История Москвы, Россия
- Главная
- Росcия
- Москва
- История Москвы
Славная история города охватывает более восьми с половиной веков. Город неоднократно завоевывался, уничтожался и вновь возрождался из пепла… Первое упоминание о Москве в летописи относится к 1147 году. Эта дата стала годом рождения города. А вот основание Москвы принадлежит суздальскому князю Юрию Долгорукому. В 1156 году на обрывистом лесистом Боровицком холме, что высился над Москвой-рекой и устьем реки Неглинной, на месте древнего поселения построил князь новую деревянную крепость – будущий московский Кремль.
Будучи сначала дальним уделом Владимиро-Суздальского княжества, молодая Москва уже до начала XI в. превратилась в огромный средневековый город — символ русского народа и государства. Родоначальником династии московских князей стал сын Александра Невского — Даниил Александрович. Именно он сделал первые важные шаги на пути подъема Москвы в XIV в., объединяя раздробленные русские земли вокруг Москвы — будущего центра Российского государства.
Неоднократно пытались покорить Москву многочисленные враги. В 1238 г. Москву разорил Батый. А в 1382 г. золотоордынскому хану Тохтамышу обманным путем удалось взять Москву. Кремль был сожжен дотла. В 1365 г. Москву уничтожил страшный Всесвятский пожар.
В период правления великого князя Ивана III (1462-1505) Москва стала столицей централизованного государства. Иван III стремился превратить Москву в «третий Рим» взамен утратившего свое значение Константинополя. В столице Руси в больших масштабах развернулось строительство укреплений и храмов, грандиозная перестройка Кремля, и, прежде всего, его соборов. Тогда же было положено начало оформлению Красной площади.
Строительство Москвы осуществлялось по кольцевому принципу. Словно кругами по воде расходились от исторического центра столицы – древнего Кремля – каменные стенные укрепления. Так за кремлевской крепостной стеной последовала стена Китай-города. За ней стена Белого города – по очертаниям которой теперь проходит Бульварное кольцо Москвы.
В XV в. Москва стала крупнейшим культурным центром, а по своей территории и численности населения превзошла Лондон, Прагу и другие европейские города.
С тех пор Москва является одним из крупнейших городов мира. На протяжении веков она оставалась выдающимся центром общерусской культуры, науки, искусства. Здесь было положено начало русскому книгопечатанию, здесь возник первый в России театр, здесь же был учрежден первый русский университет, предпринято издание первой русской газеты. История Москвы помнит многое: и более двух с половиной веков татаро-монгольского ига, и изнурительную борьбу с польско-литовскими интервентами, и спалившие город войска Наполеона, и только немецко-фашистским захватчикам так и не удалось войти в город.
Основание Москвы как чудо — МК
Свободная тема 4928
Поделиться
В начале сентября вот уже тридцать лет принято отмечать в Москве День города. Почему в начале сентября — никакие ученые умы нам не объяснят, так как это время выбрал в 1992 году мэр Москвы Юрий Лужков. Доподлинно известно из Ипатьевской летописи, что в 1147 году князь Юрий Долгорукий (сын князя Владимира II Мономаха) заложил град Москву по названию местной реки.
Была и есть еще река Неглинка (давно упрятанная в трубы), но князь выбрал Москву. Есть еще Яуза в том виде, что от нее осталось.
Об истории Москвы много чего написано. В 2009 году журналист, историк и писатель Рустам Рахматуллин выпустил книгу «Две Москвы, или Метафизика столицы». До него мало кто пытался посмотреть на Москву с философской позиции метафизики. У метафизики много научных определений. Скажем, из философских словарей можно узнать, что метафизика это «наука о сверхчувственных принципах и началах бытия». Марксизм-ленинизм метафизику считал предисловием к богословию и религии вообще, и, как сугубые материалисты, коммунисты метафизику считали заблуждением и всякое ее развитие душили на корню. У нас в России метафизика прямо не запрещена, но всегда под подозрением в союзе с богословием, теологией, и наши согласно Конституции светские власти развитие метафизики не поощряют.
До Рахматуллина особое сокровенное, нефизическое, духовное лицо Москвы можно увидеть у В.Гиляровского (см. его «Москва и москвичи») и особенно у И.С.Шмелева в его замечательном произведении «Лето Господне». Книга Рахматуллина была хорошо встречена рядом историков и просто читателей (не обязательно москвичей), но получила и прямо отрицательную реакцию от действительно хорошего знатока Москвы Льва Колодного в газете «Московский комсомолец». Я статьи Колодного с удовольствием читал и некоторые для себя и детей сохранил. По мнению Колодного, Рахматуллин трактует историю Москвы «с точки зрения средневекового монаха» и его противопоставление Москвы петровскому Петербургу, созданному «антихристом» Петром I, неуместно и надуманно. Не могу судить о метафизичности раскрытия лица чисто космополитического и прозападного города Санкт-Петербурга, каким его задумывал и осуществил Петр I и его последователи. Питер город европейский, а Москва восточноазиатская.
Писатель В.А.Солоухин был прав в том, что бесовская коммунистическая власть крушила и ломала именно русские города, и в первую очередь Москву, и в этом преуспела.
Десятков монастырей и сотен церквей она лишилась во времена советской власти. Один из ярых богоборцев Каганович, продавивший план сноса храма Христа Спасителя, мечтал убрать и Покровский собор на Красной площади. Для этого собрал некое совещание — с участием Сталина, с макетом Красной площади — и объяснял, что собор мешает потоку масс трудящихся в пролетарские праздники (мне об этом рассказывал один пожилой профессор, историк-архитектор). Каганович взял и убрал с Красной площади макет Покровского собора. Наступила пауза, но Клим Ворошилов поставил макет на место и сказал: «Так красивше».
Известно, что Петр I Москву не любил за Софьин стрелецкий бунт и за ее неевропейскую внешность. Он лишил ее формального статуса столицы, но Москва первопрестольной так и осталась, и «венчаться на царство» русские императоры ездили в Успенский собор Кремля, а это уже не метафизика, а, бери выше, сакральность, и иначе воспринимается символ центра управления Россией: «Москва. Кремль». Этим центром для русских никогда не был Зимний дворец или Смольный.
Москву тоже сильно уродуют и сам мавзолей, и оккультные сооружения: памятники Ленину, русофобам и ненавистникам славян Марксу и Энгельсу. У Кремлевской стены коммунисты закопали цареубийц Свердлова, Войкова и т.п. Кладбище около мавзолея устроили на месте рва вдоль стены Кремля, куда в давние времена сбрасывали (в так называемый Алевизов ров) тела казненных преступников и неопознанные трупы лиц, убитых лихими людьми, разбойничавшими по ночам в Москве. У стены и в стене есть прах вполне достойных людей, и тем более кощунственно устраивать на кладбище каток, играть в футбол и хоккей.
Обратите внимание, как оценивали значение для России Москвы и Петербурга потенциальные завоеватели России Наполеон и Гитлер. Наполеон практически прошел мимо столицы Российской Империи Петербурга, чтобы завоевать нестолицу Москву.
Рахматуллин в своей разгадке метафизики возникновения двух городов определился так: «У Руси две обетованные столицы — Киев и Москва. Обетование Киева дано в «Повести временных лет» апостолом Андреем. Обетование Москвы дано святым Петром, митрополитом Киевским, переместившимся в нее при Калите. Москва — Божественный замысел, а Петербург — человеческое умышление… Этот город построен человеческим волением».
Здесь у нас не хватит места порассуждать на тему о свободе воли, о чем ломали копья многие поколения философов. Пусть не обижаются философы, но философия здесь вторична. Первична религия, и об этом писали великие философы: Бердяев, Шпенглер, Гете. Кто сможет объяснить не верующим в силу Божьего промысла людям, как человек принимает решение и действует вопреки своей выгоде и обычному здравому смыслу? Здравый смысл меркнет только на фоне совершенного Богом чуда, которое все равно только для верующего чудо, а для атеиста-прагматика — случайность.
Это так и есть, и поэтому у каждого жизненного пространства есть как минимум метафизика… Мало на свете людей, которые не любят место своего рождения, место рождения своих предков, то есть то, что люди не задумываясь называют «малой родиной».
Тут А.С.Пушкин выставил нам нравственный критерий: «Два чувства давно близки нам, в них сердце обретает пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Есть, конечно, «безродные космополиты», которым будет жить везде плохо, потому что они бессердечны и бессовестны. Создатель Санкт-Петербурга Петр I среди прочих дел озаботился и сакральной составляющей своего города. Конечно, мощи апостола Петра ему забрать из Рима бы не дали, но доступно было перенести из маленького городка мощи святого благоверного князя Александра Невского, и появилась почти равная Троицкой Александро-Невская лавра (хотя, опять же, не «первопрестольная»)… Но душевную и даже духовную метафизику Петербурга трагически наполнили души тысяч ленинградцев, убитых или умерших в страшные блокадные дни.
Петербург был и остается в выигрышном положении по сравнению с Москвой в том, что он весь — историческая застройка со времен Петра I и иных последующих императоров и императриц, и там никакую плоскую современную стекляшку в 50 этажей не встроишь.
Москву же уродуют по сей день где и как хотят. Хрущев в древнем Кремле устроил уродливый Дворец съездов. Потом появился не менее уродливый т.н. Новый Арбат, который один известный советский писатель назвал «вставной челюстью Москвы». Лужковский Сити мог бы испортить лицо любого древнего города. А здание бывшего СЭВ — это разве русский, подходящий Москве стиль?
Хотите увидеть настоящую душу и даже дух Москвы? Найдите картину В.Д.Поленова «Московский дворик» (1878). Я 55 лет назад такие дворики еще застал и сам вырос в таком же, только Ивановский монастырь и храм Св. Владимира на Старых Садах были на другой стороне Большого Ивановского переулка, и были они без крестов, изуродованные советскими пристроечками. Кстати, в Питере таких двориков никогда не было. Их дворы-колодцы (кроме дворцов и дворянских гнезд) серые и мрачные. В московском дворике не придет в голову мысль Раскольникова взять топор и пойти убить процентщицу или убить императора (Павел I, Александр II).
Давно напрашивается жесткий федеральный закон, запрещающий архитектурный модерн в русских городах и уж точно в пределах Садового кольца в Москве.
Что же касается прочтения Москвы с «метафизической точки зрения средневекового монаха», то об этом хотелось бы только помечтать.
Подписаться
Авторы:
- Сергей Донцов
Дмитрий Песков Москва Россия Санкт-Петербург Киев
Что еще почитать
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
Пентагон подделал видео крушения беспилотника под Крымом
39220
КрымФОТО: T.
ME/KRYUCHKOVOLEGКакие изменения ждут жителей Германии в апреле 2023 года
15103
ГерманияДоплата 2 000 евро для пациентов с медицинской страховкой в Германии
14213
ГерманияКакую денежную купюру не стоит тратить: если ее хранить в кошельке, то она будет привлекать богатство
12436
КалмыкияВ Севастопольской бухте остановили движение транспорта утром 28 марта
9699
Крымфото: МК в Крыму
Из-за размытия дороги в селе Мельгуново под Рязанью закрыли проезд для транспорта
7651
Рязань
В регионах:Ещё материалы
Москва | История, география, население и карта
Последние новости
4 апреля 2023 г.
, 16:49 по восточноевропейскому времени (AP)
Адвокаты встречаются с заключенным американским репортером в московской тюрьме
Адвокаты, представляющие интересы американского репортера, арестованного в Россия по обвинению в шпионаже встретилась с ним в московской тюрьме впервые после его задержания
4 апреля 2023 г., 15:46 по восточноевропейскому времени (AP)
В Москве проходят переговоры, направленные на сирийско-турецкое примирение
Высокопоставленные дипломаты из России, Турции, Сирии и Ирана завершили двухдневные переговоры в Москве
4 апреля 2023 г., 14:48 по восточноевропейскому времени (AP)
Подозреваемый в теракте в кафе, в результате которого погиб российский блогер, заключен в тюрьму
Суд в Москве постановил, что женщина, подозреваемая в причастности к взрыву, в результате которого погиб российский военный блогер должен оставаться под стражей в течение двух месяцев в ожидании расследования
3 апреля 2023 г.
, 16:51 по восточноевропейскому времени (AP)
Защита заключенного американского репортера обжалует его арест в России
Суд в российской столице заявил, что адвокаты Американский репортер The Wall Street Journal, арестованный в России по обвинению в шпионаже, обжаловал свой арест
31 марта 2023 г., 14:32 по восточноевропейскому времени (AP)
Московская тюрьма для американского репортера использовалась в сталинских чистках репрессий с советских времен
Москва , Россия Москва , город, столица России, расположенный в крайне западной части страны. С момента первого упоминания в летописях 1147 года Москва сыграла жизненно важную роль в русской истории. Он стал столицей Московии (Великого княжества Московского) в конце 13 века; следовательно, жители Москвы известны как москвичи. Сегодня Москва — не только политический центр России, но и самый густонаселенный город страны, ее промышленная, культурная, научная и образовательная столица.
Более 600 лет Москва также является духовным центром Русской Православной Церкви.
Столица Союза Советских Социалистических Республик (СССР) до его распада в 1991 году. Москва привлекала внимание всего мира как центр коммунистической власти; действительно, название резиденции бывшего советского правительства и преемника российского правительства, Кремль (русский язык: Кремль), было синонимом советской власти. Распад СССР привел к огромным экономическим и политическим изменениям, а также к значительной концентрации российского богатства в Москве. Площадь 414 квадратных миль (1035 квадратных километров). Поп. (2010) город, 11 738 547; (оценка 2020 г.) город, 12 678 079 человек.
Характер города
Если Санкт-Петербург — это «окно в Европу», то Москва — сердце России. Это оптимистичный, яркий, а иногда и утомительный город. Большая часть Москвы была реконструирована после того, как она была оккупирована французами при Наполеоне I в 1812 году и почти полностью уничтожена пожаром.
Москва не переставала перестраиваться и модернизироваться, и в ней продолжают происходить быстрые социальные изменения. Советское прошлое России сталкивается с ее капиталистическим настоящим повсюду в стране, но нигде этот контраст не заметен так, как в Москве. Мавзолей Владимира Ильича Ленина остался нетронутым, как и многие унылые пятиэтажки эпохи правления Никиты Хрущева (середина XIX в.).50-х до середины 1960-х), но блестящие автомобили и супермаркеты в западном стиле, казино и ночные клубы одинаково заметны. Многие православные церкви, а также некоторые синагоги и мечети были восстановлены, новые театры Москвы вернули себе лидерство в драматическом искусстве, возродились и расширились традиционные рынки. Эти рынки, которые при Советах были известны как колхозные (колхозные) рынки и продавали в основном ремесленные изделия и продукты, теперь представляют собой более сложные предприятия розничной торговли.
Стало привычным сравнивать Москву с Санкт-Петербургом, ее соперником и бывшей (1712–1918) столицей России.
В то время как Санкт-Петербург впитал в себя западноевропейские влияния, Москва считается традиционным русским городом. В отличие от своего соперника, Москва имеет четко определенный центр города, отмеченный Кремлем. Другими характеристиками Москвы являются ее физическая планировка в виде радиальных спиц и колец, которые были расширены с течением времени, ее мешанина из архитектурных стилей и ее исторические здания, которые в основном были построены русскими архитекторами. Застройка Москвы была преимущественно деревянной до 19 века.20-х годов, когда в обиход вошли кирпич и камень.
Викторина «Британника»
Города мира
История Москвы — Прошлое, настоящее и будущее русского города
Название русского города происходит от реки, протекающей через него, Москва . Хотя точная дата основания метрополии неизвестна, она была впервые упомянута по имени в 1147 году и представляла собой удобное место для встреч, до которого можно было добраться по рекам и дорогам.
Средневековая Москва
Этот небольшой торговый пост рос и укреплялся в течение следующих нескольких столетий, строились церкви и монастыри. Однако в 13 веке монгольское нашествие года сожгло город дотла года и убило всех, кто там жил, а Москва стала Великим княжеством в составе Монгольской империи. Город процветал и в конечном итоге возглавил объединенную русскую армию в победе над монголами , а к концу 15 века стал столицей.
В 16-17 веках при Российском царстве население Москвы быстро росло, и были построены многие памятники, символизирующие город, от Новодевичьего монастыря до собора Василия Блаженного и Кремля. Несмотря на свой рост, он перенес 90 035 голода, эпидемий, нападений крымских татар и разрушительных пожаров 90 036 – неудивительно, учитывая, что большая часть города была построена из дерева.
Узнайте больше о нашей пешеходной экскурсии по средневековой Москве!
Под Российской империей
Когда Петр Великий основал Российскую империю в 1712 году и сделал Санкт-Петербург своей столицей, Москва внезапно отошла на второе место, а население быстро сократилось.
Однако в течение следующего столетия инфраструктура города была построена, и были созданы связи со столицей. Когда Наполеон вторгся в 1812 , жители Москвы были эвакуированы, но не раньше, чем якобы подожгли город, чтобы саботировать французские войска. Разрушение города было воспринято москвичами как большой успех, и впоследствии он был быстро восстановлен: Основан МГУ , построен Большой театр, поставлено сколько угодно памятников в честь победы города.
Все это время в Москве также наблюдался демографический бум, когда массовый приток крестьян переезжал в столицу из сельских ферм в поисках работы. В отличие от роскошных строений, город также был заполнен нищими трущобами, и растущее недовольство привело к революции .
Большевистская революция и Советская Россия
Массовые политические и социальные волнения спровоцировали попытку революции в 1905 году, но только в 1917 году движение действительно охватило Россию.
В этом году произошли Февральская и Октябрьская революции , за которыми последовала Гражданская война , которая закончилась упразднением монархии , казнью царской семьи и созданием Советского Союза социалистической политической партией, известной как Большевики . В 1922 году коммунистическое правительство сделало Москву из столиц снова .
Русская Армия одержала победу в обороне города от немецких наступлений в битве под Москвой во время Великой Отечественной войны , а советское руководство оставило свой след в столице в течение следующих пяти десятилетий. Модернизированные дороги, автобусы, поезда и метро модернизировали Москву; многоэтажные квартиры стали решением серьезного жилищного кризиса, а атеистическая идеология привела к разрушению или преобразованию более половины церквей страны. Остатки советского государства все еще можно увидеть сегодня в большей части города, например, в статуях и произведениях искусства по всему Московскому метрополитену.
В 1980 году в Москве проходили Летние Олимпийские игры , мероприятие, которое США и более 60 других стран бойкотировали из-за советско-афганской войны. Хотя это усилило напряженность времен холодной войны, охватившую две сверхдержавы, нельзя было отрицать, что Россия проводила либерализацию в ходе «перестроечных» реформ лидера Михаила Горбачева.
Москва с 1991 года
В 1991 году Советский Союз распался, а Москва осталась столицей Российской Федерации . Огромный рост населения с 1990-х годов означает, что в настоящее время это самый большой город на европейском континенте, где только в черте города проживает более 13 миллионов человек человек. Политические, экономические и социальные перемены «вестернизировали» Москву, что видно по наличию в городе международных сетей и по восстановлению снесенных при Сталине церквей, таких как Храм Христа Спасителя.
Заинтригованы? Наши пешеходные экскурсии по советской Москве, коммунистической Москве и бункеру 42 времен холодной войны погрузят вас в увлекательную историю города.

ME/KRYUCHKOVOLEG