический расцвет Древней Греции, появление у свободных граждан греческих полисов большого количества свободного времени способствовало развитию древнегреческого искусства и философии. Необремененные необходимостью все время и силы тратить на выживание, греки стали на досуге размышлять обо всем, что их окружает. В Древней Греции появилась самостоятельная социальная прослойка – философы, которые вели дискуссии, раскрывали гражданам смысл всего сущего. Именно в таких условиях и жил Анаксимандр, основные идеи которого выросли из размышлений над основными вопросами бытия, которые ставили перед собой и миром древнегреческие философы. К главным вопросам, которые интересовали людей в античные времена, относятся:

  • Откуда взялся мир?
  • Что лежит в основе мира?
  • Каков главный закон мира, логос?
  • Как можно объяснить явления природы;
  • Что такое истина и как ее можно познать?
  • Что такое человек и какое место он занимает в мире?
  • Каково назначение человека, что есть благо?
  • Каков смысл жизни человека?
  • Как устроена душа и откуда она взялась?

Все эти вопросы волновали греков, и они старательно искали ответы на них. В результате чего сложилось два основных подхода к объяснению мира и его происхождения: идеалистический и материалистический. Философы открыли основные способы познания: эмпирический, логический, чувственный, рациональный. Самый ранний период античной философии называют натурфилософией, так как в эту эпоху мыслителей более всего интересовали Космос и окружающий мир. Значительный вклад в осмысление этих проблем внес и Анаксимандр Милетский. В связи с этим главным объектом изучения в античной философии становятся истоки космологии и космогонии.

Милетская школа

Самая первая научно-философская школа появилась в Греции в начале 6 века до н. э. Ее называют милетской и относят к ионическому направлению в античной философии. Главные представители милетской школы – это Фалес и его ученики Анаксимен, Анаксимандр, Анаксагор и Архелай. Милет в те времена был крупным, развитым городом, сюда приезжали образованные люди не только с побережья Малой Азии, но и из стран Востока. Милетские философы интересовались тем, как устроен мир, из чего все произошло. Милетские мыслители были основоположниками многих европейских наук: физики, астрономии, биологии, географии и, конечно, философии. В основе их воззрений лежал тезис о том, что ничто не возникает из ничего, и представление о том, что только космос вечен и бесконечен. Все, что видит вокруг себя человек, имеет божественное происхождение, но в основе всего лежат первоисточники. Проблеме поиска исходного первовещества и были посвящены главные размышления Фалеса и его учеников, в том числе и философия Анаксимандра.

Фалес и его ученики

Основоположником европейской науки и древнегреческой философии по праву считается Фалес Милетский. Годы его жизни определяются примерно: 640/624 — 548/545 до н. э. Греки почитали Фалеса отцом философии, его включают в число семи знаменитых древнегреческих мудрецов. О его биографии можно судить из разных источников, в достоверности которых нет абсолютной уверенности. Считается, что Фалес имел финикийское происхождение, он был из знатного рода и получил хорошее образование. Он занимался торговлей и науками, много путешествовал, бывал в Египте, Мемфисе, Фивах. Он изучал причины наводнений, математику, опыт жрецов. Нашел способ измерить высоту египетских пирамид. Его считают основоположником греческой геометрии. О роде занятий Фалеса в Греции нет единой версии. Одни источники говорят, что он был близок местному правителю и занимался политикой, по другой версии, он жил обычной жизнью, далекой от государственных дел. Также разнятся и предположения о его семейном положении. По одним источникам, он был женат и имел нескольких детей, по другим – был одиноким и жил уединенно. Знаменитостью Фалес стал после того, как предсказал солнечное затмение 585 года до н. э. Это единственная точная дата, которая известна из жизни Фалеса.

Сочинения ученого не сохранились, в греческой традиции ему приписывают два основных труда: «О солнцеворотах» и «О равноденствиях». Считается, что он первый открыл для греков созвездие Большой Медведицы, а также сделал ряд астрономических открытий. Отвечая на вопрос о первичном мировом веществе, он утверждал, что начало всего – вода. Она, по его мнению, является живым, активным началом. При ее затвердении появляется суша, при испарении – воздух. Причина всех преобразований воды – дух. На счету Фалеса также целый ряд точных физических наблюдений, а также множество фантастических предположений. Например, он считал, что звезды состоят из земли, а она, в свою очередь, плавает в воде. Земля, по его мнению, является центром мира, если она исчезнет, то рухнет весь мир.

Но заслуга Фалеса была в том, что он пытался разобраться в устройстве вселенной, задал множество важнейших вопросов, которые и заложили основы науки. Деятельность ученого привлекла к нему нескольких учеников, которые и составили основу милетской школы натурфилософии. О взаимодействии Фалеса со своими последователями не осталось никаких сведений, так же как не сохранилось никаких его трудов. О его мыслях и деятельности мы сегодня узнаем только из воспоминаний следующих поколений ученых и мыслителей, а уверенности в их точности нет. Ближайшими учениками были Анаксимен и Анаксимандр. Философия для них стала делом жизни. Последователями этого направления являлись Анаксагор, Архелай, которые создали собственные школы философии. Архелай считается учителем Сократа. Таким образом, милетская школа стала фундаментом, на котором выросла вся философия Древней Греции.

Анаксимандр: биография и интересные факты

К сожалению, сведений об учениках Фалеса осталось еще меньше, чем о нем самом. Даже то, был ли в действительности Анаксимандр учеником Фалеса, не доказано. Также известны только приблизительно годы жизни Анаксимандра. Родился он ориентировочно в 610 году до н. э., предположительно, в состоятельной семье торговца. Современники вспоминают, что он занимался самыми разными видами деятельности: торговал, путешествовал, занимался науками и размышлениями.

Некоторое время он жил в Спарте. Анаксимандр Милетский занимался и государственным устройством, известно, что он принимал участие в организации одной из милетских колоний. Как и его учитель Фалес, занимался изучением природных явлений и даже предсказал землетрясение в Спарте и спас многих жителей. Также он считается основателем научной географии. Прожил философ 55 лет и умер в один год со своим учителем Фалесом. О выдающихся людях ранней греческой истории складывалось множество мифов и легенд, и даже анекдотов. Анаксимандр, интересные факты из жизни которого также превратились в байки, навсегда связан с тем, что впервые нарисовал на листе карту Греции: «дерзнул начертить ойкумену», так писали о нем ученые гораздо более поздних лет. Еще он известен как первый создатель глобуса.

Трактат «О природе»

Подлинные тесты Анаксимандра не сохранились, о его работах и мыслях мы узнаем из позднейших пересказов греческих ученых, а также из трактовок ранних христианских ученых, которые очень вольно обращались с первоисточниками. Христианские авторы вообще использовали цитаты из произведений Анаксимандра исключительно для осмеяния языческих представлений древних греков. Единственная работа философа, дошедшая до нас — это трактат «О природе». Он знаком современным читателям по пересказам и единственному сохранившемуся фрагменту оригинального текста. В этом сочинении ученый изложил свои размышления о структуре мира и его происхождении. Его анализ показывает, что Анаксимандр далеко ушел от своего учителя во взглядах на Космос и его устройство и смог сделать немало серьезных открытий.

Космология Анаксимандра

Главная область размышлений философа была связана с космосом. Он считал, что звезды – это окошки в небесной тверди. Внутри звезды горит огонь, закованный в оболочки.

Очень своеобразно, судя по всему, понимал Анаксимандр, труды которого недоступны нам для непосредственного изучения, строение Земли. Он представлял ее в виде цилиндра; по одной стороне мы ходим, но есть и другая плоскость, ей противоположная. Земля является центром мира, она ни на что не опирается, а парит в космосе. Причину парения философ объяснял тем, что она равноудалена от всех остальных объектов в космосе. Земля окружена гигантскими кольцами с отверстиями, внутри которых горит огонь. Маленькие трубочки заканчиваются звездами, в них огня меньше, поэтому свет звезд такой тусклый. Второе кольцо больше, и огонь в нем ярче, в его отверстие видна Луна. Оно порой перекрывается — так объясняются лунные фазы. Самое дальнее кольцо — самое яркое, и через его отверстие мы видим Солнце. Таким образом, вселенная, по Анаксимандру, заканчивается небесным огнем.

Космологическая теория Анаксимандра была невероятно новаторской для своего времени. Он поставил Землю в центр мира, создав, таким образом, первую геоцентрическую концепцию. Она стоит на месте, у нее нет никаких причин для движения. А вокруг Земли по своим орбитам движутся небесные светила — таким образом ученый смог объяснить движение космических объектов, для чего потребовалась мощное, неортодоксальное мышление.

Космогония Анаксимандра

Размышления о происхождении вселенной также были большой частью занятий ученого. Философия Анаксимандра строилась на отрицании участия богов-олимпийцев в создании вселенной. Он считал, что она развивается сам по себе, по собственным законам, а момента возникновения у нее нет, так как Космос вечен. По его мнению, все сущее начинает появляться из некоего нематериального начала. На первом этапе происходит деление всего на физические сущности: сухое, влажное, твердое, мягкое и т. д. Взаимодействие этих субстанций образует космос в виде шара, а уже внутри этой оболочки начинают происходить различные физические процессы. В результате охлаждения появляется земля и воздух вокруг нее, а снаружи сохраняется горячее – огонь. В результате влияния огня субстанция затвердевает настолько, что создает оболочку, в которой и существует вселенная. На завершающем этапе формирования вселенной появляются живые существа. Анаксимандр считал, что жизнь зародилась в остатках высохшего морского дна. Происходит испарение влаги, и из тепла и ила рождается все живое. То есть он считал, что существует естественное зарождение жизни, без божественного вмешательства. Также он полагал, что вселенная, как и все в мире, имеет свой срок жизни, она рождается, умирает, а затем вновь появляется.

Новые идеи Анаксимандра

В области космологии ученый сделал много открытий. Его версия о том, что земля неподвижно стоит в центре мира безо всякой опоры, была революционной для своего времени. Тогда все мыслители еще верили в наличие земной оси, которая и удерживает планету на месте. Источником всего сущего является нечто бесконечное, нематериальное и вечное. Философ назвал эту сущность апейроном. Это некая субстанция, которая неуловима, так как находится в постоянном движении. Апейрон постоянно из чего-то возникает и во что-то преобразуется, он непостижим человеческим умом. Философское учение Анаксимандра построено на представлении апейрона как атрибута чего-либо. В те времена это слово было прилагательным, только позже Аристотель преобразует его в существительное. Из апейрона как из субстрата появляются четыре стихии, которые и организуют все сущее. Понятия апейрона и субстрата являются важнейшими достижениями Анаксимандра. Его представления о происхождении всего живого без участия богов стали еще одним новаторским вкладом в багаж человеческой мысли. Эти взгляды будут развиваться значительно позже, уже в Новое время. Также философ стал прародителем диалектического подхода к осмыслению мира. Он говорил о том, что сущности могут перетекать одна в другую, мокрое может высохнуть, и наоборот. Он доказывал, что у противоположного есть единое начало, это стало предвосхищением будущей диалектики.

Научные воззрения

Следует вспомнить вклад Анаксимандра в географию. По сути, он стал основоположником этой науки в европейской традиции. Размышляя о структуре вселенной, он также размышляет о том, как устроена земля и пытается изобразить это графически. Карта земли Анаксимандра отличается большой наивностью: три континента- Европу, Азию и Ливию — омывает океан. А разделяют их Средиземное и Черное море. Он первый из европейцев нарисовал карту своего мира (она не сохранилась, мы можем судить о ней только по фрагментам). Конечно, пока на ней очень мало географических объектов, но это уже было прорывом, так как следующие поколения ученых и путешественников смогли расширить и дополнить эту карту.

Еще одним важным научным достижением Анаксимандра является установка первого в Греции гномона – солнечных часов и усовершенствование скафиса, вавилонских часов. Среди астрономических достижений Анаксимандра, открытия которого стали прорывом для своего времени, можно назвать попытку сравнить величины известных небесных тел с Землей.

Ученики Анаксимандра: Анаксимен

Анаксимандр стал одной из важных ступеней в эволюции древнегреческой философии. Его главный ученик Анаксимен продолжил и развил взгляды своего учителя, он также относится к милетской школе. Главная заслуга философа в продолжении размышлений о движении вселенной. В качестве первоосновы всего сущего он выдвигал воздух. Он безграничен и не имеет никаких качеств. Его частицы вступают во взаимодействия друг с другом, и отсюда рождается все сущее, появляются характеристики материального мира. Анаксимен стал замыкающим звеном в течении стихийного материализма.

Источник

Анаксимен | Интернет-энциклопедия философии

Согласно сохранившимся источникам о его жизни, расцвет Анаксимена приходится на середину 6 века до н. э. и умер около 528 г. Он является третьим философом милетской философской школы, названной так потому, что, подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен был жителем Милета в Ионии (Древняя Греция). Феофраст отмечает, что Анаксимен был соратником и, возможно, учеником Анаксимандра.

Анаксимен наиболее известен своим учением о том, что воздух является источником всех вещей. В этом он расходился со своими предшественниками, такими как Фалес, считавший, что вода есть источник всех вещей, и Анаксимандр, считавший, что все вещи происходят из неопределенного безграничного вещества.

Содержание

  1. Доктрина Воздуха
  2. Доктрина перемен
  3. Происхождение космоса
  4. Влияние на более позднюю философию
  5. Ссылки и дополнительная литература

1. Доктрина воздуха

Анаксимен, кажется, считал, что когда-то все было воздухом. Воздух можно рассматривать как своего рода нейтральное вещество, которое можно найти повсюду и которое доступно для участия в физических процессах. Природные силы постоянно воздействуют на воздух и превращают его в другие материалы, которые вместе образуют организованный мир. В ранней греческой литературе воздух ассоциируется с душой (дыханием жизни), и Анаксимен, возможно, думал о воздухе как о способном направлять собственное развитие, подобно тому как душа управляет телом (DK13B2 в коллекции досократовских источников Дильса-Кранца). . Соответственно, он приписывал воздуху божественные свойства.

2. Доктрина перемен

Принимая во внимание свое учение о том, что все вещи состоят из воздуха, Анаксимен предложил интересное качественное объяснение естественных изменений:

[Воздух] различается по своей сущности в соответствии с его редкостью или плотностью. Когда оно истончается, оно становится огнем, а когда оно сгущается, оно становится ветром, потом облаком, когда еще больше сгущается, становится водой, потом землей, потом камнями. Все остальное происходит от них. (DK13A5)

Используя два противоположных процесса разрежения и конденсации, Анаксимен объясняет, как воздух является частью ряда изменений. Огонь превращается в воздух, воздух в ветер, ветер в облако, облако в воду, вода в землю и земля в камень. Материя может пройти этот путь, уплотняясь, или обратный путь от камней к огню, последовательно разрежаясь. Анаксимен обеспечивает грубую эмпирическую поддержку, обращаясь к простому эксперименту: если дуть в руку с расслабленным ртом, воздух становится горячим; если дуть с поджатыми губами, воздух холодный (DK13B1). Отсюда, согласно Анаксимену, мы видим, что разреженность соотносится с теплом (как в огне), а плотность с холодом (как в более плотных веществах).

Анаксимен был первым зарегистрированным мыслителем, который выдвинул теорию изменений и подкрепил ее наблюдениями. Анаксимандр описал последовательность изменений, которым подверглась часть безграничного, чтобы образовать различные материи мира, но он не дал никаких научных оснований для изменений и не описал никакого механизма, посредством которого они могли бы произойти. Напротив, Анаксимен использует процесс, знакомый из повседневного опыта, для объяснения материальных изменений. Он также, кажется, имел в виду процесс валяния, при котором шерсть сжимается, чтобы получить войлок. Этот промышленный процесс представляет собой модель того, как один материал может приобретать новые свойства при его уплотнении.

3. Происхождение Космоса

Анаксимен, как и Анаксимандр, описывает, как наш мир возник из ранее существовавшей материи. Согласно Анаксимену, земля образовалась из воздуха в процессе валяния. Все началось с плоского диска. Из испарений земли возникли огненные тела, ставшие небесными телами. Земля плавает на воздушной подушке. Небесные тела, или, по крайней мере, солнце и луна, кажутся также плоскими телами, плавающими в потоках воздуха. С одной стороны, небеса подобны войлочной шапке, которая вращается вокруг головы. Звезды могут быть прикреплены к этой поверхности, как гвозди. В другом описании звезды подобны огненным листьям, парящим в воздухе (DK13A14). Солнце не проходит под землей, а вращается вокруг нее, и ночью скрывается за высокими частями земли.

Подобно Анаксимандру, Анаксимен использует свои принципы для объяснения различных природных явлений. Молния и гром возникают из-за того, что ветер вырывается из облаков; радуга — результат попадания солнечных лучей на облака; землетрясения вызваны растрескиванием земли, когда она высыхает после увлажнения дождями. Он дает в основном правильное описание града как замерзшей дождевой воды.

Большинство комментаторов, следуя Аристотелю, понимают теорию изменений Анаксимена как предполагающую материальный монизм. Согласно этой теории, существует только одна субстанция (в данном случае воздух), из которой состоят все существующие вещи. Несколько субстанций: ветер, облако, вода и т. д. — лишь модификации реальной субстанции, которая всегда и везде присутствует. Нет независимых доказательств в поддержку этой интерпретации, которая, по-видимому, требует аристотелевских метафизических концепций формы и материи, субстрата и акциденции, которые слишком продвинуты для этого периода. Анаксимен мог предположить, что «вещи» просто переходят друг в друга по порядку.

4. Влияние на более позднюю философию

Теория Анаксимена о последовательном изменении материи путем разрежения и конденсации оказала влияние на более поздние теории. Он разработан Гераклитом (DK22B31) и подвергнут критике Парменидом (DK28B8.23-24, 47-48). Общая теория Анаксимена о том, как возникают материалы мира, принимается Анаксагором (DK59B16), хотя у последнего совершенно другая теория материи. И Мелисс (DK30B8.3), и Платон (Тимей 49b-c) рассматривают теорию Анаксимена как объяснение изменений на основе здравого смысла. Диоген Аполлонийский делает воздух основой своей явно монистической теории. Трактат Гиппократа  О дыхании использует воздух как центральное понятие в теории болезней. Предоставив космологическим объяснениям теорию изменений, Анаксимен отделил их от области простых спекуляций и сделал их, по крайней мере в замысле, научными теориями, пригодными для проверки.

5. Ссылки и дополнительная литература

Нет монографий по Анаксимену на английском языке. Статьи о нем иногда носят довольно специализированный характер. Целый ряд глав в книгах о досократиках полезен.

  • Барнс, Джонатан. Досократические философы. Лондон: Рутледж и Кеган Пол (1 том изд.), 1982. Гл. 3.
    • Дает философски богатую защиту стандартной интерпретации Анаксимена.
  • Бикнелл, П. Дж. «Астрономия Анаксимена». Acta Classica 12: 53-85.
    • Интересная реконструкция противоречивых сведений об астрономии Анаксимена.
  • Классен, К. Иоахим. «Анаксимандр и Анаксимен: самые ранние греческие теории перемен?» Фронезис 22: 89-102.
    • В этой статье дается хорошая оценка одного из основных вкладов Анаксимена.
  • Guthrie, WKC История греческой философии. Том. 1. Кембридж: Кембриджский университет, 1962. 115–40.
    • Хорошее введение в мысли Анаксимена.
  • Кирк, Г. С., Дж. Э. Рэйвен и М. Шофилд. Досократические философы. 2-е изд. Кембридж: Cambridge UP, 1983. Гл. 4.
    • Тщательный анализ текстов Анаксимена.
  • Верле, Георг. Анаксимен Милет. Штутгарт: Верлаг Франца Штайнера, 1993.
    • Это краткое издание добавляет четыре новых свидетельства к свидетельствам об Анаксимене и бросает вызов стандартной интерпретации. Это полезно в качестве противовеса общепринятому мнению, хотя я думаю, что конкретная критика этого взгляда ошибочна.

Информация об авторе

Daniel W. Graham
Электронная почта: [email protected]
Университет Бригама Янга
США

Анаксимен Милетский | Греческий философ

Расцвет:
около 545 г. до н.э. —
г.
Предметы изучения:
воздуха космология иметь значение

См. все связанные материалы →

Анаксимен Милетский (год расцвета ок. 545 до н.э.), греческий философ природы и один из трех мыслителей Милета, традиционно считающихся первыми философами западного мира. Из двух других Фалес считал, что вода является основным строительным блоком всей материи, тогда как Анаксимандр решил назвать основную субстанцию ​​«неограниченной».

Анаксимен заменил aer («туман», «пар», «воздух») на выбор своих предшественников. Его сочинения, сохранившиеся до эллинистической эпохи, больше не существуют, за исключением отрывков из произведений более поздних авторов. Следовательно, интерпретации его убеждений часто противоречат друг другу. Ясно, однако, что он верил в степени конденсации влаги, которые соответствовали плотности различных видов материи. При «наиболее равномерном распределении» aer представляет собой обычный невидимый воздух атмосферы. В результате конденсации он становится видимым сначала в виде тумана или облака, затем в виде воды и, наконец, в виде твердого вещества, такого как земля или камни. При дальнейшем разрежении превращается в огонь. Таким образом, жар и сухость олицетворяют редкость, тогда как холод и влажность относятся к более плотной материи.

Предположение Анаксимена о том, что aer вечно находится в движении, предполагает, что он думал, что оно также обладает жизнью. Поскольку он был вечно живым, после приобрел качества божественного и стал причиной других богов, а также всей материи. Этим же движением объясняется переход из одного физического состояния и в другое. Есть свидетельства того, что он провел общую аналогию между божественным воздухом, который поддерживает вселенную, и человеческим «воздухом», или душой, которая оживляет людей. Такое сравнение между макрокосмом и микрокосмом также позволило бы ему сохранить единство за разнообразием, а также укрепить мнение его современников о том, что существует всеобъемлющий принцип, регулирующий всю жизнь и поведение.

Практичный человек и талантливый наблюдатель с живым воображением, Анаксимен отметил радугу, иногда видимую в лунном свете, и описал фосфоресцирующее свечение, испускаемое лопастями весла, разбивающими воду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *