Урок ОРКСЭ. История религий в России. Как христианство пришло на Русь
Цель урока: формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, как этапа, с которого началось качественно иное развитие нашей государственности и культуры.
Задачи: познакомить с историческими событиями, связанными с Крещением Руси; объяснить смысл Крещения; выяснить какую роль сыграло православие в истории России.
Планируемые результаты.
- Предметные: знакомство с причинами принятия Христианства на Руси, с понятиями: Церковь, Крещение.
- Метапредметные: овладение навыками смыслового чтения текста и осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами, установление аналогии и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, готовность слушать собеседника и вести диалог.
- Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Основные термины и понятия: Церковь, Крещение.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Оборудование: мультимедийный проектор, музыка «Звон колоколов», видеофрагмент «Выбор веры», карточки с таблицей, карточки с заданиями для групповой работы с отрывками из книг М.В.Толстого «История Русского православия» и Н.Д.Богдановой «Крещение Руси», учебник.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельностиЗвучит музыка (звон колоколов).
— Какие чувства у вас вызывает звучание колоколов? Что представляете, когда слышите звук колокола? Где можно услышать колокольный звон?
— Ребята, как называется наше государство? (Россия)
— А какая она по вашему мнению? Подберите прилагательные для её описания.
А как вы охарактеризуете Россию с точки зрения религиозной культуры? (Православная, христианская, святая)
Всегда ли Русь, по вашему мнению, была православной?
2. Актуализация знаний и постановка темы урокаУ каждого ученика на парте лежит карточка с таблицей, состоящей их трех граф.
В левой колонке помещены вопросы, в средней колонке обучающийся должен отметить + или -, знает он ответ на этот вопрос или нет. (Приложение 1)
- Откуда и когда христианство пришло на Русь?
- Кто был тот человек, который решил принять православную веру в нашем государстве?
- По какой причине именно эта вера была выбрана?
- Какие люди в жизни этого человека повлияли на этот выбор?
- Какое значение имело принятие христианства на Руси?
— Надеюсь к концу урока мы сможем ответить на все вопросы
— Сформулируйте тему нашего урока. (Как христианство пришло на Русь.)
— Сегодня на уроке мы познакомимся с историческими событиями, связанными с Крещением Руси; выясним, как на Руси выбирали новую веру, когда и почему выбрали христианство, какую роль сыграло православие в истории России.
3. Изучение нового материала— Откройте учебники на стр. 54-55 и прочитайте 1-3 абзацы статьи «Рассказ о выборе веры».
— На самом раннем этапе истории нашей страны её жители были знакомы с религиями, которые существуют в нашей стране и сейчас, — с христианством, исламом, иудаизмом.
— Прочитайте 5-6 абзацы на стр.55.
— В пользу какой религии был сделан выбор князем Владимиром?
— Каждый ли христианин должен креститься? Когда это обычно происходит? Кто знает?
— Крещение — это церковное таинство. Человек погружается в воду с призыванием Бога и надеждой на Его помощь. Обычно крестят маленьких детей, но если человек не был крещён в детстве, то он может креститься в любом возрасте, но только один раз. Если у него возникнет нужда обновить душу, то это возможно только через покаяние, которое называют вторым крещением.
— Первые христиане на Руси крестились, будучи взрослыми, состоявшимися людьми. Они делали это добровольно, изучив и осмыслив христианское учение. Но таких людей было немного. Русь была языческим государством. Кто знает, кто такие язычники?
— Язычники — это люди, которые поклоняются многим божествам — идолам. По представлениям язычников мир состоит из добрых и злых духов природы и нужно стараться угождать им. А для этого им нужно приносить жертвы: продукты питания, животных и даже людей. Можно представить, насколько жестокие нравы царили на Руси. Все русские князья были язычниками, пока княгиня Ольга не приняла христианство. В 957 году она специально поехала в Константинополь — столицу Византии — чтобы креститься. В крещении она получила имя Елена. Согласно Житию, Ольга всей душой приняла высокие нравственные идеалы христианства, главные Божии заповеди. Вернувшись в Киев, она построила один из первых русских христианских храмов — деревянный храм Святой Софии в Киеве и прославилась добрыми делами милосердия и помощи. Позже она была причислена к лику святых.
Крестителем Руси было суждено стать князю Владимиру, внуку княгини Ольги. О том, что это был за человек, мы узнаем из рассказа ребят. (Сообщения 1-2 учеников)
Князь Владимир родился около 960 года в селе Будутино, Псковской области. Отец — князь Святослав. Мать его, Малуша была дочерью князя Древлянского. Мальчика назвали русским языческим именем Володимир — владеющий миром, владеющий особым даром мира. Половину своей жизни он прожил хитрым, воинственным язычником. Он возглавил поход против своего брата Ярополка-христианина и, победив его, стал полновластным князем Киева. Он расширял и оборонял пределы княжества силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Несмотря на то, что воспитывался он, как и его братья, святой равноапостольной княгиней Ольгой, христианского учения сначала не принял.
— О том, как происходил выбор веры вы узнаете из видеофильма.
Просмотр отрывка «Выбор веры» https://www.
— Долго ли Владимир выбирал веру для Руси? Почему?
— Что же повлияло на его выбор?
— Князь Владимир принял Крещение в городе Корсунь. В Крещении он принял имя Василий. Вернувшись в Киев, Владимир крестил своих детей и призвал народ принять крещение. Он велел идти к Днепру. Народ рассуждал: «Не будь это хорошо, князь и бояре не крестились бы сами». Когда все собрались у реки, Владимир со священниками вышел к народу. Киевляне по приказанию князя вошли в воду; кто помоложе, тот становился у берега; маленьких детей держали на руках. Священники с берега читали молитвы, и таким образом все киевляне были окрещены в один день. После крещения Владимир прочитал громко молитву, в которой благодарил Бога за то, что Он научил истинной вере.
Физминутка (Игра «Да-Нет»)
Проверим, насколько внимательны вы были сегодня на уроке. Я буду высказывать утверждения, а вы внимательно меня слушать. Если утверждение верное, то вы поднимаете руки вверх и машете ими. Если утверждение неверное, то вы ставите руки на пояс и делаете повороты в сторону.
— Князь Владимир в крещении принял имя Алексий. (нет)
— Первые мученики Руси Феодор и Иоанн. (да)
— Владимир крестился в городе Корсунь. (да)
— Храм Святой Софии в Киеве построил Владимир. (нет)
— Княгиня Ольга в крещении стала Еленой. (да)
— Крещение — это присоединение к Церкви. (да)
— Крещение киевлян происходило в реке Дон. (нет)
— Князь Владимир в крещении принял имя Василий. (да)
— Крещение киевлян происходило в реке Днепр. (да)
Спасибо, присаживайтесь. Продолжаем наш урок.
— Как вы думаете, изменилась ли жизнь Владимира и Руси после принятия христианства?
Я предлагаю вам поработать в группах. Вы должны будете ознакомиться с текстами, лежащими у вас на партах, и ответить на вопросы к этим текстам.
— 1 группа, прочитайте отрывок из книги Михаила Владимировича Толстого «История Русского православия» и ответьте на вопросы:
— Какие изменения произошли в характере князя Владимира после принятия им Крещения?
Отрывок из книги М.В.Толстого «История Русского православия»
«Жестокий и мстительный в язычестве Владимир-христианин сделался образцом кротости и любви ближнему; он не хотел наказывать даже преступников. Епископы представили ему, что злодейства умножались и строгие меры правосудия необходимы. Послушав их, он стал наказывать преступников, но весьма осторожно и без жестокости. Бедным и нуждающимся был отворен вход к нему: он щедро раздавал им пищу, одежду, деньги, покоил странников, выкупал должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Видя, что больные не в силах приходить к нему за помощью, он приказывал развозить по улицам мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мед. В праздничные дни всегда у него было три трапезы: первая — для митрополита с епископами, иноками и священниками; вторая — для нищих; третья — для самого князя с дружиной.
Такова была христианская жизнь приснопамятного крестителя земли Русской!»— 2 и 3 группы, прочитайте отрывки из книги Надежды Дмитриевны Богдановой «Крещение Руси» и ответьте на вопрос:
— Как изменилась жизнь киевлян после их крещения?
2 группа.
Отрывок из книги Н.Д.Богдановой «Крещение Руси»
«При князе Владимире началось просвещение Руси. Он хотел превратить свой народ в просвещенную и культурную нацию. Поэтому началось христианское обучение народа. Как и при крещении, он начал с собственного семейства: его сыновья Ярослав, Мстислав, Изяслав и Борис были научены грамоте и сами читали книги. Стали открываться школы. Владимир «… повелел забирать детей у нарочитой чади и отдавать их на учение книжное». Забирая насильно детей знатных родителей, Владимир хотел, чтобы они, получив образование, стали будущими просветителями своего народа. Сколько тогда появилось школ и где именно, в летописи не сказано. Можно только предполагать, что они открылись не только в Киеве. Иаков мних пишет в «Житии…»: «И повелел попам по городам и селам людей по крещению приводить и детей учить грамоте», т.е., чтобы в каждом приходе при церкви была организована школа, где местное духовенство занималось бы обучением детей. Чему обучали в церковных школах? Конечно же славянской письменности, а, возможно, и церковному пению (если готовили священников). Рождаются удивительные литературные произведения.»
3 группа.
Отрывок из книги Н.Д.Богдановой «Крещение Руси»
«Вскоре после крещения киевлян великий князь повелел рубить в Киеве церкви и ставить их на местах прежних языческих кумиров. Первую церковь он построил на Перуновом холме во имя своего небесного покровителя святого Василия. Это была небольшая деревянная церковь, расположенная рядом с теремным двором князя. Подлинным же памятником Крещению Руси стала соборная церковь Пресвятой Богородицы, получившая впоследствии название Десятинной. Строили ее греческие мастера, «зиждители палат каменных», приглашенные Владимиром, украшали греческие живописцы. В возведении храма участвовали и русские. Начинается стремительный рост городов. В городах и селах развиваются различные ремесла: кузнечное, кожевенное, гончарное; прикладные искусства: литье, ковка, чеканка, финифть. Как всякое развитое государство, Киевская Русь начинает чеканить золотую монету».
(Заслушивание ответов на вопросы от каждой группы)
— Итак, ребята, с Христианством пришла на Русь письменность на славянском языке, стали создаваться рукописные книги, при монастырях возникали школы, повсеместно распространялась грамотность. Принятие христианства способствовало расцвету культуры: иконопись, фреска, мозаика, неповторимые облики церквей и соборов, стремящиеся ввысь купола. Вера в одного, единого Бога собирала славянские племена и давала им ощутить себя единым народом. Но сразу ли христианство получило распространение в обширных пределах Руси?
— Прочитайте в учебнике на стр. 56 в рубрике «Это интересно».
5. РефлексияБлагодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали!
Вернемся к карточке, которую вы заполняли в начале урока. На все ли вопросы вы получили ответы? Какие вопросы появились у вас после изучения этой темы? Как вы думаете, где можно найти на них ответы.
А сейчас давайте поделимся впечатлениями, которые получили на уроке. Закончите предложения
- Я узнал (а), что _____________________
- Я был удивлен (а) тем, что ___________
- Мне понравилось ___________________
- Для меня крещение — это _____________
- Прочитать статью в учебнике на стр.56-61, составить план.
- Подготовить мини-сообщение на тему «Какое имя дал русский народ князю Владимиру и почему?»
- Придумать свои вопросы по теме.
5 класс. 1 урок. Крещение Руси: diak_kuraev — LiveJournal
Урок 1 (18). Как христианство пришло на Русь.Урок 1 (18). Как христианство пришло на Русь.
Ключевые понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь.
Вы узнаете:
— Что такое Церковь
— Что такое крещение
1. Как вы думаете, Евангелие сразу стало известно всему миру или же христианство постепенно достигало все новых и новых народов?
2. Где была первая столица Руси?
Однажды молодой христианин зашел в храм к старому священнику, который славился святостью своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой произнес молитву. Юноша говорит:
— Отче, ты не прав!
Старый священник не соглашается:
— Я молюсь так, как меня научили. Если бы я был неправ, Бог не посылал бы ангелов, которые часто молятся вместе со мной.
Юноша попросил священника спросить ангелов — кто же из них прав… На следующий день священник сказал ему:
— Ангелы сказали, что прав ты. А когда я их спросил, отчего же они раньше молчали, они сказали, что Бог так устроил, что люди должны научаться от людей.
Источник своей истории христианство видит в Боге. Но живет оно также в мире людей. Слова Христа люди записали обычным человеческим языком и обычными для той эпохи средствами: на папирусах. Затем люди веками разносили эти записи по всему миру. И для проповеди Евангельского учения христиане использовали те же средства, что и любая развитая культура использует для связи людей и поколений: книгу, школу, музыку, живопись, беседы.
Люди, ставшие христианами, объединяются в общество, которое называется Церковь. Церковь живет и растет, присоединяя к себе новых людей, новые поколения, новые народы.
Христос жил в той стране, которая сегодня называется «Святая Земля», Палестина или Израиль (а во дни Его жизни на земле это была часть Римской Империи).
Почти через тысячу лет после жизни Христа на востоке Европы начало свою историю русское государство. Наши соседи с юга – болгары и греки – к тому времени уже стали православными христианами.
Именно в греческую столицу – Константинополь – киевский князь Владимир послал своих послов. В этом огромном городе, теперь носящем имя Стамбул, и поныне высится прекрасный храм святой Софии. София в переводе с греческого «Мудрость». Это одно из свойств Христа и, значит, именно в Его честь был назван самый величественный храм христианского мира.
Русские послы посетили богослужение в этом храме. Они были поражены: «Мы не знали, где мы находимся — на небе или на земле!».
И князь Владимир решил принять православие. В 988 году от Рождества Христа он призвал жителей Киева креститься в реке Днепр.
Крещение (не путать с крестным знамением) – это присоединение к Церкви. Человек погружается в воду (в реку или в большую купель внутри храма) с призыванием Бога.
Первыми, вслед за князем Владимиром, крестились его воины – дружина. С той поры, идя в бой, русские дружинники несли с собой хоругви (т.е. знамена) с изображением лика Христа.
Болгарские священники принесли на Русь азбуку и книги. Теперь уже не только в песнях и былинах могла храниться народная память, но и в летописях. Службу они вели на понятном славянам языке. Поэтому высокие призывы Евангелия быстро находили отклик у русских людей.
Люди приглядывались к новой для них вере. На их сердца влияли не только поучения священников. Они видели, как изменился их правитель. Князь Владимир открыл школы для детей. Он рассылал по всему городу повозки с едой, чтобы никто не голодал. В Киеве он начал строить храмы – они стали первыми каменными постройками на Руси. Кстати, в последующие века отличие села от деревни определялось именно наличием в нем храма.
В народной памяти, в былинах князь Владимир остался как «Владимир Красно Солнышко». А в Церкви он считается святым. С 988 года православное христианство стало распространяться по Руси, преображая жизнь людей и их культуру. И сама Русь, вглядываясь в Евангелие, стала стремиться к святости и за это свое стремление именоваться «Святой Русью».
Вера в одного, единого Бога собирала славянские племена и давала им ощутить себя единым народом. В течение последующей после крещения Руси тысячи лет в нашей стране главным при знакомстве с человеком считалось не определение его национальности, а его отношение к той или иной вере.
Вера наполняла жизнь людей смыслом. В храм люди шли и с горем и с радостью. Люди из своей среды выбирали священника и доверяли ему свои исповеди (то есть покаянные мысли).
Сделать что-то для храма считалось делом добрым, почетным и радостным.
Конечно, кто-то оставался равнодушным. Кто-то не мог решиться всерьез изменить свою жизнь по учению Евангелия. Кто-то на время воспламенялся желанием жить в добре, а потом решал, что удобнее все же жить просто ради себя. Но все равно человек, совершив грех, знал, что он грешит. И он, и его соседи знали, что правда состоит в другом. Идеал евангельской правды был признаваем всеми. Поэтому Русь, вглядываясь в Евангелие, стремилась к святости и укоряла себя же за то, что остается от нее далека. И за это свое стремление она стала именоваться «Святой Русью».
Русский писатель Александр Соженицын так описал эту особенность нашей жизни:
«Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа.
Он — в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными поднявшиеся над соломенной повседневностью — они издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу.
И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья, — никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов намётанных и самой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки то из Борок Ловецких, то из Любичей, то из Гавриловского.
И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час — вечности. Этот звон поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.
В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни».
В каждом поколении и в каждом городе вновь и вновь появлялись люди, которые светились верой и любовью. Около их горящих душ отогревалась народная Русь. Среди тысяч святых Русской Церкви есть святые священники и святые крестьяне, святые воины и князья, святые женщины и дети. Если присмотреться — святых людей можно найти в нашем народе и поныне.
ВРЕЗКА КРЕЩЕНИЕ
Воды крещальной купели воспринимаются как воды обновления. Входит в них человек, пропитанный своими грехами, а выходит он уже без них. Крещение дает возможность душе начать новую жизнь. Нередко при крещении человек меняет имя (например, князь Владимир стал именоваться Василием). Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. И, конечно, он этим выражает свое согласие далее жить по велениям совести, по учению Христа и по правилам Православной Церкви.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Церковью называют христианский храм. А какое новое значение этого слова вы узнали сегодня?
2. Чем обогатилась жизнь киевлян после их крещения?
3. Подсчитай, сколько лет назад крестился князь Владимир. Из ответа ты поймешь, сколько лет русской православной культуре.
4. Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру?
5. Первая русская летопись — «Повесть временных лет» — пишет, что в 983 году киевляне решили: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Как вы думаете, после принятия христианства прекратились на Руси человеческие жертвоприношения?
ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ
К следующему уроку узнайте сами значение слов «экология» и «экологический кризис».
Илл.:
Г. Лебедев Крещение киевлян в 988 г.
Васнецов. Крещение князя Владимира
Кустодиев. Земская школа в Московской Руси
***
Теперь в каждом файле с моим уроком для сравнения буду выкладывать эти же темы из учебника Л. Шевченко — для объективного сравнения (в ранее выложенные уроки также добавил). Исключение -данная тема: в учебнике Шевченко вообще не упоминаются князь Владимир и крещение Руси.
История Русской Православной Церкви
Подавляющее большинство россиян являются русскими православными. Однако за границей эта религия часто вызывает вопросы или многим незнакома. Поэтому сегодня мы решили рассказать вам о главной религии в России и ее истории.
Крещение Руси
Официальная история Русской Церкви восходит к 988 году, когда по решению Владимира Великого Русь приняла греческую религию. Это событие описано в «Первой летописи». Это самый ранний из сохранившихся манускриптов, датированный 12 9 г.0009-й век. В нем описана красивая легенда, объясняющая, почему Владимир выбрал греческую версию христианства. По преданию, к Владимиру приезжали посланцы разных религий: мусульмане, иудеи, нунции, византийцы. Владимир отверг мусульман из-за их запрета на вино; он отвергал евреев, потому что у них не было своего государства; и нунций из-за старой вражды. Однако история, рассказанная эмиссаром из Византийской империи, произвела на него огромное впечатление. Позже Владимир отправил своих послов для проверки веры и обряда каждой религии, но им понравилась только византийская вера и обряд.
Эту историю можно назвать легендой на основании выводов, сделанных современными историками. Выбор религии, скорее всего, был обусловлен политическими причинами. Во-первых, славяне имели давние отношения с Византийской империей. Во-вторых, в 10 годах Византийская империя была одним из самых мощных в военном и культурном отношении государств. Интеграция с ним на религиозной основе была чрезвычайно выгодна для молодой Киевской Руси.
Первые пять веков Русская Церковь не имела автономии и подчинялась Константинопольскому Патриарху, который назначал главу Русской Церкви (митрополита) из числа греков. Ситуация изменилась в 1051 году, когда великий князь Ярослав Мудрый поставил Илариона первым негреком-митрополитом Киевской Руси.
Практически сразу после официального распространения христианства на Руси было основано множество монастырей. Они стали центрами религиозной и культурной жизни, где писались летописи и книги, создавались иконы. Один из самых известных монастырей, Киево-Печерская Лавра, был основан в 1051 году и до сих пор остается одной из самых значимых православных святынь.
До 13 века Киев был митрополичьей резиденцией, хотя из-за его упадка после нашествия Золотой Орды в 1299 году резиденция была перенесена в город Владимир, затем, позже, в 1325 году в Москву.
Грек Исидор (1436 г.) был последним митрополитом, назначенным Константинополем. Он был сторонником так называемой унии – союза римской и византийской церквей. Однако в Византийской империи этот союз поддерживали только Патриарх и Император. В конце концов, единства церквей не произошло. Более того, произошел окончательный раскол церквей и установление католицизма и православия как разных ветвей христианства.
Москва Третий Рим
Стремления митрополита Исидора также не были поддержаны Москвой. В 1448 году московский великий князь Владимир поставил епископа Иону главой Русской Церкви. Он не рассматривал назначение на согласование с Византийской империей (напомним, император и византийский патриарх поддержали унию). Таким образом, с 15 декабря 1448 года Русская Церковь стала де-факто самостоятельной.
При Иване III (1462-1505) произошло объединение большого количества русских земель вокруг Москвы, проведен ряд значительных экономических и политических реформ. Укрепление московской государственности на фоне разгрома Константинополя турками в 1453 г. сформировало концепцию, получившую позднее название «Москва Третий Рим». Русская Церковь объявила себя единственной наследницей истинного учения Христа. Приверженцев других христианских конфессий истинными не считали, и им приходилось проходить обряд крещения при переходе в русское православие.
В конце 16 го века Русская Церковь была признана самостоятельной де-юре, а Митрополит получил статус Патриарха. Это высший чин в Православной Церкви. С этого момента глава Русской Церкви стал формально и официально равноправным с греческими Патриархами.
Первый Патриарший Период
В истории Русской Церкви период с 1589 по 1700 год известен как Первый Патриарший Период. За это время церковь усилила свое влияние, а Патриарх как ее глава стал играть заметную роль в политической жизни страны. Церкви также удалось получить свои многочисленные земли, выведенные из национальной юрисдикции с 1625 года. Она фактически стала государством в государстве.
В течение 17 века Русская Церковь вела очень активную миссионерскую деятельность в Сибири, Карелии и Казанском крае. Открывались новые издательства, развивалась церковная литература. В середине 17 века патриарх Никон начал реформы, которые были в основном направлены на пересмотр богослужебных книг. Реформы привели к расколу церкви, возникновению «старообрядческого» движения. С 1666 года старообрядцы подвергались судебному преследованию на государственном уровне. В результате это вызвало довольно массовые репрессии против противников никоновских церковных реформ. Многие старообрядцы были вынуждены переселиться в окраины или даже за границу. Поэтому на территории современной Латгалии (восточная часть Латвии), входившей в то время в состав Речи Посполитой, поселилась большая община старообрядцев. В Даугавпилсе до сих пор проживает довольно многочисленная старообрядческая община. Конфликт между православными и старообрядцами не исчерпан полностью до сих пор.
Синодальный период
Петр I опасался большого влияния церкви на политическую жизнь внутри государства, что мешало проведению реформ, которые он планировал инициировать. Когда в 1700 году патриарх Адриан умер, Петр I запретил церкви назначать нового главы, а через некоторое время учредил Святейший Синод. Синод был своего рода парламентом, имевшим право принимать решения, связанные с церковной жизнью. Такой орган долгое время существовал в большинстве православных церквей и ставил своей целью ограничение власти патриарха. Однако в русской традиции патриарх всегда был единоличным правителем церкви.
Синод, образованный Петром I, был государственным органом, членом которого был сам царь. Это привело к ослаблению позиций церкви. Церковь стала более закрытой; доступ к духовенству из других социальных слоев был ограничен. Все духовенство фактически стало государственными чиновниками. Этот статус сохранялся до революции.
Второй патриарший период
В 1917 году Русская Церковь воспользовалась сложной политической ситуацией для укрепления своего авторитета в обществе. Несмотря на то, что многие члены Временного правительства выступали против восстановления власти патриарха, успехи антирелигиозных по своим взглядам большевиков позволили церкви «продавить» свои позиции.
Однако следует отметить, что церковная иерархия не была восстановлена в первоначальном виде. Святейший Синод остался, и был организован Высший Церковный Совет. Оба органа не давали Патриарху абсолютной власти над церковью, и каждому из них предоставлялась своя власть. Синод занимался вопросами церковного служения, а Высший Церковный Совет занимался административными вопросами.
Победив в Гражданской войне, большевики поставили цель искоренить религию. Первоначально они приняли декрет о полном отделении церкви от государства. Но, по сути, любая деятельность священнослужителей воспринималась как подстрекательство к саботажу. Многие священнослужители были репрессированы: расстреляны или отправлены в ГУЛАГ.
К 1939 году строение церкви было почти разрушено; централизованного правительства не было. Большинство священнослужителей перешли на нелегальное положение и организовали так называемую Катакомбную церковь, сохранившую несколько сотен приходов и единую структуру управления.
Во время Великой Отечественной войны советское правительство искало дополнительные стимулы для поднятия боевого духа и сплочения своих воинов, поэтому прибегло к помощи церкви. Несмотря на официальную политику, было довольно много верующих, на которых Патриарх имел влияние. Поэтому во время войны религиозная деятельность была узаконена; было восстановлено много церквей.
Второй важной причиной ослабления антирелигиозной политики стали условия, которые поставили западные союзники. В октябре 1941 года президент Рузвельт через своего личного представителя заявил, что оказание помощи Советскому Союзу напрямую зависит от отношения государства к церкви.
В послевоенное время русская церковь не сталкивалась с таким жестким противодействием. Однако государство пыталось контролировать его и не допускало его массового распространения. Государство взимало налоги с деятельности церкви, которые были намного выше любых других налогов. Духовенству иногда приходилось платить до 85% налогов со своего дохода.
Новую антирелигиозную кампанию инициировал Никита Хрущев. Церковные структуры были поставлены в еще более жесткие налоговые и правовые рамки; средства массовой информации продвигали образ религии как пережитка прошлого. Однако попыток судебного преследования не было.
После отставки Хрущева до 1980-х годов отношения между государством и церковью оставались достаточно стабильными. Активная антирелигиозная кампания прекратилась, налоги стали несколько ниже, хотя они все равно были намного выше, чем налоги, взимаемые с других организаций.
В годы Перестройки впервые за много лет увеличилось количество новых церквей; почти все ограничения на религиозную деятельность были отменены; финансовые обязательства церкви были ослаблены. Поворотным моментом стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Закончился запрет на телевизионную трансляцию церковной жизни. Впервые в СССР люди смогли увидеть прямые трансляции церковных служб. Значимым признаком стал тот факт, что в 1989 г. около 300 священнослужителей стали депутатами парламента разного уровня.
Текущая ситуация
Сегодня Русская Православная Церковь имеет достаточно большое влияние в обществе и иногда играет важную роль в политической жизни страны.
Однако до сих пор было несколько кризисов: начиная с начала 1990-х годов Православная Церковь в Украине пытается получить независимость от Московского Патриархата. Этот конфликт обострился, и, скорее всего, будет раскол. Либеральные группы также выражают свое недовольство; они считают, что церковь и государство в наши дни слишком тесно связаны.
Краткая история Русской Православной Церкви
Автор:
Кент Нил, профессор и научный сотрудник Института полярных исследований Скотта, Кембриджский университет Санкт-Петербург: Путеводитель по культуре и многие другие книги
Православие — одна из основных мировых религий, а Русская Православная Церковь — самая крупная ее конфессия. Однако немногие знают его историю и духовное богатство. Новая всеобъемлющая книга Нила Кента заполняет этот пробел. Исследуются восточные корни Русской Православной Церкви, включая ее догматы, каноны и обычаи, а также политический и военный контексты, в которых она выполняла свою миссию на протяжении веков. Зажатая между католическими силами дореформационной Европы на западе, монгольскими степными империями на востоке и исламскими цивилизациями на юге, Россия и ее Церковь в Средние века оказались в трудном положении.
Величайшая сила Русской Православной Церкви заключалась в духовной силе ее литургии, молитвенности, икон и монашеской жизни. Но даже когда Церковь укрепила свою власть под руководством своего митрополита, а затем и патриарха, она вступила в конфликт с политическими правителями, стремившимися ее подорвать. После победы над иностранными вызовами Церковь претерпела болезненную реформацию и раскол, в конце концов перейдя под контроль правительства. Церковь пережила этот «вавилонский плен» и, в философском и духовном плане, процветала при царском правлении, все еще сталкиваясь с растущей оппозицией.