Какие были ремесла на руси: виды, декоративно прикладное искусство восточных славян

Русские ремесла и старинные народные промыслы России

  1. Главная
  2. Росcия
  3. Ремесла

Кузнечное дело

Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).

Отдельной отраслью было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Мастера изготавливали искусные ювелирные вещи – бронзовые амулеты и украшения: подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья). Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.

Гончарное ремесло

Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.

Обработка дерева

Дохристианская Русь знала литье и чекан, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Киевские художники владели резьбой по кости, чернением, гравировкой по металлу, изготовлением изразцов, стеклоделием.

Но искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.

Художественная роспись

Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:

Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне.

Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с
начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.

Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) — декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.

Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение.
Хохлома — это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи.

От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор.

Ремесло в Туле

В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. О появлении первых самоваров в Туле известно с 1778 года. Существует около 200 разновидностей самовара. В Туле есть даже музей самоваров. Но главным русским сувениром считается матрешка — полая внутри, ярко расписанная деревянная кукла, из которой, одна за другой, вынимаются такие же куклы, мал-мала меньше.

 

Ремесла древней Руси

Жители Древней Руси занимались различными видами ремесел, и специализировались на изготовлении предметов одежды, посуды, инструментов для нужд населения. И к XII веку насчитывалось около 50 видов ремесел. Работа условно делились на женскую и мужскую. К женским занятиям относились легкие, творческие ремесла, приносящие красоту и уют в дом. А к мужским ремеслам — относились боле грубые, тяжелые профессии, требующие большой силы. Но вот ювелирное дело было отдано в мужские руки.

Шитьем, вышивкой, прядением, ткачеством, плетением, художественной росписью занималась женская часть населения.

В то время появились первые прялки. Они были из дерева, и использовались для создания нитки из волокна растений и комка шерсти. Ткацкое дело являлось наиважнейшим ремеслом. Рост населения благоприятствовал распространению ткачества и прядения. Для производства ткани использовали деревянные ткацкие станки. А ткань ткали из конопли, льна и шерсти. Из полученной ткани шили рубашки, сарафаны, штаны, полотенца, одеяла, верхнюю одежду.

С раннего возраста девочек начинали обучать женским ремеслам. Достигнув мастерства, девушки готовили себе приданое: шили салфетки, скатерти, коврики и другие необходимые текстильные вещи в быту. Но прежде всего шитье использовалось для починки одежды. Позже праздничную одежду стали украшать декоративными элементами: вышивкой, камнями, различными фигурами, знаками и символами.

Плетением также занимались женщины. Из древесного лыка они плели лапти, корзины, коврики-рогожки, веревки, мочалки, украшения, соломенные игрушки и защитные обереги.

Художественная роспись появилась позднее и представляла собой нанесение рисунка на различные предметы, в основном на посуду. Известно несколько видов росписи: гжель, хохлома и жостовская роспись. Гжель – роспись белой и голубой краской фарфоровых предметов. Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды. Для этого вида росписи характерны красные, зеленые и черные цвета. Жостовская роспись – это художественная роспись металлических поддонов.

Кузнечными, гончарными и скорняжными ремеслами, деревообработкой, стеклоделием, обработкой кости – занимались только мужчины.

Кузнечное дело было одним из самых важных направлений деятельности во времена Древней Руси, так как кузнецы производили большое количество полезных предметов. Это и орудия труда для землепашцев, различное оружие и доспехи для воинов. Предметы быта, такие как иголки, ножи, замки, ключи, крючки. В те времена железо получали путем выплавки из болотной руды. Добывали руду весной и осенью. Просушивали, доставляли в мастерские, где руду плавили в печах. Кузнецы обрабатывали металл 2 способами: ковка и литье. Ковка – этот способ состоит в том, чтобы нагреть металл до высокой температуры, потом на наковальне придать металлу необходимую форму. Для затвердевания металла его опускали в воду. При литье металл плавился до жидкого состояния, а затем отливался в необходимые формы. Для упрощения работы кузнецы пользовались инструментами: молот, кувалда, зубила, клещи.

Ювелиры создавали амулеты, браслеты, подвески, пряжки, серьги, ожерелья. В работе использовали бронзу, золото и серебро. Для создания ювелирных изделий были определены следующие техники: зерни, скань и чернь. Зерни – на основу напаивали много металлических шариков. Скань – рисунок из проволоки напаивали на основу, а промежутки между проволокой заполняли цветной эмалью. Чернь – рисунок из серебряных нитей или пластинок на черном фоне изделия. А золото и серебро использовали для чеканки монет, изготовления печатей, кубков, крестов, икон.

Изначально гончарное ремесло было похоже на лепку, и выполнялось исключительно руками. Для лепки использовали глину. Она была распространена повсеместно. Занимались лепкой женщины. Позже в глину решили добавлять песок, ракушки и кварц. Но, в веке изобрели гончарный круг, и гончарами стали мужчины. Гончарный круг представлял собой деревянное полотно. Полотно вращалось с помощью ножного привода. Гончарам удавалось создать прекрасные изделия. Горшки всевозможных размеров для приготовления пищи в печи. Сосуды различных форм для хранения воды, продуктов, ягод и грибов. Посуду для дома, кирпичи, облицовочные плитки, также свистульки, игрушки, колокольчики и предметы интерьера.

Скорняжное дело заключалось в выделке и обработки шкур животных. Пушнину и шкуры не только использовали для одежды, но и этот товар шел на продажу. Сырьем служили воловьи, козлиные и конские шкуры. Прежде чем изготавливать что-либо из шкуры, ее необходимо было размягчить, чтобы счистить с нее мясо, затем обсушить, выбить, и в конце растянуть.

Стеклоделие в Древней Руси появилось в XI веке. Изделия из стекла получили широкое распространение среди горожан. Среди изделий из стекла известны: стеклянные бусы, перстни, браслеты, бисер, стеклянная посуда, оконные стекла.

Для обработки кости использовали не только кости крупного домашнего скота, но и животных проживающих в лесах. С помощью этого ремесла косторезы производили гребни, пуговицы, рукоятки для инструментов и художественные поделки. В косторезном ремесле использовали следующие инструменты: резцы, ножи, сверла, пилы.

В настоящее время нередко проводятся раскопки, где археологи обнаруживают уникальные редкие предметы и бытовую утварь того времени.

Добавить комментарий

Ремесла и декоративно-прикладное искусство России

  1. Дом
  2. Россия
  3. Ремесла

Кузнечное дело

Древнейшим народным ремеслом на Руси было кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные лопаты, косы, серпы, ножи, пилы, весла) и оружие (мечи, соболи, наконечники стрел, кольчуги и шлемы).

Самостоятельным занятием было «золотоделье», т.е. ювелирное дело. Мастера изготовляли искусные украшения – бронзовые амулеты и украшения: подвески, пряжки, колты и гривны (старинные серьги и ожерелья). Ювелирные изделия выполнены в технике зернь (изделие напаивалось на узор, состоящий из большого количества бусин) и филигрань (на металлическую поверхность тонкой проволокой напаивался узор, затем пространство между перегородчатыми перегородками заполнялось цветной эмалью).

). Таким образом, они производили ценные украшения, выполненные в технике витиеватой мозаики, типичные русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.

Керамика

Гончарное дело стало полноценным бизнесом чуть позже кузнечного дела. Лишь в XI веке был изобретен гончарный круг. Наряду с различной домашней утварью русские гончары того времени изготавливали кирпичи.

Деревообработка

Дохристианская Русь уже владела лепкой и чеканкой, керамикой и вышивкой, владела тонким искусством эмали. Киевские мастера владели резьбой по кости, чернью, гравировкой по металлу, орнаментальными изразцами, изделиями из стекла.

Но Русь была искуснее в деревообработке. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки и домашняя утварь щедро украшались резьбой, формировавшей их внешний вид.

Художественная роспись

Испокон веков Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Были даже созданы разные школы и различные направления этих народных промыслов, а именно:
Гжель – фарфоровая посуда со стильной синей росписью на белом фоне. Название его произошло от местности под Москвой. Керамика существовала здесь еще в XIV веке. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.

Жостовская цветочная роспись (по названию подмосковной деревни) — декоративная роспись маслом на металлических подносах с последующим лакированием: на черном фоне нарисованы яркие цветы и фрукты.

Палехская миниатюрная роспись (по названию райцентра Ивановской области) — роспись, нанесенная на лакированные изделия, выполненные методом папье-маше. Шкатулки и сундучки с народными, фольклорными, литературными, историческими и религиозными сюжетами раскрашивались яркими красками на черном фоне. Искусство палехской миниатюрной росписи восходит к XV веку. Первоначально палехские художники занимались иконописью.

Древняя техника рисования передается из поколения в поколение.

Хохломская роспись — ручная роспись по дереву. Этому ремеслу более 300 лет. Тарелки, солонка, стулья, полки расписаны диковинными, огненно-алыми цветами. Их ноу-хау заключается в том, что они два-три раза покрываются лаком, а затем закаляются в печах. В результате лак желтеет, а деревянные расписные тарелки становятся похожи на драгоценную позолоченную посуду.

Лубок, лубок — русская народная картинка, выполненная методом оттиска на бумаге, нанесенного деревянной клише. Продаваемый на ярмарках еще в XVII веке и вплоть до начала XX века, этот лубок считался одним из самых массовых искусств Руси. Тематика лубков была самой разнообразной: от религиозно-нравственных из народного эпоса и сказок до историко-медицинских, обычно сопровождавшихся назидательными или шутливыми текстами, повествующими об обычаях и быте того времени, составлявших народная мудрость и юмор.

Ремесла в Туле

Самовар

Тульский можно встретить в любом уголке России и далеко за ее пределами. Известно, что самовар в Туле появился еще в 1778 году. Всего насчитывается около 200 видов самоваров. Кстати, в Туле есть музей самоваров. Но главным русским сувениром считается русская матрешка – матрешка, полая ярко раскрашенная деревянная кукла, из которой одну за другой можно доставать такие же куклы, одна меньше другой.

Русское рукоделие | Народное творчество России

Некоторые виды русского рукоделия хорошо известны во всем мире, а другие неизвестны за пределами России. Все знают о знаменитой матрешке, или русской матрешке. Все меньше людей связывают с русским народным творчеством причудливое кружево, ручную роспись фарфора, изделия из дерева или украшения из эмали.

 

Ниже мы приводим описания и примеры некоторых из самых любимых ремесел в России.

Те, кто интересуется русским рукоделием, также могут заглянуть в Украинское народное творчество.

 

Гжель

Стиль русской керамики. Гжель получила свое название от деревни (в Московской области), где гончарные изделия производились с 14 века. Характерный синий цвет на белой (глазурованной оловом) поверхности возник в 1830-х годах. Сегодня около тридцати деревень к юго-востоку от Москвы производят уникальные русские изделия ручной работы, доставляя их по стране и за границу.


 

Палех

Палех — небольшие картины (часто на русские сказки или литературные произведения), выполненные темперными красками на лакированных коробках или футлярах из папье-маше.


 

Жостовская роспись

Жостовская роспись — это традиционное русское народное искусство, в котором металлические подносы расписаны прекрасным растительным орнаментом. Поделка до сих пор производится в селе Жостово (Московская область).

Вологодское кружево

Вологодское кружево XVII века изначально ткали из золота и серебра для одежды дворянства и церковной иерархии. Сегодня вологодское кружево завоевало мировую известность благодаря богатому декоративному узору и плавным линиям.

Дымковская игрушка

Лепные расписные фигурки из глины, иногда в виде свистульки. Русский ремесленничество до сих пор производится, по традиции, в селе Дымково (близ Кирова).

Тульский Самовар

Традиционный промысел Тульской области, самовар изначально производился как практичный прибор – для кипячения воды, заваривания чая и кофе. Сегодня, хотя они и функциональны, они выполняют скорее декоративную роль.

Хохлома

Известные своими красочными узорами красного и золотого цветов, хохлома представляет собой расписные декоративные блюда, ложки и миски. Само название происходит от названия населенного пункта, где зародилось ремесло (в Нижегородской области), еще в XVII веке.

Матрешка

Матрешка, пожалуй, самая узнаваемая ручная работа в России. Это раскрашенная деревянная фигурка, которую можно разобрать, чтобы открыть внутри еще больше «Русских матрешек».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *