Островский гроза содержание: Гроза Островского — краткое содержание по главам и явлениям

Содержание

Гроза Островского — краткое содержание по главам и явлениям

Меню статьи:

  • Главные герои пьесы
  • Действие первое: знакомство с героями
  • Действие второе: прощание с Тихоном. Тирания Кабановой
  • Действие третье: Катерина встречается с Борисом
  • Действие четвертое: признание в грехе
  • Действие пятое: Катерина бросается в реку

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза», написанная автором в 1859 году, –  очень популярная пьеса, которую играют на многих городских театральных сценах. Отличительная особенность произведения заключается в том, что герои четко делятся на угнетателей и угнетенных. Развращенные сердцами эксплуататоры не только не видят ничего зазорного в грубом отношении к зависящим от них, но считают такое поведение нормальным, даже правильным. Впрочем, чтобы вникнуть в суть пьесы, нужно ознакомиться с её кратким содержанием.

Главные герои пьесы:

Савел Прокофьевич Дикой – злобный, жадный и очень скандальный человек, купец, готовый обругать любого, кто позарится на его добро.

Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купчиха, властная и деспотичная женщина, которая держит в ежовых рукавицах не только своего сына Тихона, но и всю семью.

Тихон Кабанов – безвольный молодой человек, живущий по указке матери и не имеющий своего мнения. Он никак не может определиться, кто дороже – маменька, которую нужно слушаться беспрекословно, или жена.

Катерина – главная героиня пьесы, жена Тихона, страдающая от произвола свекрови, от поступков мужа, покорно подчиняющегося маменьке. Она тайно влюблена в племянника Дикого – Бориса, но до поры до времени боится признаться в своих чувствах.

Борис – племянник Дикого, испытывающий давление от своего дяди-тирана, который не желает оставлять ему положенное наследство и поэтому придирается к каждой мелочи.

Варвара – сестра Тихона, добрая девушка, еще незамужняя, сочувствующая Катерине и пытающаяся защитить её. Хотя обстоятельства и вынуждают её иногда прибегать к хитрости, Варя не становится плохой. Она, в отличие от брата, не боится гнева матери.

Кулигин – мещанин, человек, хорошо знающий семью Кабановых, механик-самоучка. Он отыскивает перпетуум-мобиле, старается быть полезным людям, воплощая в жизнь новые идеи. К большому сожалению, его мечтам не суждено сбыться.

Ваня Кудряш – конторщик Дикого, в которого влюблена  Варвара.  Он не боится купца, и, в отличие от других, может сказать правду ему в глаза. Однако, видно, что молодой человек, так же, как и его хозяин, во всем привык искать выгоду.

Действие первое: знакомство с героями

Явление первое.
Мещанин Кулигин, сидя на скамейке в общественном саду, смотрит на Волгу и поет. «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу» – обращается он к молодому человеку Ване Кудряшу. Вдруг они замечают, как купец Дикой, у которого Иван служит конторщиком, ругает своего племянника Бориса. Ни Ваня, ни Кулигин недовольны злым купцом, придирающимся к каждой мелочи.

В разговор включается мещанин Шапкин, и теперь беседа проходит уже между ним и Кудряшом, который хвастается, что смог бы при удобном случае усмирить Дикого. Вдруг сердитый купец и Борис проходят мимо них. Кулигин снимает шапку, а Кудряш с Шапкиным предусмотрительно отходят в сторону.
Явление второе.
Дикой сильно кричит на Бориса, ругая его за бездействие. Однако, тот проявляет полное равнодушие к словам дяди. Купец в сердцах уходит, не желая видеть племянника.
Явление третье
Кулигин удивляется тому, что Борис до сих пор живет с Диким и терпит его несносный характер. Племянник купца отвечает, что держит его не что иное, как неволя и объясняет, почему так происходит. Оказывается, бабушка Анфиса Михайловна невзлюбила его отца за то, что он женился на благородной. Поэтому родители Бориса жили отдельно в Москве, сыну и дочери ни в чем не отказывали, но, к сожалению, умерли от холеры. Скончалась и бабушка Анфиса, оставив завещание на внуков.
Но наследство они могли получить только в том случае, если будут почтительны к дяде.

Борис понимает, что с таким придирчивым характером дяди наследства ни ему, ни сестре не видать никогда. Ведь если свои такому домашнему тирану угодить не могут, племянник и подавно.

«Трудно мне здесь» – жалуется Кулигину Борис.  Собеседник сочувствует молодому человеку и признается ему, что умеет писать стихи. Однако, признаться в этом боится из-за того, что в городе его никто не поймет: и так достается за болтовню.

Вдруг входят странница Феклуша, которая начинает восхвалять купеческие нравы. Кулигин называет её ханжой, помогающей нищим, но издевающейся над собственной семьей.

Вообще, у Кулигина есть заветная мечта: отыскать перпетуум-мобиле, чтобы впоследствии материально поддержать общество. Об этом он рассказывает Борису.

Явление четвертое
После ухода Кулигина Борис остается один и, завидуя товарищу, сокрушается о собственной судьбе. Влюбленность в женщину, с которой этот молодой человек никогда не сможет даже поговорить, вызывает в душе грусть. Вдруг он замечает её, идущую со свекровью и мужем.

Явление пятое
Действие начинается с наставлений купчихи Кабановой своему сыну. Вернее, она приказывает ему, не терпя никаких возражений. А слабовольный Тихон не смеет ослушаться. Кабанова высказывает, что ревнует его к невестке: меньше сын стал её любить, чем раньше, жена милее родной мамы. В её словах сквозит ненависть к Катерине. Она убеждает сына быть строже с ней, чтобы жена боялась мужа. Кабанов пытается вставить слово о том, что любит Катерину, но мать непреклонна в своем мнении.

Явление шестое.

Когда Кабаниха уходит, Тихон, его сестра Варя и Катерина остаются наедине, и между ними происходит не очень приятная беседа. Кабанов признает, что абсолютно бессилен перед самовластием матери. Сестра упрекает брата за слабоволие, но ему хочется поскорее выпить и забыться, отвлекшись от реальности.

Явление седьмое

Теперь беседуют только Катерина и Варвара. Катерина вспоминает свое беззаботное прошлое, когда мама её одевала, как куклу и не принуждала ни к какой работе. Сейчас все изменилось, и женщина чувствует надвигающуюся беду, будто она висит над пропастью, а удержаться не за что. Бедная молодая жена сокрушается, признаваясь, что любит другого. Варвара советует встретиться с тем, к кому влечет сердце. Катерина боится этого.

Явление восьмое
Входит еще одна героиня пьесы – барыня с двумя лакеями – и начинает говорить о красоте, которая ведет лишь в омут, устрашая неугасимым огнем, в котором будут гореть грешники.

Явление девятое
Катерина признается Варе, что барыня напугала её своими пророческими словами. Варвара возражает, что полусумасшедшая старуха сама боится умирать, поэтому и говорит об огне.

Сестра Тихона волнуется, что надвигается гроза, а брата еще нет. Катерина признается, что ей очень страшно из-за такой непогоды, потому что, если вдруг умрет, предстанет перед Богом с нераскаянными грехами.

Наконец, к радости обеих, Кабанов появляется.

Действие второе: прощание с Тихоном. Тирания Кабановой.

Явление первое.
Глаша, служанка в доме Кабановых, упаковывает вещи Тихона, собирая его в дорогу. Странница Феклуша начинает рассказывать о других странах, где правят султаны – и все неправедно. Это очень странные речи.

Явление второе.
Варя и Катерина снова беседуют между собой. Катя, на вопрос, любит ли она Тихона, отвечает, что очень его жалеет. Но Варя догадывается, что объектом настоящей любви Катерины является другой человек и признается, что беседовала с ним.

Противоречивые чувства захлестывают Катерину. То она причитает, что будет мужа любить, ни на кого Тишу не променяет, то вдруг грозится, что уйдет, и не удержать её никакой силой.

Явление третье.
Кабанова напутствует сына перед дорогой и заставляет его приказать жене, как жить, пока его не будет. Малодушный Тихон повторяет за маменькой все, что нужно исполнить Катерине. Эта сцена унизительна для девушки.

Явление четвертое.
Катерина остается наедине с Кабановым и слезно умоляет его либо не уезжать, либо взять её с собой. Но Тихон возражает. Он хочет хотя бы временной свободы – и от мамы, и от жены – и прямо говорит об этом. Катя предчувствует, что без него быть беде.

Явление пятое 
Кабанова перед дорогой приказывает Тихону кланяться ей в ноги. Катерина в порыве чувств обнимает мужа, но свекровь резко обличает её, обвиняя в бесстыдстве. Невестке приходится подчиниться и тоже поклониться мужу в ноги. Тихон прощается со всеми домочадцами.

Явление шестое
Кабанова, оставшись наедине сама с собой, рассуждает о том, что молодые люди не придерживаются никакого порядка, даже попрощаться друг с другом нормально не могут. Без контроля старших над ними будут все смеяться.

Явление седьмое
Кабанова упрекает Катерину за то, что та не плачет за уехавшим мужем. Невестка возражает: «Не к чему», и говорит, что вовсе не желает смешить людей. Варвара уходит со двора.

Явление восьмое
Катерина, оставшись одна, задумывается о том, что теперь в доме будет тихо и скучно. Она жалеет, что здесь не слышно детских голосов. Вдруг девушка придумывает, как пережить две недели, пока приедет Тихон. Она хочет заниматься шитьем и раздавать бедным сделанное своими руками.
Явление девятое
Варвара предлагает Катерине тайно встретиться с Борисом и дает ей украденные у маменьки ключи от калитки с заднего двора. Жена Тихона боится, возмущаясь: «Что ты затеяла, греховодница?» Варя уходит.

Явление десятое
Катерина, взяв ключ, колеблется и не знает, как ей поступить. Оставшись одна, она со страхом рассуждает, правильно ли сделает, если воспользуется ключом или лучше выбросить его. В душевных переживаниях она принимает решение все-таки увидеть Бориса.

Действие третье: Катерина встречается с Борисом

Сцена первая
На скамейке сидят Кабанова и Феклуша. Беседуя между собой, они рассуждают о суете городской и тишине деревенской жизни и о том, что настали тяжелые времена. Вдруг во двор входит хмельной Дикой. Он грубо обращается к Кабановой, прося разговорить его. В беседе Дикой признается: он сам понимает, что жадный, скандальный и злой, однако, ничего не может с собой поделать.

Глаша сообщает, что исполнила повеление и «закусить поставлено». Кабанова и Дикой входят в дом.

Появляется Борис, который ищет своего дядю. Узнав, что он гостит у Кабановой, успокаивается. Встретив Кулигина и немного поговорив с ним, молодой человек видит Варвару, которая подзывает его к себе и с загадочным видом предлагает попозже подойти к оврагу, который находится за садом Кабановых.

Сцена вторая
Подойдя к оврагу, Борис видит Кудряша и просит его уйти. Ваня не соглашается, думая, что он пытается отбить у него невесту, но Борис по большому секрету признается, что любит замужнюю Катерину.

Варвара подходит к Ивану, и они вместе уходят. Борис оглядывается по сторонам, мечтая увидеть свою возлюбленную. Потупив взор, Катерина приближается к нему, но очень боится греха, который камнем ляжет на душу, если между ними завяжутся отношения. Наконец-то, после недолгих колебаний, бедная девушка не выдерживает и кидается Борису на шею. Они долго разговаривают, признаваясь друг другу в любви, а потом решают встретиться и на следующий день.

Действие четвертое: признание в грехе

Явление первое.
В городе, возле Волги, гуляют пары. Надвигается гроза. Люди переговариваются между собой. На стенах разрушенной галереи возможно различить очертания картин геенны огненной, а также изображение битвы под Литвой.

Явление второе.
Появляются Дикой и Кулигин. Последний уговаривает купца помочь ему в одном благом деле для людей: дать деньги на установку громоотвода. Дикой говорит в его адрес обидные слова, оскорбляя честного человека, который старается для других. Дикой не понимает, что такое «электричество» и для чего оно нужно людям, и сердится еще больше, особенно после того, как Кулигин дерзнул читать стихи Державина.

Явление третье.
Внезапно из поездки возвращается Тихон. Варвара в недоумении: что им делать с Катериной, ведь она стала сама не своя: на мужа боится поднять глаза. Бедную девушку сжигает чувство вины перед супругом. Гроза все ближе и ближе.

Явление четвертое
Люди стараются спрятаться от грозы. Катерина рыдает на плече у Варвары, еще больше чувствуя, что виновата перед мужем, особенно в тот момент, как видит Бориса, который выходит из толпы и приближается к ним. Варвара делает ему знак, и тот отдаляется.

Кулигин обращается к людям, убеждая, чтобы не боялись грозы, и называя это явление благодатью.

Явление пятое
Люди продолжают рассуждать о последствиях грозы. Некоторые считают, что она кого-то убьет. Катерина со страхом предполагает: это будет она.

Явление шестое
Вошедшая барыня напугала Катерину. Она тоже пророчит ей скорую смерть. Девушка боится ада как возмездия за грехи. Потом не выдерживает и признается домашним, что десять дней гуляла с Борисом. Кабанова в ярости. Тихон – в растерянности.

Действие пятое: Катерина бросается в реку

Явление первое.

Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости. Он находится в смятении чувств: с одной стороны досадует на Катерину, что согрешила против него, с другой – ему жалко бедную жену, которую грызет её свекровь. Понимая, что тоже не без греха, безвольный муж готов простить Катю, да вот только мама… Тихон признает, что живет чужим умом, и иначе просто не умеет.

Варвара не выдерживает укоров матери и сбегает из дома. Все семейство разделилось, став врагами друг другу.

Вдруг заходит Глаша и с грустью говорит, что Катерина исчезла. Кабанов хочет искать её, опасаясь, как бы жена не наложила на себя руки.

Явление второе
Катерина плачет, ища Бориса. Она чувствует непрекращающуюся вину – теперь уже перед ним.

Не желая жить с камнем на душе, девушка хочет умереть. Но перед этим еще раз встретиться с любимым. «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» – зовет она.

Явление третье.
Катерина и Борис встречаются. Девушка узнает, что он не сердится на неё. Любимый сообщает, что уезжает в Сибирь. Катерина просится с ним, но нельзя: Борис едет с поручением от дяди.

Катерина сильно тоскует, жалуясь Борису, что ей невероятно тяжело терпеть укоры свекрови, насмешки окружающих и даже ласку Тихона.

Очень не хочется прощаться с любимой, но Борису, хоть и мучается он от нехорошего предчувствия, что Катерине недолго осталось жить, все же надо ехать.

Явление четвертое
Оставшись одна, Катерина понимает, что возвращаться к родным ей теперь не хочется совсем: опротивело все – и люди, и домашние стены. Лучше умереть. В отчаянии, сложив руки, девушка бросается в реку.

Явление пятое
Родные ищут Катерину, но её нигде нет. Вдруг кто-то закричал: «Женщина в воду бросилась!» Кулигин с еще несколькими людьми убегает.

Явление шестое.
Кабанов пытается вытащить Катерину из реки, но мать строго-настрого запрещает делать это. Когда девушку вытаскивает Кулигин, уже поздно: Катерина мертва. Но выглядит как живая: одна маленькая ранка только на виске.

Явление седьмое
Кабанова запрещает сыну оплакивать Катерину, но тот осмеливается обвинить мать в смерти жены. Первый раз в жизни Тихон настроен решительно и кричит: «Вы её погубили!» Кабанова грозится дома строго поговорить с сыном. Тихон в отчаянии бросается на мертвое тело жены, говоря: «Я-то зачем остался жить да мучиться». Но уже поздно. Увы.

Жанр произведения

Жанр пьесы трактуют, как социально бытовую драму, и как трагедию. В этом произведении присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы. Эта пьеса соответствует направлению – реализма. Доказательством тому  – детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших городов, автор уделяет большее внимание описанию событиям которые произошли. Трагедия происходит в душе героя, изображают обостренная борьба внутри него. В итоге герой погибает.

Смысл названия “Гроза”

Гроза в пьесе символизирует не только погодное явление, но и как крах и очищение застойной атмосферы провинциального городка. Впервые о грозе заговорил Тихон когда происходила церемония прощания: “… Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихон имел в виду гнетущую атмосферу собственного дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Еще одна роль грозы “Праведный Божий гнев”.

Идея произведения ” Гроза”

Главной идеей описан конфликт девушки Катерины с “темным царством”. Катерина рассказала о личном детстве и отрочестве. Девочка не получила нормального образования. Катерина жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в дочке «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Девушка жила свободной счастливой жизнью. Катерина любила людей и окружающее вокруг себя: собственный дом, нищих людей, церковь, природу. В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому девушка и заставляет себя любить нелюбимого мужа. В скором, Катерина изменила чувствуя что, предала мужа и согрешила. Гроза в пьесе Островского символизирует как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни.

Автор: Виктория Давыдова

Читать онлайн «А. Н. Островский «Гроза». Основное содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения», И. О. Родин – Литрес

© – Родин И. О., 2006

Краткие биографические сведения

Островский Александр Николаевич

1823.31.3(12.4) – родился в Москве в семье чиновника-юриста Николая Федоровича Островского и его супруги Любови Ивановны (мать – родом из низшего духовенства). Детство и раннюю юность провел в Замоскворечье – особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом.

1831 – смерть матери.

1835–1840 – учится в 1-ой Московской гимназии. 1840–1843 – учится на юридическом факультете Московского университета. Курса не окончил.

1843–1851 – служба в московских судах, которая много дала Островскому как писателю. Первые опыты в литературе отмечены влиянием «натуральной школы» («Записки замоскворецкого жителя», 1847).

1847 – первое опубликованное драматическое произведение «Картина семейного счастья» (позднее – «Семейная картина»).

1850 – пьеса «Свои люди – сочтемся» (первоначальное название – «Банкрут»), принесшая писателю известность. Еще до публикации она стала популярной (в чтении автора и П. М. Садовского), вызвала одобрительные отклики Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Т. Н. Грановского и др. Пьеса была запрещена к постановке на сцене (впервые поставлена в 1861 г.), а автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции.

В своих литературных дебютах Островский придерживался направления, которое сам определил как обличительное, «нравственно-общественное».

Ранние пьесы Островского публиковались, как правило, в консервативном журнале «Москвитянин», в котором Островский активно сотрудничал и как редактор, и как критик (1850–1851). Входил в так называемую «молодую редакцию» журнала, с членами которой был связан личной дружбой. Отчасти под влиянием этого кружка и его главного идеолога А. А. Григорьева в пьесах Островского «Не в свои сани не садись» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854) зазвучали мотивы идеализации русской патриархальности, обычаев старины.

Пьесы Островского быстро завоевывают репертуар театров – в течение почти трех последующих десятилетий почти каждый сезон в московском Малом и петербургском Александринском театрах отмечен постановкой его новой пьесы.

С 1856 – постоянно сотрудничает с «Современником». В годы, предшествующие реформе (отмене крепостного права, 1861), в творчестве усиливаются социальные мотивы, критика существующих порядков («В чужом пиру похмелье», 1855; «Доходное место», 1857; «Гроза», 1859 и др.).

60-е гг. – продолжает развивать жанр, обращается к отечественной истории, создает ряд исторических пьес («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», 1861; «Воевода», 1864 и др. ). В конце 60-х гг. в творчестве Островского появляются новые типы – типы пореформенной России («На всякого мудреца довольно простоты», 1868; «Бешеные деньги», 1869; «Волки и овцы», 1875 и др.). В этих образах показываются новые типы людей – дельцов, приобретателей, вырождающихся патриархальных толстосумов, европеизированных купцов. Почти все драматические сочинения 70-х и начала 80-х гг. печатались в журнале «Отечественные записки».

1865 – создал Московский артистический кружок. 1869 – женится на М. В. Васильевой (Бахметьевой).

От этого брака у Островского было 4 сына и 2 дочери.

С 1870 – организатор и предводитель Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.

1873 – Островский создает своего рода поэтическую утопию по мотивам русского фольклора «Снегурочка».

В последние годы творчества Островский создает социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти («Бесприданница», 1878; «Таланты и поклонники», 1882 и др. ). В этих произведениях Островский стремился воплотить «внутреннюю борьбу героев», в некоторых отношениях предвосхищая пьесы Чехова. Драматургия Островского имела решающее значение для становления русского реалистического театра.

1882 – чествование Островского по случаю 35-летия творческой деятельности.

1884 – драма «Без вины виноватые».

1885 – принимает руководство московскими театрами (зав. репертуарной частью).

1886 – умер в с. Щелыково Костромской губернии.

Основное содержание произведения

Гроза

Драма в пяти действиях

Список действующих лиц:

Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе.

Борис Григорьевич – его племянник, молодой человек, порядочно образованный.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – богатая купчиха, вдова.

Тихон Иванович Кабанов – ее сын.

Катерина – жена его.

Варвара – сестра Тихона.

Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Ваня Кудряш – молодой человек, конторщик Дикого. Шапкин – мещанин.

Феклуша – странница.

Глаша – девка в доме Кабановой.

Барыня с двумя лакеями – старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.

Действие происходит в городе Калинове на берегу Волги, летом. Между 3-м и 4-м действиями проходит 10 дней.

Действие 1

Общественный сад на берегу Волги.

Явл. 1

Кулигин сидит на скамейке, Кудряш и Шапкин прогуливаются. Кулигин восхищается Волгой. Слышат, как в отдалении Дикой ругает своего племянника. Обсуждают это. Кудряш говорит, что Борис Григорьевич «достался на жертву Дикому», сетует на покорность обывателей, что некому «постращать» Дикого в темном переулке «этак вчетвером-впятером». Шапкин замечает, что кроме «ругателя-Дикого» «хороша тоже и Кабаниха», которая делает то же самое, но под видом благочестия. Добавляет, что недаром Дикой хотел Кудряша в солдаты отдать. Кудряш отвечает, что Дикой его боится, так как понимает, что он свою голову «дешево не отдаст». Жалеет, что у Дикого нет взрослых дочерей, а то бы он его «уважил».

Явл. 2

Появляются Дикой и Борис. Дикой ругает Бориса, тот покорно слушает, Дикой уходит.

Явл. 3

Борис рассказывает присутствующим о своей семье и домашних обстоятельствах. Бабушка Бориса (мать Дикого и отца Бориса) невзлюбила «папеньку» за то, что он женился на «благородной». Сноха со свекровью не ужились, так как снохе «очень уж тут дико казалось». Переехали в Москву, где растили детей, ни в чем им не отказывая. Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра в пансионе. В холеру родители умерли. Бабушка в городе Калинове также умерла, оставив внукам наследство, которое им должен выплатить дядя, когда они вступят в совершеннолетие, но только на том условии, что они будут с ним почтительны. Кулигин замечает, что ни Борису, ни его сестре не видать наследства, так как ничто Дикому не помешает сказать, будто они были непочтительны. Борис делает «что прикажут», а жалованья не получает – разочтут в конце года, как Дикому будет угодно. Все домашние боятся Дикого – он всех ругает, а ему ответить никто не смеет. Кудряш вспоминает, как Дикого на перевозе обругал гусар, которому он не мог ответить тем же, и как потом Дикой срывал злость несколько дней на домашних. Борис говорит, что никак не может привыкнуть к здешним порядкам. Кулигин отвечает: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе… В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А те, у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать…» Кулигин вспоминает, что Дикой ответил городничему, когда тот пришел к нему по жалобам работников, что их рассчитывают неверно: «Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!»

Появляется Феклуша с еще одной женщиной. Феклуша говорит, что вокруг «благолепие», что «в обетованной земле живете», благословляет «народ благочестивый», а особенно «дом Кабановых». Уходят.

Кулигин говорит о Кабанихе, что она «ханжа», «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Затем добавляет, что для общей пользы ищет перпетуум-мобиле (вечный двигатель), гадает, где бы достать денег на модели.

История создания «Гроза» Островского. Анализ произведения «Гроза»

«Гроза» А.Н. Островского — значительное и сильное произведение русской литературы второй половины XIX века. Привлекает внимание к интереснейшим событиям, происходящим в спектакле, и его непростым проблемам. Сама драма много раз экранизировалась, пользовалась немалым успехом у зрителей. Образ города Калинова, в котором происходит действие, символизирует заколдованный замкнутый круг, из которого невозможно вырваться, не ранив сердца и души.

История «Гроза» Островского

Иван Тургенев отзывался об этом произведении очень положительно, с особым трепетом и воодушевлением, подчеркивал огромный писательский талант Александра Островского. История создания «Гроза» Островского восходит к общественно-политической обстановке в стране пятидесятых-шестидесятых годов XIX века. Это был поворотный момент в истории и общественной мысли. В этот период все больше стало появляться литературы обличительного характера, и творчество А.Н. Островскому нужно было время. Темы, которые были тогда популярны и вызывали немалые споры: крепостное право, положение женщины в обществе и интеллигентность интеллигенции. А.Н. Островский в «Грозах» поднимает не менее актуальную тему — домашнюю тиранию, господство денег над жизнью и смыслом человека.

Годом написания драмы считается 1859 год, тогда же были поставлены первые пьесы в лучших театрах Москвы и Петербурга. В печати произведение появилось годом позже (1860). История создания «Гроза» Островского показывает, что произведение наиболее полно отразило общественно-политическую мысль того времени.

Значение названия

Если обратиться к смысловой нагрузке драмы, то ее название отражает основное состояние главных героев. Весь город Калинов живет в напряжении, что бывает и при ожидании грозы как явления природы: везде духота, не хватает свежего воздуха. Столь же мучительна и жизнь городских жителей: многие находятся в подавленном состоянии, под гнетом домашнего произвола. Гроза должна принести облегчение и освобождение. Герои ищут выход из сложной ситуации, но не умеют действовать самостоятельно, прислушиваются к голосу собственного сердца. В изображении таких персонажей А.Н. Островский («Гроза»). История драмы подчеркивает невозможность решения проблемы мирным путем и тщетность таких попыток.

Композиционно-идеологическая составляющая

Драма состоит из пяти актов, между третьим и четвертым действиями проходит десять дней. Всю пьесу можно разделить на четыре части: томительное ожидание, сопровождающееся томлением и страданием, подготовка к кульминации, кульминация, развязка. Много споров среди исследователей вызывает смерть Катерины. Сможет ли она продолжать жить в обществе, которое ее окружало, или нет? История создания «Гроза» Островского доказывает, что автор хотел показать сильную личность, способную подняться над обстоятельствами собственной жизни, поэтому он наделяет главную героиню цельностью натуры, несгибаемой волей и силой духа. .

Действительно, смерть Кэтрин предрешена. Если бы она не умерла по собственному решению, то была бы раздавлена ​​жестокими нравами, царящими в городе Калинове. Ей придется сломить свою свободолюбивую натуру и приспособиться к порядкам общества. Все ее внутреннее существо и душа были против этих приказов. Поэтому смерть для нее становится бегством, избавлением от гнетущих страданий и страха. Сердце Екатерины — вольная птица, которую она отпускает на волю.

Катерина

Приватно рисует непростую картину жизни главного героя Островский (Гроза). Анализ этого произведения показывает, что Катерина до замужества жила в любящей семье, где все уважали личный выбор и свободу друг друга. С замужеством Катерина потеряла связь со своей семьей и лишилась свободы. От того, что она так одинока и больна в доме Кабановых, оттого, что не может свыкнуться с его устоями, она вспоминает воспоминания о прошлом: «Была ли я такой? Я жила, ни о чем не тужила, как птица в дикой природе!»

Главный герой сильный или слабый? Был ли у нее выбор? Какое решающее событие привело ее к самоубийству? Неспособность изменить свою жизнь, быть рядом с любимым человеком, неумение найти выход из сложившейся ситуации, собственное стремление к свободе привели ее к этому поступку. Мы видим, что самоубийство совершается от безысходности, это не обдуманное и хладнокровное решение, а намеренное. По отношению к себе, своим мечтам героиня проявляет слабость, в то время как осуждающему ее обществу она не подчинилась и покончила жизнь самоубийством, подчеркнув индивидуальность своего характера.

«Темное царство»

Сюда входят представители старого общества с его жесткими моральными устоями. Это Савел Прокофьевич Дикий, Марфа Игнатьевна Кабанова. Эти люди никогда не изменятся: они настолько укоренились в старых привычках и мировоззрении, что находят смысл жизни в обучении молодежи, поругании современных нравов.

Дикарь любит тиранить свою семью: никто не смеет сказать ему и слова. Он всем недоволен, и никто не может ему угодить. Кабанов (Кабаниха) навязывает сыну и невестке свою волю, категорически отказывается принимать чужую точку зрения, отличную от его собственной.

Тихон Кабанов

Сын Марфы Игнатьевны Кабановой, человек слабый и безвольный. От маменького слова ни шагу, самостоятельного решения принять не может. Беззащитный, трусливый рисует его Островский. Об этом свидетельствует характеристика характера «Гроза», подчеркивающая приспособительные качества характера Тихона и его полное растворение под волей матери.

Варвара, сестра Тихона

Незамужняя девушка, дочь Кабановой. Его девизом является утверждение: «Делай, что хочешь, но чтобы это было шито-накрыто».

Особо не различает Островского. «Гроза», об этом свидетельствует анализ произведения, всячески противостоит волюнтаристскому характеру Варвары и чистоте души Катерины. Варвара делает ее хитрой и вольнодумной, а Катерина во всем предпочитает правду.

Борис

Племянник Дикого, живет в своем доме из милосердия. Молодой парень привык выслушивать выражение неудовольствия и наставления своего дяди, но если быть внимательным, то можно увидеть, как глубоко ранят его упреки Дикого, как неприятны ложь и лицемерие. Неспособность Бориса противостоять воле обладающей Диком силой как нельзя лучше подчеркивает произведение «Гроза». Островский сочувствует Борису. Природная деликатность героя не позволяет ему спорить с дядей, отстаивать свою точку зрения. Так или иначе, но Борис тоже является жертвой жестоких нравов, царящих в городе Калинове.

Образы в «Гроза» Островского Не отличаются особым разнообразием: Кабаних, Дикий, Варвара, Тихон, Борис — они могут приспособиться как одно целое. Одни подавляют, другие подчиняются. Все они противопоставлены Катерине — молодой женщине, сохранившей цельность натуры и силу духа. Таким образом, получается очень неоднозначно Работа «Гроза». Островский оправдывает слабость Катерины тем, что она жертвует своей жизнью, но наделяет мужеством и самоотверженностью. Не только частный случай, но и гибель России, ее неспособность жить по старому порядку, ведущая к краху, представлена ​​автором.

Семантический потенциал междометий в художественном тексте (на материале русского, английского и китайского языков) | Колесникова

Главная > Том 17 (2021) > Колесникова

Семантические возможности междометий в художественном тексте (на материале русского, английского и китайского языков)

Колесникова Светлана Михайловна, Маркова Елена Михайловна, Чибисова Анастасия Владимировна


Abstract

Семантическое отличие междометий от содержательных слов до сих пор является предметом научных споров: этот класс слов не имеет номинативной функции, многие из них не могут быть интерпретированы вне контекста, что делает их речевыми знаками для выражения эмоций, чувств и волеизъявления. В статье акцентируется внимание на категориальном статусе и семантическом потенциале междометий, а также их употреблении в устной, письменной речи и в художественных текстах (на материалах пьесы Островского «Гроза»). Статья содержит обзор литературы о статусе междометий в русистике и результаты исследований зарубежных лингвистов, обосновывающих существование равнозначных междометий в языках с разным строем. Сопоставительный анализ помогает выявить случаи совмещения/несовпадения формальных и семантических признаков междометий в языках с разным строем, в результате чего раскрывается семантический потенциал междометий русского, английского и китайского языков в художественном тексте, а также условия его осуществления.


Полный текст:
PDF

Ссылки

Алтай, А°.Ф., и Караазмак, Ф. (2018). Оценка взглядов преподавателей на использование семиотики на уроках английского языка. Журнал языковых и лингвистических исследований, 14 (4), 63–73.

Дингеманс, М. , Торрейра, Ф., и Энфилд, Нью-Джерси (2013). Является ли «А?» универсальным словом? Разговорная инфраструктура и конвергентная эволюция языковых единиц. The Plos One Staff, 8(11), e78273.

Фортунатов Ф.Ф. (2010). Сравнительное языкознание. Москва: КПАСАНД.

Германович А.И. (1966). Междометия русского языка. Киев: Наука.

Киреева Г.В. (2010). Междометие как показатель постепенности в современном русском языке. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева.

Колесникова С.М. (2012). Дифференциация частиц и междометий в предложении-слове. Учитель XXI века: Всероссийский журнал о мире образования, 4(2), 318–327.

Колесникова С.М. (2015). Функциональная грамматика: градуальность, оценочность, предикативность. Москва: Прометей.

Островский А.Н. (1859 г.). Шторм. Получено 6 декабря 2020 г. с: http://www.gutenberg.org/files/7991/7991-h/7991-h.htm#link2H_4_0003.

Островский А.Н. (1860 г.). Гроза. Получено 7 декабря 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *