Когда состоялось крещение руси год: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

Культура Донбасса — Крещение Руси. История

Летом 988 года произошло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем. Нет в исторической науке, посвященной Древней Руси, более значительного и наименее исследованного вопроса, чем вопрос о распространении христианства и крещения.

Лев Николаевич Гумилёв, историк: «Победа православия подарила Руси её тысячелетнюю историю».

Крещение Руси – термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской церкви (некоторые исследователи полагают, что «крещение» состоялось позже: в 990 или 991 году).

Выражение «Крещение Руси» есть в Повести временных лет:

«В лето 6582 (1074 год). …Был также другой брат, именем Еремия, который помнил крещение земли Русской». В российской историографии Нового времени термин впервые употреблён В.Н. Татищевым («крещение славян и Руси») и Н.М. Карамзиным («крещение России»). Наряду с ним в литературе также используются иные термины: «Просвещение Руси», «введение христианства», «вторая религиозная реформа Владимира».

Предыстория

Обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками. В IX веке попытки христианизации предпринимались в отношении Великой Моравии (862) и Болгарии (864-920). Путём крещения правящей верхушки Византия стремилась закрепить государства язычников в своей сфере влияния и уменьшить опасность военных конфликтов на своих границах. После нападения русов на Константинополь (860) та же тактика была применена в отношении Киевской Руси, для чего Константинопольский патриарх Фотий I направил миссионеров в Киев. По некоторым данным, в это время были крещены киевские князья Аскольд и Дир c «боярами» и некоторым количеством народа. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. По другим источникам, первое крещение на Руси произошло во времена Василия I (867-886) и патриарха Игнатия (867-877).

Первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга. В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии», причём её сопровождал священник Григорий. Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя её сына Святослава упоминается без титула. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена.

Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. Начало христианизации Руси документируется распространением христианских древностей –нательных крестов, свечей и другого. Они фиксируются уже с середины – третьей четверти Х века в сети узловых пунктов Древнерусского государства – в городах и на погостах (дружинных центрах и торгово-ремесленных поселениях): в Киеве, вблизи Смоленска, в районе Чернигова, под Ярославлем. Известны монеты на Руси с нанесёнными на них граффити, передающими крест и молот Тора. Такие византийские монеты носились как иконы. Потоки монет на международных путях контролировала и распределяла княжеская дружина, религия которой становилась синкретичной. Эту дохристианскую эпоху, в отличие от более поздней, и можно считать периодом «двоеверия». В некоторых захоронениях знати, совершённых в языческих некрополях X века в специальных деревянных «камерах», углублённых в землю, найдены свечи, отражающие христианские элементы погребального обряда.

Крещение князя Владимира

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар. После булгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

Согласно «Повести временных лет», в 6496 лето от сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н. э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской церкви. Это произошло в Херсонесе, в Крыму. После чего, в царствование императоров-соправителей Василия II и Константина VIII, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и Почайны. Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. В целом в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше.

Помимо киевской митрополии, епископские кафедры были основаны в пяти городах — Новгороде, Чернигове, Переяславле Южном, Полоцке и Белгороде (ныне село Белогородка Киевской области). Во всех этих городах, кроме Белгорода, к XI веку имелись каменные храмы. В Белгороде следы каменного строительства выявлены с XII века (церковь Апостолов), но ранее на этом месте находилась деревянная церковь. Во второй половине XI века епархии были основаны в Юрьеве на реке Рось и в Ростове Великом. Первая каменная постройка в Ростове — Успенский собор был заложен, согласно летописям, в 1161—1162 годах, вместо сгоревшей «чудной» церкви.

Георгий Флоровский, протоиерей: «История русской культуры начинается с Крещения Руси».

Мифы, связанные с Крещением Руси

От приверженцев неоязыческой идеологии в наше время можно услышать, что христианство навязывалось славянам силой и большую часть населения при этом убили. Это утверждение не имеет никаких объективных доказательств. При массовом убийстве людей во время археологических раскопок были бы найдены их останки, но этого не произошло. Да и сложно представить, как малочисленная дружина князя Владимира расправляется с многотысячным населением страны. Из всех земель лишь Новгород отказался креститься добровольно, но и там не было засвидетельствовано массовых убийств, а лишь единичные случаи.

Еще одним мифом считается утверждение, что после крещения погибла “высокая славянская культура”. Но если обратиться к археологии, то подтверждения этим словам найти сложно. Не найдено никаких подтверждений существования у славян собственной письменности. Только с принятием христианства появилась “кириллическая письменность”.

Значение Крещения Руси

Цивилизационное значение крещения Руси огромно. Известный филолог В.Н. Топоров, оценивая значение принятия христианства для русской цивилизации, пишет: «…Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого пространства — Восточную Европу, но и тем самым в исторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа»… И каковы бы ни были последующие судьбы христианства в Восточной Европе, его наследие стало неотменимой составной частью духовной культуры и здесь, — может быть, особенно здесь».

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Принятие христианства вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Улучшились общие нравы, исчезли человеческие жертвоприношение, многоженство отныне было запрещено, улучшилось отношение к женщинам.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв, академик, филолог: «Если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год. […] Основное, что сделано восточным славянством для мировой культуры, сделано за последнее тысячелетие».

Историография

Русская церковно-историческая литература XIX — начала XX века историю христианства в России и Русской церкви обычно рассматривала начиная с I века, связывая её с деятельностью апостола Андрея Первозванного. Официальное издание Московской патриархии в 1971 году писало: «По преданию, лучи христианской веры озарили пределы России уже в первые десятилетия христианства. Начало христианизации Руси это предание связывает с именем святого апостола Андрея Первозванного, бывшего на Киевских горах <…> В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Всё это подготавливало величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и последовавшее за этим в 989 году крещение Руси». Указание 989 (а не 988) года соответствовало преобладавшей в то время точке зрения в советской исторической науке о том, что событие имело место после 988 года.

История установления памятной даты

День Крещения Руси – государственная памятная дата Российской Федерации, законодательно установленная 31 мая 2010 года в память о крещении Руси, отнесённом к 988 году. Отмечается ежегодно 28 июля, как день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира – крестителя Руси. Как и все памятные даты в России, День Крещения Руси не является выходным днём.

27 июня 2008 года, в год празднования 1020-летия Крещения Руси, от имени Архиерейского собора Русской православной церкви Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с посланием к президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву с предложением: «…Учитывая значимость для народов России, Украины и Белоруссии Крещения Руси, которое определило их исторический путь, Собор полагает, что день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, мог бы отмечаться в России как государственный праздник…»

31 мая 2010 года президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев подписал Федеральный закон № 105-ФЗ «О внесении изменения в статью 1. 1 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ „О днях воинской славы и памятных датах России“», согласно которому в России установлена новая памятная дата – 28 июля – «День крещения Руси».

28 июля – День Крещения Руси : Новости : ВСЕ МЫ

28.07.2022

28 июля в России отмечают День Крещения Руси, которое произошло в Киеве в 988 году. Это важнейшее событие связано с именем святого равноапостольного князя Владимира.

Как повествует летописное «Сказание об испытании или выборе вер», в 986 году князь Владимир принимал в Киеве послов от разных народов с целью выбрать религию для своего народа. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры, потом легаты от папы римского проповедовали веру латинскую, а хазарские евреи – иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он рассказал князю о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники. По возвращении они рассказали о религиозных обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Константинополе.

«Повесть временных лет» сообщает, что в 987 году князь Владимир принял решение о крещении Руси «по закону греческому». Однако он не сразу принял христианство. В 988 году Владимир захватил Корсунь (территория современного Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну. В случае отказа князь грозился пойти на Константинополь. Императоры согласились, однако потребовали в свою очередь крещения Владимира. Все-таки их сестра должна была выйти замуж за единоверца. Получив согласие Владимира, братья отправили в Корсунь Анну. Там же Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского. После этого состоялось бракосочетание. В крещении князь принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Существует предание о том, что в Корсуни князь Владимир ослеп. Однако сразу после крещения прозрел и тут же воскликнул: «Ныне познал я Бога истинного!». После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жен и наложниц. Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились и многие бояре.

В Киеве Владимир также приказал разгромить устроенное им некогда капище (пантеон Владимира). Языческие кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Затем князь повелел собрать всех жителей города на берегу Днепра. Накануне князь объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг».

Крещение народа произошло у места, где в Днепр впадает река Почайна. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа.

Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…». Это важнейшее событие отмечено в летописной хронологии 988-ым годом. Вслед за столицей христианская вера пришла и в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров. Принятие новой, единой, веры стало серьезным шагом к объединению русских земель.

По материалам сайта «РИА»



Теги: День Крещения Руси


ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСЬ — 28 июля 2023

День Крещения Киевской Руси отмечается 28 июля в странах, где большинство населения исповедует восточное православное христианство. В этот день исполняется тысячелетие со дня кончины святого князя Владимира, средневекового правителя, принесшего православие в Киевскую Русь и крестившего ее народ.

День посвящен празднованию христианизации регионов Киевской Руси. В этот день люди могут посещать церковь и/или размышлять об истории и изменениях, произошедших еще в 9 году.88.

История Крещения Киевской Руси

Первоначально это празднование относилось к крещению Киевской Руси, условно отнесенному к 988 г. н.э., дате, когда Владимир Великий крестился в Херсонесе и приступил к крещению своей семьи и человек в Киеве. Поскольку точная дата первой официальной массовой крещения неизвестна, а крещение происходило в несколько этапов на протяжении десятилетий, Церковь решила установить этот праздник в День святого Владимира, деяния которого сделали христианство фундаментальной частью самобытности России.

Согласно сборнику сочинений, являющихся основным источником истории восточных славян до начала XX века, также известному как Русская Полевая летопись, Киев был христианским уже в середине X века, хотя правившее князья продолжали следовать языческим обычаям.

Сборник писаний описывает действия в середине X века правящего киевского князя княгини Ольги Киевской, посетившей Константинополь со священником Григорием. Хотя неясно, когда и где она крестилась, она стала православной христианкой и попыталась обратить Святослава, своего сына. Однако, пока он не умер в 972 г. н.э., он остался язычником. Когда Ярополк I, его первый сын и преемник, умер в 980 году нашей эры, его второй сын Владимир стал правящим князем.

Владимир тщетно пытался возглавить языческую реакцию на попытки христианизации, прежде чем понял, что ему необходимо принять новую религию. Христианское имя Василий было его именем при крещении. После этого он призвал киевлян принять крещение в Днепре. Во-первых, крестились 12 сыновей Владимира и многие бояре. Затем всех киевлян на следующий день позвали на реку, где православные священники совершили таинство крещения. Церемония в последующие дни наблюдалась во всем Владимирском царстве, в том числе у великого князя киевского и новгородского. Эти события вошли в историю как иконическое Крещение Руси, которым Владимир возвестил о принятии православия в качестве своей государственной религии.

День Крещения Киевской Руси. Хронология

958 г. н.э.

Рождение Владимира Великого

Владимир — внебрачный младший сын Святослава I Киевского от домработницы Малуши.

972

Смерть отца Владимира

После смерти отца Владимир вынужден бежать в Скандинавию после того, как его брат Ярополк убивает своего другого брата Олега из Дрелинии, чтобы завоевать Русь.

980

Владимир объединяет Русское царство

Объединение Руси от современной Беларуси, России и Украины до Балтийского моря.

988

Язычник до Крещения

Киевская Русь язычник до крещения.

День Крещения Киевской Руси

FAQ s

Что означает слово Русь?

Русь, также пишется «Рос» — древние люди, давшие свое имя землям России и Белоруссии.

Почему Киевскую Русь часто называли Третьим Римом?

Москву называли «третьим Римом», потому что она стала центром этой церкви.

На каком языке говорила Киевская Русь?

Говорили на древневосточнославянском, традиционно также древнерусском; белорусский.

Как отметить День Крещения Киевской Руси

  1. Сходить в храм

    В этот день во всех храмах Москвы в полдень звонят в колокола, исполняя мелодию «Слава Тебе, Боже!». поется в России и патриарших церквях Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана и Азербайджана.

  2. Посетить Святую Литургию в Кафедральном соборе

    В самый день праздника митрополит Онуфрий совершил Святую Литургию на площади перед Успенским соборным храмом. Вы можете использовать этот день как возможность поехать туда и повеселиться.

  3. Молитесь

    Другой способ отпраздновать этот день – молиться. Если вы католик, лучший способ отпраздновать этот день — поговорить с Богом.

5 Факты о Крещении

  1. Крещение Руси

    Относится к знаменательному событию массового крещения киевлян в 988 году, когда великий князь Владимир принял православие как религию своих земель.

  2. Значение крещения

    Формы и ритуалы различных христианских церквей различаются, но крещение почти всегда включает использование воды и тринитарное заклинание.

  3. Универсальные символы крещения

    Пять символов: крест, белая одежда, масло, вода и свет.

  4. Погружение

    Ритуальное погружение традиционно играет важную роль в христианстве как символ очищения.

  5. Христианская вера

    Частью христианской веры является то, что для того, чтобы стать членом Божьей семьи, человек должен креститься.

Почему важен день крещения Киевской Руси

  1. Владимир был важен для России

    Первой целью Владимира было вернуть завоевания отца, утраченные во время гражданской войны, и прибавить к собственным завоеваниям. Территория вятичей и радимичей была возвращена ему.

  2. Он сделал христианство официальной религией своего государства.

    После крещения он приказал и заставил своих подданных принять крещение. Он также приказал уничтожить языческих идолов и построить христианские церкви, школы и библиотеки. Это день, чтобы показать любовь к Богу и христианству.

Baptism Day of Kyivan Rus dates

Year Date Day
2023 July 28 Friday
2024 July 28 Sunday
2025 July 28 Monday
2026 July 28 Tuesday
2027 July 28 Wednesday

РОССИЯ Настоящая революция произошла с Крещением Руси, говорит Кирилл

Впервые за несколько месяцев Патриарх Московский отслужил обедню в Храме Христа Спасителя. Большевистская революция стремилась стереть христианскую «революцию». «Мы с сострадательной улыбкой вспоминаем мечты революционеров, ведь они ничего не добились», — сказал он.

Эрдогана просят уважать собор Святой Софии. Строится много новых церквей для солдат и полицейских. Националисты предложили отмечать «День России» 28 июля, а не 12 июня, как сейчас.

Москва (AsiaNews) – Во вторник Россия отпраздновала Крещение Киевской (Киевской) Руси князем Владимиром Великим. Празднования были очень приглушенными из-за пандемии коронавируса; однако Московский патриарх Кирилл (Гундяев) возглавил Божественную литургию в московском храме Христа Спасителя, который открылся впервые после Пасхи.

Патриарх передал наилучшие пожелания всем православным в России и Украине, в частности Президенту Владимиру Путину, который носит то же имя, что и крестивший князь. Праздник Крещения приходится на день, посвященный памяти Владимира Киевского (Киевского), скончавшегося 28 июля 1015 года, а крещение народа в Днепре произошло 1 августа 9.88 г. н.э.

Слова патриарха сильно повлияли на все общественное мнение, даже если он использовал типичную советскую риторику. «Говоря сегодняшним языком, — сказал Кирилл, — Крещение Руси было, несомненно, революционным событием. По своим последствиям она не может сравниться ни с одной из последующих революций, так как Крещение коренным образом изменило жизнь народа, его культуру и систему ценностей».

Сравнивая это событие с большевистской революцией, он добавил: «мы знаем, как самая грозная из революций в нашей стране начала ХХ века пыталась изменить эту систему ценностей и разрушить православную веру. Но в 21 веке в этом перестроенном соборе мы с жалостливой улыбкой вспоминаем мечты революционеров, ведь они ничего не добились».

Патриарх призвал россиян оставаться верными давнему выбору князя во имя крови православных мучеников прошлого века и любить «свою Родину, наш народ, наших правителей и наше войско», верные дару вера получена.

По словам Кирилла, Князь умел глубоко раскаяться в своих прошлых жестокостях как языческий монарх, «в отличие от нацистских лидеров в Нюрнберге, которые вообще не раскаялись», и сегодня повод для нового коллективного покаяния для всей Советское прошлое, чтобы «новое начало» в жизни русского народа было передано будущим поколениям.

На днях Патриарх и другие представители Русской Православной Церкви призвали президента Турции Реджепа Эрдогана уважать христианскую преданность великой церкви Святой Софии в Константинополе (Стамбул). Около 950 г. н.э. в соборе была крещена бабушка князя Владимира, святая Ольга, что стало первым прямым контактом Киевской Руси с Византийской империей.

Перед обращением 988 года, как повествует древняя Летопись преподобного Нестора, посланцы Владимира прибыли в Константинополь, после посещения иудеев, мусульман и католиков, и были восхищены торжественностью патриаршей литургии Святой Софии.

«Мы не знали, где находимся, на небе или на земле [. . .] Мы не можем забыть эту красоту, так как каждый человек, если он съест что-нибудь сладкое, не возьмет потом горького; так и мы не можем оставаться без него», — писал летописец через несколько лет после Крещения.

Православное националистическое движение «40 на 40» предложило отмечать 28 июля как «День России» вместо 12 июня, когда президент Борис Ельцин утвердил новую Конституцию Российской Федерации в 1991.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *