Когда родился мартин лютер: Мартин Лютер (10 ноября 1483

Содержание

Лютер, Мартин



Лютер, Мартин

1483–1546

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Мартин Лютер

Мартин Лютер

Зачинатель движения Реформации

Лютер, Мартин (Luther, Martin) (1483–1546), немецкий религиозный деятель, зачинатель движения Реформации. Родился 10 ноября 1483 в городе Эйслебен в Тюрингии. Его отец, Ганс Лютер, выходец из крестьян, был рудокопом, а впоследствии обзавелся шестью литейными мастерскими; мать, Маргарита, также происходила из крестьянского сословия. Мартина воспитывали в строгости, образование он получил в церковных школах, где царили суровые нравы. В 1501 он поступил в Эрфуртский университет и в 1505 окончил его со степенью магистра искусств. Затем он обратился к изучению права, однако, по-видимому, карьера юриста отвечала скорее желаниям его отца, чем его собственным. Лютера давно мучил вопрос об участи человека в мире. Его эпоха была эпохой настоящего культа смерти, зародившегося столетием ранее после эпидемий «черной смерти» – чумы, но наибольший страх ему внушала даже не смерть, а последующий суд и угроза вечного проклятия. В июле 1505, когда Лютер возвращался в университет, погостив у своих родителей, он был застигнут в пути грозою.

Упав на землю при страшном ударе молнии, он в ужасе закричал, обращаясь к святой покровительнице своего отца: «Святая Анна, спаси меня! Я стану монахом». Исполняя этот обет, он в скором времени вступил в орден августинцев, отличавшийся строгим уставом.

Принятие обетов и монастырь. В сентябре 1506 Лютер принес последние обеты, а в мае 1507 стал священником. В следующем году он был переведен в Виттенбергский университет, где преподавал логику и физику, а в 1510 был отправлен с поручением в Рим. В 1512 Виттенбергский университет присвоил ему степень доктора теологии; он быстро выдвинулся на преподавательском поприще и регулярно проповедовал в приходской церкви. Однако прежние страхи продолжали его преследовать. Первоначально он надеялся заслужить рай суровым образом жизни, однако вскоре пришел к убеждению, что не в силах человека совершить нечто настолько благое, что позволило бы ему по праву претендовать на милость Бога. Тщательно изучив церковную систему покаяния, Лютер удостоверился, что грехи, которые он не в состоянии был одолеть и искоренить, все же могут быть прощены. Он обнаружил, что не способен даже исповедать все свои грехи: некоторые из них ускользают из памяти, а другие совершаются вообще бессознательно, так что человек не видит своей греховности, пока Бог-Судия не укажет на них перстом. Мистический путь, состоящий в отказе от всякой борьбы и уповании на чудо и милость Бога, не представлялся ему удовлетворительным решением, так как для Лютера Бог был «огнем поядающим».

Преподавание в Виттенберге. Решение проблемы пришло к Лютеру не в результате внезапного озарения, но в результате чтения Св. Писания, которое ему пришлось изучать особенно пристально, когда он был назначен на кафедру библейской экзегезы в Виттенбергском университете. Подготовив и прочитав в период с 1513 по 1516 курсы лекций, посвященных изъяснению Псалмов и посланий апостола Павла к Римлянам и Галатам, Лютер пришел к убеждению, что спасение человека зависит исключительно от Божьей благодати, которая стала доступной только благодаря жертвенной смерти Христа.

Христос – это, в первую очередь, не грозный Судия, осуждающий грешников, а Искупитель, принявший крестную смерть. Для спасения человеку необходимо только уверовать и принимать все то, что сделал ради него Бог, хотя его собственная греховность никогда не может быть вполне преодолена. Это убеждение и легло в основание богословской системы Лютера, центром которой стало учение об оправдании верой.

С официальной церковной доктриной Лютер расходился в одном пункте: он решительно отвергал самую возможность для человека предпринять что-либо, что приближало бы его ко спасению. Церковь учила, что через благодать Бог наделяет человека способностью исполнить его заповеди. Человек свободен отвергнуть эту благодать, но если он принимает ее и совершает благие дела, то это вменяется ему в заслугу. Лютер же утверждал, что, когда благие дела совершаются с оглядкой на будущее воздаяние, это уже не заслуга, а грех, достойный проклятия.

Индульгенции для собора св. Петра. Поводом для решительного разрыва Лютера с католической церковью стала известная практика продажи индульгенций. Термином «индульгенция» обозначалось даруемое церковью освобождение от наказания за грехи. Первоначально можно было получить освобождение только от наказаний, налагаемых папой на земле, однако за полвека до Лютера папская власть была распространена также и на наказания, налагаемые Богом в чистилище. Некоторые папы стали не только освобождать от епитимий, но и прощать грехи. Получившие такое освобождение расплачивались за это материальными пожертвованиями по установленному тарифу (в зависимости от платежеспособности субъекта). Обоснованием всей этой практики служила теория, согласно которой Христос и святые своими подвигами заслужили гораздо большее, нежели требовалось для их собственного спасения, заложив таким образом «сокровищницу добрых дел», которой папа может распоряжаться в пользу других людей.

Привилегия продажи особых индульгенций, вызвавшая негодование Лютера, была дарована папой Львом X Альбрехту, архиепископу Майнцскому, Магдебургскому и Хальберштадтскому. Вырученные средства должны были пойти на строительство собора св. Петра. В действительности же половина денег отходила самому Альбрехту: он расплачивался ими за займы, благодаря которым смог купить себе у Рима второе архиепископство. Распространение индульгенций было поручено Иоганну Тецелю, доминиканскому монаху, уже имевшему в этом деле значительный опыт. В сопровождавшей индульгенцию грамоте объявлялось, что ею даруется прощение греха; кроме того, она включала положение о том, что купившие индульгенции для близких, обретающихся в чистилище, тем самым и самих себя избавляют от нужды в покаянии. Тецель заверял своих слушателей:

Чуть только монета в ларце зазвенит,
Душа из чистилища вон отлетит.

Девяносто пять тезисов. В последний день октября 1517 Лютер, следуя старому обычаю, вывесил у дверей дворцовой церкви в Виттенберге тезисы на латинском языке, приглашая богословов к их обсуждению. Они включали 95 пунктов, почему и получили название Девяноста пяти тезисов. Лютер резко выступил против идеи о какой-либо связи между взиманием денежной платы и отпущением грехов или освобождением от наказаний. Он отрицал распространение юрисдикции папы на чистилище. Если бы папа обладал властью вызволять души из чистилища, он должен был бы освободить оттуда их все безо всякой мзды. Многие современники Лютера согласились бы с этим, но он пошел дальше, вплоть до отрицания основополагающей теории «сокровищницы добрых дел», совершенных святыми. Таким образом, Лютер выступил не против злоупотребления индульгенциями, а против самой идеи индульгенций.

Копию своих тезисов Лютер отослал архиепископу Альбрехту, который, в свою очередь, переправил их папе Льву X.

Папа принадлежал к роду Медичи, будучи сыном Лоренцо Великолепного. Он был широко образованным человеком и покровителем искусств; трудно было бы ожидать, что он станет пресекать злоупотребления в торговле индульгенциями. Лев X подкрепил обещания продавцов индульгенций своим авторитетом, подтвердив, что души действительно немедленно освобождаются из чистилища. Лютер возразил, что в данном пункте папа заблуждается. Папа вызвал Лютера в Рим. В этот момент за Лютера вступился его суверен, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый, глава коллегии князей-избирателей (курфюрстов) Священной Римской империи, настоявший на том, чтобы его подданному предоставили возможность оправдаться в ходе справедливых слушаний, что было реально только на германской земле. Таким образом, многовековое недоверие германских правителей к итальянскому папству обеспечило Лютеру покровительство и защиту.

Были назначены слушания в присутствии кардинала Каетана, прибывшего в 1518 на Аугсбургский рейхстаг.

Кардинал ознакомил Лютера с папской буллой, где излагалось учение о сокровищнице накопленных святыми заслуг. Лютер выступил против этой доктрины, оспорив тем самым не только авторитет данного папы, но и каноническое право, в котором было закреплено это учение. Кардинал объявил Лютера еретиком и приказал ему удалиться и не возвращаться до тех пор, пока он не будет готов отречься от своих мнений.

Диспут Лютера с Экком. Перед Лютером явственно замаячил костер. Его противники предрекали, что не пройдет и пары недель, как он будет сожжен, и они оказались бы правы, если бы не внезапное изменение политической ситуации. Германский император Максимилиан скончался. Выбор его преемника зависел от семи курфюрстов во главе с Фридрихом Саксонским. Папа не желал укреплять могущество основных претендентов на имперский престол – Франциска I Французского, Генриха VIII Английского и Карла Испанского, поэтому отдавал предпочтение курфюрсту Фридриху. Чтобы завоевать расположение Фридриха, папа действительно разрешил Лютеру устроить публичный диспут с крупным теологом, доктором Иоганном Экком в Лейпцигском университете. В центре дебатов был вопрос о древности института папства: предполагалось, что, если преемство пап можно проследить до времен апостолов, этот институт имеет божественное происхождение. Лютер заявил, что власть папы над всей церковью существует всего 400 лет и что это человеческое установление. Тогда Экк вынудил Лютера публично признать, что, по его мнению, ни авторитет папы, ни авторитет вселенских соборов не обладают непогрешимостью. Экк указал, что это утверждение совпадает со взглядами Яна Гуса, богемского еретика, сожженного на костре веком ранее. Лютеру пришлось признать наличие некоторых пунктов, сближающих его позицию с позицией Яна Гуса.

Защищать заведомого еретика означало объявить еретиком себя самого, поэтому всем было очевидно, что на этот раз Лютеру не миновать костра. Однако влиятельные силы в Германии дружно выступили на его защиту. Это были немецкие националисты, возглавляемые рыцарем Ульрихом фон Гуттеном (известным своими сатирическими сочинениями), видевшим в Лютере освободителя Германии, из которой все соки высасывает ненасытное папство. Это были и гуманисты, возглавляемые Эразмом Роттердамским, который воспринимал Лютера как поборника свободной научной мысли, притесняемой папой. Папа медлил, ибо, хотя на престол Священной Римской империи взошел Карл Испанский (под именем Карла V), папа нуждался и в поддержке Фридриха, как некоего противовеса. Но в июне 1520 Лев X в своей охотничьей резиденции составил буллу Exsurge Domine – «Восстань, Господи… дикий вепрь вторгся в Твой виноградник». Лейпцигскому оппоненту Лютера Иоганну Экку было поручено обнародовать эту буллу, однако тот столкнулся с неожиданным противодействием со стороны герцогов и епископов, и только спустя три месяца, 10 октября 1520, булла была вручена Лютеру в Виттенберге.

Последующие сочинения. Между тем Лютер, и не думая покориться, издал серию памфлетов, каждый из которых только усугублял его вину в глазах Рима. Его обращение К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства (An den christlichen Adel deutscher Nation: Von des christlichen Standes Besserung) содержало призыв к светским правителям, включая императора, реформировать церковь. Лютер требовал, чтобы папство вернулось к апостольской бедности и простоте. Папа фактически должен был уподобиться св. Франциску Ассизскому, а земные дела церкви передать на усмотрение местных церквей. Эти призывы встретили самый горячий отклик в Германии. Более радикальным было требование отмены целибата для духовенства, против которого в Германии выступали еще задолго до Лютера, в 11 в., когда он был введен папой Григорием VII.

Следующее сочинение, О вавилонском пленении церкви (De captivitate Babylonica ecclesiae praeludium), было еще более радикальным. В нем под удар был поставлен сам сакраментальный характер церкви и основанные на нем теократические притязания. Из семи церковных таинств, существовавших в эпоху Лютера, он признавал только два: крещение и причащение, причем последнее отказывался связывать с мессой.

Лютер считал, что месса – вовсе не повторение жертвоприношения Христа. Евхаристические вино, как и хлеб, следует давать и мирянам. Согласно церковному учению, в таинстве евхаристии хлеб и вино действительно превращаются в тело и кровь Христовы, сохраняя только внешние признаки (акциденции) хлеба и вина. Этой доктрине, известной как учение о пресуществлении (transsubstantiatio), Лютер противопоставил свое собственное учение о «сосуществовании» (consubstantiatio), или «соприсутствии»: после освящения Св. Даров сущности хлеба и вина продолжают наличествовать в них вместе с сущностями тела и крови Христовых. Священник не совершает никакого чуда, так как Христос присутствует всегда и во всем. Священнослужитель всего лишь открывает глаза верующим, показывая им его присутствие, ибо, хотя Бог и Христос присутствуют во всем, это присутствие не всегда бывает явным. После публикации этого трактата Эразм объявил, что раскол между Лютером и церковью стал неустранимым.

Столь же революционным было и учение о священстве всех верующих. В сочинении О свободе христианина (Von der Freiheit eines Christenmenschen) Лютер утверждал, что миряне не должны зависеть от священнического сословия, т.к. священник – просто член церкви, поставленный исполнять конкретное служение.

Папская булла была вручена Лютеру 10 октября; в ней ему давалось 60 дней на то, чтобы покаяться. Ответом Лютера стал памфлет Против проклятой буллы Антихриста. 10 декабря, в день, когда заканчивалась отсрочка, он публично сжег буллу. Однако это само по себе еще не ставило Лютера вне церкви, так как для его отлучения требовалась новая булла, в которой бы возвещалось, что установленные сроки прошли. Эта вторая булла была подписана в январе 1521. Однако для обретения буллой законной силы ее следовало обнародовать, а эта булла обнародована не была. Кроме того, в ней упоминался не только Лютер, но и другие лица, в частности Ульрих фон Гуттен, располагавший значительным войском и имевший возможность защитить не только себя, но и Лютера. Алеандро, папский представитель на рейхстаге Германской империи, возвратил буллу в Рим и затребовал 40 копий новой буллы, направленной против одного Лютера. В результате Алеандро волей-неволей пришлось предстать перед имперским рейхстагом, созванным в Вормсе, вообще не располагая буллой, которая доказала бы трибуналу (в основном светскому), что Лютер действительно является еретиком. Имперский рейхстаг, первоначально созывавшийся для обсуждения административных и финансовых проблем, должен был, таким образом, принять на себя функции церковного собора. Однако рейхстаг не стал бы выносить решение, предварительно не выслушав Лютера. Фридрих Саксонский особенно решительно настаивал на том, чтобы его подданному предоставили возможность высказаться. Император Карл V, хотя и был ревностным католиком, распорядился вызвать Лютера.

Вормсский рейхстаг. Лютер предстал перед рейхстагом. Ему предъявили издания его сочинений и спросили, все ли они написаны им. Лютер признал своими все эти сочинения. Тогда его спросили, настаивает ли он на всем, что сказано в этих книгах. Лютер попросил время на размышление и получил отсрочку до следующего дня. На другой день вопрос был поставлен снова, и Лютеру на школьной латыни предложено было ответить без обиняков, отрекается ли он от своего учения, или нет. Он отвечал по-немецки: «Поскольку Вы, Ваше Величество, и Вы, Ваши Светлости, хотите простого ответа, я дам его без всяких ученых ухищрений. Пока я не опровергнут свидетельствами Писания или ясными доводами, — ибо я не верю ни папе, ни соборам; известно, что они часто заблуждались и противоречили сами себе, — меня осиливают приведенные мною слова Писания. А поскольку моя совесть в плену у Слов Бога, я ни от чего не могу и не хочу отрекаться, потому что опасно и невозможно идти против совести. На том стою. Я не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь».

Лютер в Вартбурге. Даже после этого дерзкого выступления в свою защиту (знаменитая фраза «На том стою…» может быть и позднейшим добавлением) рейхстаг не решался осудить Лютера, но император дал понять, что непримиримая позиция Лютера несовместима с ортодоксальным вероучением. И после того, как часть сторонников Лютера удалились, оставшиеся приняли «Вормсский эдикт», подвергавший Лютера государственной опале. При нормальном ходе событий это означало бы костер, однако курфюрст Фридрих Саксонский вмешался вновь, на этот раз приказав своему капеллану укрыть Лютера в таком месте, о котором не будет знать даже сам курфюрст. Таким местом стал замок Вартбург.

Первоначально Лютер пребывал в подавленном настроении. Он утверждал, что несколько раз ему являлся дьявол (существует легенда о том, что однажды Лютер швырнул в беса чернильницу, но промахнулся). Однако вскоре ему удалось восстановить душевное равновесие, и он взялся за перевод Нового Завета на немецкий язык с греческого текста, незадолго до того изданного Эразмом. Затем он приступил к переводу Ветхого Завета с древнееврейского языка. Лютер был замечательным переводчиком; кроме того, ему был присущ подлинный религиозный пыл, позволявший ему возноситься к вершинам и проникать в глубины библейских текстов.

Покуда Лютер пребывал в Вартбурге, в Виттенберге стало шириться реформистское движение, которое возглавили некоторые коллеги Лютера по университету, прежде всего мягкосердечный, знаменитый своей ученостью Филипп Меланхтон и неистовый Андреас Карлштадт, известный своим радикализмом. Во время причастия прихожане получали не только хлеб, но и вино. Лютер от всего сердца приветствовал эти перемены. Его пригласили к более деятельному участию. Монахи покидали монастыри и женились. Одобряет ли это Лютер? В поисках ответа Лютер обратился к Писанию и пришел к заключению, что монахи были правы, хотя сам он никогда бы не взял жены. Затем стали доходить совершенно обескураживающие слухи о бесчинствах, устраиваемых во время католических богослужений, об уничтожении икон и т.п. Курфюрст предупредил его, что не сможет обеспечить защиту человеку, подвергнутому церковному отлучению и объявленному вне закона государством. Лютер отвечал, что он и не просит защиты, и возвратился в Виттенберг. То, что ему после этого удалось прожить еще 25 лет и умереть в собственной постели, объясняется лишь невероятно счастливым стечением обстоятельств. Император не мог деятельно вмешаться в происходящее, так как был отвлечен войнами с турками, с Францией и даже с самим папой.

Реформа церкви. Лютер взялся за осуществление задачи реформирования церкви в соответствии со своим пониманием Евангелия. Вскоре он ощутил на себе удары как со стороны либералов, так и со стороны консерваторов. Либералы, т.е. католики-гуманисты и прежде всего Эразм, отошли от него после того, как осознали, что занятая им позиция ведет к расколу церкви, во вселенское единство которой они глубоко верили. Со временем Эразма даже убедили написать сочинение против Лютера и направить удар в самое сердце его учения – его учение о человеке. Эразм, как и официальная церковь, полагал, что человек способен содействовать собственному спасению. В ответ Лютер еще более решительно стал настаивать на абсолютной беспомощности человека.

Бунт реформаторов-радикалов. Сторонники Лютера и фон Гуттена с его партией подняли восстание против духовенства и потерпели поражение. За этим последовал еще более сокрушительный удар. В лагере самого Лютера возникла экстремистская группа, заявлявшая, что его взгляды недостаточно радикальны. Карлштадт предложил вообще упразднить почитание священных изображений и церковную музыку и объявил, что евхаристия – всего лишь символ. Он отрицал необходимость денежных вознаграждений священнослужителям и особых облачений для них, отрицал он и все академические степени. Томас Мюнцер утверждал, что святые, т.е. те, кто возродился во Христе, могут узнавать друг друга, объединиться в союз и ускорить пришествие Господа, истребляя нечестивых. Он ставил превыше всего не букву Писания, а его дух и индивидуальный духовный опыт (личное откровение). Мюнцер нашел многочисленных последователей среди крестьян, долго страдавших от социальной несправедливости, и поднял волну беспощадных крестьянских бунтов, опустошивших Саксонию.

Лютер же вовсе не считал, что Римская церковь причинила ему зло. Он любил музыку, ему нравилась церковная живопись, и он настаивал на том, что евхаристические хлеб и вино – это подлинные тело и кровь Христовы. Он полагал, что святые не могут быть распознаны на земле. Во всяком случае меч, по его мнению, никогда не должен быть использован для распространения религиозной веры, – не говоря уж о том, что распространять ее должен не какой-нибудь простолюдин, а лицо, облеченное духовной властью. Таким образом, Лютер встал на позиции консервативного протестантизма. Впоследствии он резко осудил восставших крестьян и счел допустимым насилие в отношении сектантов. Ранее он говорил, что вера не может быть следствием принуждения и что о ереси не способны судить чиновники. От этих слов он не отступался никогда, но теперь все же признал, что публичное богохульство и подстрекательство к мятежу должны караться смертью. И когда возникло пацифистское движение анабаптистов, Лютер объявил их смутьянами, поскольку их нежелание мечом защищать справедливость подрывало авторитет и государство.

В созидательном плане Лютер приступил к осуществлению церковных преобразований. Его переводы Св. Писания стали его главным орудием. В сентябре 1522 был издан немецкий Новый Завет, а в 1534 – вся Библия. Кроме того, Лютер сочинял церковные гимны и мелодии к ним. Особенно знаменит гимн Твердыня крепкая наш Бог (Ein’ feste Burg ist unser Gott), основанный на 47 псалме, для которого Лютер написал и слова, и музыку. В качестве пособий для религиозного воспитания Лютер составил два катехизиса – один для взрослых, другой – для детей. В помощь проповедникам он издал том проповедей, внес изменения в литургию, сначала – латинскую, а затем – на немецком языке. Из-под его пера выходило множество сочинений, большую часть из которых составляли библейские комментарии, особенно на Ветхий Завет. Он проповедовал по воскресеньям, а часто и по другим дням недели, предстоял во время домашнего богослужения многочисленным домочадцам – детям, работникам и студентам. Почти каждое его слово, сказанное за обеденным столом или в классной комнате, записывалось прилежными писцами. Некоторые его «разговоры» было бы лучше предать забвению, а иные лекции невыразимо скучны, хотя и в них иногда вспыхивает истинный огонь.

После Вормсского рейхстага Лютер перестал играть ту общественную роль, которую играл прежде. Отлученный от церкви и поставленный вне закона, он не мог участвовать в рейхстагах. Эту обязанность взял на себя Меланхтон. Лютер не мог также и предстать перед светской ассамблеей, чтобы исповедать свои убеждения, как в Вормсе. За него это сделали германские князья на Аугсбургском рейхстаге в 1530. В последние 25 лет своей жизни Лютер был прежде всего педагогом и проповедником, хотя, конечно, продолжал писать статьи и памфлеты, получавшие самый широкий резонанс, и находился в самом центре движения Реформации, так что противники в насмешку называли его Виттенбергским папой.

Женитьба и последние годы жизни. Лютер совершил еще один решительный поступок, который, хотя он и относился к его личной жизни, должен был оказать глубокое влияние на немецкую культуру и весь протестантский мир. Речь идет о женитьбе Лютера. В самом этом поступке не было ровным счетом ничего романтического. Под впечатлением от учения реформатора община монахинь покинула монастырь и прибыла в Виттенберг. На Лютера легла обязанность подыскать им жилье, мужей и вообще позаботиться об их положении. Одна из них, Катарина фон Бора, все же оказалась непристроенной. Лютер некогда заявлял, что сам ни за что не женится, однако в создавшейся ситуации он счел наилучшим выходом взять ее себе в жены и 27 июня 1525 они обвенчались. Лютер признавался, что не был пылко влюблен, но питал к жене уважение. Впоследствии он очень к ней привязался. Лютер и Катарина стали образцом немецкой семьи – патриархальной, чуждой романтизму и сентиментальности, но исполненной любви и взаимной нежности. У них было шестеро собственных детей; кроме того, Лютер и Катарина воспитали еще одиннадцать осиротевших племянников и племянниц.

Последние годы жизни Лютера были омрачены хроническими недугами. Он умер в Эйслебене 18 февраля 1546.

Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».


Вернуться на главную страницу Лютера

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Шесть фактов о Мартине Лютере Кинге: Статьи общества ➕1, 13.

01.2023

15 января исполняется 94 года со дня рождения Мартина Лютера Кинга. Он возглавил движение афроамериканцев за гражданские права и добился отмены дискриминационных законов. Plus-one.ru рассказывает о жизни великого человека, у которого была мечта о равенстве для всех.

Люди собираются на Таймс-сквер, чтобы почтить память Мартина Лютера Кинга, 4 апреля 1969 года, в первую годовщину его убийства. На плакате с изображением Кинга написано: «Ненасилие… наше самое мощное оружие»

Фото: Dave Pickoff / AP Photo

Мартин Лютер Кинг родился в 1929 году в Атланте — в самом сердце южных штатов, где расовая сегрегация была закреплена законом. Его родители были потомственными пасторами.

До 15–16 лет отец — Мартин Лютер Кинг-старший — ежедневно порол Мартина, его старшую сестру Кристин и младшего брата Альфреда. Причем не только за любую провинность, но и просто так. Нередко он заставлял детей пороть друг друга.

Из-за отцовских методов воспитания у Кинга-младшего развилась хроническая депрессия. Еще ребенком он дважды пытался совершить суицид.

Однажды Мартин играл с младшим братом и, соскользнув с лестничных перил, случайно сбил с ног свою бабушку. Та ударилась головой и ненадолго лишилась сознания. Мальчик так перепугался, что выбросился из окна второго этажа, но отделался лишь ушибами. Второй эпизод тоже связан с бабушкой. Мартин сбежал из-под ее присмотра, чтобы посмотреть парад. Пока его не было, у бабушки случился сердечный приступ, она скончалась. Мальчик, обвиняя себя в ее смерти, вновь выбросился из окна, но опять чудом избежал травм.

Биографы Кинга отмечают, что депрессия и частые приступы тревожного чувства вины преследовали его до конца жизни.

Кинг в ожидании своего полицейского фото (слева), Монтгомери, Алабама, 1956 год, после ареста во время протестов против сегрегации в автобусах города. Кинг руководил бойкотом автобусных линий, который продолжался 381 день, и это принесло ему известность по всей стране. Справа: 1967 год, Кинг отбывает свой срок за события четырехлетней давности в Бирмингеме, Алабама

Фото: Don Cravens / Time Life Pictures

Мартин Лютер Кинг разжег борьбу за гражданские права афроамериканцев — благодаря ему она приобрела общенациональный размах. В 1955 году в городе Монтгомери, штат Алабама, чернокожая активистка Роза Паркс отказалась уступить место в автобусе белому мужчине. Согласно местному закону, ее арестовали и оштрафовали на $14.

После серии подобных инцидентов Мартин призвал афроамериканцев Монтгомери бойкотировать общественный транспорт. Бойкот продолжался больше года, сопровождался многочисленными выступлениями, арестами и судами по всей стране и завершился победой нового движения. В 1956 году Верховный суд США признал закон о сегрегации в транспорте в Алабаме неконституционным, после чего местные власти его отменили.

А Мартин прославился как лидер движения за права афроамериканцев. Он возглавил правозащитную организацию «Конференция христианских лидеров Юга» и начал ездить по штатам, читая лекции и организуя протестные кампании.

Во многом под влиянием Кинга администрации Джона Кеннеди и Линдона Джонсона выступили за расширение гражданских прав афроамериканцев. А вот радикалы из «Черных пантер» считали Кинга политическим противником, поскольку он призывал к мирной борьбе.

Патрульные штата Миссисипи отталкивают Кинга во время 350-километрового «Похода против страха» из Мемфиса, Теннесси, в Джексон, Миссисипи, 8 июня 1966 года

Фото: Underwood Archives / Getty Images

В 1960 году Мартин Лютер Кинг, уже приобретший к этому времени мировую известность, посетил Индию по приглашению ее премьер-министра Джавахарлала Неру. Тот отмечал, что убеждения Кинга имеют много общего с учением Махатмы Ганди, выведшего Индию из-под колониального гнета благодаря тактике ненасильственного сопротивления режиму.

Мартин познакомился с работами Ганди в семинарии и воспринимал его учение как руководство к действию, а его самого — как своего наставника. Побывав в Индии, он увидел плоды труда своего кумира — мир между индийцами и британцами, бывшими угнетенными и угнетателями.

Почему Махатма Ганди навсегда изменил мир

Он призывал искать истину, любить врагов, бороться с произволом без насилия

Кинг описывает стратегии бойкота автобусных линий перед его организаторами и своими советниками, 27 января 1956 года. Среди сидящих — Ральф Абернати (слева) и Роза Паркс (в центре), арест которой привел к бойкоту

Фото: Don Cravens / Time Life Pictures

Самой мощной акцией движения за гражданские права афроамериканцев стал «Марш на Вашингтон» — мирное протестное шествие от 200 до 300 тыс. чернокожих активистов и их белых сторонников к мемориалу Линкольна 28 августа 1963 года. Мартин Лютер Кинг помог его организовать.

Кульминацией протестного марша стала знаменитая речь Мартина «У меня есть мечта», посвященная будущему, в котором белые и афроамериканцы имеют равные права.

Эта акция привела к тому, что власти приняли Закон о гражданских правах (1964), запретивший сегрегацию в общественных местах, и Закон об избирательных правах (1965), уравнявший афроамериканцев с белыми. В 1964-м Кинг был удостоен Нобелевской премии мира.

Мартин Лютер Кинг участвует в пикете на заводе Scripto в Атланте, Джорджия, декабрь 1964 года

Фото: AP

Директор ФБР Эдгар Гувер считал Кинга «коммунистом» и «врагом государства». Мартин и его ближайшие сторонники находились под слежкой, все их разговоры прослушивались, а на их общественную и личную жизнь собирали подробнейшие досье. Чтобы дискредитировать Мартина, сотрудники ФБР распространяли информацию о его частых внебрачных связях.

После резонансной вашингтонской речи представители бюро охарактеризовали Мартина как «самого опасного и эффективного лидера негров в стране». В ноябре 1964 года, перед поездкой в Норвегию, где ему должны были вручить Нобелевскую премию мира, Кинг получил посылку с анонимным письмом и аудиопленкой, на которой якобы был зафиксирован один из эпизодов прелюбодеяния.

Анонимное письмо с угрозами, отправленное Мартину Лютеру Кингу ФБР, 1964 год

Автор письма угрожал Мартину: «Американское общество и церковные организации, поддерживавшие тебя, — протестанты, католики и евреи — скоро узнают, кто ты есть на самом деле, — злое, извращенное животное»; «тебе остается только одно. Ты знаешь, что именно». По мнению Кинга, имелось в виду самоубийство.

Мартин заподозрил авторство ФБР. В 1971 году в одном из офисов бюро были обнаружены документы, из которых стало известно о секретной программе ФБР COINTELPRO, которая была направлена против Кинга, движения за гражданские права и других общественных деятелей, движений и организаций. А в 1975 году копию анонимного письма нашли среди рабочих документов замдиректора ФБР Уильяма Салливана. Кроме того, были обнаружены записи агентов, наблюдавших за личной жизнью Кинга. В 1977-м Конференция христианских лидеров Юга потребовала их уничтожить, однако суд отклонил запрос и распорядился запечатать свидетельства в Национальных архивах на 50 лет.

В конце марта 1968 года Мартин прибыл в Мемфис, штат Теннесси, где 3 апреля выступил перед бастующими рабочими, боровшимися за повышение заработной платы и улучшение условий труда. Он остановился в мотеле Lorraine, на балконе которого вечером 4 апреля, накануне очередного выступления, был смертельно ранен снайпером. В тот же день Кинг скончался в местной больнице после экстренной операции.

Убийство вызвало волну массовых беспорядков. В течение недели после 4 апреля волнения, вошедшие в историю как «апрельские бунты», охватили 125 городов. Беспорядки продолжались до конца мая, для их подавления были привлечены армия и национальная гвардия.

Именем Кинга в США названы сотни улиц в городах по всей стране. Он стал первым афроамериканцем, чей бюст был установлен в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне. В третий понедельник января в США отмечают национальный праздник — День Мартина Лютера Кинга.

Епископальная церковь США признала его мучеником, отдавшим жизнь за христианскую веру, а в Вестминстерском аббатстве в Лондоне установили статую Мартина — в ряду христианских мучеников XX века.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Илья Арзуманов

Мартин Лютер (1483-1546) — Блог The Good Book

Роб Прайс — 

Как представить великого протестантского реформатора Мартина Лютера менее чем в 1000 слов и добавить пару картинок? Его жизнь, его работы, его доктрины, его влияние? Одна стандартная биография (Брехта) содержит 1300 страниц . Я мог бы опустить несколько вещей, но вот.

Мартин Лютер родился в маленьком центральногерманском городке Эйслебен 10 ноября 1483 года; там же он и умер 18 февраля 1546 года. Ко времени рождения Лютера духовное состояние западной церкви находилось на одном из самых низких спадов в истории. На момент смерти Лютера политическое состояние его движения духовного обновления было на уровне их самый низкий отлив. В 1546 г. объединенные силы папы и императора пригрозили искоренить в Германии начатую Лютером реформу. В апреле, менее чем через два месяца после смерти Лютера, Римско-католический собор Трента официально постановил, что единственно правильное толкование Библии — это их! Затем, в июле, силы императора Карла V столкнулись с войсками «Шмалькальдской лиги» протестантских территорий, полностью разгромив их к следующему году. Даже город Лютера Виттенберг был захвачен, а его князь свергнут. Сторонний наблюдатель вполне мог бы счесть события 1546 года концом протестантской Реформации — по крайней мере, в Германии.

Кто стоял за этим постоянно находящимся под угрозой движением за реформы? Лютер начал то, что могло бы остаться типичной академической карьерой позднего средневековья. Лютер получил образование, а затем начал преподавать в Эрфурте (1501-1511). Однако вскоре после получения степени магистра искусств (1505 г.) он отказался от карьеры юриста и поступил в монастырь августинцев в Эрфурте. Церковные дела привели к памятной поездке в Рим в начале 1511 года. 1511 год также принес Лютеру перевод (как оказалось, навсегда) на преподавательскую должность в Виттенбергском университете, что было обеспечено получением докторской степени по богословию в следующем году (1512 г.). ).

«Типичный» Лютер заканчивается 31 октября 1517 года — день, который стал известен как День Реформации, — когда он разместил свои девяносто пять тезисов на двери замковой церкви в Виттенберге. Эти тезисы осуждали продажу Римско-католической церковью индульгенций и большую часть ее покаянной системы. Лютер вовлек своих теологических противников в дебаты в Гейдельберге в 1518 году, но только в июне 1520 года Папа Лев X издал свою буллу Exsurge Domine , дав Лютеру шестьдесят дней на отречение или отлучение от церкви. Однако Лютер пропустил свой срок отчасти потому, что был занят тремя замечательными трактатами: его обращение Христианской знати немецкой нации (август), призыв к протестантским политическим лидерам взять на себя ответственность за Реформацию; Вавилонское пленение церкви (октябрь), разоблачение библейских и богословских проблем с католическим учением о таинствах; и «Свобода христианина» (ноябрь), блестяще объясняющая учение об оправдании только верой и роль добрых дел в жизни верующего. Таким образом, к 1520 году Лютер приобрел международный авторитет, и поэтому его вызвали на ежегодное собрание правительственных лидеров Священной Римской империи. В 1521 году в Вормсе состоялся этот имперский «сейм» — отсюда и сомнительное английское название «сейм Вормса». Фу! Именно на этой диете Лютер дал свое знаменитое «Вот я стою!» речь, после которой инсценированное похищение увезло его на девять месяцев под стражу в замке Вартбург в Айзенахе.

Когда в 1522 году угроза убийства отпала, Лютер вернулся в Виттенберг и снова приступил к своим университетским и пастырским обязанностям. Остальные годы Лютер был занят не столько деконструкцией католических ошибок и злоупотреблений, сколько построением протестантской доктрины и практики. В 1522 году был опубликован его немецкий Новый Завет (полная немецкая Библия в 1534 году). В 1524 году вышел первый протестантский сборник гимнов (восемь песен, четыре Лютера). Обручение с Катериной фон Бора произошло довольно неожиданно в 1525 году, но Мартин и Кэти наслаждались прекрасным браком, в котором родились шестеро родных и четверо приемных детей. Лютер сочинил свой любимый Малый катехизис в 1529 году.

В 1530 году распространение протестантизма в Германии и за ее пределами снова доминировало в повестке дня имперского сейма, состоявшегося в этом году в Аугсбурге. Однако на этот раз Лютер не рискнул появиться и поэтому заранее забаррикадировался в могучей крепости в Кобурге. (Хотя Лютер, возможно, уже написал свой самый известный гимн, он появился в печати только в 1531 году.) На сейме немецкие протестанты во главе с другом Лютера и коллегой из Виттенбергского университета Филиппом Меланхтоном представили Аугсбургское исповедание своей веры императору Карлу V. Карл дал им один год на то, чтобы отречься или столкнуться с военными действиями. В ответ протестантские территории сформировали Шмалькальдскую лигу (1531 г.), но до того, как война действительно разразилась, прошло еще пятнадцать лет.

В течение этих последних пятнадцати лет Лютер посвятил себя чтению лекций по книгам Библии (свои знаменитые лекции к Галатам он читал в 1531 г.; замечательные лекции по Бытию проходили с 1535 по 1545 г.!), проповеди и пастырскому обучению многие протестанты стекались в Виттенберг, чтобы учиться у него.

К сожалению, более половины новообращенных Реформации в конце концов вернулись в Рим. Но по милости Божьей Лютеру удалось сделать саму Библию и ее учение об оправдании только верой слишком широко доступными, чтобы Реформация просто пошла по пути различных средневековых реформаторских движений, от которых Рим в конце концов отмахнулся.

Роб Прайс

Роб Прайс интересует систематическое и историческое богословие. Он изучал Новый Завет здесь, в Талботе, прежде чем отправиться исследовать швейцарского теолога Карла Барта. В дополнение к основным богословским курсам Талбота доктор Прайс преподает факультативы по основным теологам и доктринам христианской веры.

Мартин Лютер Биография — История, Реформация, Пожертвования

Мартин Лютер был богословом, священником, писателем, композитором, августинским монахом и ключевой фигурой протестантской Реформации. В 1507 году Лютер крестился как священник. Он пришел к тому, чтобы отвергнуть несколько учений и обычаев Римско-католической церкви, особенно взгляд на индульгенции. В своих «Девяносто пяти тезисах» 1517 года Лютер предложил академическое обсуждение практики и эффективности индульгенций. Его отказ отречься от всех своих сочинений по просьбе Папы Льва X в 1520 году и императора Священной Римской империи Карла V на сейме в Вормсе в 1521 году привел к отлучению папы от церкви и осуждению императора Священной Римской империи как преступника.

Лютер выразил антагонистические, агрессивные взгляды по отношению к евреям в двух своих поздних работах, призывая к сожжению их синагог и их смерти. Его риторика была нацелена не только на евреев, но и на католиков, анабаптистов и нетринитарных христиан. Отлучение Папы Льва X от церкви еще действовало, когда Лютер умер в 1546 году.

Информация о Мартине Лютере

Мартин Лютер Дата рождения: 10 ноября 1483

Место рождения: Эйслебен, графство Мансфельд, Священная Римская империя

Дата смерти: 18 февраля 1546

Место смерти: Айслебен, графство Мансфельд, Священная Римская империя

Супруга: Катарина фон Бора

История Мартина Лютера

Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 года в Айслебене Графство Мансфельд, Священная Римская империя, Гансу Людеру и его жене Маргарете. Его семья переехала в Мансфельд в 1484 году, где его отец был арендатором медного рудника и плавильного завода, а также входил в местный совет в качестве одного из четырех представителей граждан; в 1492, он был избран депутатом городского совета.

По словам религиоведа Мартина Марти, мать Лютера была трудолюбивой женщиной «торгового класса и среднего достатка». У него было несколько братьев и сестер, и известно, что один из них, Джейкоб, был ему близок. Гансом Лютером двигало желание, чтобы его старший сын Мартин стал юристом для себя и своей семьи.

Мартин был отправлен в латинские школы в Мансфельде, Магдебурге (1497 г.) и Эйзенахе (1498 г.). «Тривиум» (грамматика, риторика и логика) был в центре внимания трех школ. Он поступил в Эрфуртский университет в 1501 году, когда ему было 17 лет. В 1505 году он получил степень магистра.

Он поступил на юридический факультет по желанию отца, но почти сразу бросил учебу, почувствовав, что юриспруденция чревата неопределенностью. Лютер искал ответы на свои вопросы о жизни и был привлечен к богословию и философии, особенно к Аристотелю, Уильяму Оккаму и Габриэлю Билю.

Бартоломеус Арнольди фон Узинген и Йодокус Трутфеттер, двое его наставников, научили его опасаться даже величайших мыслителей и проверять себя на собственном опыте. Философия оказалась неудовлетворительной, гарантируя применение разума, но не любовь к Богу, которую Лютер считал более важной.

Он считал, что разум не может привести людей к Богу, и у него сложились отношения любви-ненависти с Аристотелем в результате сосредоточения последнего на разуме. Согласно Лютеру, разум может использоваться для исследования людей и институтов, но не Бога. Он считал, что единственный способ для людей узнать о Боге — это божественное откровение, поэтому важность Писания росла.

Реформация Мартина Лютера

В 1516 году Римско-католическая церковь отправила монаха-доминиканца Иоганна Тетцеля в Германию для продажи индульгенций и сбора средств на восстановление Собора Святого Петра в Риме. Опыт Тецеля в качестве проповедника индульгенций, особенно между 1503 и 1510 годами, привел к его назначению генеральным комиссаром Альбрехтом фон Бранденбургским, архиепископом Майнца, который был по уши в долгах, чтобы заплатить за огромное накопление бенефициаров, и должен был внести значительную сумму в восстановление базилики Святого Петра в Риме.

Альбрехт получил разрешение от Папы Льва X на продажу особой полной индульгенции (т. е. освобождения от временного наказания за грех), при этом половина выручки пойдет на оплату гонораров его бенефициаров.

Лютер написал своему епископу Альбрехту фон Бранденбургу 31 октября 1517 г., протестуя против продажи индульгенций. Он включил в свое письмо копию своего «Диспута о силе и эффективности индульгенций», также известного как «Девяносто пять тезисов». По словам Ганса Хиллербранда, Лютер не собирался противостоять церкви, а скорее рассматривал свои дебаты как научное возражение против церковной практики, и тон письма отражает это.

Лютер настаивал на том, что, поскольку только Бог может даровать прощение, те, кто утверждал, что индульгенции освобождают покупателей от всех наказаний и даруют им спасение, ошибались. Он сказал, что христиан нельзя отговаривать от следования за Христом из-за ложных заверений.

В 1517 году Латинские тезисы были напечатаны в нескольких городах Германии. Друзья Лютера перевели «Девяносто пять тезисов» с латыни на немецкий в январе 1518 года. Тезисы распространились по Германии менее чем за две недели. Уже в 1519 г., произведения Лютера попали во Францию, Англию и Италию.

Речь Лютера привлекла в Виттенберг большую толпу студентов. В дополнение к своей работе над псалмами он написал краткий комментарий к посланию к Галатам. Ранняя карьера Лютера была одним из его самых творческих и продуктивных периодов. В 1520 году он опубликовал три своих самых известных произведения: «К христианской знати германской нации», «О вавилонском пленении церкви» и «О свободе нации».

Оправдание верой

Лютер читал лекции о псалмах, а также о посланиях к евреям, римлянам и галатам с 1510 по 1520 год. Изучая эти отрывки из Писания, он начал в новом свете видеть использование католической церковью таких слов, как покаяние и праведность. Он пришел к выводу, что церковь по-своему испорчена и упустила из виду многие центральные истины христианства.

Учение об оправдании — Божьем акте объявления грешника праведным — только верой через Божью благодать было самым важным для Лютера. Он начал проповедовать, что спасение или искупление — это дар от Бога, доступный только тем, кто верит в Иисуса как в Мессию.

Лютер пришел к выводу, что оправдание было полностью делом Бога. Это учение ясно выразил Лютер в своей публикации 1525 года «О рабстве воли», которая была написана в ответ на «О свободе воли» Дезидериуса Эразма (1524). Послание святого Павла к Ефесянам 2: 8–10 проинформировало Лютера о предопределении. Лютер писал, что христиане получают такую ​​праведность полностью извне, что праведность не только исходит от Христа, но является праведностью Христа, вмененной христианам (а не влитой в них) через веру, вопреки учению того времени, что верующие праведные дела совершаются в сотрудничестве с Богом.

Пролом расширяется

Первоначально Лютер был отвергнут Папой Львом X как «пьяный немец, написавший тезисы», который «передумает, когда протрезвеет». В результате он согласился, чтобы августинцы разобрались со вмешивающимся монахом на собрании их капитула в апреле 1518 года. Предупрежденный по дороге о возможном убийстве, Лютер инкогнито отправился в Гейдельберг. Однако он был удивлен, обнаружив, что его хорошо приняли и что он вернулся с триумфом. Лютер осмелился поставить под сомнение первенство Римской церкви и силу отлучения от церкви в результате этого.

Далее он сказал, что папы и соборы могут ошибаться и что единственным окончательным авторитетом является Библия. Лютер был вызван в Рим вскоре после этого, чтобы ответить на обвинения в ереси. Процесс был перенесен в Германию благодаря вмешательству территориального правителя Лютера Фридриха Мудрого. В Аугсбурге у Лютера была безрезультатная беседа с кардиналом Каэтаном, папским легатом. Лютер отказался отречься, написав, что кардинал непригоден для ведения дела, и потребовал, чтобы его дело было рассмотрено общим советом.

Из-за политической ситуации, возникшей после смерти императора Священной Римской империи Максимилиана в начале 1519 года, Папа принял политику примирения. Несмотря на то, что они предпочли одного из своих, немецкие избиратели были довольны тем, что приняли лидера одной из великих держав, будь то Франциск I из Франции или Карл V из Испании. Папа, с другой стороны, возражал им обоим, утверждая, что их избрание нарушит баланс сил, обеспечивающий безопасность церкви. Вместо этого папа предпочел территориального лорда Лютера Фридриха Мудрого. Учитывая обстоятельства, папа должен был проявлять осторожность, когда дело касалось ценного профессора Фредрика.

Карл фон Милиц, родственник Фредрика, был назначен помощником Каэтана с миссией заставить Лютера молчать до тех пор, пока не будут урегулированы выборы. Лютер, к сожалению, был втянут в полемику между Лейпцигским и Виттенбергским университетами, которая мешала тем, кто стремился к примирению. В дебатах с Иоганном Экком, профессором богословия из Ингольштадта, Лютер утверждал: «Простой мирянин, вооруженный Писанием, заслуживает большего доверия, чем папа из совета, у которого его нет. Мы должны отвергать пап и соборы во имя Писания». Экк также убедил Лютера защитить богемского «еретика» Иоанна Гуса.

Трактат 1520-х годов

В течение 1520 года Лютер опубликовал три очень влиятельных трактата, которые расширили его идеи и определили его план церковной реформы. Лютер выразил свои убеждения о «священстве всех верующих» в «Христианской знати немецкой нации». Он заявил о своем намерении атаковать «три стены» римлян, которые защищали их и душили реформы. Лютер провозгласил, что первая стена, что мирское не имеет власти над духовным и что «духовная власть выше мирского», была разрушена, и что все верующие были священниками при крещении.

Он также утверждал, что вторая стена, согласно которой только папа может толковать Священное Писание, была необоснованной, потому что все священники могли различать, что правильно, а что нет в вопросах веры. «Как только первые две пали, — говорил Лютер, — третья стена, которую никто, кроме папы, не может назвать собором, «падет сама собой». Лютер считал, что если папа нарушит закон и оскорбит христианский мир, следует созвать «поистине свободный собор», который могут созвать только светские чиновники, которых он назвал «собратьями-христианами» и «собратьями-священниками».

Затем Лютер начал критиковать бесхозяйственность папы и аннаты (налоги), призывая к «премьер-министру Германии», заявляя, что следует разрешить церковный брак, «слишком много святых дней» следует сократить и попрошайничать, в том числе монахи, должны быть запрещены. Во всех этих звонках Лютер выражал чувства, разделяемые многими немцами.

Следующий трактат Лютера «Вавилонское пленение церкви» посвящен семи таинствам средневековой церкви. Только два из них, утверждал Лютер, были установлены Христом: крещение и Вечеря Господня. Он считал, что епитимья — раскаяние, исповедь и отпущение грехов — может принести облегчение беспокойной совести.

«Свобода христианина», третий крупный трактат Лютера, изданный в 1520 году, изложил его этическое видение. Таким образом, Лютер использовал центральный парадокс. «Христианин — это совершенно свободный господин всего, никому не подчиняющийся, — объяснял он, — христианин — полностью послушный всем слуга, всем подчиненный».

Лютер по существу пытался показать, что учение об оправдании только верой (sola fides) не исключает христианской любви и служения. Лютер утверждает, что «для христианина достаточно веры. Он не нуждается в совершенствовании своих дел». Христианин был «совершенно свободен» в этом отношении. Однако это не было приглашением «быть ленивым или распущенным». Как Христос «опустошил себя, приняв образ раба», так и христианин был «подчинен всему».

«Не добрые дела делают человека хорошим, но хороший человек делает добрые дела», — настаивал Лютер, несмотря на то, что он был «оправдан и угоден Богу, хотя в нем есть грех, неправедность и страх смерти».

Кем был отлучен Мартин Лютер?

Свободе христианина предшествовало письмо, в котором Лютер уступал папе Льву X, но критиковал римскую курию как «чумную, ненавистную и развращенную… более нечестивую, чем турок». Если эти чувства были предназначены для укрепления мира, они с треском провалились.

Лев X издал буллу об отлучении, Decet Pontificem Romanum, 3 января 1521 г. («Это нравится римскому понтифику»). Гражданские власти теперь отвечали за исполнение церковного осуждения.

Однако, поскольку Лютер спровоцировал народное движение, Фридрих Мудрый работал над обеспечением права Лютера на справедливое судебное разбирательство, а Карл V не хотел отталкивать немцев и видел возможность использовать Лютера для получения уступок от папы, это было условлено, что Лютер будет вызван к императору и немецкому рейхстагу под защитой империалиста.

Мартин Лютер Протестант

В то время как Эразм и другие гуманисты считали Лютера буйной фигурой, радикальные спиритуалисты видели в нем реформатора, находящегося на полпути. Андреас Карлштадт, бывший соратник Лютера, который стал пастырем за пределами Виттенберга, осудил использование всего «внешнего» в религии, такого как искусство или музыка. Позиция Карлштедта в конце концов стала настолько радикальной, что он отверг фактическое присутствие Христа. Ранний последователь Лютера Томас Мюнцер (1488–1525) был еще более радикальным.0005

Один из первых последователей Лютера Томас Мюнцер (1488-1525) был еще более радикальным. Мюнцер продвигал глубокий спиритуализм, в котором Библия рассматривалась как вторичная по отношению к религиозным переживаниям, таким как сны и откровения.

В этом ключе Мюнцер нападал на католических и лютеранских христиан как на «писцов», подавляющих «внутреннее слово» духа. Он также выступал против традиционного крещения, считая действительным только «внутреннее» крещение духом. Он издевался над Лютером, называя его «доктором Easychair и доктором Pussyfoot», восхваляя «спокойную плоть» Виттенберга. Целью Мюнцера было создание «новой апостольской церкви» избранных, которые возвестили бы новый общественный порядок, если это необходимо, путем кровопролития.

Карлштадт и Мюнцер, а также им подобные были названы Лютером «фанатиками». Он предупредил князей Саксонии, что они несут ответственность за поддержание мира, и согласился на изгнание Карлштадта из страны. Проповедовав саксонским князьям, что им нужен «новый Даниил», чтобы рассказать им о «водителях духа» и «истребить нечестивых», Мюнцер ночью бежал из Саксонии через городские стены. Лютер хотел создать «срединный путь» между папистами и спиритуалистами, отвергнув как папскую монархию, так и спиритические теократии.

Кем была семья Мартина Лютера?

Массовые браки протестантских реформаторов, многие из которых ранее служили священниками или монахами, были таким же революционным отходом от средневековой католической традиции, как и их богословские и религиозные позиции. Лютер был не первым монахом, который женился, и он долго ждал, потому что боялся мученической смерти. Несмотря на это, он нашел невесту благодаря чрезвычайным обстоятельствам. Лютер восхвалял бюргера, который в 1523 году успешно вытащил свою дочь и одиннадцать других монахинь из монастыря, спрятанного в пустых бочках из-под селедки.0005

Лютер и реформаторы считали себя поборниками женщин и брака, отвергая давнюю традицию аскетической сексуальности. Вместо того, чтобы продвигать безбрачие как высшее призвание, Лютер считал, что отсутствие брака само по себе является грехом.

Хотя реформаторы считали брак естественным состоянием для мужчин и женщин, они не считали его таинством или частью вечной судьбы человечества. В результате они склонялись к более релятивистскому подходу к нерушимой природе брака.

Брак мог быть расторгнут или аннулирован, а партнерам было позволено снова вступить в брак при средневековом католицизме, только если этот брак никогда не существовал на самом деле и имелось утвержденное разрешение, подтверждающее этот факт.

Протестантские реформаторы, с другой стороны, разрешали развод и повторный брак до вступления в брак на основании прелюбодеяния, оставления, импотенции, опасной для жизни враждебности или обмана (т. е. того, что партнер уже имел внебрачных детей или был оплодотворен другим). Некоторые протестанты дошли до того, что оправдывали развод, утверждая, что он вызван отсутствием привязанности.

Лютер выступал за тайное двоеженство как альтернативу разводу и повторному браку для женщин с импотентными мужьями еще в 1521 году. Это стало достоянием общественности в 1539 году, когда Лютер санкционировал двоеженство между Филиппом Гессенским и 17-летней дочерью его сестры. суда в одном из самых причудливых и скандальных эпизодов Реформации.

Хотя Лютер признавал, что полигамия противоречит естественному закону, он считал, что она может быть оправдана в крайних случаях бедствия. Однако он настаивал на том, чтобы такие пастырские советы держались в полной тайне.

Пожертвования, наследие и память Мартина Лютера

День памяти Лютера отмечается в лютеранском календаре святых и епископальном (США) календаре святых 18 февраля.

Его память отмечается 31 октября в Календаре святых Англиканской церкви. Лютер почитается христианскими традициями, возникшими непосредственно из протестантской Реформации, такими как лютеранство, реформатская традиция и англиканство, по-разному.

После смерти Лютера различные ветви протестантизма по-разному помнят и почитают его: от полного отсутствия какого-либо упоминания о нем до поминовения, почти идентичного тому, как лютеране поминают и помнят его личность. Нет никаких записей о Протее, осуждающем Лютера.

Различные местные мемориалы посвящены посещению Мартином Лютером различных мест как в Германии, так и за ее пределами в течение его жизни. Лютерштадт-Айслебен и Лютерштадт-Виттенберг являются официальными муниципалитетами Лютера в Саксонии-Анхальт.

Мансфельд иногда называют Мансфельд-Лютерштадт, хотя правительству штата еще предстоит определить, следует ли добавлять суффикс Лютерштадт к официальному названию.

Публикация 95 тезисов Мартина Лютера в 1517 году отмечается в День Реформации, который имеет историческое значение для следующих европейских организаций. В немецких землях Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия и Шлезвиг-Гольштейн это государственный праздник.

Еще две земли (Нижняя Саксония и Бремен) спорят о том, внедрять его или нет. Словения отмечает это из-за значительного культурного влияния Реформации. Ученикам-протестантам разрешается пропускать школу в этот день, а работодателям-протестантам разрешается уйти с работы, чтобы посетить церковную службу. Праздник отмечается в Швейцарии в первое воскресенье после 31 октября. Это наблюдается и в других частях мира.

Заключение

Через биографию Мартина Лютера мы узнаем его веру в то, что Бог пришел, чтобы спасти своих людей от тайны зла и вернуть их к полному наслаждению Божьим даром человечества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *